К каких случаях оформляется ттн или тн

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К каких случаях оформляется ттн или тн». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Транспортная накладная – обязательный документ согласно Пост. Правительства №272 от 15-04-11 г. Обычно ТН заполняет отправитель груза, если другой порядок не прописан в договоре на перевозку. Документ составляется на одну партию или на несколько партий ТМЦ, если их перевозят одним грузовым автомобилем.

Заполняются три оригинальных экземпляра ТН:

  • отправителю;
  • получателю;
  • перевозчику.

Различие с предыдущей формой, ТТН, состоит в отсутствии товарного раздела как такового. Это отражается в заголовке документа. Списание и постановка на учет перевозимых ТМЦ на основании ТН не производятся.

Следует иметь в виду Пост. Правительства №1529 от 12-12-17 г., согласно которому изменился правовой акцент правил перевозки грузов автомобильным транспортом. Теперь правила регулируют перевозки тяжеловесными (крупногабаритными) авто. Ранее правила регламентировали перевозку, соответственно, тяжеловесных (крупногабаритных) грузов.

В каких случаях оформляется товарно-транспортная накладная

Согласно ФЗ №171 от 22-11-95 г. «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», а именно ст. 10.2 (п. 1), первой среди сопроводительных документов на перевозку алкоголя названа ТТН.

Информация, указанная в накладной, подтверждается пакетом других документов: справками, декларациями, сертификатами, но без ТТН перевозка алкоголя контролирующим органами признается незаконной, как и сама поставка такой продукции.

ТТН оформляется на каждую партию алкоголя, каждому получателю товара отдельно, даже при перевозке одним и тем же транспортом. Из данных ТТН сведения о грузе поступают в систему ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) по учету и контролю за оборотом алкоголя. На основании ТТН формируются декларации фиксирующие «алкогольные» сделки.

Внимание! При отсутствии договора на перевозку ТН (и ТТН) можно пренебречь. При вывозе груза своим транспортом следует оформить лишь накладную ф. ТОРГ-12. Указанный документ может служить и подтверждением расходов по приобретению МЦ в целях НУ.

  1. Несмотря на отмену ТТН, отсутствие ее в пакете документов на перевозку сторонней компанией на практике может привести к конфликту с фискальными органами. Чтобы избежать подобного, целесообразно использовать полный пакет документов, включающий и ТТН, и ТН.
  2. В случае транспортировки алкоголя ТТН необходима.
  3. Заключение договора на перевозку сопровождается использованием ТН в обязательном порядке.

Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Сейчас уже Минфин чуть ли не официально отменил старый вариант. При этом некоторые фискальные органы, которые просто по непонятным причинам решили не перестраиваться, до сих пор требуют Т-1. На самом деле, если такие претензии поступают, смело можно обращаться за судебной защитой. Ведь это незаконно. ТН полностью заменяет аналог практически во всех случаях. Существует лишь один вариант, когда ТТН будет необходимым выбором. И по закону не может заменяться аналогом. Это грузоперевозка этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Здесь уже закон действительно предписывает строгое использование ТТН. Но это скорее исключение, чем правило.

В устаревшем варианте этот пункт расписан полностью. Мы можем отследить номенклатуру ТМЦ, конкретное количество товарных позиций, виды перевозимого груза, вес. А также стоимостное выражение. Причем прописывается и общая сумма, и цена на конкретные изделия. А вот по новому варианту этих сведений нет в принципе. Они опускаются, ведь фактически нужды в этом нет. Возможная порча или недостатки будут выявлены при оприходовании, которое строится на иных разрешительных бумагах.

Это новинка, используемая в ТН. Фактически там прописываются рекомендации грузоотправителя. Он сообщает, какой лучше выбрать транспорт, его количество, грузоподъемность, оптимальный маршрут, условия для перевозки, например, температурные. По сути, изготовитель, которые отлично понимает, какую продукцию он создал, какие у нее есть слабые места – дает советы, как не потерять в качестве во время процесса грузоперевозки. И это ценная информация, но ее основе действительно можно создать оптимальные условия, подобрать подходящие машины, проложить маршрут. А также использоваться специализированные кадры при необходимости. Это наглядный показатель, чем отличается накладная от товарной транспортной, ТНН. Подобный вариант выгоднее для покупателя, ведь шанс того, что ТМЦ доедут в сохранности без порчи упаковки, снижения срока годности продукции.

Очередное новшество, где содержатся поля для написания сведений об изменении выгрузки. То есть, если произошла форс-мажорная ситуация, когда грузовики просто не смогли своевременно предоставить, либо дата отгрузки была изменена. А что чаще всего бывает, сменяется именно адрес выгрузки, оказывается, что указанный ранее склад полностью забит продукцией, и необходимо везти в другой. При этом стоит помнить, что заполненное поле станет основанием для увеличения (или уменьшения) суммы конечного расчета. Ведь вполне часто оказывается, что новая точка доставки намного дальше от точки отравителя. И придется проехать лишних несколько сотен километров. А это дополнительные расходы транспортной компании.

Кому нужна товарно-транспортная накладная и чем грозит ее отсутствие

В таблице 1 представлено количество необходимых экземпляров транспортных накладных.

Таблица 1. Количество необходимых экземпляров транспортных накладных

Вид транспортной накладной ТТН
(кому передается, у кого остается)
ТН
(кому передается, у кого остается)
Первый экземпляр Остается у отправителя груза Отправителю груза
Второй экземпляр Передается получателю груза через водителя, осуществляющего перевозку груза Получателю груза
Третий экземпляр Перевозчик прилагает к счету за перевозку и передает заказчику автотранспорта Перевозчику
Четвертый экземпляр Прилагается к путевому листу водителя, осуществляющему перевозку груза

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Постановление Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 должно в корне изменить сложившуюся практику указания в 10-ой графе транспортной накладной экспедитора, с которым у грузовладельца заключен договор в качестве перевозчика. Причин изменений две:

  • уточнено понятие “водитель” — это лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • Приложением № 4 к ППГАТ 2021 изменена форма транспортной накладной; теперь в ней нашлось место для указания сведений об экспедиторе, а также появилась необходимость указания типа владения транспортным средством — собственность, аренда или лизинг.

Законодатель как бы настойчиво говорит: указывайте в накладных фактического перевозчика, после которого нет другого контрагента-участника перевозки. Цель такой определенности вполне понятна — фискальные органы хотят иметь четкое представление кто является конечным получателем платежа за перевозку, чтобы остальные участники не могли применять льготные режимы налогообложения или уменьшать налог на прибыль списанием горюче-смазочных материалов и приобретением запчастей.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Нет. Верховный Суд РФ дважды высказался по этому поводу: требовать оплату перевозчик может только у лица, с которым у него заключен договор (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции; п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26).

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Таким образом, в среднесрочной перспективе вполне возможно уменьшение неплатежей в сфере грузовых автоперевозок.

Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

Больше всего вопросов после вступления в силу новых Правил перевозки грузов возникает касательно порядка заполнения основного перевозочного документа — транспортной накладной. В этом разделе будет произведен разбор этих вопросов. Если вопросы все-таки останутся — задавайте их в комментариях после текста статьи либо через форму обратной связи.

Резюмирую основные моменты, которые необходимо учитывать при заполнении транспортных накладных после 2021 года:

  • если перевозку организует экспедитор, то именно он должен быть указан в графе 1 «Грузоотправитель» с проставлением соответствующей отметки в чекбоксе «Является экспедитором»;
  • клиент экспедитора, заключивший договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, указывается в графе 1а;
  • в разделе 10 «Перевозчик» указываются сведения о фактическом перевозчике, владеющим транспортным средством по праву собственности, аренды или лизинга (тип владения указывается в графе 11) и имеющем трудовые или гражданско-правовые отношения с водителем.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

При выдаче транспортной накладной экспедитором, клиент должен получить документ, подтверждающий принятие груза экспедитором (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”). Таким документом, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 “Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности”, является экспедиторская расписка. Форма бланка экспедиторской расписки и других экспедиторских документов установлена Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

Неприменение экспедиторских документов в правоотношениях между клиентом и экспедитором может повлечь отказ налогового органа учесть расходы грузовладельца (ст. 252 Налогового кодекса РФ) при исчислении налога на прибыль, что станет причиной повышенной налоговой нагрузки.

Экспедитору или грузовладельцу следует удостовериться в том, что перевозчик является тем лицом, которое будет фактически выполнять перевозку груза. Для этого необходимо получить документы, подтверждающие:

  • владение транспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства и действующий путевой лист);
  • наличие трудовых или гражданско-правовых отношений с водителем.

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

Как подтвердить расходы на автоперевозку: ТН или ТТН?

Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов

Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.

Справочно

Транспортная накладная предусматривает указание отгрузочного наименования груза. Оно определяется весьма обобщенно - на основании справочника «Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов» (ЕТСНГ), без указания конкретных характеристик товаров, существенных в сделке купли-продажи.

В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).

Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?

С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).

Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.

В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.

Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.

До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.

Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.

По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.

Это важно

Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).

А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:

1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;

2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.

Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.

В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.

Товарно-транспортная или Транспортная накладная формы 1-Т является обязательным документом для учёта движения товарно-материальных ценностей и расчёта за доставку груза с автоперевозчиком. Применяется при осуществлении внутренних автомобильных грузоперевозок по территории Российской Федерации с привлечением сторонней транспортной организации.

Как любой документ строгой отчётности, транспортная накладная имеет уникальный номер и дату оформления. Также в «шапке» бланка указывается номер и дата оформления Заказа (заявки) на перевозку груза.

ТТН формы 1-Т состоит из двух разделов: Товарный и Транспортный (каждый на своей странице).

Товарный раздел
отражает количество и движение товарно-материальных ценностей, списание груза со счетов грузоотправителя и оформление на грузополучателя.
Транспортный раздел
отражает информацию о перевозчике, транспорте и маршруте перевозки для расчёта за оказанные транспортно-экспедиторских услуг.

Товарно-транспортная накладная 1-Т

Пункт 1 — Грузоотправитель
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица.
Пункт 2 — Грузополучатель
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица.
Пункт 1а (новый) — Клиент (Заказчик организации перевозки), при необходимости
  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • ИНН,
  • адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица)
  • полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица
Пункт 3 — Груз
  • отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с ДОПОГ, его состояние и другая необходимая информация о грузе)
  • количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки,
  • реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров (наименование, номер, дата документа об отгрузке),
  • масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах,
  • размеры (высота, ширина и длина) в метрах,
  • объем грузовых мест в кубических метрах,
  • В случае перевозки опасного груза в транспортной накладной накладной информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 и Таблицей А ДОПОГ

  • объявленная стоимость (ценность) груза.
Пункт 4 — Сопроводительные документы на груз
  • Перечень прилагаемых к транспортной накладной документов, предусмотренных ДОПОГ (для опасных грузов), санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о них) содержатся в государственных информационных системах;
  • Перечень прилагаемых к грузу сертификатов, паспортов качества, удостоверений, разрешений, инструкций, товарораспорядительных и других документов, наличие которых установлено законодательством Российской Федерации, либо регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о них) содержатся в государственных информационных системах;
  • Реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров (наименование, номер, дата документа об отгрузке, наименование и ИНН продавца и покупателя, др.
Пункт 5 — Указания грузоотправителя
  • Параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.;
  • Указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
  • Рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, сведения о запорно-пломбировочных устройствах (в случае их предоставления грузоотправителем), объявленная стоимость (ценность) груза, запрещение перегрузки груза.
Пункт 6 — Приём груза
Лицо, от которого забирается груз

  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • ИНН,
  • адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица)
  • полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица
  • адрес места погрузки;
  • дата и время подачи транспортного средства под погрузку;
  • фактические дата и время прибытия;
  • фактические дата и время убытия;
  • фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
  • масса груза;
  • количество грузовых мест;
  • должность, подпись, расшифровка подписи лица, от которого забирается груз (уполномоченного лица;
  • должность, подпись, расшифровка подписи грузоотправителя (уполномоченного лица) при необходимости;
  • подпись, расшифровка подписи водителя, принявшего груз для перевозки;
  • должность, подпись, расшифровка подписи Перевозчика (уполномоченного лица) при необходимост.
Пункт 7 — Сдача груза
  • адрес места выгрузки;
  • дата и время подачи транспортного средства под выгрузку;
  • фактические дата и время прибытия;
  • фактические дата и время убытия;
  • фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования;
  • масса груза;
  • количество грузовых мест;
  • должность, подпись, расшифровка подписи грузополучателя (уполномоченного лица);
  • подпись, расшифровка подписи водителя, сдавшего груз;
  • должность, подпись, расшифровка подписи перевозчика (уполномоченного лица) при необходимости.
Пункт 10 — Перевозчик
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, адрес места жительства, номер телефона — для физического лица (уполномоченного лица);
  • Полное наименование, ИНН, адрес места нахождения, номер телефона — для юридического лица;
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН, данные о средствах связи (при их наличии) водителя (водителей).
Пункт 11 — Транспортное средство
  • Тип, марка, грузоподъемность (в тоннах), вместимость (в кубических метрах
  • Регистрационный номер транспортного средства / прицепа / полуприцепа),
  • Тип владения:
    1. Собственность
    2. Аренда
    3. Лизинг
Пункт 12 — Оговорки и замечания перевозчика
  • Фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при приёме груза;
  • Изменение условий перевозки при движении;
  • Фактическое состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования при сдаче груза;
  • Изменение условий перевозки при выгрузке.
Пункт 13 — Прочие условия
  • Номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего опасный груз;
  • Режим труда и отдыха водителя в пути следования, сведения о коммерческих и иных актах.
Пункт 14 — Переадресовка
  • Дата, форма переадресовки (устно или письменно;
  • Сведения о лице, от которого получено указание на переадресовку (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) и др.;
  • Адрес нового пункта выгрузки, дата и время подачи транспортного средства под выгрузку;
  • При изменении получателя груза — новое наименование грузополучателя и место его нахождения.
Пункт 15 — Подписи сторон
  • Должность, подпись, расшифровка подписи грузоотправителя (уполномоченного лица);
  • Должность, подпись, расшифровка подписи перевозчика (уполномоченного лица).
Пункт 16 — Стоимость услуг перевозчика и порядок расчёта провозной платы (при необходимости)
  • Стоимость услуги в рублях, порядок (механизм) расчета (исчислений) платы
    В том числе:
    1. размер провозной платы (заполняется после окончания перевозки) в рублях
    2. расходы перевозчика и предъявляемые грузоотправителю платежи (в рублях) за проезд по платным дорогам
    3. расходы перевозчика за перевозку опасных грузов, грузов, перевозимых тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами, уплату таможенных пошлин и сборов (в рублях)
    4. расходы на выполнение погрузо-разгрузочных работ, а также работ по промывке и дезинфекции транспортных средств (в рублях)
    5. прочие расходы перевозчика в рублях
  • Полное наименование организации плательщика (грузоотправителя), ИНН, адрес, банковские реквизиты организации плательщика (грузоотправителя);
  • Должность, подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя (уполномоченное лицо);
  • Полное наименование организации (перевозчика), ИНН, адрес;
  • Должность, подпись, расшифровка подписи лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны перевозчика (уполномоченное лицо.
Пункт 17 — Отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков
  • Краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для отметки;
  • Расчет и размер штрафа;
  • Подпись, дата.
  1. Экземпляр остаётся у грузоотправителя для дальнейшего списания товарно-материальных ценностей. остальные экземпляры отдаются грузоперевозчику.
  2. Экземпляр грузоперевозчик отдает грузополучателю после доставки груза, для оприходования товарно-материальных ценностей.
  3. Экземпляр, заверенный грузополучателем, компания грузоперевозчик отправляет грузоотправителю вместе со счётом на транспортные услуги.
  4. Экземпляр, заверенный грузополучателем, остаётся у транспортной компании, прилагается к путевому листу, и является основанием для начисления заработной платы водителю перевозившему груз.

При перевозке грузов нетоварного характера (по которым не ведётся учёт товарно-материальных ценностей), учёт объёма перевозки производится путём замеров, взвешивания, товарно-транспортная накладная выписывается в трёх экземплярах. Один экземпляр остаётся у грузоотправителя, остальные высылаются компании перевозчику для выставления счёта за перевозку груза и начисления заработной платы водителю и экспедитору.

Традиционная для данной сферы форма 1-Т заполняется отправителем необходимого в случае осуществления комплексной доставки продукции специально для каждого из потенциальных получателей товаров, а также в случае каждого выхода в рейс автомобильного транспорта. При одновременной транспортировке сразу нескольких типов грузов по конечному адресу одной или более одной компании, документ проходит оформление с указанием каждой из доступных партий и итоговых получателей.

Обращаем внимание, что по грузам нетоварного типа, в рамках которых не поддерживается складской учет ТМЦ, но применяется учет методом замера ТТН предоставляется в трех экземплярах: первый и второй получает предоставившая автомобильный транспорт компания. Первый документ применяется для проведения расчетов организации с отправителем груза и прикрепляется к счету, а второй – добавляется к путевому листу и используется как основание для проведения учета транспортной работы. Третий экземпляр сохраняется у отправителя груза и является подтверждением для дальнейшего учета выполненных работ по перевозкам.

Форма товарно-транспортной накладной включает в себя заполнение основных пунктов, которые подтверждают достоверность документа. Грузоотправитель должен указывать следующие пункты в ТТН формы 1-Т:

  • указание даты выписки текущего товара;
  • пункты с указанием грузополучателя и грузоотправителя заполняются юридическими наименованиями организаций сделки;
  • плательщик – это организация, которая будет непосредственно осуществлять оплату за получение товара при транспортировке;
  • сведения о грузе – важный пункт, который следует заполнять максимально точно и корректно, поскольку от этого зависит необходимость оплаты НДС;
  • раздел «Отпуск разрешил» заполняет ответственное за отпуск товарно-материальных ценностей лицо.

Подпись является подтверждением достоверности указанных в документе сведений. Она должна быть дополнительно заверена печатями и штампами грузоотправителя. Товарно-транспортная накладная представляет собой разрешение на осуществление отгрузки и транспортировки разных типов товаров. В незаполненных графах ставится прочерк, чтобы невозможно было дописать дополнительные наименования товаров.

Пункт 1 и 2. Данные о Грузоотправителе и Грузополучателе: наименование, ИНН, адрес, банковские реквизиты.

  • в разделе 1 «Грузоотправитель» предусмотрено место для отметки о том, что грузоотправителем является экспедитор;
  • добавлен раздел 1а, в котором при необходимости указываются сведения о клиенте (заказчике организации перевозки);

Пункт 3. Записывается отгрузочное наименование груза, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах и масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах.

  • в пункте 3 «Груз» требуется, указывать объявленную стоимость (ценность) груза и реквизиты документа, подтверждающего отгрузку товаров;

Пункт 4. Указываются сопроводительные документы на груз, это могут быть различные сертификаты, паспорта и т.д.

Пункт 5. Тут при необходимости вписываются особые требования к грузоперевозке от грузоотправителя – параметры транспортного средства и указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований.

Пункт 6. В данном пункте отмечается Лицо, от которого забирается груз, Масса груза, Адрес, Дата, Время погрузки и номер пломбы.

  • в пункте 6 «Прием груза» дополнительно вносятся сведения о лице, от которого забирается груз, проставляется подпись этого лица, а также при необходимости подпись перевозчика;

Пункт 7. Указывается Адрес, Дата, Время разгрузки товара и номер пломбы.

Пункт 8. Условия перевозки. Сюда вносят или выбирают из представленных, некоторые условия перевозки или временного складского хранения.

Пункт 9. Сюда записываются ФИО лица ответственного за грузоперевозку товара.

Пункт 10. Этот пункт заполняет компания-экспедитор, выполняющая перевозку.

Пункт 11. Записывается информация о транспортном средстве: марка, грузоподъемность и регистрационный номер.

  • пункт 11 «Транспортное средство» дополнен сведениями о типе владения ТС («1» — собственность; «2» — аренда; «3» — лизинг).

Пункт 12. Тут заполняются пункты о фактическом состоянии груза, упаковки при его загрузке и при отгрузке.

Пункт 13. Заполняется для перевозки опасных, температурных, негабаритных грузов.

Пункт 14. Требует заполнения, если изменилось место доставки груза.

Пункт 15. Ставятся подписи сторон.

Пункт 16. В этом пункте записывается стоимость услуг грузоперевозки, порядок расчета, и размер провозной платы.

Пункт 17. Сюда можно вписать нарушения при осуществлении грузоперевозки.

Мы рекомендуем грузоотправителю перед перевозкой подготовить ТрН в 5 оригинальных экземплярах:

1-й образец остается у грузоотправителя в подтверждение приема груза водителем, остальные уезжают вместе с грузом. Все экземляры должны быть подписаны водителем при получении груза.

Затем на выгрузке 4 бланка ТН отдаются получателю для заверения его печатью и подписью. Из них:

2–й образец ТН остается у грузополучателя

3, 4 и 5-й отдаются водителю. Эти бланки транспортной накладной уже распределяются между перевозчиком (один экземпляр), экспедитором (один экземпляр), а последний затем отправляется грузополучателю для подтверждения факта окончания перевозки и передачи материальных ценностей получателю в полном объеме и без претензий.

1) Грузоотправителю: нет документа подтверждающего прием груза водителем, а также подтверждения доставки товара до получателя. Поэтому «размыта» ответственность транспортной компании и получателя перед отправителем.

Следствие: при конфликтной ситуации не найдешь концов!

2) Грузополучателю: трудно сравнить груз (общий вес, количество единиц и т.д.), погруженный на складе отправителя, с фактически пришедшим на выгрузку.

3) Транспортной компании: нет подтверждения факта перевозки для налоговой. При спорной ситуации по сохранности груза перевозчик находится между отправителем и получателем, как «между молотом и наковальней».

4) Хотя есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: довольны остаются контролирующие органы на дороге, которые могут под угрозой постановки машины с грузом на штраф-стоянку оштрафовать водителя.

Транспортная компания «ДА-ТРАНС» рекомендует готовить перевозочные документы в полном объеме! Отправка груза без сопроводительных транспортных документов заметно усложняет жизнь всем участникам процесса доставки!

Транспортная накладная (ТН) — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@). С 01.01.2021 Правительство Постановлением от 21.12.2020 № 2200, утвердило новую форму ТН.

ТН — это документ, в котором грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия перевозки. Накладная подтверждает заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом. Она составляется на бумажном носителе. С 01.01.2022 может формироваться и в виде электронной транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 20 ст. 2 Устава автомобильного транспорта, п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200).

ТН необходимо оформить, когда товар покупателю доставляет:

  • транспортная компания;
  • продавец (поставщик) собственным транспортом, при условии что стоимость доставки в договоре купли-продажи (поставки) указана отдельно от цены товара. В таком случае договор является смешанным, содержащим элементы договора купли-продажи (поставки) и договора перевозки (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Если стоимость доставки товаров в договоре поставки отдельно не указана (включена в стоимость товаров), оформлять ТН не нужно.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т — это первичный учетный документ, предназначение которого изначально было предусмотрено для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозку автотранспортом (Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78).

По действующим сейчас требованиям перевозка грузов должна оформляться транспортной накладной, а продажа (отпуск, отгрузка) ТМЦ — товарной накладной или УПД, поскольку там нет лишнего после появления ТН транспортного раздела. Таким образом, необходимости в применении ТТН нет.

Есть только одно исключение: ТТН обязательно составляется при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции любыми видами транспорта. Это требование пп. 1 п. 1 ст. 10.2 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, Разъяснения Росалкогольрегулирования от 08.07.2011. При этом не играет роли, кто его перевозит — грузоотправитель, перевозчик или покупатель. Дело в том, что ТТН является одним из сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этой продукции.
То есть ТТН нужно оформлять на любое перемещении такого груза, в том числе между обособками организации (п. 2 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04, Письмо Минфина России от 03.05.2018 № 03-14-07/29684).

ТТН оформляет лицо, отгружающее этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пусть даже с одного склада на другой в пределах своей компании.
При этом, составление ТТН при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не освобождает от оформления транспортной накладной, если заключается договор на перевозку груза автотранспортом.

Таким образом, ТН необходима для подтверждения расходов в виде договорной стоимости товаров. Вместо ТН в качестве огрузочного документа может быть оформлена и ТТН. Такой накладной можно подтвердить расходы в виде договорной стоимости товаров, поскольку в ней есть товарный раздел.

Если же в компании есть расходы на доставку товаров по договору перевозки, то для их подтверждения нужна именно ТН (Письма Минфина России от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110, от 02.11.2015 № 03-03-06/1/63124, ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@). Если учетной политикой установлено включение в стоимость покупки товаров расходов на их доставку, то ТН наряду с товарной накладной (или ТТН) подтвердит расходы на приобретение товаров.

Расходы на доставку товаров ТТН подтвердить не получится (Письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014, от 30.04.2013 № 03-03-06/1/15213).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

До утверждения новых правил перевозки грузов автомобильным транспортом по Постановлению от 21.12.2020 № 2200, имелись многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@, согласно которым расходы на перевозку для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформлять ТН.

ФНС РФ отмечает, что статьей 2 закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН. Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

Товарно-транспортная накладная: сферы применения и правила заполнения

Товарно-транспортная накладная (ТТН) по своему составу делится на два раздела (товарный и транспортный), в то время как транспортная накладная состоит только из транспортного раздела.

Товарный раздел ТТН определяет взаимоотношения между отправителем груза и его получателем. На основании товарного раздела ТТН товарно-материальные ценности приходуются и списываются. Транспортный раздел ТТН определяет отношения между отправителем груза и его перевозчиками. На основании данных транспортного раздела ТТН происходят расчеты сумм за услуги и перевозки груза.

В составе транспортной накладной (ТН) присутствует только один раздел – транспортный. Это и является одним из отличий между ТТН и ТН.

Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

Согласно Гражданскому кодексу, транспортная накладная — документ, который подтверждает перевозку товара между контрагентами. ТН заключается на основании договора между субъектами. Продавец обязуется доставить товар в оговоренный пункт назначения, а покупатель оплатить за груз.

Образец содержит положения о перевозке груза автомобильным средством.

Обязательно нужно указать информацию о грузоотправителе:

  1. Адрес
  2. Наименования
  3. Место нахождения
  4. Мобильный номер
  5. Банковские реквизиты

Аналогичные сведения оформляются о грузополучателе. Должно быть зафиксировано наименование товара, который отправляется, его масса нетто и брутто, размер, количество мест. К транспортной накладной прикрепляются сопроводительные документы, например:

  1. Параметры автомобиля
  2. Объявленная стоимость груза
  3. Необходима температура
  4. Объем
  5. Данные о запорно-пломбировочных устройствах

Указывается следующая информация:

  1. Сведения о сдаче товара к выгрузке
  2. Сведения о принятии заказа к исполнению
  3. Информация о перевозчике и транспортном средстве
  4. Отражается цена перевозки
  5. Указывается порядок расчета за услуги
  6. Описывается фактическое состояние груза, упаковка

Основной документ регламентирует условия при грузоперевозке, а не характеризует груз. О товаре указывается лишь общая информация. Передача бланка в пункте разгрузки водителем является подтверждение того, что договор выполнен и услуги оказаны. Договор может оформляться руководителем компании, которая оказывает транспортные услуги.

Инспекторы ГИБДД во время следования груза проверяют документы, так как они подтверждают правомерность перевозки автомобилем. ВАЖНО! Бланк имеет юридическую силу, если стоит все подписи.

Накладную необходимо составить в следующих случаях:

  1. Товар доставляется покупателю через экспедитора. Он в свою очередь заключает договор перевозки.
  2. Товар доставляется перевозчиком. Имеется договор перевозки.

В случае если покупка осуществляется со склада, то документ составлять не нужно.

Правила заполнения

С правилами заполнения можно ознакомиться во втором разделе требований о перевозке грузов транспортными средствами. Основные положения:

  • Бланк можно составить на несколько партий перевозимых на одном автомобиле.
  • Груз, который перевозится на разных транспортных средствах, должен сопровождаться отдельной накладной. Документы должны соответствовать числу автомобилей.
  • В незаполненных строках нужно поставить прочерк.
  • Транспортная накладная должна быть оформлена в трех экземплярах.
  • Документы распределяются между продавцом, покупателем, грузоперевозчиком.
  • Объявленная стоимость груза от отправителя не должна быть больше фактической цены.

Если компания хочет составить свой собственный бланк нужно предварительно ознакомиться с образцом. Основные положения должны быть зафиксированы, иначе документ не имеет юридической силы.

  • В 13 разделе обязательно указать маршрут движения
  • В разделе 15 привести стоимость услуг грузоперевозчика, а так же указать расчет оплаты, если груз относится к категории опасных или перевозится тяжеловесным, крупногабаритными средствами.

ВАЖНО! Документы выписываются грузоотправителем, но оформлением может заниматься и другое лицо в рамках договора. Транспортная компания заполняет бланк в офисе компании, и передает его водителю ТС. Он отвозит грузоотправителю, когда выезжает за товаром для доставки.

Шаблон включает 17 разделов. Форма бланка устанавливается Правительством. Документ заполняется в трех экземплярах и передается перевозчику, получателю и отправителю. Можно внести информацию от руки или на компьютере.

Согласно действующему законодательству при проведении хозяйственных операций между контрагентами должна быть оформлена соответствующая документация. Если не соблюдать данное требование лицо привлекут к административной ответственности. ТН — это один из важнейших документов, который подтверждает наличие заключенного договора на перевозку товара. Бланк регулирует осуществление движения груза и является основанием при расчете.

Ранее использовалась только товарно-транспортная накладная. Сейчас активно применяются два документа: транспортная накладная и товарно-транспортная накладная. Возникает вопрос: «Какая разница между двумя видами документов?»

Для чего нужна товарно-транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Необходима при учете движения груза между отправителем и получателем.
  • Является подтверждающим документом при перевозке товара по дороге.
  • Состоит из разделов: транспортный и товарный. В каждый раздел заносится информация о грузе, фиксируются этапы перевозки.
  • ТН — основание при расчете за перевозку.
  • Составляется в четырех экземплярах.
  • Позволяет списать товар продавцу и оприходовать его у покупателя.

Для чего нужна транспортная накладная и ее основные особенности:

  • Является основанием заключения договора перевозки.
  • Состоит из транспортного раздела. В нем заключена информация о продавце, покупателе и перевозчике. Зафиксированы условия грузоперевозки и факты транспортировки товара.
  • Правомерность для осуществления перевозки.
  • Нет номера юридических лиц, а именно продавца и покупателя. Записан только номер ответственного за груз.
  • Указаны сведения о таре: упаковка, маркировка, грузовые места, масса и размер товара.
  • Указаны требования отправителя о машине, условиях доставки, состоянии груза, упаковке, таре.
  • Нет информации о плательщике, конкретно: наименования, банковского реквизита, адреса.
  • Является основанием для подтверждения расходов за перевозку транспортным средством.
  • Бланк нельзя использовать основанием для оприходования товарно-материальных ценностей получателем и списания продавцом.
  • Заполняется в трех экземплярах.
  • В товарной накладной не указана цена за единицу, нет общей стоимости груза. Можно заполнить только объявленную стоимость.
  • Документ предъявляется для расчета за оказанные услуги.

Если бухгалтером оформляется транспортная накладная, то для списания и оприходования товара можно оформить товарную накладную. Данный документ содержит сведения о цене товара, количестве и наименование. Если бланк отсутствует, то грузоотправитель не сравнит груз, который он получил с фактически отправленным.

Налоговые инспекторы не смогут проверить основания для вычета налога НДС покупателем, соответственно без накладной не удастся признать транспортные расходы при расчете налога на прибыль.Если оформление товара производится со склада, то выдается путевой лист. Для принятия груза на учет будет достаточно товарной накладной ТОРГ 12.

На первый взгляд может показаться, что один документ заменяет другой, однако это не так. Товарно-транспортная накладная заполняется более полными данными, есть два раздела, один из которых предназначен для учета. Некоторые специалисты считают, что документы определяют сферу применения. Транспортная накладная оформляется, если в перевозке участвует транспортная компания, а товарно-транспортная накладная, если перевозчиком является отправитель или получатель. Однако в случае если перевозчиком становится поставщик или покупатель документы могут не потребоваться.

При заключении договора можно использовать один из этих документов. Налоговая служба признает оформление двух бланков избыточным. Для того чтобы подтвердить транспортные затраты можно применять транспортную накладную или товарно-транспортную.Транспортная накладная регулирует перевозку и порядок доставки груза. В ней не указаны сведения о стоимости доставленного груза.

Заполнять бланк нужно согласно правилам перевозки грузов автомобилями. Разделы содержат простую и понятную нумерацию, каждый из которых имеет свое назначение, название. Рядом с графой изложены требования. Необходимо помнить, что число ТН будет зависеть от использованных при перевозке транспортных средств. Каждый автомобиль должен быть сопровожден отдельной транспортной накладной.

ВАЖНО! Один документ может быть заполнен на несколько партий грузов, но только если товар его от одного отправителя к одному покупателю.

Если перевозка сборная, то на отдельные партии груза оформляются отдельные накладные.Компании должны уделить особое внимание при выдаче сопроводительных документов. Только правильно оформленные бланки являются основанием при признании транспортных расходов. Бухгалтера должны следить за изменения в законодательстве.

Обязательные реквизиты — подписи и печати сторон: перевозчика, грузоотправителя, получателя. Чтобы избежать разногласия лучше максимально заполнить все разделы. В незаполненных полях поставить прочерк.

  • Товарно-транспортная накладная – первичный документ бухгалтерии. Предназначен для учета ценностей (товаров) и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. О том, для чего нужна ТТН и в каких случаях она оформляется, говорится в этой статье.

Бланк включает два раздела.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. Транспортный раздел отражает данные о процессе перевозки продукции, груза.
Транспортная накладная – перевозочный документ. Он подтверждает наличие договора перевозки.

В бланке отражается факт перевозки товарно-материальных ценностей от грузоотправителя к грузополучателю.

Бланк не служит поводом для списания продукции со склада продавца и постановки его на приход у покупателя.

  • Счет-фактура – налоговый документ бухгалтерии. В нем отражаются данные о товаре, его происхождении (страна-производитель, номер таможенной декларации), информация о налоговой ставке, акцизах.
  • Разберем детально, чем отличаются друг от друга товарно-транспортная накладная (ТТН), транспортная накладная (ТН) и счет-фактура.

      Счет-фактура распечатывается в двух экземплярах. Один образец для продавца, другой образец для покупателя. Печати на бланках не ставятся. Нужны только подписи продавца.

    Документ нужен для предоставления в налоговую службу. Он не подтверждает факт доставки груза, продукции от продавца к покупателю.

  • Товарно-транспортная накладная распечатывается в четырех экземплярах. Два экземпляра нужны для перевозчика, по одному экземпляру продавцу и покупателю. В документе ставятся подписи и печати всех трех сторон сделки.
  • Транспортная накладная оформляется и распечатывается в трех экземплярах. Всем трем сторонам по одному экземпляру.
    • Счет-фактура имеет строгую унифицированную форму.
    • ТТН и транспортная накладная имеют ту форму, которая принята данной организацией. В эти бухгалтерские образцы могут быть как внесены одни графы, так и убраны другие.

    Товарно-транспортная имеет разные формы в зависимости от груза, который сопровождает бланк (зерновая продукция, также овощная, животные, шерсть и молсырье, а при пересечении грузом государственной границы выдается международная товарно-транспортная накладная).

  • Необходимость оформления. Если покупатель самостоятельно забирает товар со склада на своем транспорте и договор доставки не заключен, тогда ТТН и ТН не оформляются. Счет-фактура оформляется в любом случае.
  • Если товар доставляется покупателю силами поставщика или при помощи наемного автотранспорта, то оформляется ТТН. Если покупатель забирает товар самостоятельно, то ТТН не оформляется.

    Исходя из этого, ТТН не может заменить счет-фактуру.

    Потому что заполнение и оформление ТТН под вопросом в случае самовывоза (об особенностях оформления ТТН при самовывозе товара покупателем говорится в нашем материале).

    Налоговики могут запросить ТТН при проверке обоснованности вычетов по НДС. Но основным документом для работы налоговая служба берет счет-фактуру. Если ставка НДС расходится в ТТН и счете-фактуре, учитывают все равно данные по счет-фактуре. Для налоговой службы этот учетный документ приоритетный.

    Для чего нужна транспортная накладная? Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

    ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете – накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.

    ТТН служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

    Заполнение формы данной накладной регулирует Альбом унифицированных форм первичной учетной документации,статьи Налогового кодекса и статья «О бухгалтерском учете».

    Обязательно нужно проверять наличие такой информации в ТН:

    • бланк накладной нужно составлять именно в момента приема товара: дата должна быть реальной;
    • в графе «Организация-грузоотправитель» указывают полное или общепринятое сокращенное название, банковские реквизиты.

    Образец ТН имеет название ТОРГ-12. Данная форма не является обязательной для оформления экономических отношений. Организации имеют право разработать собственные формы ТН. Но они должны соответствовать требованиям налоговой и быть максимально понятными для всех участников сделки.

    Товарная накладная имеет такие обязательные реквизиты:

    • шапка – название участников торговых отношений (поставщик, получатель и плательщик);
    • основание, в котором размещена информация о договоре или наряде на поставку товара;
    • номер ТН и дата ее составления, которая является датой проведения купли-продажи;
    • код поставщика по ОКУД и ОКПО;
    • основой ТН является таблица, где указано название товара, его описание, стоимость, количество и так далее.

    В нижней части формы ТОРГ-12 размещают информацию о лицах, которые провели сделку, их личные подписи, а также печати организаций.

    Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.

    В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении.

    Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.

    Существует ряд правил, которые нужно соблюдать при заполнении товарной накладной. Они разработаны для упрощения процедуры приема-передачи материальных ценностей.

    • номера телефонов, адрес и другую необходимую информацию;
    • поле «Основание» дает информацию о документе, который создал основание для сделки и отгрузки товара;
    • законы позволяют вносить незначительные изменения в накладную, которые не касаются обязательных полей.

    Согласно нормативным документам оформление товарно-транспортной накладной не требуется в таких случаях:

    • на грузы, по которым не ведут складской учет;
    • если транспорт используется для киносъемок, сервиса линий связи, электропередач и другого;
    • при перевозке корреспонденции или почты;
    • во время сборки вторичного сырья;
    • при проведении научных или геологических работ.

    ТТН должна иметь подписи и печати грузоотправителя и перевозчика, наличие которых проверяет получатель товара. Последний проверяет качество перевозки своего товара, фиксирует время прибытия груза, и потом ставит свою подпись и печать на всех экземплярах для отчетности.

    Товарная накладная (ТН) являет собою документ, который создают для бухгалтерского учета при покупке всех видов товаров. Она помогает правильно организовать работу обеих сторон и облегчает процедуру отчетности перед налоговой.

    Накладную заполняют в двух экземплярах: по одному каждой стороне сделки. У продавца ТН является основанием для списания товара, у покупателя – официальным документом на право обладания. Данная накладная принадлежит к числу первичных документов, которые подлежат бухгалтерскому и налоговому учету.

    Особенности заполнения, основные реквизиты и образцы ТН устанавливает Альбом унифицированных форм первичной учетной документации . Он был создан в 1998 году для обобщения образцов документов, которые будут приняты в любой точке страны.

    В идеале ТН составляют на бумажном листе стандартного размера. Возможно заполнение документа в электронном варианте с использованием электронных подписей одной или обеих сторон сделки.

    Заполнение формы данной накладной регулирует Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, статьи Налогового кодекса и статья «О бухгалтерском учете».

    Обязательно нужно проверять наличие такой информации в ТН:

    • бланк накладной нужно составлять именно в момента приема товара: дата должна быть реальной;
    • в графе «Организация-грузоотправитель» указывают полное или общепринятое сокращенное название, банковские реквизиты.

    Образец ТН имеет название ТОРГ-12 . Данная форма не является обязательной для оформления экономических отношений. Организации имеют право разработать собственные формы ТН. Но они должны соответствовать требованиям налоговой и быть максимально понятными для всех участников сделки.

    Чтобы избежать недоразумений и дополнительных вопросов, лучше пользоваться унифицированной формой ТН – ТОРГ-12 . Она доступна всем и большинство бухгалтеров руководствуются именно ею.

    Товарная накладная имеет такие обязательные реквизиты:

    • шапка – название участников торговых отношений (поставщик, получатель и плательщик);
    • основание, в котором размещена информация о договоре или наряде на поставку товара;
    • номер ТН и дата ее составления, которая является датой проведения купли-продажи;
    • код поставщика по ОКУД и ОКПО ;
    • основой ТН является таблица, где указано название товара, его описание, стоимость, количество и так далее.

    В нижней части формы ТОРГ-12 размещают информацию о лицах, которые провели сделку, их личные подписи, а также печати организаций.

    В нижней части накладной ставится дата и подписи сторон


    Похожие записи:

    Добавить комментарий