Государственный Кадастровый Учет Земельных Участков 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный Кадастровый Учет Земельных Участков 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон четко определяет, кто может поставить земельный участок на кадастровый учет. Прежде всего – фактический собственник участка, в интересах которого он образуется.

Правом обратиться в Росреестр обладает также:

  • арендатор, заключивший договор аренды на срок более 5 лет;
  • пользователь земли, получивший участок на праве бессрочного пользования;
  • иные заинтересованные лица, например, организации и органы власти.

Заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет могут подать от имени указанных лиц их представители по доверенности.

Подача заявления и пакета документов не уполномоченным лицом является основанием для отказа в осуществлении любых юридически значимых действий.

Список документов для постановки земельного участка на кадастровый учет зависит от конкретной ситуации. В базовый пакет входит заявление о постановке на учет участка земли, а также:

  • основание возникновения прав на землю: договор безвозмездного или бессрочного пользования, аренды или акт государственного органа, на основании которого оно появилось;
  • межевой, технический план участка в виде электронных документов. На их основе подготавливается кадастровый план дачного дома, участка и иных объектов;
  • схема размещения участка на публичной кадастровой карте;
  • доверенность, если документы подает представитель, например, специализированная организация;
  • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию прав. Подается по желанию.

Поскольку это базовый пакет, в перечень необходимых документов могут быть включены и другие бумаги. Кроме заявления и электронных документов все справки предоставляются в двух подлинных экземплярах.

Закон определяет 59 оснований, по которым регистрационный орган вправе приостановить процедуру постановки на учет. В соответствии со ст. 26 ФЗ № 218, приостановка кадастрового учета земельного участка допустима в случаях, когда:

  • заявление и документы подает лицо, которое не имеет на это права;
  • предоставлен неполный пакет документов, они не являются подлинными, или содержат недостоверные сведения;
  • основание возникновения прав признано недействительным либо документ издан не уполномоченным органом власти;
  • объект не является недвижимостью;
  • границы одного участка накладываются на границы другого, в том числе, если это земли лесного фонда, особо охраняемых территорий либо другого населенного пункта;
  • при установлении границ нарушен порядок их согласования;
  • размер образованного участка меньше или больше предельных параметров, установленных для данной местности, и так далее.

Регистрационные мероприятия будут приостановлены до устранения причин, но не дольше, чем на 3 месяца. Если за это время заявитель не примет меры, ст. 27 ФЗ № 218 разрешает регистратору отказать ему в предоставлении услуги.

Новые положения Земельного кодекса позволяют зарегистрировать участок в любом регионе России. Это значит, что местонахождение надела не имеет значения. Например, участок в Нижегородской области можно зарегистрировать, находясь в Москве.

Способы представления документов для кадастрового учета позволяют гражданину выбор, который будет максимально ему удобен.

Кадастровый учет земли в 2021 году: что это и как проводится

При этом гражданин должен явиться лично или через представителя, уполномоченного на выполнение таких действий, с заверенной нотариально доверенностью. Требуемые документы передаются специалисту регистрирующего органа по расписке. На процедуру рассмотрения документов и постановки на учет отводится примерно пять дней.

Обращение таким способом аналогично первому, только обработка документов займет дополнительно еще 2 дня. Это связано с тем, что специалисты МФЦ принимают документы и передают их в Росреестр, а затем получают от них ответ.

Заявления о ГКУ должны рассматриваться в пятидневный срок. Эта норма установлена Федеральным законом 218-ФЗ. Однако, при обращении через МФЦ срок может быть увеличен на 2 рабочих дня.

Если одновременно с постановкой на кадастровый учет осуществляется регистрация права на землю, то срок становится больше и составляет 10 рабочих дней при обращении через Росреестр или 12 дней при обращении в МФЦ.

Если регистрация проходит по судебному решению, то информация вносится в базы за пять дней, а при аресте земли – в три дня.

Список документов для постановки земельного участка на кадастровый учет зависит от конкретной ситуации. В базовый пакет входит заявление о постановке на учет участка земли, а также:

  • основание возникновения прав на землю: договор безвозмездного или бессрочного пользования, аренды или акт государственного органа, на основании которого оно появилось;
  • межевой, технический план участка в виде электронных документов. На их основе подготавливается кадастровый план дачного дома, участка и иных объектов;
  • схема размещения участка на публичной кадастровой карте;
  • доверенность, если документы подает представитель, например, специализированная организация;
  • квитанция об уплате госпошлины за регистрацию прав. Подается по желанию.

Поскольку это базовый пакет, в перечень необходимых документов могут быть включены и другие бумаги. Кроме заявления и электронных документов все справки предоставляются в двух подлинных экземплярах.

Закон определяет 59 оснований, по которым регистрационный орган вправе приостановить процедуру постановки на учет. В соответствии со ст. 26 ФЗ № 218, приостановка кадастрового учета земельного участка допустима в случаях, когда:

  • заявление и документы подает лицо, которое не имеет на это права;
  • предоставлен неполный пакет документов, они не являются подлинными, или содержат недостоверные сведения;
  • основание возникновения прав признано недействительным либо документ издан не уполномоченным органом власти;
  • объект не является недвижимостью;
  • границы одного участка накладываются на границы другого, в том числе, если это земли лесного фонда, особо охраняемых территорий либо другого населенного пункта;
  • при установлении границ нарушен порядок их согласования;
  • размер образованного участка меньше или больше предельных параметров, установленных для данной местности, и так далее.

Регистрационные мероприятия будут приостановлены до устранения причин, но не дольше, чем на 3 месяца. Если за это время заявитель не примет меры, ст. 27 ФЗ № 218 разрешает регистратору отказать ему в предоставлении услуги.

Государственный кадастровый учет – это процедура официального признания земельного участка с индивидуальными характеристиками. Регистрацией занимается Росреестр. Хотя за процедуру не взимается госпошлина, общий размер расходов может составить 6-10 тыс. рублей. По результатам постановки на учет участку присваивается кадастровый номер и выдается кадастровый паспорт.

Новые положения Земельного кодекса позволяют зарегистрировать участок в любом регионе России. Это значит, что местонахождение надела не имеет значения. Например, участок в Нижегородской области можно зарегистрировать, находясь в Москве.

Способы представления документов для кадастрового учета позволяют гражданину выбор, который будет максимально ему удобен.

При этом гражданин должен явиться лично или через представителя, уполномоченного на выполнение таких действий, с заверенной нотариально доверенностью. Требуемые документы передаются специалисту регистрирующего органа по расписке. На процедуру рассмотрения документов и постановки на учет отводится примерно пять дней.

Обращение таким способом аналогично первому, только обработка документов займет дополнительно еще 2 дня. Это связано с тем, что специалисты МФЦ принимают документы и передают их в Росреестр, а затем получают от них ответ.

Заявления о ГКУ должны рассматриваться в пятидневный срок. Эта норма установлена Федеральным законом 218-ФЗ. Однако, при обращении через МФЦ срок может быть увеличен на 2 рабочих дня.

Если одновременно с постановкой на кадастровый учет осуществляется регистрация права на землю, то срок становится больше и составляет 10 рабочих дней при обращении через Росреестр или 12 дней при обращении в МФЦ.

Если регистрация проходит по судебному решению, то информация вносится в базы за пять дней, а при аресте земли – в три дня.

Информационная система ГКН (государственного кадастра недвижимости) содержит весь объём информации об объектах недвижимого имущества и представляет собой:

  • реестр недвижимого имущества, включая земельные территории;
  • дела с подробным описанием всех производимых с участком действий;
  • карту, на которой представлены интерактивные снимки всех участвующих в обороте территорий.

При необходимости частичные сведения о том или ином объекте недвижимости могут выдаваться гражданам в виде кадастровой документации. Они подлежат оформлению по определённым требованиям.

Главный кадастровый документ это паспорт кадастрового учёта. В его основу положены данные технической документации, полученной в результате проведения межевания. Без него осуществление имущественных сделок с наделом является невозможным. Основное сведение в паспорте – номер кадастрового учёта. Он выступает в роли кодового адреса объекта и на основании паспорта вписывается во все остальные документа на участок.

Определение кадастровой стоимости земельного надела осуществляется в момент постановки его на учёт или в момент проведения ревизии. Делается это в следующих целях:

  • для выкупа участка при покупке прав собственности;
  • для установления суммы налога на землю.

Выплаты при этом поступают на счёт региональных властей, поэтому некоторые оценщики могут намеренно завышать кадастровую стоимость. У собственника всегда есть возможность и законное право направить обращение в спец.комиссию при Росреестре с требованием перепроверки и возможного уменьшения стоимости. На это даётся шесть месяцев после проведённой оценки.

Конфликтные ситуации на почве имущественных отношений, которые не удаётся решить путём переговоров, требуют обращения в суд. К ним относятся:

  • разногласия с владельцами смежных участков в вопросе границ межи;
  • неточности, внесённые в документацию кадастрового реестра сотрудниками кадастровой палаты;
  • потеря или порча документов устанавливающих права на угодье;
  • процедура признания прав на собственность;
  • снижение кадастровой стоимости.

Согласно вынесенным судом постановлениям будут внесены обновлённые данные об участке в базу ГЗК. Заявление в ГКН о снижении суммы оценки, которое осталось без удовлетворения, может быть направлено в суд в форме исковых требований.

Важно! В случае отклонения иска судом первой инстанции, собственник вправе обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

В судебной практике существует множество примеров обращения с иском о снижении кадастровой цена объекта. Главным условием при обращении в суд является чёткое следование требованиям ФЗ и нормативно-правовых актов.

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Юристы АН «Правозем» напоминают, что межевание земельного участка обеспечивает юридическую сохранность его границ и защищает от посягательств на частную собственность, а также от мошенничества со стороны недобросовестных соседей, риелторов и других граждан. Не размежевав земельные участки, владельцы не смогут проводить с ними никакие нотариально заверенные сделки (продавать, дарить, менять и т.д.). Это связано с тем, что существует запрет на проведение сделок с земельными участками, границы которых не установлены по координатам.

К тому же без межевания участка нельзя будет получить кредит в банке под его залог или завещать другому лицу. При этом и претензии родственников после кончины владельца не будут удовлетворяться даже в судебном порядке. То есть, официальный владелец неразмежёванного участка теряет право распоряжаться им, как своей собственностью.

  • Во-первых, гражданам, у которых есть правоустанавливающая документация на земельные участки, но они не поставлены на кадастровый учёт. Соответственно, сведения об участках и их правообладателях отсутствуют в ЕГРН. Садоводам и огородникам, которые до сих пор не оформили права собственности на имеющиеся у них в пользовании земельные участки. А единственный документ, подтверждающий право на земельный участок, — это выписка из ЕГРН.

  • Во-вторых, гражданам, которые возвели или только планируют строительство здания на непромежёванном земельном участке. Без проведения межевания не получится получить уведомление о соответствии, которое необходимо для получения законного права на строительство, для государственной регистрации недвижимости и прав на неё. Незарегистрированное строение считается самостроем и подлежит сносу за счёт её владельца, если возведено в неположенном месте.

  • В-третьих, межевание необходимо тем, кто собирается изменить параметры своего земельного участка. К примеру, прирезать часть свободной прилегающей территории, разделить или объединить участки. А, может, изменить границы земельного участка для соблюдения установленных отступов объектов от размещённых на нём строений до границ.

Ранее, чтобы начать строительство жилого дома на землях, отведённых для ИЖС, ЛПХ или садоводства, требовалось получить в местной администрации градостроительный план земельного участка. Такой план выдавался при условии, что участок предварительно размежёван. Сейчас для начала работ по возведению жилого дома, застройщику такой план не требуется. Достаточно уведомить местную администрацию о предстоящем строительстве и получить уведомление о соответствии. Однако для получения уведомления о соответствии требуются сведения о границах участка, на котором планируется строительство.

Собственнику земельного участка площадью более 6 соток, приходится ежегодно платить налог за его использование. Согласно ФЗ № 334 размер налога рассчитывается с учётом кадастровой стоимости. Определяется же она, исходя из местонахождения и размеров земельного участка. Однако для того, чтобы определить кадастровую стоимость участка необходимо знать его точные границы, т.е. провести межевание. Иначе налог будет рассчитываться из рыночной стоимости участка, которая обычно выше кадастровой.

Ставка земельного налога в 0,3% и перечень земель, на которые она распространяется, определяется 394 статьёй НК РФ. Все остальные участки земли облагаются налогом в 1,5%. Изменять ставку по налогу вправе только местные органы государственной власти. Однако и сам владелец недвижимости может обратиться в Росреестр с заявлением о переоценке его собственности и снижении ставки налога. При этом в пакет документов, который потребуется приложить к заявлению, входит и межевой план участка.

Есть случаи, когда процедура повторного межевания собственного участка просто необходима. Это может понадобиться, когда размеры участка были изменены и владелец решил зарегистрировать новые границы. Если владелец решил объединить несколько своих участков в один или разделить участок на два и более. К тому же наличие нового межевого плана будет главным доказательством чистоты сделки при продаже земельного участка и повысит стоимость земли.

Прежде чем приступить к проведению кадастровых работ по межеванию, необходимо задуматься над выбором кадастрового инженера. Во избежание проблем с мошенниками, кадастрового инженера и его лицензию следует проверить на сайте Росреестра. После выбора кадастрового инженера и заказа услуги, с заказчиком составляется договор на оказание кадастровых услуг. На его основании юристы компании улаживают формальности с комитетом по градостроительству и получают разрешение на проведение работ. Необходимость сбора комплекта документации требует времени, что нужно учитывать собственнику при планировании межевания.

Затем кадастровый инженер и геодезист выезжают на территорию и проводят полевые работы. Они уточняют границы территории и проводят контурную съёмку земельного участка. Выявляют особенности участка и составляют перечень его собственников, если их несколько, для последующего занесения полученных сведений в межевой план.

В тех случаях, когда границы земельных участков не определены и сведения о них не внесены в государственный реестр недвижимости, владелец смежного участка может по ошибке, незнанию или преднамеренно передвинуть границы своего земельного участка на вашу территорию. Также это может происходить из-за кадастровых инженеров, не обладающих нужными знаниями. В подобных случаях соседи могут даже подать в суд с требованием освободить участок для их ли��ного пользования. Это приведёт к судебным тяжбам, в процессе которых будет трудно доказать, что межевание соседнего участка было проведено неверно и земля им не принадлежит.

Межевание земельного участка – это действия по определению его границ и месторасположения. Главной задачей межевания является доказательство прав собственника участка при возникновении различных спорных ситуаций.

Поставить участок на кадастровый учет можно и без межевания, если:

  • Границы участка точно известны и обозначены забором или другим ограждением.
  • У собственника земли нет конфликтов с соседями по поводу определения границ участка.

Для постановки на учет собственнику нужно подать заявление в кадастровой палате, предварительно собрав следующий пакет документов:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя.
  • Документы, подтверждающие право собственности заявителя на данный участок.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
  • Технические планы возведенных на оформляемом участке объектов или акт, подтверждающий их отсутствие.
  • Документ, подтверждающий принадлежность участка к определенной категории земель.

Рассмотрение заявления и проверка документов ведется около 10 дней, по истечении которых собственник получит кадастровый паспорт с пометкой о том, что границы данного земельного участка не установлены. После этого для внесения сведений об участке в Росреестр и получении свидетельства о регистрации права собственности необходимо обратиться в ФРС.

