Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Преступления против общественной безопасности — это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 24 УК РФ, причиняющие или создающие реальную угрозу причинения существенного вреда жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Преступления против общественной безопасности
Отдельные виды работ на производствах, обладающие в силу особенностей технологических процессов потенциально высокой степенью опасности причинения вреда физическим лицам и имущественным благам личности и общества, требуют соблюдения особых мер предосторожности при их выполнении.
Именно поэтому нарушения правил безопасности при производстве различного рода работ помещены в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ.
Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ).
Объективные признаки
Непосредственным объектом выступает общественная безопасность в сфере размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики. Потерпевшим может быть как работник объектов атомной энергетики, так и любое другое лицо, пострадавшее в результате нарушения правил безопасности.
Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, образующим нарушение конкретных правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики.
Размещение объекта атомной энергетики означает определение конкретного участка местности и распределение на нем элементов данного объекта.
Проектирование представляет собой комплекс технологических процедур по разработке и утверждению проекта атомной энергетики. Под строительством понимают либо создание объекта атомной энергетики, либо преобразование уже существующего объекта с подключением обеспечивающих его функционирование коммуникаций. Эксплуатация — это использование объекта атомной энергетики по назначению (например, ввод в эксплуатацию неисправного оборудования ядерной установки). Понятием эксплуатации охватывается и соблюдение правил безопасности при производстве ремонтных работ на объектах атомной энергетики.
Обстоятельством места совершения преступления в форме эксплуатации выступают объекты атомной энергетики: ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов.
Преступление имеет состав реальной опасности, для признания его оконченным требуется установить, что нарушение соответствующих правил создало реальную угрозу наступления смерти человека или радиоактивного заражения окружающей среды.
Радиоактивным заражением окружающей среды признается такое изменение радиоактивного фона, которое является опасным для здоровья и генетического фонда человека.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
Субъект преступления специальный — лицо, на котором лежала обязанность соблюдать правила безопасности при размещении, проектировании, строительстве или эксплуатации объектов атомной энергетики.
Квалифицированные виды
Если нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека либо радиоактивное заражение окружающей среды, ответственность наступает по ч. 2 ст. 215 УК РФ. В этом случае преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.
В ч. 3 ст. 215 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ).
Объективные признаки
Непосредственный объект преступления — общественная безопасность при ведении горных, строительных или иных работ. Потерпевшими могут быть не только лица, осуществляющие подобного рода работы, но и посторонние.
Под горными понимаются работы по строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации буровых установок, шахт, рудников по добыче полезных ископаемых, горных пород, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, например метрополитена, тоннелей и т. п. Строительными признаются земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей.
Под иными понимаются сходные с горными и строительными работами, которые обладают такой же степенью общественной опасности, способные причинить вред здоровью человека и при проведении которых тоже необходимо соблюдать определенные правила (например, работы по газо- и электросварке, дезактивации местности и т. д.).
Объективная сторона состоит из следующих признаков: а) нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; б) причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба; в) причинной связи между указанными нарушениями и вредными последствиями.
Нарушение правил безопасности может заключаться в бездействии, т. е. невыполнении или ненадлежащем выполнении требований безопасности.
Например, ненадлежащее обеспечение безопасности атмосферы в шахте; допуск к работам, требующим специальной подготовки, неподготовленных лиц; проведение сварочных работ в огнеопасных местах и т. д.
Диспозиция нормы относится к бланкетным. Для установления нарушения необходимо обратиться к нормам отраслевого законодательства.
Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов. Важным фактором обеспечения социальной защищенности людей, общественных и государственных интересов является система правовых мер, направленных на создание нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан, охрану государственного и общественного порядка. К числу таких мер относятся нормы главы 24 УК РФ, предусматривающие ответственность за посягательства, направленные на общественную безопасность.
Особенностью преступлений против общественной безопасности является то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов). При совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного человека, а общественно значимым интересам — безопасным условиям жизни общества в целом. При этом непосредственному преступному воздействию могут подвергаться такие социальные ценности, как нормальные и безопасные условия жизни всего общества, общественный порядок, безопасность при производстве различного рода работ и обращении с общеопасными предметами.
УК рассматривает общественную безопасность в качестве составного элемента большой группы общественных отношений, обеспечивающих не только общественную безопасность в узком смысле, но также общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологический правопорядок и экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, безопасность компьютерной информации. Вся совокупность этих общественных отношений именуется в УК общественной безопасностью (в широком смысле) и общественным порядком, которые выступают в качестве родового объекта преступлений, входящих в раздел IX УК.
Общественная безопасность в широком смысле слова слагается из нескольких групп общественных отношений, существующих по поводу обеспечения: а) безопасных условий жизни всего общества; б) общественного порядка; в) экологической безопасности и экологического правопорядка; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) безопасности личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ; е) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе обращения с общеопасными предметами; ж) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе использования транспортных средств; з) безопасности личных, общественных и государственных интересов в процессе использования компьютерной информации.
В соответствии с законом видовым объектом преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК РФ, является общественная безопасность в узком смысле слова, т. е. совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с общеопасными предметами.
Посягательства на экологическую безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, безопасную деятельность транспорта, а также безопасные условия использования компьютерной информации наказуемы в соответствии с нормами, содержащимися в главах 25-28 УК РФ.
С объективной стороны большинство преступлений против общественной безопасности совершаются путем действия: террористический акт (ст. 205 УК РФ), захват заложника (ст. 206 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ) и др. Отдельные преступления совершаются только путем бездействия, например небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ). Ряд преступлений против общественной безопасности может быть совершен путем, как действия, так и бездействия: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК РФ), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ) и др.
Большинство преступлений против общественной безопасности относятся к преступлениям с формальным составом: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ) и др. Составы некоторых преступлений сконструированы как материальные, например нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК РФ) и др.
С субъективной стороны большинство преступлений против общественной безопасности характеризуется умышленной формой вины. Ряд преступлений совершается только по неосторожности, например небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ). В преступлениях, предусмотренных ст. 205, 206, 209, 210, 211, 227 УК РФ, обязательным признаком является цель.
Субъекты рассматриваемых преступлений — лица, достигшие возраста 16 лет. Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 207, 213, 214 и 226 УК РФ, является лицо, достигшее возраста 14 лет. В большинстве случаев субъектами этих преступлений могут быть частные лица, а в отдельных — лица, наделенные специальными признаками.
Специалисты выделяют следующие принципы обеспечения безопасности: интеграция с международным системами; взаимная ответственность по обеспечению безопасности государства, общества и личности; соблюдение баланса основных интересов государства, общества и личности; законность.
Обеспечение безопасности не допускает ограничение свобод и прав граждан. Исключением могут быть случаи, которые прямо предусмотрены и прописаны в главах закона. Объединения, общественные и прочие организации, граждане имеют право получать разъяснения от органов, занимающихся обеспечением безопасности, по поводу ограничения их свобод и прав.
Такие разъяснения могут предоставляться в письменной форме в сроки, установленные законодательством.
Закон о безопасности, Конституция РФ и другие нормативные акты РФ, которые регулируют отношения в сфере безопасности, являются гарантами свобод и прав граждан. Сюда же следует отнести международные соглашения и договоры, признанные РФ или заключенные ею; нормативные акты органов государственной власти и управления автономных округов, автономной области, областей, которые были приняты в пределах их компетенции в данной области; законы, конституции и какие-либо нормативные акты республик в составе РФ.
Раздел IX. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Основным объектом преступных посягательств является общественный порядок (общественная безопасность). Возможны также:
- факультативные объекты (интересы службы, окружающая среда, чужая собственность, здоровье и жизнь человека) (ч. 2 и 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 211, ст. 212, ч. 2 ст. 215, ч. 1 ст. 2151, ст. 2153, ч. 1 ст. 216, ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 2171, ст. 218, ч. 2 ст. 220, ч. 2 и 3 ст. 221, ст. 224, 225, ч. 3 и 4 ст. 226, ч. 2 ст. 2261, ч. 3 ст. 227 УК РФ);
- дополнительные объекты (таможенный режим, чужая собственность, интересы службы, свобода и жизнь человека) (ч. 2 ст. 2051, ст. 206, ч. 2 ст. 2151, ч. 3 ст. 2152, ч. 2 и 3 ст. 216, ч. 2 и 3 ст. 217, ч. 2 и 3 ст. 2171, ст. 219, ч. 3 ст. 220, ст. 221, 226, 2261 УК РФ).
Квалифицировать какие-либо деяния как преступления против общественной безопасности и общественного порядка можно основываясь на предметах посягательств (статьи 2152, 2153 и 220-2261 УК РФ).
Деяниями в форме бездействия (статья 224 УК РФ) или действия (статьи 205, 206, 213, 227 УК РФ) выражается объективная сторона составов преступлений против общественной безопасности.
Некоторые преступные деяния могут быть совершены не только действием, но и бездействием (статьи 215, 216, 225 и т. п. УК РФ).
В отдельных случаях классификация содеянного производится в соответствии с:
- способом (повреждение, разрушение, насилие или угроза его осуществления, использование служебного положения, групповое посягательство, поджог, взрыв и т.д. ( статьи 205, ч. 2 ст. 2051, ч. 2 ст. 2052, ч. 2 и 3 ст. 206, ст. 208-210, ч. 2 и 3 ст. 211, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст. 2152, 2153, 221, ч. 2 и 3 ст. 222, ч. 2 и 3 ст. 223, ч. 3 и 4 ст. 226, ч. 2 и 3 ст. 2261, ст. 227 УК РФ));
- орудием (ч. 2 ст. 206, ст. 208, 209, ч. 2 ст. 211, ст. 213, ч. 2 ст. 227 УК РФ);
- средством (ч. 2 ст. 2052, ст. 212 УК РФ);
- местом (статьи 215, 2152, 2153, 217, 2171, 2261, 227 УК РФ).
Законодательная конструкция подразумевает, что составы преступления являются формальными. Отдельные из них именуются усеченными (статья 209 УК РФ). Составы, предусмотренные ч. 4 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 215, ст. 2151-2153, 216, ч. 2 и 3 ст. 217, ст. 2171, 218, 219, ч. 2 и 3 ст. 220, ст. 224, ч. 1 ст. 225 УК РФ имеют материальную конструкцию. Составы с формально-материальной конструкцией отражены в ч. 2 и 3 ст. 205, ч. 2 и 3 ст. 206, ч. 2 и 3 ст. 211, ч. 1 и 2 ст. 212, ст. 214, ч. 1 ст. 217, ч. 1 ст. 220, ст. 221, ч. 2 ст. 225, ст. 226, ч. 2 и 3 ст. 2261, ст. 227 УК РФ.
Общим субъектом преступных посягательств, как правило, является вменяемое физическое лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 (статьи 205, 206, 207, ч. 2 ст. 213, ст. 214, 226 УК РФ) или 16 лет.
Возможен специальный субъект, которым может являться лицо:
- обремененное обязанностями по соблюдению каких-либо правил (статьи 215, 2151, 216-219, 224, 225 и др. УК РФ), в том числе использующее служебное положение (ч. 2 ст. 2051, ст. 2151, п. «в» ч. 2 ст. 2152, п. «в» ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 221, п. «в» ч. 3 ст. 226, п. «а» ч. 2 ст. 2261 УК РФ);
- участник преступной группы (п. «а» ч. 2 ст. 205, п. «а» ч. 2, ч. 3 ст. 206, ст. 208-210, п. «а» ч. 2, ч. 3 ст. 211, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст. 214, п. «а» ч. 2 ст. 2152, п. «а» ч. 2 ст. 2153, п. «а» ч. 2 ст. 221, ч. 2 и 3 ст. 222, ч. 2 и 3 ст. 223, п. «а» ч. 3, п. «а» ч. 4 ст. 226, ч. 3 ст. 2261, ч. 3 ст. 227 УК РФ).
Виной, как правило, в форме умысла характеризуется субъективная сторона составов преступлений.
Психическое отношение виновного преступному деянию, которое было совершено по неосторожности, отражается в статьях 216, 2171, 218, 219 и 224 УК РФ, а также возможно в преступлениях, ответственность за которые предусматривается статьями 215, 217 и 225 УК РФ. С двумя формами вины может быть совершение некоторых преступлений против общественной безопасности (например, ч. 2 и 3 ст. 215 УК РФ).
На квалификацию совершенного деяния могут существенно влиять мотивы (п. «з» ч. 2 ст. 206, ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст. 2152 и 2153 УК РФ) и цели (статьи 205, 206, 209, 210, 221, 226 и 227 УК РФ) преступного поведения.
Раздел IX УК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» включает в себя несколько глав:
- • преступления против общественной безопасности (гл. 24);
- • преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25);
- • экологические преступления (гл. 26);
- • преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27);
- • преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28).
Под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Если у вас остались вопросы по разделу 9 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
1
См.: СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
2
См.: Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 2000. С. 88; Гыскэ А. В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2000. С. 28; Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. С. 11–12.
3
Туманов Г. А… Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Сов. государство и право. 1989. № 8. С. 20.
4
См.: ДальВ. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1978. С. 67.
5
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 38.
6
См.: Уголовное право России. Часть Особенная. М., 1999. С. 389.
7
См.: Тихий В. П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности. Харьков, 1981. С. 25.
8
См.: Курс уголовного права. Особенная часть. М., 2002. С. 507.
9
См.: Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб., 2003. С. 69–71.
10
См.:Базаров Р. А., Рагулин А. В. Уголовно-правовая характеристика хулиганства. Ижевск, 2005. С. 49.
11
См.: Даньшин И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. М., 1973. С. 142–143.
12
См.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. 1996. № 10.
13
См., напр.: Матышевский П. С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1964. С. 10–11.
14
См.: Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. М., 1996. С. 16.
15
См., напр.: Гришанин П. Ф., Владимиров В. А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М., 1962. С. 4.
Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О защите конкуренции»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ
«О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ
- Хищение наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества: вопросы законотворчества и правоприменения 2019 / Безверхов Артур Геннадьевич, Норвартян Юрий Сергеевич
- Проблемы квалификации насильственных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, совершаемых членами смешанных ОПГ 2016 / Филиппов Артём Рудольфович
- К вопросу об оценке соотношения общественной опасности и санкций, установленных за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 2015 / Витовская Е. С.
- Понятие и общая характеристика преступлений против общественного порядка 2012 / Белопольский Андрей Петрович
- Безопасность эксплуатации транспорта, охрана общественного порядка и защита личности 2016 / Сердюк Леонид Васильевич
2. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113. С. 246-250.
3. Савеленко В.М. Статусно-ролевые требования к участникам конфликта в малой группе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 108-110.
4. Стребков А.И., Бондарев В.Г. Социально-трудовой конфликт как критерий зрелости самосознания российских наемных работников // Конфликтология. 2012. Т. 3. С. 126-146.
5. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И., Шагидаева А.Б. Психодиагностика. практикум по психодиагностике. — Москва, 2017. -176 с.
6. Родионова Е.А., Киракозова В.В., Чикер В.А., Михеев Ю.А., Мясникова С.В., Водопьянова Н.Е., Березовская Р.А., Почебут Л.Г., Снетков В.М., Доминяк В.И., Шингаев С.М., Лепехин Н.Н., Грачев А.А., Токарева Г.А., Пикулёва О.А., Столярчук Е.А., Харитонова Т.С., Ходырева Н.В., Старченкова Е.С., Мелетичев В.В. и др.Психология менеджмента. — Санкт-Петербург, 2010.
Мироненко А.П.
Научный руководитель: к.ю.н, доцент Орлов В.В.
К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: В данной статье рассматривается понятие преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, их особенности, понятия самых распространенных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка среди молодёжи, их влияние на молодёжь.
Abstract: In this article, the concept of crimes against public security and public order, their features, concepts of the most common crimes against public safety and public order among the youth, their influence on the youth are examined.
Ключевые слова: правовая культура, молодёжь, преступления против общественной безопасности и общественного порядка, формирование, развитие, распространение, преступления.
Keywords: legal culture, youth, crimes against public safety and public order, formation, development, distribution, crimes.
Из-за наличия социальных, экономических, политических, культурных и других изменений в России, правовая культура только начинает входить в жизнь российского общества. Сейчас для нас становится важно не только соблюдать законы и правила поведения, которые регулируют общественные отношения между обществом и государством или между собой, но и выразить свою активную гражданскую позицию, знать свои права и выполнять обязанности, а главное, какую роль мы выполняем в формировании и развитии нашей страны. Особенно это активно распространяется среди молодёжи.
Но так как мы начали об этом задумываться совсем недавно, уровень правовой культуры молодёжи находится на довольно низком уровне. Это может быть обусловлено: 1) распространением правового нигилизма; 2) усиление неуважения к закону, правовым нормам; 3) переход от бездумного исполнительства к неисполнительности как результат смены одного типа контроля (основа — запреты) другим (основа — самоконтроль); 4) нарастанием антиавторитарных настроений, отрицание любых ограничений, норм; 5) усиление ситуационного подхода в оценке правонарушений и т.д. [4]. И это приводит ко многим неприятным последствиям, в частности, к росту преступности среди молодежи. Особенно среди несовершеннолетних.
Одними из самых распространенных преступлений среди молодёжи признаются преступления против собственности (особенно кражи, грабежи, разбои и вымогательства), преступления против личности (в частности убийство) и преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Последней категории и будет посвящена данная статья.
Но прежде чем рассказать о том, как эти преступления влияют на благоприятное развитие молодёжи, стоит начать с определения преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, их особенности и какие преступления из этой категории является самыми распространенными среди молодежи.
И начнём мы с определения безопасности. По нашему мнению, безопасность — это состояние защищенности не только общества, но и государства, от внешних и внутренних угроз. Следовательно, в основу защиты от преступлений против общественной безопасности и общественного порядка стоит общественная безопасность, общественный порядок, экологическая, компьютерная безопасность, безопасность общественного транспорта и так далее.
Особенностью преступлений против общественной безопасности и общественного порядка является затрагивание интересов широкого круга людей, а не конкретного человека [6].
Преступность, посягающая на общественную безопасность и общественный порядок, — это совокупность преступлений и лиц, их совершивших, посягающих на интересы государства в сфере безопасности и общественного порядка.
Эта группа включает:
- преступления против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, бандитизм, хулиганство, вандализм, незаконный оборот оружия, массовые беспорядки);
- преступления в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети);
- экологические преступления.
На современном этапе развития российского общества государство признает, что человек, его неотъемлемые права и свободы являются высшей ценностью. Приоритет человека делает необходимым соблюдение правил общежития, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения и. общественной нравственности, соблюдение норм и правил обращения с источниками повышенной опасности.
Родовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок.
Особо опасные и часто встречающиеся преступления — это терроризм, захват заложников, хулиганство, экологические преступления.
Общими признаками для этих Преступлений являются умышленный характер деяний и причинение вреда наиболее важным общественным отношениям (безопасные условия жизни многих людей, спокойствие и порядок в обществе).
Общественная опасность таких преступлений особенно возросла в последнее время. Актуальные преступления (терроризм, захват заложников) ранее имели единичный характер. Именно поэтому данные виды преступлений в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России 10 января 2000 г. записаны в разряд деяний, угрожающих национальной безопасности страны. Сейчас это реальная угроза, которая требует соответствующего криминологического анализа, уголовно- правового реагирования, а главное — применения адекватных предупредительных мер.
Наряду с общими чертами обозначенных преступлений каждое из них с криминологической точки зрения имеет свои особенности.
Терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, приобретающее все более угрожающие масштабы.
Впервые в уголовном законодательстве Российской Федерации этот состав введен в 1994 г., а затем был вьючен в новый Уголовный кодекс 1996 года. Терроризм — это совершение взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, уничтожения населения либо оказания воздействия на органы власти, а также угроза совершения указанных действий в.тех же целях.
Кроме того, российский уголовный закон предусматривает ответственность и за другие преступления террористического характера — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и некоторые другие, например захват заложника, которые по существу могут являться террористическими, но формально к ним не относятся.
Общественная опасность терроризма заключается в том, что он причиняет вред жизни и здоровью многих людей; устрашающе воздействует на жителей отдельных населенных пунктов, городов и целых регионов, на конкретные органы власти и должностных лиц; ведет к негативным политическим, национальным и религиозным последствиям; создает условия для деятельности организованных преступных групп; сочетается с другой преступной деятельностью (незаконным оборотом оружия, наркобизнесом, массовыми убийствами и т. д.); причиняет значительный материальный ущерб и отвлекает значительные силы правоохранительных органов от борьбы с другими видами преступлений; имеет международный, транснациональный характер.
Выделяются следующие типы терроризма:
- политический — связан с борьбой за власть и соответственно направлен на устранение политического противника и его соратников (например, фашизм);
- государственный — определяется потребностью в устранении собственного населения (сталинские репрессии);
- религиозный — осуществляется ради того, чтобы утвердить, заставить признать приоритет своей веры в ущерб другим (воинствующий ислам, секты);
- криминальный — устранение соперников или противоборствующих организованных группировок;
- военный — направлен на ослабление противника во время военных действий;
- националистический — вытеснение другой нации, захват ее имущества, иногда отстаивание своего национального достоинства (Чечня-Ингушетия, Осетия—Грузия, Грузия—Абхазия).
Терроризм появляется, тогда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь — кризис идеологии и государственно- правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы — политические, социальные, национальные, религиозные — для которых становится сомнительной законность существующей власти и всей ее системы управления.
Если такие группы придут к выводу, что добиться своих целей законным путем нельзя, они могут попытаться достигнуть желаемого через насилие, т. е. терроризм. При этом моральным оправданием убийств оппозиция будет, разумеется, считать высокую важность и чистоту своих целей.
Одновременно террористы осознают и некоторые особенности наш��го времени:
- власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения;
- есть мощные СМИ, падкие на «террористические сенсации» и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение;
- люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.
В УК под терроризмом понимается «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях» (ст. 205).
В связи с возрастающей опасностью действий террористического характера Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 103-ФЗ УК был дополнен ст. 205.1, установившей уголовную ответственность за вовлечение в совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 (терроризм), 206 (захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации.
Объектом данного преступления является общественная безопасность в широком смысле слова, так как диспозицией статьи охватываются разнообразные формы содействия практически всем видам деяний террористического характера.
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Часть 1 этой статьи предусматривает ответственность за создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием, а ч. 2 — за участие в таком формировании.
Объектом данного преступления является общественная безопасность, поскольку наличие незаконных вооруженных группировок чревато угрозой серьезных антиобщественных выступлений с применением оружия, с возможными человеческими жертвами.
С объективной стороны НВФ — это устойчивое объединение лиц, обладающих оружием. Для них характерна внутренняя организация, наличие командования. НВФ могут быть разной степени организованности, численности и оснащенности, для квалификации действий это значения не имеет.
Статья 209 УК предусматривает ответственность за одно из наиболее опасных преступлений. Исторически бандитизм, как организованная преступная деятельность больших групп вооруженных людей, совершающих нападение на населенные пункты, хозяйственные объекты или на отдельных граждан или группы граждан, существовал с древнейших времен.
Во время Гражданской войны в России и в последующие годы получил большое распространение политический бандитизм, нередко сочетавшийся с экономическим, т.е. вооруженным захватом материальных ценностей и финансовых средств. В УК РСФСР бандитизм был отнесен к числу государственных преступлений.
Развитие рыночных отношений и общий рост преступности способствовали росту числа банд в современной России, в первую очередь нацеленных на экономические преступления.
Согласно ст. 209 УК бандой признается устойчивая вооруженная группа, образовавшаяся для нападений на граждан и организации. Часть 1 ст. 209 УК предусматривает ответственность за создание и руководство бандой, ч. 2 — за участие в банде и в совершаемых ею нападениях.
Для признания группы лиц, объединившихся в целях нападения на граждан или организации, бандой необходимы два признака:
- устойчивость;
- вооруженность.
Об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее состава и организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности.
Московским городским судом 28 января 2002 г. за бандитизм и другие преступления осуждены Колегов и еще семеро человек. По приговору суда признаны виновными:
- Колегов — в создании банды и руководстве ею, организации убийств и покушения на убийство, а также организации похищения человека и совершении ряда других преступлений;
- остальные лица — в участии в банде и совершенных ею нападениях, умышленном убийстве ряда лиц, похищении человека, совершенном из корыстных побуждений организованной группой, а также в ряде других преступлений.
Преступления совершены в г. Москве и Московской области в период с 1994 по 1997 г. В кассационных жалобах осужденные и их адвокаты сослались на то, что никакой банды не существовало, Колегов не мог быть ее создателем, а остальные — являться участниками банды, просили об отмене приговора и направлении дела на новое судебное рассмотрение.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 7 августа 2003 г. приговор изменила в части назначения наказания, в остальном оставила его без изменения, а кассационные жалобы — без удовлетворения по следующим основаниям. Как следует из приговора, в котором оценке подвергнуты все признанные достоверными доказательства, К. совместно с Н. не позднее января 1994 г. создал банду и руководил ею. Цель создания банды — нападения на коммерсантов, граждан, организации, препятствующих незаконному и систематическому получению с них денег и иного ценного имущества, контролю за их деятельностью, расширению сфер влияния на них и на их бизнес, а также на членов и лидеров преступных группировок и устранение своих членов банды, потерявших доверие. Являясь организатором и руководителем банды, К. обсуждал вопросы вовлечения в банду новых членов, давал указания о совершении конкретных преступлений, распределял обязанности и роли между членами банды при совершении преступлений, поручал им сбор информации о будущих жертвах, о лидерах враждебных преступных группировок, доверял сбор денежных средств с коммерсантов, анализировал действия участников банды после совершения преступлений, выплачивал им постоянное денежное вознаграждение, организовывал их физическую подготовку, обучал владению огнестрельным оружием, проводя стрельбы в различных населенных пунктах Московской области, выделял деньги для приобретения транспортных средств, решал вопросы о средствах на погребение погибших и на лечение пострадавших в преступлениях членов банды, денежных выплатах их родственникам, давал указания об устранении неблагонадежных участников банды. Об устойчивости и организованности банды свидетельствовали ее сплоченность, стабильность состава, тесная взаимосвязь между ее членами: «младшие» подчинялись «старшим», отчитывались перед ними за свои действия, некоторые выполняли постоянные функции водителей и охранников одновременно, другие занимались приобретением и хранением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, третьи — участвовали в нападениях на простых граждан и на коммерсантов, иные регистрировали на свое имя сотовые телефоны и пейджеры, собирали необходимую информацию или выполняли другие указания организаторов и руководителей. Устойчивость банды также характеризуют длительность ее существования — с 1994 по 1997 г., постоянство форм и методов преступной деятельности. О вооруженности банды свидетельствует наличие у ее членов огнестрельного оружия, боеприпасов, с чем многие из них задерживались неоднократно и были осуждены к различным срокам лишения свободы. Часть оружия и боеприпасов, принадлежавшая банде, обнаружена и изъята на месте совершения ими преступлений в отношении конкретных лиц. Часть — в используемых ими транспортных средствах, в других случаях оружие и боеприпасы обнаружены и изъяты на квартирах, снимаемых членами банды. Все были осведомлены о наличии оружия у каждого члена банды.
Вооруженность банды означает наличие оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленность об этом других членов банды, осознающих возможность его применения.
Оружие может быть различным: боевое и охотничье огнестрельное, холодное оружие промышленного или кустарного изготовления, а также различные взрывные устройства, газовое и пневматическое оружие.
Вместе с тем использование участниками нападения непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности банды.
По делу по обвинению З. и др., осужденных, в частности, за бандитизм, ни органы следствия, ни суд не установили, какое оружие было на вооружении банды, соответствует ли оно требованиям, изложенным в Законе «Об оружии». Таким образом, вывод суда об организации виновными банды при отсутствии доказательств использования ими пригодного для применения оружия не доказан. Президиум Верховного Суда отменил приговор по ст. 209 УК, а дело производством в данной части прекратил за недоказанностью.
Создание банды — любая работа по ее организации, в том числе сговор, подыскание соучастников, приобретение оружия, разработка планов и распределение ролей среди ее участников и т.п.
Преступление считается оконченным с момента создания банды, независимо от того, были ли совершены запланированные ею преступления. Если активные действия по созданию устойчивой вооруженной группы не были доведены до конца в силу их пресечения органами власти либо по другим, не зависящим от воли организаторов причинам, они должны квалифицироваться как покушение на организацию банды.
Под руководством бандой имеется в виду выполнение одним или несколькими лицами командных функций внутри банды по соглашению между ее членами.
Она относится к числу наиболее опасных преступлений. Указанная статья предусматривает ответственность за деяния, связанные с организованной преступностью, получившей в нашей стране широкое распространение.
Часть 1 устанавливает ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.
Определение преступного сообщества в ст. 210 УК корреспондируется с его определением в ст. 35 УК, согласно которой преступное сообщество (преступная организация) — это сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Деятельность преступного сообщества характеризуется охватом большого пространства, включая выход за рубеж и связи с международной мафией. Как правило, оно состоит из структурных подразделений, либо объединенных общим руководством, либо координирующих свою деятельность, в том числе и при совершении опасных и особо опасных преступлений. Нередко преступное сообщество ведет свою деятельность конспиративно, тщательно отрабатывая систему защиты от правоохранительных органов, включая проникновение в их ряды. Вступая в связи с бизнесом, преступные сообщества располагают значительными материальными ресурсами, стараются иметь своих людей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Законодатель предусмотрел за организаторскую деятельность и руководство преступным сообществом (ч. 1 ст. 210 УК) строгое наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет.
Участие в преступном сообществе либо в объединении организаторов, руководителей и иных представителей организованных групп (ч. 2 ст. 210 УК) наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.
Объектом данного преступления является общественная безопасность, поскольку организованная преступность создает непосредственную угрозу нарушения нормальной работы государственного механизма, подрывает экономическую безопасность, угрожает жизни, здоровью и собственности большого круга людей.
Объективная сторона преступления заключается в организаторской деятельности, выражающейся в создании преступного сообщества, руководстве им либо в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей преступных группировок, а также в личном участии в преступном сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или представителей организованных групп.
Создание преступного сообщества предполагает деятельность по его организации. При этом лицо осознает, что преступное сообщество создается для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Преступление считается оконченным с момента создания преступного сообщества, что может выразиться, в частности, в получении согласия членов сообщества на совместную преступную деятельность, разработку планов совершения преступлений, в заключении соглашения о разделе зон деятельности и т.д. В равной мере это относится и к созданию объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп.
Руководство преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями означает выполнение управленческих и командных функций в отношении членов сообщества или структурного подразделения как при совершении преступлений, так и при обеспечении функционирования преступного сообщества.
Участие в преступных формированиях, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК, может выражаться в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в их составе, а также в деятельности по обеспечению функционирования таких формирований (финансирование, снабжение информацией, подкуп должностных лиц, обеспечение прикрытия совершаемых членами сообщества преступлений и т.п.).
Содействие деятельности преступного сообщества со стороны лиц, не входящих в его состав (например, разовая продажа оружия, участие в отмывании денег и т.д.), должно квалифицироваться как соучастие в деятельности преступного сообщества, если лицо осознавало характер организации, которой оно оказывает содействие.
Члены преступного сообщества и их соучастники в случае совершения преступлений, связанных с деятельностью этого сообщества, несут ответственность по совокупности ст. 210 УК (либо ст. ст. 33 и 210 УК) и статей, предусматривающих ответственность за совершенные преступления.
Приговором Московского городского суда от 21 февраля 2002 г. создание преступного сообщества и руководство им в целях совершения хищений денежных средств граждан путем мошенничества, а также совершение мошенничества организованной группой обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст. 210 и по п. «а» ч. 3 ст. 159 УК. За эти преступления осуждены: Х. и К. по ч. 1 ст. 210 и по п. «а» ч. 3 ст. 159 УК, а С., Б. и З. по ч. 2 ст. 210 и по п. «а» ч. 3 ст. 159 УК. По приговору суда признаны виновными: Х. и К. в создании преступного сообщества в целях совершения хищений денежных средств граждан путем мошенничества, Х. — в руководстве им, К. — в руководстве его структурным подразделением; кроме того, оба — в совершении мошенничества неоднократно, организованной группой лиц, а Х. — с причинением значительного ущерба гражданину; С., З. и Б. — в участии в преступном сообществе и в совершении мошенничества организованной группой, с причинением значительного ущерба гражданину. По этому же приговору осуждены Н., К. и другие лица. В кассационных жалобах осужденные Х. и К., считая свою вину в предъявленных им обвинениях недоказанной, просили отменить приговор; все осужденные считали неправильной квалификацию их действий по ст. 210 УК.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.02.2021 N 25-ФЗ
«О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.02.2021)
«Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
-
Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 N 551-р
«Об утверждении Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (I этап 2021 — 2022 годы)»)
-
Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2021 N 488-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»»
-
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 (ред. от 26.02.2021)
«Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих
Все документы >>>
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА)
-
Письмо Минздрава России от 22.03.2021 N 25-4/И/2-4290
«По вопросу хранения и учета лекарственных препаратов»
-
Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1490007711Я
(утв. Минспортом России 04.02.2021, Общероссийской общественной организацией «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями») (ред. от 12.03.2021)
-
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках оформления аккредитации и регистрации представителей иностранных СМИ в Российской Федерации
(утв. МИД России)
Все документы >>>
- 1 Формы участия в МБ
- 2 Силы и средства, привлекаемые к ликвидации массовых беспорядков
- 3 См. так же
- 4 Видео
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- Организация массовых беспорядков — действия, направленные на сбор толпы, доставка и распространение в толпе оружия, разжигание в толпе агрессивных настроений, руководство толпой в ходе погромов, поджегов, применения насилия, сопротивления органам власти и управления.
- Участие в массовых беспорядках — непосредственное участие в массовых беспорядках, то есть совершение погромов, поджегов, актов насилия лично.
В случае возникновения массовых беспорядков в населенном пункте, к локализации, пресечению МБ, выявлению и задержанию зачинщиков привлекаются следующие силы:
- Личный состав территориальных ОВД;
- Специальные подразделения милиции;
- Внутренние войска.
В местах лишения свободы, кроме перечисленных сил, привлекается личный состав Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно действующему законодательству большинства республик бывшего СССР, к ликвидации массовых беспорядков запрещается привлекать армию. Данное решение было принято руководством страны после событий в Тбилиси в 1989 году, когда в ходе ликвидации массовых беспорядков были привлечены воздушно десантные части, что повлекло необоснованно высокие жертвы среди мирного населения. Данный факт обусловлен тем, что армия, в отличие от внутренних войск имеет совершенно иную подготовку и личный состав нацелен, прежде всего, на уничтожение противника. Внутренние войска, в свою очередь, проходят обучение и имеют специальные средства для ликвидации МБ с наименьшим ущербом для вреда здоровью участникам.
В ходе ликвидации МБ, личный состав использует следующие средства:
- Специальные средства;
- бронетранспортеры специальные;
- Пожарные автомобили;
- Служебных собак.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
- Курсовая работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 480 руб.
- Реферат Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 220 руб.
- Контрольная работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Спецификой данных преступлений считается то, что они вредоносны для широкого круга общественных взаимоотношений (безопасности личности, нормальной работы фирм, учреждений, организаций и прочих общественных институтов). При этом ущерб причиняется интересам не конкретного человека, а общественно важным интересам – безопасным условиям жизни общества в целом .
Статья 205. Террористический акт 1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ) 2. Те же деяния:а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;б) повлекшие по неосторожности смерть человека;в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ) 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.(часть третья в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ) Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности 1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.Примечания. 1. Под финансированием терроризма в настоящем Кодексе понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества , созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма 1. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.Примечание. В настоящей статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.
Уголовный Кодекс рассматривает общественную безопасность в роли составляющей большой группы публичных взаимоотношений, которые обеспечивают не только социальную безопасность в узком значении, но помимо прочего общественный порядок, здоровье населения, социальную нравственность, экологический правопорядок и экологическую безопасность, безопасность перемещения и эксплуатацию автотранспорта, безопасность компьютерной информации. Вся совокупность данных публичных взаимоотношений называется социальной защищенностью и общественным порядком.
Общественная безопасность в широком значении слагается из нескольких групп публичных взаимоотношений, существующих насчет обеспечения:
- безопасных условий жизни всего общества;
- общественного порядка;
- экологической безопасности и экологического правопорядка;
- здоровья населения и публичной нравственности;
- безопасности личностных, публичных или же муниципальных интересов при производстве различных работ;
- безопасности личных, публичных либо муниципальных интересов в ходе обращения с общеопасными предметами;
- безопасности личных, публичных либо муниципальных интересов в ходе применения транспортных средств;
- безопасности личных, публичных и муниципальных интересов в ходе применения компьютерной информации.
Признание человека, его прав и свобод наивысшей общественной ценностью обосновывает создание соответствующих общественных условий, которые обеспечивают безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование социальных и муниципальных структур. Весомым аспектом обеспечивания общественной безопасности людей, социальных и муниципальных интересов считается система правовых мер, нацеленных на функционирование подходящих условий для трудовой работы и отдыха граждан, службу охраны государственного и социального порядка. К этим мерам относятся нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за посягательства, нацеленные на общественную безопасность.
Определение 1Преступления против общественной безопасности предполагают предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные действия или же бездействия, причиняющие существенный урон общественным отношениям, обеспечивающим состояние социального спокойствия и нормальное функционирование общественных институтов.
- Курсовая работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 400 руб.
- Реферат Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 220 руб.
- Контрольная работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Спецификой данных преступлений считается то, что они вредоносны для широкого круга общественных взаимоотношений (безопасности личности, нормальной работы фирм, учреждений, организаций и прочих общественных институтов). При этом ущерб причиняется интересам не конкретного человека, а общественно важным интересам – безопасным условиям жизни общества в целом .
Глава 24. Преступления против общественной безопасности
Нарушение общественного порядка включает в себя:
- Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу, при этом может сопровождаться угрозами насилия или применения насилия к определенным гражданам. Кроме того такое правонарушение может сопровождаться порчей или уничтожением чужого имущества, в том числе, государственного.
Заметка! В соответствии с нынешним законодательством, уголовную ответственность несут преступники, которые совершили злодеяние с отягчающими обстоятельствами. Такие обстоятельства рассматриваются исключительно в разрезе уголовного права, так как понятие и особенности административной ответственности предполагают несколько иные последствия правонарушений.
- Вандализм. К вандализму относятся действия правонарушителей, направленные на уничтожение или порчу общественного имущества, при этом не причиняется вред здоровью людей. Субъектом таких правонарушений может считаться лицо, достигшее 14 лет.
Заметка! К вандализму относится осквернение памятников архитектуры, жилых домов, общественных зданий и помещений, а также порча общественного имущества, например, детских качелей, лавочек, мест для сидения в общественном транспорте и т. д. Чаще всего, вандализм — мелкое нарушение общественного порядка.
Хулиганство можно охарактеризовать тремя признаками:
- Грубое нарушение общественного порядка.
Заметка! Грубым называется длительное нарушение порядка, попытка сорвать какое-либо общественное событие, праздник, концерт. Кроме того, к грубым нарушениям относится приставание к гражданам, несмотря на их замечания, попытка затеять драку или нанести травмы большому количеству населения. В конечном итоге, при хулиганстве страдают интересы многих граждан. Консультация юриста по вопросу хулиганства дает возможность разъяснить людям их права.
- Демонстрация неуважения к обществу и общественному мнению во время проведения общественных мероприятий.
- Применение насилия и порча чужого имущества.
Стоит отметить, что местом совершения хулиганства может быть как общественное место, например, парк, сквер, площадь, транспорт, так и лес, отдельная квартира или жилой дом. Нарушение покоя граждан в ночное время суток также является общественным правонарушением и карается законом по статье «Хулиганство». Заметка! Одними из отягощающих обстоятельств является применение холодного оружия в попытке хулиганства, а также рецидив (повторное осуществление) хулиганства.
Признание человека, его прав и свобод наивысшей общественной ценностью обосновывает создание соответствующих общественных условий, которые обеспечивают безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование социальных и муниципальных структур. Весомым аспектом обеспечивания общественной безопасности людей, социальных и муниципальных интересов считается система правовых мер, нацеленных на функционирование подходящих условий для трудовой работы и отдыха граждан, службу охраны государственного и социального порядка. К этим мерам относятся нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за посягательства, нацеленные на общественную безопасность.
Определение 1Преступления против общественной безопасности предполагают предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные действия или же бездействия, причиняющие существенный урон общественным отношениям, обеспечивающим состояние социального спокойствия и нормальное функционирование общественных институтов.
- Курсовая работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 430 руб.
- Реферат Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 270 руб.
- Контрольная работа Преступления против общественной безопасности и общественного порядка 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Спецификой данных преступлений считается то, что они вредоносны для широкого круга общественных взаимоотношений (безопасности личности, нормальной работы фирм, учреждений, организаций и прочих общественных институтов). При этом ущерб причиняется интересам не конкретного человека, а общественно важным интересам – безопасным условиям жизни общества в целом .
Тема 31. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Выявить и познать объективно существующие закономерности, различные процессы, явления и на этой основе провести научные обобщения и сделать правильный вывод невозможно без использования системного подхода, или по-другому — системности. Системный подход всегда занимал одно из центральных мест в каждой отрасли науки. Формирование системного взгляда оказывается в настоящее время существенным фактором в развитии и движении современной науки уголовного права, становится основой для научных исследований.
В современной отечественной науке под системами обычно понимают: во-первых, определенного рода сложные объекты, которые характеризуются не только множественностью, но и разнотипностью, разнокачественностью образующих их элементов и связей; во-вторых, совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 18. . При таком употреблении в качестве системы можно рассмотреть любой объект действительности, лишь бы он представлял собой относительно целостное множество элементов Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга, И.К. Паншина. М., 1979. С. 287. .
В Уголовном кодексе Российской Федерации раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» открывается главой 24, названной «Преступления против общественной безопасности». Однако в этой главе содержатся два состава преступления, относящиеся к категории преступлений против общественного порядка. Это хулиганство [5, с.213]и вандализм. [5, с.214]
Специальной же главы о преступлениях против общественного порядка нет. Очевидно, что любое преступление нарушает установленный в государстве общественный порядок, урегулированный нормами права, т. е. правопорядок. В данном случае имеется в виду общественный порядок в широком смысле слова.
Глава 1. Преступления против общественного порядка: общая характеристика………………………… …………………………. 8
1.1 Преступление против общественного порядка :общая характеристика и анализ хулиганства……………………………..15
2.1 Субъективные признаки хулиганства…….……………..26
2.2 Квалифицирующие признаки хулиганства……………. 30
Список используемых источников……………………………39
Глава 1. Преступления против общественного порядка: общая характеристика
[2]
• шум в ночное время;
• оскорбительное приставание к гражданам;
• угроза физического насилия;
• применение или попытка применения огнестрельного оружия либо ножей, кастетов или иного холодного оружия.
1.1 Преступление против общественного порядка: общая характеристика и анализ хулиганства
В УК РФ нет специально выделенной главы «преступления против общественного порядка», но преступления против общественного порядка есть. Хулиганство и вандализм входят в раздел IX преступления против общественной безопасности и общественного порядка, главу 24 «преступления против общественной безопасности» 7 . Для того, что бы говорить о преступлениях против общественного порядка, очевидно, необходимо определить само понятие «общественный порядок».
В УК РФ разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» открывается главой 24, названной «Преступления против общественной безопасности». Однако в этой главе содержатся два состава преступления, относящиеся к категории преступлений против общественного порядка. Это хулиганство (ст. 213) и вандализм (ст. 214).
К общим видам следует относить преступные деяния, создающие угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, нарушающие деятельность органов управления, обеспечивающих общественную безопасность.
Общими видами преступлений против общественной безопасности являются: терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), бандитизм (ст. 209), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), массовые беспорядки (ст. 212).
Среди общих видов преступлений против общественной безопасности можно выделить подгруппу преступлений, совершаемых организованным сообществом (ст. 208-210).
К специальным видам преступлений против общественной безопасности относятся:
1) нарушения специальных правил при производстве работ, связанных с повышенной опасностью, например нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219);
2) нарушение специальных правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность: нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221);
3) нарушение порядка использования оружия и взрывчатых веществ: незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222), незаконное изготовление оружия (ст. 223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств (ст. 226);
4) преступления, посягающие на нормальную работу транспорта, связанные с его захватом: угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), пиратство (ст. 227);
5) преступления, посягающие на общественный порядок: хулиганство (ст. 213) и вандализм (ст. 214).
понятием общественной безопасности обозначается состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного (общего) характера.
Обзательные работы
[1]
Отв: 1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Похожие записи:
-