Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат суммы излишне уплаченного налога производится». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Найти переплату по налогам может как сам налогоплательщик, так и налоговые инспекторы. Вы можете заказать акт сверки в налоговой инспекции или проверить свои перечисления в личном кабинете на сайте ФНС. В течение пяти рабочих дней после подачи документов налоговики должны оформить акт сверки и направить налогоплательщику.
Если переплату первыми обнаружили налоговики, они обязаны известить организацию — в течение 10 рабочих дней они должны выслать письменное сообщение и указать дату выявления переплаты (п. 3 ст. 78 НК РФ). Датой обнаружения переплаты считается день, когда инспектор обнаружил излишки по конкретному налогу. Независимо от того, сообщила налоговая инспекция о факте излишней уплаты налогоплательщику или нет, переплатой можно распорядиться в течение трёх лет с момента возникновения.
Налоги в бюджет за налогоплательщика может перечислить любое другое лицо — организация, предприниматель или гражданин без статуса ИП (абз. 4 п. 1 ст. 45 НК). Но вернуть лишнее или зачесть уплату вправе только сам налогоплательщик. Третьи лица не могут этого сделать (абз. 5 п. 1 ст. 45 НК).
Возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
Если организация или ИП выявили переплату по налогам, то излишки можно зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте в ФНС для будущих платежей или вернуть деньги на расчётный счёт. Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Зачёт в счет недоимки
При наличии задолженности по другим налогам, сборам, штрафам, пеням, инспекторы в первую очередь погасят за счет переплаты недоимку перед бюджетом. Инспекция самостоятельно решает, долг по какому налогу можно закрыть и сообщает организации. Но они могут распорядиться только переплатой, которой не больше трёх лет.
Организация может самостоятельно подать заявление о зачёте с указанием конкретного налога. Желательно перед этим провести сверку расчетов с бюджетом. Если сумма, указанная в заявлении не будет совпадать с данными налоговой инспекции, налоговики вернут заявление.
Налоговая инспекция принимает решение о зачёте или отказе от зачёта излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:
- с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачёте в счёт конкретного налога;
- со дня получения заявления организации о зачёте в счёт конкретного налога, если организация подала такое заявление;
- со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом, если инспекция и организация провели сверку;
- с момента вступления в силу решения суда, если организация добилась зачёта через суд;
- со дня, следующего за днём завершения камеральной налоговой проверки, которая прошла без доначислений;
- если камеральная проверка выявила нарушения — со дня, следующего за днём вступления в силу решения.
Если недоимки нет, нужно направить в инспекцию заявление на зачёт денег по утвержденной форме КНД 1150057. Заявления о зачёте налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений.
Срок подачи заявления — в течение трёх лет с момента уплаты излишней суммы налога или взноса. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату — платёжное поручение или уточнённую декларацию. Налоговая инспекция должна принять решение о зачёте в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации.
Засчитывать переплату в счёт будущих платежей по налогам, сборам, пеням и штрафам других налогоплательщиков нельзя. Такой зачёт НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).
Для возврата денег на расчётный счёт, организация подаёт заявление по форме КНД 1150058 в течение трёх лет с момента переплаты. Чтобы принять решение, у инспекторов есть 10 рабочих дней с момента, как получат заявление или подпишут акт сверки. Через 5 рабочих дней налоговики обязаны сообщить организации или ИП о принятом решении (п. 9 ст. 78 НК). Через месяц — вернуть переплату на банковский счет. Если налогоплательщик ошибся и указал неверные реквизиты, возврат проведут после уточнения.
Возврат сумм излишне уплаченного налога — это право, а не обязанность налогоплательщика. Организация или ИП могут отказаться от своего права, что не противоречит п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России № 03-07-11/63803 от 11 декабря 2014 г.).
Пpи oбнapyжeнии cyбъeктoм пepeплaты пo oбязaтeльным взнocaм oн дoлжeн cнaчaлa пoнять, кaк oнa пoявилacь. Для этoгo нyжнo вocпoльзoвaтьcя cepвиcaми для бyxyчeтa и бизнeca (дocтyп к ним бecплaтный):
- Элeктpoнный бyxгaлтep иcпoльзyeтcя для вeдeния кoммepчecкoй дeятeльнocти и cдaчи oтчeтнocти в элeктpoннoм видe.
- B Oнлaйн бyxгaлтepии вeдeтcя yчeт зapaбoтнoй плaты, oтпycкныx, oплaты зa бoльничныe лиcты, бyxyчeт, cдaчa oтёчнocти чepeз интepнeт.
- Пpoвepкa кoнтpaгeнтa бecплaтнo являeтcя лyчшим cepвиcoм c тeкcтoвым пepeвoдoм.
- К Элeктpoннoй cдaчи oтчeтнocти бecплaтный дocтyп дeйcтвyeт в тeчeниe 3-x мecяцeв.
Пepeплaтa мoжeт вoзникнyть в cлeдyющиx cлyчaяx:
- ecли cyбъeкт дoпycтил oшибкy пpи yплaтe нaлoгoвoгo взнoca;
- ecли aвaнc пo итoгaм 12 мecяцeв oкaзaлcя бoльшe, чeм цифpa, yкaзaннaя в дeклapaции зa aнaлoгичный пepиoд. К пpимepy, нaлoг нa пpибыль yплaчeн в бoльшeм paзмepe, чeм нyжнo либo пepeплaтa пo итoгaм гoдa зaфикcиpoвaнa в oтчeтнocти пo УCН;
- пpи иcпoльзoвaнии нaлoгoвoй льгoты, кoгдa в oднo и тo жe вpeмя нaлoг yплaчивaeтcя юpидичecким лицoм и cнимaeтcя пo peшeнию ИФНC.
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.
Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.
3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.
Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.
Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.
Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.
B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.
Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.
Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.
Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.
Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.
Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.
B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.
Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.
Как вернуть переплату по налогам
Ecли cyбъeкт peшaeт нe вoзвpaщaть излишнe yплaчeнный нaлoг, oн мoжeт вocпoльзoвaтьcя зaчeтoм. Дeньги пoйдyт в cчeт пocлeдyющeй oплaты дaннoгo нaлoгoвoгo взнoca либo пoгaшeния зaдoлжeннocти пo дpyгoмy нe oплaчeннoмy в ФНC плaтeжy.
Пpи пpoвeдeнии зaчeтa дeйcтвyeт oднo вaжнoe ycлoвиe – взнoc мoжнo зaчecть иcключитeльнo в paмкax бюджeтa нa тoм жe ypoвнe. Этo знaчит, чтo излишки пo фeдepaльнoмy нaлoгy нe мoгyт быть зaчтeны в oплaтy peгиoнaльнoгo.
У ФНC ecть пpaвo пpи выявлeнии пepeплaты caмocтoятeльнo ocyщecтвить зaчeт пo дpyгoмy взнocy. Нaлoгoвикaм нe нyжнo coглacиe opгaнизaции.
Чтoбы пpoизвecти зaчeт cлeдyeт пoдaть cooтвeтcтвyющee зaявлeниe. Для eгo зaпoлнeния иcпoльзyeтcя фopмa КНД 1150057. Oтпpaвить eгo пoчтoй, пo интepнeтy (чepeз cпeциaльныe cepвиcы) или пoceтить ФНC личнo.
Cyщecтвyeт тaкжe вoзмoжнocть дeйcтвoвaть чepeз пpeдcтaвитeля.
Baжнo! Ocyщecтвить зaчeт мoжнo в тpexлeтний cpoк c тoгo мoмeнтa, кoгдa пpoизoшлa пepeплaтa.
Ecли кoмпaния xoчeт зacчитaть лишнюю cyммy в cчeт дaльнeйшиx взнocoв нyжнo пoдaть зaявлeниe в ФНC. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй дoлжны paccмoтpeть eгo зa 10 днeй и в пятиднeвный cpoк yвeдoмить нaлoгoплaтeльщикa o вынeceннoм peшeнии.
Ecли ФНC peшaeт caмocтoятeльнo cдeлaть зaчeт пepeплaчeнныx cpeдcтв пo oднoмy взнocy в cчeт дoлгa пo дpyгoмy, coтpyдник oбязaн выпoлнить этy пpoцeдypy в дecятиднeвный cpoк c мoмeнтa oбнapyжeния пepeплaты. Нa yвeдoмлeниe o пpинятoм peшeнии oтвoдитcя 5 днeй.
B cлyчaяx, кoгдa paзмep пepeплaты пpeвышaeт нeдoплaт, нaлoгoвики дeлaют зaчeт и в тeчeниe oднoгo мecяцa вoзвpaщaют ocтaвшиecя дeньги нa бaнкoвcкий cчeт. Нapyшeниe yкaзaннoгo cpoкa пoдpaзyмeвaeт нaчиcлeниe пpoцeнтoв, кoтopыe пoлaгaютcя нaлoгoплaтeльщикy.
Teм, ктo нe знaeт, кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц, cтoит oзнaкoмитьcя c пoлoжeниями зaкoнoдaтeльcтвa, peглaмeнтиpyющими этoт вoпpoc.
Кoгдa peчь идeт o вoзвpaтe нaлoгoвoй пepeплaты, пoдaeтcя зaявлeниe, зaпoлнeннoe в cooтвeтcтвии co cпeциaльнoй фopмoй. Cpoки eгo paccмoтpeния ФНC тaкиe жe, кaк и в cлyчae c вoзвpaтoм. Нaлoгoвaя oбязaнa вepнyть дeньги в тeчeниe мecяцa.
Пpи нecoблюдeнии вpeмeнныx paмoк нaлoгoплaтeльщик мoжeт oбpaтитьcя в cyд, чтoбы пoтpeбoвaть пoмимo вoзвpaтa пepeплaчeннoй cyммы eщe и пpoцeнтoв. Oбpaщeниe в cyдeбныe opгaны вoзмoжнo в тeчeниe тpex лeт.
Peглaмeнтиpyeт вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78. Имeннo нa ee ocнoвe cyд вынocит peшeниe.
У ФНC ecть пpaвo cпиcывaть co cчeтoм нaлoгoплaтeльщикoв нe oплaчeнныe cвoeвpeмeннo нaлoги, штpaфы и пeни. Oдoбpeниe cyбъeктa для этoгo нe тpeбyeтcя. B нeкoтopыx cлyчaяx тaкoe пpoиcxoдит пo oшибкe. Нaпpимep, в ФНC нe пpишлo плaтeжнoe пopyчeниe или caм плaтeльщик из-зa нeвнимaтeльнocти yкaзaл oшибoчныe peквизиты. Ecли пoдoбнoe cлyчилocь, нaлoгoвики oбязaны вepнyть нeзaкoннo yдepжaнныe дeньги.
Ecли y opгaнизaции имeютcя зaдoлжeннocти пo дpyгим нaлoгoвым плaтeжaм, из этoгo взнoca чacть мoжeт пoйти нa вoзвeдeниe нeдoимки, a ocтaтoк вepнyт нaлoгoплaтeльщикy.
Излишнe yплaчeнныe cyммы нaлoгa пoдлeжaт вoзвpaтy тaкoв зaкoн. Чтoбы ocyщecтвить этy пpoцeдypy нyжнo нaпpaвить в нaлoгoвyю cлyжбy зaявлeниe в пиcьмeннoм видe. B нeм излaгaeтcя cитyaция, пpилaгaeтcя пoдтвepждaющaя дoкyмeнтaция (квитaнция c пepeчиcлeнным плaтeжoм).
Taкжe yкaзывaeтcя нoмep cчeтa для вoзвpaтa.
Bнимaниe! Нa пoдaчy зaявлeния oтвoдитcя cpoк в 1 мecяц. Oн oтcчитывaeтcя c мoмeнтa нeзaкoннoгo yдepжaния дeнeжныx cpeдcтв. Пpocpoчкa yкaзaннoгo вpeмeннoгo oтpeзкa пpивeдeт к тoмy, чтo вepнyть дeньги мoжнo бyдeт тoлькo в cyдeбнoм пopядкe. 78 cтaтья нa вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa чepeз cyд oтвoдит 3 гoдa.
Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.
Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.
Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.
Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.
Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.
Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.
Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.
Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.
Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.
В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.
До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.
В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.
Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.
Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:
- зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
- зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
- при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
- установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.
Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.
Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.
В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.
Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.
Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.
Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.
Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.
Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.
Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.
Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.
При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.
Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.
Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.
В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.
Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.
Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.
Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.
Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.
Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.
Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.
Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.
Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В пунктах 32 — 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснены основные вопросы, связанные с возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченных налогов.
Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.
В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Судам необходимо принимать во внимание, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.
Возврат излишне уплаченного налога
- Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ17-3764, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд руководствуясь положениями статей 21, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) и учитывая правовую позицию изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, признал, что налогоплательщиком пропущен установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса срок для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал…
- Решение Верховного суда: Определение N 301-КГ17-5881, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 21, 23, 32, 52, 78 Налогового кодекса разъяснениями, изложенными в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока, установленного для обращения в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога…
- Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ16-10258, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Суды, установив, что налоговым не нарушены сроки проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, руководствуясь положениями статей 32, 78 и 88 Налогового кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», указали, что факт излишней уплаты налога мог быть установлен инспекцией только в ходе камеральной налоговой проверки, оконченной 24.10.2014…
Для того, чтобы вернуть излишне уплаченный налог, необходимо предоставить документы, которые бы подтверждали соответствующий факт. В качестве таких документов могут быть представлены:
- документы о размере перечисленного налога
- документы о наличии льгот по налогу
- декларация 3-НДФЛ
- справка 2-НДФЛ
- копии медицинских документов (договоров, чеков об оплате) и справок для налоговой, если возвращается часть НДФЛ
- копии документов об обучении и оплате обучения, если возвращается НДФЛ по этому основанию
- копия документов купли-продажи недвижимости, акты приема-передачи, документ, подтверждающий регистрацию права собственности
- иные документы
Конкретный перечень документов зависит от оснований возврата налога. Кроме того необходимо предоставить само заявление о возврате, копию паспорта и копию ИНН.
По общему правилу, налоговая должна принять решение о возврате налога или отказе в возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня, когда будет подписан акт совместной сверки.
Если заявление направлено в электронной форме, то налог должен быть возвращен в течение месяца.
Если налоговой проводится камеральная проверка, то вышеуказанный срок начинается исчислять после того, как истекут 10 дней со дня, кода будет завершена камеральная проверка, которая может проводиться в течение 3-х месяцев.
Таким образом, в общей сложности с учетом времени на камеральную проверку, срок возврата составляет около 4-х месяцев, если все документы оформлены правильно и у налоговой нет вопросов.
Налоговая может отказать в возврате излишне уплаченного налога. По каким основаниям может быть вынесен отказ налоговой? Например, если налогоплательщик обратился за возвратом налога по истечении 3-х лет, поскольку возврат производится максимум за 3 года.
Иногда, налоговая может отказать, если в заявлении на возврат не указана какая-то информация. В то же время имеется судебная практика, когда такой отказ обжаловали и суд вставал на сторону налогоплательщика.
С учетом указанного, налоговая может отказать возвращать уплаченный налог как на законных основаниях, так и не совсем на законных. Если отказ не основан на законе, тогда решение налоговой следует обжаловать.
Кроме того, в рамках этого периода уместно начисление процентов сверх суммы, предназначенной тому или иному человеку, начало которого определяется как следующий день после взыскания и продолжается до момента выплаты суммы по факту.
Что касается ставки процента, то она определяется в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального Банка, активной в конкретный временной период.
В юридической практике зачастую возникают случаи необходимости возврата суммы излишне уплаченного налога в т.ч. в рамках процедуры оптимизация налогообложения организации. Стоит отметить: у конкретного гражданина не должно быть недоимки в отношении других налогов этой группы. В противном случае ему необходимо осуществить зачет денежных средств в соответствующем размере, чтобы полностью погасить свою задолженность и получить право на возврат излишне уплаченного налога.
Мы работаем в направлениях:
- возврат излишне уплаченного налога юридическими лицами любой организационно-правовой формы собственности;
- возврат излишне уплаченного налога физическим лицом в т.ч. являющимся индивидуальным предпринимателем;
- обжалование отказа в возврате излишне уплаченного налога.
Обратитесь за помощью к нашему консультанту по налогам, он возьмет на себя досудебное урегулирование налоговых споров, процесс зачет возврат излишне уплаченных взысканных налогов, поможет решить проблему возврата налога без обращения в суд.
Читайте еще про консультации по налогам:
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.
Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.
В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.
Общие аспекты процедуры:
- Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
- Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
- Сроки:
- обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
- принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
- уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
- возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
- Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
- Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.
Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств
Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.
Порядок действий:
- Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
- Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
- Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
- В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.
Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам
В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.
Если вы подаете заявление:
- Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
- Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
- В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.
Если вами запрошена сверка:
- Дождитесь итогов сверки.
- Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
- Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом
В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.
При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.
Необходимо отметить, что в НК РФ не предусмотрено конкретных оснований, по которым ИФНС может отказать в возврате или зачете переплаты по налогам. Поэтому фактическое и формальное основание только одно – нет излишне уплаченного налога и, соответственно, нет права на возврат или зачет.
Если же говорить о причинах отказов, то, как правило, налоговый орган ссылается на следующее:
- Заявленная сумма переплаты не нашла подтверждения. Например, налогоплательщик посчитал, что допустил ошибку в расчетах, в учете, в составлении декларации, но ИФНС, напротив, установила, что все было сделано верно.
- Истек срок подачи заявления. Напомним, что он считается со дня внесения (уплаты) налога, а не с момента выявления переплаты. Так бывает, что переплата выявляется очень поздно, например, только раз в 3-5 лет проводимой инвентаризации активов и обязательств.
- Заявитель хочет сделать зачет, но сумма слишком велика, учитывая прогнозируемые налоговые обязательства и период их исполнения.
Перечисленное – несколько обобщенные варианты. На практике отказы, как правило, очень индивидуальны в конкретных причинах. Именно в этом и сложность. Бывает, что просто нет прецедентов, и приходится не только идти в суд, но и проходить все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.
Полезные материалы по теме:
Налоговые споры в арбитраже
Юридическая помощь:
Обжалование отказа в возврате излишне уплаченного налога
Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством. По информации ФНС, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль может быть подано в течение трех лет с даты представления декларации.
То есть вернуть или зачесть «старую» переплату, с момента возникновения которой прошло более трех лет, компания не сможет. Поэтому необходимо своевременно позаботиться о ее «судьбе».
Согласно письму ФНС от 1 ноября 2013 года № НД-4-8/19645@, НК РФ не определяет основания и порядок списания инспекцией излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет. Но с другой стороны, НК РФ и не препятствует списанию переплаты с истекшим сроком исковой давности на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, ревизоры вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе компании в восстановлении срока давности возврата суммы налога.
Что касается списания переплаты, то НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в пункте 7 статьи 78 НК РФ, при обращении компании в инспекцию с просьбой о списании указанных средств, в том числе сумм отмененных налогов. Вместе с тем списание указанных сумм без волеизъявления коммерсантов является неправомерным (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», 2014). Встречаются решения судов, в которых говорится, что если суд подтвердил невозможность вернуть переплату, то налоговый орган вправе ее списать (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2016 г. по делу № А27-14361/2015).
Решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей принимается инспекцией в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта совместной сверки (если она проводилась). Как было указано выше, зачет суммы переплаты в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится ревизорами самостоятельно. Такое решение принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения инспекторами факта излишней уплаты налога, либо со дня подписания акта совместной сверки, либо со дня вступления в силу решения суда.
Нормы НК РФ не препятствуют компании самой подать в инспекцию заявление о зачете переплаты с счет погашения недоимки. В этом случае решение ревизоров принимается также в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки. Решение о возврате переплаты принимается контролерами в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от компании о возврате переплаты или со дня подписания акта сверки. При этом сумма переплаты подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления.
По разъяснениям Минфина, данным в письме от 21 февраля 2017 года № 03-04-05/9949, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению компании в течение одного месяца со дня получения инспекцией заявления, в случае подачи уточненной декларации – в течение четырех месяцев.
Данная позиция подтверждается пунктом 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года № 98, согласно которому срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему периоду либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
Согласно Определению Конституционного суда от 21 июня 2001 года № 173-О, положения статьи 78 Налогового кодекса не препятствуют компании в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. И в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Поэтому в случае пропуска срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса, фирма может обратиться в суд для защиты своего права в пределах общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ (письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912).
С иском в суд компания вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда ею было выявлено нарушение своего права на своевременный зачет или возврат переплаты (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).
Обратите внимание
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.
С указанным соглашаются и нижестоящие суды (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2017 г № Ф08-3157/2017, АС Центрального округа от 5 июля 2016 г. № Ф10-1951/2016, АС Волго-Вятского округа от 5 апреля 2016 г. № Ф01-638/2016, АС Московского округа от 18 января 2016 г. № Ф05-18975/2015).
Вопрос определения времени, когда компания узнала или должна была узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности:
- установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату;
- определить, была ли у компании возможность для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
- проверить изменения законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
- выявить другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
При этом бремя доказывания обстоятельств возлагается на компанию (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 февраля 2017 г. № Ф01-6252/ 2016 по делу № А11-13538/2015).
Переплата налогов: всегда ли выгодно возвращать?
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением законных сроков, ревизорам на сумму переплаты, которая не возвращена, начисляются проценты в пользу компании за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Суммы процентов за несвоевременный возврат определяются исходя из фактического количества календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога и ставки процентов, которая определяется как ставка рефинансирования Центрального банка, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в году (Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов по зачетам и возвратам, утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@, письмо Минфина России от 18 июля 2017 г. № 03-05-04-03/45570).
В России устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 НК РФ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням.
