Примеры благоустройства придомовой территории многоквартирного дома: правила, проект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Примеры благоустройства придомовой территории многоквартирного дома: правила, проект». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что мы видим, выходя из подъезда своего дома? Скамейки для отдыха, урны для мусора, тротуары для пешеходов, детские и спортивные площадки для развлечения, кустарники, деревья и цветы.

Элементы благоустройства окружают нас повсюду и имеют ясный и понятный функционал – делать нашу жизнь комфортнее.

Перечислим самые популярные виды:

  • малые архитектурные формы (МАФ): уличная мебель, урны, вазоны;
  • сопряжение поверхностей (бортовые камни, пандусы, ступени, лестницы);
  • ограждения: различаются по назначению, высоте, материалу и даже степени проницаемости для взгляда: защитные, декоративные, железные, высокие и низкие, прозрачные и глухие;
  • площадки: детские, игровые, спортивные;
  • пешеходные дорожки, автомобильные проезды;
  • освещение и осветительное оборудование: функциональное, архитектурное, информационное;
  • оформление зданий: вывески, адресные таблички (наименование улиц и номеров домов), таблички с указанием подъездов и квартир;
  • территории для парковок автотранспорта;
  • бытовые площадки для сбора и утилизации мусора.

Примечание. Придомовые элементы благоустройства обязательно должны соответствовать требованиям СП “Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”. Например, человеку с ограниченными возможностями не надо никого уговаривать установить пандус, соответствующие инстанции обязаны это сделать по первому требованию.

Благоустройство территории многоквартирного дома: разбираем все нюансы

Итак, мы разобрались, что такое благоустройство придомовых территорий и кто за него отвечает, как действовать и куда обращаться в случае нарушения правил. Благоустройство домов — зона совместной ответственности собственников многоквартирных домов, управляющих организаций и властей. При успешном взаимодействии всех сторон наши дворы будут функциональными, зелеными и чистыми.

Придомовая территория – четко ограниченный участок земли, расположенный вблизи многоквартирного дома и относящийся к общедомовой собственности. Зона включает в себя множество элементов: площадку, парковку, ограждение, зеленые насаждения и так далее.

Как правило, проект благоустройства двора включает в себя не только организацию, но и обслуживание территории:

  • участка земли, на котором расположен дом;
  • элементов озеленения (деревьев, кустарников, газонов, клумб);
  • трансформаторной подстанции;
  • детской и спортивной площадки;
  • парковки;
  • пожарного проезда.

Этот список не исчерпывающий, могут включаться иные объекты, необходимые для комфортного проживания жильцов.

Возведением качелей, горок и других развлекательных сооружений для детей занимается муниципалитет, если земля государственная, или УК. Согласно закону, такие элементы размещают вдали от проезжей части и пешеходных дорожек, ограждают зелеными насаждениями. Санитарные нормы предусматривают регулярную замену песка. Качели, лавочки, горки и песочницы должны быть чистыми.

За состоянием площадок следят работники УК. Они регулярно осматривают их, убирают мусор, производят ремонт.

Расстояние до стен и фасадов домов от мест парковки должно быть не менее 10 м. Требования к устройству паркинга формируются в зависимости от его вместимости. Чем больше машин нужно разместить, тем жестче правила.

Как благоустроить двор многоквартирного дома в плане уборки территории, описано в Постановлении Госстроя РФ № 170:

  1. Площадки, проезды между домами убирают работники управляющей компании.
  2. Внутриквартальные дороги очищают специализированные организации.

Особенность уборки заключается в том, что сначала устраняют мусор на пешеходных дорожках и тротуарах, а потом уже на дорогах.

Определить, кто отвечает за благоустройство придомовой территории, можно на основании формы собственности, в которой находится участок. Облагораживанием также разрешено заниматься компании-застройщику, если это предусмотрено в договоре.

Уход за двором осуществляют местные власти или представители УК.

Особое внимание следует уделить составлению договора на передачу многоквартирного дома от застройщика к жильцам или управляющей организации. В соглашении нужно обозначить отдельный пункт, который предусматривает обязанности застройщика по благоустройству придомовой территории. Если этого не сделать, ухаживать за двором придется жильцам дома.

Государство тоже участвует в облагораживании дворов МКД. Основная форма реализации этой задачи – федеральная программа благоустройства дворовых территорий. Цель мероприятия состоит в наведении порядка на придомовой территории. Работы оплачиваются из государственного бюджета.

Пример эффективной программы благоустройства дворовых территорий МКД показал муниципалитет Тульской области . Власти выделили средства на следующие цели:

  • озеленение;
  • устройство детских площадок;
  • ремонт и реконструкцию фасадов и ограждений;
  • создание «зеленых» зон;
  • оформление скверов для отдыха.

Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома редко финансируется из федеральных средств. Деньги обычно выделяются из бюджета региона. Узнать, действует ли по вашему месту жительства подобная программа, можно на официальном сайте городской администрации.

Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию. Это важно по нескольким причинам:

  1. Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.
  2. Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.
  3. Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

Благоустройство и содержание придомовой территории

Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.

Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  1. Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома. Здесь важна помощь УО.
  2. Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др. Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.
  3. Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.
  4. Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:

  1. Техническое задание для разработки проекта.
  2. Бюджет и план-график работ.
  3. Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.
  4. Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.

Обычно весь земельный участок, на котором располагается строение, рассчитанное на большое количество владельцев, является собственностью жильцов. Узнать, за кем закреплена придомовая территория многоквартирного дома можно в управляющей компании, кадастровой палате, многофункциональном центре или ТСЖ.

Если придомовая территория является муниципальной, то жильцы многоквартирного дома могут использовать ее в соответствии с договором, включающем в себя информацию о полномочиях сторон, порядке владения, возможности сдачи в аренду и т.д.

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, прилегающего к зданию, предусматривает:

  • установку детских площадок, песочниц и других аналогичных объектов;
  • монтаж и ремонт тротуаров;
  • поддержание привлекательного вида газона;
  • уборку листвы;
  • высадку цветов, деревьев, кустарников и последующий уход за ними.

По мнению Верховного суда России оплата благоустройства придомового пространства многоквартирного дома, подвергшегося государственному кадастровому учету, является обязанностью владельцев квартир.

Жилищный кодекс гласит, что содержать и поддерживать общее имущество должны собственники жилья. Следовательно, если граждане путем подписания договора передали полномочия управляющей компании или иному обслуживающему предприятию, они ежемесячно должны платить определенную сумму за то, что их обязанности выполняются другими людьми.

Строительные нормы и правила позволяют жильцам «заселить» придомовую территорию многоквартирного дома следующими элементами и сооружениями:

  • пешеходными тротуарами;
  • цветочными клумбами;
  • деревьями и кустарниками;
  • площадками для детских игр и спортивных занятий;
  • сооружениями хозяйственного предназначения;
  • участками для выгула животных.

Нормативы, касающиеся благоустройства придомового пространства, отражены в СНИП. На площадь двора в многоквартирном жилом помещении влияют разные факторы – этажность здания, число квартир, а также год, в котором произошло введение дома в эксплуатацию.

Ограждение земельного участка относится к благоустройству многоквартирного жилища, но при его возведении следует помнить о некоторых ограничениях:

  • забор не должен создавать препятствий при проезде или проходе к зданию ремонтных бригад, персонала электросетей и т.д.;
  • двор нельзя закрывать полностью, так как он может быть единственным способом прохода для жильцов соседних домов;
  • детскую площадку и парковку можно огораживать как частично, так и полностью.

Если на собрании жильцы пришли к общему мнению в отношении установки металлических ограждений, не позволяющих парковаться владельцам соседних жилых помещений, они должны помнить, что запрещено преграждать въезд экстренным службам.

Уборка общего земельного пространства, прилегающего к многоквартирному дому, является обязанностью:

  • управляющей компании, подписавшей договор;
  • владельцев квартир, заключивших соглашение с обслуживающей организацией;
  • ТСЖ, обратившегося в фирму, предоставляющую соответствующие услуги, или принявшего в штат необходимых рабочих.

Уборка придомового земельного участка должна производиться в соответствии с определенными нормами:

  • порядок в саду, на тротуаре или на дороге предполагает привлечение специальной службы;
  • элемент, недосягаемый для техники, должен обрабатываться вручную;
  • сброс снега при расчистке можно осуществлять на полосу, обслуживаемую снегоуборочной машиной;
  • место съезда или въезда техники на тротуар должно быть оснащено специальным пандусом;
  • дворовый инвентарь и оборудование может складироваться на определенных площадках;
  • срок уборок формируется органами самоуправления;
  • в зимнее время придомовая территория должна посыпаться песком;
  • движение уборочной техники в дневное время ограничивается скоростным режимом – 4 км/ч.

Масштабность работ, проводимых в зимнее и летнее время, напрямую зависит от площади и материалов, используемых для покрытия территории.

Высадка зеленых насаждений в рамках благоустройства придомовой территории многоквартирного дома необходима для обеспечения гармоничного вида придомовой территории и улучшения состояния здоровья граждан. Озеленение выполняется обычно жильцами дома и может включать в себя обустройство газонов, высадку деревьев и кустарников, организацию цветочных клумб и т.д.

Для участия в Федеральном проекте подается заявка в муниципальные органы власти, заявление с определением очередности проведения работ по благоустройству придомовой территории. Заявка представляет собой пакет документов. Для комплектации пакета следует подготовить:

  • Протокол общего собрания жильцов с рассмотрением вопросов о включении двора в программу, согласованный перечень минимальных и дополнительных работ, источниках финансирования (или рабочего участия жильцов) в дополнительных мероприятиях;
  • Решение о создании инициативной группы жильцов и выборах полномочного представителя коллектива граждан, проживающих в данном дворе;
  • Фотографии существующих объектов инфраструктуры на придомовой территории (с целью подтверждения необходимости их ремонта, демонтажа, проведения работ по благоустройству);
  • Копия паспорта из кадастра на земельный участок дома (домов);
  • Копия технического паспорта дома (домов);
  • Справка управляющей организации с указанным сроком введения сооружения в эксплуатацию

Заявление на участие в программе подается от имени жильцов многоквартирного дома (домов), подписывается уполномоченным представителем, выбранным на общем собрании. В заявлении необходимо указать очередность выполнения мероприятий по благоустройству территории с просьбой рассмотреть данный перечень на заседании соответствующей комиссии администрации населенного пункта.

Сколько метров от дома придомовая территория многоквартирного дома?

Благоустройство детской площадки в рамках проекта входит в перечень дополнительных работ. Средства на данный вид деятельности выделяются из муниципального бюджета. Степень участия жильцов определяется на местном уровне: внесение определенного процента из сметной стоимости проекта или посильный вклад в проведение работ путем участия в благоустройстве двора.

Если жители двора решали на общем собрании, что необходимо установить новую детскую площадку или реконструировать имеющуюся, то первым делом следует разработать дизайн-проект. Этот документ, выполненный на профессиональной основе, является обязательным дополнением к пакету документов для участия в программе.

Разработку дизайн-проекта рекомендуется поручить специализированной организации. Только в этом случае будут учтены все нормы законодательства, технические условия, что позволит заявке выиграть участие в проекте.

Компания «СКИФ ПРО» оказывает профессиональные услуги по разработке проектов благоустройства придомовой территории, в том числе с установкой детских площадок. Для клиентов компании создан сервис по разработке дизайн-проектов игровых и спортивных площадок для разных возрастных категорий детей.

Исходя из пожеланий заказчика, утвержденного перечня работ по благоустройству, на основе имеющейся сметы менеджеры компании предложат варианты обустройства детской площадки. Причем при помощи программы 3D моделирования можно «увидеть» будущую площадку еще на этапе разработки и корректировать варианты размещения оборудования. Визуализация проекта позволит заранее предусмотреть разнообразные функциональные зоны, их комплектацию оборудованием.

Компьютерная модель выполняется в объемном виде. Распечатанные изображения помогут рассмотреть площадку со всех ракурсов.

При разработке проекта выбираются:

  • Размеры площадки;
  • Возможное покрытие из песка, грунта, резинового материала, газона;
  • Места размещения игрового оборудования;
  • Расположение вспомогательных объектов (фонарей, скамеек, ограждения)

При грамотной профессиональной подготовке дизайн-проекта в соответствии со сметной стоимостью, своевременной подаче полного пакета документов (заявки) на участие двора в Федеральном проекте, жильцы дома смогут получить благоустроенную территорию для комфортного проведения досуга взрослых и детей.

Любой жилой дом расположен на неотчуждаемом земельном участке. Для многоэтажных жилых строений установлены определенные минимальные и максимальные размеры территории. Этот надел в обязательном порядке состоит на государственном кадастровом учете и является общей долевой собственностью всех жильцов. В состав прдомового участка могут входить следующие важные социальные объекты:

  • автомобильные стоянки;
  • детские площадки;
  • гаражи или площади, отведенные под их строительство;
  • спортивные площадки;
  • элементы озеленения придомовой территории многоквартирного дома (клумбы, розарии, газоны, альпинарии, деревья, живые изгороди и т.д.);
  • вспомогательные строения, необходимые для нормального функционирования жилого объекта или обеспечения безопасности проживающих граждан (шлагбаумы, охранные посты, трансформаторные будки и т.д.);
  • площадки для выгула домашних животных;
  • пешеходные и спортивные дорожки;
  • подъездные аллеи и прочее.

Для поддержания двора и площади вокруг многоквартирного дома в надлежащем состоянии необходимо проведения определенных видов работ. В перечень входят как постоянные, так и периодические:

  • уборка территории;
  • вывоз мусора;
  • покраска деревянных и металлических элементов обустройства двора (лавочки, детские домики, клумбы, ограждения, заборы и т.д.);
  • сезонная уборка листвы и снега;
  • озеленение (высадка саженцев плодовых и парковых деревьев, кустарников, цветов и т.д.);
  • строительные работы по созданию игровых или спортивных комплексов во дворе многоквартирного строения;
  • обустройство площадок под мусорные баки;
  • установка осветительных приборов;
  • возведение малых архитектурных строений для украшения определенной зоны;
  • огораживание территории;
  • асфальтирование дорожек и прочее.

Общий список работ, необходимых для облагораживания, утвержден на высшем законодательном уровне. Однако собственники имеют право самостоятельно определять, какие изменения необходимы для их двора. Но прежде чем нанимать рабочих, необходимо создать проект благоустройства придомовой территории (графический план или дизайн-макет). В нем должны быть отражены все пожелания собственников, а также учтены стандарты проектирования для отдельных работ.

Подъездные дорожки и стоянки в обязательном порядке должны иметь твердое асфальтное покрытие. Минимальный слой не менее 15 см. Ширина асфальтных дорожек, проложенных вокруг дома – не менее 1 м.

Придомовую территорию жилых строений запрещено огораживать сплошными заборами. Допустимо использование декоративных заборов из различных строительных материалов (дерево, металл, кирпич, дикий камень) высотой не более 60 см или живых изгородей высотой не более 1,5 м.

Кто отвечает за благоустройство придомовой территории МКД

Во дворах многоквартирных зданий обязательно наличие подъездных дорожек (ширина не менее 3 м), а также специальных проездов для пожарной техники (ширина не менее 6 м).

Необходимо придерживаться основных правил действующих СНиПов в отношении расположению деревьев и других объектов (расстояние от забора, жилого дома и т.д.):

  • деревья от стен жилого дома – 5 м;
  • кустарники от подъездных дорожек и проездов – 1,5 м;
  • деревья от магистральных труб газо- и водоснабжения – не менее 2 м.

Кроме того, серьезное изменение ландшафта придомовой территории необходимо предварительно согласовать с представителями органов местного самоуправления.

Действуют жесткие требования в отношении используемых материалов, а также стандартов проектирования отдельных элементов:

  • размещение вдали от проездов, пешеходных дорожек, парковок, мусорных баков (не менее 20 м);
  • допустимо ограждение территории сплошным забором;
  • соблюдение санитарных норм (своевременная замена песка, регулярная уборка, санобработка игровых элементов и т.д.);
  • применение специального резинового покрытия для снижения травматизма во время игр;
  • соблюдение стандартов при проектировании элементов детских площадок (прочность, устойчивость, жесткость, пространственная неизменяемость).

К многоэтажным жилым сооружениям всегда прилегает придомовая земля. Ухаживать за ней следует в соответствии с установленными требованиями. Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома предполагает создание газонов, клумб, возведение детских, спортивных площадок и поддержание общей чистоты и порядка. Далеко не каждый жилец МКД знает, кто выполняет вышеперечисленные работы, и к кому обращаться, если двор приходит в запущенное состояние.

ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)

на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала

Благоустройство придомовой территории

Стоит ли оформлять придомовую территорию в собственность? Аргументы «за»:

  • защита двора от незаконного строительства – магазинов, автозаправок, жилых домов;
  • получение прибыли с дальнейшим распределением ее на благоустройство двора и ремонт подъездов;
  • приватизация участка бесплатная.

Выделение придомовой территории в общую долевую собственность дает жильцам право использовать ее по своему усмотрению. Если по строительным нормам на придомовой территории многоквартирного дома можно оборудовать платную парковку, с автомобилистов можно получать неплохой доход.

Появление на придомовой территории нового жилого дома, заправки или супремаркета – обычное явление. И происходит это за счет сокращения детских площадок и зеленых зон отдыха. Самое печальное, что жильцы повлиять на ситуацию не могут никак, даже при обращении во все компетентные органы. Если по закону земля вам не принадлежит, значит, ей будет распоряжаться кто-то другой.

Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно. В первом варианте МКД проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию. Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья. Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в советское время, до появления Жилищного кодекса (1.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована. Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.

Если вы уверены, что в вашем регионе проводится программа на проведение работ по озеленению и благоустройству территории многоэтажного жилого дома, то можете написать заявление и встать в очередь на предоставление подобной помощи.

Для этого вы должны получить образец заявления в администрации, а также приложить всю техническую документацию, касающуюся состояния дома и придомовой территории.

Заявление пишется от имени жильцов с проставлением соответствующих подписей. Документ должен быть составлен на чистом белом листе преимущественно на компьютере.

Если же вы обращаетесь в свою управляющую организацию, то заявление может быть составлено от имени собственников, но уже в произвольной форме.

Образец заявления на благоустройство придомовой территории.

Не упустите возможность усовершенствовать место, где вы проживаете. Используйте все возможные ресурсы для того, чтобы ваш дом был приятен жильцам не только внутри, но и снаружи.

Существуют разные формы облагораживания двора. Понять, что входит в благоустройство придомовой территории, нетрудно. Процесс подразумевает проведение мероприятий, направленных на улучшение санитарных и экологических условий вокруг дома.

Кроме этого, правильный уход придает окружающей зоне эстетически приятный вид. Около некоторых МКД можно даже увидеть архитектурные сооружения.

Возведением качелей, горок и других развлекательных сооружений для детей занимается муниципалитет, если земля государственная, или УК. Согласно закону, такие элементы размещают вдали от проезжей части и пешеходных дорожек, ограждают зелеными насаждениями. Санитарные нормы предусматривают регулярную замену песка. Качели, лавочки, горки и песочницы должны быть чистыми.

За состоянием площадок следят работники УК. Они регулярно осматривают их, убирают мусор, производят ремонт.

Как благоустроить двор многоквартирного дома в плане уборки территории, описано в Постановлении Госстроя РФ № 170:

  1. Площадки, проезды между домами убирают работники управляющей компании.
  2. Внутриквартальные дороги очищают специализированные организации.

Особенность уборки заключается в том, что сначала устраняют мусор на пешеходных дорожках и тротуарах, а потом уже на дорогах.

Определить, кто отвечает за благоустройство придомовой территории, можно на основании формы собственности, в которой находится участок. Облагораживанием также разрешено заниматься компании-застройщику, если это предусмотрено в договоре.

Уход за двором осуществляют местные власти или представители УК.

Особое внимание следует уделить составлению договора на передачу многоквартирного дома от застройщика к жильцам или управляющей организации. В соглашении нужно обозначить отдельный пункт, который предусматривает обязанности застройщика по благоустройству придомовой территории. Если этого не сделать, ухаживать за двором придется жильцам дома.

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.

1.2. Рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородских территорий города федерального значения для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.

1.3. Проектирование и эксплуатация элементов благоустройства обеспечивают требования охраны здоровья человека*, исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по территории муниципального образования.

1.4. Разработку местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется осуществлять с учетом утвержденной градостроительной документации.

1.5. В настоящих Рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Благоустройство территории — комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Элементы благоустройства территории — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства.

Нормируемый комплекс элементов благоустройства — необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования безопасной, удобной и привлекательной среды.

Нормируемый комплекс элементов благоустройства устанавливается в составе местных норм и правил благоустройства территории органом местного самоуправления.

Объекты благоустройства территории — территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Объекты нормирования благоустройства территории — территории муниципального образования, для которых в нормах и правилах по благоустройству территории устанавливаются: нормируемый комплекс элементов благоустройства, нормы и правила их размещения на данной территории. Такими территориями могут являться: площадки различного функционального назначения, пешеходные коммуникации, проезды, общественные пространства, участки и зоны общественной, жилой застройки, санитарно-защитные зоны производственной застройки, объекты рекреации, улично-дорожная сеть населенного пункта, технические (охранно-эксплуатационные) зоны инженерных коммуникаций.

Уборка территорий — вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

2.1.1. Элементы инженерной подготовки и защиты территории обеспечивают безопасность и удобство пользования территорией, ее защиту от неблагоприятных явлений природного и техногенного воздействия в связи с новым строительством или реконструкцией. Проектирование элементов инженерной подготовки и защиты территории производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод.

2.1.2. Задачи организации рельефа при проектировании благоустройства следует определять в зависимости от функционального назначения территории и целей ее преобразования и реконструкции. Организацию рельефа реконструируемой территории, как правило, следует ориентировать на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова, имеющихся зеленых насаждений, условий существующего поверхностного водоотвода, использование вытесняемых фунтов на площадке строительства.

2.1.3. При организации рельефа рекомендуется предусматривать снятие плодородного слоя почвы толщиной 150-200 мм и оборудование места для его временного хранения, а если подтверждено отсутствие в нем сверхнормативного загрязнения любых видов — меры по защите от загрязнения. При проведении подсыпки грунта на территории допускается использовать только минеральные грунты и верхние плодородные слои почвы.

2.1.4. При террасировании рельефа рекомендуется проектировать подпорные стенки и откосы. Максимально допустимые величины углов откосов устанавливаются в зависимости от видов грунтов.

2.1.5. Рекомендуется проводить укрепление откосов. Выбор материала и технологии укрепления зависят от местоположения откоса в городе, предполагаемого уровня механических нагрузок на склон, крутизны склона и формируемой среды.

2.1.5.1. На территориях зон особо охраняемых природных территорий для укрепления откосов открытых русел водоемов рекомендуется использовать материалы и приемы, сохраняющие естественный вид берегов: габионные конструкции или «матрацы Рено», нетканые синтетические материалы, покрытие типа «соты», одерновку, ряжевые деревянные берегоукрепления, естественный камень, песок, валуны, посадки растений и т.п.

2.1.5.2. В городской застройке укрепление откосов открытых русел следует вести с использованием материалов и приемов, предотвращающих неорганизованное попадание поверхностного стока в водоем и разрушение берегов в условиях высокого уровня механических нагрузок: формирование набережных с применением подпорных стенок, стеновых блоков, облицовкой плитами и омоноличиванием швов, т.п.

2.1.6. Подпорные стенки следует проектировать с учетом разницы высот сопрягаемых террас. Перепад рельефа менее 0,4 м рекомендуется оформлять бортовым камнем или выкладкой естественного камня. При перепадах рельефа более 0,4 м подпорные стенки рекомендуется проектировать как инженерное сооружение, обеспечивая устойчивость верхней террасы гравитационными (монолитные, из массивной кладки) или свайными (тонкие анкерные, свайные ростверки) видами подпорных стенок.

2.1.7. Следует предусматривать ограждение подпорных стенок и верхних бровок откосов при размещении на них транспортных коммуникаций согласно ГОСТ Р 52289, ГОСТ 26804. Также следует предусматривать ограждения пешеходных дорожек, размещаемых вдоль этих сооружений, при высоте подпорной стенки более 1,0 м, а откоса — более 2 м. Высоту ограждений рекомендуется устанавливать не менее 0,9 м.

2.1.8. Искусственные элементы рельефа (подпорные стенки, земляные насыпи, выемки), располагаемые вдоль магистральных улиц, могут использоваться в качестве шумозащитных экранов.

2.1.9. При проектировании стока поверхностных вод следует руководствоваться СНиП 2.04.03. При организации стока следует обеспечивать комплексное решение вопросов организации рельефа и устройства открытой или закрытой системы водоотводных устройств: водосточных труб (водостоков), лотков, кюветов, быстротоков, дождеприемных колодцев. Проектирование поверхностного водоотвода рекомендуется осуществлять с минимальным объемом земляных работ и предусматривающий сток воды со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы.

2.1.10. Применение открытых водоотводящих устройств допускается в границах территорий парков и лесопарков. Открытые лотки (канавы, кюветы) по дну или по всему периметру следует укреплять (одерновка, каменное мощение, монолитный бетон, сборный железобетон, керамика и др.), угол откосов кюветов рекомендуется принимать в зависимости от видов грунтов.

2.1.11. Минимальные и максимальные уклоны следует назначать с учетом неразмывающих скоростей воды, которые принимаются в зависимости от вида покрытия водоотводящих элементов. На участках рельефа, где скорости течения дождевых вод выше максимально допустимых, следует обеспечивать устройство быстротоков (ступенчатых перепадов).

2.1.12. На территориях объектов рекреации водоотводные лотки могут обеспечивать сопряжение покрытия пешеходной коммуникации с газоном, их рекомендуется выполнять из элементов мощения (плоского булыжника, колотой или пиленой брусчатки, каменной плитки и др.), стыки допускается замоноличивать раствором высококачественной глины.

2.1.13. Дождеприемные колодцы являются элементами закрытой системы дождевой (ливневой) канализации, устанавливаются в местах понижения проектного рельефа: на въездах и выездах из кварталов, перед перекрестками со стороны притока воды до зоны пешеходного перехода, в лотках проезжих частей улиц и проездов в зависимости от продольного уклона улиц (таблица 1 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). На территории населенного пункта не рекомендуется устройство поглощающих колодцев и испарительных площадок.

2.2.1. Озеленение — элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.

2.2.2. Основными типами насаждений и озеленения могут являться: массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.). В зависимости от выбора типов насаждений определяется объёмно-пространственная структура *** насаждений и обеспечивается визуально-композиционные и функциональные связи участков озелененных территорий между собой и с застройкой населенного пункта.

2.2.3. На территории муниципального образования могут использоваться два вида озеленения: стационарное — посадка растений в грунт и мобильное — посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.). Стационарное и мобильное озеленение обычно используют для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах (крышное озеленение), фасадах (вертикальное озеленение) зданий и сооружений.

2.2.4. При проектировании озеленения следует учитывать: минимальные расстояния посадок деревьев и кустарников до инженерных сетей, зданий и сооружений, размеры комов, ям и траншей для посадки насаждений (таблица 2 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). Рекомендуется соблюдать максимальное количество насаждений на различных территориях населенного пункта (таблица 3 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям), ориентировочный процент озеленяемых территорий на участках различного функционального назначения, параметры и требования для сортировки посадочного материала (таблицы 4-9 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям).

2.2.5. Проектирование озеленения и формирование системы зеленых насаждений на территории муниципального образования следует вести с учетом факторов потери (в той или иной степени) способности городских экосистем к саморегуляции. Для обеспечения жизнеспособности насаждений и озеленяемых территорий населенного пункта обычно необходимо:

— производить благоустройство территории в зонах особо охраняемых природных территорий в соответствии с установленными режимами хозяйственной деятельности и величиной нормативно допустимой рекреационной нагрузки (таблицы 10, 11 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

— учитывать степень техногенных нагрузок от прилегающих территорий;

— осуществлять для посадок подбор адаптированных пород посадочного материала с учетом характеристик их устойчивости к воздействию антропогенных факторов.

2.2.6. На территории муниципального образования следует проводить исследования состава почвы (грунтов) на физико-химическую, санитарно-эпидемиологическую и радиологическую безопасность, предусматривать ее рекультивацию в случае превышения допустимых параметров загрязнения. При проектировании озеленения на территориях с почвенным покровом, нарушенным антропогенной деятельностью, рекомендуется учитывать Приложение № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.2.7. При озеленении территории общественных пространств и объектов рекреации, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, следует предусматривать устройство газонов, автоматических систем полива и орошения (таблица 10 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям), цветочное оформление (таблица 4 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям). Обязательное цветочное оформление следует вводить только при условии комплексной оценки территории конкретного объекта с учетом его местоположения, рекреационной нагрузки, наличия иных близлежащих объектов озеленения и цветочного оформления. На территориях с большой площадью замощенных поверхностей, высокой плотностью застройки и подземных коммуникаций других административных округов для целей озеленения следует использовать отмостки зданий, поверхности фасадов и крыш, мобильное озеленение.

2.2.8. При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс рекомендуется учитывать фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние: интенсивного прогревания — до 2 м, среднего — 2-6 м, слабого — 6-10 м. У теплотрасс не рекомендуется размещать: липу, клен, сирень, жимолость — ближе 2 м, тополь, боярышник, кизильник, дерен, лиственницу, березу — ближе 3-4 м.

2.2.9. При воздействии неблагоприятных техногенных и климатических факторов на различные территории населенного пункта рекомендуется формировать защитные насаждения; при воздействии нескольких факторов рекомендуется выбирать ведущий по интенсивности и (или) наиболее значимый для функционального назначения территории.

2.2.9.1. Для защиты от ветра рекомендуется использовать зеленые насаждения ажурной конструкции с вертикальной сомкнутостью полога 60-70%.

2.2.9.2. Шумозащитные насаждения рекомендуется проектировать в виде однорядных или многорядных рядовых посадок не ниже 7 м, обеспечивая в ряду расстояния между стволами взрослых деревьев 8-10 м (с широкой кроной), 5-6 м (со средней кроной), 3-4 м (с узкой кроной), подкроновое пространство следует заполнять рядами кустарника. Ожидаемый уровень снижения шума указан в таблице 7 Приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.3.1. Покрытия поверхности обеспечивают на территории муниципального образования условия безопасного и комфортного передвижения, а также — формируют архитектурно-художественный облик среды. Для целей благоустройства территории рекомендуется определять следующие виды покрытий:

— твердые (капитальные) — монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п. материалов;

— мягкие (некапитальные) — выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими;

— газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;

— комбинированные, представляющие сочетания покрытий, указанных выше (например, плитка, утопленная в газон и т.п.).

2.3.2. На территории муниципального образования не рекомендуется допускать наличия участков почвы без перечисленных видов покрытий за исключением дорожно-тропиночной сети на особо охраняемых территориях зон особо охраняемых природных территорий и участков территории в процессе реконструкции и строительства.

2.3.3. Применяемый в проекте вид покрытия рекомендуется устанавливать прочным, ремонтопригодным, экологичным, не допускающим скольжения. Выбор видов покрытия следует принимать в соответствии с их целевым назначением: твердых — с учетом возможных предельных нагрузок, характера и состава движения, противопожарных требований, действующих на момент проектирования; мягких — с учетом их специфических свойств при благоустройстве отдельных видов территорий (детских, спортивных площадок, площадок для выгула собак, прогулочных дорожек и т.п. объектов); газонных и комбинированных, как наиболее экологичных.

2.3.4. Твердые виды покрытия рекомендуется устанавливать с шероховатой поверхностью с коэффициентом сцепления в сухом состоянии не менее 0,6, в мокром — не менее 0,4. Следует не допускать применение в качестве покрытия кафельной, метлахской плитки, гладких или отполированных плит из искусственного и естественного камня на территории пешеходных коммуникаций, в наземных и подземных переходах, на ступенях лестниц, площадках крылец входных групп зданий.

2.3.5. Следует предусматривать уклон поверхности твердых видов покрытия, обеспечивающий отвод поверхностных вод — на водоразделах при наличии системы дождевой канализации его следует назначать не менее 4%о; при отсутствии системы дождевой канализации — не менее 5%о. Максимальные уклоны следует назначать в зависимости от условий движения транспорта и пешеходов.

2.3.6. На территории общественных пространств муниципального образования все преграды (уступы, ступени, пандусы, деревья, осветительное, информационное и уличное техническое оборудование, а также край тротуара в зонах остановок общественного транспорта и переходов через улицу) следует выделять полосами тактильного покрытия. Тактильное покрытие рекомендуется начинать на расстоянии не менее, чем за 0,8 м до преграды, края улицы, начала опасного участка, изменения направления движения и т.п. Если на тактильном покрытии имеются продольные бороздки шириной более 15 мм и глубиной более 6 мм, их не рекомендуется располагать вдоль направления движения.

2.3.7. Для деревьев, расположенных в мощении, при отсутствии иных видов защиты (приствольных решеток, бордюров, периметральных скамеек и пр.) рекомендуется предусматривать выполнение защитных видов покрытий в радиусе не менее 1,5 м от ствола: щебеночное, галечное, «соты» с засевом газона. Защитное покрытие может быть выполнено в одном уровне или выше покрытия пешеходных коммуникаций.

2.3.8. Колористическое решение применяемого вида покрытия рекомендуется выполнять с учетом цветового решения формируемой среды, а на территориях общественных пространств населенного пункта — соответствующей концепции цветового решения этих территорий.

Благоустройство придомовой территории: как добавить красоты и функциональности

2.5.1. В целях благоустройства на территории муниципального образования рекомендуется предусматривать применение различных видов ограждений, которые различаются: по назначению (декоративные, защитные, их сочетание), высоте (низкие — 0,3-1,0 м, средние — 1,1-1,7 м, высокие — 1,8-3,0 м), виду материала (металлические, железобетонные и др.), степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).

2.5.2. Проектирование ограждений рекомендуется производить в зависимости от их местоположения и назначения согласно ГОСТам, каталогам сертифицированных изделий, проектам индивидуального проектирования.

2.5.2.1. Ограждения магистралей и транспортных сооружений города рекомендуется проектировать согласно ГОСТ Р 52289, ГОСТ 26804, верхних бровок откосов и террас — согласно пункту 2.1.7 настоящих Методических рекомендаций.

2.5.2.2. Ограждение территорий памятников историко-культурного наследия рекомендуется выполнять в соответствии с регламентами, установленными для данных территорий.

2.5.2.3. На территориях общественного, жилого, рекреационного назначения рекомендуется запрещать проектирование глухих и железобетонных ограждений. Рекомендуется применение декоративных металлических ограждений.

2.5.3. Рекомендуется предусматривать размещение защитных металлических ограждений высотой не менее 0,5 м в местах примыкания газонов к проездам, стоянкам автотранспорта, в местах возможного наезда автомобилей на газон и вытаптывания троп через газон. Ограждения рекомендуется размещать на территории газона с отступом от границы примыкания порядка 0,2-0,3 м.

2.5.4. При проектировании средних и высоких видов ограждений в местах пересечения с подземными сооружениями рекомендуется предусматривать конструкции ограждений, позволяющие производить ремонтные или строительные работы.

2.5.5. В случае произрастания деревьев в зонах интенсивного пешеходного движения или в зонах производства строительных и реконструктивных работ при отсутствии иных видов защиты следует предусматривать защитные приствольные ограждения высотой 0,9 м и более, диаметром 0,8 м и более в зависимости от возраста, породы дерева и прочих характеристик.

Закон предусматривает нормативы для благоустройства придомовой территории, что прилегает к многоквартирному жилому объекту. Что входит:

  • уборка участков общего пользования, парковок (при наличии);
  • установка мусорных баков;
  • летние и зимние меры по очистке территории;
  • озеленение придомовой территории;
  • создание детской площадки во дворе;
  • окрашивание лавочек, ограждений, частей конструкций, установленных по участку;
  • установка ограждений на придомовой территории;
  • ремонтные работы, а также обеспечивающие безопасность собственников жилья (обработка дорожек песком в гололед, уничтожение сосулек, установка крышек люков и прочее).

Разберем подробнее элементы благоустройства дворовых территорий:

  • озеленение: может быть крышным, вертикальным, придомовым;
  • обустройство придомовых территорий пандусами, ступенями, лестницами;
  • покрытие: газон, твердое или мягкое, асфальт;
  • огораживание участков: забор, живая изгородь;
  • возведение небольших архитектурных декоративных строений, фонтанчиков;
  • установка мебели;
  • создание площадок для детей, отдыха, занятий спортом, под мусорные баки, для выгула животных, парковок и проезда транспорта;
  • установка освещения разной функциональности и назначения;
  • оснащение техническим, спортивным, игровым оборудованием.

Все вышеперечисленное входит в благоустройство по основному проекту, одобренному правительством РФ. Список общий, какие конкретно меры по облагораживанию придомового участка необходимо сделать, решается на общем собрании жильцов путем голосования. Проектирование – важнейший этап процесса, каждый пункт необходимо обговорить, после чего, исходя из результатов опроса, создать план благоустройства двора, подготовив дизайн-макет.

ВАЖНО! Законодательством предусмотрена возможность сдачи части придомовой территории под аренду продуктового киоска или стоянку авто. Решение также принимается на общем собрании, на нем же обсуждается вопрос распределения дохода от аренды. Чаще всего полученные средства идут на оплату строительных работ по благоустройству территории многоквартирного жилого дома, коммунальных задолженностей и прочих нужд дома.

Разберем подробно некоторые из мероприятий по благоустройству, которые запрашивают и выполняют чаще всего.

Отсутствие качественного дорожного покрытия – частая проблема, и дворы многоквартирных домов – не исключение. Никого из жильцов не устраивают ямы и разбитая дорога, будь они пешеходы или владельцы автомобилей. Решать вопрос об асфальтировании дороги внутри двора должны собственники жилья и УК. Для этого управляющая компания создает специальный фонд, в который жильцы вносят деньги за работу по укладке асфальта.

Так как асфальт уже имеется, несмотря на его состояние, то дополнительное асфальтирование будет происходить за счет собственников квартир. Именно поэтому порядок таков, что организация фонда проводится после собрания с голосованием, подсчетом примерной стоимости работ. Ведь далеко не все готовы или имеют возможность заплатить нужную сумму. Как и всегда, вопрос решается большинством голосов за. На собрании должно присутствовать более половины собственников.

Рекомендованные нормы:

  • слой асфальтового покрытия не должен быть менее установленного нормирования 15 см;
  • рекомендовано использовать мелкозернистый состав;
  • 1 метр – минимальная ширина проложенного вокруг дома асфальта;
  • обязательная укладка покрытия на дорожках к подъезду и стоянке автомобилей.

Положение 170 от Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) определяет нормы по озеленению прилегающего к многоэтажным домам земельного участка. В соответствии с этим приказом следует:

  • сохранять естественное зеленое окружение дома;
  • не уничтожать самовольно и не портить деревья, кустарники и прочие насаждения на придомовом участке, что будет расцениваться как правонарушение и попадать под административную ответственность;
  • рекомендовано регулярно стричь газоны и кустарниковые посадки;
  • не увеличивать площадь газонов за счет сокращения пешеходных и проездных дорожек;
  • соблюдать своевременный полив;
  • убирать сухостой, который может угрожать жизни людей;
  • в зимний период не складировать собранный и содержащий реагенты снег вокруг деревьев;
  • не топтать газоны и клумбы;
  • не использовать деревья как опоры под качели или в качестве рекламных столбов;
  • не приспосабливать зеленые насаждения под коммерческие нужды;
  • в зеленой зоне запрещено устраивать парковочные площадки;
  • устраивать склад стройматериалов также нельзя.

Если дворы благоустроены водоемами, их следует постоянно чистить и следить за тем, чтобы вода не цвела. Для изменения ландшафта озеленяемой территории необходимо после проведенного собрания, на котором будет утверждена схема благоустройства, согласовать ее с муниципальным органом.


Похожие записи:

Добавить комментарий