Межевание фактически является обозначением границ участка на местности и итоговым документом этой процедуры является межевой план.

Для проведения межевания собственнику или доверенному лицу необходимо собрать следующий пакет документов:

  • Документ, удостоверяющий личность собственника.
  • Кадастровая схема земельного участка.
  • Документы, устанавливающие и удостоверяющие права заявителя на участок.

Межевание и оформление межевого плана осуществляют кадастровые инженеры, у которых есть соответствующие сертификаты на проведение этой деятельности. Кадастровым инженером может быть как сотрудник геодезической компании, так и лицо, занимающееся данной деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

При межевании составляется акт согласования границ земли с подписями владельцев всех смежных участков. После завершения межевания инженер передаёт собственнику межевой план, который заверяется у нотариуса.

Список документов, необходимых для постановки земли на кадастровый учет с межеванием:

  • Документы, устанавливающие право собственности заявителя на участок.
  • Документы о принадлежности участка к определенному типу земель.
  • Межевой план.
  • Заявление о постановке на кадастровый учет.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Участок, который уже находится на учете в кадастре и имеет кадастровый паспорт, но у которого поменялся собственник является ранее учтенным Согласно законодательству РФ, к ранее учтенным земельным участкам относятся:

  • Земельные участки, кадастровый учет которых производился до 1 марта 2008 года;
  • Участки, на которые было зарегистрировано право собственности и которым были присвоены номера согласно установленному ФЗ №122 порядку, но кадастровый учет которых не был осуществлен.

Чтобы поставить на учет земельный участок как ранее учтенный, собственнику или доверенному лицу необходимо:

  1. Обратиться в территориальное подразделение Кадастровой палаты с заявлением- требованием о внесении новых данных об участке и документами на объект.
  2. Произвести уточнение границ земельного участка.
  3. При благоприятном исходе получить новое свидетельство через 18 дней.

Для чего требуется зарегистрировать в кадастре земельный участок? Своевременная и грамотная постановка земли на учет позволит избежать проблем с законом. Появится реальная возможность продажи, сдачи в аренду, а так же дарения или наследования земельного участка. Стоит отметить, что подобная процедура актуальна и для садового участка.

ВНИМАНИЕ! Кадастровый учет юридически подтверждает существование данного участка и оно заносится в Единый Государственный Реестр.

Любой гражданин, а так же его представитель может зарегистрировать землю в кадастре. Определим общий порядок регистрации:

  • Подача заявления и сбор документов.
  • Произвести постановку участка в кадастровой палате.
  • Зарегистрировать участок в УФРС (Федеральная служба регистрации договоров).

Первый и главный пункт — грамотный сбор и подача документов. Определим типовой набор бумаг для учета земельного участка. Совершеннолетний гражданин должен предоставить:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. документ, который подтверждает законное получение земли (договор купли-продажи, аренды, владения, наследования);
  3. права собственности на землю (если собственников несколько, то свидетельство потребуется от всех);
  4. если участок на момент регистрации в аренде, то потребуется согласие всех арендаторов;
  5. если земля находится в собственности государства, то потребуется разрешение от местной администрации;
  6. межевой план (заказывается заранее у специализированных организаций в бумажном и электронном виде);
  7. квитанция об оплате госпошлины.

При необходимости, если гражданин несовершеннолетний собственник потребуется разрешение опекунов.Для постановки земли на кадастровый учет потребуются копии всех необходимых документов.

Гражданин или его представитель обращается в Кадастровую палату. Заполняет заявление и прилагает копии всех документов. Далее оплачивает пошлину. Сделать это можно на месте. Конечно, для физических лиц она будет меньше, чем для юридических лиц. Многое зависит от субъекта РФ.

Гражданин отдает документы на регистрацию с чеком оплаченной пошлины. Сотрудник Кадастровой палаты выдает документ с четким указанием регистрации земельного участка.

Межевание — это процедура, при которой четко устанавливаются границы земельного участка. Для регистрации земли в Кадастровой палате, однако, не требуется в обязательном порядке проводить межевание. Процедура обязательна для граждан, которые хотят быть уверенными в сохранности своего участка. Исключить посягательство соседей и прочих третьих лиц.

Но на практике поставить на регистрацию земельный участок возможно при некоторых условиях. Первое — границы участка обозначены забором или иным ограждением. Второе — у соседей нет претензий по границам участка.

Чтобы подать документы на регистрацию земельного участка потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • оплата государственной пошлины;
  • технический план на возведенные постройки или подтверждение об их отсутствии;
  • документ, который подтверждает принадлежность участка к определенному типу земли.

Гражданин подготавливает перечисленные документы. Особое внимание стоит уделить на правильность и отсутствие ошибок. В противном случае регистрация затянется. Гражданин обращается в Кадастровую палату, оплачивает пошлину и встает в очередь.

Спустя 10 рабочих дней владельцу выдадут кадастровый паспорт. Но в документе будет четко указано, что границы участка не определены. Финальным шагом станет обращение в Федеральную регистрационную службу. Достаточно предъявить паспорт, документ подтверждающий право собственности и оплатить государственную пошлину.

Как выяснилось межевание вовсе не обязательная процедура при регистрации земельного участка. Но на практике не всегда можно четко определить границы участка. Существует множество ситуаций, когда соседи посягают на землю другого гражданина.

Для наглядности перечислим документы, которые потребуются для проведения межевого участка:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Кадастровый план участка.
  3. Документы, которые подтверждают право собственности на участок.

Итогом процедуры станет межевой план, который в данном случае обязателен для регистрации земельного участка. Межевания в настоящее время занимаются специальные организации. Но рынок предлагает множество частных кадастровых инженеров. Конечно, к ним стоит уделить особое внимание. Низкая цена должна насторожить гражданина.

Лучше воспользоваться компанией по совету знакомых или друзей. Конечно, можно изучить сайты компании и ознакомиться отзывами в интернете. Так или иначе специалист по межеванию обязан иметь подобающий сертификат на проведение работ.

«Дачной амнистией» называют федеральный закон, который вступил в силу в 2006 году. Документ подразумевает упрощенную схему регистрации земельного участка для любого гражданина. Рассмотри данный пункт подробнее.

Для начала следует получить выписки и прочие документы, которые докажут правомерность владения земельного участка. Делается это в местной Кадастровой палате. К тому же стоит удостоверится, что у соседей нет никаких претензий по вопросам границ или самого пользования участка. Проверке подлежит и наличие других собственников, а так же их притязаний и прав.

ВНИМАНИЕ! К слову, земельный участок не должен находится в чей-то собственности, включая аренду. Важно чтобы в отношении участка не проводилось межевание.

Когда предварительная подготовка прошла, и по документам все законно гражданин нанимает кадастрового инженера. Он проводит межевание земельной собственности. Уточняются или проводятся заново границы участка. Межевой план прилагается к пакету основных документов и будет основным документов для последующей регистрации.

Следующий шаг — передача собранных документов и ожидание выдачи кадастрового паспорта. После получения гражданин обращается в Росреестр и пишет заявление на обновление данных в ЕГРН. При положительном решении собственнику выдается документ о том, что участок оформлен законно и его границы четко определены.

Если по каким-либо причинам у гражданина есть возможность обзавестись дополнительными метрами земли, то он обязан их зарегистрировать. Отметим некоторые ограничения, которые закреплены законодательно. Например, нельзя присоединить к участку территорию, которая составляет более 10% от исходного.

Дополнительные ограничения по размерам может выставлять местная администрация самостоятельно.Рассмотрим список документов, которые потребуется чтобы расширить свой участок:

  1. Документ, подтверждающий права собственности на изначальный участок.
  2. Отказ потенциальных собственников (если их возможно определить), а так же соседей на приобретаемую землю.
  3. Разрешение местной администрации. Возможно с использованием данной земли планируется расширить дорогу.
  4. Объяснительная записка, в которой указывается на каких основаниях и почему дополнительный участок должны присоединить к вашей земле.
  5. Заново составленный кадастровый план и паспорт с учетом новой территории.

Гражданин обращается к услугам кадастрового инженера. Проводится повторное межевание с учетом дополнительной земли. Специалист выдает новый межевой план.

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Кадастровый учет земельных участков 2021

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков в 2021 году

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2020 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

Скачать форму заявления о государственном кадастсровом учете

Абсолютно любые сделки, касающиеся объекта недвижимости, требуют обязательного условия: существование имущества должно быть признано государством, а значит, зарегистрировано в Едином реестре.

Постановка земельного участка на кадастровый учет дает собственнику следующие преимущества:

  • фиксацию прав собственности на объект недвижимости;
  • право на продажу, обмен или дарение имущества;
  • установление четких границ участка.

Действующее законодательство допускает владение земельным участком, не зарегистрированным в Росреестре, однако строительство и проведение коммуникаций на его территории в этом случае недопустимы.

На государственном уровне кадастровый учет земельных участков необходим для сбора, консолидации, анализа информации и ведения статистики использования земельных ресурсов на территории РФ.

Для регистрации земельного участка в Едином государственном реестре собственник недвижимости или ее пользователь (при наличии договора аренды) должен обратиться с письменным заявлением в компетентный орган любым удобным способом:

  • лично, в МФЦ или Кадастровую публичную палату, расположенную по месту пребывания собственника;
  • через законного представителя, предварительно оформив и заверив у нотариуса доверенность на представление интересов;
  • отправив все необходимые документы по почте заказным письмом;
  • в режиме онлайн, через официальный сайт ЕГРП или портал Госуслуги.

Сроки внесения описания земельного участка в кадастр составляют:

  • 7 дней при условии, что все предоставленные документы не содержат ошибок и опечаток;
  • 12 дней при одновременной регистрации прав собственности.

При подаче заявки через МФЦ указанные сроки увеличиваются на 2 дня. По истечении указанного периода времени всем собственникам недвижимости будет выдан Кадастровый паспорт (при предъявлении паспорта гражданина РФ и расписки).

Постановка земельного участка или его части на кадастровый учет предполагает получение нового свидетельства, подтверждающего право собственности на зарегистрированную недвижимость.

Для этого, каждому из собственников необходимо обратиться с письменным заявлением в Регистрационную палату, приложив к заявке:

  • документ, удостоверяющий личность собственника или его представителя;
  • межевой план участка;
  • кадастровый паспорт;
  • договор, на основании которого получено право собственности;
  • квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины, в размере 200 рублей.

Чтобы проверить переданные документы и изготовить новое свидетельство потребуется около 2 недель, но для экономии времени желательно заранее позвонить в Регистрационную палату и уточнить точный срок изготовления документа.

В случае не обращения за новым свидетельством в течение 2 лет с момента получения Кадастрового паспорта, сведения о регистрируемом участке удаляются из реестра.

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

Правовые документы

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
  • Федеральный закон от 02.08.2019 N 267-ФЗ
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Ранее учтенными считаются земельные участки, оформленные в собственность до 1.03.2008 года, но не прошедшие процедуру кадастрового учета. Таким образом, данное владение должно пройти лишь процедуру кадастрового учета и межевания, что сократит сроки изготовления паспорта до 7 (в МФЦ — 9) дней.

Ситуация несколько осложняется при условии, что в Единый государственный реестр ранее была внесена неполная или неактуальная информация. Время обработки заявки, в таких случаях, несколько увеличивается для внесения необходимых исправлений и корректировок.

Как узнать, как узнать поставлен ли участок на кадастровый учет? Перед началом процедуры оформления собственнику необходимо узнать, что сведения о регистрируемом земельном участке отсутствуют в ЕГРН путем:

  • запроса при личном посещении Кадастровой палаты или МФЦ;
  • обращения к кадастровому инженеру или в организации, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг;
  • самостоятельного изучения кадастровых карт в режиме онлайн.

Последний способ не требует затрат времени и средств, но не является надежным, где информация на виртуальных картах может быть устаревшей и неактуальной.

1. Республика Татарстан (Атнинский, Зеленодольский и Пестречинский муниципальные районы).

2. Краснодарский край (город Армавир, Кореновский муниципальный район).

3. Пермский край (Добрянский городской округ, Пермский городской округ, Пермский муниципальный район).

4. Иркутская область (Иркутский муниципальный район, Ольхонский муниципальный район, Слюдянский муниципальный район).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2429

Участник эксперимента Информационный ресурс, в котором содержатся направляемые сведения
1. Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная государственная информационная система территориального планирования
2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий
4. Министерство культуры Российской Федерации Единый государственный реестр объектов культурного наследия
5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Единый государственный реестр недвижимости, Единая электронная картографическая основа, Федеральный фонд пространственных данных, Фонд данных государственной кадастровой оценки
6. Федеральная налоговая служба Государственный адресный реестр
7. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Реестр федерального имущества
8. Федеральное агентство лесного хозяйства Государственный лесной реестр (в части границ лесничеств), результаты государственной инвентаризации лесов
9. Федеральное агентство по недропользованию Федеральная государственная информационная система «Автоматизированная система лицензирования недропользования»
10. Федеральное агентство водных ресурсов Государственный водный реестр
11. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» Федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса
12. Субъекты Российской Федерации Государственный лесной реестр (за исключением границ лесничеств), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Региональный фонд пространственных данных, иные информационные системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащие в том числе пространственные данные

В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель — сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.

Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.

Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

Дачники получили право заказывать комплексные кадастровые работы Дачники смогут заказывать проведение комплексных кадастровых работ

Принят Государственной Думой 8 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015, 7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3978, 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87; N 7, ст. 975; N 32, ст. 5133; 2019, N 6, ст. 461; N 18, ст. 2211; N 31, ст. 4442) следующие изменения:

1) пункт 39 части 1 статьи 14 изложить в следующей редакции:

«39) участие в соответствии с федеральным законом в выполнении комплексных кадастровых работ.»;

2) пункт 36 части 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:

«36) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.»;

3) пункт 43 части 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«43) организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410; 2011, N 23, ст. 3269; 2013, N 30, ст. 4083; 2014, N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4370, 4377; 2016, N 1, ст. 72; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 53, ст. 8464; 2019, N 10, ст. 892; N 25, ст. 3170) следующие изменения:

1) в части 42 статьи 1 слова «В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении» заменить словами «При выполнении»;

2) в статье 421:

а) абзац первый части 1 дополнить словами «, или территориях, указанных в части 1 статьи 4211 настоящего Федерального закона (далее — территория выполнения комплексных кадастровых работ)»;

б) в пункте 5 части 2 после слов «реестровых ошибок в сведениях» дополнить словами «Единого государственного реестра недвижимости», слова «объектов недвижимости» заменить словами «земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства»;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Повторное выполнение комплексных кадастровых работ на территории кадастрового квартала (кварталов), ранее являвшегося территорией выполнения комплексных кадастровых работ, не допускается. В случае, если ранее такие работы были выполнены за счет внебюджетных средств в границах территории, указанной в части 1 статьи 4211 настоящего Федерального закона и представляющей собой часть кадастрового квартала (части кварталов), на оставшейся части территории кадастрового квартала (частях кварталов) допускается выполнение комплексных кадастровых работ, в том числе за счет бюджетных средств.»;

г) в части 41 слова «заказчику комплексных кадастровых работ» заменить словами «в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если заказчиком комплексных кадастровых работ является такой орган, либо в орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа»;

3) статью 422 изложить в следующей редакции:

«Статья 422. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ. Заказчики комплексных кадастровых работ

Кадастровый учёт и кадастровая деятельность

Только по письменному обращению. Заявитель (это может быть владелец или третье лицо) должен обратиться с заявлением в территориальную Кадастровую палату. Форма заявления может отличаться, поэтому следует уточнить ее у сотрудников Кадастровой палаты. Федеральный закон предусматривает также то, что документы для кадастрового учета разрешено подавать доверителям, с нотариальной доверенностью и паспортом.

