Классификация субсидий на иные цели

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификация субсидий на иные цели». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общими требованиями установлено, что нормативные акты Правительства РФ, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или акты уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ, муниципальные правовые акты местной администрации или акты уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий (далее – правовые акты), должны содержать в себе (п. 3 – 9 Общих требований):

Наименование раздела правовых актов

Краткая информация, которая должна быть отражена в разделе

Общие положения о предоставлении субсидий

1. Понятия, используемые в правовом акте (при необходимости).

2. Цели предоставления субсидий.

3. Наименование органа учредителя, учреждения, осуществляющего функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, до которых согласно бюджетному законодательству РФ как до получателей бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период)

Условия и порядок предоставления субсидий

1. Перечень документов, представляемых учреждением учредителю для получения субсидии (при необходимости – требования к указанным документам).

2. Порядок и сроки рассмотрения учредителем вышеназванных документов.

3. Основания для отказа учреждению в предоставлении субсидии.

4. Размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения и (или) иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источник ее получения, за исключением случаев, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

5. Условия и порядок заключения между учредителем и учреждением соглашения о предоставлении целевой субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

6. Требования, которым должно соответствовать учреждение на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

7. Результаты предоставления субсидии, которые должны быть конкретными, измеримыми и соответствовать результатам федеральных или региональных проектов (если субсидия предоставляется в целях реализации такого проекта), и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации).

8. Сроки (периодичность) перечисления субсидии.

9. Критерии отбора получателей субсидии, имеющих право на получение субсидии, отбираемых исходя из указанных критериев отбора, в том числе по итогам конкурса (далее – отбор) (если предоставление субсидии осуществляется по результатам отбора с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора).

10. Иная информация (при необходимости)

Требования к отчетности

Определение порядка, сроков и формы представления учреждением отчетности о достижении результатов предоставления субсидий, иных показателей (при их установлении) и отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и права учредителя устанавливать в соглашении дополнительные формы представления учреждением указанной отчетности и сроки их представления.
Норма не применяется при предоставлении субсидий учреждениям, осуществляющим функции и полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджетов бюджетной системы РФ

Порядок осуществления контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение

1. Положение о порядке принятия учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии.

2. Положение о порядке и сроках принятия учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии.

3. Требование об обязательной проверке органом-учредителем и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения целей и условий предоставления учреждению субсидии.

С 1 января 2021 года учреждение для получения целевой субсидии должно будет предоставить учредителю пакет документов, который содержит:

  • пояснительную записку, отражающую обоснование необходимости предоставления ему целевой субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);

  • программу мероприятий, если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;

  • информацию о планируемом к приобретению имуществе, если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;

  • информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;

  • иную информацию (в зависимости от цели предоставления субсидии).

Справедливости ради стоит отметить, что некоторые учредители и ранее включали в порядок предоставления целевой субсидии требования документального подтверждения необходимости запрашиваемых средств (см. Приказ Министерства физкультуры и спорта Свердловской области от 08.06.2018 № 147/ос «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из областного бюджета, предоставляемых государственным автономным учреждениям, подведомственным министерству физической культуры и спорта Свердловской области»).

Требование к претенденту на получение

Для получения целевой субсидии учреждение должно отвечать требованиям, установленным пп. «е» п. 4 Общих требований, а именно у учреждения должны отсутствовать:

  • неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате;

  • просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (из которого планируется предоставление субсидии) субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами (исключением являются случаи предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и т. п.).

Также требованием для получения субсидии является погашение учреждением задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Учреждение должно соответствовать названным требованиям на дату, определенную порядком предоставления целевых субсидий, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения либо принятие решения о предоставлении субсидии.

Здесь же отметим, что, не дожидаясь 1 января 2021 года, многие субъекты РФ и муниципалитеты приводят свои нормативные акты, устанавливающие порядок предоставления целевых субсидии, в соответствие положениям Общих требований. Например, Порядком определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, финансируемым из бюджета Кубенского сельского поселения на иные цели, утвержденным Постановлением администрации Кубенского сельского поселения от 05.03.2020 № 36, установлено, что среди документов, предоставляемых учреждением для получения субсидии, должна быть информация об отсутствии просроченной задолженности по возврату в бюджет поселения субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами администрации Кубенского сельского поселения, за исключением случаев предоставления целевой субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, а также предоставления целевых субсидий на предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидации последствий и восстановительных работ в случае наступления аварийной (чрезвычайной) ситуации.

Как мы указали в преамбуле, субсидия предоставляется учреждению на основании соглашения, заключенного между учреждением и учредителем. Эта норма осталась неизменной. На федеральном уровне типовая форма соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н. На уровне субъектов РФ и муниципалитетов имеются аналогичные нормативные акты. Положениями пп. «д» п. 4 Общих требований установлено, что соглашение о предоставление целевой субсидии должно содержать:

1) цели предоставления субсидии с указанием наименования национального проекта (программы);

2) значения результатов предоставления субсидии, которые должны быть достигнуты, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, включая значения показателей в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов (при возможности такой детализации);

3) размер субсидии;

4) сроки (график) перечисления субсидии;

5) сроки представления отчетности;

6) порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением;

7) основания и порядок внесения изменений в соглашение, в том числе в случае уменьшения учредителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии;

8) основания для досрочного прекращения соглашения по решению учредителя в одностороннем порядке, в том числе:

  • в связи с реорганизацией или ликвидацией учреждения;

  • в связи с нарушением учреждением целей и условий предоставления субсидии, установленных правовым актом и (или) соглашением;

9) запрет на расторжение соглашения учреждением в одностороннем порядке;

10) иные положения (при необходимости).

В связи с установлением новых норм, которые с 1 января 2021 года должно содержать соглашение, положения Приказа Минфина РФ № 197н были изменены (см. Приказ Минфина РФ от 30.10.2019 № 172н), типовая форма претерпела корректировку. Изменения в Приказе Минфина РФ № 197н вступили в силу 1 марта 2020 года, но применяются начиная с заключения соглашений (дополнительных соглашений) на 2021 год. В частности, соглашение о предоставлении субсидии должно содержать значение результатов и показателей, которые должны быть достигнуты. В связи с этим типовая форма была дополнена приложением 3 «Отчет о достижении значений результатов предоставления Субсидии», который предоставляется учредителю в сроки, установленные соглашением.

* * *

В завершение отметим, что Общие требования направлены на увеличение эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых учреждением в форме целевых субсидий, и учреждения вынуждены будут не просто расходовать средства субсидий по их целевому назначению, но и достигать установленные соглашением показатели (результаты) при расходовании данных средств.

Приложение N 3
к Порядку определения объема и условий
предоставления субсидий на иные цели
из бюджета города Элисты бюджетным
и автономным учреждениям города Элисты,
созданным на базе имущества
находящегося в муниципальной собственности

Соглашение о предоставлении субсидии на иные цели

«__» __________ 20__ г.

(наименование главного распорядителя средств бюджета города Элисты)

(далее — ГРБС) в лице

действующего на основании

с одной стороны, и

действующего на основании

с другой стороны, при совместном упоминании именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Соглашение о порядке предоставления субсидии на иные цели.

1. Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения является предоставление ГРБС за счет средств бюджета города Элисты учреждению субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания (далее — субсидия).

Предоставление услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.

Для казенных учреждений формирование задания не является обязательным, оно составляется в случае, если принято соответствующее решение органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности (выполнения задания, в случае, если задание сформировано) казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы (статьи 69.2, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Важнейшей задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование и доведение задания, а также соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии.

Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное и автономное учреждение заинтересовано в увеличении этого объема, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.

Согласно пп. «б» п. 3 Приложения 2 к Приказу N 82н, если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждение не представило соответствующие сведения в территориальный орган Федерального казначейства, названный территориальный орган осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый УФК по субъекту РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.

В случае принятия решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, о возврате неиспользованного остатка целевых субсидий в бюджет в сведениях (ф. 0501016) указанный остаток не проставляется. Его возврат в доход соответствующего бюджета в отчетности следующего года будет отражаться с учетом положений Письма Минфина России от 24.01.2013 N 02-06-10/225 следующим образом:

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность и объективность которой позволяют всем участникам образовательного процесса а так же иным интересующимся лицам представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности рассматриваемого учреждения.

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

2) предоставления стипендий студентам, аспирантам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, слушателям подготовительных отделений, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, включая материальную поддержку нуждающимся студентам, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением выплат, подлежащих отнесению к публичным обязательствам и исполнению в порядке, установленном Правительством РФ. Объем и получатели субсидий, предоставляемых на указанные цели, определяются в соответствии с законодательством РФ на основании расчетов Минкультуры в размере годовой потребности;

Отражение операций, связанных с поступлением и расходованием целевых субсидий, в бухгалтерском учете осуществляется бюджетными учреждениями в соответствии с инструкциями № 157н[3] и 174н[4]. Также в целях бухгалтерского учета указанных операций необходимо иметь ввиду разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 01.04.2019 № 02-06-07/19436 (далее – Письмо № 02-06-07/19436).

6. В случае выявления в течение финансового года дополнительной потребности в финансировании иных целей, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, бюджетное учреждение вправе обращаться к учредителю с предложением об изменении объема предоставляемых субсидий, прилагая обоснования.

7. Бюджетное учреждение Курской области представляет учредителю отчет об использовании субсидий по форме, установленной управлением по осуществлению полномочий в области ГО, ЧС и ПБ Курской области. Порядок и периодичность предоставления отчета об использовании субсидий устанавливаются учредителем в соглашении.

  • Получение субсидии
  • Признание доходов текущего года, корректировка показателей
  • Возврат субсидии
  • Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера
  • Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

1. Бюджетные и автономные учреждения формируют План финансового-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД), где принимают к учету показатели плана в части доходов от получения субсидии на государственное задание. Для отражения утвержденных плановых назначений в БГУ 2.0 в меню «Планирование и санкционирование» – «Плановые показатели деятельности» предусмотрен документ «Плановые назначения».

1. Поступлении субсидии из бюджета на лицевой счет учреждения отражается в меню «Денежные средства» – «Расчетно-платежные документы» документом «Кассовое поступление» на основании Выписки из лицевого счета. На основании документа формируются следующие бухгалтерские записи:

ДТ 4.201.11.510 – КТ 4.205.31.661

ДТ 4.17.01.131

ДТ 4.508.10.131 – КТ 4.507.10.131 – отражено исполнение плана текущего года по доходам в виде субсидии на выполнение задания.

Бюджетным и автономным учреждениям из бюджетов могут быть выделены субсидии на иные цели (согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Субсидии на иные цели предоставляются учреждению на расходы, не связанные с выполнением государственного задания. Субсидии на иные цели могут быть выделены из различных уровней бюджета, что будет определять их объем и условия предоставления:

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • из местных бюджетов.

Порядок 209н регулирует предоставление целевых субсидий двух видов: текущего и капитального характера. Если субсидия на иные цели предоставлена учреждению только на приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов – это субсидия капительного характера. Если за счет субсидии буду произведены расходы как капитального, так и иного характера – она относится к субсидии текущего характера.

Учет операций по субсидиям на иные цели ведется в разрезе кода финансового обеспечения 5 п. 12.1.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, регламентирует, что доходы учреждения в виде субсидии на иные цели отражается по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов. Согласно п. 9.5.2 Порядка 209н учет субсидии на иные цели текущего характера отражается по коду 152 КОСГУ, согласно п. 9.6.2 Порядка 209н субсидия на иные цели капительного характера отражается по коду 162 КОСГУ.

В соответствии п. 40 СГС «Доходы» доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, принимаются к учету в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов. Основанием отразить в учете доходы будущих периодов является соглашение, заключенное между учредителем и учреждением. По мере реализации условий предоставления субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) доходы будущих периодов признаются доходами текущего года.

Порядок отражения субсидии на иные цели в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения», ред. 2.0, аналогичен порядку отражения субсидии на выполнение государственного задания. Рассмотрим основные бухгалтерские записи по учету субсидии на иные цели:

  1. Приняты к учету показатели плана ФХД в части доходов от получения субсидии на иные цели текущего (капитального) характера:

    07060000000000000150.5.507.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.504.10.152 (162)

  2. Начислены доходы будущих периодов по предоставлению субсидии на иные цели:

    07060000000000000150.5.205.52.561 (205.62.561) – 07060000000000000150.5.401.40.152 (162)

  3. Получена субсидия на лицевой счет учреждения:

    00000000000000000000.5.201.11.510 – 07060000000000000150.5.205.52.661 (205.62.661)

    07060000000000000150.5.17.01.152 (162)

  4. Исполнение плана текущего финансового года по доходам

    07060000000000000150.5.508.10.152 (162) – 07060000000000000150.5.507.10.152 (162)

  5. Признаны доходы будущих периодов по субсидии доходами текущего года:

    07060000000000000150.5.401.40.152 (162) – 07060000000000000150.5.401.10.152 (162).

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 26 октября 2020 года N ЕД-7-5/776@

Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочия учредителя


В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2020, N 31, ст.5022), абзацем третьим пункта 39 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 г. N 1496 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 51, ст.7807; 2020, N 1, ст.39), в целях реализации Федеральной налоговой службой полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета в части предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочия учредителя, в связи с совершенствованием работы Федеральной налоговой службы по предоставлению из федерального бюджета субсидий на иные цели

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочия учредителя.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2017 г. N ММВ-7-5/1095@ «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых Федеральная налоговая служба осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.03.2018, регистрационный номер 50195).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, кроме ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г.Москва).

Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 ноября 2020 года,
регистрационный N 61111

Классификация субсидий на иные цели

С 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).

Главным новшеством в связи с вступлением в силу Порядка № 209н является разграничение безвозмездных перечислений, к которым относятся в том числе и субсидии бюджетным и автономным учреждениям, на перечисления текущего и капитального характера.

В соответствии с п. 7 Порядка № 209н к перечислениям капитального характера отнесены перечисления, направленные на осуществление расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды — недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, не произведенных активов. Также к выплатам капитального характера относятся:

  • расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов);
  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств;
  • приобретение (создание) программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Иные, не отнесенные к перечислениям капитального характера выплаты, являются перечислениями текущего характера.

Отметим, что если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные перечисления признаются перечислениями текущего характера. К таким перечислениям могут быть отнесены:

  • субвенции, консолидированные субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
  • гранты в форме субсидий юридическим лицам;
  • субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление расходов как не капитального характера, так и расходов на приобретение основных средств.

В соответствии с пп. пп. 51.6.1.1, 51.6.2.1 п. 51 Порядка № 132н расходы бюджетов бюджетной системы РФ на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания отражаются по КВР:

  • КВР 611 — в части предоставления субсидий бюджетным учреждениям;
  • КВР 621 — в части предоставления субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с пп.пп. 10.4.1, 10.4 п. 10 Порядка № 209н расходы на перечисление субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) отражаются по подстатье 241 КОСГУ.

2021-й год принёс новые изменения в порядок учёта субсидий на иные цели. Изменения коснулись аналитического кода для обозначения подвида прибыли КДБ. Если в 2019-м году для учёта данного вида выплат бюджетными, самостоятельными организациями использовался код 180, обозначающий прочие доходы, то теперь это уже не так.

Новый порядок утверждён, действует на основании приказа Министерства Финансов No82н. Согласно его положению для обозначения учёта субсидий, предназначенных для других целей, применяется код 150, определяется он как «денежные начисления на безвозмездной основе».

Также пункты 9.6.2 ещё одного приказа Минфина No209н доходы для учреждений в виде этих субсидий должны быть отображены по:

  • код КОСГУ 152 – поступление бюджетным и самостоятельным организациям от государственного управленческого сектора в соответствии с пунктом 9.5.2;
  • код КОСГУ 162 – начисление капитального характера для этих учреждений от того же сектора согласно п. 9.6.2.

В 2021-м году субсидии на иные цели отражаются так:

  • по КПС OOOOXXXXXXXXX150 и КОСГУ 152 для поступлений текущего хар-ра;
  • по КПС OOOOXXXXXXXXX150 и КОСГУ 162 для субсидий капитального хар-ра.

Основной порядок и правила устанавливает Правительство Российской Федерации. Регионы утверждают его ведомственными и отраслевыми НПА на уровне министерства или службы.

Для получения субсидии заключается соглашение между учредителем и ОИС, исполняющим учредительные функции. Допустим, с администрацией муниципального образования, имеющей право на передвижку средств местного бюджета. Такой договор станет основанием для отражения в финансовом учёте. При заключении соглашения между сторонами обязательно определяется цель для начисления выплаты. Иначе её не будет.

Соответственно, обращаться нужно к учредителю бюджетной или автономной организации.

Необходимо заключить соглашение на получение субсидии. Соглашение должно содержать:

  • цель;
  • срок предоставления;
  • объём перечислений;
  • перечень документов, необходимых для назначения выплаты;
  • права и обязанности сторон.

После подписания необходимо заполнить заявку на предоставление начислений, где необходимо указать статью (код и наименование), размер необходимого поступления.

В зависимости от подвида изменяется список документов, которые необходимо приложить к заявке. Не изменится только наличие расчёта. Если целью служит капитальный ремонт, то понадобится заключение об осмотре здания, подтверждение нужны в ремонте. Если планируется реализация проекта или мероприятия, необходимо приложить план.

Учёт коронавирусных кредитов и субсидий

Выплата может быть прекращена при нескольких случаях:

  • цели осуществлены, учреждение не нуждается в финансировании;
  • изменение объёма, цели, других существенных условий договора, которые не были предусмотрены;
  • расторжение договора по соглашению сторон, так как расторжение с одной стороны не является законным;
  • при выполнении всех обязательств по соглашению;
  • если учреждение не может возместить остаточную сумму после использования средств;
  • на основании решения суда во время возникшего между сторонами спора.

Остаток субсидии в текущем году можно использовать в следующем, но с условием, что цель учреждения остаётся такой же. Допустим этот вариант лишь при согласовании с учредителем, если выделенные финансы израсходованы частично. Такие сведения отражаются в отчёте.

Остатки направляются в бюджет или на следующий год. Главное условие для одобрения переноса – выполнение поставленной цели хотя бы частично. Все расходы необходимо фиксировать, а достижение цели подтверждать.

Финансовая помощь от государства не является редкостью и предоставляется как федеральным, так и автономным учреждениям. Причём условия для предоставления одинаковы и не отличаются друг от друга, как и их обязанности. Нужно лишь определить цель, соответствующую законодательству.

  1. Оформление и получение субсидий на оплату ЖКХ
  2. Оформление и получение положенных субсидий
  3. Оформление и получение субсидий на улучшение жилищных условий
  4. Начиная с 2019 года в отношении операций с целевыми субсидиями изменились коды КОСГУ. Кроме того, теперь данные операции подлежат разграничению на поступления текущего и капитального характера.

    Так, согласно п. 9.5.2, 9.6.2 Порядка № 209н доходы в виде субсидии на иные цели отражаются по подстатьям:

    • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – при поступлении субсидии текущего характера;

    • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – при поступлении субсидии капитального характера.

    Доходы в виде субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются только по подстатье 162 КОСГУ.

    Напомним, в 2018 году субсидии на иные цели отражались по подстатье 183 КОСГУ, субсидии на осуществление капитальных вложений – по подстатье 184 КОСГУ.

    В пункте 7 Порядка № 209н даны пояснения, какие поступления относятся к текущим, а какие – к капитальным.

    Поступления капитального характера направлены на осуществление получателями расходов капитального характера, формирующих (увеличивающих) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемых в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе расходов на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов), приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к основным средствам, приобретение (создание) программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    К поступлениям текущего характера относятся безвозмездные поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального характера, так и расходов некапитального характера, то указанные перечисления (поступления) признаются перечислениями (поступлениями) текущего характера. К таким поступлениям, перечислениям могут быть отнесены субсидии автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление расходов как некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, средств видеовизуализации, библиотечных фондов, иных объектов движимого имущества).

    Вместе с тем доходы от целевой субсидии в автономном учреждении, как и прежде, подлежат отражению по аналитической группе подвида доходов бюджетов180 «Прочие доходы» (Порядок № 132н, Письмо Минфина РФ от 25.02.2019 № 02-05-10/12030).

    Субсидии на иные цели: что изменится с 2021 года?

    Внешние ревизоры проверят, насколько обоснованно учредитель включил показатели в госзадание. А на основании отчета о его выполнении уже учредитель сделает вывод, выполнило ли учреждение госзадание в прошедшем году. Если нет, остатки субсидии придется вернуть в бюджет. Например, в 2017 году федеральные учреждения должны сделать это до 1 апреля (п. 40 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1551). Для региональных и муниципальных учреждений правила возврата субсидий устанавливают субъекты РФ.

    Учредитель утверждает условия и порядок предоставления целевой субсидии подведомственным учреждениям в соответствующем порядке. В нем он прописывает: обязанность получателя отчитаться о расходовании целевых денег в установленные сроки; цели, на которые можно потратить средства; ответственность за нецелевое использование субсидии.

    Например, Минкультуры выделяет подведомственным учреждениям целевые субсидии на капитальный ремонт недвижимости, выплату стипендий, на расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария), и другие цели. При этом конкретные цели, размер, сроки предоставления субсидии, право на проверку и порядок возврата учреждением денег в случае их нецелевого использования фиксируют в соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели (приказ Минкультуры России от 12 мая 2016 г. № 1032). То есть целевое расходование денег, своевременность и полноту отчетов об их использовании ревизоры проверяют на основании соглашений. А источником информации будут первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухотчетность, результаты проверок, заключения экспертов и письменные заявления должностных лиц учреждений – получателей субсидий. Если ревизоры установили расходование субсидии не в соответствии с заявленными целями, деньги придется вернуть в бюджет. За нецелевку учреждение и его должностных лиц накажут. Меры административной ответственности – в таблице.

    С.А. Ратовская,
    консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

    Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий учредителем. Расчеты по субсидиям взаимосвязанно отражаются в учете учреждения и в учете учредителя. В 2019 году порядок учета субсидий на государственное (муниципальное) задание, субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения изменился.
    1. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.
    2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
    3. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.

    Следующим направлением использования субсидий на иные цели может стать возмещение ущерба от хищений имущества при документальном подтверждении отсутствия виновных лиц. В ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса, производить предварительное следствие. По хищению имущества предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.

    Для документального подтверждения факта отсутствия виновного лица необходимо наличие копии постановления о приостановлении производства по уголовному делу (см. Письма Минфина России от 4 августа 2010 г. N 03-03-06/2/139, от 27 августа 2010 г. N 03-03-06/4/81).

    Расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, также будут осуществляться за счет субсидий на иные цели.

    Согласно ст. 1 Закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. К сожалению, в Законе не уточняется понятие «значительные материальные потери».

    Как определить КВР и КОСГУ для перечисления субсидий

    Согласно ст. 78.1 и ст. 79 Бюджетного кодекса РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным учреждениям субсидии на иные цели (далее – целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции. Бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.

    В отличие от бюджетных инвестиций, понятие целевых субсидий в Бюджетном кодексе РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательство в качестве своего рода страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с заданием услуг (выполнением работ). Предоставление целевых субсидий и бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом публичноправового образования. Расходование средств, полученных бюджетными учреждениями в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется после санкционирования, произведенного в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

    По каждой целевой субсидии, включенной в План, формируются «сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению». Данный документ включает в себя:

    — наименование целевой субсидии с указанием цели, на осуществление которой предоставляется целевая субсидия;

    1. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
    2. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
    3. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
    4. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
    5. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.

    Целевые субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между учредителем и учреждением

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Салтыкова Инга

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

    Как бюджетному учреждению в 2019 году учитывать субсидии на иные цели (бухгалтерские проводки) в бухгалтерском учете? Какие КБК применяются в данном случае?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    C 2019 года для учета расчетов по предоставлению субсидий на иные цели в учреждении применяются счета 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» и 5 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

    Обоснование вывода:

    Целевые субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между учредителем и учреждением. В соглашении помимо целей прописываются конкретный размер субсидии, срок, на который она предоставляется, порядок и график перечисления субсидии, правила представления отчета о произведенных расходах, источником которых является целевая субсидия, и прочие условия.

    С 1 января 2019 года в связи со вступлением в силу СГС «Доходы» принципиально поменялись правила учета расчетов по субсидиям на иные цели.

    Кроме того, появились новые КБК для учета доходов и расчетов.

    Доходы в виде целевых субсидий, получаемых бюджетными (автономными) учреждениями из бюджета, отражаются по новым кодам КОСГУ в зависимости от характера поступлений:

    — целевые субсидии текущего характера — по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (п. 9.5.2 Порядка N 209н);

    — целевые субсидии капитального характера — по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (п. 9.6.2 Порядка N 209н).

    В 2018 году поступление целевых субсидий отражалось по подстатье 183 КОСГУ.

    При получении субсидий на иные цели как текущего, так и капитального характера используется статья 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов (АнКВД) (п. 12.1.7 Порядка N 132), при возврате в следующем году используется элемент вида расходов «612 Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели» (п. 51.6.1.2 Порядка N 132).

    С учетом нового порядка применения КОСГУ (Порядка N 209н), а также изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 28.12.2018 N 298н в Инструкцию N 157н, для отражения в бухгалтерском учете доходов в виде субсидий на иные цели с 2019 года применяются:

    — счет 5 205 52 000 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;

    — счет 5 205 62 000 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

    Применение новых аналитических счетов — не единственное новшество отражения в бухгалтерском учете доходов в виде целевых субсидий. Изменились и сами правила начисления таких доходов.

    Теперь доходы в виде целевых субсидий сначала следует включать в доходы будущих периодов, а затем списывать в доходы текущего года. Данные новшества введены приказами Минфина РФ от 28.12.2018 N 299н, N 300н в инструкции N 174н, 183н соответственно.

    Операции с целевыми субсидиями: разъяснения Минфина

    Поступившие субсидии на иные цели в бюджетном (автономном) учреждении согласно п. 21 Инструкции N 157н учитываются по коду вида деятельности (финансового обеспечения) 5.

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

    Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

    руб. (раздел «Образование»). Примером таких субсидий могут являться гранты, выплаты стипендий, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, субсидии на погашение кредиторской задолженности этих учреждений (несмотря на то что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений исключена, учредитель вправе оказать помощь подведомственным учреждениям для расчетов с кредиторами) и другие.

    120 Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов 121 Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов 211 Заработная плата 266 Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме 122 Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда 212 Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме 214 Прочие

    • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
    • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).
    1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
    2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

    Что относится к субсидиям на иные цели

    Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

    Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

    Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

    • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
    • возместить часть прошлых убытков;
    • компенсировать часть недополученной прибыли.

    [3]

    Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

    1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
    2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

    СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

    [1]

    В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

    • средства выделены бюджетом;
    • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

    Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

    Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

    Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

    Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

    • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
    • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

    Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

    ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

    Субсидии на иные цели бюджетным учреждениям что включает

    Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на иные цели

    Учет любых операций со средствами субсидий на иные цели (целевых субсидий), соответствующих расчетов, а также нефинансовых активов, приобретенных за счет средств таких субсидий, ведется на счетах рабочего плана счетов с указанием в 18 разряде аналитического кода 5 «Субсидии на иные цели».

    Учет расчетов по средствам субсидий на иные цели ведется на счете 5 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (5 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам»).

    Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

    На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:

    • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
    • субсидии на иные цели (КФО 5);
    • субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).

    Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.

    Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем. Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.

    Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности. При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено. К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.

    Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ. Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.

    С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)

    Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.

    К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения. Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера. Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.

    При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось. Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» и статье видов доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат». По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной. Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.

    Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:

    • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
      или:
    • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».
      Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 «Прочие доходы».

    Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ и коду видов доходов 180 «Прочие доходы».

    С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»*(2).

    Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.

    Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.

    Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).

    Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:

    1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
    2. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;
    3. Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий