Роль налогов в доходах государственного бюджета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль налогов в доходах государственного бюджета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Экономическая сущность налогов. Виды налогов в Российской Федерации. Роль отдельных налогов в формировании доходов бюджета.

Налогообложение — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта.

Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах. Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также оно применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов

Налоговые поступления — это главный источник формирования доходов бюджетной системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов всего 4 — НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц — обеспечивают около 87% налоговых доходов. Данная структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году приведена в табл. 1.

Таблица 1 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2008 году

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на прибыль организации

Налог на доходы с физических лиц

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета

определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.
Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом. Налоги не имеют целевого характера.

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 .

Согласно ст.41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст.49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

налог бюджет автономный округ

Согласно ст.55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Согласно ст.60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п.4 ст.60 БК РФ.

Доходная часть бюджета состоит из трех основных частей:

В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы.

Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС и акцизов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования.

Прямые налоги по методу взимания делятся на:

§ прямые личные — уплачиваются с дохода и и отражают фактическую платежеспособность;

§ прямые реальные — взимаются с предполагаемого среднего дохода.

К косвенным налогам, составляющим до 70?90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы.

Прямые налоги взимаются в государственный (федеральный) бюджет, а также в региональные, и местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности. К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц.

Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и прочие.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити, 2009 .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоги играю ключевую роль в формировании бюджетов в Российской Федерации, они составляют до 90% всех поступлений в государственный бюджет и бюджеты регионов.

Роль налогов в доходах государственного бюджета

  1. Бегичев, А. В. Обеспечение доказательств нотариусами. Теория и практика / А.В. Бегичев. — М.: Логос, 2014. — 396 c.
  2. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
  5. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

1. Налогоплательщики имеют право:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах …
  2. получать от МИНФИН РФ, субъектов, местного самоупр письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах…
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований
  4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит
  5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  7. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  8. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  9. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  10. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  11. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
  12. обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  13. требовать соблюдения налоговой тайны;
  14. требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

1. Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
  4. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность
  5. представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  7. предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы
  8. в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  9. нести иные обязанности

2. Налогоплательщики-организации и ИП — помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП:

  • об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о реорганизации — в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения;

На сегодняшний день налоговые платежи, поступающие в бюджет государства, выступают в качестве одного из государственных экономических рычагов, с помощью которого могут быть решены следующие достаточно сложные и неоднозначные задачи:

  • обеспечение поступления финансовых ресурсов в достаточном объеме в бюджеты муниципального и федерального уровня;
  • стимулирование объемов производства и реализации товаров и услуг;
  • прямое воздействие на процесс совершенствования и реального сектора национальной экономики;
  • оказание социальной помощи отдельным категории граждан, например, тем, чьи возможности адаптации к новым условиям являются ограниченными.

Налоги выступают в качестве одного из наиболее эффективных инструментов регулирования экономических отношений. Эффективно функционирующая налоговая система в обязательном порядке должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, муниципальных интересов и интересов граждан страны, содействовать развитию реальных секторов национальной экономики, предпринимательства и развития инвестиционной деятельности. Налоговые платежи и сборы, выступающие в качестве обязательных эквивалентов хозяйствующих единиц и частных лиц, которые взимаются для обеспечения эффективности производства и реализации, обязаны сглаживать последствия экономических кризисов и формировать достаточные стимулы для увеличения уровня эффективности производства.

Эффективно функционирующая налоговая система, отражающая сформированные в данной области как общие закономерности, так и особенности отдельных государств, положительно влияет на развитие национальной экономики, расширяет область деловой активности частных лиц.

Разделение существующих налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными структурами отражается в налоговом федерализме, от организации которого в значительной мере зависит регулирование налоговых доходов между государственным центром и отдельными региональными центрами и формирование доходной части бюджетов любых уровней.

Как было отмечено ранее, в условиях переходной и рыночной типов экономики все виды налоговых платежей и сборов на всех уровнях образуют значительную часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает реализацию государством регулирующей функции, позволяя ему оказывать непосредственное на социальные и экономические процессы на как федеральном, так муниципальных уровнях.

Таким образом, налоговые платежи представляют собой одну из составляющих валового внутреннего продукта, изымаемую государством в форме различных принудительных платежей с хозяйствующих единиц и частных лиц в установленном на законодательном уровне размере и в строго определенные сроки в целях реализации общественных интересов.

На сегодняшний день государство, экономика которого базируется на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых невозможно в полной мере отрегулировать так называемой «незримой рукой рынка» или в случае, если такие интересы находятся вне рамок рыночных отношений.

Среди таких интересов можно выделить следующие:

  • существующая необходимость удовлетворения потребностей общества, граждан государства, среди которых можно выделить управление, обеспечение общественного правопорядка, безопасность, реализацию социальной политики;
  • существующая необходимость регулирования экономической деятельности хозяйствующих единиц и экономических субъектов в части нанесения вреда окружающей среде, и т.д.
    Станислав Карбышев 2 лет назад Просмотров:

3 год 2015 год динамика уд. Вес., уд. вес., в сумме в Налог на прибыль организаций 2 372,80 18, ,80 18,85 226,00 9,52 Налог на доходы физических лиц 2 688,70 21, ,50 20,35 117,80 4,38 Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 181,40 17, ,30 17,76 266,90 12,24 на товары, ввозимые на территорию РФ 119,3 0,94 141,7 1,03 22,40 18,78 Акцизы 999 7, ,4 7,36 15,40 1,54 Имущественные налоги 955,1 7, ,4 7,75 113,30 11,86 НДПИ 2 904,20 22, ,80 23,40 322,60 11,11 прочие 58,8 0,46 62,1 0,45 3,30 5,61 Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за гг. Рис. 2. Поступления НДС в бюджетную систему Российской Федерации в гг., млрд руб.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств и показывают, каким образом реализуются их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует отметить, что среди экономистов нет единства о числе и составе функций налогов – различные авторы выделяют от одной до шести функций.

Так, например, А.В. Брызгалин[1] выделяет следующие функций налогов:

1. Фискальная (от римского «фиск» – казна) функция (также может называться основной или исторической) – означает изъятие средств у налогоплательщиков и направление их в государственный в бюджет (казну). Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для осуществления государственных расходов. Исторической данную функцию называют, поскольку первоначально налоги устанавливались только для сбора необходимых государству ресурсов.

2. Регулирующая (экономическая) функция – означает регулирование государством через налоги социально-экономических процессов, направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Для данной функции выделяют три подфункции:

2.1. Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Например, для стимулирования развития сельского хозяйства устанавливают целевые налоговые льготы, снижают ставки и вводят специальные налоговые режимы для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В трудах некоторых авторов стимулирующая подфункция может выделяться как самостоятельная функция.

2.2. Дестимулирующая подфункция является обратной к предыдущей и посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию социально-экономических процессов, которые государство не считает общественно полезными (например, игорный бизнес, производство и потребление алкогольной и табачной продукции). Как правило, действие этой подфункции может быть связано с установлением повышенных ставок налогов или введением специального налога для данной деятельности.

2.3. Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей за пользование восполнимыми природными ресурсам. Эти платежи (например, водный налог, плата за пользование лесным фондом) могут иметь четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на восстановление эксплуатируемых ресурсов.

3. Распределительная (социальная) функция – выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений, состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от работающих к неработающим, от состоятельных к неимущим. В различных государствах существуют разные методы, позволяющие изымать у «богатых» большую долю их дохода по сравнению с «бедными» – во многих странах (за исключением России) по личным доходам граждан действует прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаются налоги «на роскошь», уплачиваемые при приобретении яхт, особняков, ювелирных изделий и т.п. В России прогрессивный метод налогообложения, реализующий данную функцию, предусмотрен по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу. Некоторые авторы объединяют вторую и третью функцию.

  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

В рамках рыночной экономики налоги выступают в качестве важного элемента экономического принуждения, при одновременном сохранении у хозяйствующих субъектов достаточной степени интереса к увеличению финансовых показателей. В рамках экономической политики на уровне государства налоги выступают в качестве главного регулирующего элемента, и одновременно являются основным источником формирования национального бюджета. Только при условии поступления налогов государство имеет возможность реализовать на практике весь заложенный в него функционал [3].

Актуальность предложенной темы объясняется тем, что в современных условиях НДФЛ одновременно выступает в качестве фискального и регулирующего рычага, но по своей сути не в полной мере отвечает условиям, сформировавшимся на нынешнем этапе развития мировой экономки. Целесообразно провести оценку собираемости налогов, и определить решения, способствующие повышению эффективности использования данного вида налога [2].

До 2001-го года в нашей стране существовала прогрессивная линейка налога НДФЛ, когда величина налога зависела от уровня доходов граждан. С 2001-го года была сформирована новая схема налогообложения, при которой величина ставки составляет 13%, и является единой для всех категорий граждан, вне зависимости от уровня их материального благосостояния. Сегодня среди всех европейских государств в России используется наименьшая ставка налога, но это не является критерием общей эффективности системы налогообложения граждан в стране [5].

НДФЛ относится к числу федеральных налогов, получаемые через него средства направляются на формирование бюджетов на уровне регионов и муниципальных образований. Законодательством предусматривается, что в казну субъектов поступает 80% данного налога (Статья 56 НК РФ). В бюджеты поселений и муниципальных районов зачисляется по 10% (Статья 61 НК РФ). В бюджеты городов Налоговым кодексом предусматривается перечисление 20% величины НДФЛ [1].

Для примера важности НДФЛ для системы налогообложения в стране целесообразно рассмотреть конкретный пример — республику Башкортостан за период 2016-2017гг, и общегосударственную структуру за аналогичный период в таблице 1.

Таблица 1. Удельный вес и объем поступлений налогов в бюджет Российской Федерации и Республики Башкортостан в 2016-2017 гг.

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации доходы бюджета — это денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [2].

Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

На сегодняшний день классификация налогов и сборов как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразна.

Все налоги, действующие на территории РФ, подразделяются на три вида:

— федеральные — налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

— региональные — налоги и сборы, установленные НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

— местные — налоги и сборы, устанавливаемые НК и нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих МО [7].

Налоговые доходы федерального бюджета — это налоги и сборы, перечень и ставки которых устанавливаются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год [3].

В бюджеты субъектов РФ зачисляются следующие налоги [2]:

— федеральные налоги по нормативам, установленным в федеральном законе о бюджете;

— региональные налоги и сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов;

— субсидии, передаваемые из муниципальных бюджетов; Налоговые доходы местных бюджетов [1]:

— государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета.

— отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ;

— собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ.

Система по сбору средств федерального, регионального и местного бюджетов насчитывает ряд недостатков, из-за чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в полном количестве. К недостаткам, которые связаны с формированием доходной части бюджета, за счёт налоговых поступлений можно отнести следующие проблемы:

Органы федерального казначейства, которые выполняют учёт поступлений в федеральный бюджет и контроль за использованием данных средств. Те средства, которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда, когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках средств на лицевых счетах по учёту доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.

Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства. Остатки средств федерального бюджета, которые находятся, на лицевых счетах органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.

Должное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Такие правонарушения приобретают массовый характер. Серьезность таких правонарушений содержится в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь уменьшает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства РФ и субъектов РФ.

  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  2. Зайцева Т. И., Медведев И. Г. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3; Инфотропик Медиа — М., 2010. — 400 c.
  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  1. 12. 4. Характеристика доходов бюджетов разных уровней
  2. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
  3. § 3. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней
  4. Распределение поступлений налогов на совокупный доход от малого бизнеса по уровням бюджета после 1 января 2003г.
  5. 21.1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, НАЛОГАМ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
  6. 12.5. Состав расходов бюджетов разных уровней
  7. Классификация налогов по уровням государственного бюджета
  8. Роль налогов на малый бизнес в бюджетах муниципалитетов
  9. Формирование структуры доходов и расходов бюджета
  10. 3.1 Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов
  11. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИЕРАРХИИ 2.1. Федеральная и региональная промышленная политика
  12. структурная единица 2.1 Формирование доходов бюджетов различных типов муниципальных образований
  13. Средства самообложения граждан в системе формирования доходов местных бюджетов
  14. 2.1. Налоговая политика при формировании доходов бюджета на современном этапе
  15. 10.6. Налог с оборота как новый механизм формирования доходной части бюджета
  16. 23. 2. Доходы населения и роль государства в их формировании. Кривая Лоренца
  17. 10.4. Косвенные налоги и их роль в формировании бюджетных фондов

Отношения государства в управлении экономики при работе налоговой политики может реализовываться при наличии таких налоговых инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база. В стране при этом может действовать такая налоговая система, при которой могут использовать и прямые, и косвенные методы регулирования налоговой политики.

Стоит отметить, что экономическое развитие страны по мере степени зависимо от того, в какой степени бюджетная политика, готова отвечать требованиям времени. Для пополнения бюджета, государство, в основном применяет следующие инструменты:

  • налоговые сборы, в том числе акцизы;
  • продажу государственной собственности: государственные предприятия, земельные участки, водные ресурсы;
  • аренда государственной собственности;
  • продажа товаров;
  • экспортная продажа ресурсов страны.

Стоит рассмотреть более подробно вопросы о подобном денежном заработке. Процент их поступления в высокоразвитых государствах определяется на уровне от 80 до 90%.

НДФЛ — уплачивается официально трудоустроенными гражданами в главный бюджет страны. В уровень НДФЛ составляет 13% для всех категорий граждан (вне зависимости от стажа работы, возраста, размера ежемесячного получаемого дохода). По законодательству в бюджет субъектов страны поступает 85% от общей собранной суммы налога на доход физических лиц, остальные 15% зачисляются непосредственно в нижестоящие, то есть в местные бюджеты страны.

В современной налоговой системе действуют как прямые, так и косвенный налоги, крупнейшим из которых считается НДС. Он активно действует на территории России начиная с первого января тысяча девятьсот девяносто второго года и существенно заменил налоги, которые раньше действовали на территории страны.

Одним из главнейших среди налогов, которые взимаются непосредственно с юридических лиц, интерпретируется налог на прибыль организаций. Его использование, главным образом взаимосвязано с тем, что при функционировании рыночной экономики в стране значение прибыли увеличивается в разы, она становится центром взаимодействия государства с населением. Налог на прибыль применяется не только в осуществлении целей и задачах государства, но и для стимулирования интереса у предприятий. Банки и различные небанковские кредитные учреждения, которые функционируют на коммерческих основах, должны, в свою очередь, осуществлять взносы в бюджет Российской Федерации.

Система подоходных налогов также затрагивает деятельность страховых компаний, которые непосредственно получают прибыль.

Главный и непоколебимый смысл вышеуказанных платежей в том, что они выполняют не только фискальную, но и стимулирующую задачу, ориентируя, при этом участников экономической деятельности на большую эффективность применения подходящих ресурсов и экономии невозобнавляемых запасов страны. Нуждаемость в таком стимулировании вызвана увеличившимися объёмами общественного производства, которые требуют втягивания в производственные обороты огромного объёма новых ресурсов.

Подводя итоги, следует сказать, что налоговые поступления играют важнейшую роль в развитии и успешном функционировании государственного бюджета Российской Федерации. Стоит также отметить, что любое пополнение консолидированного бюджета требует грамотного распределения и перераспределения в те сферы жизнедеятельности, где средств недостаточно. Государство должно следить за правильной работой налогового механизма и своевременно регулировать его.

Свой образовательный уровень в области налогов и налоговых сборов необходимо постоянно повышать, в связи с чем, настоятельно рекомендуем пройти наши образовательные курсы бухгалтерского учета, где вы узнаете много нового из современных тенденций налогообложения и возможно, обретете себе новую профессию.

Основные особенности прямого налогообложения

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) был доработан к 1 января 2005 года. В настоящее время этот документ является основным законодательным документом в Российской Федерации, регулирующим налоговые отношения.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в настоящее время в Российской Федерации установлены 14 налогов и сборов, различающихся по характеристикам и 4 специальным налоговым режимам.

