Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет квоты для приема на работу инвалидов 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.
Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:
- Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
- Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
- Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.
Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.
Квота для приема на работу инвалидов: как рассчитать
В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.
Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.
Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:
Для кого устанавливается квота | Квота для трудоустройства инвалидов |
Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человек | От 2% до 4% среднесписочной численности работников |
Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительно | Не более 3% среднесписочной численности работников |
Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.
ООО «Монолит» занимается производством и реализацией стройматериалов.
В регионе, в котором ведет деятельность «Монолит», местными властями установлена квота по трудоустройству инвалидов:
- 3,5% – для предприятий, численность сотрудников которых превышает 100 человек;
- 2,5% – для организаций с численностью сотрудников от 35 до 100 включительно.
«Монолит» осуществляет трудоустройство сотрудников на основании трудовых договоров, а также привлекает к работе лиц на основании договоров подряда.
Ниже в таблице представлена информация о численности сотрудников «Монолита» во 2-м полугодии 2021 года:
Отчетный период | Количество сотрудников | Период работы сотрудников, которые были приняты на работу/уволены в отчетном периоде | ||
Принято в отчетном периоде | Уволено в отчетном периоде | Отработали полный месяц | ||
Июль 2021 | 3 | – | 102 | 3 сотрудника были приняты на работу 15.07.2021, период работы – 17 календарных дней |
Август 2021 | – | – | 105 | |
Сентябрь 2021 | – | – | 105 | |
Октябрь 2021 | – | 10 | 95 | 10 сотрудников были уволены 07.10.2021, период работы – 6 календарных дней |
Ноябрь 2021 | – | – | 95 | |
Декабрь 2021 | 8 | – | 95 | 8 сотрудников были приняты на работу 10.12.2021, период работы – 22 календарных дня |
Наем работников с инвалидностью осуществляется по инициативе работодателя либо по направлению из центра занятости населения (ЦЗН). Учреждение предоставляет направление на основании данных, представленных предприятием.
Работодатель обязан сообщить в ЦЗН данные, свидетельствующие о:
- Создании должностей для обеспечения трудоустройства инвалидов. В ряде случаев предусмотрено дополнительное финансирование из ЦЗН для предоставления условий дополнительной комфортности и мобильности.
- Присутствии свободных должностей или работ для найма лиц в соответствии с установленной льготой.
- Наличии занятых мест по установленным квотам.
Необходимость в определении квот не возникает для предприятий, признанных в учредительных документах объединениями инвалидов, либо имеющих уставный капитал, состоящий из вкладов инвалидов.
Работнику с ограниченной возможностью предоставляются места с обеспечением условий, реализацией программы реабилитации. Лицу должны быть обеспечены льготы по сокращению продолжительности рабочего дня, возможности получения дополнительного отпуска.
Несмотря на льготные условия трудоустройства к работнику предъявляются требования на предмет соответствия предлагаемой должности.
Требуется четко определить требования к кандидату и документировать собеседование. В дальнейшем будет возможность обосновать отказ в трудоустройстве в связи с отсутствием достаточной квалификации, образования, опыта работы.
Юрист, М.А.Кокурина
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году
Размер выплат предлагается вводить законами региональных властей с условиями:
- если региональный прожиточный минимум для трудоспособного населения выше, чем федеральный, то компенсация устанавливается на уровне прожиточного минимума субъекта;
- в ином случае выплата приравнивается к величине прожиточного минимума уровня РФ.
Такой порядок обеспечит единый подход установления размера компенсации на территории России с учетом экономических особенностей регионов.
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Скачать для просмотра и печати:
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 О занятости населени в РФ
С 2021 года запланировано проведение пилотного проекта в ряде субъектов РФ:
- Предусмотрен новый способ выполнения квоты на прием инвалидов работодателем – уплата компенсации.
- Фонды содействия занятости инвалидов направят полученные средства на рост заинтересованности работодателей и повышение квалификации соискателей с ограниченными возможностями.
- Ответственность работодателей существенно возрастет.
При удачном завершении эксперимента изменения в области квотирования рабочих мест для инвалидов будут применены на всей территории РФ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Работодатели, которые согласно ст. 21 закона №181-ФЗ обязаны обеспечивать трудоустройство инвалидов в пределах установленной квоты, подают в Службу занятости отчет о выполнении/невыполении квоты.
Отчет составляется на бланке установленного образца.
Срок подачи отчета устанавливается управлением органа Службы занятости в регионе. При этом периодичность предоставления отчета не может быть установлена чаще 1 раза в месяц.
Как правило, сведения о трудоустройстве инвалидов подают в ЦЗН по итогам отчетного периода, до 10-го числа месяца, следующего за отчетными.
Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстатапо вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17. Скачать для просмотра и печати:
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 1 сентября 2017 г. N 566
Формула для определения числа льготных мест такова:
- штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2021 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:
- 121 чел. х 0,04 = 4,84
Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.
Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов. В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов. Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты. Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.
Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации. Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.
В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для инвалидов;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
— предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.
Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.
В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.
По статье 24 ФЗ № 181 на юридических лиц возлагается следующие обязанности:
- создание надлежащих условий труда для инвалидов;
- предоставление отчета в муниципальные органы управления, согласно ст.25 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения РФ…»;
- подготовку рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями.
Важно! Статья 21 ФЗ № 181 так описывает понятие квоты: минимальное количество трудовых мест для лиц с ограниченными возможностями.
При формировании квот не учитываются отдельные компании, которые находятся в других областях России. Рабочие места должны соответствовать всем нормативам по безопасности для работников. Квота может увеличится или уменьшится по усмотрению региональной администрации. Организации общества инвалидов освобождаются от обязанности формирования квот.
В законодательстве России прописана обязанность компаний, где число работников более 101 человека, формировать квоту на рабочие места для инвалидов. Они, в обязательном порядке, каждый год предоставляют данные о наличии квот на местах для лиц с ограниченными возможностями в службу занятости населения.
Квотирование рабочих мест для инвалидов
Согласно ст. 21 ФЗ № 181, специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями ― это места, где создается ряд дополнительного оборудования для облегчения подъема, технические средства, позволяющие инвалиду выполнять свою трудовую деятельность, с учетом личных особенностей. Этот закон с некоторыми дополнениями начал действовать с января 2019 года.
В соответствии с личными особенностями каждого инвалида, работодатель, принимая во внимание программу реабилитации и справку МСЭ, решает, каким должно быть рабочее место инвалида. Если данных недостаточно, рабочее место создается в соответствии с правилами СанПин.
Стоит отметить, что о наличии инвалидности работник не обязан извещать руководителя. Сотрудник вправе отказаться следовать программе реабилитации, что подтверждается в заявлении на имя директора. В обязанности инвалида не может входить тяжелый физический и динамический труд. Запрещено оборудовать рабочие места для инвалидов в подвалах, помещениях без окон и вентиляции. Для высотных зданий обязательно наличие лифта и зон отдыха.
При оборудовании рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями соблюдается ряд условий:
- Степень ограничения способности к труду.
- Автоматизация рабочего места.
- Критерии функциональных нарушений.
- Вид трудовой деятельности.
- Профессиональное образование инвалида.
В требованиях СанПин к рабочему месту инвалида написано: зимой температура воздуха в помещении ― 20-23 градуса, летом ― 22-26 градусов, влажность воздуха в помещении не более 55%. Не должно быть сквозняков, отсутствие ядовитых веществ обязательно. Степень шума не более 80 децибел. Отсутствие вибрации, электромагнитное излучение должно быть в пределах нормы. Площадь места отдыха должно быть более 11 квадратных метров. В обязательном порядке наличие медицинского оборудование, лекарственных средств, для помощи работнику, мед кабинета.
Региональные власти на свое усмотрение решают каким будет количество квот на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Их можно лишь увеличить, а уменьшить количество квот работодатель не имеет права.
Важно! Региональные администрации имеют право: предоставлять льготы компаниям, предоставившим работу большему числу инвалидов, чем было заявлено по квоте, проводить профессиональную переподготовку инвалидов, давать налоговые послабления инвалидам, создающим ИП и фермерские хозяйства.
Организации с вредными условиями труда и химические производства освобождаются от обязательства предоставления квот на специальные рабочие места. Это же касается и компаний, в основе работы которых, забота об инвалидах. В организациях ОАО, АО или ЗАО инвалидов принимают на работу без создания специальных рабочих мест, на общих основаниях. Маленькие компании также освобождаются от формирования квот на рабочие места.
По законодательству предусмотрен следующий порядок квотирования:
- после публикации данных по квотам Федерального Правительства;
- подача руководителем организации вакансий для инвалидов и письменное заявление от инвалида;
- обращение инвалида в службу занятости для получения специального места;
- участие работодателя и соискателя в ярмарке вакансий, собеседование, устройство на работу.
Оформление документов идет по обычному распорядку. Издается приказ руководителя о принятии на работу лица с ограниченными способностями.
Важно! Руководитель компании может принять на работу инвалида без квоты. Но обязан создать рабочее место. В этом случае оформление бумаг также будет по обычному алгоритму.
Квота рассчитывается в процентном соотношении лиц с ограниченными возможностями к штату сотрудников организации. Делается это просто, по следующим правилам:
для фирм со штатом работников от 40 до 101 человека ― до 3.1% мест;
для компаний с количеством свыше 101 человека ― до 4.1% мест.
В каждом отдельно взятом регионе численность квот на рабочие места для инвалидов отличается. Для примера: по Московской области этот показатель равен 2,1, а для Санкт-Петербурга ― 2,6.
Пример расчета: численность компании 250 человек, квота по МО 2,1. 250 х 2,1%:100=5,25 места. Значит компания обязана трудоустроить 5 инвалидов. И создать им специальные рабочие места, в соответствии с их индивидуальными заболеваниями и особенностью утраты физических возможностей.
Для многих предприятий это может сулить дополнительные траты капитала. Поэтому, в большинстве случаев работодатели не спешат принимать в свой штат инвалида. Часто приходится оборудовать специальные подъемники, пандусы для выхода из здания, место парковки и другие объекты. Не всем руководителям это по душе, и они пытаются обойти закон.
Работодатель по закону обязан предоставить инвалидам специальные рабочие места. При несоблюдении этих требований руководителю компании грозит административный штраф, в соответствии с законом № 181 от 24.11.1995 года, в размере до 11 тысяч рублей. Повторный штраф увеличивается вдвое. Это же прописано в ст. 5.42 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях России за отказ в принятии на работу лица с ограниченными возможностями.
Согласно Федеральному закону № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», для предприятия грозит штрафными санкциями в сумме от 25 до 55 тысяч рублей. Это единственный вид ответственности работодателя за не предоставление рабочих мест инвалиду.
Не уплата таких платежей не попадает ни под налоговый кодекс, ни под уголовный кодекс. Также, как нет и органа государственной власти, в чьей юрисдикции это находится. Многие считают такое положение недоработкой законодательных актов. И, если предприятие не выплатило эти штрафы, воздействовать на него сложно. Поскольку никто не может отследить, уплатил ли работодатель положенные штрафы, то и факт их неуплаты также не сильно воздействует на нерадивых руководителей. В некоторых случаях можно взыскать штраф по суду. Но без пени и просрочки по ним.
Важно! Если инвалид не обращался за помощью по трудоустройству, то штраф не накладывается.
Как видно из статьи, государство на законодательном уровне старается помочь самой социально незащищенной категории граждан ― инвалидам.
В каждом регионе проводится грандиозная работа, чтобы помочь им адаптироваться в обществе. Право каждого гражданина России на труд закреплено ст. 27 Конституции Российской Федерации. Все имеют право на помощь государства и возможность трудиться, и инвалиды ― не исключение.
Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько
В соответствии с Законом Сахалинской области от 11.03.2005 г. №13-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области» работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в статью 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внесены следующие изменения:
«При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Данные изменения вступили в силу 1 января 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В случае нарушения законодательства в отношении трудоустройства инвалидов наступает ответственность, предусмотренная п. 87 ч. 2 ст. 28.3., ч. 1 ст. 5.42. КоАП РФ.
В соответствии с п.2.2. Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.11.2016 №577, квота считается выполненной, если работодателем создано (выделено) необходимое количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты (в том числе специальных), приняты локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, и на все созданные (выделенные) рабочие места трудоустроены инвалиды.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 24 декабря 2012 года № 111-ЗО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий молодежи в Сахалинской области» квота устанавливается для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Сахалинской области.
Квота устанавливается ежегодно правовым актом органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, на основе договоров, заключенных центрами занятости населения с работодателями, в размере не менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Квотирование рабочих мест осуществляется для следующих категорий молодежи, нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы:
1) несовершеннолетние граждане в возрасте от 16 до 18 лет из числа:
а) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
в) осужденных к условной мере наказания;
2) граждане в возрасте от 16 до 30 лет, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, впервые ищущие работу по полученной профессии (специальности), направлению подготовки.
Работодателям, трудоустроившим на выделенные (зарезервированные) и (или) созданные в счет квоты рабочие места граждан из числа молодежи, предоставляется субсидия из областного бюджета в целях частичного возмещения затрат на оплату труда.
Субсидия на одного трудоустроенного гражданина из числа молодежи, предоставляется в месяц в размере минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды, но не более фактически начисленной заработной платы с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды. Общий период предоставления субсидии в течение года на одно квотируемое рабочее место не может превышать 6 месяцев.
15.12.2020 Обычная важность
квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области
- страница1
Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 «О внесении изменения в пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 486» обязывает работодателей предоставлять сведения о:
- ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП,
- сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров,
- занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России».
В обычном рабочем режиме работодатели должны сдавать в центр занятости несколько отчетов. В том числе, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей; о количестве работающих инвалидов; о начале процедуры банкротства или полной ликвидации организации; о введении режима неполного рабочего времени или простоя; о сокращении.
Требования сдавать отчетность в центры занятости установлены в нескольких документах.
- Согласно пункту 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
- сведения о применении процедуры банкротства,
- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
- О сокращении персонала работодатели обязаны отчитываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (с изменениями и дополнениями). Отчетность для работодателей предусмотрена пунктами 4 и 5 этого постановления.
Работодатели не менее чем за три месяца обязаны представить в службу занятости информацию о массовых увольнениях по форме, утвержденной в приложении №1 вышеуказанного постановления и за два месяца — сведения о сокращении по форме согласно приложению № 2.
Скачать таблицу: «Отчетность в центры занятости для организаций и ИП с работниками»
Виды отчетов в центр занятости | Периодичность | Основание | Утверждённая форма |
О наличии свободных мест и вакантных должностей | Ежемесячно | пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» | Приложение № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90 |
По квотированию рабочих мест для инвалидов | Ежемесячно | пункт 3 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» | нет |
О предстоящих сокращениях | За 2 месяца, при массовом сокращении за 3 месяца | Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 |
Приложение № 1 и № 2 постановления Правительства РФ от 05.02.1993 г. № 99 |
О введении режима неполного рабочего времени | В течение трех рабочих дней | пункт 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» | нет |
О приостановке производства | В течение трех рабочих дней | пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» | нет |
О ликвидации организации или банкротстве | За два месяца | пункт 2 статьи 25 Закона № 1032-1 «О занятости населения» Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 |
нет |
О переводе на удаленку (до 31.03.2021) | Ежемесячно или разово | Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401 | по форме, утв. региональными властями |
Единственный новый отчет, который появился в разгар эпидемии – отчет о переводе работников на удаленный режим работы. Этот отчет сдается на основании Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2401.
Отчет сдается ежемесячно, если есть изменения или разово — если изменений нет.
Квоты на прием инвалидов установлены статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. А, требование сдавать отчетность — пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.
Квоты установлены не для всех компаний. Они должны соблюдаться в компаниях с численностью не менее 35 работников.
Компании, в которых численность работников превышает 100 человек, обязаны соблюдать квоты по приему на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.
Для компаний, где численность работников составляет не менее 35 и не более 100 человек, квота на прием инвалидов может устанавливаться местными властями в размере не выше 3 % от среднесписочной численности работников.
Для кого установлена квота | Среднесписочная численность | Квота |
Организации и ИП с работниками | От 35 до 100 работников | Не более 3% |
Более 100 работников | От 2 до 4% |
Отчетность о приеме на работу инвалидов по квотам сдается в службу занятости ежемесячно.
Конкретные сроки отчетности устанавливают региональные власти. Единого для всех дня сдачи отчетности не установлено.
Единой для всех формы отчетности также нет. Поэтому форму, установленную в конкретном регионе нужно искать на сайте региональной службы занятости.
По общим правилам в отчете о квотировании рабочих мест для инвалидов указывают:
- общее число сотрудников-инвалидов;
- количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
- количество фактически созданных в организации мест для инвалидов;
- количество вакантных мест для людей с ограниченными возможностями;
- информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения рабочих местах.
Отчитываться о наличии свободных вакансий должны все работодатели.
Требование предоставлять отчет в центр занятости установлено пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.
Этот отчет, как и отчет о по квотированию рабочих мест для инвалидов, сдается ежемесячно.
Форма отчетности о вакансиях утверждена в Приложении № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90н.
Отчет содержит:
- сведения о работодателе;
- наименование вакантной должности;
- условия, характер, режим работы;
- размер зарплаты;
- квалификационные требования;
- льготы и гарантии.
Организация, планирующая сокращение, за два месяца до этого, одновременно с уведомлением работников, обязана подать в центр занятости уведомление о сокращении штата.
Если планируется массовое сокращения штата, сведения об этом нужно подать в центр занятости за три месяца до начала сокращений.
Форма сведений утверждена в дана в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.
Сведения заполняются о каждом работнике, нужно указать:
- фамилию, имя, отчество;
- образование;
- профессию или специальность;
- квалификацию;
- размер и условия оплаты труда.
Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.
Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Единой для всех установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:
- дату введения режима неполного рабочего времени;
- период, на который он вводится;
- причину;
- численность работников, которых затронет этот режим.
К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.
Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок предоставления – не позднее 3-го числа после отчетного месяца.
Новосибирской области
Центры занятости регионов России вправе запрашивать у работодателей отчетность по охране труда.
Как правило, отчет предусматривает наличие сведений о:
- наличии либо отсутствии производственного травматизма;
- проведении инструктажа и обучения работников;
- проведении спецоценки условий труда;
- обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
- наличии в организации санитарно-бытовых помещений;
- иных сведений.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в службу занятости сведений о введении режима неполного рабочего времени, а равно их представление в искаженном виде влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
- на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб.
За нарушение законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов грозит штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на основании ст. 5.42 КоАП РФ
Несданная отчетность может спровоцировать проверку со стороны трудовой инспекции. В итоге штрафы могут оказаться намного больше.
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
- Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
- Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
- После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.
Инвалидность назначается при условии, что обнаружена стойкая дисфункция организма, которая мешает или ограничивает жизнедеятельность, а также если выявлена необходимость гражданина в поддержке государства. Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .
Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный — 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.
- на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.
1.5 К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории __________ области, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду.
При расчете квоты не включаются в среднесписочную численность те сотрудники, условия труда которых по результатам аттестации рабочих мест, относятся к вредным и/или опасным. Более того, при исчислении квоты не учитываются филиалы и представительства компании, расположенные в другой местности.
Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.
Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.
В организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению. По закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Только вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет. Но его организация не может предложить увольняемым, если только тот не является инвалидом.
Федеральный закон определяет лишь минимальную и максимальную величину. А регионы дают уже более точные цифры. По ФЗ № 181 значения по квотам могут колебаться от 2 до 4% и устанавливаются для организаций, где среднесписочная численность насчитывается больше 100 человек.
Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.
Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2021 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.
Если не берете на работу инвалидов, в 2019 возможно придется за это заплатить
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (ГУ ГСЗН)
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2019 года N 7-п
Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, на 2019 год и перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
(с изменениями на 17 июня 2019 года)
(в ред. Приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 17.06.2019 N 58-п)
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с пунктом 3 общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2018 года N 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, приказываю:
1. Утвердить:
1) Программу профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, на 2019 год согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее — Программа профилактики на 2019 год);
2) Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Начальнику отдела правовой работы, государственной службы и кадров Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (далее — Главное управление) Т.Ю. Киве:
1) обеспечить исполнение мероприятий Программы профилактики на 2019 год;
2) представлять начальнику Главного управления отчет о реализации мероприятий Программы профилактики на 2019 год в сроки, предусмотренные Программой профилактики на 2019 год.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела правовой работы, государственной службы и кадров Главного управления Т.Ю. Киву.
(п. 3 в ред. Приказа Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 17.06.2019 N 58-п)
Начальник Главного управления
В.В.Курченко
Приложение N 1
к приказу Главного управления
государственной службы занятости
населения Омской области
от 8 февраля 2019 г. N 7-п
ПРОГРАММА
профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, на 2019 год (далее — Программа профилактики на 2019 год)
1. Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее — Главное управление) в целях реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Омской области от 8 февраля 2012 года N 23-п «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на территории Омской области», постановлением Правительства Омской области от 31 октября 2018 года N 325-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов», осуществляет региональный государственный надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее — региональный государственный контроль).
2. Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным Главным управлением.
3. В целях обеспечения реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в Омской области приняты:
1) Закон Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области»;
2) постановление Правительства Омской области от 27 января 2010 года N 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».
Для работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, среднесписочная численность работников которых составляет пятьдесят и более человек, за исключением работодателей, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест в соответствии с федеральным законодательством (далее — подконтрольные субъекты), установлены:
— квота для приема на работу инвалидов (далее — квота) в размере двух процентов к среднесписочной численности работников;
— минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, при количестве рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты, не менее двух.
4. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, предусмотрены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 3 Программы профилактики на 2019 год, приказами Главного управления.
5. Плановые контрольные мероприятия проводятся Главным управлением в соответствии с ежегодными планами проверок.
6. Профилактические мероприятия проводятся Главным управлением в соответствии с ежегодными программами профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
7. Запланированные в 2018 году контрольные и профилактические мероприятия проведены Главным управлением в полном объеме.
11. План мероприятий по профилактике нарушений на 2019 год и планируемые мероприятия на 2020 — 2021 годы:
N п/п | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | |||||||||||||||||||||
1 | Размещение на официальном сайте Главного управления перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом осуществления Главным управлением регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее — обязательные требования), текстов соответствующих нормативных правовых актов, а также актуализация указанных перечней и текстов | Ежеквартально в 2019 году и в плановом периоде 2020 — 2021 годов | Отдел правовой работы, государственной службы и кадров Главного управления | |||||||||||||||||||||
2 | Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: | |||||||||||||||||||||||
— разработки и опубликования на официальном сайте Главного управления руководств по соблюдению обязательных требований | II квартал 2019 года и в плановом периоде 2020 — 2021 годов | Отдел правовой работы, государственной службы и кадров Главного управления Как отчитываться в центр занятости и что сдать до конца марта 2021 года?
|