Правила Оформления Транспортной Накладной В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила Оформления Транспортной Накладной В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

Министерство транспорта внесло коренные изменения в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 стало еще одним документом, усиливающим контроль государства за перевозчиками. С 2021 года в отрасли, скорее всего, внешне ничего не поменяется — экспедиторы продолжат фигурировать — уже без должных на то оснований — в транспортной накладной в качестве перевозчиков, собственники транспортных средств не станут работать “напрямую” с грузовладельцами (да-да, ИП Пупкин опять не станет полноценным партнером Coca-Cola), а за лучшие условия и ставки бороться придется в условиях жесточайшей конкуренции.

Однако, с 1 января 2022 года должна заработать государственная информационная система сведений из электронных перевозочных документов, сведения из которой фискальные органы будут получать напрямую, без истребования документов у участвующих в перевозке лиц. Налоговые инспектора будут требовать обоснования указания в транспортной накладной экспедитора качестве перевозчика. К этому стоит заранее подготовиться и согласовать с грузовладельцами новый порядок заполнения транспортной накладной.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №272 от 15 апреля 2011 года (далее — Правила). Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

Документ оформляет обычно грузоотправитель, если другое условие не прописано в договоре (п. 6 Правил). Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами (п. 9 Правил).

На каждый автомобиль нужно оформлять свою накладную (п. 10 Правил).

Ее оформление происходит при перевозке ТМЦ от одного владельца к другому. Сама доставка производится самостоятельно силами компании-отправителя или при содействии компании-перевозчика (третье лицо). Тот, кто отправляет груз, выписывает и накладную (его изначальный собственник для отчуждения права или одно из подразделений предприятия-собственника в адрес другого). При использовании услуг коммерческой перевозки договор на них может составляться отправителем или получателем. Тогда обсуждаемый документ может выписываться той или другой стороной.

Первый позволяет перемещать имущество от одного пункта в другой. По этой бумаге происходит списание с баланса грузоотправителя в счет нового владельца. Ключевой момент — наличие автотранспортного средства в этой схеме. Это действие может происходить не в виде сделки между двумя фигурантами, а в качестве пересылки ТМЦ между отделениями одной организации.

ТН (второй из представленных) необходим конкретно при осуществлении продажи и переходе права на собственность. При этом неважно задействован здесь транспорт или нет.

Для опытных специалистов ее составление не составляет труда, поскольку бланк со значениями готов к оформлению. Нужно лишь знать, что и куда вписывать.

Пошаговый инструктаж:

  1. Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
  2. В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
  3. По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
  4. Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
  5. Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.

Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

При использовании специализированной программы формирование док-та происходит автоматически, если правильно внести все данные. Но сегодня разрешено самим разрабатывать удобную форму, сокращая ее, что значительно облегчает работу.

Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.

Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

Согласно новым правилам, ТН может быть сформирована как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ранее электронная форма для ТН не была предусмотрена). Однако электронный способ станет доступен только с 01.01.2022. К этой дате ФНС (в сотрудничестве с Минтрансом) должны разработать формат ее представления.

Среди новшеств в бланке можно отметить:

  • новые поля, которые нужно заполнять, если грузоотправитель является экспедитором (например, нужно дополнительно указать реквизиты юрлица — заказчика перевозки);
  • в разделе «Прием груза» отражают сведения о лице, от которого забирается груз;
  • нужно указывать код типа владения транспортным средством (собственность, аренда или лизинг);
  • скорректирован раздел, в котором отражают стоимость услуг перевозчика.

Согласно комментируемому постановлению, транспортную накладную (ТН) можно составить:

  • на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно;
  • или в виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января – новая форма транспортной накладной

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • в разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

  • Подтверждает заключение договора грузоперевозки.
  • Подтверждает правомерность перевозки.
  • Включает только транспортный раздел. Он содержит сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на нее.
  • Включает сведения о таре, используемой для грузоперевозки, о способе упаковки, о маркировке, о грузовых местах: их массе, объеме, размерах. В ТТН нет этой информации.
  • Включает указания грузоотправителя о нужных параметрах автомобиля, данные об условиях перевозки, о фактическом состоянии груза, пломб, тары и упаковки, оговорки и замечания перевозчика. В ТТН эти сведения не указываются.
  • Не включает номеров телефонов юрлиц (отправителей, получателей, перевозчиков), но содержит номера лиц, ответственных за перевозку.
  • Не требует подписей должностных лиц, разрешивших отпуск груза, и лиц, отпустивших груз. Также не нужна подпись бухгалтера, главного или старшего. В ТТН должны быть все эти подписи — в товарном разделе.
  • Не включает сведений о плательщике — наименования, адреса, банковских реквизитов, — в отличие от ТТН.
  • Служит основанием для расчетов за перевозку груза автотранспортом.
  • Подтверждает расходы на автоперевозку.
  • Не может служить основанием для оприходования ТМЦ покупателем и для списания их поставщиком. В ТН нет раздела с нужной информацией: не приводится цена за единицу товара и общая стоимость всех перевозимых товаров. Можно указать только объявленную стоимость груза. Тогда в случае недостачи или порчи товара по вине перевозчика можно будет рассчитать сумму компенсации.
  • Заполняется в трех экземплярах. Инструкция по оформлению транспортной накладной, пример заполнения и пустой бланк на 2021 год — ниже.

В 2021 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
  • При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.

  • Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
  • Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
  • В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
  • Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
  • При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
  • Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
  • В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
  • Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.

Скачать бланк

Хотите забыть о проблемах с оформлением новой транспортной накладной раз и навсегда? Интернет-сервис МойСклад специально для вас разработал систему автоматического заполнения и печати всех необходимых бухгалтерских документов. Для работы с ним вам потребуется только компьютер с принтером и доступ в интернет. И вы сможете оформлять и печатать документы в любое время суток и из любого места, где бы вы ни находились.

С 1 января надо применять новую форму транспортной накладной

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): скачать бланк и образец заполнения на 2021 год >>

Скачайте другие унифицированные формы

  • Бланк товарной накладной
  • Бланк ТТН / Форма 1-Т
  • ТОРГ-12 — Товарная накладная
  • Расходная накладная
  • Приходная накладная
  • Накладная на отпуск товара ОП-4
  • Маркировка одежды
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Маркировка постельного белья и других видов текстиля
  • Проведение инвентаризации и оформление ее результатов
  • Наименование товара в чеке онлайн-кассы
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи

Давайте разберемся, как заполнить транспортную накладную, какие сведения стоит вносить в документ, какие правила действуют при его заполнении. Транспортная накладная для перевозок грузов автомобильным транспортом составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле.

С ее помощью имеется возможность списать товар в учете у продавца и поставить на учет покупателя. Еще она содержит информацию о перевозчике, как транспортная накладная (Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом).На основе ТТН отправитель списывает со своего баланса отправляемые ценности, а получатель наоборот, вносит их на баланс. Посмотрите, в каких случаях можно оформить поставку товара товарно-транспортной накладной, где взять ТТН нового образца 2021 и скачать бланк в Excel, как она правильно составляется.

Правила оформления транспортной накладной

“ Одним из документов, подтверждающих расходы на перевозку в целях исчисления налога на прибыль, является транспортная накладная. Правила перевозок грузов автомобильным транспорто м утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2021 № 272 не содержат ограничений в отношении того, кем должен являться перевозчик — физическим или юридическим лицом (организацией). Отсюда следует, что транспортная накладная составляется грузоотправителем независимо от того, кто является перевозчиком — гражданин или транспортная организация. Поэтому при заключении договора перевозки с обычным гражданином грузоотправитель должен составить транспортную накладну ю п. 6 Правил . При этом гражданин должен поставить свою подпись и заполнить те пункты транспортной накладной, которые предназначены для перевозчика.

Также из самой формы новой транспортной накладной и правил ее заполнения (утв. постановлением № 272) прямо следует, что подписать накладную вправе не только руководитель компании, но и уполномоченный представитель.

Например, трудности часто возникают с получением печати перевозчика. Ведь накладную, как правило, подписывает водитель, у которого печать отсутствует. Также круглой печати компании может и не быть на складе грузополучателя, куда перевозчик привозит товар. Поэтому передача документов значительно затруднялась. Теперь такие сложности уйдут в прошлое. Ставить печати в накладной больше не требуется. Вместо этого представителям грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика надо будет только расшифровать свою подпись в накладной.

Если доставка груза покупателю осуществляется через доверенное лицо, т.е. уполномоченный представитель организации-покупателя принимает груз на складе поставщика, то в этом случае в ТОРГ-12 указываются реквизиты доверенности, а в графе «Груз принял» ставится подпись доверенного лица. Графа «Груз получил грузополучатель» заполняется при передаче груза доверенным лицом материально-ответственному лицу организации-покупателя, соответственно, в указанной графе ставит свою подпись материально-ответственное лицо.

Если покупатель – это не грузополучатель, то у него не будет накладной и путевого листа. Поэтому нужно будет потребовать у поставщика копию накладной, чтобы было официальное и документальное подтверждение доставки груза.

Однако оформленная таким образом накладная вызовет вопросы у налогового органа. По этой причине окончательный экземпляр документа со всеми отметками о приемке груза к перевозке и доставке его грузополучателю следует в обязательном порядке отправлять заказчику почтой (дублировать по факсу или электронной почте). Кроме того, полностью оформленная накладная с отметкой грузополучателя является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязательств.

  • грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;
  • мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);
  • тела усопших родственников, членов семьи.

Если планируется отправка одного заказа на нескольких транспортных средствах либо несколькими партиями, количество экземпляров может быть увеличено. Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.

Новые правила перевозки грузов и транспортная накладная

  • Бухгалтерский баланс
  • Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Отчет о финансовых результатах
  • Расчет по страховым взносам
  • Платежная ведомость
  • Приходный кассовый ордер
  • Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности

Нормативное регулирование составления транспортных накладных регулируется следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) составляется на основании Правил, утв. Минавтотрансом 30.07.1971;
  • транспортная накладная (ТН) составляется на основании Постановления Правительства от 15.04.2011 № 272.

Различия в количестве экземпляров транспортных накладных

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладной ТТН
(кому передается, у кого остается)
ТН
(кому передается, у кого остается)
Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза
Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза
Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику
Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

С нового года меняется форма транспортной накладной

Накладную необходимо составить в следующих случаях:

  1. Товар доставляется покупателю через экспедитора. Он в свою очередь заключает договор перевозки.
  2. Товар доставляется перевозчиком. Имеется договор перевозки.

В случае если покупка осуществляется со склада, то документ составлять не нужно.

Правила заполнения

С правилами заполнения можно ознакомиться во втором разделе требований о перевозке грузов транспортными средствами. Основные положения:

  • Бланк можно составить на несколько партий перевозимых на одном автомобиле.
  • Груз, который перевозится на разных транспортных средствах, должен сопровождаться отдельной накладной. Документы должны соответствовать числу автомобилей.
  • В незаполненных строках нужно поставить прочерк.
  • Транспортная накладная должна быть оформлена в трех экземплярах.
  • Документы распределяются между продавцом, покупателем, грузоперевозчиком.
  • Объявленная стоимость груза от отправителя не должна быть больше фактической цены.

Если компания хочет составить свой собственный бланк нужно предварительно ознакомиться с образцом. Основные положения должны быть зафиксированы, иначе документ не имеет юридической силы.

  • В 13 разделе обязательно указать маршрут движения
  • В разделе 15 привести стоимость услуг грузоперевозчика, а так же указать расчет оплаты, если груз относится к категории опасных или перевозится тяжеловесным, крупногабаритными средствами.

ВАЖНО! Документы выписываются грузоотправителем, но оформлением может заниматься и другое лицо в рамках договора. Транспортная компания заполняет бланк в офисе компании, и передает его водителю ТС. Он отвозит грузоотправителю, когда выезжает за товаром для доставки.

Шаблон включает 17 разделов. Форма бланка устанавливается Правительством. Документ заполняется в трех экземплярах и передается перевозчику, получателю и отправителю. Можно внести информацию от руки или на компьютере.

Согласно действующему законодательству при проведении хозяйственных операций между контрагентами должна быть оформлена соответствующая документация. Если не соблюдать данное требование лицо привлекут к административной ответственности. ТН — это один из важнейших документов, который подтверждает наличие заключенного договора на перевозку товара. Бланк регулирует осуществление движения груза и является основанием при расчете.

Ранее использовалась только товарно-транспортная накладная. Сейчас активно применяются два документа: транспортная накладная и товарно-транспортная накладная. Возникает вопрос: «Какая разница между двумя видами документов?»

Для чего нужна товарно-транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Необходима при учете движения груза между отправителем и получателем.
  • Является подтверждающим документом при перевозке товара по дороге.
  • Состоит из разделов: транспортный и товарный. В каждый раздел заносится информация о грузе, фиксируются этапы перевозки.
  • ТН — основание при расчете за перевозку.
  • Составляется в четырех экземплярах.
  • Позволяет списать товар продавцу и оприходовать его у покупателя.

Для чего нужна транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Является основанием заключения договора перевозки.
  • Состоит из транспортного раздела. В нем заключена информация о продавце, покупателе и перевозчике. Зафиксированы условия грузоперевозки и факты транспортировки товара.
  • Правомерность для осуществления перевозки.
  • Нет номера юридических лиц, а именно продавца и покупателя. Записан только номер ответственного за груз.
  • Указаны сведения о таре: упаковка, маркировка, грузовые места, масса и размер товара.
  • Указаны требования отправителя о машине, условиях доставки, состоянии груза, упаковке, таре.
  • Нет информации о плательщике, конкретно: наименования, банковского реквизита, адреса.
  • Является основанием для подтверждения расходов за перевозку транспортным средством.
  • Бланк нельзя использовать основанием для оприходования товарно-материальных ценностей получателем и списания продавцом.
  • Заполняется в трех экземплярах.
  • В товарной накладной не указана цена за единицу, нет общей стоимости груза. Можно заполнить только объявленную стоимость.
  • Документ предъявляется для расчета за оказанные услуги.

Если бухгалтером оформляется транспортная накладная, то для списания и оприходования товара можно оформить товарную накладную. Данный документ содержит сведения о цене товара, количестве и наименование. Если бланк отсутствует, то грузоотправитель не сравнит груз, который он получил с фактически отправленным.

Налоговые инспекторы не смогут проверить основания для вычета налога НДС покупателем, соответственно без накладной не удастся признать транспортные расходы при расчете налога на прибыль.Если оформление товара производится со склада, то выдается путевой лист. Для принятия груза на учет будет достаточно товарной накладной ТОРГ 12.

На первый взгляд может показаться, что один документ заменяет другой, однако это не так. Товарно-транспортная накладная заполняется более полными данными, есть два раздела, один из которых предназначен для учета. Некоторые специалисты считают, что документы определяют сферу применения. Транспортная накладная оформляется, если в перевозке участвует транспортная компания, а товарно-транспортная накладная, если перевозчиком является отправитель или получатель. Однако в случае если перевозчиком становится поставщик или покупатель документы могут не потребоваться.

При заключении договора можно использовать один из этих документов. Налоговая служба признает оформление двух бланков избыточным. Для того чтобы подтвердить транспортные затраты можно применять транспортную накладную или товарно-транспортную.Транспортная накладная регулирует перевозку и порядок доставки груза. В ней не указаны сведения о стоимости доставленного груза.

Заполнять бланк нужно согласно правилам перевозки грузов автомобилями. Разделы содержат простую и понятную нумерацию, каждый из которых имеет свое назначение, название. Рядом с графой изложены требования. Необходимо помнить, что число ТН будет зависеть от использованных при перевозке транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть сопровожден отдельной транспортной накладной.

ВАЖНО! Один документ может быть заполнен на несколько партий грузов, но только если товар его от одного отправителя к одному покупателю.

Если перевозка сборная, то на отдельные партии груза оформляются отдельные накладные.Компании должны уделить особое внимание при выдаче сопроводительных документов. Только правильно оформленные бланки являются основанием при признании транспортных расходов. Бухгалтера должны следить за изменения в законодательстве.

Обязательные реквизиты — подписи и печати сторон: перевозчика, грузоотправителя, получателя. Чтобы избежать разногласия лучше максимально заполнить все разделы. В незаполненных полях поставить прочерк.

В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:

  • наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
  • наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
  • адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
  • адреса пунктов погрузки и выгрузки;
  • наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
  • количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
  • информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
  • параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
  • указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
  • должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.

Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.

Отсутствие необходимости указания в заявке на перевозку наименования и ИНН грузополучателя объясняется тем, что эти сведения указываются в транспортной накладной.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).

Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.

Супер! Пыталась скачать примерно с 20 сайтов, нигде не дает без регистрации. А тут и форма отлично собрана и скачала без проблем.


Должны упрощать, а они всё дополняют и дополняют. Спасибо хоть, что вы ужали её до двух страниц вместо 5. Сэкономим на бумаге!


Благодарим за проделанную работу! Поддерживаю слова предыдущего комментатора — отлично сэкономим на бумаге.


Стесняюсь спросить!!!А зачем им информация в графе ТС «Тип владения»????
Им то каким боком лизинг у меня или аренда??А если у меня договор с ТК???а машина в собственности водителя и в договоре с экспедитором!!!


В практике могут случиться ситуации, когда ТТН не выписывается. А груз доставить необходимо. Как правильно поступить в этой ситуации, какая ответственность предусмотрена за отсутствие ТТН, как её избежать и как не лишится товара. Все это и рассмотрим далее.

Для бухгалтера важность правильного оформления ТТН вызвана тем, что она является первичным документом для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Поэтому в некоторых случаях работники налоговой инспекции пытаются не признать валовые расходы покупателя, если отсутствует ТТН, но имеется обычная накладная. Они мотивируют это тем, что поскольку нет документов о доставке товара, значит, товар не получен (конфликты возникают в тех случаях, когда речь идет о ТМЦ , которые доставляются явно автотранспортом), а следовательно, нет и валовых расходов.

Однозначного мнения о необходимости наличия ТТН для предпринимателей-единщиков в сфере торговли, перевозящих товары на собственном грузовом автомобиле до сих пор нет (насчет легкового – см.выше). Предприниматели чаще всего перевозят груз без каких-либо подтверждающих документов (например, для его дальнейшей реализации), и одни положения законодательства требуют наличия ТТН, а другими нормами наличие ТТН не предусмотрено, ведь предприниматели-единщики в сфере торговли не обязаны вести бухгалтерский учет, документально «оприходовать» товар (ведь ТТН — это документ для списания и приходования ТМЦ). И, как показывает практика, множество предпринимателей транспортируют груз без ТТН.

Нередко случается, что проверяющие специально поджидают предпринимателей, купивших на рынке товар, с целью его изъятия. Если вас задержали, не спорьте с сотрудником милиции. Предъявите ему своё свидетельство о госрегистрации и другие имеющиеся документы, дайте записать Ваши реквизиты. Сообщите ему, что он может передать ваши данные для проверки органам ГНС, МВД, но требовать от Вас наличия ТТН не имеет право.

Вы так же можете заявить, что товар приобретен для личных целей, ведь никакой нормативно — правовой акт не ограничивает Вас в количестве сделанных покупок. Нужно настаивать на этом и не давать никаких письменных объяснений, кроме замечаний при подписании прочитанного вами протокола. Ну и конечно самый безопасный выход – выписывать ТТН самому на себя по правилам указанным выше, но это автоматически требует от Вас заполнения и наличия путевого листа автомобиля.

Нелишним будет так же возить с собой шпаргалку с выдержками из законодательства, чтобы в случае чего грамотно апеллировать требованиям проверяющих.

Как легко и правильно заполнить новый расчет по СЗВ-М?

Как уже говорилось выше, использования «строгих» ТТН носит рекомендательный характер. Но, если вы используете «строгие» ТТН , то к их учету справедливы требования относящиеся к бланкам строгой отчетности. Необходимо назначить ответственное лицо, регистрировать бланки в специальной книге учета, хранить «строгие» ТТН в специальных местах , периодически проводить их инвентаризацию, списывать по специальному акту.

Бланки «строгих» ТТН в соответствии с Планом счетов отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 209 «Прочие материалы». Одновре­менно стоимость бланков документов строгой отчетности подлежит зачислению на забалансо­вый счет 08 «Бланки строгого учета», по установленном законодательством стоимости. Учетная стоимость «строгих» бланков ТТН составляет 0,1 минимального размера зар.платы за 1 бланк. Аналитический учет бланков ТТН ведется в разрезе мест хранения , с указанием нумерации и стоимости таких бланков.

Поскольку расходы на бланки ТТН напрямую связаны с хозяйствен­ной деятельностью , то со­гласно п.п. 5.2.1 ст. 5 Закона о прибыли расходы на приобретение бланков включаются в состав валовых расходов от­четного периода по первому событию (приобре­тению или оплате).

А.В. Друшляк, опубликовано в 2006 году

см.так же статью «ТТН и путевой лист»

Об авторе: Друшляк Александр Викторович – известный независимый консультант в области украинского налогового, трудового и хозяйственного права. Публиковался во многих именитых профессиональных изданиях, таких как — «Бухгалтерия», «Юридическая практика», «Все о бухгалтерском учете», «Баланс», «Частный предприниматель», «Собственное дело», «Налоги и бухгалтерский учет», «Бухгалтерская неделя».

Список использованных нормативно-правовых актов:

1) Закон о ГНС — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90г. № 509-XII;

2) Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93г. № 3353-XII;

3) Закон о прибыли — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97г. № 283/97-ВР;

4) План счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. №291;

5) Инструкция № 228 /253 – Инструкция о порядке изготовления, хранения , применения единой транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы , утвержденная приказом Министерства транспорта Украины, Министерства статистики Украины от 07.08.96 г. №228/253;

6) Приказ № 488/346 – Приказ Министерства транспорта Украины, Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. №488/346.

С 1 января изменился порядок заполнения путевых листов. Так, перечень обязательных реквизитов дополнен данными о перевозке и содержит следующие сведения:

  • наименование и номер путевого листа;
  • срок действия путевого листа;
  • собственник (владелец) транспортного средства (название, адрес, номер телефона, ОГРН, организационно-правовая форма);
  • транспортное средство (тип, модель, регистрационный номер и т.д.);
  • водитель (ФИО, время проведения медосмотров);
  • перевозка (виды сообщения и перевозок)

Также в путевом листе нужно указывать дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения. На каждое транспортное средство, которое эксплуатируется, оформляется один путевой лист. Если один транспорт используется посменно разными водителями, можно оформить несколько путевых листов – раздельно на каждого водителя.

До введения транспортной накладной (ТН) применялся другой документ: товарно-транспортная накладная (ТТН). Однако после того, как в практику вошла первая, отмены второй не произошло. Сейчас используются оба документа: и ТН, и ТТН. В чем разница между ними?

Товарно-транспортная накладная (ТТН):

  • Служит для учета движения товаров между продавцом и покупателем.
  • Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
  • Включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
  • Служит основанием для (а) расчетов за грузоперевозку автотранспортом, (б) списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
  • Заполняется в четырех экземплярах. Более подробно о правилах выдачи ТТН, бланк и образец — здесь >>

Транспортная накладная (ТН):

В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

  • Чтобы обосновать затраты на перевозку товаров, когда привлекается третья сторона: ТТН или ТН. Любая из этих форм подтверждает факт осуществления затрат на автоперевозку.
  • Чтобы подтвердить правомерность перевозки грузов: ТТН или ТН. Подойдет любая форма.
  • Чтобы осуществить списание и оприходование товаров: ТТН (или ТН + ТОРГ-12).
  • Когда поставщик сам осуществляет доставку покупателю: ТН.
  • Когда покупатель сам забирает товары со склада поставщика: не нужна ни ТТН, ни ТН. Если доставка не входит в договор, то для оприходования достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12, а для обоснования расходов на ГСМ и расчета зарплаты водителю можно использовать путевой лист.
  • При перевозке любого алкоголя и спиртосодержащей продукции: и ТН, и ТТН. Только ТТН может служить сопроводительным документом к алкогольной продукции, подтверждающим легальность ее производства и оборота. ТТН (товарно-транспортная накладная): скачать бланк и образец заполнения на 2021 год >>

Скачайте другие унифицированные формы

Расходы на приобретение товаров. Допустим, предприятие приобрело партию товара. Доставка его осуществлялась автотранспортом, однако своего экземпляра ТТН у покупателя по какой-то причине нет. Что в таком случае грозит предприятию-покупателю?

Главный налоговый орган давно уже согласился с тем, что ТТН не связана с расходами на приобретение товаров (см. письмо Миндоходов от 19.09.13 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128). Та же мысль в несколько завуалированной форме прозвучала в письме ГУ ГФС в Ровенской области от 15.06.16 г. № 1456/10/17-00-12-02-10.

Здесь налоговики пришли к выводу, что транспортной документацией подтверждается операция по предоставлению услуг именно по перевозке грузов.

И ни слова о расходах на приобретение ТМЦ! Выходит, в рассматриваемой нами ситуации проблем у покупателя быть не должно. Но, к сожалению, как это нередко бывает, теория несколько расходится с практикой. Очень часто налоговики на местах рассматривают отсутствие ТТН в таких случаях как подтверждение того, что товар фактически поставлен не был. Из-за этого они приходят к выводу о фиктивности соглашения и отсутствии реального характера хозяйственной операции. В результате таких выводов в актах проверки контролеры «снимают» налоговые расходы в сумме себестоимости приобретенных товаров.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Приказ № 363 — приказ Минтранса «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» от 14.10.97 г. № 363.

Перечень № 207 — Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207.

Письмо № 2455 — письмо Мининфраструктуры от 11.03.14 г. № 2455/25/10-14.

Форма 1-Т состоит из двух частей – товарной и транспортной. Соответственно, товарную часть заполняет поставщик, а транспортную перевозчик.

К прибытию грузового транспорта грузоотправитель должен занести в накладную следующие сведения:

  • Дата составления;
  • Номер документа;
  • Реквизиты сторон сделки;
  • Адреса погрузки товара и разгрузки;
  • Сведения о перевозимом грузе: коды, номенклатура, наименование, единицы измерения, количество, цена и т.д.
  • Должностные лица, которые дали разрешение на отгрузку (как правило, руководитель и главный бухгалтер).

Ещё в 1971 году Минавтотрансом были утверждены Правила, по которым оформляются товарно-транспортные накладные. Есть небольшой нюанс: имея в виду транспортную накладную, стоит отметить, что она оформляется согласно Постановлению Правительства №272, принятому в 2021 году.

Вид товарно-транспортной накладной утверждён в 1997 году по Постановлению Госкомстата России №78. Но если проследить историю законодательных актов, получается, что он не обязателен, так как у него отсутствует регистрационный номер. Этот факт используют в свою пользу организации, когда возникают налоговые споры.

ТТН относится к первичным документам бухгалтерской отчётности. Она закрепляет передачу товара между грузоотправителем и получателем. В документе закреплены такие пункты:

  • описание товара;
  • стоимость;
  • общее количество единиц;
  • общая сумма перевозимого товара;
  • НДС.

На ТТН ставится печать компании, кроме того, должны быть подписи. Обязательно наличие реквизитов.

Форма накладных является унифицированной. Главной считается накладная по образцу 1-Т (утверждена в 1997 году). Что касается отдельных видов продукции, на них есть отдельные формы ТТН:

Документальные формы утверждены в 1997 году Постановлением №68. В 2021 году транспортная накладная обрела новый вид, который утвердило Правительство РФ (Постановление №272). Из неё убрали поля, по которым списывались и приходовались товары.

Грузоперевозка должна сопровождаться отдельным документом. Когда в автомобиле находятся товары для разных грузополучателей, то каждая партия должна иметь отдельные сопроводительные документы. На каждого получателя свой комплект.

Накладная дублируется в 4 экземплярах:

  • один оставляет себе тот, кто отправил товар. По нему произойдёт списание товарно-материальных ценностей;
  • остальные 3 экземпляра передаются шофёру. На них должны стоять подписи ответственных лиц, печати. Водитель также на них расписывается;
  • дубликат накладной №2 предназначается получателю товара, по нему приходуется товар;
  • дубликат №3 и №4 переходит к собственнику транспорта, который доставлял товар;
  • по третьему экземпляру ведутся расчёты за оказанную услугу;
  • с помощью четвёртого экземпляра, который крепится к ПЛ (путевой лист), насчитывается зарплата шофёру.

Если груз имеет нетоварный характер, оформляется 3 экземпляра ТТН. Первые два идут в компанию, которая перемещала груз. А 3-й переходит тому, кто занимался отправкой, чтобы зафиксировать объём выполненных работ.

В ТТН должны быть заполнены все поля. Среди основных стоит отметить:

  • время доставки товара;
  • реквизиты компании;
  • данные транспортного средства (какой автомобиль и его госномер);
  • номер товарно-транспортной накладной, и к какому путевому листу она прилагается;
  • покупатель товара, реквизиты;
  • информация о человеке, который перевозит груз (фамилия-имя-отчество, права, тип лицензии);
  • тип перемещения;
  • регистрационный номер;
  • место погрузки;
  • место разгрузки;
  • данные по прицепу при его наличии;
  • что за груз перевозится (как называется, в чём упакован, сколько мест занимает, способ определения массы, какой у него код и номер контейнера, отмечается класс груза, а также масса брутто);
  • подписи кладовщика, водителя-экспедитора.

Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:

  1. Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
  2. Оригинал документа отдаётся шофёру.
  3. Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
  4. Грузоотправитель заполняет документ до конца.

Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.

Есть 2 формы накладных:

  • транспортная накладная;
  • товарно-транспортная.

Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:

  1. Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
  2. Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
  3. ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
  4. Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
  5. Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.

ТТН с объемом — тема видео ниже:

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

Как отмечают сами фискалы, бестоварные операции с нереальными перевозчиками — одна из самых распространенных схем уклонения от налогообложения. Поэтому ТТН, их оформление, перевозчики и заказчики явля��тся объектом особого внимания контролирующих органов.

Если используется стандартизированный бланк, то для опытных сотрудников его оформление не станет чем-то затруднительным. Однако, государство в свое время разрешило не пользоваться разработанными ранее форматами первичных документов. Предприятия как хозяйствующие субъекты могут разрабатывать их сами. Транспортирующие организации и заказчики постоянно имеют дело с этими накладными. Это несколько усложняет процесс работы для последующих фигурантов.

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

Кроме того, существует другое понятие ТН («транспортная»). Предназначена для автогрузовой перевозки.

  • если товар, продукция, груз доставляются силами сторонней организации, например, транспортной компанией;
  • если ТМЦ доставляются экспедитором, условиями договора предусмотрена прямая обязанность экспедитора по заключению договора перевозки.

Используйте унифицированный формуляр накладной, предусмотренный в Приложении № 4 к Постановлению Правительства № 272. Структурированная форма отвечает требованиям к первичной документации, заявленным в законодательстве о бухучете. Но разрешено работать и по другим формам. Например, доработав унифицированный бланк или создав индивидуальную структуру. Но унифицированная форма транспортной накладной используется чаще всего.

С 12 июля ТТН можно составлять в электронном виде. То есть это альтернатива бумажным вариантам. Хотя вовсе без бумаги не обойтись. Итак, о деталях использования и заполнения электронной ТТН речь пойдет далее. Мининфраструктуры приказом от Прежде всего напомним, что ТТН используют при перевозке груза автомобильным транспортом на договорных началах , то есть когда предоставляют услугу по перевозке груза. Подчеркиваем : для тех грузов, для которых предусмотрена спецТТН например , спирт, алкогольные напитки, нефтепродукты, хлеб, молоко и т.

Оформление 1-Т представляет собой довольно трудоемкую процедуру. Когда товарно-транспортная накладная оформляется грузоотправителем? Заполнение бумаги происходит в четырех экземплярах, один для грузоотправителя, другой для получателя, а два последних бланка передаются руководству транспортной компании. Но, можно оформить больше в том случае, если экспедитор и перевозчик не являются одним лицом. В такой ситуации, экспедитору также необходим бланк для учета.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» ставится отметка, если грузоотправитель – экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором можно указать сведения о клиенте (заказчике организации перевозки) в случае необходимости;
  • в разделе 3 «Груз» нужно указать объявленную стоимость груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;
  • в раздел 6 «Приём груза» требуется дополнительно внести сведения о лице, от которого забирается груз, а также поставить подпись этого лица и при необходимости подпись перевозчика;
  • в раздел 11 «Транспортное средство» добавлены сведения о типе владения транспортным средством: «1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.


Похожие записи:

Добавить комментарий