Если дом признан аварийным что положено

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если дом признан аварийным что положено». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Очень часто граждане, проживающие в жилых домах, признанных аварийными, заблуждаются в своих ожиданиях относительно условий переселения и параметров подлежащих предоставлению квартир.

Поэтому считаем необходимым разобраться в наиболее популярных заблуждениях относительно данного вопроса.

1-е заблуждение: Если прописать в жилье как можно больше людей, то будет предоставлена площадь, исходя из установленной нормы жилой площади на человека.

Согласно нормам действующего законодательства предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

Исключением из указанного случая может быть только ситуация, если люди состоят на учете в качестве нуждающихся.

При этом они не должны в течение установленного законом времени намеренно выполнять какие-либо действия, которые приводят к ухудшению их условий жизни.

Но в ряде случаев даже нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не дает права на получение жилого помещения большего размера.

Предоставление жилья большей площадью при переселении из аварийного дома является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления и зависит от соответствующей финансовой возможности, предусмотренной местным бюджетом.

2-е заблуждение: Если в жилье прописано две семьи, то можно получить две квартиры.

Многие убеждены, что при предоставлении квартиры будет учитываться количество проживающих в расселяемой квартире семей.

На самом деле люди, проживающие в квартире по договору соцнайма, могут рассчитывать только на одну квартиру, которая будет идентична предыдущему жилью по квадратуре.

3-заблуждение: Можно выбирать квартиру много раз, пока муниципалитет не предложит идеальный вариант.

На самом деле муниципальные власти предложат ограниченное число вариантов, а если наниматели не будут согласны с переездом, то муниципалитет обратится в суд для принудительного выселения.

На что имеют право жители аварийного дома?

Экспертиза проводится на этапе обследования недвижимости межведомственной комиссией. Устанавливается его текущие состояние, повреждения. Все недостатки фиксируются в акте, на основании которого оформляется заключение. Также в нем отражается рыночная стоимость дома и участка.

Один экземпляр заключения выдается собственнику, еще один направляется в администрацию. Решением муниципалитета дом получает статус аварийного и включается в программу расселения, или собственнику выплачивается выкупная цена.

Определение аварийного жилья дает Методическое пособие МДК 2-04.2004. Это дом, в котором несущие сооружения и более половины помещений представляют опасность для окружающих.

Основаниями признания объекта аварийным могут стать:

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

Основания для признания жилого объекта аварийным изложены в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (гл. 3).

№ п/п Помещения, которые считаются опасными и подлежат сносу Комментарии
1 Помещения, расположенные под мусоропроводом или устройством для его очистки Квартира признается аварийной, если под ней или в смежном помещении располагается устройство для промывки или очистки мусоропровода
2 Помещения, окна которых выходят на шумные транспортные магистрали, если нельзя снизить уровень шума Максимальное допустимое значение шума составляет 55дБ днем и 45 дБ – ночью
3 Помещения, расположенные в домах, которые пострадали от стихийных катастроф и катаклизмов Основным условием является нерентабельность ремонтных работ
4 Объекты, расположение близко к воздушным электролиниям Максимальное значение напряженности не может превышать 1 кВ/м, а индукции – 50 мкТл при промышленной частоте 50 Гц
5 Объекты, расположенные в зоне возможных техногенных катастроф В случае если невозможно обеспечить защиту жилого помещения от разрушения
6 Объекты, расположенные в зоне оползней, селей, лавин или подверженные затоплению паводковыми водами Исключение составляется ситуация, когда при помощи инженерных сооружений можно предотвратить подтопление
7 Помещения, расположенные в зонах, негативным по санитарно-эпидемиологическим показателям (электромагнитные поля, шум, вибрация), если показатели превышают нормы для проживания граждан Также к ним относятся объекты, которые расположены в зонах транспортной и инженерной инфраструктур, производственной и санитарно-защитной зоне.
8 Многоквартирные дома, имеющие деформацию фундамента Также к ним относятся объекты, имеющие деформацию стен, деревянных конструкций
9 Объекты, имеющие значительный процент физического износа, если это привело к невозможности безопасного использования для проживания граждан Если уровень надежности несущих конструкций значительно снижен, вследствие чего прочность и надежность уменьшены

Важно! В быту считается, что жилье может быть признано аварийным по возрасту. Однако на практике возраст жилого помещения не имеет отношения к установлению аварийности квартиры. Основным признаком считается именно износ.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

  1. Отсутствие лифта и мусоропровода в многоквартирном доме, этажностью более 5.
  2. Соответствие объемно-планировочного решения устаревшим нормативным актам, если это не мешает нормальной эксплуатации объекта.
  3. Отсутствие водоснабжения и канализации в доме, этажностью до 2.

Компенсация за аварийное и ветхое жилье собственнику при сносе

Оформление документов на признание жилья аварийным устанавливается локальным нормативными актами муниципального образования. Общий перечень содержится в Постановлении Правительства РФ № 47 от 2006 (ст. 45).

Список документации:

  1. Копия правоустанавливающего документа заявителя на жилье. Документ предоставляется в случае, если право не зарегистрировано в ЕГРН. В противном случае документ запрашивается специалистом комиссии в Росреестре самостоятельно.
  2. Копия гражданского паспорта заявителя.
  3. Заявление о присвоении жилому помещению статуса.
  4. Заключение уполномоченной организации, проводившей экспертизу.
  5. Официальные жалобы жильцов на условия проживания в компетентные органы.
  6. Справка о признании дома аварийным.
  7. Технический план.

Собственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Способы обращения в уполномоченный орган:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя;

Муниципальная услуга по присвоению объекту статуса аварийного жилья оказывается на безвозмездной основе. Срок ее оказания не может превышать 30 дней.

Если документы направляются почтой, то необходимо приложить опись вложения направляемой документации.

Если заявление подается через представителя, то он должен иметь документы, подтверждающие его полномочия:

  • нотариальную доверенность (представитель совершеннолетнего гражданина);
  • свидетельство о рождении, удостоверение опекуна, попечителя, приемного родителя (если собственник несовершеннолетний);
  • постановление о назначении опекуна (если собственник недееспособный).

Результатом обращения в уполномоченный орган является:

  • выдача акта обследования условий проживания заявителя;
  • выдача акта о признании объекта аварийным или отказ в присвоении статуса.

Способ выдачи результата выбирается заявителем при оформлении требования.

Возможные варианты:

  • лично;
  • почтой;
  • через МФЦ;
  • через представителя.

С момента получения положительного ответа, собственники и наниматели жилых помещений имеют право на расселение в безопасные объекты по программе предоставления жилья.

Комиссия исследует все документы, а также проводит дополнительную проверку дома в течение 30 дней согласно п.46 чт.IV Постановления. По окончанию экспертизы выносится заключение, которое составляется в письменной форме.

В заключении указывается принятое решение, которое должно быть обосновано законом и фактическими данными на основе представленной документации. Документ должен быть подписан всеми членами комиссии, включая самим председателем, его заместителем и секретарем.

Важно! На основе данного заключения орган исполнительный власти, МСУ в течение 30 дней выносит соответствующее постановление, а также указ о дальнейшей судьбе МКД, сроках выселения граждан.

О том, что делать, когда ваш дом признали аварийным, написано в этом материале.

  1. Новое жилье предоставляется в том же городе, что и аварийное.
  2. Государственные органы должны подобрать несколько вариантов для выбора гражданами более подходящего жилья.
  3. В новой квартире должны присутствовать все коммуникации.
  4. Помещение находится в пригодном для проживания состоянии.
  5. Собственникам не следует рассчитывать на квартиры из новостроек. При аварийном и срочном выселении даются помещения из собственности муниципалитета. Чаще всего это жилье вторичного рынка.

При желании вполне возможно улучшить жилищные условия за счет приобретения квартиры путем выкупа непригодной муниципалитетом, включив еще и свои средства. В данном случае органы власти не ограничивают территорию расположения будущего жилья.

По законодательству «новое» жилье должно иметь столько же квадратных метров и комнат, что и старое, а также обладать тем же уровнем благоустроенности и находиться в том же районе, что и дом, который подлежит сносу.

Интересно то, что в законодательстве при равнозначной площади предоставляемого жилья речь идет об общей площади квартиры, а не о жилой. Это существенный минус, ведь в «новой» квартире может оказаться большая кладовка или коридор, который гражданину ни к чему, а площадь предоставленной квартиры будет такой же, как у старой.

У жильцов неприватизированного жилья есть два других варианта:

  1. Попытаться приватизировать квартиру. Не смотря на отсутствие запретов на приватизацию такого жилья, на практике жилищный отдел муниципальной администрации зачастую отказывает в регистрации жилья, которое подлежит сносу.
  2. Жильцам предоставляют новое жилое помещение, которое равнозначно аварийному.

Тут важно знать, что если вы проживали в изолированном жилье, вам не могут предоставить комнаты в коммунальной квартире.

Компенсация — это материальная денежная или натуральная выплата, которая предназначается владельцу объекта недвижимости, изъятого муниципалитетом.

Изъят дом местными органами власти может быть по двум причинам:

  1. он признан аварийным и подлежит сносу;
  2. земля нужна муниципалитету для каких-то важных целей. Например, в этом месте будут прокладывать нужную для населения инженерную коммуникацию, строить дорогу, возводить какой-то важный государственный объект.

Компенсация не всегда может быть в виде денег. Взамен собственнику частного дома могут предложить квартиру или дом.

Новое жилье может быть больше, чем предыдущее, но в таком случае собственнику нужно будет доплатить разницу.

Размер компенсации интересует собственника в первую очередь, ведь ему нужно купить новое жилье, а влезать в долги мало кому захочется.

Определяют, сколько нужно выплатить, в индивидуальном порядке. Для расчета во внимание принимается:

  • рыночная цена частного дома в регионе и степень его износа;
  • стоимость земельного участка.

Хозяин дома имеет право получить компенсацию и за переезд, аренду квартиры, если это было нужно на период между сносом старого и получением нового жилья. Местные власти зачастую не выплачивают это деньгами, а предоставляют натуральную помощь: дают на время социальное жилье, выдают машину с грузчиками для перевоза имущества.

Требовать компенсацию также можно за хозяйственные постройки. Например, если на участке стоял гараж, добротные здания для хозяйственных нужд, их также должны включить в просчет суммы.

Обратите внимание: иногда местная администрация утверждает, что выкуп земельного участка не предусмотрен, могут дать только взамен дом с землей. Согласно статье 239.9 ГК РФ, а также 279-282 ГК РФ муниципалитет обязан именно выкупить надел, а не предоставлять замену.

После того, как дом будет признан аварийным, начинаются работа по его оценке. За основу будут брать рыночную стоимость похожих объектов в регионе, но будут учитывать износ строения, вычесть имеют право не больше 50% от цены.

Земельный участок также оценивают по средней рыночной цене, но здесь никаких вычетов уже нет.

Размер компенсации определяется с учетом требований Федерального Закона №135 “Об оценочной деятельности”.

Результаты оценки будут отправлены в местную администрацию, которая уже отправляет уведомление собственнику дома. Собственник решает: принять оценку и определится с типом компенсации или отказаться от такого предложения и оспорить его в суде.

Администрация определяет срок, в который семье нужно покинуть аварийное жилье, подлежащее сносу. Полученная компенсация за аварийный частный дом расходуется владельцем по его усмотрению, но целевым способом. То есть он может сразу купить дом, если ему хватает денег, взять ипотеку, а компенсацию использовать как погашение части кредита.

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Кодекс административного судопроизводства;
  3. Градостроительный кодекс;
  4. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  6. Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006;
  7. Закон г. Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы»;
  8. Постановление Правительства Москвы от 18.06.2012 № 274-ПП;
  9. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

В случае признания дома аварийным проведение капитального ремонта не имеет смысла.

Критерии аварийности дома перечислены в разделе III Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.

В случае признания дома аварийным жильцы могут быть переселены в другие помещения, помещения, находящиеся в собственности, могут быть изъяты для муниципальных нужд с выплатой рыночной стоимости квартиры (которая включает стоимость общего имущества и придомового участка).

Скорее всего, дом числится аварийным ошибочно. Для прояснения информации нужно письменно запросить в Мосжилинспекции и Префектуре ЦАО информацию о том, признан ли дом аварийным и в случае признания дома аварийным попросить предоставить копии заключения МВК и правового акта Правительства Москвы по этому вопросу или выписки из них. Также следует письменно запросить информацию о признании дома аварийным в управляющей компании.

Если дом все-таки признан аварийным, то во внесудебном порядке могут помочь решить проблему обращения в Правительство Москвы и прокуратуру.

В случае, если Правительство не пожелает пересмотреть свое распоряжение, а прокуратура не найдет нарушения прав граждан, единственный выход – оспаривать заключение МВК и распоряжение Правительства Москвы в порядке, установленном КАС РФ. Не нужно пропускать установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, который в данном случае, полагаю, должен исчисляться с момента ознакомления гражданина с текстом решения, подлежащего обжалованию.

Интересная статья? Поделитесь в соцсетях!

Аварийным дом может признать межведомственная комиссия при муниципальном образовании.

Члены комиссии – представители органов местного самоуправления, представители органов, в чьи полномочия входит проведение регионального жилищного надзора, надзора в сферах пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и прочей безопасности, государственного контроля, благополучия человека, защиты прав потребителей и другие эксперты.

Владелец жилого помещения взаимодействует с комиссией и имеет право на совещательный голос.

Любой владелец или наниматель жилья может подать заявление в муниципальную межведомственную комиссию. К документу необходимо приложить выписку из Росреестра (подтверждение права собственности на жилплощадь в доме) или договор социального найма и заключение экспертной организации об обследовании дома. Комиссия рассмотрит вопрос признания дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

Кроме того, в межведомственную комиссию могут обратиться органы прокуратуры или жилищного надзора. В таком случае они должны обеспечить проведение экспертизы. То есть, обратившись в эти органы, собственники могут сэкономить деньги.

Решение о проведении технической экспертизы должно быть принято на собрании собственников помещений многоквартирного дома и ими же оплачено.

Когда получено заключение комиссии, соответствующий орган власти в 30-дневный срок должен издать распоряжение, где будет определено дальнейшее использование помещений и срок расселения жильцов, если дом признают аварийным и подлежащим реконструкции или сносу или заключат, что здание нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ.

Согласно Жилищному кодексу, обязанности по сносу аварийного дома возложены на владельцев помещений. Они должны самостоятельно оплатить это мероприятие.

На практике за переселение аварийных домов, как правило, отвечают органы местного самоуправления (к тому же, во многих домах есть муниципальные квартиры, поэтому муниципалитет является полноправным владельцем наряду с физлицами). Если у жильцов сформирован участок земли под домом, и она представляет ценность, ее можно продать либо заключить инвестиционный контракт со строительной компанией на возведение нового дома.

Прежде всего, необходимо выяснить, когда дом был признан аварийным и в какую программу его включили.

Если такой статус был присвоен до 2012 года, то, вероятнее всего, многоквартирный дом включили в программу переселения из аварийного жилья, софинансируемую Фондом содействия реформирования ЖКХ. Но дом мог попасть и в другие программы, которые финансируются из федерального, субъектного или местного бюджета.

Дома, включенные в программу «Фонда ЖКХ», значатся в соответствующем перечне на сайте организации.

Кроме того, на таких домах должны быть таблички, где указаны сроки и место переселения. Если заявленные сроки переселения подходят, а жильцов не переселяют, необходимо уточнить этот вопрос в администрации муниципального образования или в самом Фонде ЖКХ.

Что касается домов, попавших в другую программу, за необходимой информацией необходимо обращаться в администрацию муниципального образования.

Верховным Судом Российской Федерации проведено изучение судебной практики рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Изучение судебной практики показало, что в основном споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

В связи с этим судами рассматривались дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, межведомственных комиссий по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания, определением сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, о внеочередном предоставлении жилого помещения, о выселении, об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка и жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и другие споры.

Анализ судебной практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что суды в основном правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуются положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

Отказывая Г. на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ в принятии искового заявления в части требования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, судебные инстанции правомерно исходили из того, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, районным судом рассмотрен ряд дел по искам государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. В удовлетворении заявленных требований по всем делам судом отказано, поскольку при разрешении требований образовательного учреждения было установлено, что принадлежащее истцу на праве оперативного управления здание общежития в установленном порядке аварийным не признано. При этом был признан необоснованным довод истца о том, что аварийное состояние здания подтверждено заключением ОАО «Калининградпромпроект», поскольку в силу пункта 7 Положения, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2), признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судах рассматривается большое количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков.

При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Например, районным судом был удовлетворен иск прокурора в интересах Т.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Например, при рассмотрении дела по иску Г.В. и Г.О. к администрации города о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение установлено, что истцы по договору социального найма занимают комнату площадью 10,8 кв.м в трехкомнатной коммунальной квартире, состоящей из трех жилых комнат площадью 17,3 кв.м, 11,4 кв.м и 10,8 кв.м, коридора площадью 5 кв.м, кладовой площадью 1,4 кв.м и кухни площадью 9,6 кв.м.

Заключением межведомственной комиссии города многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.


Верховный Суд РФ подготовил обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием жилого помещения либо многоквартирного дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В частности, обращается внимание на следующее.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственных комиссий. В зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду комиссия создается федеральным, региональным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Вопросами признания жилых помещений частного фонда пригодными (непригодными) для проживания занимается межведомственная комиссия, создаваемая органами местного самоуправления.

Если аварийный многоквартирный дом, подлежащий сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения. Если такой дом включен в адресную региональную программу по переселению, собственник жилого помещения вправе требовать либо выплаты выкупной цены, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения в собственность.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя его рыночную стоимость, убытки, причиненные собственнику изъятием, в т. ч. упущенную выгоду, а также компенсацию за непроизведенный капремонт. При определении выкупной цены должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

Если помещение опасно для жизни и здоровья, то предоставление взамен иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Применительно к нормам, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору соцнайма в связи со сносом дома, понятие «населенный пункт» не равнозначно понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».

Наш дом признан аварийным. Что это, чем грозит жильцам и как это оспорить?

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

    \t

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • \t

  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • \t

  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • \t

  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • \t

  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий.

Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре. Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания. На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье. Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).

Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

Настоящая публикация представляет собой более доступное изложение, а также, в ряде случаев, некоторые комментарии в форме «вопрос-ответ» к обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.

Ранее, мы обобщали судебную практику по «аварийному жилью», некоторые «вопросы-ответы» содержаться в публикации АВАРИЙНОЕ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ, снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп. Вопросы-ответы (обзор судебной практики). Данный обзор практики также остается актуальным и содержит ответы на вопросы, не освещенные в настоящем обзоре.

I. Некоторые вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и межведомственных комиссий, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определением сроков расселения таких домов

Признание жилого дома аварийным. Процедура

Какова последовательность действий граждан по признанию жилого дома аварийным и подлежащим сносу? Кто принимает решение о сносе аварийного дома и переселению граждан в другое жилье?

Признать дом аварийным может только межведомственная комиссия

Межведомственная комиссия и муниципалитет бездействуют в вопросе признания нашего дома аварийным и подлежащим сносу. Могу ли напрямую обратиться в суд с требованием признать дом аварийным и подлежащим сносу и обязать предоставить мне иное жилое помещение взамен аварийного?

Решение межведомственной комиссии. Оспаривание в суде

По каким основаниям может быть оспорено решение межведомственной комиссии?

Признание незаконным решения межведомственной комиссии

Вправе ли суд признать незаконным и недействительным решение межведомственной комиссии? Можно ли в судебном порядке обязать межведомственную комиссию и администрацию города признать дом аварийным и подлежащим сносу с расселением жильцов?

Признание аварийным частного жилого дома. Чья компетенция?

Администрация города отказалась проводить оценку моего частного дома, принадлежащего мне на праве собственности, на предмет признания его аварийным и подлежащим сносу, поскольку оценивать частные жилые дома межведомственная комиссия полномочиями не наделена. Правомерен ли такой отказ?

II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания

Аварийный дом не включен в адресную программу по переселению

Наш многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако администрация города бездействует, указывая, что наш дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья и в этом году ждать расселения не стоит. Можем ли мы обратиться в суд с требованиями о предоставлении нам жилого помещения взамен аварийного?

Предоставления жилья взамен аварийного, если дом включен в программу по переселению

Дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Однако никаких мер по расселению граждан из аварийного дома администрация не предприняла.

Могут ли собственники помещений в аварийном доме требовать в судебном порядке обязать администрацию предоставить благоустроенные жилые помещения взамен занимаемых в аварийном доме?

Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?

Признан аварийным и подлежащим сносу многоквартирный жилой дом. Ряд собственников квартир не согласны на переселение в квартиры в новом доме. Может ли суд принять решение о выселении указанных собственников из аварийного дома с предоставлением им квартир в новом доме?

В законодательстве не закреплено определение ветхого жилья, но на практике к данной категории относится недвижимость, износ которого составляет:

  • 65% для деревянных строений и мансарды.
  • 70% для кирпичных зданий.

При этом несущие конструкции не представляют угрозу жизни и здоровью проживающих. Главное отличие аварийного жилья от ветхого заключается именно в том, что износ конструкций превышает нормативы, создавая угрозу обрушения.

Решение о необходимости переселения принимается межведомственной комиссией на основании экспертного заключения о состоянии дома. При положительном решении вопроса программа расселения разрабатывается местными органами власти.

Помимо заявления от проживающего требуется:

  • Правоустанавливающие документы (копии).
  • Проект реконструкции (при переводе нежилого помещения в статус жилого).
  • Акт экспертной проверки о признании жилья непригодным для проживания.
  • Иные документы по усмотрению заявителя.

Региональные власти самостоятельно устанавливают сроки переселения в соответствии с законодательством.

Все здания, которые признаны непригодными для жилья вносятся в специальный реестр. Благодаря такому фиксированию, узнать статус своего обращения стало намного проще. Достаточно зайти на сайт Министерства капитального строительства и просмотреть список домов, подлежащих расселению.

Также по-прежнему можно узнать внесен ли тот или иной объект в реестр, обратившись в органы местного самоуправления либо специально созданные ими структуры. Переселение осуществляется в сроки, предусмотренные муниципальными программами.

При этом существует возможность подать прошение об уменьшении сроков, если дальнейшее проживание представляет реальную угрозу для жизни.

Если гражданин отказывается покидать жилплощадь, признанную аварийной, он может быть выселен в принудительном порядке. Для этого необходимо:

  • Получение экспертного заключения о несоответствии жилья нормам эксплуатации.
  • Направление искового заявления в суд.
  • Осуществление процедуры выселения на основании судебного решения.

Таким образом, расселение ветхого и аварийного жилья предполагает важные нюансы, которые должны быть учтены при переезде.

Все вопросы, связанные с проживанием россиян всегда являлись достаточно популярными и актуальными, поскольку проблема обеспечения населения достойным вариантом для жизни до сих пор остается таковой. Особенно много споров и негативных отзывов возникает в общественной среде относительно сноса ветхого и аварийного жилья.

В случае принятия такого решения, многие люди на длительный период времени остаются без «собственного угла» и вынуждены как-то благоустраивать свой быт в сложных условиях. Рассмотрим ситуацию, которая сложилась по такому вопросу сегодня, и постараемся дать ответы на все значимые вопросы.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2021 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Таким образом, принятые изменения в процедуру расселения непригодного для проживания жилья позволяют обеспечить права граждан на широкий перечень мер социальной поддержки.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Признание индивидуального (частного) дома непригодным для проживания

Если восстановление экономически нецелесообразно либо попросту невозможно, дом включают в список строений для планового сноса. При крайне плохом техническом состоянии применяют экстренное выселение. После признания жилья непригодным для восстановления здание демонтируют. Освобожденную площадку используют для строительства нового жилого объекта либо по иному целевому назначению.

В любом случае признать определенный статус дома вправе специализированная комиссия муниципалитета. Экспертные заключения сторонних организаций могут использоваться только в качестве дополнительных источников информации. Отдельные решения принимают в рамках судебных разбирательств. Если предполагается снос ветхого и аварийного жилья, собственников ждет расселение в новые помещения или изъятие аварийных площадей за компенсацию.

При возможности потребительские параметры здания восстанавливают до уровня соответствия действующим санитарным и строительным нормам. Не обязательно выполняют реконструкцию самого дома. Для устранения вредных факторов:

  • создают отражающие звук преграды около автомобильных магистралей;
  • переносят линии электропередач, либо изменяют их технические характеристики;
  • закрывают вредные производства, устанавливают фильтрующее оборудование;
  • обеззараживают почву.

В наиболее сложных ситуациях применяют временное расселение в маневренное жилье. Для проведения ремонта и реконструкции дома стандартный механизм денежных компенсаций (выделения определенного количества м кв. на каждого прописанного человека) не действует.

Что делать собственникам, если дом признали аварийным, решают с учетом предлагаемых условий. Наличие такого статуса никак не влияет на право распоряжения имуществом. Квартиру, как и прежде, можно:

  • продать;
  • сдать в аренду;
  • передать в дар или по наследству;
  • оформить в залог для получения кредита.

Тем не менее, нужно помнить о падении себестоимости по причине точного определения непригодности объекта недвижимости для жилья. Его нельзя продать после подписания соглашения с местной администрацией. Ограничивают изменение прав собственности специальной записью в базе данных «Росреестра».

Собственник вправе получить недвижимость с равными или лучшими потребительскими параметрами. Недопустимо переселение в коммуналку из обычной квартиры.

Отдельные муниципалитеты организуют переселение дома в сотрудничестве с коммерческими организациями. Застройщик после сноса использует земельный участок для планового строительства. «Старым» хозяевам предлагают квартиры в новостройках лучшей планировки (большей площади) для ускорения бизнес-процессов.

Порядок расселения ветхого и аварийного жилья выбирается каждым регионом самостоятельно. Общий включает:

  1. Формирование жилищным отделом администрации списка граждан, подлежащих переселению.
  2. Направление гражданам предложения о переселении.
  3. Подписание соглашений об изъятии аварийной и передаче новой квартиры в собственность.
  4. Регистрация прав собственников в ЕГРН.

Все соглашения администрация готовит самостоятельно.

Важно! Конкретный порядок переселения вашего дома смотрите в решении, которым дом признали аварийным. Уточнить спорные моменты по процедуре можно по телефону жилотдела.

Для активизации процедуры признания дома аварийным самими жильцами надо подать личное (коллективное) заявление в местную администрацию. Пригодятся, но не обязательны, экспертные заключения о несоответствии строения действующим нормам. В течение 40 дней после регистрации письма и сопроводительной документации муниципалитет обязан:

  • создать комиссию;
  • провести осмотр и составить результирующий акт;
  • дать письменный ответ с официальным решением.

Если дом признали аварийным, дальнейшие действия зависят от действительного состояния строения. В худшей ситуации оперативно предоставляется замена из фонда маневренного жилья, в школах, общежитиях других свободных помещениях. Максимальный срок для переселения – 12 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий