Как рассчитывается пенсия в 2021 году в беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается пенсия в 2021 году в беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год – до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Как изменится расчет пенсий в Беларуси с 1 января 2021 года

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

С нового года в Беларуси изменится порядок исчисления социальных пенсий

Расчет и начисление пенсии по возрасту происходит после подачи письменного заявления гражданина. Обращение нужно передать работодателю на последнем рабочем месте. Если это невозможно (ИП, безработные, творческие работники и т.д.), то необходимо напрямую обратиться в управление по труду, занятости и социальной защиты по месту жительства. Образец заявления можно посмотреть здесь.

Вместе с заявлением нужно подготовить:

  • паспорт или вид на жительство;
  • документы, рассказывающие о размере заработка за последние 26 лет (актуально для тех, кто должен получить пенсию в 2021 году);
  • документы, рассказывающие о стаже (трудовая книжка, документы о получении образования, военный билет и т.д.);
  • страховое свидетельство государственного страхования.
  1. Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
  2. Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
  3. Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
  4. Средняя пенсия по возрасту в 2020 году – 456,81 рублей.
  5. Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2020 года – 64,53 рублей. К ней полагается доплата размером в 196,29 рублей. Итоговая сумма – 260,82 рублей.

  • Декларация по подоходному налогу физических лиц за 2020 год 27.03.2021
  • Сведения о доходах физических лиц. Срок подачи — не позднее 01.04.2021 27.03.2021
  • Годовая бухгалтерская отчетность — 2021. Разъяснение МНС 24.03.2021
  • Отменен 20%-ный штраф на юр. лицо за несвоевременную уплату взносов в ФСЗН 21.03.2021
  • Учетная политика 2021. Курсовые разницы 20.03.2021

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

  • минимальной и социальной песни;
  • надбавок, доплат и повышений к пенсии;
  • пособий женщинам, которые своевременно встали на учет в медучреждение (до 12 недель беременности);
  • единовременных пособий, связанных с рождением ребенка;
  • пособий для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида;
  • пособий на детей в возрасте 3-18 лет во время воспитания малыша до 3 лет;
  • пособий для осуществляющих уход за инвалидом 1-й группы или гражданами, достигшими 80 лет.

Однако данное повышение не относится к трудовым пенсиям, так как их на их величину влияет изменение размера средней зарплаты сотрудников по республике.

С 1 февраля обновят данные по белорусам, не занятым в экономике. Те граждане, которые попадут в базу и располагают собственным жильем, будут оплачивать коммуналку ЖКХ исходя из полных тарифов.

Базу с нетрудоустроенными ежеквартально обновляют. Если гражданину необходимо представить в соответствующие органы документы о работе/учебе за рубежом, успеть это нужно в определенное число, то есть до 21.04, 21.07, 21.10, 21.01. К слову, в конце 2020-го А. Г. Лукашенко в рамках совещания по экономике дал распоряжение подключить милицию для поиска рабочих мест, если это понадобится.

В начала нынешнего года повышены тарифы на ТО и капремонт, домофоны, вывоз мусора, газо-, водо- и электроснабжение. В феврале уже каждый житель сможет заметить изменения по оплате коммуналки.

Отмечалось, что увеличение обслуживания коммунальных услуг будет осуществляться в 2 этапа. Запланировано очередное повышение на июнь. Для малоимущих граждан предусмотрены субсидии. Подобной господдержкой в 2020-м воспользовалось около 20,5 тыс. семей.

Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

Непрерывность стажа на размер пенсии никак не влияет, а вот сумма зарплаты значение имеет. При расчёте индивидуального пенсионного коэффициента человека будет учитываться не только то, сколько зарабатывал пенсионер, но и то, как его зарплата соотносилась со средней заработной платой по стране.

Рассмотрим на примере. Фактический заработок за каждый месяц за последние 27 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получается 1 – значит, зарплата была средней, если 1,5 – значит, в полтора раза больше, а если 0,5 – в полтора раза меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество отработанных месяцев. Таким образом получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой, которое и используют при расчете пенсии.

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

Наверное, каждый из нас хоть раз представлял себя на пенсии. Кто-то счастливый угощает внуков мороженным, кто-то путешествует, кто-то занимается цветами на даче или садит картошку. А также, наверное, каждый представлял, какого размера у него будет пенсия. Именно о пенсии, о ее видах и о другом, что с ней связано, мы сегодня и поговорим.

Пенсия – денежные выплаты, положенные людям, достигшим определенного законодательством возраста, а также – на основании других причин (наступление инвалидности, потеря трудоспособности и др.). Право на получение пенсии имеют граждане Беларуси и другие лица, проживающие на ее территории, а также граждане РБ, живущие за ее пределами (в отдельных случаях). Государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения – основные источники денежных средств для выплаты пенсий.

Чтобы претендовать на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет необходимо иметь достаточное количество общего и страхового стажа.

Общий стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Кстати, имейте ввиду, служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидом и пр. включаются в общий стаж.

Страховой же стаж (формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов) по состоянию на 2019 год составляет 17 лет. Но, имейте ввиду, в 2025 году он уже будет составлять 20 лет.

Для многих читателей нашей статьи актуальным может быть вопрос: «Как начисляют пенсию?». Попробуем ответить.

Согласно Законодательству Республики Беларусь, пенсия по возрасту назначается в размере 55% от среднемесячного заработка работника. Но в то же время, она не может быть ниже минимальной. Также имейте ввиду, если стаж мужчины составляет более 25 лет, а женщины – более 20 лет, то в таком случае, за каждый полный год стажа, пенсия увеличивается на один процент среднего заработка. На такое увеличение могут рассчитывать и мужчины, и женщины, имеющие стаж работы с особыми условиями труда сверх 10 и 7,5 лет соответственно.

Пунктом выше мы упоминали о таком понятии, как минимальная пенсия. Что это такое и в каком размере установлена, пробуем разобраться.

Минимальная пенсия – денежная выплата пенсионерам, гарантированная государством и устанавливаемая законодательно. Для каждого вида пенсии установлен свой минимальный размер.

Итак, например, минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере 25% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения.

А размер минимальной пенсии по случаю потери кормильца равен 100% или 200% (в зависимости от конкретно взятого случая) мин. размера пенсии по возрасту. Более детально о размерах пенсии по потере кормильца вы можете прочитать на нашем сайте.

О минимальных размерах пенсии по инвалидности вы можете узнать по ссылке.

Если речь идет о минимальном размере пенсии за выслугу лет, то он равен минимальному размеру пенсии по возрасту.

  • Расчет, ставки, порядок уплаты утилизационного сбора

  • Системы налогообложения в Беларуси

  • Схема, нормативные значения собственного капитала

  • Яндекс деньги: регистрация, пополнение, снятие денег с кошелька

  • Электронные кошельки и деньги в Беларуси

  • Электронная цифровая подпись: возможности, получение

  • Экологический налог: ставки, субъекты, объекты налогообложения

  • Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны

  • Какие виды субсидий можно оформить в Беларуси

  • Пенсия по потере кормильца: виды, размеры, надбавки

  • Необычные налоги в Беларуси: какие есть и какие могли быть

  • Как рассчитываются и начисляются отпускные? Виды отпусков

  • Что такое овердрафт на карту?

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет

  • Как и сколько стоит оформить паспорт Республики Беларусь

  • Как выбрать и пользоваться банковской картой

  • Как оформить кредит на потребительские нужды

  • Подоходный налог: ставки, вычеты, уплата

  • Как выбрать РКО для ИП, юридических лиц

  • Налог на добавленную стоимость: ставки, расчет, возврат

  • Налог на прибыль в Беларуси: ставки, формула расчета

  • Сроки подачи налоговой декларации в Беларуси

  • Как оформить кредитную карту и пользоваться грейс периодом

  • Кредиты молодым специалистам и молодым семьям: правила оформления

  • Регистрация, пополнение и функционал QIWI кошелька

  • Правила и стоимость страхования КАСКО

  • Как выгодно оформить ипотеку в Беларуси

  • Единый налог в Беларуси: ставки, расчеты, сроки уплаты

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Военнослужащие Беларуси выходят на пенсию по:

  • выслуге лет;
  • инвалидности;
  • за заслуги перед отечеством;
  • старости.

Чтобы выйти на пенсию, как военный, нужно отработать, а вернее отслужить, в сфере не менее 20 лет. Возраст военного пенсионера — 45 лет (с 2033 г. — 48 лет).

Некоторые категории военнослужащих имеют право и после достижения пенсионного возраста служить стране. К примеру, генерал-полковники могут оставаться в строю вплоть до 60 лет, полковники — до 50 лет.