Законом предусмотрено информирование заявителя не позднее 5 рабочих дней с момента осуществления кадастрового учета почтовым извещением, по электронной почте или другим предусмотренным Федеральным законом способом.

Кадастровая палата также производит следующие операции:

  • Внесение изменений в Росреестр касательно уже внесенных объектов недвижимости;
  • Исправление выявленных неточностей, несоответствий или нарушений при кадастровой регистрации (по постановлению суда, заявлению владельца или третьих лиц);
  • Дополнение информации по объекту недвижимости в рамках осуществления обмена сведениями с местными органами управления.

Порядок кадастрового учета также предусматривает возможность отказа по следующим причинам:

  • Постановка на кадастровый учет земельного участка, не являющегося объектом недвижимого имущества, при этом в Законе о кадастре не предусмотрена регистрация и учет данного вида недвижимости;
  • Если участок находится в совместной собственности (к примеру, долевое участие нескольких владельцев). Таким образом, невозможно производить учет в обход собственности на обладание третьими лицами;
  • Если в поданном заявлении были допущены ошибки или имеются несоответствия в свойствах и характеристиках объекта;
  • Если внесенные сведения в Росреестр о целевом объекте недвижимости имеют временный характер;
  • Если в Кадастровую палату обратилось третье лицо, которое не предоставило документ, удостоверяющий личность и нотариально подтвержденную доверенность;
  • Имеются нарушения в оформлении межевого плана, техплана, акта обследования или других предусмотренных процедурой документов;
  • Неполный пакет документов, требуемый для постановки на кадастровый учет участка земли;
  • Отсутствие документов на право владения.

Существует ряд технических условий, которые могут повлечь отказ от постановки на учет земельного участка: превышение максимального размера или нахождение в граничащих областях, а также если границы не согласованы с органами местного самоуправления. Кадастровая палата может отказать в праве постановки на учет при формировании нового объекта недвижимого имущества, на котором располагается здание, если проходит через несколько участков, но не имеет выраженных изолированных областей (разделений).

Необходимо предоставить такой пакет документов:

  • Заявление от владельцев, пользователей, арендаторов, или других лиц, кто имеет правовое отношение к целевому земельному участку (строго по форме территориальной Кадастровой палаты);
  • Межевой план, который был утвержден уполномоченными лицами;
  • Паспорт гражданина РФ (либо доверенность);
  • Правоустанавливающие документы (если имело место разделение участка или долевое участие, необходимо предоставить письменное согласие всех правообладателей и заинтересованных лиц).

Учет земельных участков осуществляется абсолютно бесплатно, однако, стоит учитывать необходимость проведения дополнительных процедур, экспертиз или замеров в рамках процедуры постановки на учет.

Согласно закону о кадастре, предусмотрены следующие временные рамки:

  • Внесение изменений в Росреестр или исправление сведений должно происходить не позже чем через 20 дней.
  • Выписка об учете предоставляется не позже 5 дней с момента обращения;
  • Получение сведение из госкадастра – не позже 15 дней.

Кадастровый учет осуществляется под контролем сотрудников Кадастровой палаты. Если вы предоставляете документы для учета, в обязательном порядке требуйте расписку с полным перечнем изъятых документов, вплоть до ксерокопий и тем более паспортов и справок.

Упрощенную процедуру постановки на учет ваших земельных участков вы сможете заказать в Центре кадастра и регистрации «Стар Сервис», в том числе и для сложных случаев, с долевым участием и необходимостью юридического сопровождения.

Вид услуги Сроки Цены
Постановка на кадастровый учет 10 рабочих дней от 15 000

Подать заявку на услугу

4. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение двадцати рабочих дней со дня включения органом регистрации прав копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Пункт 4 действует с 01.01.2021 (пункт 3).

5. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, включенном в фонд данных государственной кадастровой оценки.

6. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

7. Перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 4 пункта 2 настоящего Порядка, формируется и предоставляется в течение трех рабочих дней со дня их государственного кадастрового учета (в том числе государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений ЕГРН о них), внесения в ЕГРН сведений о них как о ранее учтенных объектах недвижимости.

8. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 1 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости, актуальные по состоянию на день принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

Пункт 8 действует с 01.01.2021 (пункт 3).

9. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех объектах недвижимости (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют отдельные сведения, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки и соответствующие такому решению.

10. В перечень объектов недвижимости, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящего Порядка, включаются сведения ЕГРН обо всех вновь учтенных, ранее учтенных в ЕГРН объектах недвижимости, в сведения ЕГРН о которых, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 27, ст. 4294; 2019, N 25, ст. 3170; далее — Закон о государственной регистрации), за исключением сведений, указанных в пунктах 2, 4 — 8, 20 — 22, 25 — 27 части 4 и в пунктах 1, 13 — 15, 19, 20, 22, 23 части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации, внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки (за исключением сведений об объектах недвижимости, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения хотя бы об одной из характеристик, указанных в пункте 13 настоящего Порядка), актуальные по состоянию на дату начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения соответствующей государственной кадастровой оценки.

Как выполняется кадастровый учет земельного участка?

До этого марта в абсолютном большинстве случаев гражданам приходилось проводить кадастровые работы за свой счет, в индивидуальном порядке. Это довольно-таки не дешево — в среднем 8-14 тысяч рублей для стандартного садового участка.

Существовали и комплексные кадастровые работы. Это когда размежевывается не один участок, а целая территория — допустим, все садоводческое товарищество. Такие работы могли заказывать местные органы власти за счет бюджетных средств, то есть бесплатно для садоводов. Но поскольку этих самых средств обычно не хватает, процесс шел ни шатко, ни валко.

Теперь, с 23 марта, комплексные кадастровые работы можно заказать и от имени садового товарищества как юридического лица или инициативной группы садоводов. Это не бесплатно. Но гораздо дешевле, чем делать то же самое в индивидуальном порядке. Как сообщили «КП» в Росреестре, стоимость работ в расчете на участок снижается в среднем до 1300 рублей. Что явно лучше, чем платить 10 тысяч.

И другой важный момент — все «пограничные» конфликты, которые накопились в товариществе, тоже можно решить оптом.

-Данные работы позволяют сократить количество земельных споров, устранить имеющиеся ошибки. Снижается вероятность новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков, — объяснили корреспонденту «КП» в Росреестре.

Шаг 1, как поясняют в Росреестре, — договориться самим членам садоводческого объединения: все ли согласны потратиться на комплексные кадастровые работы.

Шаг 2 — уточнить в местных органах власти, не планируется ли проведение таких работ за счет бюджета на территории, куда входит СНТ. Нужно подать от имени СНТ запрос и дождаться ответа.

Шаг 3 — выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда — на выполнение именно комплексных кадастровых работ.

Шаг 4 — все споры по итогам работ рассматриваются в согласительной комиссии, после чего карта-план территории (в нашем случае садового товарищества) утверждается местным органом власти и направляется в Росреестр. Самим садоводам в индивидуальном порядке никуда с документами бегать не надо.

Уже возник вопрос, а можно ли заказать комплексные работы не для всего товарищества, а для части участков — если, допустим, кто-то не хочет платить даже 1200 рублей или просто в этом нет нужды, поскольку с границами все в порядке и они уже стоят на учете. Как пояснили в Росреестре, такого закон не предусматривает. Но комплексные кадастровые работы по любому не проводятся для тех участков, сведения о границах которых уже есть в ЕГРН (единый госреестр недвижимости), соответствуют установленным требованиям и не содержат никаких ошибок.

Кстати, по той же схеме комплексные кадастровые работы могут заказать и члены гаражных кооперативов — это законом тоже предусмотрено.

Как только услуга выполнена, заявитель приходит в кадастровую палату или МФЦ. Ему выдается кадастровый паспорт или иной соответствующий документ.

Если собственник решил разделить или выделить имущество, то поставить на кадастр нужно все объекты одновременно.

После того как земля поставлена на учет, необходимо отправиться в Росреестр и получить обновленное свидетельство на участок. Для этого в местную регистрационную службу или МФЦ заявитель предъявляет такие документы:

  • заявление;
  • паспорт или учредительная документация;
  • кадастровый паспорт;
  • технический или межевой план;
  • правоустанавливающая документация на жилье;
  • квитанция об оплаченной госпошлине (сумма аналогичная – 200 рублей для граждан и 600 рублей для компаний).

Заявителю выдается свидетельство, после чего процедура завершается.

Есть несколько оснований для отказа заявителю в постановке на учет.

  • Заявителем выступил человек, который не имеет на то правомочий (или когда доверенность оформлена неправильно, больше не действует).
  • К земле нет прохода.
  • Через землю проходит граница определенного населенного пункта.
  • Заявитель предоставил не все запрашиваемые документы, в справках и свидетельствах были выявлены ошибки, недостоверные сведения.
  • Земельный надел образуется из других объектов недвижимости посредством соединения, выдела или другого способа, не предусматривающегося законодательством.

Также заявителю откажут, если земля не подлежит официальному учету. К таким землям относятся следующие:

  • территории для нужд государства;
  • водные, лесные фонды;
  • природные заповедники, памятники и другие земли, которые находятся под усиленной охраной;
  • объекты, которые нельзя приватизировать;
  • земельные наделы, чьи размеры больше разрешенных или меньше минимально установленных.

Заявитель получит письменный документ, в котором будут подробно описаны причины отказа. Далее он может или устранить недочеты, или инициировать судебное разбирательство и обжаловать решение. Обращение в суд целесообразно, если отказ в постановке на учет безосновательный.


Похожие записи:

Добавить комментарий