Приказ на проверку контрагентов образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ на проверку контрагентов образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Представим ситуацию, когда у компании есть четко приведенный порядок анализа кандидата перед заключением договора. Сотрудники следуют внутренним требованиям и отсекают многие опасные варианты на корню. Например, заключая договор на переработку продукции, вам предлагают прекрасную цену, но, по факту первичной проверки выясняется, что у переработчика нет

  1. требуемых производственных мощностей;
  2. человеческих ресурсов;
  3. нужного кода ОКВЭД для совершения операции.

Скорее всего, такой кандидат вряд ли справится с возложенной на него задачей. Возможно, требуется продолжить дальнейший поиск того, кто будет соответствовать всем необходимым условиям.

Важно уделить достаточное внимание следующим факторам:

  • Как проходит проверка.
  • Какие факты наличия имущества, мощностей, складских территорий и прочих ресурсов могут быть, как каким образом это фиксируется: фото, видео съемка объектов и т.д.
  • Какими интернет — ресурсами надо пользоваться, на что обратить особое внимание, как фиксируется информация.
  • Как правило, организация, заботящаяся о снижении своих рисков, устанавливает ведение «личных дел» по всем, с кем были подписаны договоры. В «личные дела» собираются все данные, полученные в ходе анализа. Это и документы, и фото, и видео и прочие документы, которые удалось собрать.
  • Проверяя контрагента на онлайн – ресурсах, важно правильно фиксировать полученную информацию. Для этого формируются скриншоты, которые распечатываются и подписываются ответственными лицами. Не стоит забывать, что время составления документа должно предшествовать подписанию контракта. Только так, получится доказать, что все меры предосторожностей были приняты до сделки, а не во время проведения налоговой проверки.

Приказ о проверке контрагентов образец

Приказы на предприятиях разрабатываются руководителями отдела, которые в дальнейшем согласовываются с директором. С приказом просят ознакомиться под подпись лиц, которые осуществляют полномочия в данной отрасли. Приказы разрабатываются для осуществления правильных бизнес-процессов на предприятии. Приказ о проверке контрагентов в организации является важным, потому что в нём поэтапно содержится информация о том, как правильнее проверять организации при заключении договора, чтобы избежать негативных последствий как трудоустроенные граждане в будущем.

На предприятии разрабатываются различные положения и регламенты для проверки контрагента и вводятся на основании приказа директора компании. В приказе отражается дата, когда начинает действовать приказ. В приказе также могут указываться лица, которые будут нести ответственность за его действие, за правильную проверку контрагентов. Приказ описывает, что должна включать в себя данная проверка, какими инструментами надо пользоваться при проверке контрагента (это сайты, программы, на основании каких законов, нормативных актов производится проверка).

Субъекты малого и среднего бизнеса в большинстве случаев не имеют штатного юриста, или лица, которое проверяло бы контрагентов, и поэтому они возлагают обязанности на себя. В первую очередь лучше обратиться к специалистам, которые бы настроили вам бизнес-процесс по проверке контрагентов и разработали локальные нормативные акты, приказы.

Положение о порядке проведения проверки контрагентов разрабатывается внутри предприятия, и считается внутренним локальным актом. Положение является организационно-правовым документом, в котором отражается порядок, права и обязанности сторон, ответственность сторон. Положение о порядке проведения проверки является пошаговым руководством лица к действию,в котором расписываются этапы проведения проверки контрагента.

Положение всегда составляется в письменной форме и утверждается директором, генеральным директором или руководящим лицом. Правильное положение о проверке контрагентов должно включать три блока: вводный, основной и заключительный.

Положение о порядке проверки контрагентов должно содержать следующее:

  1. Вводный блок. Указывается какой компанией разрабатывается данное положение, цель его разработки, для чего оно будет применяться.
  2. Основной блок. В основном блоке нужно описать порядок проведения проверки контрагентов, этапы её проведения. Сколько длиться по времени проверка контрагентов, кто проверяет контрагентов, сколько по времени может хранится информация о контрагенте. В данном блоке описывается именно процесс, начиная с предоставления договора контрагентом и заканчивая принятым результатом (решением) о сотрудничестве либо отказе от сотрудничества.
  3. Заключительный блок. На кого возлагается данная ответственность за проверку контрагентов, кто будет отслеживать этот процесс.

Эти основные блоки должны отражаться в положении. В крупных компаниях обязанность по проверке возлагается на несколько лиц, например, если с клиентами работают менеджеры, то на них лежит ответственность запросить и предоставить учредительные документы компании (контрагента) и передать на проверку в юридический отдел, а на юридическом отделе соответственно лежит ответственность за проверку.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

  • Претензия на замену товара ненадлежащего качества или возврат денежных средств, уплаченных за товар (примерная форма)

Рекомендуется запросить следующие документы: копии учредительных документов, копию свидетельства о регистрации компании в ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копии лицензий (подтверждение членства в СРО), копию выписки из ЕГРЮЛ (чем меньше срок между моментом ее получения и моментом предоставления, тем лучше), копии приказов, доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия руководителя и представителей контрагента, информацию о том, привлекался ли контрагент к налоговой или административной ответственности.

Данные выписки из ЕГРЮЛ, полученной от контрагента, лучше дополнительно самостоятельно сверить с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Недобросовестные предприниматели могут подделать выписки из ЕГРЮЛ и иных документов. А если предполагается долгосрочное сотрудничество в значительном для компании объеме, то лучше всего самостоятельно получить выписку из ЕГРЮЛ о контрагенте.

Обратите внимание: в Информации ФНС России от 25.06.2015 указано, что с помощью обновленного сервиса на сайте ФНС России все заинтересованные лица могут получить сведения из ЕГРЮЛ о конкретном юридическом лице в форме электронного документа в формате pdf, подписанного электронной подписью.

Запросите справку об отсутствии у контрагента задолженности по налоговым платежам, ознакомьтесь с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента, а также с доказательствами представления налоговой отчетности. Это позволит вам понять, действительно ли ваш контрагент ведет хозяйственную деятельность, какими суммами он оперирует и насколько устойчива в финансовом плане интересующая вас компания.

Дополнительно рекомендуется запросить справку об открытии расчетного счета. Наличие расчетного счета, в том числе длительное время в одной кредитной организации, положительно характеризует вашего контрагента.

Адреса «массовой регистрации» — это адреса, указанные несколькими юридическими лицами в качестве места нахождения организации. Посмотрите, есть ли фирмы, имеющие с проверяемым контрагентом общий адрес регистрации, общих учредителей, общего руководителя. Это позволит снизить риск от действий мошенников, которые действуют через дочерние или вновь приобретенные / организованные фирмы.

«Массовость» контрагента еще не означает факта «черной метки». Однако «массовый» адрес регистрации или руководитель может быть одним из признаков фирмы-«однодневки», которые рекомендуется учитывать при проверке контрагентов, поскольку к данным организациям налоговые органы могут проявлять повышенный интерес.

Чтобы убедиться, что компания действительно располагается по указанному адресу, можно запросить копии договора аренды или другие документы, подтверждающие местонахождение компании по указанному «массовому адресу». Также нужно проверить, можно ли по указанному адресу связаться с компанией.

Посмотрите список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства. Анализ арбитражных дел, в которых участвует ваш потенциальный контрагент, позволит составить представление о нем и стиле его поведения на рынке. Вы поймете, предъявлялись ли компании иски, связанные с нарушением обязательств (в том числе налоговыми органами).

Убедитесь, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство, не принято решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя, а также в том, что организация не находится на какой-либо стадии банкротства. Вступление в процедуру банкротства не всегда означает неизбежную ликвидацию компании, но может говорить о ее финансовых трудностях.

Проверьте физическую возможность со стороны контрагента исполнить договорные обязательства (поставить товар, выполнить работы, оказать услуги): имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств. Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, рекомендательные письма контрагентов об опыте работы в той или иной сфере. Так, отсутствие в штате сотрудников или их минимальное количество (один-два человека) часто является одним из признаков «компаний-однодневок». А вот информация о том, что компания неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, может, напротив, свидетельствовать о надежности контрагента.

Как проявить должную осмотрительность и проверить добросовестность контрагента?

Как ни странно – ничего. В законах и Налоговом кодексе нет такого понятия. Но это не мешает ФНС и Минфину оперировать этим понятием в своих письмах, давать рекомендации по проявлению должной осмотрительности, а судам – учитывать все это при рассмотрении споров.

Термин «должная осмотрительность» стали применять после того, как его употребили в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет. Но избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, только если докажете, что вы ничего об этом не знали, сами в схеме не участвовали и со своей стороны сделали все возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.

Проверка добросовестности контрагента

Всю информацию о контрагенте, которую вы получили от него или нашли самостоятельно, нужно собрать в отдельное досье и бережно хранить.

Если у налоговиков возникнут претензии, это досье поможет доказать, что вы проверяли контрагента всеми возможными способами. Также нужно хранить информацию о самой сделке, включая переписку, чтобы доказать, что сделка была реальной.

Налоговая инспекция при проверке может запросить обоснование выбора того или иного контрагента. В этом случае нужно отправить максимально подробный ответ и приложить документы из досье.

Образец ответа на запрос:

Приказ о порядке оформления соглашений с контрагентами – это необязательный документ. Но составлять его рекомендуется. Выгодно это, прежде всего, самой компании. Функции документа:

  • Упорядочивание составления соглашений.
  • Предупреждение возможных рисков.
  • Распоряжение является своего рода памяткой для сотрудников, которые составляют соглашение.

В приказе можно оговорить весь цикл документального оформления сотрудничества.

Инструкция регламентирует порядок правового анализа и процедуру заключения договоров на оказание услуг по грузоперевозкам.
Положения инструкции регламентируют порядок проведения проверки транспортных средств и водителей впервые привлекаемых для перевозки грузов.

Положения данной инструкции регламентируют порядок взаиморасчётов с перевозчиками.

Целью настоящей инструкции является обеспечение юридической и экономической безопасности перевозки грузов, для предотвращения совершения третьими лицами мошеннических действий, направленных на хищение перевозимых грузов и иных действий, угрожающих безопасности компании.

Проверке по правилам, установленным настоящей инструкцией, подлежит каждый новый контрагент, с которым заключается договор и привлекаемый к перевозе впервые.

Настоящая инструкция устанавливает правила проверки транспортных средств и водителей, привлекаемых к перевозке впервые.

1.Перевозчик – юридическое или физическое лицо (ИП), использующее для перевозок грузов строго определенное количество единиц собственного или арендованного транспорта (без привлечения транспорта со стороны).
2. Экспедитор – юридическое или физическое лицо (ИП), использующее для перевозок помимо собственного (арендованного) транспорта еще и привлеченный (в неограниченных количествах) или только привлеченный транспорт.

По согласованию с юрисконсультом Компании и директором по транспортной логистике, возможно внесение изменений в типовой договор путем подписания протокола разногласий с перевозчиком.

Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами. Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях. Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).

Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:

  • расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
  • отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
  • разделять партнеров можно по суммам договоров.

Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.

Проверки / 14:00 29 мая 2019
Роспотребнадзор утвердил акт для оформления контрольной закупки

пр. андропова, д.38, к.3, оф.233 ул. Маршала Бирюзова, д. 1, к. 1А

ПН — ПТ с 10:00 до 18:00

  • ENG

Полученную выписку, а также электронное письмо необходимо распечатать для приобщения к формируемому досье.

  • Сотрудник обязан проверить на сайте ФНС России, не числится ли контрагент в следующих базах данных:
    • сообщения юридических лиц о ликвидации и реорганизации;
    • сведения о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов;
    • адреса, по которым зарегистрировано несколько юридических лиц;
    • перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

    Образец справки о проверке контрагента на добросовестность

    6. Глубина проверки контрагента, то есть количество собираемых по нему сведений и документов, зависит от категории, к которой относится заключаемая с ним сделка.

    7. В зависимости от степени возможных рисков все сделки с контрагентами подразделяются на три категории:

    — высокорисковые;

    — среднерисковые;

    — низкорисковые.

    7.1. К высокорисковым сделкам относятся:

    — договоры поставки или купли-продажи на сумму свыше 1 млн руб., в том числе договоры, заключенные через посредников;

    — договоры подряда или субподряда, оказания услуг или выполнения работ на сумму свыше 1 млн руб. (за исключением договоров перевозки, договоров на оказание информационных, консультационных, юридических и маркетинговых услуг и договоров на проведение ремонтных работ);

    — договоры перевозки на сумму свыше 300000 руб.;

    по ИНН позволит вам убедиться в том, что ваш будущий поставщик (покупатель, заемщик или т.д.) не является фирмой-однодневкой.

    Сделки с однодневками привлекают внимание налоговиков и увеличивают вероятность проведения налоговой проверки вашей компании.

    Кроме того, расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у однодневок и вычет предъявленного ими НДС могут быть признаны необоснованными.

    По итогам проверки своего контрагента составьте справку, в которой зафиксируйте собранную информацию. Проверку проводите через электронные сервисы на сайте ФНС и ФМС:

    • . Если организация существует, вы увидите информацию о ее ИНН, ОГРН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности;
    • ;
    • ;
    • «Сведения, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации;
    • . Здесь вы можете проверить данные паспорта руководителя контрагента.

    3. Юридическое дело контрагента.

    3.1. Юридическое дело контрагента формируется одновременно с формированием документов на заключение договора. 3.2. В целях оформления юридического дела контрагента менеджер запрашивает документы и информацию по перечню у контрагента.

    Запрос документов и информации помещается в юридическое дело. Инфо Проверь себя и контрагента»); в) копия доверенности лица, подписывающего документы от имени контрагента; г) копия приказа о назначении руководителя контрагента; д) устав контрагента; е) свидетельства о государственной регистрации контрагента в качестве юридического лица или индивидуального

    Данный документ разъясняет, что предприниматель может быть лишен налоговой выгоды от сделки, если будет доказана ее необоснованность в результате того, что он не проявил должной осмотрительности и осторожности и вовремя не узнал о нарушениях, допускаемых контрагентом.

    Приказ о проверке контрагентов на благонадежность образец

    Проверка контрагента по ИНН позволит вам убедиться в том, что ваш будущий поставщик (покупатель, заемщик или т.д.) не является фирмой-однодневкой. Сделки с однодневками привлекают внимание налоговиков и увеличивают вероятность проведения налоговой проверки вашей компании.

    Кроме того, расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у однодневок и вычет предъявленного ими НДС могут быть признаны необоснованными.

    По итогам проверки своего контрагента составьте справку, в которой зафиксируйте собранную информацию.

    Проверку проводите через электронные сервисы на сайте ФНС и ФМС:

    • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» . Если организация существует, вы увидите информацию о ее ИНН, ОГРН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности;
    • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;
    • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;
    • «Сведения, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации;
    • «Проверка по списку недействительных российских паспортов». Здесь вы можете проверить данные паспорта руководителя контрагента.

    Насколько вы осмотрительны в выборе контрагентов?

    Для начала надо определить перечень контрагентов, которых компания будет проверять через онлайн-сервисы на стадии заключения договора и в процессе сотрудничества. Судьи, например, допускают выборочную проверку, если у компании большое количество контрагентов (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.14 № Ф06-17483/2013).

    Итак, это могут быть все контрагенты, с которыми компания планирует заключить договор.

    Либо в перечень можно включить только тех потенциальных партнеров, на сделки с которыми приходятся самые значительные для компании расходы.

    Налоговики, например, с пристрастием проверяют исполнителей услуг и подрядчиков. Ревизоры считают, что под ними часто скрывают виртуальные расходы, которых на самом деле и нет.

    Периодичность и глубину проверки для действующих контрагентов компания определяет сама. Но если надо провести крупную сделку, безопаснее проверить контрагента на надежность во внеочередном порядке.

    Удобная формулировка регламента. «Проверка контрагента перед заключением договора обязательна, если доля расходов компании по сделке с ним превышает 0,5% от общих расходов».

    В регламенте пропишите, как компания будет обобщать данные и хранить документы, которые получит при онлайн-проверке контрагента. Без распечаток с сайта суд может не принять результаты такой онлайн-проверки (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.15 № А40-171142/14).

    На некоторых интернет-ресурсах даже при отрицательном результате поиска можно сохранить и вывести на экран параметры запроса. Это позволяет распечатать документ, который подтвердит отсутствие потенциального контрагента в «нехорошем» информационном ресурсе.

    Понятие «должная осмотрительность» законодательство не содержит. Но по общему определению непроявление должной осмотрительности значит, что компания работает с недобросовестными контрагентами. Такое понятие законодательно тоже не закреплено, однако последствия всё равно могут быть.

    Если компания не проявила должную осмотрительность, налоговики доначисляют налоги. В первую очередь, будут начислены: входящий НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налог на прибыль.

    Так как документы, которые были получены компанией от поставщиков, позволили уменьшить расходы, компания не доплатила налог на прибыль, заплатила меньше НДС. Налоговики видят, что возможно есть какие-то сомнительные сделки, и доначисляют налоги.

    Как избежать таких ситуаций рассмотрим в статье.

    Должная осмотрительность — это комплекс мероприятий, который направлен на проявление необходимых действий со стороны нашей компании по выбору контрагента. Компания самостоятельно определяет зону ответственности, риски, которые необходимо оценить, когда выбирается новый контрагент. Например, вы решили закупить товары.

    Прежде чем закупить эти товары, вы должны исследовать рынок, посмотреть у кого товары дешевле, выбрать наиболее подходящий вариант, который соответствует вашей деятельности и после закупки данного товара мы принимаем НДС к вычету. Если компания работает на общем режиме, то вы можете свою прибыль тоже уменьшить, — доходы минус расходы, а расходы есть ни что иное, как купленное сырье.

    Каким же образом вы можете проявить должную осмотрительность?

    Должная осмотрительность — это всего на всего один из способов проверки контрагента. Весь комплекс мероприятий организация должна разработать самостоятельно.

    Признак Характеристика
    Действующая фирма Если фирма действующая, то вопросов нет. Если не действующая, то никаких сделок с такой фирмой быть не может Нет данных в ЕГРЮЛ
    Неуплата налогов Если контрагент имеет задолженности перед бюджетом — это первый признак, который свидетельствует о том, что возможно договор заключать не нужно. Либо нужно уточнить по каким причинам образовалась задолженность Есть долги перед бюджетом
    Нет деятельности Нет отчетности, признаки «однодневки», номинальный директор у фирмы
    Деньги Это говорит о том, что основной вид деятельности данной организации сводится к транзактным платежам, то есть платежам, которые приходят и сразу же уходят. Денежные средства не задерживаются на расчетном счете фирмы и основная цель этой деятельности является получение и вывод денежных средств Транзитный характер
    Реклама Есть ли какая-то информация о вашем контрагенте в интернете, в СМИ. Если у компании нет сайта, нет рекламы, то у налоговиков возникает вопрос как же вы узнали об этой компании Нет сайта, объявлений, отзывов
    Адрес Если поставщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации Массовая регистрация
    Условия договора Для того, чтобы выполнить условия договора компания работает себе в убыток Обременительные
    Суды Наличие дел в картотеке
    Ресурсы компании К примеру, если вы заключаете договор на производство строительных работ, то у этой компании должен быть штат строителей Нет активов и сотрудников

    Проверка контрагента. Проявляем должную осмотрительность

    Шаг 1. Необходимо разработать положение о договорной работе. Скачать подробную схему согласования договора.

    Шаг 2. Необходимо разработать регламент по соблюдению должной осмотрительности.

    Шаг 3. Прописать в должностные инструкции работников ответственность при не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов. К примеру, можно включить такие формулировки:

    Сотрудник обязан проверить, чтобы наименование продавца и покупателя обязательно соответствовали учредительным документам. При обнаружении ошибки в наименовании продавца или покупателя документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

    В Российском законодательстве нет статьи, регулирующей или обязывающей предпринимателей проверять контрагентов перед непосредственным заключением сделки. Поэтому какой-либо ответственности за отказ от проведения подобного мероприятия не предусмотрено. Но, заключая договор с новым или сомнительным контрагентом, стоит помнить о 3 моментах:

    • Появление дебиторской задолженности.
    • Риски, связанные с признанием сделки недействительной со стороны налоговых органов.
    • Ухудшение репутации, в случае возбуждения уголовного дела, если партнер окажется фирмой-однодневкой.

    Формально законодательство никакими нормативно-правовыми актами не указывает на необходимость проверки юридических лиц и предпринимателей, но ответственности за результат таких рискованных сделок не снимает. Всю информацию по данной теме можно получить из 2 источников:

    • Письмо ФНС за номером № ЕД-4-2/13005@ от 24 июля 2017 «О рассмотрении обращения».
    • Статья 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    В письме Федеральная налоговая служба разъясняет о потере выгоды предпринимателя, который не сумел проявить «должной осмотрительности и осторожности», а статьи регулируют ответственность за деятельность фирм-однодневок.

    Если налоговая проверка выявит и докажет, что одна из сторон договора – фирма-однодневка, то все расходы по совершенной сделке, а также НДС к вычету по приобретенным товарам и услугам, налоговики признают недействительными.

    Во избежание рисков и проблем, связанных с налоговыми проверками и уголовной ответственностью, необходимо составлять нормативно-правовые акты, устанавливающие процедуру проведения подобных проверок. Таким актом является внутреннее положение или регламент проверки контрагентов.

    Регламент проверки контрагентов – это документ, который четко описывает методику проведения проверки будущих бизнес-партнеров. При составлении стоит ориентироваться на степень риска сделок:

    • Высокая.
    • Средняя.
    • Низкая.

    Такая градация поможет сэкономить время на проведение проверки, а также позволит избежать лишней работы с документацией.

    За образец можно взять пример, который мы привели ниже. Нет четких цифр, определяющих границы групп. Каждая компания сама устанавливает рамки.

    • подозрения в недобросовестности сторон сделки;
    • подозрения в получении необоснованной налоговой выгоды;
    • подозрения в сотрудничестве с фирмами-однодневками;
    • подозрения в создании группы аффилированных лиц в целях оптимизации налоговых платежей;
    • непроявление должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента;
    • отсутствие доказательств реальности совершения сделки;
    • отсутствие деловой цели при совершении сделки.

    Все эти моменты налоговый орган пытается выяснить в рамках проведения камерального контроля, в том числе и углубленного, а также в рамках проведения предпроверочного анализа деятельности налогоплательщика и получить доказательства в рамках проведения ВНП.

    Поскольку первые четыре из перечисленных выше пунктов, по сути, сводятся к одному – проверке налогоплательщиком деятельности контрагента, то давайте более подробно поговорим о том, как на сегодняшний день грамотно исполнить требование контролирующих органов о проявлении должной осмотрительности и осторожности в выборе контрагента.

    Сразу отмечу, что, учитывая современные веяния в этом направлении, каждой организации имеет смысл в качестве внутреннего локального акта разработать положение, регламентирующее порядок действий его сотрудников для формирования досье на контрагента.

    Я называю этот документ «Регламент соблюдения организацией принципа «должной осмотрительности». Чтобы облегчить вам эту работу, предлагаю посмотреть наиболее важные извлечения из него, которые я прокомментирую.

    1.1. Настоящий Регламент устанавливает порядок проверки потенциального контрагента ООО «Предусмотрительное» (далее — Организация).

    1.2. Настоящий Регламент разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и является обязательным к исполнению должной осмотрительности при выборе и проверке контрагентов для заключения планируемых сделок (договоров) в целях снижения хозяйственных, налоговых рисков.

    2.1. Проверке подвергаются контрагенты по всем сделкам Организации.

    2.2. Сбор информации осуществляется в объеме в соответствии с определением категории сделки в зависимости от степени риска.

    Категория сделки заносится в лист согласования заключаемой сделки и в отчет о проверке контрагента.

    2.3. Уполномоченное лицо осуществляет сбор следующих сведений:

    — основные сведения об организации;

    — выписка из ЕГРЮЛ;

    — размер уставного капитала;

    — сведения о реорганизации;

    — сведения о нахождении в федеральном реестре недобросовестных поставщиков;

    — сведения о банкротстве;

    — сведения о предоставлении отчетности в налоговый орган;

    — сведения об участии в судебных процессах;

    — сведения об исполнительных производствах;

    — сведения об аффилированных лицах;

    — сведения об имуществе;

    2.4. Поиск данных сведений Уполномоченное лицо осуществляет в любых общедоступных источниках путем направления письменных запросов в различные инстанции и любыми другими способами, не нарушающими законодательство Российской Федерации, с учетом алгоритма действий при выборе контрагента для обоснования Организацией проявления должной осмотрительности в целях избежания разногласий с налоговыми органами (Письмо ФНС России от 05.06.2017 N ЕД-4-15/10588).

    2.5. Сбор данных осуществляется также путем направления запросов непосредственно потенциальному контрагенту.

    2.6. Все сведения фиксируются в карточке проверки контрагента (Приложение № 1) к настоящему Регламенту.

    Проверка контрагентов по новым правилам

    Внутреннее положение о проверке контрагентов

    Проявление должной осмотрительности препятствует налоговым инспекторам признать налоговую выгоду необоснованной (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53). Какой объем сведений о контрагенте можно считать достаточным, чтобы утверждать о проявлении должной осмотрительности. Какие действия должна совершать компания.

    Первым организационным действием является внедрение внутреннего положения о проверке контрагентов. Данный документ представлен ниже. Положение содержит перечень сведений, достаточных для должной осмотрительности. Этот документ уже внедрен у клиентов компании, учитывает практику хозяйственной деятельности.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о проверке контрагентов при заключении договоров

    1. Общие положения.

    1.1. Настоящее положение о проверке контрагентов при заключении договоров (далее – Положение) разработано в целях обеспечения требования должной осмотрительности общества с ограниченной ответственностью «Компания» (далее – общество).

    1.2. Общество обеспечивает свою деятельность с должной осмотрительностью и осторожностью и не допускает каких-либо отношений с контрагентами, обладающими признаками недобросовестных.

    1.3. Общество основывается на презумпции добросовестности контрагента. Контрагент признается недобросовестным, если обществу должно быть известно об обстоятельствах его недобросовестности

    1.5. О недобросовестности контрагента могут свидетельствовать следующие признаки (в совокупности и взаимосвязи), выявленные обществом:

    1.6. Сами по себе указанные в п. 1.5 обстоятельства, не могут служить основанием для признания контрагентом недобросовестным и причиной отказа в заключении договора с ним.

    1.7. В целях определения добросовестности контрагента на сотрудников общества (указать подразделения, напр. менеджеров) возлагаются обязанности по проверке контрагента. Кроме того, общество ведет юридические дела контрагентов.

    2. Проверка контрагентов.

    2.1. Менеджер должен быть лично знаком с представителями контрагента, знать их должность, фамилию, имя, отчество.

    2.2. Должна быть и сохраняться переписка с представителями контрагента.

    2.3. Менеджер должен стремиться посетить контрагента в месте нахождения его офиса.

    2.4. Менеджер должен формировать личное дело контрагента.

    2.5. Менеджер должен стремиться познакомиться с непосредственными исполнителями контрагента.

    Приказ
    о проведении обязательной проверки добросовестности
    контрагентов

    г. Санкт-Петербург 5 ноября 2017 г.

    1. Перед заключением договора с новым контрагентом секретарь обязан выслать по факсу или электронной почте «карточку контрагента» и предложить ее.

    2. Возложить на юридический отдел обязанность по проведению предварительной проверки добросовестности контрагента, в том числе, на основании заполненной контрагентом «Карточки контрагента».

    Предварительная проверка добросовестности контрагента включает в себя:

    — получение в ИФНС по месту постановки на учет будущего партнера выписки из ЕГРЮЛ на последнюю дату;

    — получение у будущего партнера копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на налоговый учет;

    — получение в ИФНС по месту постановки на учет будущего партнера заверенные копии учредительных документов (например, копию устава, учредительного договора);

    — получение у проверяемого лица бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции о принятии;

    — проверку добросовестности контрагента с помощью сайтов Интернет;

    — подготовку и отправку заказным письмом с уведомлением в ИФНС по месту постановки будущего контрагента на учет запроса с просьбой подтвердить (опровергнуть) факт недобросовестности будущего партнера;

    — проверку полномочий лица, подписывающего договор от имени контрагента, которая включает в себя:

    — проверку документов, удостоверяющих личность лица, подписывающего договор от имени контрагента;

    — если договор от имени контрагента подписывает директор предприятия (не обособленного подразделения), необходима проверка у данного лица полномочий директора (из приказа о назначении лица директором, из протокола Собрания учредителей предприятия и т.п.);

    — если договор от имени контрагента подписывает любое другое лицо, необходима проверка доверенности (обязательное наличие подписи руководителя и печать организации; дата; срок, на который выдана доверенность; объем полномочий лица).

    Пример карточки контрагента

    Данные, представляемые контрагентом:

    1 Название организации

    [1]

    1. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
    2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
    3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
    4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
    5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

    Проверку проводите через электронные сервисы на сайте ФНС и ФМС:

    • «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» . Если организация существует, вы увидите информацию о ее ИНН, ОГРН, юридическом адресе, ФИО руководителя и учредителей, видах деятельности;
    • «Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке»;
    • «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года»;
    • «Сведения, опубликованные в журнале Вестник государственной регистрации о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц». Исключение из ЕГРЮЛ приравнивается к ликвидации;
    • «Проверка по списку недействительных российских паспортов». Здесь вы можете проверить данные паспорта руководителя контрагента.

    Советуем сделать копии всех интернет-страниц и приложить их к досье на контрагента.

    Можно получить в своей налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте. Это платная процедура:

    • 200 руб. за предоставление выписки на бумаге в течение 5 рабочих дней со дня подачи запроса;
    • 400 руб. за предоставление выписки на бумаге на следующий рабочий день со дня подачи запроса.

    Зарегистрировавшись на сайте ФНС, можно получить бесплатную выписку с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Выписка будет подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий