Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УК РФ Статья 319. Оскорбление представителя власти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
- Решение Верховного суда: Определение N 85-УД16-11, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Калужским районным судом Калужской области по п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года; 2) 10 июля 2009 г. мировым судьей судебного участка № г. Калуги по ст. 319 УК РФ к обязательным работам на срок 180 часов; 3) 10 февраля 2010 г. Калужским районным судом Калужской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы, в соответствии со ст. 70 УК РФ к 7 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима…
- Решение Верховного суда: Постановление N 82П14, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, надзор Он же по приговору Североморского городского суда Мурманской области от 8 августа 2005 года признан виновным в публичном оскорблении представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей и осужден по ст. 319 УК РФ за совершение тех же самых действий, за которые ранее был привлечен к ответственности в рамках административного судопроизводства, то есть дважды понес наказание…
- Решение Верховного суда: Определение N 89-Д13-20, Судебная коллегия по уголовным делам, надзор Постановлено считать Ляумана Д.П. условно-досрочно освобожденным по этому приговору 11.09.2007 г. на 1 год 11 месяцев 13 дней; — по приговору от 20.05.2010 г. постановлено считать Ляумана Д.П осужденным по ст. 319 УК РФ (в редакции от 7.12.2011 г.), по которой назначено 5 месяцев исправительных работ с удержанием 15 % заработка в доход государства…
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
1. В целом о характеристике потерпевшего см. комментарий к ст. 318 УК. Однако надо иметь в виду, что потерпевшими по рассматриваемому составу преступления не могут быть близкие представителя власти. Ответственность за их оскорбление наступает по нормам Кодекса об Административных Правонарушениях. Оскорбление судьи, прокурора и др. в связи с проявленным неуважением к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона преступления характеризуется публичным оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление должно быть публичным. Публичность имеет место тогда, когда:
— оскорбительные действия совершаются в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представляемому потерпевшим (в противном случае не происходит умаления авторитета органа власти в глазах граждан);
— результаты действий, имеющих оскорбительный характер, доведены до сведения неопределенного круга лиц (публики).
Например, публичным признается оскорбление в общественных местах, с использованием средств массовой информации. Оскорбительные рисунки и подписи к ним, тексты подобного же характера также признаются публичным оскорблением.
При отсутствии признака публичности (т.е. при обстоятельствах, исключающих умаление авторитета государственной власти) ответственность наступает на общих основаниях.
Оскорбление представителя власти должно быть совершено при исполнении им своих обязанностей.
3. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. К числу обязательных ее признаков относятся мотив и цель преступления.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Действие статьи распространяется только на самого государственного или муниципального служащего. Оскорбление сотрудников судебных органов выделено в отдельный состав преступления.
Представитель власти:
- является должностным лицом, служащим в правозащитных или надзорных органах;
- обладает распорядительно-властными полномочиями не только по отношению к работающим под его началом, но и по отношению к другим лицам, не находящимся у него в подчинении.
Военнослужащие к данной категории не относятся, но для них тоже предусмотрена отдельная норма Уголовного кодекса.
На супругов, детей и прочих родственников чиновников, военнослужащих и судей данные нормы уголовного законодательства не распространяются. В случае унижения чести и достоинства рядовых граждан действует уже административная, а не уголовная ответственность.
По уголовному закону наказанию за данное преступление подлежит человек, достигший шестнадцатилетнего возраста. Если данное деяние было совершено лицом, не достигшим указанного возраста, то по 319 статье оно квалифицироваться не будет. К такому нарушителю будут применены меры воспитательного воздействия.
Каков объект посягательства данного преступления?
Разделяют виды преступлений:
Первый вид – это объект общего характера. Под ним понимается весь комплекс отношений, позволяющих социуму нормально функционировать. Ни одно общество не может полноценно существовать и развиваться, если в нем не обеспечены права и свободы человека и гражданина, не защищаются различные формы права собственности и окружающая природная среда, не поддерживается порядок в обществе и безопасность, не является нерушимым конституционный строй.
Общий объект, соответственно, прописан в статье 2 Уголовного кодекса (в части 1).
Родовым объектом преступления является сфера схожих общественных отношений, пострадавшая от совершенного деяния.
Видовой объект уже предполагает группу сходных социальных отношений, которые преступлением был нанесен ущерб. Относительно рассматриваемой статьи, таким видовой объектом будут общественные отношения, обеспечивающие нормальный порядок управления. Собственно, видовой объект прописан в названии конкретной главы Уголовного кодекса, к которой относится статья, то есть это группа преступных деяний, посягающих на порядок осуществления управления государством.
ВНИМАНИЕ !!! Что касается непосредственного объекта, то им выступают престиж и влияние, федеральные и местные органы власти. Дополнением уже выступают социальные взаимоотношения, находящиеся под контролем защиты представителя власти его достоинства и чести.
Общественная опасность данного преступления выражается оскорблениями власти в целом, снижается авторитет представителей властных структур в глазах граждан нашего государства.
Умысел в данном деянии, чаще всего, прямой. Потому что действия направлены именно против лица, облеченного властью, в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. И преступник желает наступления вредных последствий своего деяния, т.е. умаления авторитета данного должностного лица.
Но и при косвенном умысле, когда преступник совершает оскорбительные действия и относится с безразличием к их результату, тоже возможно применение наказания.
- Трудовое право
- Как оспорить необоснованный отказ в приеме на работу?
- Могут ли уволить, если есть ипотека?
- Могут ли уволить по выходу из декретного отпуска?
- Возможно ли в судебном порядке доказать факт трудовых отношений, если трудовой договор не был оформлен?
- Пошаговая инструкция регистрации ООО: подготовка документов онлайн
- Работодатель нарушает трудовой кодекс: куда жаловаться?
- Что делать, если работодатель удерживает зарплату?
- Можно ли оспорить увольнение за прогулы?
- Что делать, если на работе задерживают зарплату и как написать претензию?
- Как в суде доказать свой трудовой стаж для получения пенсии?
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Запрещается кого-либо оскорблять, независимо от пола, возраста, национальности или социального статуса гражданина. Оскорбление личности влечет за собой административное наказание по статье 5.61 КоАП РФ, а оскорбление представителя власти — уголовную ответственность по статье 319 УК РФ.
Оскорблением личности считают унижение чести и достоинства человека, выраженное в грубой и неприличной форме. При этом не имеет значения, где оскорбили гражданина — в публичном месте или в личной беседе. В любом случае обидчик должен быть наказан.
Обратите внимание!
Оскорбление представителя власти подразумевает унижение человека во время исполнения своих служебных обязанностей. За такое нарушение наказание будет более строгим.
УК РФ Статья 319. Оскорбление представителя власти
Понятие представителя власти дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 года. Представителями властных структур принято считать лица, которые:
Вас консультируют лучшие квалифицированные юристы Бесплатно: Наши адвокаты оказывают бесплатную первичную консультацию по любым юридическим вопросам. 90% процентов дел решаются одной бесплатной консультацией. Круглосуточно: Задайте вопрос юристу по недвижимости в онлайн-чате, либо позвоните по телефону горячей линии круглосуточно и без выходных
- осуществляют законодательную, исполнительную или судебную деятельность;
- работают в государственных, надзорных или контролирующих органах и наделены определенными служебными полномочиями: сотрудники МВД, работники налоговой службы, таможни.
Преступлением будут считать сам факт оскорбления должностного лица. При этом учитывается, исполняет ли он в данный момент свои служебные обязанности. Обидчика могут наказать, если он является вменяемым, дееспособным и если ему больше 16 лет.
Обратите внимание!
Оскорбление считают умышленным злодеянием. Это значит, что нарушитель сделал это намеренно, чтобы оскорбить или унизить человека.
Оскорбления могут быть выражены как в устной, так и в письменной форме. Например, устно — на публичном мероприятии или в общественном месте, а письменно — в соцсетях, в газете.
При нарушении закона, на обидчика составляют судебный акт, в котором указывают место, время и обстоятельства произошедшего конфликта. Также отмечается:
- кто нарушитель;
- кого оскорбили — ФИО, должность;
- находился ли пострадавший при исполнении в момент конфликта;
- какие именно действия или высказывания пострадавший посчитал за оскорбление.
За оскорбление представителя власти можно понести уголовную ответственностью. Меры наказания за подобные преступления прописаны в статье 319 Уголовного Кодекса РФ:
- штраф до 40 000 рублей;
- штраф в размере дохода на нарушителя за период до трех месяцев;
- до 360 часов обязательных работ;
- до одного года исправительных работ.
Обязательные работы осужденный выполняет в свободное время. Это бесплатные и общественно полезные работы.
Для исправительных работ нарушителю выбирают место, где он будет выполнять малооплачиваемый труд: дворник, грузчик и т.д. В данном случае осужденному положена зарплата. По статье 50 УК РФ от 5 до 20 % этого дохода будет идти в государственный бюджет. Процент отчислений зависит от решения суда.
Обратите внимание!
К исправительным работам могут приговорить как неработающего, так и работающего человека.
В обоих случаях работы являются обязательными, т.к. это решение суда. Отказаться от них нельзя. Если осужденный будет уклоняться от наказания, его могут приговорить к принудительным работам или лишению свободы.
По закону обязательные и исправительные работы нельзя назначить:
- инвалидам 1 и 2 группы;
- беременным женщинам;
- женщинам с детьми до 3 лет;
- военнослужащим по призыву;
- военным, проходящим службу по контракту.
Обратите внимание!
К ответственности не могут привлечь гражданина, если ему нет 16 лет.
В российском законодательстве есть отдельная статья, которая предусматривает наказание за применение насилия в отношении представителя власти — ст. 318 УК РФ. В данном случае рассматривается посягательство не только на само должностное лицо, но и на кого-либо из его родственников.
Если в отношении представителя власти или его родственников было применено насилие не опасное для жизни и здоровья, то нарушитель может получить:
- штраф до 200 000 рублей;
- штраф в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- до 5 лет принудительных работ;
- до 6 месяцев ареста;
- до 5 лет лишения свободы.
Обратите внимание!
Данные санкции применяют также в случае угрозы насилия, а не его совершения.
Если причиненное насилие считается опасным для жизни, то преступник может получить до 10 лет лишения свободы.
Оскорбление представителя власти: ответственность по уголовному кодексу РФ
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
Постановление ЕСПЧ от 03.10.2017
12. Заявительница, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не прекращала агрессивно вести себя даже после того, как сотрудники милиции предупредили заявительницу о незаконном характере ее поведения. Поскольку действия заявительницы представляли собой публичное оскорбление представителя власти, деяние, наказуемое в соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), П. и Т. попросили заявительницу проследовать за ними в отделение милиции для составления протокола. Заявительница отказалась подчиниться этому требованию, и они взяли ее за руки, чтобы посадить ее в милицейскую машину. Заявительница оказала сопротивление и попробовала упасть на колени. В этот момент Ф. выбежал из дома и ударил одного из милиционеров ногой в живот. П. и Т. были вынуждены пресечь агрессию со стороны Ф., применив к нему физическую силу и надев на него наручники. Затем они отвезли Ф. в отделение милиции.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N АПЛ18-241
Давояна Артура Мнацакановича, родившегося … года в г. … Республики … , обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 319, 318 ч. 1 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ситникова Ю.В., выступление обвиняемого Давояна А.М., его защитника Поддубного С.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы, выступление прокурора Гуровой В.Ю. об отсутствии оснований для отмены и изменения судебного решения, Апелляционная коллегия
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 04.06.2019 N 56-АПУ19-9
1. 15 декабря 2014 года по ст. 318 ч. 1, ст. 319 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год;
2. 6 июля 2016 года по ст. 158 ч. 2 п. п. «б», «в», ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 2 п. «б» УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года;
Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2019 N 67-АПУ19-5
Колчунов Алексей Игоревич, … , судимый 30 апреля 2014 года по ст. 319, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам лишения свободы и штрафу в размере 1 000 рублей, освобожден 29 апреля 2016 года по отбытию наказания,
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 14.10.2019 N ДК19-65
В нарушение положений статей 259, 312, 390 и 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по 2 уголовным делам — дело N 1-52/2008 по обвинению Ч. по статье 319 Уголовного кодекса Российской Федерации и дело N 1-2/2009 по обвинению К. и К. по части 1 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации — отсутствует информация об исполнении судебных актов, а также установлено отсутствие протоколов судебных заседаний, не рассмотрены заявления о выплате вознаграждения адвокатам, дела не пронумерованы и не подшиты, справочные листы не заполнены.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
1. Потерпевшими являются представители власти, включая представителей власти, осуществляющих предварительное расследование.
2. Объективная сторона выражается в публичном оскорблении потерпевшего при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
3. Оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не являющегося сотрудником того органа, в котором осуществляет свои должностные обязанности потерпевший.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Если оскорбление наносится в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние квалифицируется по ст. 130 УК РФ.
Адвокат по ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти)
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Справка
По приговору мирового судьи судебного участка N 1 Альметьевского района г. Альметьевска Республики Татарстан от 16 сентября 2004 г. Галявиев, ранее судимый по п. «з» ст. 102 УК РСФСР, условно-досрочно освобожденный на четыре года десять дней, осужден по ст. 319 УК РФ к исправительным работам сроком на один год с удержанием 10% заработка в доход государства. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено наказание один год один месяц лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По приговору Альметьевского городского суда Республики Татарстан в апелляционном порядке приговор изменен, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров Галявиеву окончательно назначено четыре года один месяц лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан приговор изменила, наказание, назначенное Галявиеву по ст. 319 УК РФ, смягчила до 3 тыс. рублей штрафа в доход государства, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначила четыре года десять дней лишения свободы со штрафом в размере 3 тыс. рублей в исправительной колонии строгого режима, в соответствии с ч. 2 ст. 71 УК РФ постановила наказания в виде штрафа и лишения свободы исполнять самостоятельно.
Президиум Верховного Суда Республики Татарстан приговор и кассационное определение оставил без изменения.
В надзорной жалобе, поданной в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, Галявиев указал, что он осужден незаконно по ст. 319 УК РФ, просил о пересмотре судебных решений, так как после условно-досрочного освобождения он трудился на заводе и никаких правонарушений не допускал, но это судом во внимание принято не было.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 ноября 2006 г. все принятые судебные решения отменила, а дело прекратила, указав следующее.
Галявиев признан виновным в публичном оскорблении представителя власти, исполнявшего свои должностные обязанности, при следующих обстоятельствах.
Находясь в состоянии алкогольного опьянения, Галявиев в дежурной части медицинского вытрезвителя УВД г. Альметьевска в присутствии Тарасовой и Макаровой оскорблял грубой нецензурной бранью дежурного инспектора медицинского вытрезвителя младшего лейтенанта милиции Хазиева, находившегося в форменной одежде при исполнении служебных обязанностей и оформлявшего учетную документацию для помещения Галявиева в палату для вытрезвления.
Мировой судья в обоснование своего вывода о виновности Галявиева в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей сослался в приговоре на показания потерпевшего Хазиева о том, что в дежурной части медицинского вытрезвителя во время составления документа на помещение туда Галявиева последний в состоянии алкогольного опьянения в присутствии других лиц стал оскорблять его нецензурной бранью, на показания свидетелей Макаровой и Тарасовой, подтвердивших указанное обстоятельство, а также на показания самого Галявиева в судебном заседании, из которых следует, что он оскорблял нецензурной бранью сотрудника милиции Хазиева.
Однако, правильно установив фактические обстоятельства дела, судья при квалификации действий Галявиева по ст. 319 УК РФ дал им неверную правовую оценку.
Согласно ст. 319 УК РФ уголовная ответственность наступает за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
По смыслу указанного уголовного Закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.
Вместе с тем, как видно из приговора, оскорбления в виде грубой нецензурной брани в адрес сотрудника милиции Хазиева высказаны осужденным, находившимся в состоянии алкогольного опьянения, в помещении медицинского вытрезвителя лишь в присутствии Макаровой — санитарки медицинского вытрезвителя и Тарасовой — фельдшера того же вытрезвителя, при отсутствии там других лиц.
В приговоре не приведены объективные данные, свидетельствующие о том, что Галявиев высказывал оскорбления, унижающие честь и достоинство потерпевшего, желал сделать их достоянием многих лиц с указанной выше целью. Отсутствуют они и в материалах дела.
При таких обстоятельствах в действиях Галявиева отсутствует признак публичности, что исключает его ответственность по ст. 319 УК РФ.
В действиях Галявиева содержатся признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ, однако в связи с отсутствием в материалах уголовного дела заявления потерпевшего о привлечении осужденного к уголовной ответственности в порядке частного обвинения за это преступление действия осужденного не могут быть переквалифицированы на этот уголовный закон.
Поэтому все принятые по данному делу судебные решения подлежат отмене, а дело — прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии Галявиева состава преступления.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2006 г. N 11-Д05-103 «Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) возможна только при наличии признака публичности» (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль 2007 г.
1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере государственной власти и порядка управления; дополнительный — отношения в сфере охраны чести и достоинства представителей власти;
2) объективная сторона: оскорбление (то есть унижение чести и достоинства) представителя власти, совершенное в связи с исполнением им своих служебных полномочий (при исполнении, во время исполнения). Оскорбление может выражаться как словесно (с высказыванием устно, посредством средств связи или письменных сообщений, но обязательно публично, то есть с умыслом донести до нескольких лиц), так и жестами (плевок, пощечина, срывание знаков отличия, снятие головного убора и тому подобное);
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо совершает активные действия, желая оскорбить представителя власти. Одним из обязательных элементов субъективной стороны является мотив — в связи с осуществлением лицом своих должностных обязанностей (совершенные непосредственно во время их исполнения потерпевшим).
2. Применимое законодательство:
1) ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (гл.2 — состав Правительства РФ и порядок его формирования);
2) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (гл.2 — основы статуса судей в РФ);
3) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1 — местное самоуправление, гл.6 — органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления);
4) ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 2 — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей РФ);
5) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (раздел 2 — система и организация Прокуратуры РФ);
6) ФЗ «О полиции» (гл.6 — правовое положение сотрудника полиции, гл.7 — служба в полиции);
7) ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ст. 16 — сотрудники органов ФСБ, ст. 16.1 — служба в органах ФСБ);
8) ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 1 — служба в таможенных органах, ст. 3 — должностные лица таможенных органов, ст. 4 — работники таможенных органов);
9) ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (гл.2 — должности в органах внутренних дел, специальные звания);
10) Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
11) ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и др.;
12) акты Президента РФ:
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 04.12.2009 N 1381 «О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации»;
— указ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;
— указ от 28.07.2004 N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»;
13) акты Правительства РФ:
— постановление от 30.07.2004 N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370»;
— постановление от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
— постановление от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;
14) иные подзаконные акты:
— приказ МВД РФ от 30.12.2005 N 1167 «Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
— приказ Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»;
— приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»;
— приказ ФССП России от 29.05.2012 N 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов».
3. Судебная практика. Приговором Устиновского районного суда г.Ижевска от 25.01.2012 установлено, что гр.М., находясь в отделе полиции, куда был доставлен сотрудниками ДПС в связи с совершением административного правонарушения, публично, в присутствии граждан, в грубой неприличной форме высказал в адрес инспектора ДПС лейтенанта полиции гр.Н., являющегося представителем власти, оскорбления, унижающие его честь, достоинство и профессиональную репутацию, в связи исполнением им своих должностных обязанностей. Гражданин М. был признан виновным, ему было назначено наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Если у вас остались вопросы по статье 319 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Инициировать возбуждение уголовного дела должен сам сотрудник, подвергшийся оскорблению. Пишется рапорт на имя начальника пострадавшего, либо заявление в правоохранительные органы. При наличии признаков преступления, которые содержит статья 319 УК РФ – оскорбление при исполнении — дело расследуется в рамках дознания. Материалы всесторонне рассматриваются, исследуются доказательства. Доказательствами могут служить свидетельские показания, рапорта, объяснения очевидцев, видеозаписи, газеты, журналы и т.п. Основанием для привлечения к уголовной ответственности будет служить совокупность всех признаков данного вида преступления, подтвержденных должным образом.
Акт составляется по факту происшествия. Необходимо включить в текст сведения о подозреваемом, данные потерпевшего сотрудника, обстоятельства правонарушения, и просьбу о привлечении виновных к ответственности.
Уголовное преследование за оскорбление представителя власти при исполнении должностных обязанностей начинается после того, как было набрано нужное количество оснований, чтобы открыть производство в отношении нарушителя.
Рассмотрим несколько судебных решений, вынесенных по факту совершения преступлений, предусмотренных ст. 319 УК РФ. Судебным участком г. Самары рассматривалось дело в отношении гражданина Кривоносова, который распивал спиртные напитки в общественном месте и на замечание сотрудника ППС Мамедова начал его публично оскорблять. Сотрудник предложил Кривоносову последовать вместе с ним в медучреждение для выявления факта употребления алкоголя, на что подсудимый продолжил нецензурную брань. В ходе дела Кривоносов примирился с оскорбленным им сотрудником Мамедовым. Дело было прекращено за примирение сторон.
Под субъективностью совершенных преступных деяний в уголовном праве понимают:
- осознание происходящей действительности и своих поступков;
- мотивы, преследуемые цели.
Таким образом, объективность противоправных действий выражена внешне – когда есть свидетели нецензурных, оскорбительных высказываний в адрес лиц, занимающих определенные должности в государственных структурах органов власти.
Субъективность – внутренняя сущность содеянного.
Одной из составляющей преступления выделяют его объект, то есть должностное лицо органов власти, унижая честь и достоинства публично которого, виновный стремится подорвать авторитет государственной структуры.
При этом фактически потерпевший от нецензурных выражений, оскорбительных действий представитель власти выступает предметом достижения преступных умыслов виновного – дискредитировать деятельность государственного аппарата.
Адвокат по статье 319. Оскорбление представителя власти
Преступные действия могут только планироваться и остаться нереализованными на стадии приготовления к осуществлению задуманного.
После завершения высказываний или других действий (например, пощечины), преступление считают свершившимся.
Имеет смысл обращаться с иском о признании виновных действий в суд, если:
- словесная тирада, перешедшая в надругательство, происходила в момент исполнения должностных (служебных) обязанностей (или речь шла о работе структуры);
- во время конфликта присутствовал хотя бы один посторонний человек;
- обвиняемый целенаправленно распространял информацию оскорбительного характера о потерпевшем для подрыва личного авторитета, вызова недоверия к работе структуры.
Принимая решения о мерах наказания, суд учитывает совокупность всех составляющих преступного деяния, личность виновного, последствия.
За высказывания, порочащие представителей власти, направленные на недоверие граждан к государственной структуре управления, наступает уголовная ответственность.
Кроме штрафных санкций, осужденным, вполне возможно, придется выполнять исполнительные работы.
В отличие от наказания за преступление, выраженное оскорблением, виновных привлекут к ответственности и в том случае, если преступные действия будут направлены против родных и близких государственного служащего (ст. 318).
Меры наказания более суровы, предусматривают отбывание наказания в местах лишения свободы (сроком до 10 лет), если применено физическое насилие к потерпевшим.
Каждое преступление для возможности привлечения виновного к ответственности должно иметь 4 основных составляющих, которые мы разберем ниже.
Под объектом в уголовном праве понимают то, чему преступление причиняет вред. Для ст. 319 – это нормальное функционирование государственного аппарата и авторитет государственной власти, дополнительно честь и достоинство представителя власти.
В качестве представителей власти признаются должностные лица правоохранительного, контролирующего органа, а также другие должностные лица, которые в соответствии с законом обладают распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.
- Правоохранительные органы обеспечивают законность и борются с правонарушениями. К ним относятся суд, прокуратура, полиция, ФСБ, Служба внешней разведки, таможня, Служба судебных приставов и др.
Подробно: Наказание за оскорбление полицейского при исполнении
- Контролирующими органами являются налоговое ведомство, противопожарная служба, санитарно-эпидемиологический и ветеринарный надзор, трудовая инспекция и др.
- К прочим должностным лицам относятся сотрудники органов государственного аппарата и местного самоуправления. Например, главы местных администраций, руководители различных подразделений по направлениям деятельности, отнесенной к полномочиям соответствующей администрации, депутаты законодательных органов и др.
- Кроме того, представителями власти считают военнослужащих, привлеченных к охране общественного порядка и безопасности, они так же вправе требовать от гражданских лиц соблюдения закона.
Публичные действия, с целью нанесения оскорбления совершаются в местах скопления народа: в учреждениях, на улице, на стадионе, при помощи средств массовой информации. Оскорбление может быть нанесено как в присутствии лица, так и во время его отсутствия.
Относится ли выложенная информация в интернете до публичной. Одно время судами интернет рассматривался как публичное место. Сайты, социальные страницы приравнивались к средствам массовой информации. Однако, в законодательстве четко не указано, что интернет ресурсы относятся до публичных мест.
Исключением считаются сайты, на которых располагаются новости. Таким образом, если человек оскорбил другого на личной странице, то это не публичное оскорбление, а если информация выложена в новостях – то публичное. Однако, если данную информацию зафиксировать у нотариуса, то можно в этом случае обращаться в суд.
Обратите внимание!
Если совершаемые действия происходили на рабочем месте, то нужно учитывать место работы потерпевшего. Если это представитель власти или военный, то в этом случае задействуется ст. 319 или 336 УК, при этом потерпевший находился при исполнении своих должностных обязанностей, а не был в отпуске.
Оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ)
К государственному служащему относятся граждане Российской федерации, которые занимают государственную должность и наделены соответствующими правами и обязанностями, и осуществляют функцию государственного органа. Формально вопрос, касающийся оскорбления, регулируется ст. 319 УК РФ. Однако в большинстве случаев она применяется при оскорблении полицейского, находящегося при исполнении.
Обратите внимание!
Госслужащие, подвергшиеся оскорбительным действиям, могут подать исковое заявление или обратиться в органы для возбуждения уголовного дела.
Ст. 319 за оскорбление представителя власти определяет в качестве наказания:
- штраф до 40 000 рублей или в размере, не превышающем доход за 3 месяца;
- до 360 часов обязательных работ;
- до 1 года исправительных работ.
Обязательные работы выполняются в свободное от основной трудовой деятельности время. Их вид и место определяет местная администрация и уголовно-исполнительная инспекция. Исправительные работы выполняют по месту основной деятельности, а при его отсутствии – также в местах, определяемых инспекцией и администрацией, при этом из заработка осужденного удерживают до 20%.
Для установления факта противоправных действий органы предварительного расследования используют любые разрешенные законом материалы. В зависимости от ситуации это могут быть следующие доказательства:
- заявление потерпевшего;
- показания свидетелей;
- запись камер видеонаблюдения;
- аудио и видеозапись;
- распечатка SMS сообщений;
- скриншоты интернет-страниц;
- должностные инструкции и служебные характеристики сотрудников;
- рапорт об обнаружении признаков преступления и т. д.
В некоторых случаях для установления оскорбительного характера и неприличной формы высказываний следователь или суд назначает специальную лингвистическую экспертизу, если такой вопрос не исследован в полной мере на досудебной стадии. Выражения считаются оскорбительными, если противоречат нормам морали и нравственности, при этом направлены на унижение чести и достоинства конкретного лица и обязательно выражены в неприличной форме.
Мнение эксперта
Прохорова Анна
Подполковник юстиции. Высшее юридическое образование со специализацией по уголовному процессу.
Следует указать, что доказывание факта совершения преступления – обязанность уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов. Однако ни потерпевшему, ни подозреваемому/обвиняемому не запрещается ходатайствовать о проведении тех или иных следственных действий, приобщении доказательств и т. д., которые могут помочь в установлении всех обстоятельств происшедшего.
По общему правилу проведение проверок и расследование уголовных дел о деяниях по ст. 319 отнесено к компетенции органов дознания полиции.
Однако из этого правила имеется исключение – оскорбление представителей некоторых ведомств при исполнении ими обязанностей или связанное с их исполнением расследуется Следственным комитетом (СК РФ). Это, например, полиция, СК РФ, ФСБ, депутаты законодательных органов, уголовно-исполнительной системы.
Министерство внутренних дел
Следственный комитет
То есть, например, дело об оскорблении лесного инспектора будет подследственно дознавателю полиции, а дело об оскорблении следователя МВД – следователю СК РФ.
Дела по ст. 319 УК РФ отнесены к группе дел публичного обвинения. Это означает, что уголовное преследование осуществляется государством в лице правоохранительных органов, независимо от воли потерпевшего. Рассматривают такие уголовные дела мировые судьи.
Довольно часто оскорбление представителя власти сопровождается насилием по отношению к нему, которое квалифицируют по ст. 318 УК. Особенно распространены такие действия при общении с сотрудниками полиции, ДПС, ППС, которые предъявляют гражданину требования о соблюдении общественного порядка, необходимости пройти освидетельствование на алкоголь или задерживают его.
В данном случае виновному вменяется 2 преступления (совокупность преступлений) – по ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти). В этом случае расследование уголовных дел производится следователями СК, а рассмотрение дела происходит в районном суде.
Если действия обвиняемого не были опасны для жизни и здоровья потерпевшего, то срок заключения может составить до 5 лет. Насилие, причинившее здоровью тяжкий вред, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
При этом необходимо отличать насилие от сопротивления и неповиновения представителю власти, которое является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.3 КоАП.
Привлечение к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти
Санкция статьи 319 уголовного кодекса альтернативная, что позволяет суду индивидуализировать наказание за оскорбление в зависимости от степени вины и обстоятельств совершенного деяния.
Рассмотрим каждый вид ответственности подробно:
- Штраф от 40 до 60 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за 3 месяца. Несмотря на то, что законодатель вывел данный состав в отдельную статью, он признает, указывая относительно небольшой размер штрафа, невысокую общественную опасность совершенного деяния.
- Обязательные работы – не более 360 часов.
- Исправительные работы – не более 1 года.
Свое мнение в отношении закона допускается излагать только в корректной форме, несмотря на то, насколько вы недовольны деятельностью должностного лица.
Не учитывая то, что последний причинил вам вред, приведший к серьезным последствиям – говорить неприличные слова в его адрес, гражданин не имеет никакого права.
Законом предусмотрено, обжалование его действий, вплоть до обращения в судебные инстанции. Но публичное оскорбление представителя власти просто недопустимо.
Объект – деятельность лица в рамках закона. Но непристойное высказывание затрагивает его личное достоинство, соответственно честь.
Если субъект, в адрес которого было совершено преступное деяние, не является представителем действующего закона, а должностным лицом, то за оскорбление направленное в его адрес предусмотрена ответственность согласно УК РФ ст. 130.
Определенной конкретики в отношении 319 статьи от 2021 года или в комментариях к ней нет.
Здесь важно исключительно публичность совершенного преступления, что предполагает наличие определенного контингента.
Публичное деяние должностного лица может содержаться в небольшой заметке в журнале, любой листовке, в прямой речи.
Что сделает нарушитель и скажет, не имеет значения. В отношении этого нет никакого списка жестикуляций, справочника. Наличие факта признается совершенным, после того как был зафиксирован факт оскорбления.
Специального образца либо формы документа законодательством не предусмотрено. В таких ситуациях можно воспользоваться универсальной формой. Вот информация, которая должна в обязательном порядке содержаться в акте:
- сведения о подозреваемом (преступнике);
- время, определенное место, наличие обстоятельства и основания правонарушения;
- какие действия были совершены.
Затем следует изложить свою просьбу о своевременном привлечении к ответственности виновных лиц.
Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.
Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.
Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.
Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.
Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.
По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.
Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.
В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.
По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.
Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.
[Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел X] [Глава 32]
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
В статье за оскорбление полицейского напрямую не говорится о смягчающих и отягчающих обстоятельствах, но можно ожидать максимального наказания, если виновный:
- Предпринимал такие нарочитые действия демонстрации унижения, чтобы было охвачено максимальное количество людей.
- Явно выглядел получающим наслаждение от своего деяния. Развлекался при оскорблении, осознавал свои противоправные действия.
- Находился под влиянием алкоголя или наркотиков.
- Несколько раз получал устные предупреждения, но не сдержался.
- Создал обстановку, при которой ухудшилось положение пострадавшего, его отправили в больницу (публикация в СМИ).
- Не осознал, что судьи также находятся при исполнении, продолжал грубо себя вести при проведении заседаний.
Из смягчающих обстоятельств можно выделить предоставление доказательств непрофессионального поведения сотрудника власти (повлекло неспособность своего контроля поведения и эмоций), впервые произошедшее преступление, плохое самочувствие, мешающее контролю (психологическая травма, тяжелая физическая нагрузка), оскорбление после неподобающего поведения сотрудника правоохранительной службы.
Незаконное деяние не может быть признано преступлением без наличия соответствующего состава. В него входят – объект, объективная сторона. А также, субъект и субъективная сторона.
Под объектом понимают лицо, в отношении которого свершается преступление. В рамках дел об оскорблении власти незаконное деяние направлено против конкретного представителя. Он же выступает пострадавшей стороной.
Если подробнее, то в состав органов власти входят должностные лица, исполняющие обязанности на базе всевозможных госструктур, и по совместительству наделенные полномочиями давать предписания обычным гражданам.
В частности, это:
- Сотрудники управленческого аппарата – федерального и регионального. Например, главы администраций местного уровня, депутаты. Также руководители подразделений различных направлений деятельности, если она включена в государственный аппарат.
- Контролирующие инстанции. Сюда входит ФНС РФ, противопожарная служба, ветеринарный надзор, органы санитарно-эпидемиологического контроля (Роспотребнадзор, ФМБА России), трудовая инспекция.
- Правоохранительные структуры. А именно – полиция, суд, прокуратура, ФСБ, таможня, ФССП. Деятельность указанных органов направлена на борьбу с нарушениями закона, на обеспечение гражданам РФ безопасности, на защиту их прав и интересов.
Также представителями органов считаются военные, привлеченные к надзору за соблюдением общественного порядка и к охране граждан.
При этом комментарий к ст. 319 УК поясняет, что в расширенном смысле объектом преступления в этом случае признается сама суть и результативность функционирования государственной системы. А также правоотношения в соответствующей сфере.
Объективная сторона подразумевает наличие определенных действий, формирующих уголовное преступление. В конкретном случае противоправным поведением выступает непосредственное оскорбление.
В широком смысле термин означает высказывание в сторону кого-либо неких слов с целью унижения достоинства и чести. В подобной ситуации обидчик намеренно озвучивает в адрес оппонента выражения нецензурного характера, намереваясь морально задеть его, вызвать негативные чувства, оказать психологическое давление.
Важно! Оскорбление выражается в письменной либо словесной форме. Вдобавок оно может быть нанесено в виде физического действия. Например, в качестве плевка, пощечины, неприличного жеста, толчка. Карикатура, фотомонтаж также признаются оскорблением.
Общепринятая трактовка оскорбления как противоправного деяния распространяется и на случаи, когда пострадавшим лицом выступает сотрудник управленческих органов. Однако здесь есть ряд нюансов.
Чтобы деяние было квалифицировано как уголовное, требуется соблюдение условий:
- Публичность. Означает присутствие третьих лиц в момент высказывания представителю власти нецензурных выражений. Однако свидетели не должны иметь отношения к управленческой системе. Публичность также может выражаться в распространении агитационных листовок и плакатов, размещении в СМИ порочащих материалов (включая посты в соцсетях), выступлениях на общественных мероприятиях.
- Исполнение обязанностей должностным лицом. Противоправные действия должны быть совершены в момент пребывания представителя власти на службе либо быть напрямую связаны с ней.
Нецензурные, агрессивные высказывания в сторону конкретного сотрудника госаппарата, оценивающие степень его профессионализма, трактуются не только как намерение унизить его, но рассматриваются как попытка дискредитации всей государственной системы. В этом случае речь идет о подрыве авторитета органов управления, что в дальнейшем может сказаться на их деятельности. По этой причине подобное поведение рассматривается строго в рамках Уголовного Кодекса РФ.
Субъект – лицо, свершившее незаконное деяние. Наказание за рассматриваемое преступление может быть назначено гражданину по достижении 16 лет. Обязательное требование – вменяемость виновного.
Субъективная сторона раскрывает отношение нарушителя к собственному поведению. Чтобы дело было возбуждено в рамках УК РФ, действия виновника должны быть умышленными. Правонарушитель должен преследовать конкретную цель – оскорбить представителя управленческого аппарата именно в связи с его деятельностью.
Еще одно обязательное условие – осознание неправомерности поступка и понимание того, что за окончанием преступления могут последовать соответствующие карательные санкции.