Важным условием для оформления пенсии является постоянное проживание на территории Республики. На пенсионные выплаты влияет следующее:

  • стаж;
  • оклад, получаемый в соответствии со званием;
  • надбавки;
  • оклад, получаемый в соответствии с должностью.

В Республике Беларусь ежегодно осуществляется повышение военных пенсий. Заявленная выше индексация касается и этой категории.

Если в результате выполнения военного поручения или через 3 месяца после выхода в запас, военнослужащий стал инвалидом, он имеет право на получение пенсии по инвалидности. В этом случае требуется соответствие следующим условиям:

  • военный стаж не менее 1 года;
  • возраст не менее 23-х лет;
  • проживание на территории страны (постоянное).

Решение отправить на пенсию военного за заслуги перед государством принимается на уровне власти.
Стандартное начисление производится следующим образом:

  • Офицеры, военнослужащие контрактники, мичманы и прапорщики при стаже 20 лет — 50% от денежного довольствия, соответствующего категории. За каждый дополнительный год начисляется ещё 3%, но не более 75% в общей сложности. При отставке по возрасту или состоянию здоровья — 60%.
  • При стаже 25 лет, если не менее 12 лет и 5 месяцев из них приходится на военную службу или службу в органах внутренних дел, — 50% и за каждый дополнительный год по 1%.
  • При выслуге 15 лет — 40% плюс 3% за каждый дополнительный год.

В 2021 году схема начислений несколько изменилась.

До июля 2019 года начисление пенсионных выплат будет производилось на основании временных корректирующих коэффициентов. Пересчёт в переходный период осуществлялся в 4 шага:

  1. 09.17 — 01.12.17 коэффициент — 0,83;
  2. 12.17 — 01.07.18 — 0,85;
  3. 07.18 — 01.01.19 — 0,9;
  4. 01.19 — 30.06.19 — 0,95.

Начиная с 01.07.19 коэффициент, будет равен 1.00.

Социальная пенсия с 1 января 2021 г.

Выход на пенсию для военных Республики Беларусь не означает, что они могут вести безоблачную беззаботную жизнь в полном достатке. Многим приходится продолжать трудовую деятельность отнюдь не из-за любви к армии или МВД, а из нужды. Прожить на 250–300 рублей не так просто. Между тем служба означает самоотречение и готовность в любой момент рисковать жизнью и терпеть лишения.

Информация о том, что военным хотят повысить пенсию, вызвала ажиотаж в массах. Многие выразили недовольство тем, что военные и на пенсии получают больше остальных.

С 1 января 2009 года в Беларуси ввели систему профессионального пенсионного страхования для тех, кто работает в особых условиях труда. Его смысл в том, что наниматель переводит на пенсионный счет работника специальные взносы. Причем речь идет про взносы, которые идут в дополнение к обязательным взносам в Фонд соцзащиты, которые составляют 34% зарплатного фонда (из них 28% идет на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование). Еще 1% на пенсионное обеспечение из своих зарплат отчисляют работники.

Именно от этих дополнительных отчислений зависит размер досрочной пенсии работников, которые трудятся в особых условиях труда. Изменения, которые ввели с 2021 года, касаются размеров этих допвзносов.

Новшества предусмотрены указом № 15 от 17 января 2020 года.

С этого года в Беларуси ввели достаточно пенсионных изменений, в том числе по возрасту выхода на заслуженный отдых, по минимальному страховому стажу, по пенсиям для многодетных матерей, а также в целом по расчету пенсий. Про эти изменения мы уже писали.

Еще одно изменение, которое ввели с 1 января этого года, касается отчислений нанимателей на профессиональное пенсионное страхование. Такие пенсии назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

С 1 января повысили отчисления на профессиональное пенсионное страхование следующих работников:

  • для работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
    для работников, осуществляющих непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации, — 9% (вместо 4,8%);
  • для бортоператоров и бортпроводников воздушных судов гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет, — 9% (вместо 4,8%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и являющихся членами национальных команд Беларуси по видам спорта, — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, — 6% (вместо 2,6%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и не являющихся членами нацкоманд Беларуси, — 6% (вместо 2,6%);
  • для работников инженерно-технического состава гражданской авиации — 6% (вместо 2,3%);
  • для работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, — 6% (вместо 2,3%);
  • для мужчин, работающих трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающих доярками (операторами машинного доения) — 6% (вместо 2,3%);
  • для водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским, — 6% (вместо 2,3%);
  • для работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, — 4% (вместо 1,5%);
  • для отдельных категорий медицинских и педагогических работников — 4% (вместо 1,5%).

При этом отчисления на профессиональную пенсию для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, как и работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, составляют 9% и 6% соответственно.

К примеру, получается, что предприятие, где есть работники, занятые на подземных работах, в общей сумме платит на них обязательные страховые взносы в размере 43% от зарплаты (28% — на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование, 9% — на профессиональную пенсию).

Ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич рассказала, что в 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тысяч человек. Самые крупные категории — это медицинские и педагогические работники (более 150 тысяч), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тысяч), трактористы (34 тысячи), доярки и животноводы (30 тысяч), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тысяч).

В Минтруда ранее также рассказывали, какие есть варианты повысить пенсию тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

К тому же пенсии в странах Европы значительно превышают уровень выплат в Беларуси.

Сейчас в Беларуси выплаты пенсионерам обеспечивают взносы работающих и нанимателей в Фонд соцзащиты. Принятыми правительством республики мерами проблему дефицита ФСЗН не решить. Сегодня доля граждан пенсионного возраста составляет 25%, к 2050 году она вырастет и окажется на уровне 35%.

Стране нужны масштабные реформы. В государстве должна работать не только распределительная модель, но и дополнительные механизмы накопления. Для снижения риска бедности для самих пенсионеров также нужно изменить механизм расчета пенсии. А пенсионный возраст придется повышать и дальше.

Всё о пенсионных выплатах в Беларуси в 2018 году в видеосюжете

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Важная составляющая системы соцзащиты в Республике Беларусь – пенсионное обеспечение. На выплаты от государства может рассчитывать каждый нетрудоспособный гражданин. С 2017 года происходит постепенное увеличение пенсионного возраста. Размер пенсионных пособий зависит от стажа работы, места и занимаемой должности. Система обеспечения в стране действует на распределительной основе. На выплату пособий уходят взносы работающего населения. Из нашего обзора, вы узнаете, как изменился размер пенсии и пенсионный возраст в Беларуси за последние годы.

Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.

Повышение пенсий в Беларуси в 2019 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.

Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.

Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.

Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.

Выход на пенсию в Беларуси: возраст, начисление

В данной стране действует государственная пенсионная система. Пособия по накоплению делятся на следующие виды:

  1. Солидарная и распределительная пенсия представляет собой вид выплат, которые собираются в виде пенсионных взносов работников.
  2. Накопительная пенсия предполагает определенный счет у работников, на который откладываются денежные средства.
  3. Условно-накопительная – пенсионное страхование.

Теперь пожилые белорусы смогут претендовать на трудовую пенсию даже если срок их страхового стажа не дотягивает до необходимого показателя. Правда, актуально это только для тех, кто 10 лет платил в ФСЗН. Пенсия в таком случае предоставляться будет не в полном объеме: она составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за последние 10 лет. С 1 ноября 2020-го его размер – 195,15 рубля. Напомним, минимальный срок страхового стажа, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту, с 2017-го ежегодно увеличивается на 6 месяцев. В 2021 году его уровень поднимется до 18 лет ровно.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

С 1 января текущего года в Беларуси на полгода вырос пенсионный возраст. Теперь на заслуженный отдых женщины смогут выйти в 57 лет и 6 месяцев, а мужчины, соответственно, в 62 года и 6 месяцев.

Поэтапное повышение пенсионного возраста в нашей стране началось с 2017 г. и продолжит увеличиваться, пока не составит 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Это произойдёт в 2022 г.

Вместе с пенсионным возрастом с 1 января вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь он составляет 18 лет.

Страховой стаж – это тот период работы гражданина, в течение которого работодатель уплачивал за него взносы в Фонд соцзащиты. С 2020 г. в страховой стаж включили срок срочной службы в армии.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%). На сегодняшний день социальная пенсия составляет 129 руб. 6 коп. К слову, претендовать на неё женщины могут по достижении 60 лет, а мужчины – 65.

Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Отдел новостей «Электронного Солигорска»

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

Чтобы поддержать родителей, которые ухаживали за детьми-инвалидами с третьей и четвертой группой, впоследствии признанными инвалидами с детства I группы, социальная пенсия для них вырастет почти в два раза и составит 130 % от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала.

Инвалидам I и II группы, которые восстановили III группу инвалидности, страховой стаж снизят на 6 месяцев за каждый год на инвалидности.

Например, если человек находился на группе инвалидности 11 лет, то страховой стаж для него снизится на 5 лет 6 месяцев.

С 1 января 2021 года работодатели будут уплачивать более высокие налоги за работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности. В связи с этим у таких граждан вырастет пенсия.

Кроме того, с 2021 года пенсию по потере кормильца будут получать женщины, которые овдовели во время декретного отпуска.

Фото: © Белновости

  • пенсии
  • многодетные семьи
  • инвалиды
  • Беларусь
  • Главные новости

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 – значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 – в полтора раза больше, если 0,5 – в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент – число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальная или социальная пенсия в Беларуси в 2021 году, являются разными понятиями, но объединяет их небольшая сравнительно сумма государственных дотаций. «Социалка» назначается тем белорусам, у которых нет или недостаточно трудового стажа, пенсия не связана с боевыми заслугами или потерей кормильца. Также социальная пенсия предназначена для тех граждан, кто не выполнял отчисления в ПФ.

Изначально социальные пенсии разработаны властями для поддержки нетрудоспособных слоев населения, например, членам семьи по утрате кормильца, инвалидам, которые после врожденной или приобретенной травмы не могут работать.

Важно! Несколько лет назад правительство РБ внесло изменении в пенсионное законодательство, вступил в силу Указ Президента «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Это регламентировало дополнительную актуальную категорию граждан, которые смогут рассчитывать на пенсию, а именно люди не имеющие на момент выхода на «заслуженный отдых» требуемого страхового стажа.

В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.

Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.

Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.

  • Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
  • Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
  • Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
  • Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
  • Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году

Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.

Последние новости о размере выплаты социальной пенсии в Беларуси регламентируют, что данный вид государственной поддержки назначаются следующим категориям граждан:

  • лицам до 18 лет, которые потеряли кормильца;
  • детям с инвалидностью не достигшим совершеннолетия;
  • пенсионерам, в возрасте 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно);
  • инвалидам с врожденным или приобретенным диагнозом.

Важно! «Социалка» рассчитывается исходя из утвержденной на момент подачи заявления Министерством труда и социальной защиты населения наибольшей величины ПМ. Расчет производится в среднем значении прожиточного минимума за 2 последних квартала на душу населения.

В Республике Беларусь утвержден перечень лиц с инвалидностью, которые могут рассчитывать на начисление социальной пенсии в следующем «%» соотношении:

  1. Инвалиды 1 группы и инвалиды с детства – 110%.
  2. Лица с врожденной инвалидность 2 группы – 110%.
  3. Инвалидам 2 группы (исключение – инвалиды 2 группы с детства)
  4. — 85%.
  5. Детям, потерявшим кормильца, на каждого ребенка приходится – 85%.
  6. Инвалидам 3 группы и инвалидам с детства – 75%.
  7. Мужчины и женщины в возрасте 60 и 55 лет соответственно получат по 50%.
  8. Детям-инвалидам до 18 лет (1 степень потери здоровья- 80%, 2 степень – 85%, 3 – 95%, 4 степень – 110%).

Социальные государственные выплаты лицам с инвалидность, которые получили травму вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС, в случае потери кормильца инвалидам 1,2,3 групп и другим категориям высчитываются исходя из величины средней з\п, используемой при формировании пенсий в размерах соответствующих степени инвалидности:

  • 1 – 50%;
  • 2- 30;
  • 3 – 15;
  • при потере кормильца – 25%.

Для ухода инвалидам 1 группы получившим статус вследствие аварии на ЧАЭС или других радиационных аварий назначается дополнительная надбавка в размере 100% от минимальной возрастной пенсии.

Любые изменения в выплатах, повышение социальной пенсии в РБ регулируется властями государства после изменений в бюджете ПМ.

С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:

  1. Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
  2. Для иностранцев вид на жительство.
  3. Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
  4. Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
  5. Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
  6. Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
  7. Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.
  • Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
  • Нацбанк и СовМин РБ введут запрет на операции с валютой в Беларуси? Валютное регулирование с 9.07.2021 30.01.2021
  • Новый КоАП Республики Беларусь. Текст 24.01.2021
  • Зарплата в конвертах. Совещание А. Лукашенко. Наказание за серую зарплату д.б. самым жестоким! 24.01.2021
  • Учетная политика 2021. Установлена обязанность представления учетной политики в налоговую ю вместе с балансом учетную политику 23.01.2021

В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.

С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.


Похожие записи:

Добавить комментарий