Заявление в органы опеки (жалоба) в 2020 году — и попечительства, о проверке условий проживания ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление в органы опеки (жалоба) в 2020 году — и попечительства, о проверке условий проживания ребенка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ненадлежащим воспитанием может быть неправильное использование родителями своих прав, несвоевременное исполнение обязанностей, формальное осуществление прав и обязанностей или их полное неисполнение.

С точки зрения закона, ненадлежащим воспитанием и уходом за ребенком, будет являться:

  1. Нахождение малыша в условиях, полностью не соответствующих санитарным нормам;
  2. Маленькому человеку не уделяется должный надзор;
  3. Отсутствие по отношению к ребенку внимания и заботы, а также отсутствие должного ухода;
  4. Препятствование родителей к посещению ребенком образовательных учреждений;
  5. Наличие пренебрежительного отношения к детям со стороны родителей.

Для того чтобы обратиться с соответствующим заявлением в опеку требуется наличие оснований. Итак, в каких случаях лица вправе обращаться в опеку?

  • Создание условий родителями (опекунами), которые не пригодны для проживания детей. Такими условиями являются грязь в жилом помещении, отсутствие одежды или еды;
  • Оставление несовершеннолетнего в опасных условиях. Такие условия определяются в каждом частном конкретном случае;
  • Злоупотребление родительскими обязанностями. Такое злоупотребление проявляется в запрете, например, посещать образовательные учреждения, получать медицинскую помощь, общаться с друзьями;
  • Жестокое обращение. Жестоким обращением является применение физического или психологического насилия. Подобные действия родителей или опекунов являются основанием не только подачи заявления в социальные органы, но привлечения соответствующих лиц к уголовной ответственности;
  • Наличие хронического заболевания у родителей.

Обратите внимание, что в данном случае, в качестве основания для обращения будет являться только наличие хронического алкогольного, наркотического или психического заболевания.

Важно отметить тот факт, что указанный перечень оснований не является исчерпывающим.

С заявлением в органы опеки и попечительства могут обратиться следующие категории лиц:

  1. Один из родителей. Например, жалобу в опеку на мать ребенка о неисполнении последней, своих родительских обязанностей, может подать его отец, который проживает с отдельно;
  2. Работники образовательных учреждений, написав характеристику. Такими лицами могут быть воспитатели детских садов, учителя в школе;
  3. Сотрудники медицинских организаций (участковые педиатры, врачи детских больниц);
  4. Иные лица, являющиеся родственниками несовершеннолетнего и располагающие информацией о нарушении его прав.

В том случае, если заявление в органы опеки о ненадлежащем воспитании ребенка было зарегистрировано и рассмотрено, оно должно быть составлено надлежащим образом.

При составлении документа необходимо придерживаться следующих правил:

  • Обязательно указывается инстанция, которой оно адресовано;
  • Желательно указывать персональные данные заявителя, а также его контактную информацию, по которой сотрудники смогут связаться с заявителем, для уточнения сведений, отраженных в данной бумаге;
  • В основной части следует указывать конкретные обстоятельства нарушения прав несовершеннолетнего его родителями;
  • Перечень требований заявителя (например, просьбу провести проверку).

Обратите внимание на то, что при наличии фото или видео – материалов, они могут быть приложены заявителем к обращению.

Специально для тех лиц, которые самостоятельно не могут составить обращение в орган, на официальном сайте Министерства образования РФ опубликованы образцы документов. Так же для получения информации о составлении обращения можно обратиться в территориальный отдел.

Обратиться в соответствующую инстанцию можно несколькими способами:

  • Передать лично в канцелярию органа;
  • Направить почтовым отправлением. Обратите внимание, что письмо следует отправлять ценное с описью вложенных в конверт файлов;
  • Подать заявление можно и с помощью электронной почты;
  • Жалоба в органы опеки на соседей, например, может быть подана и в телефонном режиме.

Действующие нормы права не препятствуют подачи документа анонимно. Однако, как показывает практика, подобное обращение в органы опеки, скорее всего, будет оставлено без рассмотрения.

В связи с этим рекомендуется оставлять персональные и контактные данные, для того чтобы сотрудники смогли связаться и получить более подробную информацию о наличии оснований для реагирования.

Правом на обращение в ООиП обладают все граждане, заметившие правонарушение родителей по отношению к ребенку:

  • соседи, врачи, педагоги;
  • бабушки, дедушки, второй родитель;
  • любые заинтересованные граждане.

Если заявитель хочет остаться анонимным, он может позвонить по номеру телефона ООиП. Даже в этом случае выезд гарантирован.

Существует несколько ситуаций, при которых следует обращаться не только в ООиП, но и в иные учреждения:

Инспекция по делам несовершеннолетних (ИПДН) Совершение ребенком административных правонарушений: хулиганство, оскорбление окружающих, иные административные и уголовные деяния
Прокуратура или отдел полиции Избиение ребенка; совершение противоправных действий, повлекших вред здоровью несовершеннолетнего

В обоих случаях для рассмотрения обращений привлекаются сотрудники ООиП. То же самое касается и подачи жалобы в опеку: если будет обнаружен состав уголовного преступления или административного правонарушения, в разбирательствах будут участвовать представители ИПДН или прокуратуры.

Основная причина подачи заявления от соседей – избиение родителями детей, отсутствие базового ухода.

В нем указывается вышеуказанная информация, дополнительно стоит перечислить:

  • как собирались доказательства противоправного отношения к детям;
  • кто может выступить свидетелем;
  • даты, время совершения правонарушений;
  • условия проживания детей.

Педагогические работники обязаны обращаться в органы опеки, если замечают на учениках следы побоев, констатируют плохую успеваемость, отмечают поведенческие нарушения несовершеннолетнего.

В жалобе необходимо указать:

  • наименование образовательного учреждения;
  • Ф.И.О., дату рождения, класс, в котором обучается ребенок;
  • сведения об успеваемости, личностных качествах;
  • основания для обращения;
  • описание доказательств;
  • подпись уполномоченного лица и печать школы.

Получив заявление о жестоком и ином противоправном обращении с ребенком, сотрудники ООиП обязаны отреагировать в течение 3 дней. Руководителем госоргана назначается внеплановая выездная проверка, в ходе которой изучаются жилищные условия, отношения в семье, опрашиваются все ее члены и сам ребенок.

По результатам визита оформляется акт обследования условий проживания. Если нарушение есть, для привлечения к ответственности материалы дела направляются в прокуратуру, затем вопрос решается в судебном порядке.

Ребенка могут поставить на учет в ИПДН, если у него наблюдается асоциальное поведение. Родители обязаны будут отчитываться в установленном порядке. При необходимости для оформления отчетов посещать семью обяжут социального педагога школы.

Что касается заявителя, то он получает письменные ответ по результатам проверки в течение 30 дней от даты обращения.

Подать прошение о проверке семьи могут как должностные лица, так и обычные граждане, которые выявили признаки нарушения прав ребенка. Чаще всего это бывают люди, которые регулярно наблюдают несовершеннолетнего:

  • один из родителей;
  • работники образовательных и медицинских учреждений;
  • родственники;
  • соседи;
  • сам ребенок.

В требованиях к письменному обращению из 7 ст. ФЗ № 59 указано, что граждане обязаны указывать свои фамилию, имя, отчество и адрес для получения ответа по своему заявлению. Однако, это нужно, чтобы заявителю можно было отправить ответ по заявке.

Законодательство не запрещает ООП рассматривать анонимные жалобы, и на практике чиновники часто принимают решение все-таки провести проверку, чтобы избежать риска причинения вреда ребенку.

Заявления граждан рассматриваются по принципам ст. 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно статье 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», решение по заявке принимается в течение 1 месяца, но в некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц.

По прошествии срока уполномоченные лица должны оповестить заявителя о вынесенном решении.

Проверка жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего органами опеки

Жизнь достаточно непредсказуема, и никогда нельзя подготовиться к ударам судьбы настолько, чтобы не чувствовать боль и тоску от того прошлого, которое осталось за плечами. При разводе в подавляющем большинстве случаев ребенок остается жить с матерью. Но при этом часто общее чадо становится субъектом манипулирования в отношениях между бывшими супругами.

От этого больше всего страдает малыш, поскольку его интересы в этот момент мало кого интересуют по той простой причине, что взрослые накопили много обид, гнева, иногда ненависти друг к другу.

Как быть родителю, которого ограничивают в общении с ребенком? Во-первых, обязательно необходимо действовать в рамках законодательства и помнить о том, что ребенок тоже чувствует и переживает не меньше взрослого.

Во-вторых, важно помнить главное правило – это не навредить. Малыш должен понимать, что его любят и ждут встречи с ним. В-третьих, насильно мил не будешь. Если ребенок по какой-то причине затаил на вас обиду, ни в коем случае не насилуйте его, он не так глуп, чтобы не понимать всего происходящего.

  • Поскольку форма написания заявления в орган опеки и попечительства свободная, то можно рассмотреть приблизительный образец документа.
  • Начальнику органа опеки и попечительства
  • Расположенного по адресу (адрес)

Кузнецову А. В.

Сидорова В. А. (паспортные данные, адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

В результате зарегистрированного (дата) брака между мной и Ивановой Варварой Викторовной (паспортные данные) у нас родился ребенок (дата рождения) Мария Валентиновна Сидорова (данные свидетельства). (Дата) нами был инициирован бракоразводный процесс, решение суда было получено (дата). Причиной развода стал (причина).

С (дата) бывшая супруга препятствует общению ребенка со мной. Причиной конфликта является (общими фразами). Она работает (место работы). Ребенок посещает детский сад № … На просьбы о предоставлении возможности общаться с дочерью ее мать (указать реакцию матери и как она объясняет ситуацию).

Прошу содействия в урегулировании данной ситуации и назначении времени встреч с ребенком по (дни недели, праздничные, каникулы и так далее) дням и в (часы) время.

12.11.2019 (подпись)

Образец заявления в органы опеки о порядке общения с ребенком можно скачать здесь.

Каждая ситуация является индивидуальной, и универсального решения конфликтов еще не придумали, заявление составляется по своему усмотрению в свободной форме. Для решения подобных проблем необходим только индивидуальный подход к каждой проблеме. Изучать ситуацию нужно со всех сторон, чтобы быть объективными.

Приблизительные формы заявлений можно попросить в органе опеки, там могут быть заявления под любую ситуацию, которая сложилась в жизни.

Согласно ст.15 ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ, опекун является уполномоченным представителем подопечного.

Дополнительно на него возлагаются следующие обязательства:

  • Защищать права и интересы опекаемых в любых учреждениях;
  • Извещать ООиП о смене адреса проживания не позднее дня, следующего за датой отъезда;
  • Воспитывать в ребенке положительные качества;
  • Проживать вместе с подопечным;
  • Распоряжаться имуществом опекаемого;
  • Требовать возврата опекаемого в случае незаконного удержания его родственниками;
  • Заботиться о психологическом и физическом здоровье ребенка;
  • Содействовать в получении образования несовершеннолетним.

Отчет опекуна позволяет ООиП контролировать правомерность распоряжения имуществом опекаемого. Согласно ст. 37 ГК РФ, представитель вправе пользоваться средствами опекаемого, но исключительно в его интересах. Если отменить отчетность, случаи незаконной траты денег значительно увеличатся.

Какие здесь есть особенности:

  • Алименты, пенсии, пособия зачисляются на особый номинальный счет. Опекун вправе пользоваться ими без предварительного согласия ООиП. Впоследствии о тратах предоставляется отчет;
  • Сделки по отчуждению или сдаче в аренду жилья опекаемого без предварительного согласия ООиП запрещены;
  • Распоряжение имуществом недееспособного производится с учетом его мнения. Если его невозможно получить, опекун должен ориентироваться на информацию о предпочтениях, полученную от родственников и иных близких лиц.

Отчет позволяет полностью контролировать все траты: сколько зачислено и израсходовано сумму пособий, сколько денег получено от сдачи жилья в аренду и потрачено впоследствии, и т.д. Для подтверждения трат опекун прикладывает к отчетности чеки. Суммы, указанные в чеках, должны соответствовать суммам из отчета.

Форма такого отчета устанавливается Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №927.

