Конституция рф как нормативный правовой акт план

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конституция рф как нормативный правовой акт план». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Геометрия
  • Информатика
  • Математика
  • Алгебра
  • Алгебра и начала математического анализа

ЕГЭ: Задание 28 — План «Конституция Российской Федерации»

  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение

Сложный план «Конституция РФ как нормативный правовой акт»

  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Написать комментарий

Юридические свойства, присущие Конституции, позволяют выделить ее в ряду других нормативных актов. К числу этих свойств относятся следующие.

1. Верховенство (высшая юридическая сила). Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступеньку в иерархии нормативных актов Российской Федерации. Все нормативные акты, издаваемые в России, не должные ей противоречить, иначе они признаются недействительными.

Но Конституция – это еще и правовая база существования всех ветвей власти. С нормами, ею установленными, должны сверять свои действия все государственные органы.

2. Прямое действие. Большинство конституционных положений находят дальнейшее развитие в других нормативных актах. Так, в Конституции РФ отмечается, что президент избирается народом. Ilo процесс выдвижения кандидатов в президенты, в какие сроки это происходит и т.п. регулируется специальным актом: Федеральных! законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ О выборах Президента Российской Федерации».

Если для разрешения какой-либо жизненной ситуации не находится конкретной нормы права либо есть противоречие между нормами права, тогда нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

3. Конституция РФэто ядро системы права. Ее принципы и положения играют направляющую роль при обновлении текущего российского законодательства. Она является как бы путеводной звездой в процессе правотворчества. Законодательные органы, принимая тот или иной нормативный акт, всегда должны задавать себе вопрос, не противоречит ли он Конституции. Именно этот закон и обеспечивает единство всей системы права.

Обобщив рассмотренные выше черты Конституции, можно дать ее определение.

Конституция РФ – это юридический документ, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.

Конституция РФ – это относительно небольшой нормативный документ, и в ней не могут быть отражены все положения, касающиеся устройства государства. Задача Конституции РФ – изложить основные принципы государственного устройства, которые затем конкретизируются в других нормативных актах.

Конституционный строй Российской Федерации. Это понятие носит комплексный характер и, вместе с тем, является одним из основополагающих.

Конституционный строй – это совокупность принципов устройства государства.

Рассмотрим основные принципы устройства (или элементы конституционного строя) Российской Федерации.

  • 1. Россия – демократическое государство. Это означает, что источником государственной власти в России является ее многонациональный народ. Государственная власть, в отличие от других видов (например, экономической, производственной, школьной, семейной власти), осуществляется с помощью государственных органов и располагает специальным аппаратом принуждения. В демократическом государстве народ сам формирует высшие органы власти в процессе свободных выборов. Некоторые вопросы, принципиальные для жизни общества, могут быть вынесены на референдум (всенародное голосование). Демократия проявляется, помимо этого, и в работе органов местного самоуправления.
  • 2. Россияэто государство, основанное на принципе разделения властей. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Законодательная, исполнительная и судебная власть – это три самостоятельные ветви власти. Каждая ветвь власти наделяется компетенцией (полномочиями в определенной сфере деятельности), и они не должны вмешиваться в дела друг друга. Помимо этого, разделение властей осуществляется между центром нашего государства (федеральными органами власти) и субъектами РФ.
  • Имеет основополагающий характер, то есть учреждает государство. Она регулирует широкую наиболее важную сферу отношений в обществе, затрагивающих интересы всех членов общества.
  • Характеризуется верховенством, то есть распространяется на всю территорию государства. Граждане, государственные органы, общественные организации обязаны её соблюдать, подчиняться её требованиям.
  • Обладает высшей юридической силой — то есть все нормативно-правовые акты должны её соответствовать. Конституционные нормы первичны по отношению к другим правовым нормам.
  • Прямое действие – нормы Конституции действуют без учреждения какими-либо органами, должностными лицами, при решении вопросов можно прямо ссылаться на её статьи.
  • Особый порядок принятия и изменения – то есть затруднённый порядок принятия и изменения по сравнению стальными законами.
  • Стабильность – рассчитана на длительный срок
  • Обладает особой защитой со стороны государства – охраняется всем государством. Особая роль принадлежит Президенту и Конституционному Суду.

Преамбула — вступительная часть, в которой отмечена, что Конституция принята народом.

Раздел I

Главы (статьи):

  • Основы конституционного стоя( 1-16)
  • Права и свободы человека и гражданина (17-64)
  • Федеративное устройство ( 65-79)
  • Президент РФ (80-93)
  • Федеральное Собрание (94- 109)
  • Правительство РФ (110-117)
  • Судебная власть ( 118-129)
  • Местное самоуправление (130-133)
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134-137)

Раздел II

Заключительные и переходные положения

  • Перспективы защиты прав российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде-2018, в Европейском суде по правам человека
  • Соотношение конституционного и международного права: актуальные вопросы теории и практики
  • Правовые основы прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации
  • Кодекс корпоративного управления как источник корпоративного права
  • Коррупция: от ажитации к осознанию

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Раздел первый

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Конституция рф как нормативный правовой акт план

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

(в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Нормы Конституции Российской Федерации как действующее право

  • Вконтакте
  • Сайт
  • Имеет основополагающий характер, то есть учреждает государство. Она регулирует широкую наиболее важную сферу отношений в обществе, затрагивающих интересы всех членов общества.
  • Характеризуется верховенством, то есть распространяется на всю территорию государства. Граждане, государственные органы, общественные организации обязаны её соблюдать, подчиняться её требованиям.
  • Обладает высшей юридической силой — то есть все нормативно-правовые акты должны её соответствовать. Конституционные нормы первичны по отношению к другим правовым нормам.
  • Прямое действие – нормы Конституции действуют без учреждения какими-либо органами, должностными лицами, при решении вопросов можно прямо ссылаться на её статьи.
  • Особый порядок принятия и изменения – то есть затруднённый порядок принятия и изменения по сравнению стальными законами.
  • Стабильность – рассчитана на длительный срок
  • Обладает особой защитой со стороны государства – охраняется всем государством. Особая роль принадлежит Президенту и Конституционному Суду.

Преамбула — вступительная часть, в которой отмечена, что Конституция принята народом.

Раздел I

Главы (статьи):

  • Основы конституционного стоя( 1-16)
  • Права и свободы человека и гражданина (17-64)
  • Федеративное устройство ( 65-79)
  • Президент РФ (80-93)
  • Федеральное Собрание (94- 109)
  • Правительство РФ (110-117)
  • Судебная власть ( 118-129)
  • Местное самоуправление (130-133)
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции (134-137)

Раздел II

Заключительные и переходные положения

Прежде всего, на ЕГЭ 2021 по обществознанию из-за поправок изменят 14 задание. Вновь обратимся к тому, что говорят эксперты ФИПИ: «Будут включены добавленные полномочия субъектов государственной власти России». Необходимо обратить внимание на изменения полномочий:

  • Президента РФ (статья 83)
  • Совета Федерации (статья 102)
  • Государственной Думы (статья 103)
  • Правительства (статья 114)
  • Судебной власти РФ (статья 118)

Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!

При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации» и т.п., необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020.

Эксперты ФИПИ

Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.

Полномочия Президента РФ
• Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства.
• Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд.
• Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства.
Совет Федерации
• Введено новое понятие «сенатор». Члены Совета Федерации теперь называются сенаторами.
• Лица, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности + бывшие Президенты могут назначаться сенаторами пожизненно.
• Новые полномочия сенаторов:
— могут лишить неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
— могут назначать Председателя Конституционного суда;
— направлять парламентские запросы руководителям органов государственной власти.
Государственная Дума
• Ужесточены требования к депутатам: избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Полномочия депутатов:
— утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;
— выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий — в целях лишения его неприкосновенности;
— осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации);
— нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора.
Правительство РФ
• Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
• Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз — 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой.
• Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды
Судебная система
• Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек;
• Новая обязанность Конституционного суда — проверка конституционных актов по запросу Президента РФ;
• Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ .
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти Российской Федерации.

Акты принимаются и действуют на территориях субъектов РФ. В Конституции сказано, что субъекты имеют право издавать свои учредительные акты – конституцию (устав) и собственное законодательство.

Определение 6

Конституция (устав) субъекта РФ – нормативно-правовой акт высшей юридической силы среди актов, которые издаются составными частями России. В республиках в качестве основного документа издаются конституции, в других субъектах – уставы.

Документы содержат нормы, которые закрепляют правовой статус субъекта, устройство территории, структурный состав органов субъектов РФ и на местах.

Кроме основного документа органы имеют собственное законодательство, которое содержит региональные нормы права в виде законов, постановлений и других НПА.

Закон субъекта РФ – самый распространенный из правовых источников. Круг законов, которые принимают субъекты, широк. Это закон о выборах на уровне субъекта, о референдумах, о референдумах на местах, о депутатском статусе и др. В некоторых субъектах наряду с обычными законами принимаются конституционные законы (Адыгея, Тыва).

Указы и распоряжения глав субъектов РФ также являются источниками права. Представительные и исполнительные органы власти принимают регламенты, где регулируются внутренние вопросы их деятельности. Нормы конституционного права имеются в нормативно-методических актах избирательных комиссий субъектов РФ. Это нормы процессуального характера, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан.

Все документы регионального уровня не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, федеральными законами.

Существует такая форма документа, как межрегиональный договор. Например, договор между автономным округом и областью, в состав которой входит округ.

Основной нормативно-правовой акт – устав муниципального образования, который регулирует важные вопросы местного самоуправления. В нем определены:

  • наименование муниципального образования;
  • формы участия населения в решении местных вопросов;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • полномочия выборных органов;
  • порядок вступления в силу местных правовых актов;
  • порядок формирования местного бюджета, а также его исполнение.
Замечание 3

Устав является актом высшей юридической силы, все остальные документы должны соответствовать положениям устава.

К актам местного самоуправления относятся нормативные решения представительного органа и главы местного самоуправления, которые утверждают положения о структурных подразделениях, регламенты их деятельности, положения и правила, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления (благоустройство, охрана порядка, территориальное общественное самоуправление).

Встречаются среди документов местного нормотворчества и договоры, в которых одной стороной является муниципалитет. На основе договора муниципальные образования строят взаимоотношения с предприятиями, организациями.

Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

Назначение Конституции проявляется в реализации конституционных норм. К основным функциям Конституции (рис. 2) относятся:

  • учредительная – заключается в том, что законность государству, политическому строю и политической системе придает именно Конституция;

  • организаторская – суть ее состоит в том, что в Конституции закреплен правовой порядок в стране;

  • идеологическая – выражена в идеологической основе политики, проводимой государством;

  • информационная – потому что является главным источником информации о стране, которая ее приняла;

  • стабилизирующая – потому что в процессе принятия конституционных норм обеспечивается стабильное развитие страны в конкретном направлении;

  • программная – в ней содержатся положения, которые будут реально возможны в будущем и станут широко распространены.

Нормативно-правовой акт Скачать 119331 1 0

… характер, принимаются республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений. Принимаемые министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, Национальным банком Республики Беларусь иные нормативные …

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц в РФ Скачать 44276 0 0

… силу (действие во времени); 2. на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве); 3. и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц). Действие НПА во — времени В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть …

Пределы действий нормативно-правовых актов Скачать 27847 0 0

… вступают в силу, т. е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования. 2. Пределы действий нормативно-правовых актов 2.1 Пределы действий НПА в пространстве Кроме ограничения действия нормативно-правового акта во времени1 существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. Действия …

Нормативно-правовые акты Скачать 44422 0 0

… могут встречаться кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т.д.). Существует достаточно важная классификация нормативных правовых актов по их действию во времени (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта федерации, муниципального образования), по …

Цель Конституции заключается в поддержании правовой стабильности в стране и гарантии неприкосновенности прав и свобод людей.

Заметка 1 Конституция является «стабильным» документом. После принятия Конституции 1993 году поправки в нее вносили 5 раз, включая поправки 2020 года.

В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени. Эти движения мы можем наблюдать:

  • — при движении планет; в разных механических машинах;
  • — они находятся в основе измерения времени;
  • — звуковые явления объясняют механические колебания.

Цитата №1 Есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии.

В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

Данный тип колебаний применяют:
— в разных технических устройствах;
— для целей телефонной, телеграфной и радиосвязи;
— создания технических переменных токов;
— свет – нечто иное, как электромагнитные колебания.

Определение №1 Колебания, которые происходят под воздействием сил внутри самой колебательной системы, называют собственными. Собственные колебания появляются при нарушении состояния равновесия колебательной системы.

Частота измеряется в циклах в секунду или в герцах. Длина волны измеряется в метрах. Энергия измеряется в электрон-вольтах. Каждая из этих трех величин, применяемых для описания электромагнитного излучения, математически связана друг с другом.

Сложный план по обществознанию. Право. Для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Цель: познакомить учащихся с Конституцией РФ , сформировать уважительное отношение к закону, способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом нашего государства.

Форма проведения: презентация, интерактивная беседа с элементами игры, дискуссии.

План классного часа:

  1. Из истории принятия законов.
  2. Дискуссия на тему: « Закон – благо для человека или ограничение его прав?»
  3. Из истории принятия Конституций в России.
  4. Конституция 1993 г: основные положения.
  5. «Какие права сказочных героев нарушены?»
  6. Жизненная правовая ситуация.
  7. Викторина « Самый любознательный и эрудированный».
  8. Гос. символы России.
  9. Рефлексия – «Кто самый внимательный?»
  1. Заключительное слово учителя.

Ход мероприятия.

  • Вступительное слово учителя: Из истории принятия законов.

— Какое событие произошло 12 декабря 1993 г.? (принятие Конституции РФ).

— Какова тема классного часа?

— Ребята, какие вопросы, на ваш взгляд, мы будем обсуждать на классном часе?

— Сегодня на нашей классном часе поговорим о том, нужны ли законы в государстве, что такое Конституция, каковы её основные статьи, вспомним права и обязанности граждан, о гос. символах России.

— Давайте виртуально на машине времени перенесёмся в далёкое прошлое – первобытную эпоху. В это время были все равны, но со временем появляется знать, имущественное неравенство, возникает государство. Что есть в любом государстве ( власть, законы)?

Вспомните Древний Вавилон, в котором законы были выбиты на чёрном столбе. Главный принцип этих законов был « око за око…». При каком правителе были приняты эти законы? ( Хаммурапи, 1750 г. до н.э., т.е. 3750 лет назад). В Древнем Риме законы были записаны на 12 таблицах и выставлены на площади.

— Назовите первый письменный сборник законов в Древней Руси (« Русская Правда» Ярослава Мудрого, 1036 г.).

Зачем нужны законы в государстве ( для соблюдения порядка, охраны прав граждан).

Т.о, мы выяснили, что без законов государство существовать не может. Законы защищают граждан, их права, наказывают виновных.

  1. 2. Дискуссия на тему: « Закон – благо для человека или ограничение его прав

— Отношение к государству, а значит, и к его законам, разное. Существует 2 противоположные точки зрения о государстве и его законах: 1 точка зрения анархистов, которые государство и законы отрицали, считали, что они ограничивают свободу человека. М.А.Бакунин – теоретик русского анархизма писал: « Государство – самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности».

2 точка зрения: « Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им.» ( Вольтер).

— Кто прав из них?

— 1 вариант учащихся подбирает аргументы, чтобы подтвердить правоту Бакунина, можно приводить примеры из истории ( репрессии 30 –х г.г, случаи невинно осуждённых людей – судебная ошибка, возможно делать то, что хочется – грабить, убивать …)

-2 вариант учащихся подбирает аргументы, чтобы доказать правоту Вольтера, т.е. положительную оценку роли законов в жизни общества ( законы защищают права людей, наказывают виновных за преступления, вносят порядок в работу гос. органов всех уровней, жизнь людей…). Даётся 1 минута на обдумывание аргументов.

— Мы пришли к выводу, что законы в государстве необходимы.

Т.о, законы необходимы, чтобы в обществе был порядок, охранялись права и свободы людей.

  • Из истории принятия Конституций в России.

— Как называется основной ( главный) закон в нашем государстве? ( Конституция)

— Что означает слово « Конституция» в переводе с лат. языка? (Конституция в переводе с латинского – установление, учреждение, устройство. ( слайд).

Второй раздел состоит из заключительных и переходных положений. Так, в нем утверждается дата принятия Конституции РФ — 12 декабря 1993 года. Также в этом разделе закрепляются основные положения из первой главы (о законах, Президенте РФ, судах, Государственной Думе и так далее).

feniks.help — Скорая помощь студентам

Существует немало точек зрения в этом вопросе. Некоторые юристы ставят между «Нормативно-правовой» и «правовой» знак равенства, Но это по своей сути разные понятия с тонкой гранью между ними:

  • Нормативный акт – это официальный документ, не противоречащий с Конституцией РФ, издаваемый властными органами (например аппаратом президента, Государственной думой, Министерствами);
  • Правовой акт – документ, несущий юридический смысл, но не обязательный к применению для всего общества. Например, указания, заверенные главой некой организации с целью регуляции правовых отношений внутри нее.
  • Нормативно-правовой акт несет в себе оба эти понятия, то есть издается органами власти, а также несет юридическую значимость для общественной жизни.

Перед тем, как проиллюстрировать все обозначенное примерами, необходимо разобраться с видами НПА.

Выделяют всего два вида НПА и такое деление не должно вызывать сложностей, ведь с ними каждый человек встречается ежедневно. Различают виды:

  • Законы. Они принимаются в особенном порядке, обладают высшей силой в юриспруденции, имеют цель регуляции наиболее важных вопросов жизни общества. Принимаются органами законодательной власти или референдумом (выражает волю народа). Сюда относится сама Конституция РФ, федеральные и конституционные федеральные законы, а также законы субъектов (краев, областей и городов).
  • Подзаконные акты. Издаются уже органами исполнительной власти на основании законов, содержат правовые нормы. Здесь выделяют указы Президента, постановления правительства и подзаконные акты субъектов, регулирующие деятельность на локальном местном уровне.

Мнения специалистов разделяются по отношению включения в рассматриваемый список законов, относящихся к судебной власти. Учебники также трактуют этот вором по-разному, поэтому не лишним будет знать примеры из этой ветви власти. Ее регулируют все виды нормативно-правовых актов, рассмотренные выше, но при этом отдельный статус судов остается за ними. То есть их работа регламентирована, но чтобы получаемые решения не были выгодны одной стороне, они остаются непредвзятыми организациями, прямо подконтрольными лишь закону.

Главным документом здесь так же остается Конституция РФ, кроме нее регулирующими актами являются:

  • Федеральный конституционный закон (ФКЗ) о судебной системе в России;
  • ФКЗ по Конституционному и арбитражным судам России отдельно от остальных и от друг друга;
  • Закон о статусе судей, исходя из которого, строго контролируется отбор назначаемых на эту должность граждан,
    отстраняемых от нее, регулируются их полномочия, гарантируется независимость и другое.
  • Отдельные ФЗ о финансировании судов, а также органах общества судей.

Таким образом, самое важное из этой темы – само понятие нормативно-правового акта как документа, принятого компетентными органами власти и регулирующего стороны общественной жизни и виды НПА, включающие законы и подзаконные акты. Пара запомненных примеров поможет легче усвоить материал и вспомнить его перед экзаменом.


Похожие записи:

Добавить комментарий