Другими словами, зачесть переплату налога на имущество организаций можно в счет уплаты транспортного налога, но нельзя – в счет уплаты налога на прибыль, поскольку первые два налога – региональные, а последний – федеральный, хотя и уплачивается в федеральный и региональный бюджет. А вот зачесть переплату по НДС в счет уплаты налога на прибыль можно.
Согласно разъяснениям налоговой службы, данным в письме от 6 февраля 2017 года № ГД-4-8/2085@, правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса, распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и участников консолидированной группы налогоплательщиков (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому зачет переплаты соответствующего вида налога возможен в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.
Обратите внимание
Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.
А вот по вопросу зачета излишне уплаченной суммы НДФЛ в счет будущих платежей по этому же налогу ФНС сообщила следующее: пунктом 9 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, поэтому перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму налога, фактически удержанного из доходов сотрудников, не является уплатой НДФЛ.
В этом случае налоговый агент вправе обратиться в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджет.
Ревизоры в случае отсутствия у указанного агента задолженности по иным федеральным налогам, не являющейся НДФЛ, осуществляют возврат в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса.
Подтверждение факта ошибочного перечисления сумм по реквизитам уплаты НДФЛ, как и подтверждение факта излишнего удержания и перечисления НДФЛ, производится на основании выписки из регистра налогового учета за соответствующий период и сверки платежных документов.
Кроме того, возможен зачет таких ошибочно перечисленных сумм по реквизитам уплаты НДФЛ в счет погашения долгов по налогам соответствующего вида, а также в счет будущих платежей по иным налогам соответствующего вида.
Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.
Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.
Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.
Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.
О способе исполнения налоговой обязанности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).
В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Обеспечительными мерами могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
На основании п. 9 ст. 101 НК РФ налогоплательщик, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, вправе исполнить названное решение полностью или в части до вступления его в силу (причем подача апелляционной жалобы не лишает обозначенное лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части).
Налогоплательщик, реализуя данное право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, доначисленного решением инспекции, будучи несогласным с таким решением и обжалуя его в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Следовательно, суммы, уплаченные налогоплательщиком добровольно до вступления в силу решения о привлечении к налогового ответственности, должны признаваться излишне взысканными. Как указал АС ЦО в Постановлении от 31.07.2015 № Ф10-2276/2015 по делу № А14-12516/2014, субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения налоговых органов, будучи законопослушным участником этих правоотношений, не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов в отношении которого исполнялись принудительно.
Факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Составляем и подаем в ИФНС заявление на возврат переплаты
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 79 НК РФ). Для этого на основании п. 3 ст. 79 НК РФ организация должна подать в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне взысканного налога:
- в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога;
- со дня вступления в силу решения суда.
К сведению:
Если налоговики сами установят факт излишнего взыскания налога, то п. 4 ст. 79 НК РФ вменяет им в обязанность сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления названного факта по форме, установленной Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@. Указанное сообщение передается руководителю организации или его представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Заявление в налоговый орган может быть представлено:
- лично налогоплательщиком;
- в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
- через личный кабинет налогоплательщика.
В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, инспекция в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне взысканного налога принимает решение о возврате данной суммы налога (п. 2 ст. 79 НК РФ).
К сведению:
Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне взысканных налогов (в том числе форма решения о возврате), утверждены Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.
До истечения названного срока налоговики обязаны направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога с целью осуществления возврата налога налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Осуществив возврат, казначеи уведомят инспекцию о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Статьей 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность.
Обратите внимание:
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида производится только после зачета обозначенной суммы в счет погашения указанной недоимки в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Как указывает ФНС в Письме от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 со ссылкой на Определение КС РФ от 24.09.2013 № 1277-О, такое правовое регулирование позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога
Аналогичной позиции следуют судебные органы (см., к примеру, Постановление АС МО от 26.10.2016 № Ф05-2889/2016 по делу № А40-57347/2015).
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).
В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:
- зачесть в счет будущих платежей по НДС;
- зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
- вернуть на расчетный счет.
С 1 октября 2021 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.
К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
По новым правилам зачет или возврат переплаты будут производить любые налоговые инспекции, а не только по месту учета фирмы. Правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании.
Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2021 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.
Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.
Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.
Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.
Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата.
При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.
Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?
Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.
Готовя заявление на возврат или зачёт налога, обратите внимание, отражена ли переплата на лицевом счёте (карточке расчётов с бюджетом). Для этого можно провести совместную с ИФНС сверку (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ).
Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.