Что необходимо отразить:

  • Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, место трудоустройства, место жительства попечителя;
  • Ф.И.О., адрес проживания, дата установления опеки над подопечным;
  • Сведения об акте ООиП о назначении опекуна;
  • Информация о недвижимости, автомобилях, деньгах, ценных бумагах опекаемого;
  • Данные о сохранности ценных вещей;
  • Сведения о полученных доходах подопечного: алименты, пенсия, пособия, компенсационные выплаты;
  • Размер дохода, полученного от имущества подопечного;
  • Величина расходов на ремонт, лечение, иные траты на недееспособного с указанием итоговой суммы;
  • Размер уплаченных налогов.

В конце опекун ставит подпись с расшифровкой.

Образец отчета опекуна на взрослого:

Если опекун не может подтвердить расходы квитанцией, вместо нее составляется расписка. Они может понадобиться и в тех случаях, когда опекун вправе самостоятельно распоряжаться средствами подопечного: алиментами, пособиями, и пр.

Какие данные указываются в расписке:

  • Ф.И.О. опекуна и подопечного;
  • Предметы и вещи, на которые потрачены деньги;
  • Размер трат.

Юрист. Стаж 12 лет. Специализация: семейное и наследственное право.

Совет юриста: в ООиП по месту вашего проживания может быть своя форма расписки. Возьмите ее и составьте свою по образцу. Она заполняется в простом письменном виде.

Образец расписки к отчету:

Расписка к отчету опекуна – скачать образец

В связи с возникающими у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, вопросами об осуществлении органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), их устройству, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организации деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), в условиях применения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения единообразного применения законодательства, а также в дополнение к совместному письму Минтруда России (Котяков А.О., письмо от 6 апреля 2020 г. N 12-3/10/В-2638), Минпросвещения России (Кравцов С.С., письмо от 6 апреля 2020 г. N СК-253/07), Минздрава России (Мурашко М.А., письмо от 6 апреля 2020 г. N 30-0/И/2-4128), Роспотребнадзора (Попова А.Ю., письмо от 6 апреля 2020 г. N 02/6140-2020-24) об организации работы стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот Минпросвещения России направляет следующие рекомендации по осуществлению деятельности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ), а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 г. N 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30 марта 2020 г. N 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, включая приостановление деятельности отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений Указа и определение численности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности. Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей, включая ограничение и лишение родительских прав родителей, судами в настоящее время не осуществляется.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, устройству их в семью на воспитание или помещению под надзор в организацию для детей-сирот, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организация деятельности организаций для детей-сирот должны осуществляться в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, а также принятых ограничительных мер.

1. По вопросу о передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан.

Дети, которые находятся в организациях для детей-сирот по заявлению их родителей или опекунов (попечителей), могут быть переданы законным представителям на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации. Для принятия решения организации для детей-сирот достаточно заявления законных представителей, а также заявление ребенка (учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен).

Если организацией для детей-сирот рассматривается вопрос о временной передаче детей, оставшихся без попечения родителей, законным представителем которых выступает организация для детей-сирот, в семьи граждан, проживающих на территории Российской Федерации, то в этих случаях применяются установленные постановлением Правительством Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее — Правила). Согласно указанным Правилам гражданин представляет в организацию для детей-сирот заключение органа опеки и попечительства, выданное гражданину по его месту жительства. Также организация для детей-сирот вправе информировать граждан, имеющих заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), уже установивших личный контакт с ребенком, о возможности временной передачи детей в их семьи.


Минпросвещения обращает внимание, что деятельность органов опеки и попечительства должна осуществляться в зависимости от сложившейся эпидситуации в конкретном регионе, а также от принятых ограничительных мер.

Прописаны основные действия по защите прав и интересов детей, родители или иные законные представители которых в связи с заболеванием COVID-19 помещены в стационары. Рассмотрен вопрос о передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами), и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями (далее — опекуны) несовершеннолетних граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства.

2. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.

Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.

3. Орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведет прием граждан, выразивших желание стать опекунами. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)

4. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление), в котором указываются: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты). (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1716)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

Please turn JavaScript on and reload the page.

