Как платить ндс налоговому агенту при аренде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить ндс налоговому агенту при аренде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Порядок уплаты НДС
  • Платежное поручение на уплату НДС
    • Общие реквизиты
    • Реквизиты получателя – ИФНС
  • Уплата НДС в бюджет
    • Проводки по документу
  • Проверка расчетов с бюджетом по НДС

Аренда муниципального имущества и НДС 2018 — 2019

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Передача обязанностей по уплате и начислению НДС от реального налогоплательщика к посреднику возникает в следующих случаях:

  • при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
  • при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
  • при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.

Важно: функции налогового агента могут возникать у любой организации, в том числе и не являющейся плательщиком налога по причине использования спецрежимов (ЕНВД, УСН, патент).

В некоторых случаях налог в бюджет государства платит не сам налогоплательщик, а другая компания. Как правило, эта компания является источником дохода для самого плательщика налога. Эта самая другая компания платит налог не из своего кармана, а из денег, причитающихся налогоплательщику. Поэтому она заранее удерживает сумму налога из дохода и сама перечисляет его в налоговую. Компания, которая платит налог за налогоплательщика, называется налоговым агентом. Иными словами, выступает посредником между налогоплательщиком и государством. Вся эта схема возникла из-за того, что бывают ситуации, когда сам налогоплательщик по каким-то причинам налог заплатить не может.

Случаи, когда на вас государство возлагает обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Переведем их на более понятный язык.

Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является наше государство РФ (этот нюанс подробно рассмотрим чуть ниже);
  • арендуете государственное имущество у самих органов власти или купили его в собственность.

Далее пойдут случаи, которые встречаются намного реже:

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • если вы построили судно и в течение 46 дней, после перехода права собственности, не зарегистрировали его в Международном реестре судов (вдруг среди наших пользователей есть и такие).

Самые распространенные операции, покупку у иностранных фирм и аренду гос.имущества, давайте рассмотрим поподробнее.

Строить какое-нибудь судно вы, возможно, и не соберетесь. А вот купить у иностранной фирмы импортный товар или заказать услугу вполне может понадобиться в работе.

Сделка с иностранцем повлечет за собой отчетность по НДС и перечисление налога, только если выполняются три следующие условия:

1) Ваш поставщик-иностранец не состоит на учете в налоговой у нас в России. Всегда уточняйте этот факт при заключении контракта с иностранным продавцом. Если у иностранной компании есть подразделение в России, то отчитываться по НДС вам не придется. Так же если вы заказываете товары или услуги у физ.лица, то налоговым агентом вы не будете.

2) Товар, который вы покупаете, или услуга облагается НДС. Полный перечень операций, освобожденных от НДС приведен в п.3 ст. 149 НК РФ.

3) Местом реализации является РФ.

Российские организации и ИП больше не должны платить НДС, если покупают электронные услуги у Апворк, Гугл и других иностранных компаний. Теперь иностранцы сами будут вставать на учёт в наших налоговых и платить этот НДС. Сделают они это или нет — другой вопрос, но вас за это не накажут.

Исключение: ИП или ООО как посредник продаёт электронные услуги иностранных организаций и учавствует в расчётах.

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета,
а другое – у субъекта РФ

Договор заключен Цена одного месяца аренды по договору Дополнительные условия договора об НДС Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет Сумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
с муниципалитетом 100 000 рублей Арендатор уплачивает НДС самостоятельно 18 000 рублей
(100 000 рублей
× 18%)
100 000 рублей
с субъектом РФ 118 000 рублей, включая НДС НДС включен в сумму арендной платы 18 000 рублей
(118 000 рублей
× 18 : 118)
100 000 рублей
(118 000 рублей –
18 000 рублей)


При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ПРИМЕР

Организация арендует офис, находящий в государственной собственности. Стоимость имущества составляет 1 500 000 рублей.

Ежемесячная сумма арендной платы – 590 000 рублей, в том числе НДС –
90 000 рублей.

В учете организации операцию по аренде следует отразить следующим образом:

На дату получения имущества в аренду:

ДЕБЕТ 001
– 1 500 000 рублей – стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете.

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 76
– 500 000 рублей – отражена плата за аренду помещений без учета НДС
(590 000 – 90 000);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– 90 000 рублей – отражен НДС с суммы арендной платы;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68/НДС
– 90 000 рублей – начислен к уплате в бюджет НДС, удержанный с дохода арендодателя;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 500 000 рублей – перечислена арендная плата без НДС;

ДЕБЕТ 68/НДС КРЕДИТ 51
– 90 000 рублей – перечислен в бюджет НДС, исчисленный и удержанный с арендной платы организацией;

ДЕБЕТ 68/НДС КРЕДИТ 19
– 90 000 рублей – принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом;

КРЕДИТ 001
– 1 500 000 рублей – списана стоимость возвращенного арендодателю имущества.

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Обратите внимание

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

ПРИМЕР

Организация арендует земельный участок. Он используется в основной производственной деятельности. Согласно договору аренды ежемесячная плата за землю составляет 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Фирма применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли. В учете компании операции по аренде участка, находящегося в муниципальной собственности, следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 41
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

ПРИМЕР

И еще один пример. Фирма арендует земельный участок у муниципалитета. Участок, согласно сметной документации, предназначен для строительства собственными силами объекта недвижимости. Согласно договору арендная плата уплачивается ежемесячно в размере 100 000 рублей, расчетные документы выставляются арендодателем ежемесячно. Для целей налогообложения прибыли компания для учета доходов и расходов применяет метод начисления. В учете плату за аренду следует отразить следующим образом:

Ежемесячно в течение срока проектирования и строительства объекта недвижимости:

ДЕБЕТ 08-3 «Строительство объектов основных средств» КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – включена в состав капитальных вложений арендная плата за текущий месяц в части земельного участка, занятого под строительство;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата.

Ежемесячно после окончания строительства и принятия здания в состав ОС:

ДЕБЕТ 20 (44) КРЕДИТ 76
– 100 000 рублей – отражена в составе расходов арендная плата за текущий месяц;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 41
– 100 000 рублей – перечислена арендная плата по договору аренды.

Сейчас бератор «Практическая энциклопедия бухгалтера» вы можете купить на 9 месяцев всего за 10 980 рублей вместо 16 980 рублей. То есть вы получите скидку 6 000 рублей и доступ к бератору на 3 месяца в подарок.

У вас будет:

  • Бератор
    «Практическая энциклопедия бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Нормативные акты для бухгалтера»
  • Материалы электронного журнала
    «Практическая бухгалтерия»
  • Онлайн-сервисы «Учетная политика» и «Алгоритмы для бухгалтера»

Просто заполните форму, и мы вышлем вам на почту письмо с льготным счетом.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Ндс налогового агента при аренде муниципального имущества

В случае с арендой и покупкой имущества вы будете налоговым агентом по НДС, если это государственное имущество и вашим арендодателем или продавцом являются органы власти. Чаще всего это бывает комитет по управлению имуществом.

Как налоговому агенту по НДС вам придется рассчитать сумму налога и удержать ее из арендной платы или из оплаты стоимости имущества, если вы покупаете помещение в собственность.

НДС в этом случае рассчитывается аналогично предыдущему. В договоре аренды или купли-продажи имущества стоимость может быть установлена с учетом НДС или без него. В зависимости от этого условия налог будет вычисляться по-разному.

Если стоимость в договоре указана с учетом НДС, то, чтобы вычислить сумму удержания, вам нужно умножить ее на ставку 18/118. Если в договоре вы видите цену без учета НДС, то вам нужно просто умножить ее на 18%, и вы получите сумму, которую нужно удержать и перечислить в налоговую.

В течение 5 дней со дня оплаты не забудьте составить счет-фактуру. В полях «Продавец», «Адрес» и «ИНН» нужно указать данные арендодателя или продавца из договора. А в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактуры заполняются по общим правилам.

До 20 числа месяца, следующего за кварталом, перечислите НДС в налоговую и подайте декларацию с заполненным разделом 2. На этом все обязанности налогового агента будут исполнены.

С 2014 года отчетность по НДС необходимо сдавать в электронном виде. Обращаем ваше внимание, что это правило не распространяется на налоговых агентов на спецрежимах (УСН, ЕНВД и т д.). В 2014 году вы имеете полное право сдавать отчетность на бумаге, а вот с 2015 года уже только в электронном виде.

Если налоговым агентом выступает организация или ИП на ОСНО, которые являются плательщиками НДС, то такая фирма обязана предоставлять декларации по НДС в электронном виде уже с 2014 года.

Для отражения операции по аренде муниципального имущества и уплате НДС в качестве налогового агента в программе Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0 нужно:

1) В разделе «Главное» – «Функциональность» проверить, что на закладке «Расчеты» установлен флажок «Организация – налоговый агент по НДС»

2) В разделе «Справочники» – «Договоры» откройте договор с контрагентом. Раскройте группу «НДС» и установите флажок «Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС». Флажок можно установить только в договорах с видом «С поставщиком» или «С комитентом (принципалом) на продажу».

В поле «Вид агентского договора» выберите из списка вид договора.

3) Раздел «Банк и касса» – «Банковские выписки» – «Списание с расчетного счета»

4) Раздел «Банк и касса» – «Регистрация счетов-фактур» – «Счета-фактуры налогового агента» – выполнить.

5) По итогам всех операций данный счет-фактура попадает в Декларацию по НДС в раздел 9 в книгу продаж.

Обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость возникают у организации (индивидуального предпринимателя) по трем основаниям:
1. Аренда федерального (муниципального) имущества;
2. Работа с иностранными партнерами, реализующими товары на территории РФ, но не состоящими на учете в налоговых органах;
3. Реализация конфискованного имущества.

Что изменилось для налоговых агентов в 2006 г.

2006 г. внес существенные изменения в 21-ю главу Налогового кодекса РФ, не обошли законодатели вниманием и ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами». В статью добавлен 5-й подпункт, который вступил в силу с 1 января 2006 г.
Теперь при реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов и без включения в них суммы налога.
Вы – налоговый агент и у Вас проблемы с учетом? В программах серии БухСофт расчеты налоговых агентов по НДС уже автоматизированы.
После того как в форму Учет покупок будут заведены необходимые данные (по виду сделки «Расчеты налоговых агентов), программа автоматически сформирует проводки, платежные поручения на перечисление НДС и арендного платежа, счет-фактуру, другие необходимые документы. Сведения о расчетах налоговых агентов отображаются в декларации по НДС (по соответствующему коду), регистрируются в книге покупок и книге продаж.
Как пример заполнения, рассмотрим наиболее распространенный вариант расчетов налоговых агентов по НДС – учет федеральной (муниципальной) аренды.

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Налоговые агенты —плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки.

При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)?

Формально такой обязанности нет. Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Налоговый агент, приобретающий работы (услуги) у иностранного партнера, должен отразить в декларации по НДС только те суммы (налоговую базу), которые перечислил иностранному партнеру. При этом в строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом (п.37.6 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражается код операции, осуществляемой налоговыми агентами. Код 1011713 указывают налоговые агенты, которые приобретают у иностранных организаций так называемые «интернет-услуги», т.е. услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ (размещение рекламы в сети «Интернет», предоставление прав на использование программ через сеть «Интернет», поддержка сайтов и др.) (Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

А все остальные «обычные» налоговые агенты, т.е. приобретающие работы и услуги НЕ относящиеся к «интернет-услугам» указывают код 1011712 -при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах — код 1011711.

Мы рассмотрели лишь основные вопросы, исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими работы и услуги у иностранных компаний. Если на практике налоговые агенты столкнуться с какими-либо трудностями, связанными с исчислением налогов, специалисты компании «Правовест Аудит» будут рады помочь в решении вопросов.

Компании становятся налоговыми агентами, которые сначала должны самостоятельно исчислить и уплатить НДС, а затем его принять к вычету, при следующих обстоятельствах:

  • товары и услуги у иностранного производителя, не зарегистрированного на территории РФ, приобретались в России (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом нужно иметь в виду, что право на вычет агентского НДС, уплаченного посредником как налоговым агентом, но за счет заказчика (российской компании), принадлежит принципалу, а не посреднику;
  • у органов власти арендуется государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • компания приобретает государственное имущество, не закрепленное за конкретным предприятием (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • ИП или организация купила металлолом, вторичный алюминий или сырые шкуры животных (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавцы таких товаров выставляют счета-фактуры без учета сумм НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Однако, если поставщики перечисленной продукции освобождены от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, то покупатели не должны выступать налоговыми агентами. При осуществлении подобной сделки продавцы должны сделать соответствующую запись «Без налога (НДС)» в договоре или в первичном документе.

Нужно иметь в виду: если выяснится, что такая отметка в документах «носит недостоверный характер», как указано в статье 161 НК РФ, исчислить и уплатить налог из своих средств придется продавцу.

Принятие к вычету НДС налогового агента возможно при соблюдении следующих условий: (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ):

  • налоговый агент зарегистрирован в органах РФ и является плательщиком НДС. Агент, применяющий спецрежим или освобожденный от НДС (например, согласно ст. 146), не может принять налог к вычету. НДС иностранного поставщика в таком случае включается в стоимость приобретаемых услуг, работ или товаров;
  • продукция, приобретенная у иностранного поставщика, используется в деятельности, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ);
  • купленное имущество принято компанией-налоговым агентом к учету (об этом условии упоминается в письме Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 со ссылкой на п.1 ст. 172 НК РФ);
  • у налогового агента есть все платежные документы, подтверждающие уплату удержанного НДС в бюджет. Исключения составляют НДС с покупок металлолома, вторичного алюминия, макулатуры и сырых шкур животных. По таким операциям к вычету заявляют начисленный, а не уплаченный НДС – поэтому платежные документы не требуются;
  • агент приложил к декларации счет-фактуру, оформленную в установленном порядке (п. 3 ст. 168 НК РФ). Исключением является опять-таки приобретение перечисленных в предыдущем пункте товаров – возмещение НДС налоговым агентом в этом случае происходит на основании счета-фактуры, оформленного продавцом, а не покупателем, о чем говорилось раньше.

Если налоговый агент перечислил аванс, то принять в общем порядке к вычету НДС он сможет только после того, как поставит приобретенные товары на учет. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ, к вычету с частичной оплаты подлежат «суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав».

А так как налоговый агент сам оформляет авансовый счет-фактуру, данное условие не выполняется. Поэтому следует собрать все необходимые документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет (см письмо Минфина от 20.03.2018 № 03-07-08/17279).

Одной из важнейших составляющих бюджетной политики российского государства является бюджетная классификация. В соответствии с п. 1 Федерального закона от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», она предусматривает присвоение соответствующих кодов объектам классификации для обеспечения единства формы бюджетной документации.

Применение КБК в Российской Федерации осуществляется согласно Указаний Минфина России, принятых на основании Закона № 115-ФЗ. Использование КБК предусмотрено при заполнении расчетной документации на перечисление платежей. Эти правила распространяются и на налогового агента. Каждый платеж зачисляется на соответствующий внесенному КБК (в графе «Назначение платежа» платежного поручения) счет учета доходов государственного бюджета.

Для указания какой-либо дополнительной информации в платежном поручении существует показатель «Примечание», который, так же как и код бюджетной классификации, несет информацию виде налога. В случае, если эти два показателя содержат различную информацию, кредитное учреждение будет руководствоваться КБК. Поэтому оформление платежного поручения требует особого внимания.

Для уплаты НДС по реализуемым на внутреннем рынке страны товарам (работам, услугам) в 2014 году предусмотрен код бюджетной классификации (КБК) 182 1 03 01000 01 1000 110. Этот КБК применяет как налоговый агент, так и налогоплательщик.

При неверно указанном КБК вся ответственность по не зачислению налога на добавленную стоимость по его назначению возлагается на плательщика. Также Контролирующий орган может счесть неисполненной обязанность по уплате налога.

За невыполнение этих обязанностей законодательством предусматривается ответственность в виде взыскания штрафа в размере двадцать процентов от подлежащей удержанию и уплате суммы НДС. Но из этой ситуации существует выход — в случае, когда в платежном документе налоговый агент указал неправильный КБК, то он вправе подать заявление о допущенной ним ошибке с просьбой внести уточнения типа платежа и его принадлежности.

К такому заявлению следует приложить подтверждающие перечисление НДС документы. Далее проводится совместная сверка перечисленных объемов, после чего контролирующий орган уточняет платеж на день его фактического осуществления и пересчитывает размеры пени.

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговый агент вправе включить в налоговые вычеты удержанную и уплаченную в бюджет сумму НДС. Однако налогоплательщики, что осуществляют деятельность, указанную в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права включать объемы налога по этим операциям в вычеты. По операциям, что перечислены в ст. 161 НК РФ вычеты предусмотрены только тогда, когда имущественные права или товары (работы, услуги) приобретались для деятельности, что подлежит обложению данным налогом и при их покупке он был уплачен.

Основанием для осуществления вычетов в 2014 году является подтверждающая уплату налога документация, а также документы на приобретение продукции.

Вычеты производятся в доле, не превышающей объемы НДС, что были исчислены при отгрузке продукции, передаче имущественных прав или оказания услуг и выполнения работ. Налоговый агент имеет полное право на вычет объема НДС в том периоде, в котором данная сумма была фактически уплачена в государственный бюджет.

Налоговый агент при учете операций, связанных с налогом на добавленную стоимость отражает его следующим образом.

Если предприятие приобретает на территории российского государства товары (работы, услуги) у зарубежных лиц, не состоящих на учете в РФ:

  • Дт 41 — Кт 60 – поступление товаров (без НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 – НДС по поступившим товарам (без НДС);
  • Дт 60 — Кт 52 – перечисление поставщику денежных средств;
  • Дт 76,60 — Кт 68 – удержан НДС из выручки иностранного лица;
  • Дт 68 — Кт 51 – уплата НДС в государственный бюджет;
  • Дт 68 — Кт 19 – принята к вычету фактически уплаченная сумма НДС.
  • При аренде муниципального и государственного имущества налоговый агент делает такие проводки:

    Ежемесячное начисление аренды:

    • Дт 20,23,44,26,25 Кт 60, 76 – начисление аренды;
    • Дт 19 — Кт 60,76 – отражение суммы приобретенного налога, в соответствии с договором аренды;

    При перечислении арендной платы арендатор (налоговый агент) делает следующие записи:

    • Дт 68 — Кт 51 – перечисление НДС налоговым агентом;
    • Дт 60,76 — Кт 68 – удержан НДС из доходов арендодателя;
    • Дт 68 — Кт 19 – принят к возмещению НДС.

    \r\n

    В обязанности налогового агента входит и составление счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ). При оформлении счета-фактуры нужно руководствоваться порядком, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а также Правилами*, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее – Правила).

    \r\n

    Так, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование арендодателя, за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога. А в строке 2а – место нахождения арендодателя. В строке 2б «ИНН/КПП продавца» нужно привести идентификационный номер и код причины постановки на учет арендодателя. Эти сведения берутся из договора аренды. Если в договоре этих данных нет, и арендатор не имеет возможности их получить, остается проставить по данной строке прочерки. Скорее всего, у налоговиков в этом случае появится дополнительный повод для отказа в вычете. Однако, подобный отказ можно будет оспорить в суде. Ведь в Правилах говорится о сведениях, указанных в договоре, а если их там нет, значит, арендатор не имеет возможности перенести данные в счет-фактуру.

    \r\n

    В строке 3 и 4 ставятся прочерки. В строке 5 указывается номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретенных услуг и (или) имущества.

    \r\n

    Зачастую, при заполнении строки 5 счета-фактуры арендаторы интересуются: а нужно ли вносить в нее реквизиты платежки о перечислении НДС? Действительно, стоимость арендной услуги формируется с учетом НДС. Однако в Правилах не указано, что в этом случае в строке 5 счета-фактуры следует отражать реквизиты двух платежек: на оплату аренды и на уплату НДС в бюджет. Но в то же время, в Правилах есть пример, когда требуется проставить номер и дату платежно-расчетного документа, свидетельствующего о перечислении суммы налога в бюджет. Такое заполнение строки 5 предусмотрено для случая составления счета-фактуры налоговым агентом, приобретающих работы или услуги у иностранных компаний, не имеющих в России представительства (п. 4 ст. 174 НК РФ). Напомним, что эти налоговые агенты должны уплачивать удержанный НДС в бюджет одновременно с выплатой дохода иностранцу. Таким образом, в строке 5 счета-фактуры, составленного арендатором, не нужно указывать реквизиты платежки о перечислении НДС в бюджет.

    \r\n

    Дополнительным аргументом, свидетельствующим об отсутствии такой обязанности, является тот факт, что оплата аренды и перечисление удержанного НДС происходят в разные налоговые периоды. НДС перечисляется в бюджет на общих основаниях по окончании налогового периода (периода, в котором произошла оплата аренды). Тогда как счет-фактура должен составляться раньше – при исчислении суммы налога, то есть в течение налогового периода (п. 3 ст. 168 НК РФ). Понятно, что на тот момент у налогового агента еще не будет информации о реквизитах платежного поручения, свидетельствующего о перечислении НДС в бюджет. А значит, и отразить ее в счете-фактуре он не сможет.

    \r\n

    Что касается подписей, то счет-фактуру должен подписывать руководитель и главный бухгалтер арендатора. Об этом прямо сказано в письме № ШС-22-3/634.

    \r\n

    В договорах аренды может содержаться условие о том, что арендатор помимо арендной платы перечисляет арендодателю дополнительную сумму в счет возмещения коммунальных расходов по арендуемому помещению. Нужно ли удерживать НДС с суммы компенсации? На наш взгляд, у налогового агента нет такой обязанности. Поясним почему.

    \r\n

    В соответствие с пунктом 3 статьи 161 НК РФ лица, арендующие государственное или муниципальное имущество, обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Возмещаемые коммунальные расходы не являются арендной платой. Соответственно, обязанности по удержанию с этих сумм НДС и уплате налога в бюджет у арендатора не возникает.

    \r\n

    Правда, хотим предупредить, что у налоговиков на этот счет может быть иное мнение. Подтверждение тому – споры по этому поводу, встречающиеся в арбитражной практике. Но суды, как правило, признают, что арендатор не обязан исчислять НДС с суммы коммунальных платежей. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.07.07 по делу № Ф04-5177/2007(36761-А27-42) отметил: коммунальные платежи не являются доходом муниципального органа и в связи с этим арендатор не должен удерживать и уплачивать в бюджет НДС с суммы этих платежей. Примечательно, что в этом деле сумма коммунальных издержек входила в состав арендной платы. Но даже этот факт не повлиял на решение судебного органа, и спор был решен в пользу налогового агента.

    \r\n

    \r\n

    Из пункта 3 статьи 171 НК РФ следует, что уплаченные в бюджет суммы НДС налоговый агент может принять к вычету. Таким образом, для получения права на вычет важен факт уплаты налога в бюджет. Как было сказано выше, арендатор государственного (муниципального) имущества должен перечислять НДС по окончании налогового периода, в котором была оплачена аренда. Таким образом, право на вычет уплаченного НДС возникает в периоде, когда налог был фактически перечислен в бюджет.

    \r\n

    Но бывает, что в договоре аренды предусмотрены иные сроки уплаты НДС. Например, в нем сказано, что НДС перечисляется в бюджет одновременно с внесением арендной платы или в течение нескольких дней. Если арендатор соблюдает эти сроки и перечисляет НДС в бюджет раньше, чем того требуют нормы Налогового кодекса, то в таком случае и вычет он может применить раньше, а именно, в периоде уплаты НДС. Суды поддерживают такой подход (например, определение ВАС РФ от 25.07.08 № 9235/08).

    \r\n

    Заметим, что если арендатор применяет спецрежим (например, «упрощенку» или «вмененку»), он не сможет принять к вычету перечисленный за арендодателя НДС, поскольку не является плательщиком этого налога. Однако, если наряду с деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД, компания осуществляет иные операции, облагаемые по обычной системе налогообложения, и арендованное помещение используется именно в этих операциях, то она сможет принять к вычету уплаченный НДС. Это право возникает в налоговом периоде, когда налог был фактически перечислен в бюджет (письмо Минфина России от 15.07.09 № 03-07-08/151).

    \r\n

    \r\n

    В заключение рассмотрим, какие действия необходимо предпринять налоговому агенту, если в договоре аренды предусмотрено условие о перечисление денег авансом. Например, арендная плата за очередной месяц вносится в начале этого месяца.

    \r\n

    В этом случае исчислить НДС нужно будет в периоде внесения авансового платежа за аренду. И непосредственно в этот момент следует составить счет-фактуру. Соответственно, заплатить НДС следует после окончания квартала, в котором был перечислен авансовый платеж.

    \r\n

    Возникает вопрос: может ли арендатор принять к вычету НДС, уплаченный с аванса, в периоде внесения платежа? Специалисты ФНС России в письме № ШС-22-3/634 ответили на этот вопрос отрицательно. Чиновники объяснили свою позицию тем, что возможность принять к вычету НДС с аванса предусмотрена только в отношении НДС, предъявленного продавцом и при наличии «авансового» счета-фактуры, полученного от продавца. А в данном случае арендодатель НДС не предъявляет, и счет-фактуру не составляет.

    \r\n

    Но ведь арендатор удержал НДС в качестве налогового агента. А значит, имеет право принять налог к вычету на общих основаниях. В какой момент он может это сделать? В письме № ШС-22-3/634 есть ответ и на этот вопрос. Авторы письма отметили, что право на вычет удержанной суммы НДС возникает у налогового агента только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет). В случае с договором аренды таким моментом будет момент оприходования арендной услуги, как правило, это последний день месяца аренды.

    \r\n

    * Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

    Поскольку аренда – услуга длящаяся, а сроки перечисления арендной платы устанавливаются по-разному, возникает вопрос: в какой момент налоговый агент должен рассчитать НДС, удержать и перечислить его в бюджет?

    Разберем данный вопрос на примере классической схемы, когда арендная плата за определенный месяц перечисляется арендодателю по истечении этого месяца. К примеру, арендная плата за ноябрь вносится в начале декабря. Некоторые специалисты полагают, что исчислить НДС (отразить его по кредиту счета 68) нужно в последний день месяца аренды (в нашем примере – в ноябре). При этом они ссылаются на общие правила определения момента налоговой базы, при которых важен момент оказания услуги (при аренде – последний день месяца аренды). Однако, на наш взгляд, это мнение ошибочно.

    Дело в том, что налоговую базу на день отгрузки (день оказания услуги) определяют только те налоговые агенты, которые указаны в пункте 4 и 5 статьи 161 НК РФ (п. 15 ст. 167 НК РФ). Именно для них в целях уплаты НДС важен момент совершения сделки, поэтому только они будут перечислять НДС в бюджет по мере отгрузки (оказания услуги), то есть независимо от факта оплаты. В случае аренды должны применяться другие правила. Однако, в статье 167 НК РФ не сказано, в какой момент определяется налоговая база для иных налоговых агентов. По нашему мнению, налоговая база по НДС возникает на момент выплаты дохода (арендных платежей). Именно в этот момент арендатор должен составить счет-фактуру на сумму арендной платы, который нужно будет зарегистрировать в книге продаж.

    Заметим, что такой же вывод делают представители ФНС России в письме от 12.08.09 № ШС-22-3/634 (далее – письмо № ШС-22-3/634). Они отмечают, что «исчисление суммы налога производится налоговым агентом, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса при оплате товаров (работ, услуг), то есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг)». Уплата же исчисленного и удержанного НДС производится в общеустановленном порядке, то есть по окончании квартала, в котором арендная плата попала в налоговую базу (это происходит по мере внесения арендных платежей).

    В обязанности налогового агента входит и составление счетов-фактур (п. 3 ст. 168 НК РФ). При оформлении счета-фактуры нужно руководствоваться порядком, установленным пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, а также Правилами*, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее – Правила).

    Так, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование арендодателя, за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога. А в строке 2а – место нахождения арендодателя. В строке 2б «ИНН/КПП продавца» нужно привести идентификационный номер и код причины постановки на учет арендодателя. Эти сведения берутся из договора аренды. Если в договоре этих данных нет, и арендатор не имеет возможности их получить, остается проставить по данной строке прочерки. Скорее всего, у налоговиков в этом случае появится дополнительный повод для отказа в вычете. Однако, подобный отказ можно будет оспорить в суде. Ведь в Правилах говорится о сведениях, указанных в договоре, а если их там нет, значит, арендатор не имеет возможности перенести данные в счет-фактуру.

    В строке 3 и 4 ставятся прочерки. В строке 5 указывается номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретенных услуг и (или) имущества.

    Зачастую, при заполнении строки 5 счета-фактуры арендаторы интересуются: а нужно ли вносить в нее реквизиты платежки о перечислении НДС? Действительно, стоимость арендной услуги формируется с учетом НДС. Однако в Правилах не указано, что в этом случае в строке 5 счета-фактуры следует отражать реквизиты двух платежек: на оплату аренды и на уплату НДС в бюджет. Но в то же время, в Правилах есть пример, когда требуется проставить номер и дату платежно-расчетного документа, свидетельствующего о перечислении суммы налога в бюджет. Такое заполнение строки 5 предусмотрено для случая составления счета-фактуры налоговым агентом, приобретающих работы или услуги у иностранных компаний, не имеющих в России представительства (п. 4 ст. 174 НК РФ). Напомним, что эти налоговые агенты должны уплачивать удержанный НДС в бюджет одновременно с выплатой дохода иностранцу. Таким образом, в строке 5 счета-фактуры, составленного арендатором, не нужно указывать реквизиты платежки о перечислении НДС в бюджет.

    Дополнительным аргументом, свидетельствующим об отсутствии такой обязанности, является тот факт, что оплата аренды и перечисление удержанного НДС происходят в разные налоговые периоды. НДС перечисляется в бюджет на общих основаниях по окончании налогового периода (периода, в котором произошла оплата аренды). Тогда как счет-фактура должен составляться раньше – при исчислении суммы налога, то есть в течение налогового периода (п. 3 ст. 168 НК РФ). Понятно, что на тот момент у налогового агента еще не будет информации о реквизитах платежного поручения, свидетельствующего о перечислении НДС в бюджет. А значит, и отразить ее в счете-фактуре он не сможет.

    Что касается подписей, то счет-фактуру должен подписывать руководитель и главный бухгалтер арендатора. Об этом прямо сказано в письме № ШС-22-3/634.

    Отражение в учете арендованного нежилого помещения оформляется документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную.

    Рассмотрим особенности заполнения документа Операция, введенная вручную по данному примеру:

    • Дт – счет 001;
    • Субконто 1 – арендодатель, выбирается из справочника Контрагенты;
    • Субконто 2 – арендованное основное средство, выбирается из справочника Основные средства;
    • Сумма – стоимость арендованного имущества, как правило указанная в договоре аренды.

    В справочнике Договоры необходимо в разделе НДС:

    • установить флажок Организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС;
    • выбрать соответствующий Вид агентского договораАренда (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • указать Обобщенное наименование товаров для счета-фактуры налогового агента.
    • Узнать более подробно про законодательную часть и настройки в 1С при исполнении обязанностей налогового агента при аренде.
    • Перечисление арендной платы арендодателю отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк — Банковские выписки – кнопка Списание.
    • Рассмотрим особенности заполнения документа Списание с расчетного счета по данному примеру:
    • Ставка НДС — устанавливается значение Без НДС.
    • Сумма – сумма арендного платежа за вычетом НДС.

    Счет-фактура выданный налогового агента оформляется по общим правилам, но выставляется в одном экземпляре (п. 3 ст. 168 НК РФ).

    1. Бланк счета-фактуры налогового агента можно распечатать по кнопке Печать в документе Счет-фактура выданный вид счета-фактуры Налоговый агент.
    2. Сумма НДС, исчисленная и удержанная налоговым агентом, отражается в Книге продаж.
    3. Отчет Книга продаж можно сформировать из раздела Отчеты -НДС — Книга продаж.

    В декларации по НДС исчисленный НДС налоговым агентом отражается следующим образом:

    В Разделе 2 «Сумма налога, подлежащая к оплате в бюджет, по данным налогового агента»:

    • стр. 060 — сумма исчисленного НДС по данным налогового агента;
    • стр. 070 — код операции «1011703».

    По каждому арендодателю заполняется отдельный Раздел 2.

    В Разделе 9 «Сведения из книги продаж»:

    • счет-фактура выданный налогового агента. Код вида операции «06«.

    НДС при «импорте» работ и услуг

    Уплата НДС в бюджет отражается документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — Списание.

    Поля документа заполняются следующим образом:

    • Налог — НДС;
    • Вид обязательств — Налог;
    • Счет учета — 68.32 «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»;
    • Сумма — сумма уплаченного НДС по выписке, которая должна быть не менее 1/3 от исчисленной суммы НДС налоговым агентом по декларации.

    Пункт 3 статьи 161 НК РФ применяется при аренде государственного или муниципального имущества и только в том случае, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления.

    Именно неверное определение статуса арендодателя и является наиболее распространенной ошибкой при определении налоговых обязательств арендодателя и арендатора.

    Так, при заключении договора аренды с государственным или муниципальным унитарным предприятием во многих случаях арендатор полагает, что становится налоговым агентом.

    В свою очередь арендодатель даже не подозревает, что у него возникли обязанности налогоплательщика.

    По сути, такие заблуждения основываются на том, что имущество, находящееся у таких предприятий на праве хозяйственного ведения, остается в собственности у государства.

    Да, действительно, в силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, закрепляемое за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, остается в государственной собственности.

    Вместе с тем, статья 214 ГК РФ разделяет имущество, находящееся в государственной собственности, на две части — имущество, закрепляемое за государственным предприятием или учреждением, и средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Вторая часть государственного имущества составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Что касается имущества, находящегося в муниципальной собственности, то согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ оно также либо закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, либо составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Распоряжение имуществом, закрепленным за юридическим лицом, производится именно этим юридическим лицом, а не органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления.

    С учетом положений статей 125, 214, 294, 296 и 299 ГК РФ уполномоченные органы власти распоряжаются только тем имуществом, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием.

    Именно от этих позиций и надо отталкиваться при решении вопроса о возникновении статуса налогоплательщика или налогового агента.

    Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 02.10.

    2003 № 384-О, порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Если имущество арендуется у юридических лиц, за которыми оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то плательщиками НДС являются арендодатели, обладающие тем или иным вещным правом в отношении имущества. В вышеназванном Определении КС РФ указано, что при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит в соответствии со статьей 294 ГК РФ на праве хозяйственного ведения или согласно статье 296 ГК РФ на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС осуществляют данные юридические лица.

    • Налоговое планирование
    • Аудит налогов
    • Организация налогового учета
    • Учетная политика
    • Возврат налогов
    • Налоговая нагрузка
    • Налоговые льготы
    • Налоговая ответственность
    • Налоговые споры
    • Налоговые проверки
    • Оффшоры
    • Оптимизация налогов
    • Налоговая отчетность
    • Налог на прибыль
    • НДС
    • Страховые взносы
    • Налог на имущество
    • НДФЛ
    • Транспортный налог
    • Земельный налог
    • УСН
    • ЕНВД
    • ЕСХН
    • Регистры налогового учета


    Похожие записи:

    Добавить комментарий