Как учитывать электронных ключи или лицензии доступа на год в 2021 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать электронных ключи или лицензии доступа на год в 2021 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дата публикации 24.02.2021

Вопрос аудитору

На каком счете в автономном учреждении учитывать электронные ключи стоимостью 6000 руб. для подписания документов на сайте закупок? Согласно предмету договора исполнитель обязуется оказать заказчику услуги удостоверяющего центра по выпуску сертификата ключа, а также иные услуги и передать простые (неисключительные) лицензии на программные продукты в соответствии с выбранным тарифным планом, указанным в спецификации. Общая сумма по договору за сертификат ключа 6000 руб. В эту стоимость согласно спецификации входят:

    • лицензия на право использования СКЗИ «КриптоПро CSP» в составе сертификата ключа — 1000 руб.;
    • оказание услуг по тарифному плану «Квалифицированный Классик» сроком действия 12 мес., без выдачи защищенного носителя- 3000 руб.;
    • сопровождение сертификата — 2000 руб.

Получен акт сдачи-приемки.

Изготовление сертификатов ключей, создание электронного идентификатора (USB-ключа) являются услугами, оказываемыми удостоверяющим центром (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Следовательно, сама электронная подпись, как и сертификаты ключей подписей, не может быть отнесена к материальным активам организации, приобретенным по договору с удостоверяющим центром. Затраты на приобретение сертификата ключа целесообразно отнести на расходы учреждения.

Поскольку договор на приобретение сертификата ключа предполагает оказание нескольких видов услуг, расходы на оплату могут быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в полном объеме (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Из уточнения следует, что учреждение получило неисключительное право пользования СКЗИ «КриптоПро CSP». С 1 января 2021 года вступил в силу федеральный стандарт «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГС «Нематериальные активы»).

В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами».

Права пользования нематериальными активами могут быть учтены на счете 111 60 при условии, что они соответствуют критериям признания в качестве нематериальных активов согласно СГС «Нематериальные активы» (п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, учитываются на балансе (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).

В рассматриваемом случае из вопроса неясно, какой срок использования имеет неисключительное право на СКЗИ «КриптоПро CSP». Поэтому рассмотрим два варианта.

1. Если срок использования неисключительного права на СКЗИ «КриптоПро CSP» более 12 месяцев или бессрочный, такое право пользования соответствует критериям признания в качестве нематериального актива и может быть принято к учету на счет 111 60.

Согласно п. 151.2 Инструкции № 157н счет 111 60 детализируется соответствующими аналитическими кодами вида синтетического счета объекта учета:

    • N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
    • R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
    • I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
    • D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

КриптоПро CSP — это криптопровайдер, т.е. программное обеспечение. Следовательно, неисключительное право пользования электронными ключами может быть учтено на счете 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».

При этом неисключительные права с определенным сроком полезного использования принимаются к учету по подстатье 352 КОСГУ, с неопределенным сроком (бессрочные) — по подстатье 353 КОСГУ (пп. 11.5, 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н).

Подстатьи 352, 353 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60 (п. 151.2 Инструкции № 157н), для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются. Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Электронная периодика: как учесть подписку

Подписка на электронную версию, как правило, оформляется сразу на несколько месяцев. Поэтому учитывать ее в расходах безопаснее в течение всего периода действия подписки. Разумеется, если речь идет о профессиональных изданиях, а не о развлекательных. Правда, если стоимость подписки для организации несущественная и/или период подписки приходится на один календарный год, рациональным вариантом учета может быть единовременное списание на текущие расходы стоимости подписки за весь период. Приняв такое решение, организация может закрепить его в учетной политике. Однако такой подход подойдет не всем организациям.

Тогда получить ее можно только тремя способами:

  • прийти в УЦ лично;
  • продлить с помощью действующей КЭП (квалифицированной электронной подписи);
  • при помощи биометрии (пока в процессе реализации).

Если вы хотите продлить подпись удаленно, то сделайте это при помощи той ЭП, которая у вас есть, иначе придется отправить в центр лично, с паспортом, заполнить документы и только потом получить желанную подпись.

Поправки в Федеральный закон № 63-ФЗ ужесточили требования к УЦ (статья 16 Закона № 63-ФЗ). Не каждый действующий центр сможет им соответствовать. К примеру, минимальный размер собственного капитала должен будет составлять 1 млрд рублей, в то время как сейчас планка намного ниже — 7 миллионов. Добавлены требования к деловой репутации руководителей и владельцев УЦ (тех, кто обладает не менее чем 10% капитала).

Также с 1 января 2021 года удостоверяющий центр должен получать лицензию на деятельность по разработке, производству и распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем, телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств. Как видите, получить аккредитацию станет намного сложнее.

Есть и положительные моменты. УЦ получают право со следующего года хранить и использовать ключ ЭЦП по поручению его владельца. На практике это значит, что отпадет необходимость настраивать компьютер или другое устройство для работы с электронной подписью, не придется устанавливать специальное ПО. Это намного упрощает процедуру использования ЭЦП.

В Ак Барс Банке платежные поручения в интернет-банке можно подписывать как облачной подписью Pay Control, так и электронно-цифровой подписью на носителе рутокен.

Pay Control — это мобильное приложение. Для его работы не нужны не только дополнительные устройства, но и сотовая связь. Приложение доступно как в онлайн-, так и в офлайн-режиме. Защитить ключ можно с помощью пароля, сканера лица или отпечатка пальца. Любая операция подтверждается буквально в один клик — быстро и безопасно.

Те, кто ощущает себя комфортней при физическом хранении ключа, могут выбрать ЭЦП на носителе Рутокен. Его преимущество — можно подписывать несколько платежных поручений сразу одним кликом в системе.

Спойлеры, спойлеры! Самые глобальные перемены наступят с 2022 года. Они отразятся на работе абсолютно всех компаний. Что же нас ждет?

  • От организации сможет получить подпись только ее руководитель. Остальные сотрудники обращаются в УЦ как физические лица и получают личную подпись, чтобы использовать ее для подписания документов (например, накладных, актов, договоров и т.д.), при этом придется использовать электронную доверенность.

Пока не совсем понятно как это будет работать. Тем более, что системы станут проверять доверенность и на основе результата проверки принимать решение — допустимо использовать эту ЭЦП или нет.

  • Появится обезличенная подпись для юрлиц. Она предназначена для подписания так называемых технологических документов, автоматически сформированных в информационных системах.
  • Организации и ИП будут получать подпись только в новых удостоверяющих центрах ФНС. Да, с 2020 года налоговая служба будет еще и заведовать выдачей электронных подписей компаниям и предпринимателям.
  • Новые УЦ появятся не только в налоговой (она, кстати, будет обеспечивать ЭЦП еще и нотариусов), но также в Федеральном казначействе и Центробанке.

Согласно сообщению на сайте ФНС от 16.11.2020, «с 2021 года все категории налогоплательщиков должны будут представлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год только в электронном виде через операторов электронного документооборота». По факту речь о ФЗ-444 от 28.11.2018.

И если ранее ФНС делала послабления для микропредприятий, позволяя им отсрочить переход на электронный документооборот до конца 2020 года, теперь этого не будет. В 2021 году даже субъекты малого предпринимательства обязаны подключить электронный документооборот. При этом важно понимать, что на рынке уже не первый год существуют программные решения для автоматизации и упрощения электронной отчетности. Они проверены, имеют свою репутацию и цену, вопрос лишь в том, какое решение выбрать.

В поиске по запросу «электронная отчетность» десятки вариантов — как самостоятельные сервисы, так и созданные на базе 1С, в частности «1С-Отчетность». Чтобы сделать выбор, ответьте на вопрос: готовы ли вы или ваш бухгалтер тратить время, осваивать новые сервисы, если в 1С уже все реализовано?

Если вы уже пользуетесь 1С или как минимум задумывались о ее подключении, учитывайте важный момент: сервис «1С-Отчетность» интегрируется в большинство популярных продуктов разработчика, таких как «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление нашей фирмой» и др. С его помощью можно формировать, проверять и отправлять декларации и формы установленного образца буквально за пару кликов.

Обратите внимание: бухгалтер сможет работать в привычном интерфейсе 1С. Не придется тратить время и ресурсы на обучение, перенос данных из одного места в другое и их последующую сверку.

Прогнозы по эпидситуации на 2021 год неутешительны, но такова реальность. Ваш бухгалтер может работать из дома из-за ограничений по возрасту, карантина у ребенка в школе, изоляции в статусе «контактного» или в конце концов просто быть на больничном. Многие компании уже перешли на 1С в облаке — когда все данные хранятся на защищенной удаленном сервере, а доступ к программе возможен из любой точки мира.

Обратите внимание: «1С-Отчетность» можно подключить как к облачной 1С, так и к локальной версии программы. В случае с арендой в облаке вы сможете сдавать отчетность с доступом с любого устройства, подключенного к сети Интернет. В этом случае усиление карантина с всеобщим переходом на удаленку не застанет вас врасплох.

Получать ЭЦП будем по-новому: куда бежать и что делать?

В соответствии с учетной политикой учреждения расходы на приобретение программного обеспечения (ключей защиты) могут относиться:

  • На финансовый результат текущего финансового года.
    При этом, в бюджетных и автономных учреждениях расходы на приобретение программных продуктов могут использоваться при формировании себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
  • На расходы будущих периодов.

Согласно п. 295 Инструкции № 157н финансовый результат текущей деятельности учреждения отражается по счету 401 20 «Расходы текущего финансового года».

Согласно п. 66 Инструкции № 157н, программное обеспечение, полученное в пользование учреждением (лицензиатом) учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Стоимость программного обеспечения определяется исходя из вознаграждения, установленного в договоре.

Аналогичные разъяснения даны в Письмах Минфина РФ от 02.10.2013 № 02-06-10/40915, от 29.08.2013 № 02-06-10/35603.

В заключении следует отметить, что не отражение программных продуктов (ключей защиты) на забалансовом счете 01 приведет к искажению показателей форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Это может служить основанием для привлечения учреждения к ответственности, т.к. является административным правонарушением в области финансов (ст. 15.11, ст. 15.15.6 КоАП РФ).


Организация приобретает программное обеспечение по лицензионному или сублицензионному договору. Согласно договору лицензиар передает лицензиату неисключительные права использования программ, при этом вносится фиксированный разовый платеж. Программа лицензиаром либо передается посредством Интернета, либо устанавливается непосредственно на компьютер. Срок договора — 1 год или 3 года.

Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.
Если установить его невозможно, фирма вправе сама определить срок службы, который не может быть менее 2-х лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).

Для отражения операций, связанных с получением неисключительных прав, организации-лицензиату (сублицензиату) в настоящее время следует руководствоваться нормами ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Электронная программа – итог интеллектуального труда, который может быть разработан собственными силами или приобретен у производителя либо дилера. Покупая программное обеспечение, компания приобретает исключительные или неисключительные права на ее применение. Этот аспект и влияет на то, как должен осуществляться учет ПО. По лицензионному договору на пользование ПО фирма получает неисключительные права (лицензию), а по договору отчуждения исключительных прав – то самое исключительное право на использование ПО.

Об электронных подписях в 2021-2022 гг. Наглядно. Доходчиво

В этом случае полученное право отражается в составе расходов будущих периодов на одноименном счете 97, а также на забалансовом счете.

В качестве обоснования суды приводят следующие аргументы: НК РФ не устанавливает необходимости равномерного признания расходов на приобретение программных продуктов в течение срока, на который предоставлено неисключительное право.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (ст. 1228 ГК РФ).

Расходы на программное обеспечение (программы, базы данных) для компьютеров и его обслуживание на сегодняшний день осуществляет каждая организация. Государственным (муниципальным) учреждениям при планировании и отражении в бухгалтерском и налоговом учете таких расходов необходимо учитывать некоторые особенности, о которых мы и поговорим в статье. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Подобное право пользования ПО обычно возникает, если программа разрабатывается по заказу фирмы в соответствии с изложенными требованиями.

Следует отметить, что предложенный финансистами вариант учета не единственный. Арбитражные суды разрешают учитывать затраты на приобретение неисключительных прав единовременно.

Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете

По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования.

Ключи ЭЦП представляют собой уникальную последовательность символов, известную владельцу сертификата ключа и предназначенную для создания в электронных документах ЭЦП, а в случае с открытым ключом – доступную любому пользователю информационной системы и предназначенную для подтверждения их подлинности в электронном документе.

Дело в том, что КриптоПро — это не ключ, а программный продукт, без которого ключ работать не будет.
«КриптоПро — линейка криптографических утилит (вспомогательных программ) — так называемых криптопровайдеров. Они используются во многих программах российских разработчиков для генерации ЭЦП, работы с сертификатами, организации структуры PKI и т.д.» (Википедия).
Для непосредственной работы на торговых площадках мы приобретаем Сертификат Ключа ЭЦП. Впрочем, списание стоимости КриптоПро и Сертификата идентично.

Четыре совета бизнесу, как сэкономить на электронной отчетности в 2021 году

  • компьютер по стоимости 56 000 руб., НДС 8 542 руб.,
  • лицензия на право использования операционной системой Windows (4 300 руб., НДС 656 руб.);
  • ПО «1С: Бухгалтерия» (4 850 руб., НДС 740 руб.) со сроком использования 2 года.

Расходы на приобретение лицензий относят к расходам на основную деятельности. НМА, на которые было получено право неисключительного пользования, учитываются на внебалансовом счете по стоимости согласно договору.

Как правило, в договорах не оговаривается отдельно стоимость материальных носителей, входящих в комплект поставки при приобретении электронного ключа защиты для программного обеспечения. Эти материальные носители (например USB-носитель) непосредственно связаны с оплаченным правом, срок их использования неразрывно связан со сроком действия лицензии. Соответственно, отсутствуют основания для принятия к учету данного объекта в качестве нефинансового актива, выполняющего самостоятельные функции.

Из этого следует, что приобретение электронного ключа защиты для программного обеспечения следует отражать по подстатье КОСГУ 226. Такой вывод следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 г. № 65н.

По акту сдачи-приемки нам предоставлены права и оказаны услуги: лицензия на право использования СКЗИ «КриптоПро CSP 3.6» сроком действия на 1 год (по сублицензионному договору с неисключительными правами использования); право использования программы для ЭВМ «Контур-Экстерн» по тарифному плану «Оптимальный» для юридического лица на общей системе налогообложения; услуги абонентского обслуживания.

По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то расходы, связанные с приобретением прав по лицензионному договору, учтите при расчете единого налога при условии, что они поименованы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

1) если организация осуществила единовременный платеж за лицензию на использование СКЗИ, такой платеж в бухгалтерском учете отражается в составе расходов будущих периодов. Единовременный разовый платеж организация может списывать равномерно в течение периода, на который заключен лицензионный договор (порядок закрепляется в учетной политике);

– организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе у нее есть надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права этой организации на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации – патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т. п.), а также существуют ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

Заметьте, в данной норме речь идет именно об активах организации. Из ее буквального прочтения родилось мнение, что если понесенные организацией затраты не образуют какой-либо актив (нематериальный актив, основное средство, дебиторскую задолженность, материально-производственные запасы), они представляют собой расходы и, следовательно, отражаются в учете едино­временно.

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

Для большинства учреждений культуры электронный способ сдачи отчетности по налогам и страховым взносам является обязательным. Учреждения с небольшой численностью персонала, которые вправе выбирать способ представления отчетности, также отдают предпочтение электронным способам передачи. Это неудивительно. Преимущества электронного способа сдачи отчетности очевидны: сокращение времени отправки отчетов, удобство составления и проверки отчетности с помощью электронных программных средств, возможность отправки отчетных форм, не отходя от рабочего места. Для формирования и сдачи электронной отчетности учреждению необходимо приобрести специальное программное обеспечение (ПО), а также сертификат электронной подписи. О порядке отражения таких расходов в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в данной статье.

Пункт 6 СГС «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив. При этом следует определить, какие объекты учета не регулируются данным стандартом. Согласно пункту 4 СГС «Нематериальные активы» не применяется в отношении:

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Начиная с 1 января 2021 года учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (права пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы»[2], ведется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (методические рекомендации, направленные Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-07-07/104384, далее – Методические рекомендации):

  • 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

  • 0 111 6R 000 «Права пользования опытно конструкторскими и технологическими разработками»;

  • 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

  • 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

Минфин, разъясняя особенности учета неисключительных прав пользования, акцентирует внимание: учет таких объектов на счете 0 111 60 000 ведется в том случае, если они признаются в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы». Данным стандартом установлено, что к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, которые предназначены для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеют материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которых у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).

Таким образом, если срок права пользования результатами интеллектуальной деятельности, являющимися объектом нематериальных активов, превышает 12 месяцев, то их учет осуществляется на счете 0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами» (учет прав пользования программным обеспечением, информационно-справочными базами данных ведется на счете 0 111 61 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»).

Расходы, совершаемые учреждением при оплате прав пользования объектами неисключительных прав пользования, отражаются посредством применения (п. 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2, 12.5.3 Порядка № 209н[3], Методические рекомендации):

  • подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с определенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности));

  • подстатьи 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ (при приобретении неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования).

Операции по прекращению неисключительных прав пользования отражаются посредством применения подстатей 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» КОСГУ.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатьи 352, 353, 452 и 453 КОСГУ не применяются. Кассовые расходы на оплату прав пользования результатами интеллектуальной деятельности относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

При определении срока полезного использования неисключительных прав пользования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения исходит:

  • из срока действия прав учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

  • из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

  • из ожидаемого срока использования актива, в течение которого учреждение предполагает использовать актив в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения, либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, получать экономические выгоды;

  • из типичного жизненного цикла для актива и публичной информации об оценках сроков полезной службы аналогичных активов, которые используются аналогичным образом;

  • из технологических, технических и других типов устаревания.

Срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезн��го потенциала) (см. Методические рекомендации).

В настоящее время от НДС освобождена передача прав на любые программы ЭВМ, а также на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Главное, чтобы эти права передавались на основании лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст.1 49 НК РФ, письмо Минфина России от 26.05.2020 N 03-07-11/44022, от 23.06.2016 N 03-07-11/36490). Хотя суды указывают, что реализация исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности освобождается от НДС безотносительно к виду договора (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2012 N Ф08-3696/12, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2012 N Ф07-4961/12).

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» будет освобождаться от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

К сведению! Порядок включения программ и баз данных в Российский реестр утвержден Приказом Минкомсвязи России от 21.02.2019 N 62.

Получается, что передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 01.01.2021 будут облагаться НДС по ставке 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Кроме того, НЕ будет освобождаться от НДС передача прав на программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

По мнению автора, из данной формулировки не совсем понятно, что именно имел в виду законодатель — ситуации, когда под видом передачи прав на программы ЭВМ оказываются рекламные услуги в Интернет, услуги по предоставлению доступа к торговой платформе ИЛИ исключения касаются случаев, когда хотя бы одним из функционалов программы ЭВМ, на которую передаются права, является возможность делать рекламные рассылки, заключать сделки.

Учитывая, что как правило, инспекторы трактуют неоднозначные нормы законов в пользу бюджета, полагаем, что все программы для распространения рекламы, в т.ч. рассылки рекламных писем и для организации продаж в сети Интернет будут облагаться НДС по ставке 20%, даже если «рекламный» функционал будет не единственной составляющей программы.

Как видно, от проведенного «налогового маневра» выиграют проектировщики электроники, включенные в Реестр, а также российские разработчики «не рекламных» программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр. Если же говорить о российских «айтишниках», которые не смогут зарегистрировать разработанное ПО в Российском реестре, то для них «налоговый маневр» обернется увеличением налоговой нагрузки, поскольку по несложным расчетам становится понятно, что уменьшение страховых взносов с 14% до 7.6%, а налога на прибыль с 20% до 3% не компенсирует дополнительные затраты на уплату НДС 20%. К тому же увеличение стоимости ПО на суммы НДС приведет к удорожанию программного продукта и снизит конкурентное преимущество таких разработчиков.

Выбор КОСГУ зависит от предмета договора.

Отразите:

— по подстатье 226 КОСГУ, если договор включает:

  • создание электронной подписи, которое предполагает:

По вашему вопросу в СПС КонсультантПлюс представлены следующие материалы.

В налоговом учете расходы при методе начисления признают (п. 1 ст. 272 НК РФ):

  • равномерно в течение срока действия договора;
  • в течение срока, определенного организацией самостоятельно и закрепленного в учетной политике.

Относительно расходов на оплату услуг сторонних организаций имеется еще одна норма — подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Датой их признания может быть:

  • дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
  • последнее число отчетного (налогового) периода.

Из всего сказанного однозначного ответа нет. Ясно только, что расходы на оплату услуг удостоверяющего центра по созданию ключей ЭЦП и изготовлению сертификатов можно списывать двумя способами: единоразово и постепенно.

Большинство склоняется к мнению, что стоимость сертификата нужно отражать в налоговом учете в составе прочих расходов текущего периода в полном размере на дату подписания акта (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). По аналогии с бухучетом, где расход отражается сразу по дебету счетов 26 или 44. К тому же по пункту 1 статьи 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными.

А сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

  • заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;

  • для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;

  • дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;

  • опись документов.

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

  • лично,

  • через доверителя,

  • направить ценным письмом

  • отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.

Что это значит?

  • Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.

  • Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.

  • Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.

Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.

Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.

Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

  • в работе компании есть нарушения законодательства;

  • суд аннулирует действие лицензии;

  • ИП или юр. лицо закрывается.

За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.

Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.

Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.

Закрытие компании

Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.

По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

Отражение В Учете В 2021 Г Лицензии На Право Использования Скзи

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

Согласно указанному Закону лицензирующие органы России переходят на реестровую модель лицензирования: любой лицензирующий орган будет обязан вести специализированный реестр лицензий, в котором будет содержаться основная информация об органе, предоставившим лицензию, данные о соискателе лицензии, о сроках действия и приостановки лицензии, видах осуществляемой деятельности, об уровнях образования и т.п.

Согласно статье 13 Закона, Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, ранее предоставленные лицензии не прекращают действовать до истечения указанного в них срока. Сведения о лицензиях, выданных соответствующим лицензирующим органом до вступления в силу рассматриваемого закона будут внесены в реестр лицензий автоматически, в без заявительном порядке. В случае предоставления, или прекращения действия лицензии, в реестр лицензий также вносится соответствующая запись. Приказ или распоряжение о предоставлении лицензии подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа. Реквизиты приказа, или распоряжения о предоставлении лицензии вносятся в реестр лицензий.

В течение трёх рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении.

Соискателю лицензии, либо заинтересованному лицу по требованию может быть предоставлена выписка их реестра лицензий. В соответствии с Законом, Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. Соискатель лицензии вправе самостоятельно выбрать способ получения выписки из реестра лицензий, указав его в заявлении о предоставлении лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вместе с тем, представить документы в лицензирующий орган соискатель лицензии вправе непосредственно в лицензирующий орган, путем представления необходимого комплекта документов на бумажных носителях, а также через многофункциональные центры (далее по тексту – МФЦ), или с использованием электронных технологий. В соответствии с рассматриваемым Законом, Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Идентификация и аутентификация заявителя осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Таким образом, с целью представления документов в электронном виде, соискателю лицензии потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Способ представления документов в лицензирующий орган основных требований к соискателю не изменяет. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством РФ, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган или в МФЦ, если соответствующая услуга предоставляется через МФЦ в соответствии с законодательством РФ, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Порядок учета исключительных и неисключительных прав в 2021 году

Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.

— Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. — Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.

Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.

— У дистанционного обучения своя специфика, — говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда — и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.

Кстати, примерно о том же «РГ» рассказали в Рособрнадзоре — главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.

Интересный факт. На протяжении 2017 года было рассмотрено в общей сложности 234 тысячи заявлений о выдаче/переоформлении лицензий, дубликатов. Только 7 тысяч документов было выдано в электронном виде по просьбе заявителей.

Если поправки в Федеральный закон будут одобрены, к 1 января 2021 года завершится процесс перехода к реестровой форме лицензирования. Но выписки из реестра станут заменой бумажным версиям лицензий уже с 1 января 2021 года.

Важно! Если разрешительный документа на осуществление деятельности был выдан предприятию до вступления в силу изменений в законе, лицензии останутся действительными. Однако, записи о такой разрешительной документации к 1 января 2021 года будут приведены в соответствие с новым законодательством.

Пользование данными о лицензиях станет более простым, но процедура получения разрешений останется прежней. Лицензирующему органу после получения заявления и необходимых для рассмотрения заявки документов по-прежнему потребуется до 45 рабочих дней, чтобы проверить предприятие на предмет соответствия лицензионным требованиям и подлинности документов (правдивости сведений).

Ошибка: Налогоплательщики планируют применять бумажные лицензии до 1 января 2021 года, если будут приняты поправки в законе о лицензионной деятельности.

Комментарий: Полный переход на электронные лицензии завершится к 1 января 2021 году, но бумажными лицензиями компании перестанут оперировать уже к 1 января 2021 года, поскольку их заменят выписки из реестра.

Ошибка: Компания готовится к тому, чтобы переоформлять лицензию к 1 января 2021 года на случай, если будут приняты поправки в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Комментарий: Разрешительные документы, которые были выданы до вступления поправок в силу, останутся действительными, и менять лицензию не требуется. Сведения, содержащиеся в реестре о данных лицензиях, будут приведены в соответствие с новым законом к 1 января 2012 года.

Вопрос №1: Принесет ли электронная лицензия какую-либо пользу налогоплательщикам?

Ответ: Бумажные лицензии устарели в плане формата. Электронная лицензия помогла бы ускорить бизнес-процессы, сократить издержки и документооборот. Компании избавились бы от необходимости оформления нотариально заверенных копий. Снизились бы коррупционные риски.

Вопрос №2: Если законопроект будет принят, и лицензирующими органами начнет оформляться электронная лицензия, значит, процесс выдачи разрешительного документа упростится? Изменятся ли сроки выдачи лицензий?

Ответ: Нет, предприятия смогут оформить лицензию в течение того же срока, что был установлен ранее. После того, как лицензирующий орган примет заявление и приложенные к нему документы, будет проведена проверка на соответствие заявителя лицензионным требованиям и на достоверность указанных в заявлении данных. Процедура проверки занимает до 45 рабочих дней – в течение этого срока компания сможет получить лицензию, в этом плане ничего не изменится.


Похожие записи:

Добавить комментарий