Порядок Формирования Очередности Сноса Аварийных Домов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок Формирования Очередности Сноса Аварийных Домов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2019 года N 106


Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 — 2025 годы

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 27.05.2019 N 188, от 26.12.2019 N 540, от 13.08.2020 N 349, от 23.11.2020 N 502, от 30.12.2020 N 575)




В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», во исполнение федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» Правительство Алтайского края постановляет:


Утвердить краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 — 2025 годы (приложение).



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО

Правила сноса аварийной и ветхой жилой недвижимости

Наименование программы

краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 — 2025 годы (далее — «программа»)

Основание для разработки программы

федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее — «Федеральный закон N 185-ФЗ»)

Государственный заказчик программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края

Основной разработчик программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края

Цель и задачи программы

цель:

создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;

задачи:

финансовое, в том числе за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — «Фонд»), и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;

строительство и приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, включая малоэтажные, необходимых для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации

Показатели программы

количество переселенных из аварийного жилья граждан;

площадь расселенного аварийного жилищного фонда

Этапы и сроки реализации программы


Для достижения цели, направленной на обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан, поставленной государством, региональной политикой в сфере жилищно-коммунального хозяйства определен ряд задач, в том числе мониторинг технического состояния жилищного фонда, установление объемов аварийного жилья; формирование и актуализация реестра многоквартирных домов, признанных аварийными; оказание методической и адресной помощи и финансовой поддержки органам местного самоуправления для принятия мер и реализации мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда.


Перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления, в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень доступен гражданам на информационном ресурсе Минстроя России (сайт «Реформа ЖКХ»).


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 13.08.2020 N 349)


Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обеспечивает проверку достоверности представляемых органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.


В настоящее время в Алтайском крае сформирован Реестр аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 01.01.2012 и подлежащих сносу или реконструкции. По состоянию на 01.01.2019 в него включено 438 многоквартирных домов общей площадью 182,81 тыс. кв. м, в аварийном жилье проживает около 12,0 тыс. граждан. Данные сведения обновляются постоянно, по мере поступления информации от органов местного самоуправления муниципальных образований края.


5.1. Размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, выплачиваемого гражданину, являющемуся собственником такого помещения (далее — «размер возмещения за изымаемое жилое помещение»), определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».


Проведение мероприятий по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен аварийный многоквартирный дом, признанный таковым в установленном порядке.


При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение не подлежат учету:


произведенные собственником жилого помещения улучшения такого помещения, в том числе по увеличению его общей площади, после получения уведомления о принятом решении об изъятии жилого помещения, если данные улучшения влекут за собой увеличение стоимости жилого помещения;


сделки, заключенные собственником жилого помещения, после получения уведомления о принятом решении об изъятии такого помещения, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, в том числе упущенной выгоды.


5.2. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. При этом при приобретении для предоставления гражданам-собственникам жилых помещений по договору мены жилых помещений большей по сравнению с ранее занимаемыми помещениями площади (в случае отсутствия подходящего по площади помещения) разница стоимости оплачивается за счет средств собственников.


При приобретении для предоставления гражданам-нанимателям жилых помещений по договору социального найма жилых помещений большей по сравнению с ранее занимаемыми помещениями площади (в случае отсутствия подходящего по площади помещения) разница стоимости оплачивается за счет средств бюджета муниципального образования либо внебюджетных источников.


5.3. Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении таких граждан не применяются.


При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере края, высокая социальная и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при существенной поддержке Фонда и включении в инвестиционную деятельность всех участников программы.


Источниками финансирования мероприятий программы являются средства Фонда, средства краевого бюджета, которые направляются на строительство, приобретение жилых помещений, по общей площади не менее ранее занимаемых гражданами жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, либо выплату возмещения за жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, лицам, в чьей собственности они находятся.


Доля обязательного долевого финансирования программных мероприятий за счет средств краевого бюджета составляет не менее 1%.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 27.05.2019 N 188)


Объем средств местных бюджетов, направляемых органами местного самоуправления в качестве долевого финансирования программы, определяется муниципальным образованием.

Российская Федерация

Барнаульская городская Дума

Р Е Ш Е Н И Е

от 05.06.2019 №319

О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 30.03.2012 №720 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу» (в ред. решения от 22.12.2017 №55)

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, руководствуясь Уставом городского округа – города Барнаула Алтайского края, городская Дума

РЕШИЛА:

1. Внести следующие изменения и дополнения в решение городской Думы от 30.03.2012 №720 «Об утверждении Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу» (в ред. решения от 22.12.2017 №55):

1.1. В наименовании, пункте 1 решения после слов «подлежащими сносу» дополнить словами «или реконструкции»;

1.2. В Положении о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу:

1.2.1. В наименовании, пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 2.1, наименовании раздела 3 Положения после слов «подлежащими сносу» дополнить словами «или реконструкции»;

1.2.2. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:

«1.2. Действие настоящего Положения распространяется на отношения, связанные с переселением нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, признанных непригодными для проживания, а также нанимателей и собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.»;

1.2.3. В пункте 1.3, подпункте 1 пункта 3.5 после слов «подлежащим сносу» дополнить словами «или реконструкции»;

1.2.4. Наименование раздела 2 изложить в следующей редакции:

«2. Переселение нанимателей, проживающих в жилых помещениях по договорам социального найма, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домах — подлежащих сносу или реконструкции»;

1.2.5. Абзац 1 пункта 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. Нанимателям, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, по договорам социального найма (далее — наниматели), предоставляются другие жилые помещения по договорам социального найма по основаниям и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.»;

1.2.6. В абзаце 6 пункта 2.4 слова «АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» заменить словами КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки»;

1.2.7. В абзаце 6 пункта 2.7 слова «пунктом 2.7 Положения» заменить словами «настоящим пунктом.»;

1.2.8. Пункт 2.10 изложить в следующей редакции:

«2.10. В случае отсутствия в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо расположенном в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, граждан, зарегистрированных по месту жительства, комитет ЖКХ в тридцатидневный срок с момента выявления факта отсутствия граждан в жилом помещении обращается в суд с заявлением о признании таких граждан утратившими право пользования жилым помещением.»;

1.2.9. Пункт 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1. К собственникам жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — дом), администрацией города Барнаула предъявляются требования о сносе или реконструкции такого дома в срок, не превышающий двух лет со дня принятия распоряжения, предусмотренного пунктом 1.3 Положения.»;

1.2.10. В пункте 3.2 после слов «о сносе» дополнить словами «или реконструкции»;

1.2.11. В пункте 3.3 после слова «снос» дополнить словами «или реконструкцию»;

1.2.12. В подпункте 2 пункта 3.5 после слов «для сноса» дополнить словами «или реконструкции».

2. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) опубликовать решение в газете «Вечерний Барнаул» и разместить на официальном Интернет-сайте города Барнаула.

3. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по городскому хозяйству (Гросс А.А.).

Председатель городской Думы

Г.А.Буевич

Все вопросы, касающиеся обеспечения российских граждан жильем, регламентируются нормами основополагающего в этой сфере законодательного акта — Жилищного кодекса России, действующего в редакции от 22.01.2019.

Более детально уделено внимание порядку утверждения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в ст. 16 ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действие которого актуально с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 09.12.2018.

Постановлением Правительства РФ № 47 (последняя редакция от 24.12.2018) утверждено Положение, нормами которого руководствуются, признавая помещение непригодным для проживания, многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В Положении № 47 выделено несколько разделов, касающихся непосредственно вопросов признания аварийности дома:

1) определены основные понятия:

  • какие помещения признаются жилыми, включая дом и квартиру;
  • цели проведения оценки и обследования помещения;
  • состав комиссии по оценке помещений жилищного фонда России;
  • полномочия органа местного самоуправления принимать решения о непригодности частных жилых помещений для дальнейшего проживания;

2) указаны требования, обязательные для возможности проживания в помещении людей; в случае несоответствия обязательных норм, можно добиваться капитального ремонта или сноса дома;

3) что может стать законным основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, например, сюда относят:

  • снижение уровня надежности, прочности, устойчивости строительных конструкций;
  • несоблюдение санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов атмосферного загрязнения, уровня радиации, воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;
  • расположение в зонах селевых потоков, схода снежных лавин, оползней на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами;
  • расположение в зонах вероятных аварий техногенного характера;
  • квартиры, поврежденные в результате взрывов, аварий, пожаров, других геологических явлений при условии, когда проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно;
  • и другие;

4) порядок, которого следует придерживаться, оформляя документально признание аварийности жилого помещения;

5) как должно приниматься во внимание проживание в аварийном жилье лиц, признанных инвалидами.

Как осуществляется снос объектов капитального строительства?

Если жилое помещение попало в разряд подлежащих сносу по принятому комиссией решению после обращения граждан или в рамках запланированных мероприятий, в соответствии с региональной программой расселения из аварийного жилья, прежде всего людей должны обеспечить жильем. Жильцов переселяют в новые квартиры, причем необязательно в новостройках, это могут быть жилые помещения вторичного жилого фонда, либо выплачивают денежную компенсацию на приобретение жилья.

Однако происходит все не так быстро, как хотелось бы. Признанные аварийными жилые помещения включаются в региональные адресные программы, то есть, проще говоря, ставят в очередь на снос (которая, как показывает практика, может длиться годами). Исключением являются дома, жильцов которых требуется расселить в срочном порядке. Печальный пример можно привести – когда в канун 2019 года в Магнитогорске обрушился из-за взрыва газа целый подъезд и люди остались без крова над головой. За снос многоквартирных аварийных домов отвечают региональные власти, поскольку даже при выселении жильцов они продолжают нести опасность обрушений и причинения вреда здоровью и жизни случайно проходивших рядом людей, находящимся поблизости коммуникациям.

Проводится конкурс на проведение соответствующих работ.После выбора исполнителя демонтажа здания, утверждаются методы, сроки и планы. Предварительно извлекают коммуникации, пригодные к дальнейшей эксплуатации. Например, можно наблюдать, как вначале изымают стеклопакеты, затем переходят к обрушению строительной конструкции, не забывая вывозить мусор. На практике все гораздо прозаичнее.

Во всех регионах страны разработаны программы на 2 последующих года расселения из жилых помещений, признанных аварийными, непригодными для проживания и представляющими опасность обрушения конструкций. Стоит обратить внимание, что в первую очередь сносится жилье, которое было признано аварийным до 01.01.2017 года, в соответствии с нормами ст. 16 ФЗ № 185, действующего с изменениями, вступившими в законную силу

с 09.12.2018.

Наличие такого плана сноса позволяет местным органам власти заранее начать строительство новых домов, куда будут переселены люди. На примере сноса так называемых «хрущевок» в Москве, сданных в эксплуатацию в конце 50-х, середине 60-х годов прошлого столетия, видим, что программа разделена на 2 этапа:

  • снос старых домов;
  • реновация существующей застройки жилья.

Главной особенностью такой программы является не просто замена старого жилища, но и возможность предоставления гражданам более благоустроенных квартир и комфортных условий. Покупка нового жилья для граждан, которых нужно расселить, осуществляется через аукционы и конкурсы. Как правило, строительство должно подходить к завершающей стадии, то есть на момент продажи дом готов не менее чем на 70%.

Узнать конкретно интересующую информацию и ознакомиться с планом по сносу ветхого или аварийного дома, с запланированными мероприятиями, может каждый человек, зайдя через интернет на официальный портал мэрии (местного городского совета).

В каждой региональной программе есть положения, в соответствии с которыми граждане, проживающие в доме, подлежащем сносу, имеют право выбора получить:

  • новую равнозначную квартиру;
  • денежную компенсацию на приобретение жилья.

В соответствии с порядком, установленным жилищным законодательством, людям предлагают для переселения жилые помещения, имеющие равнозначную площадь. Если условия в предоставляемом жилье человека не устраивают, ему должны предложить другие варианты. Его правом остается получение выкупной стоимости жилья, принадлежащего ему на правах собственности.

Размер денежной компенсации определяется в каждом регионе в зависимости от рыночной стоимости квартиры, затрат на оформление документов, переезд.

Граждане, проживавшие в аварийном жилье по договору социального найма, могут претендовать на получение равнозначной муниципальной квартиры. Все спорные моменты, например, когда переселяют в жилое помещение, где отсутствует газ, вода, или в квартиру на верхнем этаже, можно решить в судебном порядке.

Планируется, что можно будет улучшить жилищные условия при расселении, но с внесением соответствующих доплат.

Законодательно закреплено, что жилые помещения предоставляются всем гражданам, которые стали на учет нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности от даты принятия их на учет.

Исключения составляют следующие категории граждан:

  • жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту либо реконструкции;
  • страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Если жилое помещение признано аварийным (непригодным для проживания), основанием для предоставления нового жилья по договору социального найма является решение органов местного самоуправления. Данные решения выдаются и направляются не позднее трех рабочих дней со дня их принятия. В данном решении прописан срок и порядок заключения соответствующего договора найма. Необходимым условием является предоставление равноценного жилого помещения по месту жительства граждан, которые подлежат переселению из аварийного жилья.

Фактически очередность переселения граждан из аварийных жилых помещений формируется местными властями. Аварийный дом включается в программу сноса, где указаны сроки по переселению жильцов.

Отказ граждан от предоставляемого взамен либо неоднократные отказы не являются основанием для отказа им в предоставлении других жилых помещений.

Иногда сособственники аварийного жилья сталкиваются с ситуацией, когда стоимость аварийного жилья намеренно занижается. В такой ситуации собственник может обратиться к независимому оценщику для проведения оценки аварийного жилья. Если после проведения оценки, выявлен факт намеренного занижения стоимости, за собственником закреплено право обратиться в суд.

Необходимо помнить о принудительном выселении из аварийного жилья. Государственными или муниципальными органами может быть подан иск в суд. Судебные разбирательства регламентируются Гражданско-процессуальным кодексом, который предусматривает принудительное выселение, но при условии компенсации суммы аварийного жилья.

В соответствии с нормами жилищного законодательства жители аварийных домов должны быть расселены из них. Авариным признается дом, являющийся непригодным для проживания в нем людей. Такое признание осуществляется на основании решения межведомственной комиссии.

Снос аварийных объектов может выполняться по следующим основаниям:

  • присвоения жилью аварийного статуса после подачи соответствующего заявления владельцем жилого помещения в доме;
  • в рамках государственной программы.

В случае признания дома непригодным для проживания на основании заявления жильцов, предоставление альтернативного жилья совершается согласно постановлению органа местного самоуправления. В постановлении администрации должны быть указаны сроки и порядок расселения граждан.

Оформление договора мены является одним из способов решения вопроса переселения граждан в благоустроенное жилье. Разберем отдельные случаи расселения с заключением данной сделки:

Вариант 1. В соответствии с договором мены совершается предоставление равноценной жилплощади. Договор содержит порядок и особенности выделения альтернативного жилья. В этом случае рыночная стоимость помещений должна быть одинакового размера.

Вариант 2. Заключение сделки и выплата денежной компенсации владельцу аварийной квартиры. Если новая жилплощадь неравноценна прежде занимаемой, собственник имеет право на получение разницы в денежной форме в качестве возмещения за неравнозначный обмен.

Вариант 3. Из жилищного фонда предоставляется жилье с лучшими жилищными условиями и рыночной стоимостью (или большей площади), в этом случае собственник жилья должен возместить такую разницу.

Расселение граждан из аварийного жилья осуществляется на основании государственной программы, которая утверждается органами исполнительной власти.

Региональные программы переселения жильцов непригодных для проживания домов регулируется Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».

Программа закрепляет следующие положения:

  • список жилых домов, признанных аварийными до 2 января 2012 года должны быть снесены или отремонтированы;
  • сроки переезда жителей из объектов, включенных в указанный список;
  • источники и объем финансирования на период действия данной программы, и с делением на отдельные этапы;
  • расчет расходов, которые потребуется произвести, в том числе стоимость предоставляемого жилья, варианты расселения жильцов, размер денежного возмещения при неравном обмене;
  • предполагаемые показатели реализации программы (площадь расселенных жилых помещений).

В первую очередь должны переселяться жильцы жилых домов при следующих признаках:

  • Объект недвижимости находится в пределах населенного пункта;
  • год присвоения многоквартирному дому аварийного статуса раньше, чем год признания аварийными других домов;
  • вступление в законную силу решение суда о переселении;
  • наличие реальной угрозы обрушения постройки.

Квартиры, предоставляемые жильцам взамен, должны располагаться в этом же районе города. Выселение в другой район возможно только при наличии согласия жильцов в письменном виде.

Cнocят дoмa, кoтopыe пpизнaны вeтxими или aвapийными. Чтoбы пpиcвoить тaкoй cтaтyc мнoгoквapтиpнoмy cтpoeнию, мecтнaя aдминиcтpaция зaкaзывaeт тexничecкyю экcпepтизy c coзывoм мeжвeдoмcтвeннoй кoмиccии. Oнa изyчaeт cтpoитeльнyю дoкyмeнтaцию, ocмaтpивaeт здaниe, пpoвoдит нeoбxoдимыe зaмepы и вынocит peшeниe.

Oт тoгo, пpизнaют дoм вeтxим или aвapийным, зaвиcит cpoк pacceлeния жильцoв и пocлeдyющeгo cнoca. Meждy этими двyмя пoнятиями ecть paзницa:

🔹 «Beтxим» пpизнaют жильe co cтeпeнью изнoca бoлee 70%. Ecли нecyщиe кoнcтpyкции выпoлнeны из дpeвecины, для пoлyчeния cтaтyca вeтxoгo жилья дoмy дocтaтoчнo 65% изнoca. Пpи этoм пpoживaть в дoмe мoжнo — нecyщиe кoнcтpyкции нe oбвaлятcя, pиcкa paзpyшeния здaния нeт. Пoэтoмy жильцы вeтxиx дoмoв oбычнo cтoят в oчepeди пocлeдниe — в квapтиpax eщe мoжнo жить.

Aвapийныe дoмa, пoдлeжaщиe cнocy, включaютcя в cпиcки пo пpoгpaммaм «Beтxoe жильe» и peнoвaции. Ecли вы xoтитe yзнaть, являeтcя ли вaш мнoгoквapтиpным дoм aвapийным или вeтxим, oбpaтитecь в жилищный oтдeл мyниципaлитeтa. Oни oбязaны пpeдocтaвить инфopмaцию o cocтoянии жилoгo дoмa — ecли oн ecть в cпиcкax, вaм oбязaтeльнo cooбщaт oб этoм.

Taкжe yзнaть, aвapийный дoм или нeт, мoжнo чepeз интepнeт. Нaйдитe pacпopяжeния aдминиcтpaции или пoceтитe oфициaльный caйт мecтнoгo мyниципaлитeтa.

Ecли дoмy нe пpиcвoeн cтaтyc aвapийнoгo или вeтxoгo жилья, вы мoжeтe иницииpoвaть пpoвeдeниe тexничecкoй экcпepтизы. Экcпepты иccлeдyют здaниe, oцeнят eгo cocтoяниe и вынecyт вepдикт. Ecли жильe бyдeт пpизнaнo aвapийным, eгo включaт в пpoгpaммы pacceлeния и нaзнaчaт дaтy cнoca. Чтoбы нe coзывaть кoмиccию зpя, мoжeтe caми oцeнить cocтoяниe дoмa. Cкopee вceгo, eгo пpизнaют aвapийным, ecли:

❗ в фyндaмeнтe, нa нecyщиx и внyтpeнниx cтeнax ecть нecкoлькo бoльшиx тpeщин;

❗ тpeщины пoявляютcя в мecтax yглoвыx coeдинeний cтeн;

❗ oднa из cтeн здaния зaмeтнo пoкocилacь;

❗ кpoвля изнoшeнa, нeкoтopыe ee чacти измeнили мecтoпoлoжeниe;

❗ cтeны, фyндaмeнт, нecyщиe кoнcтpyкции дeфopмиpoвaлиcь.

Дoмa c тoнкими cтeнaми, coвмeщeнными caнyзлaми, мaлeнькoй плoщaдью кopидopoв и квapтиp, пocтpoeнныe в пocлeвoeннoe вpeмя, cчитaютcя вeтxими пocлe 40% изнoca. Ecли цифpa в 40% нe дocтигнyтa, в тaкиx здaнияx пpoвoдят кaпитaльный peмoнт.

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Ecли нe xoтитe пoceщaть мyниципaлитeт личнo и пoлyчaть пиcьмeнный oтвeт нa зaпpoc, мoжeтe пoзвoнить пo тeлeфoнy в жилищный дeпapтaмeнт. Нoмep тeлeфoнa cвoй для кaждoгo peгиoнa — eгo мoжнo лeгкo нaйти нa oфициaльнoм caйтe aдминиcтpaции. Пoзвoнитe, нaзoвитe aдpec дoмa, и чepeз пapy минyт coтpyдник cкaжeт, кoгдa eгo плaниpyют cнocить и в кaкoй cpoк жильцaм пpeдocтaвят нoвyю жилyю нeдвижимocть.

Нa дoмa, пpизнaнныe вeтxими и aвapийными, a тaкжe нa здaния, пoпaдaющиe пoд пpoгpaммy peнoвaции, вeшaют cпeциaльныe тaблички. Нa ниx yкaзывaют дaтy pacceлeния, чaщe вceгo — в фopмaтe «нe пoзднee oпpeдeлeннoй дaты», тoчный aдpec здaния, aдpec нoвoгo мнoгoквapтиpнoгo дoмa, в кoтopый пepeceлят жильцoв. Taкжe нa тaбличкe yкaзывaют лиц, oтвeтcтвeнныx зa пepeceлeниe и cнoc, и нoмepa тeлeфoнoв для cвязи c ними.

Дaтa, нa кoтopyю зaплaниpoвaнo пepeceлeниe — этo дaтa нaчaлa cнoca мнoгoквapтиpнoгo дoмa. Oбычнo жильцoв пepeceляют дo нaзнaчeннoгo cpoкa, нo инoгдa pacceлeниe мoжeт зaтянyтьcя. B этoм cлyчae инфopмaцию нa тaбличкe тoжe пoмeняют.

Кaждoмy coбcтвeнникy квapтиpы в мнoгoквapтиpнoм дoмe дoлжнo пpийти yвeдoмлeниe oб yчacтии в пpoгpaммax «Beтxoe жильe» или peнoвaции. B yвeдoмлeнии oбычнo yкaзывaют зaплaниpoвaнныe cpoки pacceлeния и cнoca, a тaкжe ycлoвия пoлyчeния нoвoгo жилья. Ecли вы пoлyчaли тaкoй дoкyмeнт, изyчитe eгo — тaм yкaзaны интepecyющиe вac дaты. Ecли нeт — пoпpocитe yвeдoмлeниe y coceдeй или пocмoтpитe eгo в пoдъeздe: чaщe вceгo yвeдoмлeния pacклaдывaют нe тoлькo пo пoчтoвым ящикaм, нo и вeшaют иx в пoдъeздax.

Ecли coбиpaeтecь пoкyпaть квapтиpy, нe лишним бyдeт пpoвepить yчacтиe дoмa в пpoгpaммax yлyчшeния жилищнoгo фoндa. Для этoгo oбpaтитecь в aгeнтcтвo нeдвижимocти либo иcпoльзyйтe вышeпepeчиcлeнныe cпocoбы. Ecли дoм нaxoдитcя в aвapийнoм cocтoянии, oт пoкyпки лyчшe oткaзaтьcя, пoтoмy чтo cpoки cнoca и пpeдocтaвлeния нoвoгo жилья мoгyт зaтянyтьcя.

Ecли cнoc вeтxoгo и aвapийнoгo жилья в 2021 гoдy нe «зaтpaгивaeт» вaш мнoгoквapтиpный дoм, нo oн нaxoдитcя в плaчeвнoм cocтoянии, вы мoжeтe caми иницииpoвaть включeниe здaния в пpoгpaммы yлyчшeния жилищнoгo фoндa. Для этoгo oбpaтитecь в жилищный дeпapтaмeнт aдминиcтpaции вaшeгo гopoдa и пpeдocтaвьтe:

📕 пpaвoycтaнaвливaющиe дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe пpaвo coбcтвeннocти нa квapтиpy — нaпpимep, выпиcкy из EГPН;

📕 тexничecкyю дoкyмeнтaцию нa жильe — нaпpимep, кaдacтpoвый пacпopт c yкaзaниeм вcex пapaмeтpoв квapтиpы;

📕 зaявлeниe o тexничecкoй экcпepтизe мнoгoквapтиpнoгo дoмa — eгo нyжнo нaпиcaть нa мecтe.

Пocлe этoгo жилищный дeпapтaмeнт coзoвeт мeжвeдoмcтвeннyю кoмиccию и пpoвeдeт тexничecкyю экcпepтизy, нa ocнoвaнии кoтopoй вынeceт peшeниe o включeнии жилья в oднy из пoдxoдящиx пpoгpaмм. Ecли пpoцeнт изнoca бyдeт нижe тpeбyeмoгo, бyдeт пpoвeдeн кaпитaльный peмoнт.

B aдминиcтpaцию мoжeт пoйти и oдин чeлoвeк, нo лyчшe, ecли cpaзy нecкoлькo coбcтвeнникoв пoпpocят oцeнить cocтoяниe дoмa тexничecкoй экcпepтизoй. Кoллeктивнoe зaявлeниe yвeличивaeт шaнcы нa тo, чтo aдминиcтpaция быcтpo пpoвeдeт нyжныe дeйcтвия и yтoчнит дaтy pacceлeния. Пocлe тoгo, кaк здaниe включaт в пpoгpaммy, вы cмoжeтe yзнaть, кoгдa cнecyт дoм пo peнoвaции, пo aдpecy, в тoм жe жилищнoм дeпapтaмeнтe.

Бывaют cлyчaи, кoгдa жильцы xoтят нe cнoca дoмa, a нaoбopoт — чтoбы eгo иcключили из пpoгpaммы peнoвaции. Ecли здaниe нaxoдитcя в yдoвлeтвopитeльнoм cocтoянии — нaпpимep, в нeм нeдaвнo cдeлaли кaпитaльный peмoнт — дocтaтoчнo oбpaтитьcя в жилищный дeпapтaмeнт c кoллeктивным зaявлeниeм oб иcключeнии дoмa из пpoгpaммы.

Как ускорить снос аварийного дома?

Подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» (далее именуется — подпрограмма) является частью федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Основная задача подпрограммы — обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.

Более 2 млн. человек (около 1,5 процента населения России) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 6 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.

Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране составляет около 50 млн. кв. метров (около 1,8 процента жилищного фонда Российской Федерации), что в 1,5 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.

Ветхое и аварийное жилье имеется во всех субъектах Российской Федерации — от 0,2 процента всего жилищного фонда в Волгоградской области до 13,1 процента в Корякском автономном округе (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации даны в приложении N 1).

Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.

Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд шахтерских городов и поселков (например, в Кемеровской области — около 80 процентов). На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций угольной промышленности, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.

Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд — 83,5 процента, аварийный — 16,5 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 8 млн. кв. метров.

Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах России, в целом необходимо 160 млрд. рублей.

Подпрограмма предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 32 млрд. рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По мере улучшения социально-экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 г.) жилищного фонда.

Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий «ветхого» и «аварийного» жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.

До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания.

Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.

Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик городов, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городов. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.

Основными целями подпрограммы являются:

обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;

ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году.

В подпрограмме решаются следующие основные задачи:

разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой им государственной помощи;

формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;

формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;

формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

оказание федеральной финансовой поддержки регионам, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях (например, возможностей региональных центров, крупных промышленных городов и малых городов, сельских муниципальных образований);

взаимосвязь подпрограммы с другими программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья (Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ, Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 1997 г. N 1523, и др.).

Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации (далее именуются — региональные программы), которые, в свою очередь, включают программы муниципальных образований (далее именуются — муниципальные программы). В связи с этим подпрограмма предусматривает решение проблемы переселения:

а) на федеральном уровне: подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

б) на региональном уровне: региональные программы определяют срок решения проблемы в регионе, формируют законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, координируют сроки реализации региональных программ, определяют методы государственной поддержки;

в) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, эффективное управление направленными на финансирование программных мероприятий бюджетными и внебюджетными средствами, перечень жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, а также средства всех источников финансирования программы переселения.

Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2002 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2002-2010 годов.

Реализация подпрограммы должна происходить поэтапно. На первом этапе выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий второго этапа.

На первом этапе (2002-2004 годы) будут созданы необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач подпрограммы:

а) упорядочение методологических основ оценки и проведение оценки объемов аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;

б) формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;

в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;

г) привлечение и аккумулирование, в том числе в целевых бюджетных фондах, финансовых ресурсов для реализации подпрограммы;

д) реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения;

е) решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2002 году (преимущественно) и в последующие годы первого этапа (частично) будет осуществляться путем финансирования достройки жилья высокой степени готовности.

Второй этап подпрограммы (2005-2010 годы) будет посвящен реализации следующих задач:

а) формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу;

б) поэтапное переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;

в) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.

В процессе разработки региональных программ необходимо предусмотреть выполнение программных мероприятий по годам для последовательного финансирования и выполнения программных мероприятий на местах. Кроме того, управление реализацией подпрограммы будет осуществляться ежегодно по планам реализации подпрограммы, которые готовятся на трех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном.

Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:

а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

б) финансовое обеспечение подпрограммы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение N 2);

в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.

Правовое и методологическое обеспечение подпрограммы. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений

Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному, которые на сегодняшний день отсутствуют.

Критерии отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному должны быть едины в масштабах Российской Федерации. В рамках подпрограммы необходимо разработать и утвердить методику оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

При разработке подпрограммы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривалось выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:

дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

Исходя из этого, в регионах в рамках формирования подпрограммы составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объекты финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию. Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком подпрограммы.

Формирование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация программ каждого из субъектов Российской Федерации должна включать формирование местной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Эти документы должны предусматривать в первую очередь следующие положения:

а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;

б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;

в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;

г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно — очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.

Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан

Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.

Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:

а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;

Реализация подпрограммы осуществляется государственным заказчиком, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Задачи государственного заказчика:

формирование правовой, нормативной и методологической базы для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья;

поддержание эффективных направлений использования средств федерального бюджета для достижения целей подпрограммы;

мониторинг целевого использования бюджетных средств;

представление отчетов об использовании средств федерального бюджета и реализации подпрограммы в целом.

Задачи органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

формирование региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом представляемых органами местного самоуправления предложений и проектов;

определение приоритетов в выполнении отдельных частей региональной программы, в том числе способных привлечь наибольшие объемы внебюджетных источников финансирования, принести наибольшую прибыль при минимальном сроке окупаемости;

составление отчета об использовании средств, направленных на реализацию региональной программы (исполнение бюджета целевого бюджетного фонда, если такой создан). В отчет должна включаться информация о наличии региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, процедуре и результатах проведения конкурса предложений и проектов муниципальных образований, а также сведения об объеме направленных на реализацию программы средств и результатах мониторинга принятых к финансированию предложений и проектов;

проведение ежегодно мониторинга целевого использования средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации, и соблюдение соответствующих процедур при выполнении проектов, на реализацию которых были выделены указанные средства.

Задачи органов местного самоуправления:

формирование адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающей как минимум следующие данные:

срок окупаемости;

объем требуемых инвестиций;

объем внебюджетных ресурсов;

разбивка программы на составные части с учетом выполнения работ по завершению строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности, а также по строительству, реконструкции жилья и т. д.;

создание необходимой нормативно-правовой базы (в том числе регламентирующей деятельность муниципального целевого бюджетного фонда, процедуру приобретения жилья для граждан, переселяющихся из аварийного жилищного фонда, процедуру выбора подрядчиков для выполнения работ по сносу ветхого жилищного фонда и оборудованию участков инженерной инфраструктурой и т. д.), соответствующей типовой базе, утвержденной на уровне субъекта Российской Федерации;

своевременное составление отчета о расходовании средств, консолидируемых на реализацию адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и предоставление его в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ежегодный контроль использования средств муниципального целевого бюджетного фонда (в случае его создания).

Обширность программы связана с необходимостью расселения большого количества людей. Нуждающихся в улучшении условий проживания почти 1,6 млн человек.

Пятиэтажные дома, которые попали в категорию несносимых серий, сосредоточены в основном между ТТК и МКАД. Такие постройки размещены в районах: Черемушки, Фили-Давыдково, Коньково, Восточное Измайлово, Зюзино, Северное, Царицыно, Хорошево-Мневники, Выхино, Перово, Кузьминки.

В 2017 г. первая волна переселения по программе реновации была расширена. Это связано с принятием решения, в рамках которого должны будут разрушить дополнительные хрущевки. Подобные постройки по истечение 10-20 лет морально и технически устареют. Из-за того, что в список зданий под снос вошло большое количество домов, работы продлятся не менее 20 лет. Власть планирует найти для людей 25 млн м² современного жилого пространства. Среди домов, которые будут ликвидированы, следующие типы построек:

  • панельные пятиэтажные дома серии 1-515;
  • постройки блочного (1-510) и кирпичного типа (1-511);
  • сооружения с модификациями стандарта 1-515/9, 1-507, 1-605А.

Жители первого выбранного для реновации района Москвы каждый год с предосторожностью ждут оглашения списка домов, которые подлежат сносу. Подобное связано с тем, что при попадании постройки в категорию проблемных, жильцам придется переезжать. Это предусматривает закон о реновации жилищного фонда. Однако свободных квартир не всем хватает.

Несмотря на то, что правительство гарантирует предоставление помощи, связанной с поиском нового жилья, параметры апартаментов и их географическое расположение не всегда подходящие.

В числе влияющих факторов и проблемы, связанные с задержкой принятия решений и бюрократическими процессами.

Постановление Правительства РФ от 22.01.2002 N 33

Для решения проблем, связанных с обеспечением граждан нашей страны жильем, правительством была разработана программа «Жилище». Она внедряется во всех регионах Российской Федерации. Часть такого документа связана со сносом морально устаревших построек и возникающей при этом необходимостью переселения жильцов в новые дома.

Учитывая большое количество хрущевок в столице, которые не подлежат реставрации, на реализацию программы должно быть выделено более 1 млрд руб.

Затраты государства связаны не только с непосредственным сносом сооружений устаревшей планировки. В категорию объектов, подлежащих разрушению, также попали аварийные постройки. Таких в пределах Москвы, особенно на его окраинах, несколько десятков. По результатам формирования списка проблемных построек, жителям столицы планируют предложить апартаменты в новых комфортабельных комплексах.

На начало 2018 г. программа была реализована на 95%: первая очередь сноса пятиэтажек в Москве полностью закончится только к концу текущего года. В список объектов, которые будут ликвидированы, входят панельные постройки серий II-35, II-32, 1605-АМ, К-7 и 1МГ-300. Это связано со следующим: маленькая площадь кухни, низкая высота потолка (2,5-2,6 м), совмещенность санузлов и слабая звукоизоляция.

Первая волна сноса несоответствующих современным требованиям построек будет завершена к концу 2018 г. После этого программу планируют продлить. Новый график будет расписан на 15 лет.

Согласно плану составленной на несколько лет вперед программы, большее количество работ по улучшению условия проживания москвичей запланировано на Западный административный округ. Желающим получить информацию о том, какие дома будут сносить в первую очередь по программе реновации, городские власти предоставили данные о 6 объектах.

Москвичи, проживающие в коммунальных квартирах, с опаской ожидают официального представления списка. Подобное связано с тем, что собственникам придется беспокоиться о переезде. По этому поводу не стоит волноваться: управление города дает гарантии предоставления помощи, связанной с поиском нового жилья.

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

За указанный период планируется:

  • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
  • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Прежде чем расселять аварийные дома, нужно зафиксировать факт опасного состояния объекта недвижимости. Общий регламент прописан в нормах ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 года, а также в статьях ЖК РФ и региональных программах.
Ответственный за переселение граждан из аварийного жилья орган – государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основная задача – найти непригодное жилье, составить список аварийных объектов и определить порядок расселения домов в регионах.

Условия выполнения Программы по переселению из аварийного жилья:

  1. Выделение средств из федерального и региональных бюджетов – в скором будущем планируется переложить основные затраты на муниципальные объединения.
  2. Аварийность дома устанавливают эксперты по ходатайству межведомственной комиссии.
  3. Допускаются плановая и внеплановая проверка объекта недвижимости – в рамках Программы реформирования ЖКХ или по заявлению жильцов старого дома.
  4. Соблюдение принципа «метр в метр» – взамен старой аварийной жилплощади предоставляются квартиры со схожим метражом или чуть большим метражом. Разницу в стоимости фиксируют в отчете: если жилье собственника было дороже, государство доплатит за переселение, а если новое жилье дороже – разницу в цене покрывает уже гражданин.
  5. Переселение в объекты того же района или населенного пункта, например – в пределах Санкт-Петербурга, а не в Саратове или Казани.
  6. Задействование маневренного (резервного) жилищного фонда – временная мера, которая позволяет переждать поиск подходящего жилья.
  7. Возможность выбора: новое жилье или деньги за выкуп аварийного.
  8. Учёт жилой нормы – не менее 18 кв. метров на одного человека (в зависимости от региона проживания).
  9. Возможность обжаловать выбор властей – если граждан не устраивает предоставленная жилплощадь, они могут подать иск о переселении в более подходящий жилой объект.
  10. Принудительное расселение домов – аналогичным правом подачи иска обладают и власти, в том случае, если жильцы отказываются покидать аварийный дом.
  11. Жильцы коммуналок расселяются в отдельные квартиры.
  12. Граждан, снимающих жилье по договору социального найма, переселяют в муниципальные объекты – старый договор расторгают; по прибытию на место наниматель вновь заключает договор соцнайма с администрацией района.

Аварийное жилье имеет отличие от ветхого и пригодного для проживания людей. В частности, износ такого жилья составляет свыше 70%. Жить в доме опасно для здоровья граждан. Восстановить аварийный дом практически невозможно, поэтому в большинстве случаев он подлежит немедленному сносу. Зачастую на его месте строят новый дом, а переселенные жильцы могут заселиться в готовый объект. Сейчас активно практикуется социальная ипотека для переселяемых заемщиков – льготная ставка составляет порядка 5-6% годовых.

Пример:

Семья Черновых проживала в 3-комнатной квартире, общей площадью 80 кв. метров. Жилье принадлежало муниципальным властям, с которыми был заключен договор социального найма. Дом был построен в 1967 году и попал в Программу по переселению из аварийного жилья. Наравне с другими жильцами расселение коснулось и семью Черновых – двоих супругов и маленькой дочки. Однако им была выделена не 3-комнатная жилплощадь. Администрация смогла предоставить только 2-комнатную квартиру с меньшим метражом – 48 кв. метров. Глава семейства обратился с жалобой в отдел по расселению местной администрации. Ему пояснили, что власти гарантируют лишь сохранение жилой площади взамен аварийной. Об улучшении условий для нанимателя и членов его семьи речи не идет. Следовательно, при получении новой квартиры не действует правило предоставления жилья нуждающимся семьям (ст. 57 и 58 ЖК РФ). При этом администрация не нарушила закон, выделив семье квартиру с двумя, а не с одной комнатой.

Использовать право на расселение могут собственники самих квартир, если вселение производилось по условиям договора социального найма. Также проводиться переселение собственников из аварийного жилья, если оно было приватизировано. Но только при условии, что данный дом был включен в программу по расселению, а также его законно признали аварийным.

Воспользоваться данным правом могут и члены семьи арендатора по договору социального найма. Рассчитывать на участие в программе имеют право и наследники владельца данной квартиры. Но только если оформление документации было произведено во время жизни наследодателя, а на момент переселения, наследники уже вступили в права наследования.

Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.

До конца 2020 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2020 года начало происходить по новой программе.

Аварийное жильё имеет повреждения несущих конструкций, фундамента более чем на 50% и реальную опасность обрушения. Такой статус жилому дому может придать только специальная межведомственная комиссия по признанию жилья аварийным при обязательном проведении независимой экспертизы.

Действие программы рассчитано на предоставление людям, которые действительно в этом нуждаются, новой жилплощади. Нововведения позволят решить эту проблему намного быстрее и в тоже время получить квартиру семьям, особенно в этом нуждающимся, не обращаясь в банк за ипотечным займом.

Оформление права собственности производится после подписания договора мены с представителем администрации (например, главой жилищного департамента). Затем граждане обращаются в Росреестр или МФЦ и вместе с договором передают остальные документы:

Ответственность за переселение граждан из аварийных домов лежит на региональном правительстве, которое обязано утвердить адресную программу. Если переселение планируется после 1 января 2020 г., то такая программа составляется на срок до 01.09.2025 г. (в соответствии со ст. 16 ФЗ №185 от 2020 г.).

Порядок расселения аварийного дома в РФ

Само расселение осуществляется в разумные сроки – обычно от 6 месяцев до года с момента включения дома в программу. Однако иногда они могут нарушаться по разным причинам (недостаток финансирования, новый дом не достроен и т.п.). В таких случаях граждане могут потребовать предоставления денежной компенсации за аварийное жилье либо обратиться в суд.

Когда производится переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, некоторые граждане предпочитают получение компенсационной выплаты. И если стоимость квартиры собственника не устроит, то у него есть полное право на обжалование данной стоимости, как в административном порядке, так и по обращению в судебную инстанцию. Очень часто администрация равняется на кадастровую стоимость квартир, которая по нововведению в закон должна приравниваться к рыночным ценам.

Но некоторые должностные лица предпочитают брать во внимание инвентаризационную стоимость или прибегать к услугам дополнительной оценки, в итоге стоимость жилья начинает сильно снижаться.

В подобной ситуации, только обращение в судебную инстанцию поможет получить за квартиру реальную стоимость. Собственнику потребуется произвести экспертизу и суметь доказать, что реальная стоимость выше той, которую предлагают. Если дело будет выиграно, то ответчики обязаны возместить стоимость оценочных услуг.

Если собственника не устраивает предложенная цена, то он должен обжаловать ее в суде. Если же собственник покупает ветхое жилье, то оплата будет считаться, как за новую квартиру. Если же выплаченной компенсации не хватит на покупку квартиры, то собственник жилья и администрация имеют право установить долевую собственность, другими словами получить часть квартиры по договору социального найма.

Сам по себе принцип соответствия параметров жилища неновый. Как и ранее переселяемые владельцы недвижимости получают аналогичные по параметрам объекты. Единственной разницей является то, что новое жилище отвечает современным требованиям к комфорту и не представляет опасности для лиц, находящихся в нем. При желании жители смогут получить большую по площади квартиру. Такое допускается при соответствующей доплате. Последнее условие было дополнено в федеральную программу по переселению с учетом опыта московской госпрограммы по реновации.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.



Похожие записи:

Добавить комментарий