Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы По Сомнительным Долгам На 01 Января 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Порядок подсчета суммы резервов по сомнительным долгам в бухучете устанавливается организацией самостоятельно и в обязательном порядке фиксируется в ее учетной политике.
Поскольку изменения, внесенные в ПБУ 18 приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н, не содержат переходных положений, Бухгалтерский методологический центр выпустил рекомендацию № Р-110/2019-КпР «Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2019, далее – Рекомендация № Р-110/2019-КпР).
В этом случае сальдо на счетах 09 и 77 на начало 2020 года будет сформировано (а сальдо на счете 84 – скорректировано) автоматически.
Резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете
В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете. Данный метод позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет и определять размер отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки.
Сумма резерва на следующий квартал для целей бухгалтерского учета, определяется как сумма задолженности *доля задолженности.
Что в БУ, что в НУ — главное чтоб были в наличие субконто «РасчетыДокументовСКонтрагентами» на счетах долгов. В НУ учтено, что, например, по опред. счету надо учитывать из этих доков только Реализацию и т.д.
Для того чтобы признать запас в качестве актива не имеет значение, имеется ли на него право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). Запасы признаются при одновременном соблюдении последующих обстоятельств:
- понесенные расходы гарантируют приобретение в будущем экономических выгод (реализацию цели работы некоммерческой компании);
- установлена совокупность понесенных расходов.
Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерской отчетности
Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.
Организация ООО «Колокольчик» применяет общую систему налогообложения. Ставка налога на прибыль — 20 %. На конец 2019 года в учете ООО «Колокольчик» балансовая стоимость основных средств превышает их налоговую стоимость на 10 000 руб. По данным бухгалтерского учета сумма начисленных резервов по сомнительным долгам составляет 120 000 руб. В налоговом учете резервы по сомнительным долгам не создаются.
Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Если в течение года были убытки, то создавать такой резерв не интересно. А вот когда к концу года появляется налогооблагаемая прибыль, бухгалтеры сразу ищут способы, как бы ее законно уменьшить. И вспоминают про «сомнительный» резерв.
Проводки для резерва по сомнительным долгам
Резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, с высокой вероятностью не будет погашена.
Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.
В фактическую себестоимость включаются фактические затраты на приобретение (формирование) запасов, доведение их до надлежащего состояния и перемещение в место пользования, реализации либо потребления. Перечислим данные расходы:
- суммы, оплаченные (подлежащие оплате) поставщику. В нихнеобходимо учитывать все бонусы, уступки, вычеты, премии и льготы. Возмещаемые налоги и сборы принимать во внимание не нужно. Предоплату учесть в качестве расходов нельзя, до тех пор, пока поставщик (подрядчик) не предоставит запасы, не выполнит работы, не окажет услуги;
- затраты на заготовку и доставку;
- затраты на доведение запасов до надлежащего состояния (затраты на доработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик);
- стоимость демонтажа, утилизации запасов и мер по возобновлению окружающей среды;
- проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива (связанные с приобретением (созданием) запасов);
- иные требуемые расходы.
Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.
- Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
- Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
- Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
- Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
- Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
Третья причина – создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете в 2021 году позволит компании заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам.
Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Есть несколько причин, чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2021 году.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ).
Какую задолженность включать в резерв
Реквизит является обязательным для заполнения, при заполнении следует выбирать основное подразделение организации. При этом задолженность будет выводиться по всей организации без учета указанного подразделения.
ООО «Лютик» погасило долг в неполном объеме за поставленный ей товар, перечислив в адрес ООО «Ромашка» 80 000 руб.
Даже если в течение 2017 г. какие-то долги были списаны как безнадежные и учтены в качестве самостоятельных внереализационных расходов, это не повлияет на правильность расчета налога на прибыль за весь 2017 г.
На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.
Для чего нужны резервы по сомнительным долгам в бухучете
Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Во-вторых, при любом изменении учетной политики, в том числе при переходе на ПБУ 18, организация должна самостоятельно оценить, насколько существенным оказалось (или окажется) влияние последствий такого изменения на финансовое положение организации (см. раздел III ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.
При определении предельной суммы резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового … резерв по сомнительным долгам, сформированный присоединяемым обществом до присоединения, подлежит включению в резерв по сомнительным долгам … реорганизуемого в форме присоединения общества.
Для того чтобы приступить к грамотному использованию нововведений, необходимо ознакомиться с ними предварительно.
При вводе информации по договорам с покупателями, не обеспеченным гарантиями, обязательно ставьте срок окончания договора, так как при расчете резервов «1С» будет ориентироваться именно на него.
Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.
При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.
Однако отсутствие отчислений в резерв в течение года при наличии сомнительных долгов будет аргументом не в вашу пользу.
Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной.
Регламентной операцией для бухучета резервов можно воспользоваться как ежемесячно, так и ежеквартально (ежегодно).
То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).
Порядок, по которому происходит создание резерва по сомнительным долгам, включает в себя следующие этапы.
- Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
- Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
- Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
- Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
- Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
- Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.
Но она не привела к недоплате налога на прибыль. А значит, по итогам 2017 г. организации достаточно рассчитать сумму резерва исходя из сомнительных долгов, имеющихся по состоянию на 31.12.2017.
Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.
Во-первых, для ведения учета по ПБУ 18 методологи «1С» рекомендуют использовать основанный на рекомендациях БМЦ балансовый метод как наиболее простой и надежный способ учета налога на прибыль, в большей мере соответствующий международным стандартам финансовой отчетности.