Права И Обязанности Молодого Специалиста В Школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права И Обязанности Молодого Специалиста В Школе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

___________________________________________________________________________________________________________________________
Законы РФ, регулирующие трудовые отношения работников образования

Приложение 8. Положение о молодом специалисте

раскрыть » / « свернуть

Зачетный лист молодого специалиста

Учреждение:

Ф.И.О.:

Должность:

Преподаваемый предмет, недельная часовая нагрузка

Внеклассная работа по предмету:

Классное руководство:

раскрыть » / « свернуть

1. Общие положения.

1.1. Наставничество – форма индивидуальной работы с молодыми специалистами.

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения за счет средств республиканского и (или) местного бюджета и направленный на работу по распределению.

1.2. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.

2. Цели и задачи наставничества.

2.1. Целью наставничества в учреждении образования является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

2.2. Основными задачами наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования;
  • ускорение процесса профессиональной адаптации педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

3. Организационные основы наставничества.

3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования.

3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет представитель администрации и руководитель методического объединения, в котором организуется наставничество.

3.3. Наставничество устанавливается над следующими категориями работников учреждения образования:

  • впервые принятыми на работу педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждение образования по распределению;
  • педагогами, нуждающимися в дополнительной подготовке по определенной тематике.

3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка дается во время промежуточного и итогового контроля.

4. Обязанности наставника:

Помощь государства молодым специалистам: что про это надо знать

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.

Например, в Москве для присвоения статуса молодого специалиста необходимо наличие возраста до 35 лет, а также начало педагогической деятельности не позднее, чем через три месяца после получения диплома (Постановление Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»).

В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.

Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.

К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.

В статье 47 ФЗ «Об образовании в РФ» идет речь о правах и свободах педагогов, о гарантии их реализации.

Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:

  • выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.

Для привлечения молодых педагогов в сельские местности в федеральном законодательстве закрепили определенные льготы.

Молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности или изъявившим желание переехать туда на постоянное место жительства и работать там, предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов при соблюдении в совокупности следующих условий (п. п. 1, 2, 4 Типового положения; Приложение№ 4 к Постановлению Правительства РФ N 598):

  • постоянное проживание в сельской местности;
  • работа по трудовому договору не менее года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
  • наличие собственных/заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
  • признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.

Льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать требованиям, установленным ФЗ «Об образовании в РФ», в частности п. 5 ст. 55.

На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.

К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.

Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор» и выдавать грант в размере 1 млн руб. молодым педагогам, изъявившим желание работать в сельской местности.

Насколько это реализуется на практике…

А как обстоят дела в вашем регионе?

Согласно законодательству Российской Федерации, молодым специалистом считают человека, который получил высшее образование и направляется на работу от высшего учебного заведения.

Кроме того, в образовательной сфере также встречается такое понятие. Только оно отличается по значению. Молодой сотрудник в сфере образования – это сотрудник, стаж которого менее пяти лет.

Можно считать, что молодой специалист – это сотрудник, который впервые начинает работать. Такой сотрудник только начинает набираться опыта и работать по своей специальности.

Многие фирмы заключают свой договор со специалистом такого уровня. В нем прописаны отдельные условия для сотрудников без опыта работы.

В России был разработан специальный проект, который позволяет молодому сотруднику найти работу по специальности. Эта программа помогает привлечь как можно больше студентов на работу по специальности.

Многие знают, что найти достойную работу после окончания вуза очень сложно. Предприятия не хотят предоставлять рабочие места для выпускников вузов. Для обучения нового сотрудника необходимо время и дополнительные ресурсы.

С точки зрения предприятия – это потеря убытков и рабочего времени. Проще найти сотрудника уже с опытом и не тратить дополнительные силы. Особенно это относится к жителям сельской местности.

Положение о работе с молодым специалистом

Данный проект был создан для поддержки молодого населения сельской местности. Государство предоставляет льготы для приобретения собственного жилья. Молодой работник вправе воспользоваться льготными условиями на приобретение дома или же квартиры.

Сотруднику дается возможность приобрести жилье с возможностью выплачивать его в равной сумме от пяти лет. Кроме того, необязательно покупать жилье в новостройках. Это может быть и вторичная недвижимость.

Молодым может быть сотрудник, которому еще не исполнилось 35 лет. Данный статус может получить выпускник вуза, который имеет корочку об образовании.

Такое возрастное ограничение вполне оправдано. За определенный срок работник должен выплатить необходимую сумму за приобретенное жилье.

Молодой работник обязан найти работу по специальности в течение года после окончания вуза. Причем, поиском работы необходимо заниматься самостоятельно.

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.

Например, в Москве для присвоения статуса молодого специалиста необходимо наличие возраста до 35 лет, а также начало педагогической деятельности не позднее, чем через три месяца после получения диплома (Постановление Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»).

В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.

Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В исключительных случаях статус молодого специалиста может быть продлен до шести лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре;
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.

К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.

В статье 47 ФЗ «Об образовании в РФ» идет речь о правах и свободах педагогов, о гарантии их реализации.

Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:

  • выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.

Согласно законодательству Российской Федерации, молодым специалистом считают человека, который получил высшее образование и направляется на работу от высшего учебного заведения.

Кроме того, в образовательной сфере также встречается такое понятие. Только оно отличается по значению. Молодой сотрудник в сфере образования – это сотрудник, стаж которого менее пяти лет.

Можно считать, что молодой специалист – это сотрудник, который впервые начинает работать. Такой сотрудник только начинает набираться опыта и работать по своей специальности.

Человек, который хочет попасть под программу должен подходить по следующим требованиям:

  1. Возрастное ограничение. Программа рассчитана на людей, которым не исполнилось 35 лет. Это важное условия данного социального проекта;
  2. Наличие работы в сельской местности. После окончания высшего учебного заведения, необходимо самостоятельно заняться поиском работы. Главное условие — работа в сельской местности в государственном учреждении;
  3. Не быть собственником квартиры или дома. Исключением считается наличие помещение, которое не пригодно для жизни. К ним относится складское помещение. Человек, который собирается участвовать в программе должен нуждаться в приобретении собственного жилья;
  4. Основным местом работы и проживания должно быть село.
  5. Человек должен быть трудоустроен на государственной службе: работа в сфере образования, медицине, агропромышленной сфере;
  6. Обязательно наличие стартового капитала при покупке жилья. Причем минимальный размер вклада должен составлять 30% от стоимости дома или квартиры.

При выполнении всех пунктов, можно смело принимать участие в программе «молодого специалиста».

Помимо закона «Об образовании», правовой статус учителя и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой школе. Непосредственно на своём рабочем месте права учителя определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Права, которыми обладает педагог, можно разделить на несколько категорий. Каждая из них гарантируется соответствующими законодательными и подзаконными актами федерального и регионального уровня.

Действующее законодательство предоставляет школьным педагогическим работниками ряд социальных и трудовых гарантий. Статья 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели учителей. Она учитывает их особые условия труда и составляет 36 часов. Вместе с укороченной рабочей неделей работающие в школах учителя имеют право на ежегодный оплачиваемый удлинённый отпуск.

Перечень социальных гарантий учителей определён статьёй 55 ФЗ №273. Основные виды компенсационных выплат определены Письмом Минобразования №20-58-4046/20-4 от 25.11.1998 г. В их число входят ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые учителям, находящимся на должностном окладе, на покупку учебно-методической литературы. Такой вид компенсационных выплат был предусмотрен ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 г. Они выплачиваются даже в период нахождения педагога в декретном отпуске.

Закон предоставляет педагогическим работникам право на досрочный выход на пенсию. Для этого они должны иметь не менее 25 лет педагогического стажа. Такой порядок установлен ФЗ №400, от 28.12.2003 г. Под педагогическим стажем понимается период работы на должностях, определённых специальным списком. Он утверждён Постановлением Правительства РФ №781, от 29.10.2002 г.

Положение о работе с молодыми специалистами

Для привлечения молодых кадров предусмотрен целый перечень преференций, которые имеют право получать пришедшие работать в школу специалисты. Понятие «молодой специалист» раскрыто статьёй 70 ТК РФ. Большинство предназначенных для этой категории педагогических работников преференций предоставляется регионами. Они ограничивают верхнюю планку возраста участников льготных программ.

Важным правом для многих педагогических работников, не имеющих собственного жилья, является предоставляемая государством возможность оформления льготной ипотеки. Она предоставляется по минимальной процентной ставке. Воспользоваться ею могут педагоги, работающие в сельской местности. Предельный возраст претендентов на льготную ипотеку не должен превышать 35 лет.

Дополнительные гарантии молодым специалистам предоставляются в соответствии с заключенными отраслевыми соглашениями, коллективными договорами, принятыми на уровне организации локальными нормативными актами и устанавливаются с учетом финансовых возможностей работодателя.

В действующем Федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, далее ТК, Федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится такого понятия, как «молодой специалист».
Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов.
Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.
При этом единых критерий, позволяющих отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор нет.
В ТК (статья 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».

Нанимателю в каждом конкретном случае следует выяснить, какие конкретные пункты правил по охране труда нарушены работником и что именно эти нарушения явились причиной увечья или смерти других работников. По п.9 ст.42 ТК могут быть уволены как должностные лица, так и другие работники (в т.ч. и специалисты), постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством и на которых лежала обязанность по соблюдению правил по охране труда. Важное значение имеет установление причинной связи между нарушением правил по охране труда и наступившими последствиями. Например, если правилами (инструкциями) или специальным распоряжением на работника непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном участке, а работник в результате действия, бездействия или ненадлежащего действия нарушил правила пожарной безопасности, что повлекло увечье или смерть других работников, наниматель может расторгнуть с ним трудовой договор по п.9 ст.42 ТК. При этом не имеет значения, привлекался ли работник за нарушение правил охраны труда к уголовной ответственности. Расторжение трудового договора по п.9 ст.42 ТК должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных в ст. ст.43, 46, 198— 200 ТК.

Многие специалисты во время обучения работают: кто летом, кто во время учебы. Все эти периоды работы, а также производственная практика на оплачиваемых рабочих местах и должностях засчитывается в непрерывный трудовой стаж независимо от продолжительности перерывов. Иногда бытует мнение, что работа студента во время учебы — это работа по совместительству, а как известно, она в трудовой стаж не засчитывается. Это распространенное мнение является ошибочным. Работа во время обучения не является совместительством. Поскольку обучение в учебном заведении не является трудовым правоотношением, мы имеем лишь один трудовой договор.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

«В нашей компании существует специальное положение о молодых специалистах, — рассказывает программист Анатолий. — В соответствии с документами, которые подписал, сначала я получал 5%-ную прибавку к зарплате за первый год работы, потом — 10% за второй год. Были и другие премии».

-на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами главы администрации и управления образования города;-принимать участие в мероприятиях, проводимых Советом молодых педагогов города;- участвовать в управлении системой образования города;- на методическую, правовую и психологическую помощь;- на повышение квалификации;- обратиться за помощью к Совету молодых педагогов города в решении вопросов, входящих в его компетенцию;- иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Молодым специалистом в образовательном учреждении является лицо, имеющее документ о высшем или средне-специальном образовании в течении 3-х лет с момента окончания учебного заведения по очной форме обучения и работающего по полученной специальности на основании трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

В связи с вышеизложенным, был определен перечень документов, подлежащих разработке. На рис. 21 представлены разработанные в рамках проекта документы с указанием их адресации субъектам профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов.

Подзаконными актами, нуждающимися в разработке и принятии, являются Приказы областного Министерства образования и науки

  • об утверждении Положения о наставнике молодого специалиста в учреждениях общего образования;
  • об организации сетевого взаимодействия в региональной системе образования.

Структура Положения об утверждении Положения о наставнике молодого специалиста в учреждениях общего образования, по нашему мнению, должна иметь следующий вид.

  1. Общие положения
  2. Цели и задачи работы наставника молодого специалиста
  3. Организационные основы работы наставника молодого специалиста
  4. Права и обязанности наставника молодого специалиста
  5. Права и обязанности молодого специалиста
  6. Регламент работы наставника молодого специалиста
  7. Руководство работой наставника молодого специалиста
  8. Описание работы наставника молодого специалиста
  9. Документация в работе наставника молодого специалиста
  10. Оценка эффективности работы наставника молодого специалиста.

Например, действующая редакция Постановления Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2021 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы» содержит следующие условия для присвоения статуса молодого специалиста:

Многие регионы России устанавливают для медиков, устроившихся на работу в учреждения здравоохранения в сельской местности, дополнительные меры поощрения. Так, законодательство Псковской области включает в список и представителей среднего медицинского персонала, назначив им единовременные выплаты помимо предусмотренных федеральным законодательством:

Поэтому, студенты, получившие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в очной (вечерней) и заочной формах обучения не могут являться молодыми специалистами, молодыми служащими (рабочими).

ОТВЕТ: В законодательстве Республики Беларусь не дано легального определения понятию «молодой специалист», равно как и понятию «молодой рабочий (служащий). Однак на основании анализа ч.13 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании», можно заключить, что молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) признаются выпускники учреждений образования, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленные на работу по распределению.

В «Общих положениях» устанавливается нормативно-правовая база, положенная в основу разработки документа, определяются цели разработки и введения в действие Положения, сфера его применения в организации.

При разработке Положения следует принять во внимание существующую нормативно-правовую базу федерального, регионального и отраслевого уровней, в т.ч.:

  • Конституцию РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  • Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 «О молодежи»;
  • Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 — 2012 годы (утв. Минздравсоцразвития России 14.12.2009, Профсоюзом работников здравоохранения РФ 15.12.2009);
  • Постановление Правительства Москвы от 10.08.2010 N 683-ПП «О дополнительных мерах по профессиональной адаптации молодых специалистов в городе Москве» (вместе с Положением о Московском городском совете молодых ученых и специалистов, Положением о городском ежегодном конкурсе «Молодые таланты Москвы);
  • Постановление Правительства МО от 07.04.2010 N 202/14 «О предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан РФ, проживающих в сельской местности, и по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с долгосрочной целевой программой МО «Развитие сельского хозяйства МО на 2009 — 2012 годы»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года»;
  • Постановление губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-пг «О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам — работникам образовательных учреждений ЛО» (ред. от 30.12.2009);
  • Постановление правительства Ленинградской области от 07.04.2008 N 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в ЛО»;
  • Приказ Департамента культуры г. Москвы от 04.02.2008 N 77 «О применении статуса «молодой специалист» в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.03.2008 N 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.07.2009 N 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;
  • Приказ Департамента образования г. Москвы от 08.10.2004 N 2-27-20 «О реализации Постановления Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»;
  • другие документы.

Права молодых работников: юридический ликбез

Статус молодого специалиста определяет совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника образовательного учреждения профессионального образования со дня заключения трудового договора с работодателем.

В этой связи возникает вопрос: кто попадает под категорию «молодой специалист»? На сегодняшний день российское трудовое законодательство не содержит определения «молодой специалист». Организациям предоставляется практически полная нормотворческая свобода в данном вопросе. Для определения статуса «молодого специалиста предприятия» следует регламентировать:

  • возрастные ограничения для отнесения работника к категории «молодой специалист». Как правило, в документах упоминается возраст до 30 (35) лет;
  • условие о наличии диплома об окончании образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования (имеющего государственную аккредитацию или нет, решать работодателю. В документах организаций чаще используется ссылка на государственную аккредитацию образовательного учреждения);
  • другие условия (например, о том, что это работник, впервые поступающий на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, или о том, что это работник, принятый на работу на основе договора о целевой подготовке специалиста, и т.п.).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый молодой специалист, равно как и работник другой категории, имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, право распоряжения своими способностями к труду, выбора профессии и рода занятий, а также право на защиту от безработицы.

В этой связи в Положении могут быть отмечены следующие права молодого специалиста предприятии:

  • право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей;
  • право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
  • право на отдых, обеспечиваемый установленной предельной продолжительностью рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных и других отпусков;
  • право на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности и в иных установленных законом случаях;
  • право на правовую защиту своих трудовых прав.

Как и любой другой работник, молодой специалист предприятия обязан:

  • выполнять требования трудового законодательства Российской Федерации, правил внутреннего трудового распорядка и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов;
  • соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда и технике безопасности;
  • добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  • бережно относиться к имуществу Компании;
  • своевременно и точно исполнять письменные и устные приказы и распоряжения администрации Компании;
  • проявлять творческую инициативу, участвовать в разработке и внедрении рационализаторских предложений;
  • изучать научно-техническую литературу, новую технику и современные технологии в целях совершенствования своего профессионального уровня;
  • устранять выявленные недостатки в своей работе;
  • проявлять стремление к выполнению сложной и ответственной работы;
  • соблюдать общепринятые и корпоративные морально-этические нормы деловых и межличностных взаимоотношений;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные локальными нормативными актами Компании.

В Положении следует отметить, что круг обязанностей молодого специалиста определяется на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, должностных инструкций и положений о структурных подразделениях организации, а также других инструкций и положений.

Также в данном разделе можно указать основные принципы, которыми должны руководствоваться молодые специалисты предприятия в своей трудовой деятельности. Среди них можно отметить:

  • приложение максимума усилий для приобретения и развития профессиональных знаний и навыков;
  • ответственное выполнение поставленных производственных задач, соблюдение производственной и трудовой дисциплины, точность и аккуратность при исполнении порученной работы;
  • стремление овладеть смежными профессиями для обеспечения оптимальной организации трудового и производственного процессов;
  • проявление инициативы в поиске новых технических и организационных решений, направленных на повышение эффективности работы организации;
  • уважительное отношение к традициям и истории организации, страны; участие в развитии корпоративной культуры, умение взаимодействовать с другими работниками и руководством, решать проблемы объективно и бесконфликтно, строить взаимоотношения на основе уважения к личности, обеспечивать благоприятный климат в трудовом коллективе.

В разд. 3 Положения могут быть предусмотрены и иные обязанности молодого специалиста предприятия. Например, условия возврата денежных средств в особых случаях — если молодой специалист до окончания срока работы, предусмотренного трудовым договором, а при отсутствии определенного срока — до истечения определенного срока (например, трех лет) работы на предприятии, уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством РФ явились основанием прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

В заключении можно указать:

  • вступление документа в силу (например, настоящее Положение вступает в силу с момента его подписания);
  • сфера действия Положения (например, действие настоящего Положения распространяется на всех молодых специалистов, работающих в Компании);
  • ответственность за выполнение Положения (например, ответственность за реализацию Положения возлагается на службу управления персоналом и руководителей структурных подразделений Компании);
  • срок действия документа (например, настоящее Положение действует с момента его утверждения и до замены новым (или отмены)).

Единого, общепринятого определения понятия «молодой учитель» или «молодой специалист» в федеральном законодательстве не утверждено. Соответствующие формулировки принимаются на региональном уровне. Обычно молодым учителем считается сотрудник, который:

  • имеет высшее педагогическое образование;
  • не имеет стажа на других позициях (т.е. пришел в школу сразу после окончания вуза либо некоторое время спустя – например, после армии);
  • не старше 30-35 лет (в зависимости от региона);
  • работает именно в государственной/муниципальной школе (в частных организациях могут быть свои привилегии).

Статус молодого учителя сохраняется в течение первых 2-3 лет его работы (опять же зависит от региональных особенностей). Причем в этот срок не включается несколько периодов:

  1. срочная армейская служба (призыв);
  2. время, потраченное на обучение в аспирантуре (форма очная);
  3. время, потраченное на получение дополнительного образования либо на стажировку (в том числе по обмену, в другой регион или страну);
  4. декретный отпуск.

Правила, устанавливающие требования к молодым специалистам, общие для всех городов и районов в пределах 1 субъекта РФ. Однако в разных районах могут быть дополнительные программы поддержки.

Например, если на селе не хватает педагогов, администрация в отдельных случаях готова предоставить земельный участок, подъемные деньги, 1 млн. руб.

и другие меры поддержки.

Обратите внимание! Учителя не относятся к служащим, поэтому их привилегии отличаются от льгот для госслужащих. Конкретный список пособий и других прав может менять ежегодно, в зависимости от регионального законодательства.

Наряду с единовременной выплатой молодым учителям предоставляют и ежемесячную доплату к окладу в размере 20%-50%, в зависимости от субъекта России.

Эта сумма рассчитывается от размера ставки. Она также увеличивается на районный коэффициент (при его наличии).

Предоставлять отчет о том, куда были потрачены подъемные и надбавка, не нужно, поскольку эти деньги нецелевого назначения.

Скидка на оплату за проезд в черте города предоставляется только в некоторых регионах. Например, в Москве молодой учитель может купить проездной со скидкой 50%. А в Санкт-Петербурге сотрудники получают компенсацию трат на проезд также в размере 50% (в денежном эквиваленте).

Для учителей, работающих в городах, в некоторых регионах действует льготная ипотека. В рамках этого предложения правительство региона готово предоставить сниженную процентную ставку, субсидию на первоначальный взнос или даже помощь в погашении основного долга (заемщик оплачивает только проценты).

Например, в 2021 г. Южный федеральный университет начал проводить эксперимент, благодаря которому учителя получат служебное жилье или право на льготную ипотеку. Аналогичные эксперименты периодически проводятся и в других регионах.

Жилье может быть предоставлено только в сельской местности в виде:

  • участка для ИЖС на праве безвозмездного пользования (после постройки дома земля, как и здания на ней, переходят в собственность гражданина);
  • служебной квартиры (бесплатное проживание в течение всего срока работы, при этом квартирант вносит все коммунальные платежи);
  • место в общежитии;
  • 1 млн. руб. или иная сумма для покупки/строительства дома в сельской местности.

Прежде чем переходить к вопросу предоставления молодым специалистам льгот, необходимо разобраться, кто к таковым относится. Здесь имеются в виду выпускники, недавно получившие диплом среднего профессионального или высшего учебного заведения педагогической направленности. Но это не все – необходимо также соответствовать следующим обязательным критериям:

  1. Образовательное учреждение, диплом которого был получен, должно пройти государственную аккредитацию, а диплом об окончании обучения должен соответствовать стандартам государственного образца.
  2. Выпускник должен был обучаться на очном отделении за счет федерального бюджета. Те, кому пришлось оплачивать свое обучение в ВУЗе, также относятся к молодым специалистам, но факт оплаты образования лишает их ряда социальных льгот.
  3. Молодой специалист обязан трудиться в соответствии с полученной специальностью (в школе) и начать трудовую деятельность не позднее чем спустя 12 месяцев после получения диплома.
  4. Как только пройдет 3 года с момента начала преподавательской деятельности, молодой специалист утратит свой статус и перестанет получать льготы. В эти 3 года не будут включены:
    • период армейской службы по призыву;
    • время пребывания в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком;
    • период обучения в аспирантуре по очной форме;
    • прохождение стажировки и получение дополнительного образования.

Если молодой специалист находит работу по специальности, школа должна принять его без испытательного срока.

Трудовой кодекс устанавливает для работников педагогической сферы сокращенную трудовую неделю продолжительностью всего 36 часов вместо привычных прочим сотрудникам 40 часов. Из этих 36 часов на уроки с учениками уходит только 18 часов – вторая половина времени отдается внеаудиторной работе и подготовке к следующим урокам.

Продолжительность трудового дня определяется внутри учебного заведения – это зависит от особенностей процесса обучения школьников.

Преподаватели имеют право и на более длительный ежегодный отпуск – 42-56 дней, предоставляемый в летнее время, в период летних каникул. Если директор школы позволяет, то можно перенести часть выходных на другое время года, тоже на период каникул. Учитель может и не использовать отпуск полностью – можно просить о выплате компенсации за каждый неиспользованный день отдыха свыше положенных по закону 28 дней.

Дополнительные гарантии и льготы для молодых специалистов

Социальные льготы молодым специалистам устанавливаются на уровне региона, поэтому для уточнения информации следует обратиться в местную Администрацию.

Молодым специалистам полагаются так называемые подъемные выплаты – финансовая поддержка за трудоустройство в государственные школы в течение первых 12 месяцев после выпуска из ВУЗа. Размер выплаты будет варьироваться в зависимости от региона расположения школы, но, как правило, в сельской местности суммы значительно больше.

Многие банки готовы пойти навстречу молодым специалистам и предоставить им возможность оформления ипотечного займа на льготных условиях. Ставка может составить 8,5%, тогда как на общих условиях она равнялась бы 12-14%. При этом нужно соответствовать ряду условий:

  • быть не старше 35 лет;
  • иметь возможность внести первоначальный взнос в размере как минимум 10% от общей стоимости квартиры;
  • иметь заработок, которого было бы достаточно для погашения ежемесячных платежей;
  • иметь трудовой стаж по специальности как минимум 3 года, из которых на последнем рабочем месте необходимо отработать как минимум 1 год;
  • заключить договор со школой на срок не менее чем на 3 года;
  • трудиться в государственном школьном учреждении.

Молодой специалист может узнать в местной Администрации и у директора школы, в которую он устроился работать, на какие жилищные льготы он имеет право. Вероятно, ему предложат:

  • проживание в служебной квартире при переезде в сельскую местность в период работы в школе (зачастую квартиру можно затем выкупит по льготной цене);
  • комнату в общежитии при трудоустройстве в городской школе;
  • ссуду или субсидию на приобретение квартиры или дома;
  • земельный участок по строительство индивидуального жилого дома;
  • жилье из муниципального жилищного фонда.
ст. 70 ТК РФ Про испытания при приеме на работу
ст. 129 ТК РФ О заработной плате, доплатах и надбавках

Ошибка: Молодой специалист, устроившийся на работу в коммерческую частную школу, претендует на получение подъемных выплат.

Комментарий: Подъемные выплаты предназначены исключительно тем молодым специалистам, кто устроился на работу в государственную школу.

Ошибка: Выпускник педагогического ВУЗа претендует на подъемные выплаты, устроившись на работу в школу спустя 3 года после получения диплома.

Комментарий: Одним из условий получения подъемных выплат является трудоустройство в первый год после выпуска из учебного заведения.

К молодым специалистам относятся граждане РФ не старше 35 лет, впервые поступившие на работу сразу после окончания высшего или среднего учебного заведения и работающего по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания учебного заведения.

[2]

Иногда некоторые организации в своих локальных нормативных актах к молодым специалистам относят и лиц, впервые поступающих на работу, независимо от имеющегося у них образования, не старше 30 — 35 лет или лиц указанного возраста, направленных на обучение самим работодателем. Также работодателем могут устанавливаться дополнительные критерии, например, по форме обучения.

Таким образом, отраслевыми соглашениями и локальными нормативными актами работодателя могут уточняться критерии отнесения к молодым специалистам.

Права И Обязанности Молодого Специалиста В Школе

Льготы и выплаты молодым учителям предоставляются при соблюдении некоторых условий:

  • возраст до 35 лет;
  • трудоустройство по специальности сразу же после окончания вуза (некоторые региона, к примеру, устанавливают трехмесячный срок для получения единовременной выплаты);
  • заключение трудового договора на срок не менее трех лет;
  • определенный стаж по педагогической профессии – для льготной ипотеки.

Согласно постановлению правительства государства Российской Федерации был составлен проект, который указывал на выплату молодому специалисту в течение первого места со дня принятия его на рабочее места и подписания договора. Данные выплаты называются подъемными. Они зависят от специальности и места работы. Задача данного проекта заключается в привлечении специалистов для их устройства по полученной специальности.

Дополнительной льготой, которая предоставляется специалистам, является программа по предоставлению жилья. Чтобы быть претендентом, необходимо отработать в одной организации в течение пяти лет. Более проще этой программой воспользоваться специалистам, которые остались работать в сельской местности.

Выплаты осуществляются работодателем, который предоставил выпускнику место работы. То пособие, которое направлено на поддержку, не облагается налогами. Важным условием получения выплат является обязательная работа по полученной специальности.

Чтобы стать обладателем жилья на льготных условиях, потребуется к нужному пакету документов добавить бумагу, подтверждающую вашу нужду в жилой площади.

Чтобы претендовать на выплату подъемных нужно прийти к работодателю и написать заявление. Далее ваш работодатель создает специальный приказ о выплатах и сообщает вам об этом. Внимательно ознакомившись с приказом, специалист должен подписать его.

Чтобы все прошло безошибочно работодатель должен приложить к написанному заявлению следующее: копию диплома о законченном образовательном учреждении и копию трудовой книжки, заверенную у нотариуса. В трудовой книжке обязательно должна стоять дата, когда сотрудник приступил к работе.


Похожие записи:

Добавить комментарий