Временная опека по заявлению родителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временная опека по заявлению родителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Добровольное опекунство может быть оформляться в 2х случаях:

  • родителями на случай своей смерти или своей недееспособности;
  • временная опека на определенный срок.

Добровольная опека над несовершеннолетним явно отличается от общепринятой, поскольку родительские права остаются неприкосновенными, обязательства также необходимо продолжать выполнять. Главное отличие в том, что родители сами оформляют опекунство на другого человека на определенный срок в зависимости от конкретного случая.

Опека по согласию родителей: как оформить, требования, выплаты

В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.

К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.

Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).

Требования к опекуну, которого назначают добровольно по заявлению родителей, являются такими же, как и к опекуну по общим основаниям. Опекун (попечитель) должен быть лицом:

  • старше 18 лет;
  • дееспособным;
  • без судимости и преследования со стороны правоохранительных органов;
  • с хорошим здоровьем (подтверждается медицинской справкой);
  • без вредных привычек и пагубных зависимостей;
  • без лишения или ограничения родительских прав;
  • с постоянным достаточным доходом;
  • с собственностью и достойным жильем, в котором возможно будет проживать несовершеннолетний подопечный.

Если опекун не будет подходить хотя бы по одному пункту большая вероятность того, что в опекунстве ему откажут. При установлении опекунства обязательно требуется согласие и желание самого кандидата.

Опекуны или попечители, которые назначены по добровольному пожеланию родителей имеют все те же права и обязанности, что и у остальных опекунов кроме имущественных распоряжений. Это означает, что опекун не имеет права самому совершать сделки с имуществом опекаемого, а попечитель не должен разрешать отчуждать имущество или проделывать иные операции. Поскольку имущество принадлежит родителям подопечных, которые живы и здоровы. Попечители будут являться законными представителями ребенка на определенное время.

К обязательствам можно отнести:

  • совместное проживание с ребенком, если ему менее 16 лет; если старше, то он с разрешения опеки может жить отдельно;
  • забота о здоровье опекаемого, прохождение плановых медицинских осмотров и профилактика;
  • бережное отношение к имуществу;
  • грамотное распределение денежных средств, направленных на детские расходы;
  • организация обучения и досуга, воспитание;
  • забота об эмоциональном и психическом состоянии.

Все действия опекунов должны быть направлены на обеспечение детских интересов. Опекуны при достаточно долгом присмотре могут выбирать учебное заведение по согласованию с ребенком, обычно это бывает по месту жительства ребенка у опекуна.

Строго воспрещается:

  • применять насильственные действия по отношению к подопечному;
  • причинять психическое давление;
  • содержать в антисанитарных условиях;
  • противоречить получению образования;
  • пользоваться и отчуждать имущество в корыстных целях,
  • использовать денежные средства, положенные для ребенка для своих нужд и т.д.

По вопросам установления добровольной опеки обращаться стоит в органы опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна (попечителя) или ребенка. Если такой орган отсутствует на данной местности, его заменяют муниципальные органы, обладающими такими правами.

Органы опеки не только оформляют всю процедуру, но и в последующем являются контролирующими органами.

При установлении временной опеки родители могут подать в орган опеки полный пакет документов:

  • заявление от родителей, желающих отдать свое чадо под временную опеку,
  • договор, заключенный между родителями (единственным родителем) и кандидатов в опекуны с указанием всех важных условий,
  • паспорта всех сторон, СНИЛС,
  • если есть, свидетельство о браке,
  • документ с работы кандидата в опекуны с указанием должности и зарплаты за последний отчетный период,
  • справка из информационного отдела полиции о том, что у опекуна не судимости и преследований,
  • справка о состоянии здоровья и отсутствии психических заболеваний,
  • справка из БТИ о наличии собственной жилплощади, позволяющей взять под опеку, а также перечень лиц, проживающих вместе с опекуном,
  • автобиография, документ характеризующий не только материально-правовую сторону кандидата, но и уровень социального развития, образования, интересов — все то положительное, чему он может обучить маленького подопечного.

Главным нормативным документом, регулирующим все вопросы опекунства, является Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве». В нем содержится подробная информация о функциях, возлагаемых на органы опеки, о правах и обязанностях опекунов и их подопечных, о проверках семей контролирующими инстанциями. Кроме этого, в законе содержатся пояснения относительно различных правовых аспектов опекунства. В частности, регулируются финансовые вопросы: защита имущества подопечного, распоряжение им на доверительной основе и прочее.

Опека на определенный период оформляется обычно в следующих случаях:

  1. Один из родителей (или оба) тяжело заболел и ему требуется длительное лечение, во время которого ухаживать за ребенком он будет не в состоянии.
  2. Родной отец и/или мать отправляется в длительную командировку и не имеет возможности взять ребенка с собой.
  3. Ввиду сложных жизненных обстоятельств родитель не может обеспечить сыну/дочери должный уровень заботы.

Как правило, временного опекуна родители или сам ребенок (если он старше 10 лет и способен грамотно оценивать ситуацию и принимать решения) выбирают среди ближайших родственников. В итоге может быть оформлено временное опекунство над ребенком бабушкой или дедушкой по одной из линий, его старшим братом или сестрой, дядей/тетей. Доверить отпрыска родители могут и человеку, с которыми их не связывают семейные узы.

Если ни родственников, ни друзей, на которых можно было бы оставить ребенка, нет, то родители должны написать заявление в орган опеки с тем, чтобы специалисты сами нашли опекуна для малыша.

Временная опека над ребенком без лишения родительских прав в 2019 году

Если решение о передаче несовершеннолетнего принимают родители, то они могут самостоятельно выбрать срок, на который их ребенок попадет под опеку к другому человеку. В своем решении они опираются на оценку долгосрочности ситуации, мешающей им самостоятельно воспитывать малыша. Если поисками опекуна занимаются социальные службы, то в этом случае уже они принимают соответствующее решение.

Если говорить про общепринятые сроки, то обычно они варьируются от двух месяцев до двух лет. Если этого времени оказывается недостаточно, то можно продлить временную опеку либо оформить постоянную.

Как и всегда в случае оформления опеки, для того, чтобы взять ребенка в семью, необходимо сначала собрать требующийся пакет документов и получить разрешение социальной службы. Причем в ситуациях, когда родители сами являются инициаторами данной юридической процедуры, оформление опеки не потребует сложных и долгих проверок будущего опекуна со стороны контролирующих органов.

Что касается того, какие документы нужны для оформления опекунства на временной основе, то список их более лояльный, чем в случае с регистрацией постоянной опеки или попечительства. В него входят:

  • паспорта всех сторон, принимающих участие в установлении временной опеки. Если ребенок младше 14 лет, то прикладывается его свидетельство о рождении;
  • справка об отсутствии судимостей у будущего опекуна;
  • справка о прохождении медкомиссии потенциальным опекуном.

Кроме этого, сторона-инициатор оформления опеки должна написать и подать заявление.

При сборе всего необходимого пакета документации наибольшую сложность может вызвать составление заявления, на основании которого заявитель получит возможность стать опекуном.

Тут возможно 2 варианта:

  1. В первом случае, если территориальные органы опеки различаются у заявителя и фактического адреса проживания несовершеннолетнего, то придется оформлять в своем органе документ о соответствии всем требованиям для получения опекунства. И в дальнейшем с полученной официальной бумагой оформлять документы на малыша в территориальных социальных органах по его месту проживания.
  2. Во втором случае, когда оба адреса принадлежат к одному территориальному органу опеки можно получить одновременно документ о соответствии и написать заявление на получение опеки.

Основные требования к опекунам совпадают с теми же, что предъявляются и для временной передачи опекунства. Самые главные из них:

  • человек должен быть гражданином РФ;
  • он должен быть дееспособным;
  • человек должен быть совершеннолетним.

При отсутствии одного из данных требований рассмотрение заявления даже не состоится.

Кроме этого важными ограничениями для получения возможности стать опекуном являются:

  1. Лица, которые когда-либо ограничивались или лишались полностью родительских прав, опеки, попечительства, прав на усыновление над кем-либо по своей вине.
  2. Лица, страдающие наркоманией или алкоголизмом, а также стоящие на учете в наркологическом или неврологическом диспансере.
  3. Лица, когда-либо имевшие судимость, либо осужденные в настоящий момент и имеющие непогашенную судимость. В этом направлении рассматриваются преступления, опасные и особо опасные для граждан, а также за преступления против чести, достоинства, здоровья и жизни граждан.
  4. Лица, несоответствующие требованиям по состоянию здоровья.

Основной перечень болезней и состояние здоровья, при котором гражданин не сможет стать опекуном, следующий:

  • туберкулезные заболевания;
  • ВИЧ – инфицированные;
  • с заболеваниями онкологией;
  • психические расстройства;
  • инвалидность первой группы.

При оценке возможности назначения конкретного гражданина учитываются его нравственные убеждения, отношения с самим опекаемым ребенком.

Если несовершеннолетний гражданин, достигший 10 лет, будет против установления над ним опекуном данного человека, органы опеки не имеют права его назначить.

Временная опека над детьми — порядок оформления

Прямая обязанность и долг родителей – заботиться о своих детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Правда, справляться удается не всем. Семья может быть вполне благополучной, и претензий ни к одному родителю чиновники не имеют. Но обстоятельства могут быть разными: у одних резко ухудшилось здоровье, другие вечно в командировках или что-то другое.

И тогда несовершеннолетний оказывается под попечительством других людей.

Что такое временная опека? Это единственная возможность для ребенка, осиротевшего или оставшегося без попечения родителей по самым разным причинам, не отправиться в детский дом, когда есть люди (близкие родственники, друзья родителей, соседи), готовые взять заботу о нем на себя. В ФЗ законе «об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. №48 регулируются отношения, возникающие, когда устанавливается, осуществляется и прекращается попечительство и опека над несовершеннолетними лицами.

Следует отметить, что встречается такое явление достаточно часто. Более того, родители, которые оказываются по уважительным причинам неспособными исполнять родительские обязанности (болезнь, или длительные командировки, или др.

), имеют возможность лично подать ходатайство в орган опеки и попечительства (сокращенно ООП), чтобы на время возложить заботу о своем чаде на близкого родственника или хорошо знакомого семье человека.

Кстати, закон гласит, что ребенок старше 14 лет может сам обратиться с подобным заявлением по вопросу опеки и попечительства.

В любой семье может возникнуть потребность в опекуне-попечителе на определенное время. Государство предусмотрело подобную меру –назначение ребенку опекуна в упрощённом порядке.

Оформить временное опекунство можно, когда необходимо срочно назначить несовершеннолетнему опекуна. Практика показывает, что такая ситуация образуется чаще всего, когда детей отбирают у родителей по любым основаниям.

При этом, важно понимать, что сама по себе временная опека над несовершеннолетним не влечет за собой лишение родительских прав. Задача опекуна – на некоторое время заменить родителей в части исполнения ими отеческого долга: заботиться о ребенке, защищать его, обеспечить ему нормальное существование. Обычно временными опекунами выступают близкие родственники. И это наиболее удачный вариант.

Такие формы опеки, как безвозмездная и возмездная, в России используются чаще всего.

  1. Безвозмездная – это принятие на добровольных началах обязательств по временной опеке над ребенком без лишения родительских прав, когда имеет место длительное отсутствие родителей. Причем, расходы на ребенка возмещаются (если это происходит) его родителями. Никаких пособий или помощи от государства не предусматривается.
  2. Возмездное – осуществляется в отношении детдомовских деток, которые временно взяты под присмотр. Предусмотрена финансовая господдержка.

Государство станет покрывать траты на временное опекунство и заботу о ребенке, единственно в случае, когда он – сирота или остался без попечительства родителей по причине лишения их прав родительства.

Опекуну следует:

  • Быть совершеннолетним (18 лет и старше);
  • Быть дееспособным;
  • Иметь гражданский паспорт;
  • Подтвердить наличие достойных условий для жизни ребенка и достаточный размер заработка.

Важно! Чтобы временное опекунство оказалось одобренным ООП, понадобится согласие родителей ребенка. Если подходящих кандидатур на звание опекуна у родителей нет, им могут помочь сотрудники попечительского органа.

На весь период отсутствия родных мамы и папы временному опекуну придется выполнять основные обязанности опекуна:

  1. обеспечивать жильем подопечного;
  2. оплачивать питание, медицинские услуги;
  3. покупать одежду;

И это не все. Дополнительно опекуну придется присматривать за ребенком: как он посещает школу, какая у него успеваемость. А еще придется следить, чтобы ничто не угрожало его жизни и здоровью.

Можно выбрать временного опекуна из семейного круга:

  • совершеннолетнюю сестру и брата.
  • бабушку или дедушку;
  • дядю или тетю;
  • близкого друга родителей, при условии, что они согласны им стать.

Как оформить опеку или попечительство над взрослым

Если у родителей несовершеннолетнего чада появилась необходимость надолго отлучиться из дома или возникли другие обстоятельства, по которым они не могут выполнять свои обязанности, то им нужно обратиться в ООП с заявлением о назначении опекунов или попечителей для ребенка с указанием срока своей отлучки. Тоже может сделать и одинокий родитель, у которого нет родственников. В таком случае сотрудники соцзащиты сами найдут опекуна.

Кроме ситуаций с командировками, часто дети появляются у несовершеннолетних граждан.

В таком случае, временная опека над ребенком осуществляется бабушкой и дедушкой при наличии живых родителей длится до тех пор, пока они не достигнут 18 лет.

После изучения личных дел родителей и потенциальных опекунов, ОПП принимает решение за неделю. В течение этого времени оформляются все необходимые документы.

Бабушкой может осуществляться как полное, так и временное опекунство над внуком. В первом случае родители лишены родительских прав или ребенок сирота, а второй носит добровольный и доверительный характер.

Кроме того, даже ООП отдают приоритет именно бабушкам и дедушкам. Несмотря на то, что возраст кандидата ограничен 60 годами, эта категория родственников по желанию родителей законно заниматься воспитанием внуков.

Важно: с 14 лет несовершеннолетний гражданин имеет право самостоятельно обратиться в органы соцзащиты с просьбой о назначении ему конкретного опекуна.

Если родители уклоняются от исполнения своих обязанностей, то имеет место так называемая полная опека. В таком случае, будущие опекуны должны обратиться в суд и доказать факт ненадлежащей заботы о подопечном. Если только мать лишена родительских прав, то опекунством занимается отец. Бабушка может выполнять эту функцию, если:

  • отцовство не подтверждено;
  • отец отказался от отцовства;
  • отец недееспособен или умер.

Важно: чтобы взять несовершеннолетнего под постоянную опеку необходимо через суд лишить мать родительских прав, если она ведет маргинальный образ жизни.

Чтобы опекать детдомовца, необходимо урегулировать этот вопрос с ООП, собрать документы, получить соответствующее постановление и посетить детский дом для знакомства с детьми.

Тогда распоряжение на опеку можно получить без суда.

Родственники оформляют временное опекунство над ребенком в упрощенном порядке, все остальные лица дополнительно должны пройти через подготовительные мероприятия.

Кандидатом в опекуны имеет возможность быть любой гражданин, достигший 18 лет, без судимостей, психических и сексуальных расстройств, вредных привычек, болезней, указанных в Правительственном Постановлении от 14.02.2013 г N 17. Инвалиды I группы, лица, которые лишились родительских прав и граждане, не имеющие постоянных доходов и жилплощади, не могут взять к себе детдомовца.

Согласно тезисам, изложенным в ст. 12 ФЗ РФ N 48, опекун или попечитель – лицо, которое на законных основаниях заботится о несовершеннолетнем ребенке, лишенном родительской опеки. Временный наставник наделен теми же правами и обязанностями, что и постоянный. Такой гражданин должен отвечать ряду критериев, но главные критерии – совершеннолетие и дееспособность.

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Чтобы стать попечителем такого человека, представьте в органы опеки документы, среди которых справки:

  • о средней зарплате;
  • о дееспособности;
  • об официальном трудоустройстве;
  • о наличие жилого имущества и т.д.

В некоторых случаях такое попечительство является единственным выходом, позволяющим заботиться о ребенке или о недееспособном человеке на законных основаниях.

Заявление о нарушении прав ребенка составляется в письменном виде и направляется в территориальный отдел органов опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

В обращении должно содержаться следующее:

  • наименование территориального органа, в который обращается заявитель
  • фамилия, имя, отчество и адрес проживания заявителя, его контактные данные
  • сведения о несовершеннолетнем и его семье (ФИО, место проживания, год рождения ребенка)
  • основания, послужившие причиной для обращения в органы опеки и попечительства. Чаще всего, такими основаниями выступают плохие жилищные условия ребенка, наркомания/алкоголизм родителей, оставление детей в опасности, жестокость по отношению к ребенку и т. д.
  • просьба проверить изложенные обстоятельства и принять меры по защите законных интересов несовершеннолетнего
  • подпись заявителя, дата составления, документы, подтверждающие основания, послужившие причиной для обращения в органы опеки и попечительства

Обязанность родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей закреплена ст. 63 и ст. 64 Семейного кодекса РФ (СК РФ). Согласно указанным статьям, они несут полную ответственность за развитие и воспитание ребенка, должны защищать интересы детей перед третьими лицами, обязаны обеспечить ребенка питанием, одеждой, лечением, создать условия для получения образования.

Органы опеки и попечительства обязаны контролировать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, в связи с чем, осуществляют плановые и внеплановые проверки условий их жизни.

Основными целями указанных проверок являются:

  • сохранность имущества несовершеннолетних;
  • контроль за надлежащим воспитанием и обучением подопечных;
  • оценка бытовых условий проживания, здоровья, внешнего вида несовершеннолетнего, отношения в семье, обеспечения удовлетворения потребностей ребенка.

Осуществление проверок уполномоченными лицами осуществляется по месту жительства несовершеннолетнего. Плановые проверки проводятся 1 раз в течение месяца после назначения опекуна, а затем – 1 раз в 3 месяца в течение первого года.

Далее проверки производятся один раз в полгода. Внеплановая проверка осуществляется вне указанных временных периодов, проводится на основании акта органов опеки, поводом для составления которого может послужить поступившее устное или письменное обращение о нарушении прав несовершеннолетнего. Проверка завершается составлением акта о наличии/отсутствии нарушений прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Не пустить представителей органов опеки в дом можно воспользовавшись конституционным правом на неприкосновенность жилища. Дело в том, что не пускать в дом посторонних не является нарушением закона. В этом случае, органом опеки и попечительства будет составлен акт об отказе в доступе в жилище. Не пустив уполномоченных лиц опеки в дом, следует понимать, что это, скорее всего, приведет к конфликту с государственным органом.

Сотрудники опеки могут вызвать полицию, которая, при наличии сведений о совершенном или готовящимся преступлении, без решения суда вправе осуществить проникновение в квартиру. Поэтому, в случае если нет желания пустить органы опеки в дом из-за их внезапного визита лучше заявить уполномоченным лицам, что доступ будет предоставлен после посещения их территориального органа и согласования времени для проведения проверки.

Если сотрудник опеки сообщил о готовящемся визите заранее, то необходимо уточнить, в связи с чем осуществляется проверка, что будут осматривать и от кого поступило сообщение о нарушении прав ребенка, затем, исходя от полученной информации, подготовиться к проверке. Например, если визит опеки связан с непосещением ребенком школы продолжительное время, то потребуется подготовить документы, свидетельствующие об уважительности причин отсутствия в школе.

В любом случае, дом и вещи ребенка следует привести в порядок, обратив внимание на следующее:

  • общее состояние жилища, то есть, должно быть чисто
  • наличие своего места для ребенка, если не комнаты, то хотя бы ее часть. Даже если ребенок еще маленький и спит с родителями у него должно быть свое спальное место. Если речь идет о школьнике, то у него должно быть место для занятий
  • наличие продуктов питания, игрушек и одежды, соответствующих возрасту ребенка
  • отсутствие доступа к предметам, опасным для здоровья ребенка

ВАЖНО: на время проверки не будет лишним позвать друзей или знакомых. Присутствие третьих лиц всегда дисциплинирует проверяющие органы.

Органы опеки и попечительства – это государственный орган, который должен действовать в рамках закона. Законодатель предоставляет гражданам право на обжалование действий должностных лиц путем направления заявления в вышестоящий орган, уполномоченному по правам человека, в прокуратуру или суд. Поэтому, при взаимодействии с органами опеки, как и с любым иным государственным органом, следует обращать внимание на детали, которые в дальнейшем помогут выиграть спор у государственного органа.

Для борьбы с органами опеки понадобятся:

  • ФИО должностных лиц, осуществляющих проверку семьи
  • аудио, видео или фотофиксация действий сотрудников опеки
  • запись телефонных разговоров с должностными лицами
  • наличие копии акта, составленного проверяющими
  • иные сведения, подтверждающие незаконность действия уполномоченных лиц органов опеки

В любом случае, следует помнить, что сотрудники опеки – это должностные лица, выполняющие свои обязанности, поэтому, лучше всего, взаимоотношения с ними строить в форме диалога. Иными словами, не стоит избегать проверок и иными способами препятствовать их, а лучше выяснить основания, послужившие проверке и, при их наличии, в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 118-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 220-ФЗ, от 31.12.2017 N 495-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Положения части 5 статьи 6, касающиеся требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014 (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ).

Прекращение договора о приемной семье

В заявлении гражданина, пожелавшего стать опекуном несовершеннолетнего, должны быть:

  1. Шапка обращения (паспортные данные, номер телефона заявителя и наименование ООП).
  2. Содержательная часть, в которой указывается просьба о назначении ВО, ее вид и причины оформления. Приводятся данные опекаемого, дополнительные сведения о заявителе. В форме прошения присутствует отдельная графа для этих данных.
  3. Заключительная часть: дату, подпись, список приложений, согласие на обработку персональных данных.

Заявление и пакет документов можно направить лично или заказным письмом с уведомлением.

Приоритетное право опеки предоставляется родственникам: совершеннолетним братьям, сестрам, дееспособным бабушкам и дедушкам, тетям и дядям. Родители ребенка вправе сами предложить кандидатуру. Это могут быть близкие друзья семьи, которые обязаны также выразить свое согласие и пройти поверку органов опеки. Если же никто из них не будет соответствовать требованиям, а ребенок нуждается в опеке, тогда ООП вправе назначить ответственное лицо, выбрав его из государственной базы данных. В ней отражена информация обо всех гражданах, которые готовы взять на себя обязательства по воспитанию несовершеннолетнего.

ВАЖНО! Лица, сведения о которых помещают в базу данных, обязаны пройти курс в школе приемных родителей. Для родственников ребенка такая процедура может быть отменена.

Период действия договора – шесть месяцев, в некоторых случаях – восемь. Если за этот срок ребенок не может вернуться в семью по уважительным причинам, то опекун подает документы повторно, делать это нужно заблаговременно.

Максимальный общий срок временной опеки составляет два года. Если родители указали больший период, вопрос рассматривается в индивидуальном порядке с учетом обстоятельств.

По истечении срока, указанного в договоре, документ теряет свою силу. Подопечный возвращается к матери и отцу. Если же за это время их лишили родительских прав или они признаны недееспособными, опекун может подать прошение о постоянной опеке или попечительстве (когда ребенок достиг 14-летнего возраста) либо об усыновлении.

Допускается досрочное расторжение соглашения, когда гражданин не исполняет должным образом свои обязанности, наносит вред ребенку или превышает полномочия.


Похожие записи:

Добавить комментарий