Для конкретного налогоплательщика сумма уплаченных налогов определенно меньше, чем предусмотрено в Кодексе, поскольку существует довольно много конкретных налогов, для уплаты которых требуется ограниченное количество предприятий. Эти налоги включают акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воду и ряд других.

Фактически из всего множества видов налогов, установленных в налоговой системе России, пять налогов (корпоративный подоходный налог, НДС, акцизы, таможенные пошлины и подоходный налог с населения) являются решающими и основополагающими для получения доходов российского бюджета. система.

Объектом налогообложения различаются налоги на доходы, имущество, имущество и другие.

По характеру сбора налогов принято делить на прямые и косвенные.

Прямой налог — это налог, который взимается государством непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

В Российской Федерации существует две системы прямого налогообложения:

  • Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (подоходный налог с предприятий, налог на имущество организаций и др.);
  • Прямые налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на владельцев транспортных средств и др.).

Эти методы сбора налогов значительно различаются.

Основными методами прямого налогообложения являются:

  • кадастровый
  • На месте получения дохода до его получения
  • Метод декларации

Основные особенности прямого налогообложения:

  • прямые налоги наиболее тесно связаны с определенным доходом или имуществом плательщика, оцененным тем или иным способом, и применение этого вида налогообложения не требует вмешательства государства в производственную деятельность;
  • обеспечить государству более стабильный и определенный доход, так как он взимается с имущества или доходов плательщиков, который постоянно фокусируется на росте;
  • независимо от стабильности доходов чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных налогов;
  • в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно к плательщику, который четко понимает свою обязанность и поэтому привык сознательно учитывать участие граждан в общих расходах государства, а также приобретает интересы в вопросах, связанных с финансовой экономика отечества.

Вывод: прямое налогообложение имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но есть и недостатки: он не может облагать налогом достаточно большую массу населения, принадлежащего к бедному классу.

Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе Российской Федерации: «Под налогом подразумевается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их средств на основе владения, экономического управления или оперативного управления. средств для финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципалитетов. »

Налоговая система Российской Федерации строится на основе действующих законодательных актов страны, в которых устанавливаются основные элементы налога. Из них двенадцать элементов включают в себя: предметы и объекты налогов.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, по которому государство обязано уплачивать налог.

Из практики известно, что универсального налогоплательщика не существует. В отношении каждого налога или сбора, для его уплаты привлекается определенный круг лиц.

Налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика. Налог должен снижать доходы налогоплательщика. «Они не согласны с налогами» — один из основных принципов налогообложения. В отличие от других отраслей публичного права, где политические и правовые отношения человека и государства имеют решающее значение, налоговое право прежде всего учитывает экономические отношения налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются по принципу постоянного проживания (резидентства), согласно которому налогоплательщики делятся на лиц:

  • имеющие постоянное место жительства в определенном штате (резидентах);
  • не имеющие постоянного проживания в нем (нерезиденты).

Проживание физических лиц в России устанавливается ежегодно.

Лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, являются лица, в том числе иностранцы и лица без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году в течение одного или нескольких периодов.

Лицами, не имеющими постоянного проживания в Российской Федерации, являются лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

Национальные законы и международные соглашения устанавливают строгую последовательность применения следующих критериев для определения места жительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:

  • Место расположения обычного (постоянного) дома;
  • центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
  • место обычного проживания;
  • гражданство.
  • Налоговый статус юридических лиц.

Разделение юридических лиц на группы по принципу резидентства не так важно для России, как для налогоплательщиков — физических лиц. Для определения резидентности юридических лиц в Российской Федерации используется проверка юридического лица: лицо признается резидентом страны, если оно зарегистрировало свой юридический адрес в этой стране. м

Объект налога — доход или имущество, с которого взимается налог в соответствии с законодательством (заработная плата, прибыль, недвижимость).

Список налоговых объектов:

  • операции по продаже товаров (работ, услуг);
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход;
  • стоимость проданных товаров (выполненные работы, оказанные услуги);
  • другой объект, имеющий стоимостные, количественные или физические характеристики, при наличии которого налогоплательщик имеет законодательство о налогах и сборах, связанных с обязательством по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом, обязательство по исчислению и уплате налога на имущество организаций возникает только в том случае, если организация учитывает движимое и недвижимое имущество на балансе в качестве основных средств (включая имущество, переданное во временное владение, использование, распоряжение или доверительное управление, вступившее в совместную деятельность), Российская организация становится обязанным лицом по налогу на прибыль организаций, как только ее доходы превышают ее расходы.

Вывод: каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, то есть один и тот же объект может облагаться налогом одного и того же типа только один раз в течение периода времени, определенного законом (принцип единого налогообложения).

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством о других обязательных платежах.

Сущность и роль налогов проявляется в их функциях: фискальных, распределительных и контрольных.

Роль налогов в формировании доходов для любого бюджета определяется соотношением следующих показателей:

  • налоговые поступления в общую сумму доходов бюджета;
  • отдельная группа налогов (прямых или косвенных) в общей сумме налоговых поступлений в бюджет;
  • конкретные налоги (корпоративный подоходный налог, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество и др.) в общей сумме поступлений в бюджет.

Эти показатели с различной степенью детализации характеризуют важность прямых налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых доходов в частности.

Существуют стандарты распределения прямых налоговых поступлений по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

На основании приведенных данных можно увидеть изменение приоритетов налоговой политики Российской Федерации в анализируемом периоде, которые выражаются в следующих тенденциях:

  • наблюдается снижение доли налога на прибыль организаций в общих доходах бюджета, поэтому в 2011 году оно составило 23,4%, в 2012 году? 21,5%, в 2013 году — 18,3%. Снижение составило 5,1%;
  • налог на доходы физических лиц в общей структуре налоговых поступлений имеет тенденцию к увеличению, поэтому в 2011 году он составил 20,5%, в 2012 году — 20,6%, а в 2013 году — 22,1%. Рост составил 1,5%;
  • доля налогов и сборов и регулярных платежей за использование природных ресурсов значительно снизилась в общем объеме выручки, поэтому в 2011 году она составила 21,5%, в 2012 году — 22,7%, а в 2013 году — 14,8%.
  • налог на добавленную стоимость снизился в общей сумме налоговых поступлений и составил 1,5%;
  • доля акцизов увеличилась на 2,2%; — доля налогов на имущество выросла незначительно — на 0,9%.

В результате проведенного анализа мы можем констатировать увеличение доли прямых налогов, а именно: подоходного налога с физических лиц, акцизов и налогов на имущество, в общей сумме налоговых платежей, полученных в бюджетную систему Российской Федерации в 2011- 2013.

Местные власти заинтересованы в собственных источниках дохода. Они позволяют более широко проявить деловую инициативу, добиться увеличения платежей в бюджет.

Сравнивая показатели рассматриваемого периода, мы отчетливо видим динамику доминирования налоговых поступлений, а именно налога на доходы физических лиц, над неналоговыми поступлениями в местный бюджет.

Но нельзя не отметить тенденцию увеличения доходов местного бюджета от безвозвратных поступлений (субсидий, субсидий) их региональных и федеральных бюджетов. Причина — Архангельская область, в которую входит муниципалитет Северодвинск, является дотационным регионом (основным источником дохода является безвозмездный доход).

Вывод: в современных условиях региональные власти все чаще призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственных и непроизводственных территорий на юрисдикционных территориях. Их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий возрастает. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги.

Подоходный налог с населения является неотъемлемой частью функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира этот налог является основной частью доходов бюджета. В нашей стране основное налоговое бремя пока ложится на юридических лиц. Но сам по себе PIT имеет большое количество недостатков. Большая часть населения облагается налогом по минимальной ставке. Следствием этого является налоговое сокрытие части населения с высокими доходами.

Таким образом, наша система налогообложения населения является слишком громоздкой и требует упрощения за счет отмены многих льгот и скидок. В настоящее время в России формируется много новых видов получения дохода, и налоговое законодательство не отражает всех их видов.

Логично предположить, что дальнейшее совершенствование законодательной базы в отношении налогообложения доходов физических лиц позволит более эффективно развивать рыночную экономику нашей страны.

Поскольку государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений, для государства важно, чтобы предприниматели выполняли свою деятельность, получая при этом максимальную прибыль. В интересах государства также проводить налоговую политику, которая не наносила бы ущерба простым гражданам.

Однако на данном этапе развития налоговых отношений между государством и предпринимателем (физическим лицом) основная позиция заключается в том, насколько далеко предприниматель может уклоняться от налогообложения любыми законными и неправовыми средствами.

В случаях попыток скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых органов, не останавливаясь на искажении налоговой отчетности и предоставлении ложных данных о своих доходах, предприниматель заранее ставит себя в ситуацию, которая может привести не только к выплате крупных штрафы, но и к уголовной ответственности.

На основании материала, рассмотренного выше, можно сделать вывод, что основными направлениями реформирования системы подоходного налога с физических лиц являются следующие:

  • создание оптимальной и стабильной налоговой системы в сфере налогообложения физических лиц, обеспечивающей равные требования государства к плательщикам;
  • совершенствование системы сбора подоходного налога с физических лиц, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при сохранении справедливости налогообложения;
  • создание более рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности органов налогового контроля.

Шпаргалка по «Налогам»

Регулирующая роль налога на прибыль

Подоходный налог с предприятий является одной из важнейших составных частей бюджета Российской Федерации и ее субъектов. Он вступил в силу с 1995 года и с тех пор претерпел множество поправок. Это федеральный налог и регулируется главой 25 Налогового кодекса.

Подоходный налог является прямым пропорциональным налогом, то есть его сумма напрямую зависит от финансового результата организации. Это означает, что теоретически организации являются реальными плательщиками этого налога, то есть этот налог не передается конечному потребителю продукта, как при косвенном налогообложении.

Подоходный налог — это прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании). Прибыль для целей этого налога обычно определяется как доход от деятельности организации за вычетом суммы вычетов и скидок. Сколько стоит такая прибыль, очевидно, зависит от предприятия. Основанием для сбора налогов является декларация, которая после отчетного периода подается самим налогоплательщиком.

Весь доход организации делится на налогооблагаемый и необлагаемый налогом на прибыль. Список последних содержится в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации и является закрытым. Весь доход, который там не указан, автоматически облагается налогом.

Затраты также подразделяются на расходы, которые уменьшают и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Группировка расходов:

  • Для производства и реализации, осуществленной в течение одного (налогового) периода: прямые и косвенные затраты.
  • внереализационные расходы.

Для правильного расчета налоговой базы по налогу на прибыль на предприятии ведем налоговый учет. Для этого разрабатывают налоговые регистры, в которых они отражают информацию о доходах и расходах предприятия в соответствии с требованиями налогового законодательства. Для расчета налоговой базы по правилам налогового учета предприятия используют метод начисления.

Подоходный налог широко используется в практике налогообложения в странах с рыночной экономикой и играет важную роль в развитии государства. Подоходный налог позволяет государству активно влиять на экономические процессы посредством успешного применения налогового рычага. Этот налог используется достаточно эффективно при регулировании инвестиционной деятельности, развитии малого бизнеса, привлечении иностранного капитала в страну путем предоставления государству различных льгот и установления налоговых ставок.

Регулирующая роль налога на прибыль в настоящее время четко не прослеживается, поскольку действующий механизм исчисления и взимания налогов соответствует принципу налоговой нейтральности. В частности, практически отсутствуют какие-либо рельефы отраслевого характера.

С 1 января 2002 года в связи с введением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы были отменены с одновременным введением новой амортизационной политики и снижением ставки налога с 35% до 24%. Начиная с 2006 года, для плательщиков подоходного налога был введен амортизационный бонус, который позволяет включать в расходы понесенные расходы на капитальные вложения в размере не более 10% — с 2006 года и не более 30% — с 2009 года. первоначальная стоимость основных средств или расходы, понесенные в случае достройки, реконструкции, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств. С 2008 года дополнительный фактор повышения (не более 3) сохраняется для основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. С 2009 года в целях стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности предприятий нелинейный метод начисления износа подвергался радикальным изменениям.

Как известно, этот налог применяется к федеральным налогам, однако он перечисляется организациями в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации. Причем основная часть налога зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2010 году корпоративный подоходный налог составил 23% от доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой России в консолидированный бюджет Российской Федерации. В федеральный бюджет поступило 255 млрд руб. 1789,6 млрд. Рублей было зачислено в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Вывод: налог на прибыль организаций занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации, позволяет государству активно влиять на развитие экономики, а также является одним из основных приносящих доход налогов.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20—25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.
1. Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.
2. Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.
3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).
Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги.

Сущность налога и налоговой системы

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

Роль налогов в формировании бюджетов

Мы уже отмечали, что та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (размером налога).
Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например, в США подоходный налог с физических лиц прогрессивный: годовой доход до 21 450 долл. включительно облагается налогом по ставке 15% (это минимальная налоговая ставке подоходного налога); от 21 450 до 51 900 долл. — по ставке 3217,5 долл. + 28% с суммы, превышающей 21 450 долл.; свыше 51 900 долл. — по ставке 11 743,5 долл. + 31% с суммы, превышающей 51 900 долл. (это максимальная ставка).

Пример 27.1. Предположим, молодой американец имеет годовой доход 25 000 долл. В этом случае величина его налогового обязательства такова: 21 450 X 0,15+ (25 000 -21 450) • 0,28 = 4211,5 долл., т.е. он заплатил по средней налоговой ставке. Для этого американца она составила: (4211,5:25 000) • 100 = 16,8%.

В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС, где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран — членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1—2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг. Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.
Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.
Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

— первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— второй уровень — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов — 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Формирование параметров бюджетов всех уровней в составе консолидированного бюджета РФ (федерального, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и их исполнение – сложнейший, многофакторный процесс, качество которого определяет финансовую ситуацию в стране на следующий финансовый год, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В рамках этой работы особые трудности связаны с планирование налоговых поступлений и их мобилизацией.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней целесообразно классифицировать доходы по их видам.

Налоги и сборы по иерархическим уровням управления (ст. 13-15 Налогового кодекса РФ) делятся на:

федеральные: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль (доход) организаций, налог на доход от капитала, налог на доходы физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, госпошлина, федеральные лицензионные сборы;

региональные: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, региональные лицензионные сборы; бюджет РМ формируется в основном за счет федеральных налогов.

местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Подводя итоги роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней, можно сделать вывод о том, что доходная база местных бюджетов в основном определяется долями и суммами отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, а так же финансовой поддержки в форме дотаций, субвенций, трансфертов. Самым весомым налогом в формировании доходной части региональных и местных бюджетах является налог на доходы физических лиц. Значительную роль так же играют налог на прибыль и НДС.

Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета РФ, так и бюджетов всех трех уровней. Объективное и эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что обеспечение темпов экономического развития страны может не совпадать с интересами и потребностями региональных властей для финансирования закрепленных сфер и предметов ведения, а также для решения локальных задач. В связи с этим неизбежно возникает проблема сбалансированности бюджетов каждого уровня. Одновременно с решением данной задачи распределения налоговых доходов должно обеспечивать и определенный уровень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, чего невозможно добиться без обеспечения их достаточным уровнем собственных налогов.

Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Налоги — это основной источник средств, благодаря которому осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти. Но налогов недостаточно, государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Главные источники формирования денежных средств, имеющихся у государства – это налоги и займы (государственные долги). При займах усиливается налогообложение, т.к. долги приходится возвращать. Государство устанавливает налог в одностороннем порядке, не заключая договор с налогоплательщиком, А в случае уклонения от его уплаты, налог взыскивается в принудительном порядке.

Налоги устанавливаются законодательными органами государства. Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом. Налоги не имеют целевого характера.

После поступления в общую сумму доходов бюджета, они распределяются на финансирование расходов государства в соответствии с принятыми планами и программами. Налоги зачисляются как в бюджет, так и во внебюджетные целевые государственные или местные денежные фонды. Другие виды платежей, такие как сборы, пошлины, являются платой государству за предоставленные услуги, но они обычно разовые, как и налоги, являются обязательными к уплате и вносятся в фонды.

Налоги характеризуются следующими юридическими признаками:

  • они являются обязательными платежами;

Подведем итог. Под налогами понимаются обязательные индивидуально безвозмездные платежи физических или юридических лиц, которые установлены представительными (законодательными) органами государственной власти или местного самоуправления с целью зачисления в казну государства или муниципального субъекта, имеющие строго определенные размеры и сроки уплаты.

Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, политическую, социальную и др.

Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др.функций государства. Важными «кровеносными артериями» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Взаимосвязь финансов и налогов. Налоги в экономической системе государства. Налоги в макроэкономическом аспекте. Значение налогов в доходах государства. Роль налогов в социально-экономическом развитии общества. Бюджетный кодекс Российской Федерации о налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и районов. Налоговый потенциал территории.

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

Киясов Ш.У. ©

Старший преподаватель кафедры “Налоги и налогообложение”, Ташкентский финансовый институт

РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Аннотация

В статье анализируется значение подоходного налога в формировании доходной части госудаственного бюджета.

Ключевые слова: государственный бюджет, подоходный налог с физических лиц, налоговые отношения, налогооблагаемый доход, заработная плата.

Summary

In this article it is mentioned formation of local revenues and main spheres of spending

costs.

Keywords: State budget, personal income tax, tax relations, taxable income, salary.

На сегодняшний день в Узбекистане ведутся широкомастабные структурные перестройки в целях либерализации экономики. В этих условиях реформа налоговой системы должна стать локомотивом всех действующих изменений в экономике. На современном этапе развития особенно актуальным является налоговые отношения между хозяйствующими субъектами и государства. Эти отношения касаются именно какую часть доходов оставлять налогоплательщикам, а какую часть забрать в государственный бюджет. Исходя из этого, можно сказать, что налоговая система имеет достаточно факторов для мотивации налогоплательщика.

Как известно, Узбекистан достиг определенных результатов и достижений, сделав структурные преобразования в областях экономики. Подводя итоги 2014 года, наш Президент Ислам Каримов отметил достигнутые стабильно высокие темпы развития экономики и ведущих ее отраслей.

Валовой внутренний продукт возрос на 8,1 процента, объем производства промышленной продукции — на 8,3 процента, сельскохозяйственного производства — на 6,9, капитального строительства — на 10,9, розничного товарооборота — на 14,3 процента, около 70 процентов произведенной продукции составили готовые товары с высокой добавленной стоимостью.

Объем производства потребительских товаров за 2014 год возрос на 9,4 процента, в том числе продовольственных — на 8,7 и непродовольственных — на 10 процентов. Уровень инфляции по итогам года составил 6,1 процента, что значительно ниже прогнозируемого.

Государственный бюджет в 2014 году исполнен с профицитом 0,2 процента к валовому внутреннему продукту, при том, что налоговое бремя уменьшилось с 20,5 до 20 процентов, ставка налога на прибыль снижена с 9 до 8 процентов[1].

Как известно, налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РУЗ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах местных бюджетах.

Налоги с населения или налоги с физических лиц — неотъемлемая часть экономической системы любой страны. Во всех экономически развитых странах подоходный

© Киясов Ш.У., 2015 г.

налог с физических лиц является основным источником доходов государственного бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя ложится на юридических лиц.

Физические лица это — граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статус юридического лица.

Согласно налоговому кодексу, плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, имеющие налогооблагаемый доход в финансовом году.

Все физические лица в целях налогообложения делятся на две категории: резиденты Республики Узбекистан и нерезиденты.

Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане в течение 183 дней или более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматривается как резидент Республики Узбекистан.

Физические лица-резиденты Республики Узбекистан облагаются налогом по доходам, полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами. Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным от деятельности на территории Узбекистана[2].

Как правилно подчеркнул наш Президент И.Каримов “Подоходный налог с физических лиц — с оной стороны должен стимулировать работников к активному участию в процессе общественного производства, с другой, размер заработной платы должен соответствовать их труду, а также он не должен допустить необоснованно большому разрывы в доходах работников”[3].


  • Журнал Фундаментальные исследования. – 2017. – № 7 – С. 92-96
  • Дата публикации 04.08.2017
  • Раздел Экономические науки (08.00.00)
  • УДК 336.226.322
  • Страницы 92–96

Роль налогов в формировании бюджета государства

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Рецензия
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • Куда вкладывать свои деньги
  • Как не стать обманутым вкладчиком
  • Как вернуть деньги из банка-банкрота?
  • Что может крыться в депозитном договоре
  • Кладем деньги на депозит. Что надо знать?
  • 3 способа меньше платить по кредиту
  • Кредиты под залог жилья
  • Как без проблем пройти банковскую проверку
  • Пять законных оснований не возвращать кредит
  • Как избавиться от невыполнимых обязательств

Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

  • субъект налога – лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
  • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
  • источник налога – доход или капитал;
  • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
  • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
  • налоговый оклад – сумма налога;
  • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
  • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
  • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
  • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.

1. Налоги как элемент экономики.

2. Понятие налогов. Признаки:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • индивидуальная безэквивалентность;
  • регулярность.

3. Функции налогов:

  • фискальная;
  • экономическая;
  • социальная.

4. Элементы налога:

  • субъект налога;
  • объект налогообложения;
  • источник налога;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

5. Элементы налоговой системы:

  • виды налогов;
  • субъекты налогообложения;
  • законодательная база;
  • институты изъятия и контроля.

6. Классификация налогов:

  • по способу взимания;
  • по уровню налогообложения;
  • по субъекту налога;
  • по порядку введения;
  • по целевой направленности;
  • по методу исчисления;
  • по периодичности выплат.

7. Роль налогов в обществе.

8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.

Налоги и их роль в формировании бюджетов

;color:#000000″>Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

;color:#000000″>Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

;background:#ffffff»>Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов8;background:#ffffff»>.

;background:#ffffff»>Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

;background:#ffffff»>Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

;background:#ffffff»>Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

;background:#ffffff»>Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

«>Современная система налоговых органов Российской Федерации имеет трехступенчатую систему управления:

  1. «>Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  2. «>Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам;
  3. «>Управления ФНС России по республикам, краям, областям;

«>Основными участками работы по сбору налогов являются:

Несмотря на повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) налоговыми органами, можно отметить несколько ключевых проблем, связанных с организацией и проведением контрольной работы.

  1. несовершенство действующего налогового, валютного законодательства и законодательства в сфере применения нерегулируемых видов деятельности, позволяющего налогоплательщикам использовать схемы уклонения от уплаты налогов.
  2. отсутствие инструментов налогового контроля, имеющихся у налоговых органов зарубежных стран (например, таких как возможность выхода к налогоплательщику при проведении камеральной проверки, проведение оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение удаленного доступа «он-лайн» к банковским счетам налогоплательщиков, обеспечение в ходе проверок доступа к электронным базам данных бухгалтерии налогоплательщиков и др.);
  3. отсутствие у государственных органов, обладающих информацией о налогоплательщиках, обязанности представления налоговым органам данной информации или документов (органы статистики, отраслевые департаменты администраций городов и районов (строительства, с/х и др.));
  4. несовершенство законодательства в сфере регистрации и применения контрольно-кассовой техники. Для снижения административной нагрузки на бизнес, повышения уровня налоговой дисциплины, а также эффективности осуществления контрольной работы в данной сфере, представляется целесообразным:
    1. исключить необходимость обязательного использования средства визуального контроля «Государственный реестр» и идентификационного знака на ККТ;
    2. увеличить срок эксплуатации ККТ, а именно: не ограничивать право пользователя ККТ использовать модель ККТ, исключенную из государственного реестра, истечением нормативного срока амортизации, а предоставить ему право использовать такую модель ККТ до истечения срока полезного использования, который устанавливается производителем, но не более 10 лет, при условии ее исправности в течение всего срока эксплуатации;
    3. отменить постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 №745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», принятого во исполнение утратившего силу Закона Российской Федерации от 18.06.1993 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», сохранив отдельные положения вышеуказанного постановления правительства РФ, не противоречащие федеральному закону № 54-ФЗ, в действующем Положении по регистрации и применению ККТ (в частности, требования к реквизитам чеков, понятие неисправной ККТ, ведение книги кассира-операциониста и др.).

«>Исходя из цели и задач данной работы, были рассмотрены в первой главе:

  1. «>функции бюджета как экономической и правовой категории;
  2. «>также были проанализированы состав и структура доходов бюджетов различных уровней;
  3. «>была проанализирована роль налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней;

«>во второй главе были выявлены недостатки в работе ФНС РФ и в достаточной степени проработаны пути по их устранению.

«>Также, обобщая изложенный в курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы.

«>Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.

«>Бюджетная система РФ, согласно БК РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

«>Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

«>Доходы бюджетов, согласно БК РФ, формируются из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и доходов целевых бюджетных фондов.

«>В настоящее время сохраняется тенденция формирования доходов федерального бюджета преимущественно за счет налоговых доходов. Таким образом, создавая определенный финансовый запас, государство создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики и направляет эти финансовые потоки в виде дотаций субъектам, нуждающимся в финансовой поддержке.

«>Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

«>В силу того, что налоговые доходы стали основным источником формирования бюджетов РФ, государство вынуждено постоянно совершенствовать и регулировать деятельность налоговых служб.

«>Однако, н;color:#000000″>есмотря на принимаемые государством меры по улучшению эффективности осуществления государственного контроля (надзора) налоговыми органами, после анализа»> отдельных части налогового законодательства, мы пришли к выводу, что оно не в полной мере, а иногда и вовсе не отвечает потребностям современной экономики. В подтверждение этому ;color:#000000″>можно отметить несколько ключевых проблем, ;color:#000000″>связанных с организацией и проведением контрольной работы:

  1. несовершенство действующего налогового, валютного законодательства и законодательства в сфере применения нерегулируемых видов деятельности, позволяющего налогоплательщикам использовать схемы уклонения от уплаты налогов.
  2. отсутствие инструментов налогового контроля, имеющихся у налоговых органов зарубежных;
  3. отсутствие у государственных органов, обладающих информацией о налогоплательщиках, обязанности представления налоговым органам данной информации или документов;
  4. несовершенство законодательства в сфере регистрации и применения контрольно-кассовой техники;
  5. несовершенство законодательства, регулирующего отношения в области организации и проведения лотерей.

«>В этой связи нами был предложен ряд мер для повышения эффективности деятельности ФНС РФ:

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.


Похожие записи:

Добавить комментарий