Будет ли расширение полномочий ФНС по контролю за доходами граждан с 1 июля 2020 года?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будет ли расширение полномочий ФНС по контролю за доходами граждан с 1 июля 2020 года?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В период карантина был разработан новый закон, который предполагает создание единого реестра граждан РФ с включением в него различной информации, в том числе, персональных данных.

Федеральный закон 8 июня он был принят и вступил в силу. Реестр действительно ведет ФНС, однако пока сбор и аккумуляция данных о доходах им не предусмотрена. Такой документ составляется, согласно утверждению авторов закона, с целью упрощения получения информации при оказании госуслуг, назначении мер соцподдержки.

На допрос в соответствии со ст. 90 и ст. 86 НК РФ гражданин может быть вызван в качестве свидетеля для дачи показаний при проведении проверочных мероприятий. Они возможны и из-за сомнительных поступлений на карту, но только при официальном оформлении проверки и извещении гражданина.

ФНС с июля будет контролировать счета граждан и вызывать на допросы. Так?

С 1 октября 2020 года Росавтотранс проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок в шести регионах: Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан.

Налоговики обосновывают это нововведение заботой о бизнесе: введение электронных транспортных накладных и путевых листов (ЭТрН и ЭПЛ) способствует сокращению временных и финансовых затрат.

Для бизнеса недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и налоговыми доначислениями.

Статья 89 НК РФ содержит основные положения по проведению выездных налоговых проверок.

Законом №470-ФЗ внесены изменения в пункт 5.1. Они касаются крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга. Речь идет о проверках на основе удаленного доступа к информационным системам компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности.

Всего с 1 июля 2021 году, как и раньше, действуют 4 основания для камеральной проверки:

  1. Представлена декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
  2. Представлена декларация по НДС или акцизам, в которой заявлена сумма к возмещению.
  3. Представлена уточненка с уменьшением суммы к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка.
  4. Досрочно прекращен налоговый мониторинг менее чем за 3 месяца до сдачи декларации.

Разница лишь в том, что с 1 июля 2021 года камеральная проверка будет проводиться, если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации. Ранее никаких сроков указано не было.

ФНС получит доступ к банковской тайне: кому и чем это грозит на самом деле

Статья 92 НК РФ разрешает налоговикам проводить осмотр территорий, документов, имущества, предметов проверяемой компании.

Ранее в пункте 1 статьи 92 НК РФ просто говорилось о праве должностного лица налоговой инспекции проводить осмотр. Теперь, право на осмотр конкретизировано.

Осмотр разрешен:

  1. При проведении выездной налоговой проверки.
  2. При проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС с суммой к возмещению или при выявлении противоречий или несоответствий.

С 1 июля 2021 года осмотр возможен в рамках в рамках налогового мониторинга декларации по НДС.

«Татьяна Голикова провела заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (информация с официального сайта Правительства РФ от 27.03.2021)

Одобрены рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по организации дистанционной (удаленной) работы

Так, организацию дистанционной работы (кроме дистанционной работы по инициативе работодателя в исключительных случаях) рекомендуется осуществлять с учетом специфики деятельности работников путем отражения в коллективном договоре, локальном нормативном акте (актах), принимаемом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в трудовом договоре, дополнительном соглашении к трудовому договору следующих положений: порядка взаимодействия работодателя и работника, сроков подтверждения получения электронного документа, формы подачи работником работодателю заявлений, режима рабочего времени и времени отдыха и других. Также приведены примеры категорий работников, имеющих приоритетное право на перевод на временную дистанционную работу.

Кроме того, на заседании одобрены предлагаемые изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации».

Изменения предлагаются по нескольким направлениям. Во-первых, развитие электронной формы предоставления услуг на цифровых платформах «Работа в России» и ЕПГУ. Устанавливается расширение банка общедоступных вакансий, закрепление обязанности центров занятости осуществлять регистрацию граждан в ЕСИА для подачи заявления в цифровом виде при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи и разделение потоков граждан, обратившихся за содействием, в зависимости от их мотивации к трудоустройству. Во-вторых, выстраивание единой технологии работы органов службы занятости на всей территории страны в рамках единых стандартов качества предоставления услуг. В-третьих, систематизация отношений центров занятости населения и заявителей. Так, предусматривается ответственность граждан в случае получения пособия по безработице обманным путем, конкретизация периода выплаты пособия по безработице и стипендий для отдельных категорий безработных граждан, оказание финансовой помощи при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Также на заседании были рассмотрены проекты постановлений Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 года N 858» и «О предельных значениях среднесписочной численности работников и величины дохода некоммерческих организаций в целях распространения на них установленных главой 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации особенностей регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В связи с тем что типовая форма трудового договора утверждена Постановлением Правительства РФ N 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям», в него предлагается внести изменения и распространить действие указанного постановления на некоммерческие организации, которым часто необходимо привлекать сотрудников для реализации ограниченных по времени проектов. Такие проекты реализуются в том числе в рамках президентских грантов, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Второй из проектов устанавливает среднесписочную численность и предельное значение дохода за предшествующий год для НКО, отвечающих установленным в отношении микропредприятий критериям в виде максимальных значений среднесписочной численности работников (15 человек) и объема дохода за предшествующий календарный год (120 млн рублей) и на которые распространяются нормы, предусмотренные главой 48.1 Трудового кодекса в части регулирования трудовых отношений с работодателем — субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям.

Еще на заседании был рассмотрен проект Постановления Правительства РФ «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», который подготовлен для реализации статьи 66 Трудового кодекса, предусматривающей, что форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи проектом постановления предусмотрена отмена действовавшего с 2003 года Постановления Правительства «О трудовых книжках» и предусмотрено, что нормативно-правовое регулирование порядка ведения и хранения трудовых книжек, а также форма трудовой книжки и вкладыша в нее будут осуществляться нормативными правовыми актами Минтруда.

<Информация> Минфина России от 29.03.2021 «Усиление контроля за применением ККТ позволит защитить права потребителей»

Планируется усилить контроль за соблюдением кассовой дисциплины на розничных рынках

Из-за уклонения от применения ККТ в этом сегменте наблюдается теневой оборот наличных денег, отсутствует «прослеживаемость» товаров, невозможно идентифицировать их историю, качество, гарантию и цену.

Чтобы решить существующие проблемы, Минфин и ФНС разработали поправки в закон о ККТ, закон о розничных рынках и КоАП.

Сообщается, что поправки включают, в частности: сокращение перечня случаев, при которых ККТ может не применяться; предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для контроля за наличием у арендатора торгового места зарегистрированной ККТ (п. 10 ч. 1 ст. 14 закона о рынках); введение упрощенного порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения.

При этом отмечено, что для ИП, которые продают на рынке товары собственного производства, и граждан ничего не поменяется — для них предлагается сохранить право неприменения ККТ.

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).

Ошибка: Гражданин был вызван в налоговую службу в качестве свидетеля. Он не явился без всяких на то оснований, просто проигнорировав уведомление.

Комментарий: Неявка в налоговую службу гражданина, получившего письменное уведомление о необходимости дачи свидетельских показаний, грозит ему наложением штрафа в размере 1000 рублей.

Ошибка: Гражданин, вызванный для дачи разъяснений относительно крупных сумм поступлений на его дебетовую карту, предоставил сотруднику ФНС ложные сведения об источники денежных средств.

Комментарий: За дачу ложных показаний налоговая служба вправе оштрафовать гражданина на 3000 рублей.

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

Какие-либо изменения в данной сфере с 1 июля 2020 года не запланированы, а подобные сообщения периодически появляются в Сети уже в течение двух лет.

Официальные представители ФНС ранее прокомментировали новшество, введенное с 1 сентября 2016-го: подпунктом 1.1 ст. 86 Налогового кодекса России (НК РФ) предусмотрено, что банки должны информировать налоговиков об открытиях и закрытиях счетов каждого физического лица.

Следует отметить, что аналогичные формулировки, однако, в ином пункте, при этом фигурировали в НК РФ с 1 июля 2014 г.

Следовательно, налоговые ведомства уже довольно давно обладают доступом к сведениям о счетах наших соотечественников.

С 1 июня 2018-го банковские учреждения нашей страны обязали к предоставлению справок о счетах физических лиц в драгметаллах по запросам налоговиков.

Таким образом, все функции и обязанности банковских организаций, которые должны вступить в силу с 1 июля 2020-го по утверждению авторов сообщений в соцсетях, на самом деле действуют давно.

Между тем, запрашивать данные об электронных кошельках, вкладах и счетах россиян налоговая может лишь по итогам проверки каждого конкретного гражданина.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

Депутаты Госдумы приняли в марте 2020 года закон о налоге на проценты по вкладам, превышающим отметку в один миллион рублей. На необходимость принятия такой меры указывал в одном из обращений к нации президент России Владимир Путин.

Глава государства выступил с инициативой о том, чтобы 13-процентным подоходным налогом облагали все доходы от инвестиций и вкладов в ценные долговые бумаги стоимостью свыше миллиона рублей.

«Для граждан России, у которых общий объем банковских вкладов либо инвестиций в долговые ценные бумаги превышает один миллион рублей, установить налог на процентный доход в размере 13 процентов», — следовало из рекомендаций Владимира Путина.

Президент акцентировал внимание на том, что речь идет не о 13-ти процентах непосредственно с суммы вклада, а о процентах, которые с подобных вложений получают.

По словам главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, налоги «начисляют не с первого рубля». Для этого был разработан ранее специальный механизм, позволяющий предоставлять довольно значительные налоговые вычеты, отметил официальный представитель Госдумы России.

«Если бы закон вступил в силу сегодня, то вычет составил бы 62,5 тысячи. То есть доход в виде 62,5 тысячи рублей налогом не облагается. Налогом в размере 13 процентов облагаются лишь те доходы по вкладам, которые превышают указанную сумму», — уточнил парламентарий.

Ожидается, что налог введут в России с начала 2021 года. Что же касается первых уведомлениях о необходимости его уплатить, то их начнут направлять в 2022 году, заявлял ранее Минфин. Аналогичным будет в нашей стране и подход к инвестициям в ценные долговые бумаги, сообщили представители финансового ведомства.

Начиная с первого июня в Налоговый кодекс нашей страны действительно вносили некоторые изменения, однако они касались лишь счетов с драгоценными металлами, которых в плане налогового контроля приравняли к денежному счету. В новом положении указано, что все банки должны по первому требованию налоговиков предоставлять на протяжении трех рабочих дней с момента запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.


В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Банки начали тестировать программы контроля за доходами и расходами россиян


С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам.

В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

— справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;

— выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;

— справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.


Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений.

Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

— Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).

— Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.

— Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.

— Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.


На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы.

Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».


Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

План деятельности ФНС России на 2021 год (утв. Минфином России 19.02.2021)


По указаниям закона, который начнет действовать с первого июля, в банковских структурах нашей страны будет распоряжение на протяжении трех рабочих дней передавать в налоговую службу информацию о:

  • наличии денежных средств и движении по банковским платежным картам своих клиентов;
  • существовании вкладов и сбережений в виде драгоценных металлов;
  • распечатки банковских операций как в качестве физического, так и юридического лица, а также индивидуального предпринимателя;
  • данные о различных электронных финансовых транзакциях.

Первыми, кому наиболее неприятно усиление контроля за движением денег на банковских счетах со стороны государства, окажутся граждане, которые работают удаленно в интернет-сети, а именно фрилансеры.

Кроме этого, Федеральные налоговые службы будут анализировать счета мелких предпринимателей, занимающихся, к примеру, выпечкой сладкой продукции на заказ и получающих за это денежные средства на банковские карты.

Начиная с первого июня в Налоговый кодекс нашей страны действительно вносили некоторые изменения, однако они касались лишь счетов с драгоценными металлами, которых в плане налогового контроля приравняли к денежному счету. В новом положении указано, что все банки должны по первому требованию налоговиков предоставлять на протяжении трех рабочих дней с момента запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

В начале 2010-х годов в Белгородской области налоговая начала экспериментировать с доначислениями НДФЛ граждан, чьи официальные доходы не соотносились с расходами. Например, человек приобрел Mercedes AMG за 7 млн рублей, а его официальная зарплата составляет лишь 15 000 рублей в месяц. Инспекторы стучались к обладателю машины и предлагали заплатить НДФЛ с 7 млн рублей — так как деньги на покупку машины откуда-то появились, а ФНС не увидела уплаченных с этих денег НДФЛ. Обычно физические лица в таких случаях говорили, что накопили или деньги «дала бабушка».

С 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых действует по всей стране

Налоговики часто требуют от банков информацию и документы, которые прямо не относятся к финансовым операциям, отмечает старший юрист BGP Litigation Денис Савин. «Например, это информация об IP и MAC-адресах, с которых осуществляется дистанционное управление счетами, а также о карточке образцов подписей и оттиска печати организации или индивидуального предпринимателя», — перечисляет юрист.

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Будет ли ФНС в будущем склонять к налоговому мониторингу организации – пока прогнозировать трудно. Рекомендуем следить за изменениями по этому вопросу. Подробнее ознакомиться с понятием налогового мониторинга можно в Распоряжении Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р «Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга».

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

«Налоговый мониторинг – не столь радостное и встречаемое с распростертыми руками налогоплательщиком действие со стороны налоговых органов. В буквальном смысле налоговый мониторинг – это форма контроля со стороны налоговых органов учета налоговых действий налогоплательщика в режиме онлайн, когда налоговый орган видит ежедневно, как налогоплательщик формирует налоговую базу и как верно или не очень верно исчисляет налоги. За доступ к налоговым данным налогоплательщика налоговый орган «поощряет» этого самого налогоплательщика отсутствием камеральных и выездных налоговых проверок. В переводе на русский язык вопрос: вы бы добровольно предоставили налоговикам доступ к своей базе 1С, чтобы они выдели и контролировали, как вы там начисляете налоги? Не думаю, что понимающий налогоплательщик «встанет в очередь» за налоговым мониторингом.»

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Обращайтесь к менеджерам компании «Первый Бит» в вашем городе!

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Налоговый контроль 2020 в цифрах

Первыми ФНС заинтересуют счета граждан, которые:

  • получают переводы в определенный день недели на протяжении нескольких месяцев;
  • расходуют в разы больше, чем имеют доход. Закон об отмывании денег требует от компаний сообщать о крупных покупках физических лиц, сделанных за наличный расчет. Например, покупку недвижимости или дорогого автомобиля могут проверить в экстренном порядке;
  • получили большую сумму денег на счет. Параметры, определяющие, крупная сумма или нет, в законе не прописаны – это ФНС определяет самостоятельно.

По закону граждане обязаны уплатить налог на доходы физлиц, равный 13%.

Когда гражданин получает на счет деньги, например, за проданное имущество, аренду квартиры, выполненную работу или услугу, то налог он оплатить обязан.

Если налоговая инспекция выяснит, что отправленные суммы – доход, облагаемый налогом, а человек не сможет доказать обратное, то потребуется оплатить НДФЛ и пени – 20% от недоимки.

Чтобы не ссориться с налоговиками, нужно знать, какие доходы не облагаются налогом и указывать их название в назначении платежа.

Итак, у налоговой не вызовут подозрения переводы:

  • в качестве подарка. С сумм, полученных на безвозмездной основе, НДФЛ не платится;
  • от близкого родственника. Семейные финансовые отношения не подпадают под налогообложение. Если перевод придет от родственника с одинаковой фамилией, то ФНС вряд ли обратит внимание на него.
    Чтобы не вызвать плодить проблемы, достаточно написать в комментариях к переводу: «в подарок» или «от дедушки»/«от мамы».
  • Концлагерь на 10 миллионов уйгуров Китай построил в провинции Синьцзян полицейское государство будущего. Мы там побывали

В будущем новая система может перестать быть безобидной. Создание реестра несет в себе две основные опасности:

  • По законопроекту, все данные будут храниться в правительственной системе, обособленной от Интернета. Однако документ содержит широкий список тех, кто может получить сведения о гражданах. Если статистики могут претендовать только на обезличенные данные, то региональные и муниципальные чиновники, заведующие распределением льгот и социальной помощи, получат все, вплоть до фамилий и адресов. Широкий доступ к реестру и его отдельным частям создает опасность утечки данных; сами эти данные — от состава семьи, благосостояния и потребительской активности до конкретных адресов граждан — очень ценный товар для любых рекламодателей и маркетологов.

с 1 июня 2020 года ФНС усилит контроль над доходами россиян.

  • Данные почти девяти миллионов клиентов «Билайна» оказались в открытом доступе
  • Вторая опасность — декларируемое чиновниками желание дополнять базу новыми массивами данных. Так, законопроект о реестре сообщает, что он может быть использован для «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации». Вероятно, теми же мотивами руководствовалось правительство Китая, создавая систему «социального кредита».

Дмитрий Кузнец

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел

Как налоговики будут контролировать доходы россиян с 1 июня 2020?

Никакие подобные изменения в законодательстве с 1 июля 2020 года в силу не вступают. А несколько похожих “сенсаций” уже озвучивались в интернете в последние два года. Ни одна из них при этом не имела под собой никаких оснований.

При этом нельзя говорить о том, что у ФНС уже сейчас нет доступа к информации о вкладах физлиц в банках. Еще в сентябре 2016 года вступила в силу норма, согласно которой кредитные организации информируют налоговые органы об открытии или закрытии каждого счета любым физлицом.

Похожие формулировки, хотя и в другой статье Налогового кодекса, появились еще раньше — в июле 2014 года. Так что на самом деле у налогового ведомства несколько последних лет имеется доступ к информации о счетах россиян.

Еще одна норма закона вдобавок к перечисленным вступила в силу в июне 2018 года — тогда банки обязали передавать налоговикам информацию о счетах россиян в драгоценных металлах. Правда, эти данные передаются не автоматически,а по запросу ФНС.

Как видим, все то, что нам обещают авторы новой “сенсации” с 1 июля 2020 года, действует давным-давно.

Что касается информации по электронным кошелькам, вкладам и счетам физлиц, то налоговики могут запрашивать ее, если проверяется конкретный гражданин. Проверка, например, может проводиться, когда человек обращается за налоговым вычетом на покупку жилья, не имея официального источника дохода. В таком случае налоговики могут начать задавать вопросы об источниках происхождения денег.

Было: под эксперимент попали четыре региона – Москва и Подмосковье, Калужская область и Татарстан.

Будет: с 01 января 2020 года территория этого пилотного проекта расширяется. Стать самозанятым и официально платить налог на профессиональный доход смогут жители еще 19 регионов:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область;
  • Воронежская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области;
  • Красноярский и Пермский края;
  • Республика Башкортостан;
  • Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Как было: расчеты 6-НДФЛ, 2-НДФЛ и РСВ на бумаге могли сдавать фирмы с численностью сотрудников до 25 человек.

Как будет: инспекторы ФНС будут принимать бумажные формы только от работодателей с наемным персоналом до 10 человек включительно. Всем остальным следует сдать отчеты в электронке.

Изменения вступают в силу для всей отчетности, со сроком сдачи после 01.01.2020.

Как было: срок направления требования на уплату составляет два месяца со дня выявления недоимки, и еще полгода в случае обращения в суд.

Как будет: уже со второго квартала налоговики смогут выставлять «маленькие» требования об уплате недоимки не позднее года со дня ее выявления.

Начинает работать: с 1 апреля 2020 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий