Порядок учета материальных средств в подразделении: материальная ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок учета материальных средств в подразделении: материальная ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Последовательность возмещения различена при ограниченной и полной финансовой ответственности. При ограниченной потери возмещаются согласно приказу командования воинской части. Он издается не позднее четырнадцати дней после окончания расследования. Как предусматривает порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности, необходимую денежную сумму вычитают из денежной выплаты военного.

Законодателем установлено, что к военному имуществу относится вооружение вне зависимости от его видов, военная и иная техника воинской части, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество, имущество инженерное, а также иные предметы материального мира находящееся в ведении государства, вне зависимости от воинской организации, формирования и рода войск.

В законодательстве выделяют следующие основания для привлечения к военнослужащего к ответственности:

  1. Утрата военного имущества военнослужащим, т.е. выбывание из владения военнослужащего помимо его воли военного имущества ввиду непринятия должных мер для его сохранения;
  2. Повреждение и уничтожение имущества, причинение вреда военному имуществу, при котором оно потеряло свои полезный свойства полностью или частично, для определения степени ответственности в ходе разбирательство выясняется умышленно ли причинены повреждения или по неосторожности, данные обстоятельства выясняются командиром при проведении служебного разбирательства.

Размер ущерба устанавливается по результатам проведенного административного расследования. Определяются объемы фактических потерь. Расчет производится исходя из цен, действовавших на дату выявления ущерба.

Принимается во внимание амортизация оборудования и техники, однако размер компенсируемых средств не должен быть ниже, чем утилизационная цена. В случае ущерба, произведенного несколькими лицами, размер материальной ответственности военнослужащих высчитывается индивидуально, исходя из вины каждого.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности

Если заглянуть в стандарты по бухучету, к ценностям относят то, что:

  • хранят для дальнейшей перепродажи, если предприятие работает в стандартном режиме;
  • переходит в процесс производства и потом продается;
  • находится в форме запасов или материалов, которые в дальнейшем будут употреблены.

Существует 3 категории этого актива – сырье, продукция в момент изготовления и готовая. В первом случае это закупленные полуфабрикаты, материи, конструкции, которые планируется перерабатывать. Во втором – незавершенные товары, которые на стадии обработки, покраски или другой. Последняя группа составляет предметы, которые можно реализовывать, как готовые к продаже. В финансовой отчетности это отражается в такой же последовательности.

ТМЦ – это самые разные средства и предметы труда, которые могут использоваться для нужд фирмы или для производства. Они должны повышать стоимость выпускаемой продукции. Это один из наиболее ликвидных активов после финансов. Результативное использование этой категории не более 1 года.

Их различают по способу попадания. Как именно – рассмотрим в таблице.

Как попали в компанию

Что учитывается в виде фактической себестоимости

Приобретались стандартным способом за оплату

Цена реальных затрат, НДС не считается:

  • стоимость покупки;

  • пошлина таможни;

  • невозмещаемые налоги;

  • консультационные, информационные, иные услуги, связанные с приобретением;

  • вознаграждение для посредников;

  • страховку;

  • потраченные деньги на доработку, модернизацию, ремонт;

  • другие расходы, которые связаны именно с покупкой.

Созданы самой компанией

Сколько было потрачено на производство по факту

Представлены как вклад в УК

Оценка в финансовом выражении, которую согласовали учредители, сюда же относят цену доставки и монтажа, все траты на доведение до состояния использования

Приняты в дар, на безвозмездной основе

Принимаются по рыночной стоимости на день принятия в бухгалтерии, дополнительно – затраты на перевозку и установку

Остались после того, как было демонтировано основное средство

Получены по бартеру

Считается как сумма актива, который был передан вместо полученного

В этой документации ТМЦ – статичный показатель. Мы уже говорили, что в него входит все, что хранится как сырье, а также в данный момент производится, и те склады, в которых лежат готовые к продаже и перевозке товары.

Все операции, которые происходят с этими предметами, бухгалтер обязан отражать на счетах предприятия. Это поступление, любые движения внутри фирмы и списание из-за продажи либо в результате порчи. Все должно быть учтено и посчитано, нельзя пропускать проводки или делать их примерно, иначе начнется перекос и появятся вопросы у налоговой.

В бухгалтерских документах есть классификация, по ней работают все компании в РФ. В соответствии с ней можно выделить несколько разновидностей средств:

  • запасные части;
  • материалы для строительства;
  • сырье;
  • полуфабрикаты, которые относятся к собственному производству и находятся на складах;
  • купленная и просто готовая продукция;
  • смазки, топливо, некоторые другие расходники;
  • хозяйственный инвентарь различного применения;
  • полезные для предприятия остатки, возвратная часть всех отходов;
  • тара.

Как именно можно работать с этими активами прописано в специальных методических указаниях под номером 119. Давайте разберем два основных подвида.

Все производится с помощью карточек соответствующего вида. В них отмечают наличие того или иного объектов, их передвижения и списание.

Действовать можно любым из способов:

  • Количественно-суммовой. Считается, что в этом случае одновременно проводят подсчет и контролируют изменения по числу и суммам, выполняют это как в складских помещениях, так и в бухгалтерских книгах. Задействованы номенклатурные номера всех ТМЦ.
  • Сальдовый. Тут отслеживают только количественные перемены по типам ценностей. Бухгалтерия пользуется суммовым методом с денежным выражением. Отслеживание по объемам ведется на основе первичной документации, для этого пользуются картотекой и книгами для учета. Каждый год после отчета все документы сдают.

Его можно использовать, когда хранение ведется по разновидности и наименованию. В тот же момент нет контроля поступления и стоимости. На каждый подвид номенклатуры должна быть заведена карточка по строгой форме. Между собой они различаются по:

  • марке товара;
  • сорт;
  • в чем измеряется;
  • окраска.

Созданные «паспорта» будут активными и действительными в течение 1 года. В них вписывается все об объекте, их регистрируют в отдельном реестре и ставят в каждой личный номер. Этими процессами занимаются сотрудники бухгалтерии. Когда первый лист оказывается полностью заполненным, то дальше пишут на втором и так далее. Каждый последующий листок нумеруется.

У этого способа есть заметные достоинства:

  • серьезно экономится площадь склада под хранение;
  • остатками можно управлять быстро.

Но есть и серьезный недостаток: если на предприятии есть несколько видов одного товара с разной стоимостью, то их контроль будет очень трудно вести.

Эта разновидность предполагает, что каждая партия будет регистрироваться и храниться отдельно от остальных. Пользуются им как в складском учете, так и в бухгалтерском. На каждое поступление заводятся разные документы.

К таковым относят то, что:

  • везли одним транспортом;
  • имеет одинаковое название;
  • одновременно поступило от конкретного поставщика.

Пришедшую продукцию регистрируют в журнале, присваивают ей индивидуальный регистрационный номер, который будет указываться в дальнейшем в расходных ведомостях. Открывают одновременно две карты – одну будут использовать в бухгалтерии, вторую на складе. Используемые формы определяются видом продуктов.

Есть несколько плюсов подобного ведения хозяйства:

  • итоги расходования можно выяснить без проведения инвентаризации;
  • сохранность ТМЦ находится под повышенным контролем;
  • потери организации уменьшаются.

Но есть и минусы:

  • складские помещения используются нерационально, захламляются;
  • оперативно отследить перемены не получится.

Какой из них выбрать для вашей компании – зависит от производственных целей, размеров мест для хранения, навыков бухгалтера и желания кладовщика. Чтобы быстро определиться с методикой, советуем обратиться к специалистам, например, в «Клеверенс». Наши сотрудники помогут найти программное обеспечение, которое поможет автоматизировать большинство процессов и высвободит рабочую силу. Иногда несколько установленных программ выполняют работу целого отдела нажатием пары клавиш. Если вы хотите развиваться, то без подобного ПО делать это будет сложно. Программный продукт Mobile SMART Инжиниринг, реализуемый компанией «Клеверенс», решает задачи по логистике в нефтегазовых сферах, контролирует движение материалопотоков и снижает издержки.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Под отпуском в производство здесь считают выдачу ТМЦ напрямую для выполнения стройки, создания определенной продукции и реализации нужд, возникших у организации. Если производится движение из центрального склада на определенную зону, то это еще не выбытие, а перемещение внутри фирмы.

Первичный учетный документ в этом действе – лимитно-заборная карта, составленная по форме №8. Она нужна для контролирования, соблюдают ли сотрудники установленные лимиты. Их выписывает подразделение с учетом нормативных потребностей на выполняемый объем работ. Создают в 3 экземплярах – по одному получателю, кладовщику и снабженца в качестве контрольной бумаги. В конце месяца их сдают в бухгалтерию. Если нужно отразить внутренний переход между площадками, то заполняется требование по ф. №11.

Если компания-подрядчик работает по сырью, которое дает ему заказчик, то это считается как элементы, предоставляемые без оплаты. Важно их корректно оформить документально.

Когда все передается на площадку под стройку, то создается документ по ф. №15 – как отпуск на сторону. В качестве основания вписывается «по договору №». У заказывающего предприятия в бухгалтерских проводках будет задействован счет 10 субсчет 7.

Со стороны аналитики производится контроль по клиентам, наименованиям, местам, где хранится. Если в планах совмещать свои материалы и те, что дает получатель, то составляют разную документацию для каждого налогоплательщика отдельно.

Когда все будет готово, то создается специальный акт по ф. № КС-2, который подписывают обе стороны. Затем составляется справка по ф.№ КС-3. Все предметы, которые не были израсходованы, возвращаются принимающей фирме с накладной по форме М-15.

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее именуется Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н <*> (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2000 г., регистрационный номер 2064), с изменениями и дополнениями и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации <**> приказываю:

<*> Данный Приказ Министерства финансов Российской Федерации доведен письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. N 180/12/688.

<**> Под бюджетными учреждениями Вооруженных Сил Российской Федерации в тексте настоящего Приказа понимаются органы военного управления, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, финансируемые из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов Министерства обороны Российской Федерации.

Далее в тексте настоящего Приказа и Приложениях к нему, если не оговорено особо, для краткости бюджетные учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации будут именоваться военными учреждениями.

1. Утвердить Руководство об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно — десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам:

обеспечить организацию и ведение бухгалтерского учета в подчиненных военных учреждениях в соответствии с Инструкцией и Руководством об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Руководство);

разрешить использовать при ведении бухгалтерского учета до полного израсходования запасов первичные учетные документы, ранее установленные приказами Министра обороны (кроме квитанции по форме N 11), вводя в них дополнительные графы для отражения стоимостных показателей;

организовать до внесения в настоящее Руководство дополнений по особенностям учета отдельных объектов основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов и материальных запасов параллельное ведение в службах, осуществляющих материальное обеспечение, учета материальных средств в натуральных показателях на основании первичных учетных документов и оперативных донесений с использованием порядка документооборота, установленного настоящим Руководством.

3. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно — десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации в срок до 31 декабря 2001 г. проработать на основании Инструкции и Руководства особенности организации и ведения учета основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов и материальных запасов по закрепленной номенклатуре, а также расчетов по централизованной поставке и представить их в Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации;

привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Приказом.

4. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы и директивы Министра обороны СССР и его заместителей, признать утратившими силу приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей согласно Перечню (Приложение N 2 к настоящему Приказу).

5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал
Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ

1. Руководство об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется Руководство) определяет порядок применения в военных учреждениях Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее именуется Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 107н, с изменениями и дополнениями.

2. Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации <*>, является Министр обороны Российской Федерации. Он распоряжается бюджетными средствами и средствами, поступающими за счет внебюджетных источников, через Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны.

<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Министерство обороны Российской Федерации для краткости будет именоваться Министерством обороны.

Получателями бюджетных средств в Министерстве обороны являются органы военного управления, соединения, квартирно — эксплуатационные органы, воинские части, заказчики и группы финансирования капитального строительства, учреждения, военно — учебные заведения, военные комиссариаты, а также организации, федеральные государственные унитарные и казенные предприятия Вооруженных Сил Российской Федерации <*>, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

<*> Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, Вооруженные Силы Российской Федерации для краткости будут именоваться Вооруженными Силами.

Органы военного управления, соединения и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, получающие для распределения, распределяющие и перечисляющие в виде финансирования бюджетные средства другим военным учреждениям, являются для них финансирующими военными учреждениями.

3. Военные учреждения по своим расходам финансируются исключительно из федерального бюджета, если другое не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выполнение работ (оказание услуг) сторонним организациям и физическим лицам на договорной основе производится в рамках основной деятельности военного учреждения его структурными подразделениями в установленных законодательством случаях без ущерба для боевой готовности при условии полного удовлетворения личного состава положенными видами довольствия и не может носить систематического характера.

Средства, полученные за счет внебюджетных источников (от оказания услуг, в результате использования федеральной собственности, закрепленной за Министерством обороны на праве оперативного управления, осуществления иной приносящей доход деятельности), в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов Министерства обороны и направляются на финансирование расходов военных учреждений. Порядок зачисления и использования этих средств может уточняться в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Особенности учета средств, поступающих за счет внебюджетных источников, в зависимости от принятого порядка ежегодно доводятся Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны до военных учреждений.

Изготовленная военными учреждениями продукция оценивается по стоимости изготовления. Эта продукция отражается в течение года на балансовых счетах по учету материальных ценностей <*> по фактической стоимости.

<*> Под материальными ценностями здесь и далее, если не оговорено особо, понимаются материальные средства, учитываемые в виде основных средств, нематериальных активов, малоценных предметов, материальных запасов.

Получение и использование военными учреждениями денежных средств и материальных ценностей (работ, услуг) от сторонних организаций и лиц в порядке безвозмездной помощи, шефства, спонсорства и других подобных случаях осуществляется только по решению главного распорядителя бюджетных средств.

Отгрузка продукции (имущества), выполнение работ и оказание услуг военными учреждениями сторонним организациям и физическим лицам производятся только после получения предварительной платы за них.

4. Каждый получатель бюджетных средств состоит на финансовом довольствии <*> в одном финансовом органе <**>.

<*> Под финансовым довольствием понимается обеспечение финансовыми ресурсами деятельности военных учреждений в соответствии со сметой доходов и расходов Министерства обороны.

<**> Под финансовыми органами понимаются финансовые (финансово — экономические) отделение, служба, отдел, управление; расчетно — кассовые отдел или отделение; бухгалтерия.

Назначаем материально ответственного

59. Отпуск (выдача) основных средств со склада военного учреждения подразделению (материально ответственному лицу) оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма N ОС-2), отдельным военнослужащим — накладной (требованием) по форме N 434.

Отпуск (выдача) материальных запасов и малоценных предметов со склада военного учреждения подразделениям и отдельным военнослужащим производится по накладным (требованиям) по форме N 434, ведомостям (формы N 8, 9), заборным картам (форма N 431), раскладке — накладной на выдачу продуктов для приготовления пищи (форма N 22), меню — требованиям на выдачу продуктов питания (форма N 299), товарно — транспортной накладной (форма N 1-т), ведомости на выдачу кормов и фуража (форма N 397), ведомости выдачи материалов на нужды учреждения (форма N 410), рецептам и требованиям (по расходному медицинскому и ветеринарному имуществу).

Документы на отпуск (выдачу) материальных ценностей утверждаются руководителем военного учреждения и регистрируются финансовым органом. Первичные учетные документы на отпуск материальных ценностей на сторону в обязательном порядке подписываются начальником финансового органа или лицом, им уполномоченным.

По ведомостям (форма N 8) отпускаются:

предметы вещевого и другого имущества, а также продовольствие при выдаче их военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

материальные ценности для регламентных работ при обслуживании вооружения и военной техники;

горючее при заправке военной техники.

60. Артиллерийские и стрелковые боеприпасы, зенитные ракеты ближнего действия, пиротехнические и имитационные средства со склада воинского учреждения его подразделениям на практические и боевые стрельбы выдаются по ведомости (форма N 9). По этой же ведомости принимаются обратно после проведения стрельб на пункт боевого питания и склад оставшиеся и неисправные (негодные) боеприпасы, стреляные гильзы и укупорка.

Документальное оформление выдачи ракет остальных типов на практические боевые пуски (стрельбы) может устанавливаться специальными положениями.

61. Отпуск материальных ценностей военным учреждениям складами и другими военными учреждениями производится:

основных средств — по акту (форма N ОС-1 бюдж.);

материальных запасов и малоценных предметов — по накладной (требованию) по форме N 434, заборной карте (форма N 431), раскладке — накладной на выдачу продуктов для приема пищи (форма N 22).

62. Отпуск материальных ценностей за плату осуществляется по накладной (требованию) по форме N 434, товарно — транспортной накладной (форма N 1-т) только после получения военным учреждением денежных средств от получателя в порядке предварительной оплаты.

Продажа высвобождаемых материальных ценностей, закрепленных за Министерством обороны, производится в установленном порядке.

63. Выдача материальных средств в личное пользование военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и возврат их в подразделениях производятся под расписку в карточках учета (форма N 45).

64. Выдача по письменному указанию руководителя военного учреждения со склада во временное пользование на период учений, практических занятий и других мероприятий на срок не более месяца производится:

71. Списание с учета зданий, сооружений, вооружения, военной техники и других материальных ценностей в Вооруженных Силах производится в установленном порядке.

72. Списание с учета материальных ценностей, снятых с вооружения (снабжения), а также пришедших в негодность при испытаниях или по истечении установленных сроков эксплуатации (хранения, годности), если они по своему качественному (техническому) состоянию не могут быть отремонтированы (приведены в состояние годности) и использованы по прямому назначению, оформляется:

основных средств (кроме транспортных средств и литературы в библиотеках) — актом о списании основных средств в бюджетных учреждениях (форма N ОС-4 бюдж.);

транспортных средств — актом о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях (форма N ОС-4а бюдж.);

литературы в библиотеках — актом о списании исключенной из библиотеки литературы в бюджетных учреждениях (форма N 444);

малоценных предметов — актом о списании малоценных предметов (форма N 443);

материальных запасов — актом о списании материальных запасов (форма N 230), актом (форма N 15).

Акты на списание специальных установок (агрегатов, оборудования), смонтированных на шасси колесных (гусеничных) машин (прицепов) и на самолетах, вертолетах, планерах, беспилотных разведчиках и воздухоплавательной технике (далее именуются летательные аппараты), составляются раздельно на инвентарные объекты основных средств: установку (агрегат, оборудование) и базовую машину (прицеп).

Автомобильная, бронетанковая техника и летательные аппараты списываются только после списания (снятия и оприходования) установленного на них оборудования.

Литература библиотек списывается в соответствии с требованиями Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации <*>.

<*> Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 300.

73. Списание материальных ценностей производится:

основных средств — по первоначальной (восстановительной) стоимости;

нематериальных активов и малоценных предметов — по первоначальной стоимости;

материальных запасов — по фактической учетной стоимости.

74. Акты на списание материальных ценностей составляются комиссиями, назначаемыми руководителем военного учреждения, а в установленных случаях — руководителем вышестоящего военного учреждения.

В состав комиссий обязательно включаются должностные лица служб, осуществляющих обеспечение материальными ценностями, которые подлежат списанию. В комиссию по списанию мебели, казарменного инвентаря и противопожарного оборудования должен входить представитель квартирно — эксплуатационного органа.

Акт на списание вещевого имущества проверяется заместителем руководителя военного учреждения по тылу, которым делается заключение в акте о правильности произведенной выбраковки этого имущества.

Права должностных лиц по утверждению актов на списание материальных ценностей в Министерстве обороны определяются Министром обороны Российской Федерации.

75. Акт на списание материальных ценностей, утверждаемый руководителем военного учреждения, составляется в одном экземпляре.

Акт на списание материальных ценностей, представляемый на утверждение руководителю вышестоящего военного учреждения, составляется в двух экземплярах.

После утверждения первый экземпляр акта возвращается в военное учреждение для списания с учета материальных ценностей. Второй экземпляр с отметкой об уничтожении формуляра (паспорта) хранится в делах финансового органа вышестоящего военного учреждения, руководитель которого утвердил акт о списании материальных ценностей.

76. Материальные ценности, утраченные вследствие гибели, уничтожения, незаконного расходования и хищения, а также испорченные и преждевременно пришедшие в негодность, списываются с учета по актам, указанным в пункте 72 Руководства.

86. Учет материальных ценностей в подразделении (кроме бронетанковой, автомобильной техники и имущества, а также инженерной техники и горючего) ведется старшиной, в ремонтном подразделении — командиром подразделения или лицом, назначенным руководителем военного учреждения, на складе военного учреждения — начальником склада.

Учет материальных ценностей в подразделении, расположенном отдельно от своего военного учреждения, ведется лицами, назначенными приказом руководителя военного учреждения.

Учет ведется в учетных регистрах, поименованных в пунктах 47 и 50 Руководства.

Учет основных средств, малоценных предметов и материальных запасов ведется по видам номенклатуры (ракетно — артиллерийское вооружение, боеприпасы, инженерное имущество, средства связи, вещевое имущество и т.д.).

Материальные ценности, поступившие или отправленные (сданные) из подразделения или склада, приходуются (списываются) по учетным регистрам в тот же день. Данные этих регистров должны отражать наличие материальных ценностей на каждый день.

Учет бронетанковой, автомобильной техники и имущества автобронетанковой службы, а также инженерной техники и горючего в подразделении, расположенном или действующем со своим военным учреждением, не ведется. Этот учет ведется в финансовом органе за каждое подразделение.

87. Старшиной подразделения учет материальных ценностей, выданных военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в личное пользование, ведется в карточке учета (форма N 45), во временное пользование оружия и боеприпасов для несения караульной службы (на учения, занятия и для выполнения других задач) — в книге выдачи оружия и боеприпасов, во временное пользование других материальных ценностей — в книге учета (форма N 37).

88. В каждом помещении (комнате) вывешивается опись (форма N 65) находящихся в нем (ней) материальных ценностей. Опись подписывается материально ответственным лицом. В описи, вывешиваемой в комнате для хранения оружия, указывается количество пирамид, шкафов, ящиков, стендов, плакатов и другого имущества, хранящегося в этой комнате. В описи указываются также номера шкафов и какой печатью они опечатаны.

89. В подразделении, производящем самостоятельную заправку военной техники горючим, выдача водителям машин горючего производится по ведомости (форма N 8) или заборной карте (форма N 431) под подпись. Количество выданного горючего записывается заправщиком в путевой лист каждой заправленной машины.

Заправка горючим стационарных и передвижных агрегатов (станций) производится по рабочим листам (форма N 17) под подпись мотористов (начальников станций) в ведомости (форма N 8) или заборной карте (форма N 431).

Горючее, полученное на складе (заправочном пункте) военного учреждения подразделением, производящим самостоятельную заправку военной техники, учитывается в этом подразделении по книге складского учета материалов (форма N М-17). Списание горючего с подразделения производится по акту о списании материальных запасов (форма N 230), составляемому на основании данных оформленных путевых листов установленной формы и рабочих листов (форма N 17).

90. Продукты питания, полученные подразделением, расположенным отдельно от военного учреждения, учитываются в книге складского учета материалов (форма N М-17). Выдача их в столовую (на камбуз) производится на основании раскладки — накладной на выдачу продуктов для приготовления пищи (форма N 22). Списание с учета продуктов, израсходованных для приготовления пищи, производится в этом случае также по раскладке — накладной (форма N 22).

91. Командиру подразделения, расположенного или действующего отдельно от своего военного учреждения (на учении, полигоне и т.д.) и получающего самостоятельно горючее и продовольствие со складов (баз) объединения, поставщиков или от других военных учреждений, выдаются под отчет бланки доверенностей формы N М-2 и бланки аттестатов формы N 21, на которых проставляются мастичные гербовые печати военного учреждения.

147. Заказчиками, не имеющими лицевых счетов в органах федерального казначейства и производящими расчеты с поставщиками материальных ценностей через соответствующие финансовые органы, имеющие такие счета, операции по централизованному снабжению материальными ценностями отражаются в учете с использованием соответствующих субсчетов счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию из бюджета».

После оплаты счета поставщика за материальные ценности в порядке централизованного снабжения заказчиками в учете производится запись по дебету субсчета 178 и кредиту соответствующего субсчета счета 14. Если заказчику поступили документы (копии) поставщика, подтверждающие отгрузку грузополучателю материальных ценностей, производится бухгалтерская запись по дебету субсчета 068 «Материалы в пути» и по кредиту субсчета 178.

Одновременно с этим грузополучателю высылается извещение (форма N 280) с приложением копий счетов — фактур поставщика, транспортной организации — перевозчика, других документов, подтверждающих стоимость материальных ценностей, указанную в извещении (количество экземпляров извещения определяется графиком документооборота). Отдельное извещение (форма N 280) получателю высылается военным учреждением, централизованно оплатившим перевозку.

Один экземпляр извещения остается в делах финансового органа грузополучателя, второй, с отметкой грузополучателя о получении и оприходовании материальных ценностей, подписанный руководителем военного учреждения, начальником финансового органа и скрепленный гербовой печатью военного учреждения, возвращается заказчику. В возвращаемом экземпляре извещения грузополучатель проставляет отдельно сумму, указанную отправителем извещения, и дополнительно сумму транспортно — заготовительных расходов, если эти расходы были произведены грузополучателем.

При получении от грузополучателя подтвержденного второго экземпляра извещения (форма N 280) заказчиком производится запись:

по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам — по дебету субсчета 200 (201, 203) и кредиту субсчета 068;

по материальным запасам:

если учет материальных запасов ведется плательщиком — по дебету субсчетов 040, 041, 043, 044, 060 — 067, 069 и кредиту субсчета 068;

если учет материальных запасов ведется получателем — по дебету субсчета 140 и кредиту субсчета 068.

Извещение (форма N 280) выписывается в адрес грузополучателя также и по факту отгрузки поставщиком материальных ценностей с последующей оплатой (т.е. в случае образования кредиторской задолженности).

В этом случае у заказчика производятся записи:

по получении от поставщика счета — фактуры и отгрузочных документов:

по дебету субсчета 068 и кредиту субсчета 178;

по получении от грузополучателя экземпляра акта о приемке основных средств, нематериальных активов и малоценных предметов — по дебету субсчета 200 (201, 203) и по кредиту субсчета 068 (по получении акта о приемке материальных запасов записи в учете заказчика не производятся);

после оплаты счета поставщику за полученные:

основные средства, нематериальные активы, малоценные предметы — по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета 140;

материальные запасы — по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета 140 и одновременно — по дебету субсчета 140 и кредиту субсчета 068.

По факту оплаты в адрес грузополучателя направляется в установленном порядке извещение (форма N 280), подтверждающее оплаченную сумму. На основании полученного извещения грузополучатель корректирует стоимость материальных ценностей и отсылает один исполненный экземпляр извещения заказчику.

Учет выписанных извещений (форма N 280) ведется в книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке (форма N 322).

Финансовым органом, оплатившим централизованную поставку, производится запись по дебету соответствующего субсчета счета 14 (по лицевому счету заказчика) и по кредиту субсчета 091 (097).

Военным учреждением — грузополучателем принятые к балансовому учету материальные ценности отражаются:

основные средства — по дебету субсчетов 013 — 019 и кредиту субсчета 250;

  1. Издать приказ или распоряжение. Информировать в нем о проведении административного расследования, ответственных лицах и сроках. Поясним, полномочия на издание документа есть только у командира части.Другой вариант: поставить резолюцию на рапорте, которая послужит основанием к проверке. В приказе указать сроки для проверки, ответственных лиц, по какому факту проводится проверка.
  2. Если есть необходимость — собрать комиссию для расследования.
  3. Анализировать ситуацию:
    • определить, кто виноват. Ознакомиться с кругом их обязанностей;
    • выяснить, при каких обстоятельствах совершено нарушение (точное место, время, суть нарушения);
    • работа с собранной информацией: установить виновных, уточнить, умышленно или нет совершено нарушение, точно рассчитать размер нанесенного ущерба, есть ли обстоятельства, исключающие привлечение военнослужащих к материальной ответственности.

    Что делать, если виновников нарушения несколько? Выяснить, насколько сильно виноват каждый. С учетом вины в происшествии установить, сколько нужно возмещать на счет воинской части. Основание – ст. 6 Закона о материальной ответственности военнослужащих.

  4. Рассчитать ущерб. Исходить из цен, действующих в районе расположения воинской части. Расчет производит бухгалтер части. Уточнить полная или ограниченная материальная ответственность военнослужащих.
  5. Привлечь экспертов. Если ситуация сложная и требует специальных познаний, то помощь экспертов просто необходима.
  6. Информировать командира части, если выяснилось, что совершено какое-либо преступление, поименованное в Уголовном кодексе.
  7. Получить объяснения у лиц, участвующих в деле.
  8. Приложить к материалам проверки поясняющие документы: акты, объяснительные, рапорты, отчеты о хозяйственной деятельности и т.д.
  9. Составить акт или рапорт о расследовании:
    • указать виды материальной ответственности военнослужащих;
    • уточнить обстоятельства дела;
    • в чем заключается вина участников, есть ли основания, по которым закон освобождает от наказания;
    • указать, какие нормы уставов и инструкций нарушены, как относятся виновные к совершенному нарушению;
    • прочие важные обстоятельства по делу.
  10. Передать документы на проверку помощнику начальства части. Если все в порядке, передать руководству.
  11. Подсчитать убыток. В зависимости от суммы издать приказ о взыскании или прибегнуть к взысканию в судебном порядке (Постановление Верховного Суда от 29 мая 2014 №8);

Приказ Министра обороны РФ от 28.03.2001 N 135

Если вы хотите узнать больше о материальной ответственности военнослужащих, привлечение военнослужащих к материальной ответственности или военному законодательству, правовым отношениям на военной службе, добро пожаловать на сайт «33 Юриста.ру».

Юристы разъяснят виды материальной ответственности военнослужащих, чем отличается ограниченная материальная ответственность военнослужащих от полной. Проконсультируют по военному праву, проанализируют вопрос клиента, найдут оптимальное решение.

Памятка для материально-ответственного лица

~33 кБ, *.docx (Размещен 13.11.2018)

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

~66 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств

~87 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт оценки

~34 кБ, *.doc (Размещен 27.09.2018)

Акт приёма-передачи объекта стоимостью свыше 10 т.р. для одной позиции (образец)

~2 МБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Акт приёма-передачи объекта стоимостью до 10 т.р., более одной позиции (образец)

~2 МБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Акт приёма-передачи объекта стоимостью до 10 т.р. для одной позиции (образец)

~575 кБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Акт списания основного средства

~65 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт списания транспортного средства

~62 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда

~63 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт списания (образец)

~627 кБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Акт списания мягкого и хозяйственного инвентаря

~57 кБ, *.xls (Размещен 28.10.2020)

Акт списания мягкого и хозяйственного инвентаря (образец)

~617 кБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Дефектная ведомость

~29 кБ, *.doc (Размещен 27.09.2018)

Дефектная ведомость (образец)

~149 кБ, *.pdf (Размещен 08.10.2018)

Требование-накладная

~44 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Требование-накладная (расширенная)

~60 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Требование-накладная (склад)

~45 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Завяка на выпуск доверенности

~30 кБ, *.doc (Размещен 25.09.2018)

Акт о списании материальных запасов

~71 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Акт списания материальных запасов (образец)

~508 кБ, *.pdf (Размещен 09.10.2018)

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения

~42 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Ведомость выдачи материальных ценностей к акту на списание (образец)

~490 кБ, *.pdf (Размещен 09.10.2018)

Акт о списании спирта

~32 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Акт о списании бланков строгой отчетности (БСО)

~33 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Книга регистрации боя посуды

~35 кБ, *.xls (Размещен 25.09.2018)

Отчет о расходе горюче-смазочных материалов

~51 кБ, *.doc (Размещен 25.09.2018)

Накладная на внутреннее перемещение

~34 кБ, *.xls (Размещен 27.09.2018)

Накладная на внутреннее перемещение, основное средство, сч.21 (образец)

~230 кБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Накладная на внутреннее перемещение, основное средство сч.101 (образец)

~241 кБ, *.pdf (Размещен 28.09.2018)

Накладная на внутреннее перемещение материальных запасов (образец)

~669 кБ, *.pdf (Размещен 09.10.2018)

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • — установить основания для привлечения к ответственности;
  • — определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • — выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.

Нормативная база

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством меры имущественного характера, применяемые к военным, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Ее объем и порядок применения регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

Законодатель также акцентирует внимание на том, что обязанность компенсировать вред возлагается на военного только если он причинил его при исполнении. Если же он совершил правонарушение, когда не исполнял свои прямые обязанности (например, находился в отпуске), то его ответственность будет регулироваться в общем порядке Гражданским кодексом РФ .

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает, что военные компенсируют только реальный ущерб, причиненный в результате их виновного противоправного поведения.

  • уничтожение или повреждение военного имущества (все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, вещевое имущество, здания, сооружения, ценные бумаги и деньги, другое имущество, которое находится в федеральной собственности и закреплено за воинской частью);
  • расходы на производство ремонтно-восстановительных работ или приобретение нового имущества;
  • излишние траты, которые понесла воинская часть. К таким расходам, например, следует отнести траты на ремонт поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск. Также под эту категорию подпадают штрафы и неустойки, которые пришлось выплатить третьим лицам.

При этом военнослужащий освобождается от выплаты компенсации, если вред был причинен:

  • по приказу руководства;
  • в результате обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, пожар, обвал в горах и т. п.);
  • в результате оправданного служебного риска.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащего бережного отношения к имуществу, принадлежащему воинской части. Этот тезис находит свое продолжение в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и уставе. Среди прочего, в этих документах установлена обязанность беречь воинское имущество, бережно носить одежду и обувь, иметь исправное, почищенное и готовое к бою оружие и т. д.

Статьи 4 и 5 Закона № 161-ФЗ выделяют два вида матответственности: ограниченную и полную. Рассмотрим каждый из них.

  1. Было утрачено или повреждено имущество, которое было передано под отчет для хранения, перевозки либо других целей. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов.
  2. Имущество было уничтожено или повреждено в результате действий, которые образуют состав преступления (например, хищение).
  3. Имеет место умышленное уничтожение, повреждение, расходование имущества независимо от того, образуют ли действия состав преступления, предусмотренного УК РФ . Например, хищение может быть совершено на незначительную сумму, а значит, в силу малозначительности деяния, согласно УК РФ, оно не расценивается как уголовно-наказуемое.
  4. Ущерб был нанесен военнослужащим, который находился в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Это правило не распространяется на случаи, когда опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц.
  5. Имеют место виновные действия, которые повлекли за собой необходимость оплаты лечения третьих лиц.

Стоит отметить, что срок давности привлечения к матответственности составляет три года с момента обнаружения причиненного ущерба, и он должен быть возмещен не зависимо от того, был ли привлечен виновный к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

В ситуациях, когда закон предписывает выплату компенсации в полном объеме, привлечение к материальной ответственности осуществляется через суд на основании иска командира части. В случае с ограниченной ответственностью компенсация удерживается из месячного оклада военнослужащего на основании приказа командира части. Однако прежде чем обязать военного к выплате, необходимо соблюсти следующий алгоритм действий:

1. После выявления факта причинения ущерба командир воинской части обязан назначить административное расследование (приказом либо устно), в результате которого должно быть установлено:

  • в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;
  • какими неправильными действиями причинен данный ущерб;
  • какие законы и установленные правила при этом были нарушены;
  • в какой форме был причинен ущерб;
  • степень вины;
  • находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
  • какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.


Не все поля заполнены

2.Учебный вопрос: Учет материальных средств в подразделений.

Не все поля заполнены

Основными документами, регулирующими вопросы возмещения военными нанесенного государству ущерба, являются закон о статусе военнослужащих; закон о воинской обязанности и военной службе; закон 161-ФЗ о материальной ответственности военнослужащих, который определяет перечень условий и размеры матответственности как военных, так и лиц, находящихся на военных сборах, за ущерб, который они причинили федеральной собственности воинских частей при исполнении военных обязанностей.

Рассмотрим основные условия, при которых наступает данный вид матответственности:

  • установленный факт действительного материального ущерба, т. е. утрата, хищение, порча и т. п. военного имущества;
  • нахождение виновного в момент причинения вреда при исполнении военных обязанностей (военнослужащий, находившийся не при исполнении, несет материальную ответственность по гражданскому законодательству);
  • ущерб причинен федеральной собственности (имущество военной части);
  • размер потерь, причиненных военнослужащим, не имеет значения для привлечения к материальной ответственности;
  • виновного можно привлечь как в административном, так и в судебном порядке;
  • установлена одна санкция — обязанность осуществить денежное возмещение причиненного материального ущерба за счет личных средств;
  • срок давности — 3 года со дня обнаружения потерь.

Если военнослужащий нанес убытки, исполняя приказ командира или осуществляя правомерные действия, оправданные служебным риском, привлекать его к ответственности запрещено.

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • воинские части — органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
  • командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
  • имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
  • реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года № 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 3, ст.61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

12 июля 1999 года

№ 161-ФЗ

Каждый случай наступления ответственности обязательно должен сопровождаться объективным расследованием. Наказанию подвергается военный не столько за факт причинения ущерба, сколько за сопутствующие противоправные действия. Первым делом необходимо выяснить, имелись ли в поступках гражданина смягчающие обстоятельства? В противном случае его действия или бездействие будет расценено, как нарушение закона.

После того, как было установлена доля вины военнослужащего, вступают в силу вышеуказанные нормативные акты. Согласно им устанавливается форма и размер компенсационной выплаты. Здесь необходимо отметить еще одну тонкость. Когда действия гражданина привели к порче военного имущества, но сам гражданин при этом на службе не состоял или не находился при исполнении, то в отношении него будут приняты меры по гражданским актам, также предусмотренным в российском законодательстве.

Особенности армейского быта характеризуются тем, что каждый гражданин становится более самостоятельным, ответственным, собранным. Военнослужащий обязан понимать, что вверенное ему армейское имущество в денежном эквиваленте превышает многократно его заработок. Даже при отсутствии непосредственной ответственности необходимо бережно относиться к инвентарю. Зарождение подобного подхода начинается с курса лекций по ОГП, где солдат знакомят с понятием материальной ответственности, а также рассматривается их юридическая ответственность.

Командование обязано предоставить все условия для того, чтобы солдат мог обеспечить целостность имущества. В противном случае говорить о возмещении убытка нельзя. Есть один надежный способ избежать спорных моментов при назначении выплаты, это договор, который подписывается между гражданином и командованием. Здесь указываются обязанности и права сторон, а также последовательность действия, необходимых для предотвращения порчи имущества.

Например, военнослужащий заподозрил скорый выход из строя вверенной ему техники, он обязан поставить в известность командование. В этом случае будут проведены регламентные ремонтные работы, и неприятностей удастся избежать. Договор об ответственности может стать спасительным документом как для одной, так и для другой стороны.

Закон №161 определяет, что российские военнослужащие привлекаются к одному из двух видов материальной ответственности: в размере одного или нескольких окладов либо полный возврат начисленных сумм. Варианты, предполагающие применение определенного случая, приведены законодательно. Список ситуаций закрытый, и произвольно по указанию должностных лиц не дополняется.

Этот вариант ответственности описан в ст.4. Он касается некоторых категорий служащих, виновных в наступлении одного из событий, указанных в списке. Ответственность ограничена одним или несколькими окладами и надбавкой за выслугу. Под окладом понимается совокупность выплат, которые устанавливаются за должность и звание. Сумма надбавки формируется на основании количества лет, засчитанных в выслугу. Подробная информация представлена в таблице.

Субъект Примечания Ограничение
оклад надбавка
Мужчины, призванные по призыву Материальный ущерб нанесен по неосторожности 2
Мужчины, находящиеся на сборах 1 1
Контрактники Виновные действия, повлекшие применение штрафных санкций за простой контейнеров, вагонов, судов, транспорта, нарушение сроков внесения в бюджет обязательных платежей 2 2
Командиры Издание приказа, нарушившего порядок учета, использования, хранения, расходования, перевозки, либо непринятие мер по пресечению хищения, уплаты лишних денежных средств, повлекшие причинение ущерба 1 1
Командиры Вина в незаконном увольнении, переводе, назначении на не предусмотренную штатом должность 3 3

Нормы, регламентирующие процедуру привлечения к материальной ответственности за ущерб, перечислены законодателем в ст.5. Список имеет закрытый характер, и не подлежит расширительному толкованию:

  • утрата или повреждение вещей, когда за их получение лицо расписалось в документе, и они предназначены для дальнейшей транспортировки, выдачи, использования или хранения на складе;
  • ущерб, причиненный казенным вещам в результате совершения преступления, когда в отношении виновника судом вынесен приговор;
  • кража, полное или частичное уничтожение, продажа, передача в аренду, использование в личных целях, совершенные с умыслом получения денег, сокрытия каких-либо фактов или в других целях, даже если такие действия не описаны в уголовном законе;
  • побои или иное причинение вреда здоровью других военнослужащих, если возникла необходимость в прохождении лечения пострадавших в медицинских учреждениях;
  • добровольное распитие спиртного, повлекшее утрату или уничтожение казенных вещей.

Ведение учета материальных средств в воинской части производится на основании руководящих документов, изданных на уровне начальника силового ведомства. Как и ведение бухгалтерского учета в гражданских организациях, в государственных структурах предусмотрен свой порядок.

За все имущество в целом, находящееся в отделении, отвечает командир. Начальствующие лица отдельных подразделений следят за своей частью вверенных им материальных ценностей.

Обстоятельства привлечения военнослужащего приведены в ст.3. Статья включает только основные положения, не конкретизируя и не раскрывая их.

Однако содержащиеся в правовой норме условия важны. В частности, ими определяется, что возмещение осуществляется в пределах реального ущерба. В теории права есть и другое понятие — упущенная выгода. Оно предполагает возмещение сумм, которые могли бы быть получены, если бы не действие, повлекшее утрату имущества. Военнослужащие освобождены от возмещения убытков по этому направлению вследствие того, что части не являются коммерческими организациями.

Полное возмещение убытков возможно, когда действие закона №161 ограничено сложившимися обстоятельствами. Такое вероятно, если, к примеру, военные повредили чужое имущество. Соответственно, они должны были в этот момент находиться на сходе либо в увольнении и территориально быть за пределами места расположения своей службы. В данной ситуации взыскание будет осуществляться в судебном порядке, станут применяться общегражданские нормы права.

Не допускается привлечение в некоторых случаях, выведенных из-под действия норм об ответственности:

  • выполнение приказа;
  • совершение действий, подпадающих под определение правомерных;
  • крайняя необходимость;
  • действие непреодолимой силы.

Во всех остальных ситуациях, включая установленные факты кражи, виновный несет материальную ответственность, а иногда за некоторые особо важные проступки (хищение оружия, боеприпасов) еще и уголовную.

Ст.6 ФЗ №161 содержит алгоритм определения суммы, которую следует внести в бюджет для покрытия убытков. Во внимание принимаются фактические сведения, взятые из учетных книг. Конечная сумма возмещения рассчитывается на дату обнаружения повреждений или утраты.

В случае нанесения ущерба имуществу: оружию, технике, боеприпасам и другим предметам, которые поставляются в войска централизованно, сумма определяется согласно прейскуранту, установленному компетентными органами.

При повреждении вещей, бывших в употреблении, обязательно учитывается степень их износа.

Порядок определения размера ущерба в каждом случае приведен в таблице.

СитуацияРазмер ущерба
Неправомерное назначение на военную или гражданскую должность, не включенную в штат Фактически выплаченные суммы вознаграждения
Незаконное назначение на более высокую должность Разница между фактическими выплаченными суммами и размером вознаграждения по занимаемой должности назначенного
Причинение вреда здоровью, повлекшее необходимость лечения Понесенные расходы на восстановление здоровья

Если установлена вина нескольких лиц, то ответственность делится между всеми.

Административное расследование обеспечивается внутренними силами служащих в части. Назначается оно по распоряжению начальника после выявления недостачи или порчи.

Срок расследования ограничен одним месяцем. Закон также предусматривает возможность продления административных мероприятий на такой же срок.

Когда вред — следствие действий, подпадающих под определение дисциплинарного проступка, ведется другой тип расследования.

Расследование может не проводиться вовсе, когда обстоятельства, необходимые для наказания лиц, установлены иными компетентными органами (суд, полиция, следственный комитет), и оформлены процессуальными документами.

Как было отмечено, поправки Федерального закона № 359‑ФЗ привели к замене в ст. 242 и 243 ТК РФ понятия «административный проступок» на понятие «административное правонарушение».

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение признается совершенным (ст. 2.2 КоАП РФ):

  • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1);
  • по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2).

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении перечислены в ст. 29.9 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Случаи, когда выносятся постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, установлены в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, которые уполномочены назначать административные наказания иного вида или размера либо принимать другие меры воздействия в соответствии с законодательством РФ

О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица

Что касается административного проступка, КоАП РФ не содержит такого понятия.

В Трудовом кодексе мы сталкиваемся с дисциплинарными и аморальными проступками. При этом под дисциплинарным проступком подразумевается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение такого проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Следует отметить: ранее судебная практика складывалась так, что под административным проступком понималось именно правонарушение, предусмотренное КоАП РФ.

В пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ № 52 содержится следующее уточнение: согласно п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Учитывая это, работник может быть привлечен к полной материальной ответственности, если по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, было вынесено постановление о назначении административного наказания (п. 1 абз. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ), поскольку в указанном случае факт совершения лицом административного правонарушения установлен.

Если работник был освобожден от административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с его малозначительностью, о чем по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено постановление о прекращении производства по делу, и работнику было объявлено устное замечание, на него также может быть возложена материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба, поскольку при малозначительности административного правонарушения устанавливается факт его совершения, выявляются все признаки состава правонарушения и лицо освобождается лишь от административного наказания (ст. 2.9, п. 2 абз. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности либо издание акта об амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 4, 6 ст. 24.5 КоАП РФ), в указанных ситуациях работник не может быть привлечен к полной материальной ответственности по п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, однако это не исключает право работодателя требовать от данного работника возмещения ущерба в полном размере по иным основаниям. Если же указанные основания отсутствуют, работодатель может привлечь работника только к ограниченной материальной ответственности, то есть в пределах его среднего месячного заработка.


Похожие записи:

Добавить комментарий