Проект рекультивации земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект рекультивации земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела;
  • многолетний опыт помогает принять правильные и обоснованные решения при выборе направления рекультивации земель;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны земель, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения замеров и натурных исследований мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов рекультивации земель в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены и реализованы проекты рекультивации сложных объектов: полигонов ТБО, хвостохранилищ, мест санкционированного размещения отходов и т.д.;
  • опыт успешного прохождения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации земель позволяет минимизировать количество вопросов со стороны экспертов;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


Проект рекультивации (требования к разработке и согласованию) в ПД

Разработка проекта рекультивации земель осуществляется с учетом:

А) площади нарушенных земель, показателей состава и свойств почвы, выявленных в результате инженерно-экологических изысканий;

Б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий;

В) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

Проект рекультивации земель содержит сведения о кадастровых номерах земельных участков, об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельных участков, о правообладателях земельных участков, о нахождении земельных участков в границах территорий с особыми условиями использования. Приводится экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель, состав работ по рекультивации земель, описание их последовательности и объема, сроки проведения работ.

В случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в проект рекультивации земель включают локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ.

Рекультивация нарушенных земель при строительстве линейных сооружений имеет свои особенности, связанные с поточным методом выполнения работ. При этом работы по рекультивации земель входят в общий комплекс строительно-монтажных работ.

До начала основных земляных работ производится снятие плодородного слоя почвы, его перемещение во временный отвал, расположенный вдоль строительной полосы в пределах временного отвода.

Целесообразность снятия плодородного слоя и его мощность определяются по результатам инженерно-экологических изысканий. В соответствии с ГОСТ 17.4.3.02-85 снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земляных работ следует производить на землях всех категорий. Нормы снятия плодородного слоя почвы определены требованиями ГОСТ 17.5.3.06-85:

  • массовая доля гумуса по ГОСТ 26213-91, в процентах, в нижней границе плодородного слоя почвы должна составлять: в лесостепной и степной зонах – не менее 2; в южно-таежно-лесной, сухостепной, полупустынной, пред- горной пустынно-степной, субтропической предгорной полупустынно-пустынной, субтропической кустарниково-степной и сухолесной, субтропической, влажнолесной, в северной части лесостепной зоны для серых лесных почв, в почвах горных областей – не менее 1; в пустынной и субтропической пустынной – не менее 0,7;
  • величина рН водной вытяжки в плодородном слое почвы должна составлять 5,5–8,2; в подзолисто-желтоземных почвах, красноземах и почвах горных областей – не менее 4,0;
  • величина рН солевой вытяжки дерново-подзолистых почв должна составлять не менее 4,5; в торфяном слое – 3,0–8,2;
  • массовая доля обменного натрия, в процентах емкости катионного обмена, должна составлять: в образуемой смеси плодородного слоя черноземов, темно-каштановых, каштановых почв и сероземов в комплексах с солонцами – не более 5; на слабо- и среднесолонцеватых разновидностях зональных и гидроморфных почв лесостепной и степной зон – до 15; на слабо- и среднесолонцеватых разновидностях малогумусных южных черноземов, бурых, каштановых почв и сероземов, а также гидроморфных, полугидроморфных почв сухостепной и полупустынной зон – до 10;
  • массовая доля водорастворимых токсичных солей в плодородном слое почвы не должна превышать 0,25% массы почвы; предел допустимого количества водорастворимых токсичных солей в плодородном слое почвы может быть увеличен до 0,5% при использовании его на орошаемых участках;
  • массовая доля почвенных частиц менее 0,1 мм должна быть в интервале от 10 до 75%; на пойменных, старичных, дельтовых песках и приарычных песчаных отложениях – 5–10%.

Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.95

покупка и продажа горного оборудования, практика недропользования

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» приказываем:

1. Утвердить согласованные с Минсельхозпродом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прилагаемые Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

2. Структурным подразделением центрального аппарата и территориальным органам Минприроды России и Роскомзема указанные Основные положения принять к руководству и исполнению.

3. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.Ф. Костина и заместителя председателя Роскомзема С.Л. Громова.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

Председатель Комитета
Российской Федерации
по земельным ресурсам
и землеустройству
В.Н.КОМОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минприроды России
и Роскомзема
от 22 декабря 1995 г. N 525/67

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
сельского хозяйства и
продовольствия
Российской Федерации
А.Г.ЕФРЕМОВ
11 февраля 1996 г.

Заместитель Министра
экономики
Российской Федерации
И.В.СТАРИКОВ
23 января 1996 г.

Заместитель Министра
финансов
Российской Федерации
А.А.КРАСНОПИВЦЕВ
4 марта 1996 г.

Заместитель Председателя
Роскомнедра
Б.А.ЯЦКЕВИЧ
10 января 1996 г.

Заместитель Председателя
Госкомстата России
В.И.ГАЛИЦКИЙ
30 января 1996 г.

Первый заместитель
Руководителя Федеральной
службы лесного
хозяйства России
Б.К.ФИЛИМОНОВ
31 января 1996 г.

1. Настоящие Основные положения, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

2. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в пределах своей компетенции могут утверждать необходимые инструктивно-методические документы и давать разъяснения по вопросам рекультивации нарушенных земель, учитывающие особенности законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

4. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

5. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

— разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

— прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

— ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

— складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

— строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

— ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

— проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

6. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

7. Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:

— осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;

— проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;

— работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы;

— работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;

— планировку (выравнивание) поверхности, выполаживание, террасирование откосов отвалов (терриконов) и бортов карьеров, засыпку и планировку шахтных провалов, если эти работы технологически невыполнимы в процессе разработки месторождений полезных ископаемых и не предусмотрены проектом горных работ;

— химическую мелиорацию токсичных пород;

— приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;

— нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;

11. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приложения N N 1 — 3).

12. Перечень общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, кварцит, доломит, мергель, известняк, ракушка, сланцы, магматические, вулканические, метаморфические породы и др.) применительно к отдельным регионам определяется Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

13. Основаниями для отказа выдачи разрешения могут являться:

а) прямой запрет в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на разработку недр и проведение других работ с нарушением почвенного покрова;

б) наличие на момент обращения с заявлением споров о принадлежности территории, на которой предполагается осуществлять работы с нарушением почвенного покрова;

в) несвоевременное и некачественное выполнение работ по рекультивации ранее нарушенных земель;

г) отсутствие определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласований и других материалов, необходимых для оценки возможных негативных экологических и иных последствий, связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, торфа и проведением других работ с нарушением почвенного покрова;

д) другие основания, определенные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также решениями органов местного самоуправления.

Утверждён новый порядок проведения рекультивации и консервации земель

24. Государственное статистическое наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы проводится органами Роскомзема.

Утверждение или уточнение соответствующих форм государственного статистического наблюдения осуществляется Госкомстатом России по предложениям Роскомзема и Минприроды России.

25. Ежегодная статистическая информация о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (Приложение N 5) составляется по состоянию на 1 января всеми организациями, проводящими работы с нарушением почвенного покрова и после согласования с местными (районными, межрайонными, городскими) органами Минприроды России высылается не позднее 5 января соответствующим органам Роскомзема и Госкомстата России.

Сводная статистическая информация по административным территориальным образованиям (город, район, субъект Российской Федерации) составляется органами Роскомзема и направляется в соответствующие органы Госкомстата России и Минприроды России.

Сводная статистическая информация в целом по Российской Федерации представляется Роскомземом в Госкомстат России и Минприроды России с выделением сведений по отдельным отраслям (министерствам и ведомствам) и по субъектам Российской Федерации.

26. Порядок представления физическими лицами необходимой информации о проводимых работах, связанных с нарушением плодородного слоя почвы, устанавливается органами Роскомзема и Минприроды России, если иное не определено органами местного самоуправления.

27. Для уточнения учетных данных рекомендуется проведение инвентаризации нарушенных земель не реже одного раза в 10 лет, которая осуществляется по предложениям органов Роскомзема и Минприроды России на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

28. Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется:

органами Роскомзема, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности;

соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации;

внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель, назначаемыми в соответствии с п. 1.4 Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, утвержденной Приказом Роскомзема от 18.02.94 N 18 и зарегистрированной Минюстом России за N 528 от 28.03.94, а также общественными инспекторами по охране природы, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Минприроды России.

29. В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды специально уполномоченными органами и заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, складирования и захоронения отходов, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.

30. Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего или органов Минприроды России и Роскомзема.

31. Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

32. За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

33. Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.

1. Заявление, в котором указывается:

а) вид работ, способ и сроки разработки, объем добычи и для каких целей;

б) площадь нарушаемых земель по видам угодий и почвенным разностям, глубина разработки;

в) финансовые и технические возможности для снятия плодородного слоя почвы (при необходимости, нижележащих потенциально плодородных пород) и последующей рекультивации земель, данные о привлекаемых для этих целей подрядных организаций;

г) площадь, мощность и объем снимаемого плодородного слоя почвы, место и срок его хранения, дальнейшее использование;

д) дата окончания технического этапа рекультивации, срок восстановления плодородия рекультивируемых земель и их дальнейшее использование, перечень мероприятий по улучшению рекультивированных земель (биологический этап рекультивации);

е) наличие в границах землепользования ранее нарушенных земель, а также территорий с особыми условиями использования (санитарные и охранные зоны, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и пр.).

2. Чертеж (план) землепользования с нанесенными границами мест добычи общераспространенных полезных ископаемых или проведения других работ, складирования плодородного слоя почвы и, при необходимости, потенциально плодородных пород.

3. Схема (проект) рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом.

4. Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

5. Согласования с заинтересованными государственными органами и организациями, а также другие материалы, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Приложение N 2
к Основным положениям о
рекультивации земель,
снятии, сохранении и
рациональном использовании
плодородного слоя почвы

  • страница1

Причиной разработки проекта рекультивации могут стать разные факторы. Земли, которые требуют обязательной реабилитации после использования:

  • захоронение отходов I-V класса опасности;
  • ликвидированные объекты военного назначения;
  • полигоны военных учений;
  • открытые и закрытые выработки полезных ископаемых, стройматериалов;
  • прокладка, консервация линейных сооружений;
  • демонтаж зданий;
  • проведение технических работ, связанных с раскопкой грунта.

Разработка проекта рекультивации карьера, территорий боевой учебы, свалок и других участков планируется заранее. Но возникновение техногенных аварий требуют срочности. Геодезисты ЕЦСиЗ выезжают для изысканий в день подачи заявки. Срок проектирования зависит от наличия документации на землевладение.

Кроме безусловных факторов для реставрации земель, проект рекультивации земельного и лесного участка может входить в состав документации по строительству и реконструкции капитальных объектов.

Проектирование восстановления почвы требуется после следующих работ:

  • мелиоративных;
  • лесозаготовительных;
  • проектно-изыскательских;
  • геологоразведочных.

Рекультивация и улучшение земель

  • Первый этап представляет собой этап подготовительных работ. В котором осуществляется выборка планово-картографических данных, проводятся исследования почвы, а также проводится полевое исследование участка при участии представителей природопользователя и госорганов по части земельных вопросов. Также устанавливаются границы и месторасположение участка, на котором будут проводиться рекультивационные работы и обсуждается его дальнейшее использование после восстановления.
  • На втором этапе происходит выполнение необходимых изысканий (топографические, геологические, гидрометеорологические и экологические), сбор и анализ информации по проекту.
  • После следует разработка всех разделов проекта по рекультивации.
  • По окончании оформления происходит окончательное его согласование в государственных инстанциях.
  • Описание мероприятий, направленных на восстановление земель.
  • Расчет материальных затрат на данный процесс, а также его календарный график.
  • Также в состав проекта входят графические материалы в виде карт и чертежей
  • Дополняется требуемой сметной документацией.

Мероприятия по рекультивации земель включают инженерные, горнотехнические, лесохозяйственные, сельскохозяйственные и прочие мероприятия, способствующие восстановлению биологической продуктивности и сельскохозяйственной ценности нарушенных, в ходе промышленной деятельности, земель.

При разработке рассматриваются различные направления рекультивации нарушенного участка земли и выбирается наиболее оптимальный. Он непосредственно направлен на восстановление земельных ресурсов и эффективное использование плодородного слоя почвы.

План восстановления территорий мусороприемников требует расширенного комплекса экологических исследований:

  • геологические;
  • гидрогеологические;
  • почвенные;
  • анализ атмосферы;
  • проверка радиоактивности отходов.

Дополнительно в проект закладываются методы переработки ТБО и сопутствующих веществ:

  • использование сингаза;
  • способ утилизации отходов;
  • устройство экранов;
  • консервация или отвод фильтратов.

После проведенных работ полигон должен быть пригоден как минимум к строительству предприятий IV класса.

Инженеры компании ECSiZ проектируют восстановление полигонов, размещающих мусор 1-5 класса опасности:

  • стройматериалы, металлургические шлаки;
  • хозяйственно-бытовые отходы и продукты их сжигания;
  • перемещенные массы пород, загрязненные нефтепродуктами, радиоактивными элементами, токсичными веществами;
  • промышленные шламы;
  • производственные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, пищевых продуктов.

После реализации наших планов санации и реабилитации назначение территорий бывших свалок меняется на:

  • лесохозяйственное;
  • сельскохозяйственное;
  • строительное;
  • рекреационное.

Выполненный проект согласовывается с собственником участка, на котором находиться производство или планируется строительство производства, при возможном нарушении слоя грунта. В соответствии со ст. 19 ФЗ -78 «О землеустройстве» проекты рекультивации являются землеустроительной документацией и подлежат экспертизе. Срок проведение экспертизы занимает не более одного месяца, результаты направляются в Росреестр.

Цена начинается от 50 000 тыс. рублей и зависит от объемов и результата проведенных инженерных изысканий.

Стоимость разработки рабочего проекта рекультивации нарушенных земель зависит от состояния участка, наличия регистрационной и картографической документации, количества подготовительных работ. На итоговую сумму повлияют:

  • удаленность территории;
  • уровень сложности рельефа, гидрогеологических условий;
  • вид использования;
  • количество и сложность исследований;
  • наличие опасных, газообразных, токсичных веществ;
  • степень деградации почвенных слоев;
  • цель рекультивации;
  • наличие водоносных пластов в грунте;
  • вид почвы – состав, заболоченность;
  • количество собственников;
  • категория нарушенности почвы;
  • наличие ситуационного плана, геоподосновы;
  • необходимость инженерной подготовки, организации движения.

Точную цену проекта рекультивации земель лесного фонда, сельскохозяйственных территорий, полигонов ТБО скажет техник-геодезист после осмотра территории, ознакомления с документацией. Вызвать инженера можно онлайн через форму обратной связи или кнопку «заказать звонок». Выезд консультанта бесплатно.

У нас нет строгих тарифов. Как уникален каждый проект, так и уникальны наши цены. Мы построим модель реабилитации земли под ваш бюджет. Мы не говорим «нет», а находим решения.

Что такое рекультивация: этапы и порядок восстановления земель

  • Архангельск
  • Астрахань
  • Белгород
  • Брянск
  • Великий Новгород
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Иваново
  • Казань
  • Калуга
  • Киров
  • Кострома

При прекращении производственной деятельности для территории, которая оказалась разрушена, определяется порядок проведения рекультивации. При проектировании выбирается способ возвращения хозяйственной пригодности земель и водоемов, которая, как правило, отличается от первоначальной. Например, карьеры затапливают – по этой причине в них нельзя купаться, потому что на берегах и под водой могут продолжаться разрушения породы.

Определение направления рекультивации происходит при разработке проекта. Проект составляется до начала работ по промышленному освоению территории, а реализуется при закрытии производства, наступающем при исчерпывании запасов добываемых материалов. В некоторых случаях проект разрабатывается при наступлении событий, приведших к незапланированному или несогласованному нарушению земель или водоемов: техногенные катастрофы, природные катаклизмы.

Разработка проекта рекультивации земель или водоемов – ответственность собственника территории.

Для правильной рекультивации земель и водоемов должен учитываться ряд факторов, связанных со взаимодействием рекультивируемой и окружающей территории. При разработке оценивается характер прилегающей местности: население, климат, геологическая и гидрологическая обстановка, хозяйственный уклад. На основании полученных данных создается проект, позволяющий решить две задачи:

  • ликвидировать и предотвратить нанесение ущерба;
  • вернуть земли в хозяйственное пользование.

При проектировании рекультивации определяется последующее хозяйственное использование объекта: лесное, сельскохозяйственное, рекреационное. Этим определяется выбор растений, используемых при посеве рекультивируемой территории. От этого же зависит срок восстановления:

  • При посеве только трав – 1-3 года;
  • При посадке кустов и деревьев – 2-3 года;
  • При посеве огородных культур – до 15 лет.

Особенности рекультивации территории определяются способами, использовавшимися при промышленном освоении земель.

Например, после подземной добычи необходимо укрепить и заполнить тоннели, чтобы избежать провалов, при открытой добыче – обработать отвалы и груды остаточной породы, при складировании мусора на полигонах – исключить распространение за пределы территории. Всего выделяется несколько видов работ, после которых требуется восстановление:

  • горные (подземные, открытые);
  • торфодобыча;
  • строительство и эксплуатация линейных сооружений;
  • складирование мусора;
  • карьерные разработки.

При выборе открытого способа горной добычи часть образуемых отходов остается пригодна для рекультивации. Для этого при распределении сырья проводится его сортировка, при котором пригодные массы складываются отдельно. Для открытых горных работ характерно образование провалов и пустот, большие объемы обрабатываемых материалов. При рекультивации пустоты засыпаются, а отвалы укрепляются для формирования устойчивых условий восстановления экосистемы.

ООО «Экопроект» разрабатывает экологические проекты с 2002 года.

Отражаем в проектах самые последние изменения в действующем законодательстве, федеральные, региональные и отраслевые нормы и требования в сфере экологии и охраны окружающей среды. Разработанные нами проекты рекультивации земель полностью соответствуют действующим на момент проектирования нормативным актам, строительным нормам и СанПиНам.

Все работы проводятся только в соответствии с утвержденным проектом. При рекультивации проводятся технические и биологические мероприятия (п. 8 Правил рекультивации земель).

Если вы проводите рекультивацию земельного участка, правообладателем которого не являетесь, то вам нужно уведомить правообладателя. Для этого не позднее чем за 10 дней до начала работ направьте ему уведомление. Его форма не установлена. Однако в нем нужно указать дату начала проведения работ и сроки их проведения. При этом не допускается проведение работ по рекультивации в период полевых сельхозработ, если это не предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель (п. 29 названных Правил).

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

  • при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);
  • при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);
  • после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

  • обустройство дегазационных скважин;
  • организация водоотводящего слоя из грунтов с высоким коэффициентом фильтрации мощностью 0,2 м (песка, супеси или золошлака золоотвала Закамской ТЭЦ-5);

-организация рекультивационного слоя, мощностью не менее 0,2 м с учетом усадки для посева многолетних трав и не менее 0,5 м под лесопосадки (грунты ПСП, ППП или короотходы).

  • рекультивационный слой, создаваемый с использованием корооходов, состоит из подстилающего слоя короотходов и плодородного слоя почвы или компоста;
  • организация системы сбора и отвода поверхностного стока и фильтрационной воды из слоя грунтов, перекрывающих массив отходов;
  • устройство ограждающих площадь рекультивации защитных сооружений;

Рекультивационный слой создается на поверхности водоотводящего слоя.

X

X

Запашка сидератов

X

X

Скашивание трав с последующим комплексом работ по уборке сена

X

X

X

X

X

Примечание.

Рабочий проект состоит из текстовой пояснительной записки, сметно-финансовых расчетов и графической части, которая включает следующие основные чертежи: ситуационный план размещения рекультивируемых земель (масштаб 1: 25 ООО, 1:10000); топографический план нарушенных земель, подлежащих рекультивации, и прилегающей территории (масштаб 1:2000, 1:1000); предполагаемое изображение топографической поверхности нарушаемых земель на момент завершения работ, связанных с нарушением почвенного покрова; почвенно-грунтовая карта нарушенных территорий (масштаб 1: 2000, 1: 1000); генеральный план, на котором должны быть выделены участки с различными направлениями рекультивации земель, нанесены существующие и проектируемые здания и сооружения, инженерные и транспортные коммуникации, лесные полосы, каналы.

Основные технико-экономические показатели:

Предполагаемая сметная стоимость механизированного труда ______ (__________) рублей, в т.ч. НДС — ____% ______ (__________) рублей.

Предполагаемая сметная стоимость ручного труда ______ (__________) рублей, в т.ч. НДС — ____% ______ (__________) рублей.

Предполагаемая общая сметная стоимость ______ (__________) рублей, в т.ч.
НДС — ____% ______ (__________) рублей.

10. Дополнительная документация: ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________.
В зависимости от состояния грунтов и способов формирования поверхностей этот срок может быть увеличен или сокращен.

3.3.8. Во избежание заболачивания не допускается создание котлованных форм резервов, а продольный уклон дна должен быть не менее 0,2%. Поперечные уклоны назначаются в зависимости от вида использования земель после рекультивации, предотвращений эрозии на основании технических условий, выдаваемых землепользователями.

3.3.9.
Участки, предназначенные для лесохозяйственного использования, должны быть спланированы, иметь продольный уклон не более 17% и поперечный — не более 7%. С целью предотвращения эрозии и создания благоприятных условий ведения лесохозяйственных работ поверхность может быть спланирована террасами. Поверхности террас придается уклон 1,5-3,5% в сторону вышерасположенной террасы.

В некоторых регионах этим занимается Росреестр, чаще всего – природоохранные ведомства.

На генеральном плане указывают проектные планировочные отметки и выделяют участки рекультивации по очередям выполнения ре культивационных работ; картограмма земляных масс (масштаб 1:2000,1 :1000).

На картограмму наносят контуры нарушенной территории, реперы, сетку квадратов со стороной 10 м при масштабе 1:1000 и 20 м при масштабе 1: 2000; в точках пересечений сторон квадратов выписывают черные, красные и рабочие отметки, в пределах каждого квадрата — объемы выемок и насыпей, линии нулевых работ, оконтуривающие площади выемки и насыпи, итоги выемки и насыпи по каждому вертикальному и горизонтальному (для контроля) ряду с их общим суммированием по всей площади планировки. В целях упрощения нулевую линию «спрямляют» и проводят по границам квадратов, к которым она тяготеет; схема перемещения земляных масс (масштаб 1: 2000,1 :1000).

Верхний плодородный слой создается из смеси в соотношении 3:1 измельчанных коротходов и золы мощностью 0,5 м. Общая высота защитного и рекультивационного слоя – 1,4 м.

Проектный вариант:

В рабочем проекте организация перекрывающего и рекультивационного слоя на площади закрытой свалки принимается по варианту 1. В качестве альтернативных материалов при создании защитного и рекультивационного слоя могут использоваться золошлакоотходы и короотходы варианта 2.

Отходы производства применяются при условии получения разрешения владельцев отходов, согласования с центром ГСЭН и соответствующей подготовки отходов к использованию.

Решение городского (областного) комитета по охране окружающей среды N _____ от «___»__________ ____ г.

задание на разработку проекта N _____ от «___»__________ ____ г., выданное Заказчиком, с обоснованием необходимости его разработки с указанием сроков разработки;

проект организации рекультивации N _____ от «___»__________ ____ г.;

необходимая рабочая документация в составе — __________________________ __________________________________________________________________________; (перечень документации)

условия поставки грунта, саженцев, семян, материалов и оборудования, использования строительных и сельскохозяйственных машин, транспортных средств, обеспечения рабочими кадрами строителей по основным профессиям;

материалы и результаты обследования земельного участка N _____ от «___»__________ ____ г.

Исходные данные, выданные Заказчиком:

2.1.

Как провести рекультивацию земель

  • 7.1 Выбор направления рекультивации нарушенных земель

    • 7.1.1 Направление рекультивации нарушенных земель выбирают с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования.

    • 7.1.2 Основными направлениями рекультивации нарушенных земель являются:

  • — сельскохозяйственное;

  • — лесохозяйственное;

  • — рыбохозяйственное;

  • — природоохранное;

  • — рекреационное:

« водохозяйственное;

  • — строительное.

  • 7.1.3 В качестве основных критериев при выборе направления рекультивации нарушенных земель принимают во внимание следующие характеристики:

  • — природно-климатические (геология, гидрология, гидрогеология, рельеф местности, характер почвенно-растительного слоя, климат, биологическое разнообразие);

  • — социальные (инфраструктура района, хозяйственные и санитарно-гигиенические условия с учетом перспектив и направлений развития района);

  • — фактическое и прогнозируемое состояние нарушенных земель к моменту рекультивации (площади. формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, наличие плодородного слоя почв и потенциально плодородных пород, эрозийные процессы, степень загрязнения почвы);

  • — современное и перспективное использование нарушенных земель по их целевому назначению в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования;

  • — категория(и) нарушенных земель и прилегающих земельных территорий;

  • — продолжительность восстановительного периода;

  • — горно-технологические (уровень и состояние технологии и механизации горных работ, наличие транспортных коммуникаций) факторы, если осуществляют горнотехническую рекультивацию;

  • — технологии и комплексная механизация земляных и транспортных работ;

  • — экономическая целесообразность рекультивационных работ;

  • — географическое расположение нарушенных земель, текущее и будущее функциональное использование в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования;

  • * мнение собственника земельной территории, подлежащей рекультивации;

■ территориальные схемы, генеральные планы развития территорий;

  • * результаты общественных слушаний по проекту рекультивации нарушенных земель.

  • 7.1.4 Требования к рекультивации нарушенных земель при сельскохозяйственном, лесохозяйственном. водохозяйственном, санитарно-гигиеническом, рекреационном направлениях их использования учитывают в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04.

  • 7.1.5 Требования к рекультивации нарушенных земель при природоохранном направлении должны включать.

  • * создание сглаженных форм рельефа и поверхности с благоприятными для посадки растений экологическими условиями;

. посадку (посев) комплекса видов растений из состава флоры данной природно-климатической зоны, а также биологически ценных видов растений.

  • 7.1.6 Требования к рекультивации нарушенных земель при строительном направлении должны включать.

  • * применение вяжущих материалов для закрепления поверхности нарушенных земель, не оказывающих отрицательного воздействия на окружающую среду и обладающих достаточной водолрочно-стъю и устойчивостью к температурным колебаниям;

  • — выполнение мелиоративных работ;

  • — обеспечение стабильности грунтов при строительстве объектов промышленного, гражданского и иного назначения.

  • 7.1.7 Направления использования рекультивированных земель определяют на стадии проектирования с учетом качественных характеристик нарушенных земель по техногенному рельефу, горным породам, степени обводнения (увлажнения) с учетом географических и экономических условий эоны размещения нарушенных земель, технико-экономических и социальных факторов.

  • 7.1.8 При планировании работ по рекультивации нарушенных земель следует руководствоваться критериями определения приоритетности объектов для проведения очистных работ, установленных в т. ч. в ГОСТ Р 54003—2010 (приложение А) применительно к участкам с историческим загрязнением, и выполнять следующее:

  • — учитывать численность населения, приживающего в пределах потенциального негативного воздействия загрязненной земельной территории на здоровье и жизнь людей;

  • — определять площади загрязненных земельных территорий с учетом накопленных объемов опасных отходов и сбросов;

« оценивать техническое состояние загрязненных земельных территорий;

  • — учитывать риски актуального негативного воздействия загрязненной земельной территории на здоровье и жизнь людей (с приоритетным вниманием к мнению местного населения);

  • * определять вероятность и возможные масштабы потенциальных чрезвычайных ситуаций на загрязненных земельных территориях;

  • — фиксировать негативное воздействие загрязненных земельных территорий на чувствительные экологические системы с учетом влияния на биоразнообразие;

  • — подсчитывать ориентировочные затраты на обследование нарушенных земель и стоимость работ по рекультивации земель на загрязненной территории;

  • * разрабатывать всесторонне обоснованные проекты по предполагаемому использованию в будущем загрязненных земельных территорий для хозяйственных и иных нужд с минимизацией негативного воздействия на человека и окружающую среду.

  • 8.1 При приемке рекультивированных земель учитывают следующие показатели:

  • • наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;

  • • мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы или потенциально плодородных пород;

  • — проективное покрытие травянистой растительности. %;

  • — наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения;

  • — качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель;

  • — наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов;

  • — наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель.

  • 8.2 При приемке рекультивированных нефтезагрязненных земель учитывают следующие дополнительные показатели.

  • 9.1 Региональные регламенты приемки рекультивированных земель устанавливают порядок взаимодействия между недропользователями, подрядными организациями и контролирующими структурами и определяют:

  • — состав и порядок работы рабочей комиссии по приемке нарушенных земель после проведения восстановительных работ:

  • — перечень документов, предоставляемых рабочей комиссии, порядок утверждения акта рабочей комиссии;

  • — критерии приемки нарушенных земель после проведения на них восстановительных работ с учетом конкретных природно-климатических условий регионов.

  • 9.2 Приемку работ по рекультивации нарушенных земель осуществляют после письменного извещения уполномоченных органов и комиссии, сформированной из заинтересованных лиц. согласовавших 16

проект рекультивации земель и земельных участков, о завершении работ по рекультивации земель и земельных участков.

  • 9.3 Письменное извещение о завершении работ по рекультивации нарушенных земель в течение 30 рабочих дней с даты окончания проведения работ по рекультивации земель и земельных участков направляют организаторы рекультивационных работ: собственники земельных участков, землепользователи. землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута или лица, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков.

  • 9.4 Приемку работ по рекультивации нарушенных земель осуществляют уполномоченные органы и комиссия, сформированная из заинтересованных лиц. согласовавшие проект рекультивации нару-шейных земель.

  • 9.5 Приемка работ по рекультивации нарушенных земель происходит в два этапа; непосредственно после окончания работ по рекультивации и после установления устойчивого растительного покрова (не менее чем через 1.5 года после проведения биологической рекультивации).

  • 9.6 После приемки работ по рекультивации нарушенных земель организаторы рекультивационных работ (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута или лица, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков) предоставляют на 36 мес гарантии, оформленные в виде гарантийного паспорта на сданные земли, уполномоченным органам и комиссии, сформированной из заинтересованных лиц. согласовавшим проект рекультивации земель и земельных участков.

  • 9.7 В случае выявления скрытых недостатков в гарантийный период организаторы рекультивационных работ (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута или лица, действия которых повлекли нарушение земель и земельных участков) устраняют их за свой счет в установленные сроки, согласованные с уполномоченными органами и комиссией. сформированной из заинтересованных лиц. согласовавшими проект рекультивации земель.

  • 10.1 Работы по рекультивации нарушенных земель следует проводить а соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами рекультивации нарушенных земель.

  • 10.2 При реализации проектных решений следует выполнять инструкции по безопасной эксплуатации применяемого оборудования, технических средств и материалов.

  • 10.3 К работе на машинах и агрегатах допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности. охране труда.

  • 10.4 Технические и биологические мероприятия по рекультивации нарушенных земель проводят в специальной одежде, респираторах и резиновых перчатках.

  • 10.5 Ответственность за обеспечение безопасности реализации проектных решений несет должностное лицо организации (производителя работ), назначенное приказом по этой организации.

3.2.1. Рекультивации подлежат все нарушенные строительством земли, в которых произошли изменения, выражающиеся в нарушении почвенного покрова, в образовании новых форм рельефа, изменении гидрогеологического режима территории (иссушение, подтопление), а также прилегающие угодья, на которых в результате строительства произошло снижение продуктивности.

3.2.2. Мероприятия по рекультивации временно занимаемых земель назначают в соответствии с техническими условиями, выданными землепользователями и землеустроительными организациями.

3.2.3. Рекультивация нарушенных земель проводится с целью последующего их использования по направлениям:

сельскохозяйственное — создание на нарушенных землях сельскохозяйственных угодий;

лесохозяйственное — создание на нарушенных землях лесных насаждений различного типа;

рыбохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа рыбоводческих водоемов;

водохозяйственное — создание в понижениях техногенного рельефа водоемов различного назначения.

3.2.4. Определение рациональных видов и направления рекультивации должны базироваться на совокупном учете следующих факторов:

климата, рельефа, почвенного покрова, растительности, геологии, гидрологии, гидрогеологии;

хозяйственных и санитарно-гигиенических условий с учетом перспектив развития района;

технологии и комплексной механизации земляных и транспортных работ;

экономической целесообразности рекультивационных работ.

3.2.5. Система разработки и транспортировки грунта из-под основания насыпей, временных зданий и сооружений, на площадях, зажимаемых выемками, землевозными дорогами и строительными площадками, должна обеспечивать селективную выемку, складирование и хранение плодородного слоя в объемах, предусмотренных проектом для использования его при восстановлении нарушенных или для повышения плодородия малопродуктивных земель.

3.2.6. При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы принимают меры, исключающие ухудшение его качества, а при длительном хранении — меры, предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы. Поверхности отвалов закрепляют посевом трав или другими способами.

3.2.7. Снятие плодородного слоя почвы производят в теплый и сухой период года, на участках, занятых сельскохозяйственными культурами, — после уборки урожая.

Перед снятием плодородного слоя почвы проводят подготовительные работы по удалению пней, кустарников, валунов и т.д.

3.2.8. Земляные участки, подготавливаемые для использования в сельском хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным слоем почвы, удобны для выполнения сельскохозяйственных работ с применением современных средств механизации.

3.2.9. После рекультивации, карьеры и резервы, предназначенные для сельскохозяйственного использования, должны иметь вид пологой лощины с поперечным уклоном дна в сторону от насыпи не более 1,5 % и продольным (во избежании заболачивания) — не менее 0,2 %. Откосы боковых резервов принимаются не круче 1:6 и назначаются в зависимости от вида дальнейшего использования земель и возможностей предотвращения эрозии на основании технических условий, выдаваемых землепользователями.

Проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения пример скачать

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Основные положения

  • 5 Требования по рекультивации нарушенных земель

  • 5.1 Общие требования

  • 5.2 Требования по рекультивации нарушенных земель в зависимости от направлений

их дальнейшего использования

  • 5.3 Требования по рекультивации земель, нарушенных при открытых горных работах

  • 5.4 Требования по рекультивации земель, нарушенных при подземных горных работах

  • 5.5 Требования по рекультивации земель, нарушенных при добыче торфа

  • 5.6 Требования по рекультивации земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации

линейных сооружений

  • 5.7 Требования по рекультивации земель, нарушенных при выполнении геологоразведочных,

изыскательских и других работ

  • 6 Оценка нарушенных земель

  • 6.1 Обследование нарушенных земель

  • 6.2 Паспортизация нарушенных в результате прошлого экологического ущерба земель

  • 7 Порядок работ по рекультивации нарушенных земель

  • 7.1 Выбор направления рекультивации нарушенных земель

  • 7.2 Разработка проектов рекультивации нарушенных земель

  • 7.3 Этапы рекультивации нарушенных земель

  • 7.4 Консервация нарушенных земель

  • 8 Контроль качества рекультивации нарушенных земель

  • 9 Приемка (передача) рекультивированных земель

  • 10 Требования безопасности при рекультивации нарушенных земель

Библиография

Согласно требованиям нормативно-правовых актов [1J—[3] рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, включая земли, загрязненные нефтью и нефтепродуктами, а также прилегающие земельные территории, полностью или частично утратившие продуктивность в результате негативного воздействия хозяйственной деятельности. 8 статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Проведение работ по рекультивации нарушенных земель предусмотрено нормативноправовыми актами [4]—(7). а также другой нормативной документацией.

Несмотря на развитую нормативную базу до настоящего времени не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов применение экологического системного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, загрязненных, например, нефтесодержащими отходами, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов и устойчивость ландшафтов и др.

В декабре 2012 г. организационно-распорядительным документом (8] утвержден статистический инструментарий.

Необходимость разработки настоящего стандарта возникла в связи с оптимизацией нормативной базы, вызванной изменениями понятийно-терминологического аппарата в российском законодательстве и подходов к рекультивации нарушенных земель.

В настоящее время терминология ГОСТ 17.5.1.01—83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» не соответствует терминологии и положениям нормативно-правовых актов [1) и [3].

Кроме того, за прошедшие 30 лет были детализированы подходы к рекультивации и консервации нарушенных земель, что также повлияло на состав требований по рекультивации: например, в настоящее время уделяется внимание восстановлению и сохранению биологического разнообразия при проведении работ по рекультивации земель.

При разработке настоящего стандарта проанализирована отечественная нормативная правовая база в области рекультивации и консервации нарушенных земель, а также изучен зарубежный опыт в заявленной области. Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными подходами требований, связанных с рекультивацией и консервацией нарушенных земель.

Областью стандартизации является охрана окружающей среды; объектом стандартизации — мероприятия по рекультивации и консервации нарушенных земель; аспектом стандартизации — общие требования.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования по рекультивации и консервации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, строительстве линейных сооружений, проведении геологоразведочных, изыскательских и других работ, по направлениям их це-левого использования в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства в соответствии с ГОСТ Р 59060. включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по вое* становлению земель, территорий, ландшафтов и экологических систем до состояния, приближенного к первоначальному.

Настоящий стандарт распространяется на хозяйственную деятельность:

« при землеустройстве, учете, инвентаризации, картографировании и паспортизации нарушенных земель;

  • * отраслевом и территориальном прогнозировании и планировании рекультивационных работ;

  • * проведении проектных и изыскательских работ по рекультивации земель, ранее нарушенных предприятиями, организациями и учреждениями по добыче и переработке полезных ископаемых, а также предприятиями, проводившими строительные или иные работы и деятельность, вызвавшие на* рушение земель;

  • — проектировании работ по рекультивации в составе проектов горных и других предприятий, технология которых включает процессы нарушения и рекультивации земель;

  • — проектировании линейных, гидротехнических и других сооружений, строительство которых связано с нарушением земельных угодий;

  • * определении критериев приоритетности работ по рекультивации нарушенных земель для снижения возможных негативных последствий;

  • * проведении работ по рекультивации нарушенных земель:

  • * консервации нарушенных земель.

Настоящий стандарт не распространяется на деятельность, связанную с проведением работ на землях и территориях поселений, а также землях и территориях, загрязненных радиоактивными веществами.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для применения в нормативно-правовой. нормативно-методической, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам рекультивации и консервации нарушенных земель и восстановления природных ландшафтов, обеспечивая при этом защиту окружающей среды и здоровья людей.

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.1.5.02 Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов

Издание официальное

ГОСТ 17.4.2.01 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния

ГОСТ 17.4.3.01 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 17.4.3.02 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при про* иэводстве земляных работ

ГОСТ 17.4.3.03 Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняю* щих веществ

ГОСТ 17.4.3.06 Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих ВвщеиТи

ГОСТ 17.4.4.02 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бак* териологического, гельминтологического анализа

ГОСТ 17.5.1.03 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель

ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

ГОСТ 28168 Почвы. Отбор проб

ГОСТ Р 54003—2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения

ГОСТ Р 54534 Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель

ГОСТ Р 57007 Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения

ГОСТ Р 57446 Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия

ГОСТ Р 57447 Наилучшие доступные технологии. Рекультивация земель и земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами

ГОСТ Р 59060 Охрана окружающей среды. Земли. Классификация нарушенных земель в целях рекультивации

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национагъные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


Похожие записи:

Добавить комментарий