В обязанности отдела опеки и попечительства (ООП) входит защита прав и интересов:

  • несовершеннолетних;
  • детей, оставшихся без попечения родителей;
  • детей-сирот;
  • взрослых граждан, нуждающихся в опекунстве по состоянию здоровья;
  • совершеннолетних, которые признаны по решению суда недееспособными либо ограниченно дееспособными.

Органы опеки и попечительства ведут постоянную работу по выявлению ситуаций, нарушающих права несовершеннолетних, обследуют жилищно-бытовые условия проживания таких детей. Сотрудники организации также стремятся защищать права и интересы взрослых людей, нуждающихся в попечительстве.

В случае выявления одного или нескольких условий из представленных выше, заинтересованное лицо вправе составить и подать жалобу конкретно на мать или же на отца либо на родителей в целом.

Жалоба в ООП на нарушение прав может быть подана от следующих категорий лиц:

  1. От уполномоченных работников прокуратуры, которые получили информацию о факте жестокого обращения с детьми.
  2. От соседей, воочию наблюдающих нарушение прав детей.
  3. От представителей медицинских, а также учебных заведений, которые посещает (или, напротив, должен посещать, но не делает этого) ребенок.
  4. От родственников ребенка (бабушек, дедушек, сестер, братьев и т. д.), а также от второго родителя.

При этом в качестве заявителя может выступать как один гражданин, так и группа лиц – в этом случае подготавливается коллективная жалоба.

Но как правильно составить жалобу?

Органы опеки имеют право инспектировать семью в следующих случаях:

  • при поступлении жалобы от юридического или физического лица на несоблюдение интересов ребенка;
  • если судом открыта тяжба в отношении родителей или опекунов по вопросу воспитания детей, представители ООП обязаны инспектировать семью для составления акта об условиях жизни ребенка.

Служащие должны оповестить о своем визите и согласовать его с жильцами квартиры за исключением случаев, когда имеется постановление суда произвести осмотр квартиры.

Статья 156 УК РФ напрямую связывает обязанности и ненадлежащее выполнение того, что прописано в Семейном кодексе. Уголовная ответственность предусмотрена в случае жестокости взрослого вне зависимости от того, какую должность или социальное положение он занимает. Под суд за бессердечность идут родители, педагоги, попечители, то есть все, кто имеет дело с несовершеннолетними.

Виновным в ненадлежащем воспитании могут признать, если:

  • к ребенку применяются меры психического, физического давления;
  • грубо нарушаются права и попираются его интересы;
  • установлен факт глумления, унижения, требования заведомо невыполнимых действий, открытая демонстрация презрения, неприязни или недружелюбия;
  • были случаи насилия на глазах у ребенка (отец или сожитель бьет мать);
  • ограничивается свобода передвижения.

По заявлению от соседей представитель ООП должен выехать с проверкой.

Факт! Вплоть до начала 19 века в России существовало правило – пороть детей по субботам на конюшне розгами за провинности, совершенные в течение недели, либо в качестве профилактики, чтобы ребенок не забывал, как нужно вести себя в обществе.

Современные законники, тем более продвигающие идею Ювенальной юстиции, считают неприемлемым даже слово порицания, сказанное на повышенных тонах.

По факту оба воздействия с целью воспитания могут приносить как положительные, так и отрицательные плоды. Излишняя жестокость – порождает ответный удар, слишком мягкое наказание формирует у подростка стойкое убеждение в безнаказанности за любой проступок.

Если обстоятельства, указанные заявителем, найдут свое подтверждение, ответственности он не понесет – разумеется, если он сам не совершал противоправных деяний в отношении детей. В случае же, если выяснится, что заявитель предоставил заведомо ложную информацию, то он понесет ответственность за обращение. Степень ответственности будет зависеть от конкретных обстоятельств.

Прочтите: В каких случаях органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Правила оформления жалобы:

  1. Гражданин должен подробно описать возникшую ситуацию, при наличии информации необходимо уточнить периодичность проблем.
  2. Заявитель должен точно указать данные ребенка или точный адрес.
  3. Просьба не может содержать требования о привлечении к ответственности или другие варианты наказания. Опека может только провести обследование и изъять ребенка. Другие вопрос урегулируют КДН или суд.

Важно! Если отец ребенка хочет сообщить, что бывшая жена тратит алименты ненадлежащим образом, то это не нужно включать в жалобу в отдел опеки. Данный вопрос родители должны урегулировать самостоятельно или через суд. Специалисты могут только проверить наличие у ребенка предметов первой необходимости.

В течение трех дней после подачи заявления уполномоченные лица должны проверить все приведенные в документе сведения о неподобающем уходе за ребенком.

Для выявления нарушений предпринимаются следующие меры: изучение приложенных материалов, визит в семью, беседа с лицами, которые могут располагать сведениями о данной семье.

Далее ООП выносит решение о мерах воздействия на родителей или опекунов. В случае необходимости привлекают родителей к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности: ООП оповещает об этом прокуратуру, после чего дело может быть передано в суд.

Дети из неблагополучных семей лишены полноценной социальной адаптации, родительской любви, защиты от негатива. Среди основных причин возникновения такой ситуации и нелегкого положения для всех членов проблемной семьи принято выделять:

Но в письменных обращениях граждан обязательными пунктами выступают ФИО, адрес. Государственные органы не смогут принять к анализу заявления без данных. Поэтому анонимно можно обратиться либо в какой-то специализированный фонд или общество.

Порядок лишения родительских прав описан в ст. 70 «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ. Согласно данному нормативному акту, данная мера пресечения рассматривается с участием прокурора и ООП, а выносить решение может суд.

Статья 77 Семейного кодекса РФ предусматривает один вариант изъятия ребенка из семьи без решения суда. Основанием является «непосредственная угроза жизни или здоровью». Данная формулировка не имеет конкретных разъяснений, поэтому на практике лишение родительских прав возможно по усмотрению уполномоченных лиц.

Но даже в этом случае ООП обязаны соблюсти три условия: акт об отобрании должен быть подписан главой муниципалитета, прокуратура оповещается в течение трех дней, в недельный срок подается заявление в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Подать жалобу на нарушение прав ребенка можно следующими способами:

  • лично посетить отдел опеки и попечительства и написать там заявление;
  • переслать жалобу по почте;
  • позвонить в ООП;
  • написать жалобу на сайте ООП в разделе личных обращений;
  • пожаловаться в образовательное учреждение, где учится несовершеннолетний;
  • сообщить о нарушении, к примеру, о том, что ребенок сильно избит родителями, в медицинское учреждение.

Причиной обращения с жалобой в ООП может стать:

  • жестокое обращение родителей или их замещающих граждан с несовершеннолетним;
  • наличие травмы у ребенка;
  • длительный и частый плач несовершеннолетнего;
  • нахождение малыша на улице, либо в общественных местах без сопровождения взрослых;
  • ставшие известными заявителю сведения о том, что родители или лица, их замещающие, нарушают детские имущественные права;
  • отсутствие у детей предметов первой необходимости, к примеру, ребенок постоянно одет не по погоде;
  • истощенный либо болезненный вид малыша.

Как и любой другой официальный документ, жалоба в ООП должна быть составлена в соответствии с некоторыми правилами:

  1. Заявитель должен как можно подробнее описать проблему, периодичность ее повторения.
  2. Должны быть указаны сведения о ребенке, права которого нарушаются и точный адрес, по которому проживает малыш.
  3. В заявлении не должны содержаться требования о привлечении к ответственности нарушителя, либо любые другие варианты санкций против лиц, нарушающих права ребенка. Это прерогатива суда. Сотрудники опеки и попечительства могут провести обследование семьи и в случае существования реальной угрозы здоровью или жизни малыша, изъять его из семьи.

Результатом жалобы должна стать проверка жилищных условий ребенка для выявления либо опровержения нарушения его прав. Если информация заявителя подтверждается, то сотрудники ООП принимают необходимые меры, вплоть до изъятия малыша из семьи.

Порядок действий заявителя следующий:

  1. Сбор документов (при необходимости).
  2. Составление заявления или жалобы.

Если заявитель решил посетить ООП лично, чтобы подать жалобу на нарушение детских прав, сотрудники ООП могут попросить его написать письменное заявление на неправомерные действия матери или отца малыша. в таком случае заявитель должен указать в документе следующие сведения:

  • наименование органа, в который подается жалоба;
  • сведения о заявителе;
  • название документа;
  • причина обращения;
  • просьба проверить заявление и принять меры к недопущению нарушения прав несовершеннолетнего в дальнейшем;
  • дата и подпись.

Более того, нередки случаи, когда родители, не соблюдающие права своих детей, становятся опасными и для окружающих. Именно поэтому граждане, ставшие свидетелями жестокого обращения с детьми, не желая неприятных последствий для себя и своей семьи, не заявляют открыто о нарушениях прав несовершеннолетнего.

Но они охотно делают это при условии анонимности.

Анонимное сообщение о нарушении прав ребенка, конечно, спорный способ помочь малышу, так как органы опеки и попечительства не обязаны рассматривать такие сообщения. Может случиться так, что все усилия анонимного заявителя будут напрасными и несовершеннолетний по-прежнему останется в ситуации, опасной для его здоровья и жизни.

Однако, если другого пути сообщать о нарушении детских прав нет, то необходимо заявить о том, что ребенок в опасности хотя бы анонимно. Если вы позвоните в ООП и заявите, что жизни ребенка угрожает реальная опасность, но вы не можете представиться, то вряд ли сотрудники опеки оставят такое сообщение без внимания.

По крайней мере, они посетят семью малыша, чтобы убедиться, что с ним все в порядке.

Как правильно жаловаться в органы опеки и попечительства

Телефонный звонок с сообщением о нарушении прав ребенка позволяет максимально оперативно отреагировать на сигнал. Чаще всего люди сообщают по телефону, если нарушение прав несовершеннолетнего происходит, что называется «в данный момент», особенно если родители или опекуны малыша создали непосредственную угрозу его жизни.

В таких ситуациях письменное обращение в ООП приводит к затягиванию проверки, чт о, в свою очередь, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего.

В результате ответственное лицо, которое приняло анонимный звонок, оценивает ситуацию и производит необходимые действия. Это может быть:

  • срочный выезд на место событий;
  • оповещение сотрудников ООП о том, что в данный момент происходит нарушение прав несовершеннолетнего (в случае, если звонок был совершен на горячую линию);
  • посещение семьи комиссией, направленной органами опеки и попечительства (если не т непосредственной угрозы жизни несовершеннолетнего, но сигнал необходимо проверить).

Жалоба заполняется в произвольной форме. Её текст должен содержать:

  • Шапку — куда подаётся заявление и от кого;
  • Основная часть — информация о заявителе, произвольное изложение оснований жалобы;
  • Заключение — дата и подпись.

Отправить письмо с жалобой может любой гражданин. Органы опеки редко рассматривают всерьёз заявление от постороннего человека.

Обращение имеет смысл, когда направлено от:

  • Отца или матери;
  • Работника детского сада, школы или иного образовательного учреждения;
  • Медицинского сотрудника — участковый врач, школьная медсестра и т.д.;
  • Родственника;
  • Соседа.

В заявление следует внести следующие данные:

  • Адрес и шифр учреждения, в которое направляется жалоба;
  • ФИО просителя, паспортные данные, адрес пребывания, контактные данные;
  • Описание всех известных ситуаций, в которых родители вели себя противоправно по отношению к ребенку. Этот пункт самый важный: от него зависит, будут ли приняты меры. Поэтому описание должно быть полным, честным и убедительным;
  • Ссылка на источник: письменные, аудио- или видео-доказательства, показания очевидцев, личные наблюдения;
  • Просьба провести проверку, обеспечить соблюдение прав ребёнка;
  • Дата написания и подпись, закрепляющая достоверность сведений.

Вероятность инициации проверки повысится, если автор текста будет ссылаться на конкретные законы, которые были нарушены родителями или опекунами ребёнка.

Ребёнок должен находиться в условиях, в которых возможно его всестороннее развитие. У третьих лиц есть возможность повлиять на его судьбу с помощью жалобы в органы опеки, если таковые условия не обеспечиваются.


Похожие записи:

Добавить комментарий