В чем сущность политики просвещенного абсолютизма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем сущность политики просвещенного абсолютизма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Сущность политики «просвещенного абсолютизма».

  1. Реформирование с заботой и пользой для государства и населения;
  2. Активная деятельность и участие в управлении государством монарха;
  3. Покровительство и развитие промышленности и торговли;
  4. Централизация власти, сохранение монархии;
  5. Ослабление влияния церкви;
  6. Ограничение деятельности цехов.
  1. Проведение рациональных прогрессивных преобразований, сохранив при этом основы абсолютизма;
  2. Устранение феодальных пережитков мирным путём;
  3. Ослабление влияние церкви;
  4. Поощрение и развитие торговли, образование.

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

  1. В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

  2. Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ

Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.

Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.

Основные признаки:

  • совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
  • уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
  • появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
  • возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
  • защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.

С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.

Можно выделить ряд основных изменений:

  • Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
  • Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
  • Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
  • Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
  • Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
  • Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.

Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:

Сущность и проявление политики просвещенного абсолютизма

Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.

Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.

Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Современная историография отказалась от подобного подхода, считая, что восприятие Просвещения только как идеологии, готовившей Французскую революцию, существенно обедняет наши представления о данном феномене. Во-первых, при таком видении проблемы внимание концентрируется, прежде всего, на французском Просвещении, а деятельности просветителей в других странах придается второстепенное значение и их роль в истории своих народов недооценивается. Во-вторых, в таком случае значимыми оказываются лишь те аспекты Просвещения, которые позднее нашли отражение в политической культуре Французской революции, что существенно обедняет представления о просветительском наследии. И, наконец, сводя всё Просвещение только к философии, историки оставляют вне поля зрения те новые формы социального поведения, что появились в XVIII в., и происходившие тогда же перемены в культуре повседневности.

Просвещенный абсолютизм — особенности, сущность и итоги политики

Франция

1740—1748 гг. — Войны за Австрийское наследство.

Май 1749 г. — правительство отменило десятину — налог на доходы. Введение двадцатины (5 % с доходов).

Август 1749 г. — введен закон, ограничивший право духовенства приобретать недвижимость.

Декабрь 1751 г. — церковь добилась освобождения от двадцатины.

1754 г. — отставка Машо д’Арнувиля с должности генерального контролера финансов (отмена двадцатины).

Декабрь 1770 г. — подписание «дисциплинарного эдикта».

23 февраля 1771 г. — вышел эдикт о сокращении и реорганизации округа Парижского парламента / создание высших советов.

Вторая половина 1771 г. — преобразование провинциальных парламентов.

10 мая 1774 г. — смерть Людовика XV.

1774 г. — отставка Мопу, отмена его реформ.

Сентябрь 1774 г. — свободная торговля хлебом на всей территории Франции.

Зима—весна 1775 г. — резкий скачок цен на хлеб.

1775 г. — народные волнения («Мучная война»).

5 марта 1776 г. — эдикты о ликвидации цехов в промышленности и о замене дорожной барщины всесословным денежным налогом на земельных собственников.

12 мая 1776 г. — отставка Тюрго, отмена его реформ.

1775—1783 г. — Война за независимость североамериканских колоний Англии.

22 февраля 1787 г. — Собрание нотаблей в Версале и попытка проведения реформ Калонна.

8 апреля 1787 г. — отставка Калонна.

30 апреля 1787 г. — правительство возглавил Этьен Шарль Ломени де Бриенн.

17 июня 1787 г. — эдикт о провинциальных собраниях.

Ноябрь 1787 г. — правительство инициировало и провело закон о возвращении гражданских прав протестантам.

8 мая 1788 г. — приостановлена деятельность парламентов на неопределенное время, состав сокращен, часть полномочий передана новым окружным судам.

8 августа 1788 г. — отмена судебной реформы.

1 мая 1789 г. — назначено открытие Генеральных штатов.

25 августа 1789 г. — отставка Ломени де Бриенна.

Источники

  1. Хрестоматия. История России 6–11 классы. Часть 2. М., 2015.
  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. М., 2000.
  3. Хрестоматия по новой истории. 1640—1870: пособие для учителя / под ред. В. Г. Сироткина. М., 1990.

Дополнительная литература

  1. Берго И. Б. Идейно-политический конфликт парламентов и абсолютизма в памфлетной войне вокруг судебной реформы Мопу (1970—1974) // Французский ежегодник 1984. М., 1986.
  2. Берго И. Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1988. No 6.
  3. Берго И. Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 годах // Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке. М., 2013.
  4. Воцелка К. История Австрии. М., 2007.История Нового времени: 1600—1799 годы. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М., 2012.
  5. Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.
  6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.
  7. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.
  8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.
  9. Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003.
  10. Намазова А. С. Бельгия: исторический опыт. Традиции и современность. М., 2001.
  11. Намазова А. С. Брабантская революция 1787—1790 гг. в Австрийских Нидерландах // Новая и новейшая история. 2001. № 6.
  12. Намазова А. С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII—XX вв. М., 2008. Новое время: книга для чтения по истории. М., 2007.
  13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.
  14. Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.
  15. Пименова Л. А. Людовик XVI — французский король века Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999.
  16. Пименова Л. А. Власть монарха абсолютна, но не произвольна: Людовик XVI и парламенты в 1774 г. // Французский ежегодник 2005. М., 2005.
  17. Пименова Л. А. Реформы и реформаторы во Франции в век Просвещения // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI—XVIII вв.). СПб., 2013.
  18. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.
  19. Хаванова О. В. Нация, отечество, патриотизм в венгерской политической культуре: движение 1790 года. М., 2000.
  20. Хаванова О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1999.
  21. Чудинов А. В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб., 2017.
  22. Чудинов А. В. Утопии века Просвещения. М., 2017.
  23. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.
  24. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

1. Берго И. Б. Идейно-политический конфликт парламентов и абсолютизма в памфлетной войне вокруг судебной реформы Мопу (1970—1974) // Французский ежегодник 1984. М., 1986.

2. Берго И. Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции // Новая и новейшая история. 1988. No 6.

3. Берго И. Б. Парламентская оппозиция абсолютизму и попытки реформ в 1749—1776 годах // Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология. М., 1988.Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке. М., 2013.

4. Воцелка К. История Австрии. М., 2007.История Нового времени: 1600—1799 годы. Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / под ред. А. В. Чудинова, П. Ю. Уварова, Д. Ю. Бовыкина. М., 2012.

5. Каменский А. Б. «Под сению Екатерины…»: Вторая половина XVIII века. СПб., 1992.

6. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

7. Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001.

8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

9. Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002.Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003.

10. Намазова А. С. Бельгия: исторический опыт. Традиции и современность. М., 2001.

11. Намазова А. С. Брабантская революция 1787—1790 гг. в Австрийских Нидерландах // Новая и новейшая история. 2001. № 6.

12. Намазова А. С. Бельгия: эволюция государственности в XVIII—XX вв. М., 2008. Новое время: книга для чтения по истории. М., 2007.

13. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М., 2000.

14. Пименова Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции. М., 1986.

15. Пименова Л. А. Людовик XVI — французский король века Просвещения // Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

16. Пименова Л. А. Власть монарха абсолютна, но не произвольна: Людовик XVI и парламенты в 1774 г. // Французский ежегодник 2005. М., 2005.

17. Пименова Л. А. Реформы и реформаторы во Франции в век Просвещения // Феномен реформ на Западе и Востоке Европы в начале Нового времени (XVI—XVIII вв.). СПб., 2013.

18. Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979.

19. Хаванова О. В. Нация, отечество, патриотизм в венгерской политической культуре: движение 1790 года. М., 2000.

20. Хаванова О. В. Просвещенные монархи Екатерина II и Иосиф II: опыт сопоставления // Век Екатерины II: Россия и Балканы. М., 1999.

21. Чудинов А. В. Старый порядок во Франции и его крушение. СПб., 2017.

22. Чудинов А. В. Утопии века Просвещения. М., 2017.

23. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. М., 2007.

24. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Политика просвещенного абсолютизма

Причины идей и политики просвещенного абсолютизма кроются в их очевидной необходимости. Общество долгое время находилось в состоянии застоя, и его состояние требовало нововведений и реформ по изменениям. Также среди причин просвещенного абсолютизма мы можем выделить следующие:

  1. Стремление верховной власти и самих монархов продолжать активные модернизационные и глобализационные процессы в своих государствах. Это было бы невозможно без развития промышленной сферы, а также производства и торговли, что также нуждалось во введение совершенно новых идей и реформ;
  2. Руководство постепенно осознало необходимость в приведении в норму и порядок уже существующей системы управления. Она должна соответствовать «духу времени», социальным и экономическим процессам, которые происходят в наиболее развитых странах. Это поможет развивающимся странам и странам с низким уровнем взять пример и осознать необходимость практических изменений на своей территории и в некоторых отдельных сферах жизни людей;
  3. Острые проявления социальных противоречий, необходимость в принятии определенных мер, которые бы смягчили недовольства низов. Единственный путь – услышать народ, принять к сведению его требования и реализовать их на практике.

Просвещенный абсолютизм обладает рядом признаков, которые отличают его от иных реформаторских идей и тенденций того времени.

Во-первых, согласно идеям просвещенного абсолютизма, во главе государства стоит так называемый «просвещенный» монарх, который обладает высоким уровнем грамотности и интеллекта. Основа его законодательной деятельности – справедливость, которая способствует развитию общественной системы. Именно такой монарх может предусмотреть все условия для создания «общего блага», которое будет распространяться и на высшие чины, и на самые нуждающиеся, низшие слои населения.

Второй признак просвещенного абсолютизма – это активная модернизация страны. Она касается абсолютно всех сфер жизнедеятельности, поскольку для этого складываются объективные условия. Без модернизации невозможно представить развитие торговли, экономики в целом, поскольку именно модернизационные процессы позволяют расширять границы коммуникаций и конкурентную борьбу.

В-третьих, признаком просвещенного абсолютизма являются политические реформы, их формирование и реализация. К реформаторской деятельности в этой сфере относится усовершенствование системы управления, которая соответствовала бы «духу времени», но в то же время подчеркивала бы особенности и уникальность самого государства, его идеологию и мировоззрение, а также направления в развитии.

По сути, просвещенный абсолютизм считается успешным, если при его действии снижается социальная напряженность в стране, предотвращаются многочисленные и характерные тому времени народные бунты и возмущения со стороны низших слоев населения. Большое внимание следует уделить развитию культуры и грамотности населения, увеличить уровень его грамотности. Причем, это касается всех категорий населения: и высших чинов, и самых низших, подчиняющихся слоев населения. Главное в политической деятельности, а также в деяниях самого властителя (монарха) – убеждение человека, а не применение насилия, казней, нанесения увечий за неповиновение.

  • Дуальность устройства мира. Практически все просветители были адептами деизма — философского течения, основным положением которого было то, что Бог создал мир, а затем самоустранился, послав все на «самотек». В результате в мире осталось две ключевые силы: сознание и материя. Вследствие влияния сознания [человека] на материю и рождается то устройство общество, которое сейчас [на момент XVIII века] и есть.
  • Общество глубоко погрязло в пороках, потому что оно невежественно. Государствами управляют люди, подверженные алчности, мздоимству, казнокрадству, лиходейству и прочим порокам. Именно поэтому в обществе множество недостатков: нищета, неравенство, насилие и пр.
  • Чтобы преодолеть такое общественное устройство достаточно, чтобы государство возглавил философ, мудрец. Этакий мудрец на троне, который, имея неограниченную власть, сможет устроить общества на началах разумности, рациональности и справедливости.
  • Все люди равны. Идея равенства почерпнута просветителями из Теории общественного договора. Однако, если Локк и Гоббс считали людей от природы злыми, то Жан-Жак Руссо, наоборот, настаивал на доброй сущности человека.
  • Рационализм. Общество должно быть устроено рационально, по закону. А в закона просвещенный монарх пропишет разумные основы существования государства и общества.
  • Отрицание греховности. Вопреки религиозной картине мира, просветители признавали, а не отрицали чувственную природу человека. Именно поэтому они признавали за человеком стремление к счастью и удовольствиям и к избеганию страданий.

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые самодержцами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности самодержца. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не монархами, а просвещённым дворянством и министрами.

Рис. 2. Портрет Фридриха Великого II. Художник Пене 1756 год.

  • Экономические реформы имели общую черту, присущую преобразованиям проводимых в Европейских государствах: каждый монарх стремился к пополнению своей казны за счёт увеличения пошлин на ввозимые товары. Такая политика получила название меркантилизма. Делались определённые шаги для развития промышленности.
  • Сословные реформы сказались на правах дворянства и духовенства. Их привилегии существенно ограничивались. В Швеции, например, дворяне обязаны были платить налоги за свою землю.
  • Судебные реформы имели огромное значение. Наконец то отменялись пытки, инквизиционные суды упразднялись. Ограничения коснулись и смертной казни и произвола судей. Особенно преуспела в судебных реформах Пруссия.
  • Коснулись реформы и крестьянского вопроса. Впервые о крестьянской реформе заговорили идеологи физиократии во главе с Франсуа Канэ. Этот писатель и философ был лечащим врачом мадам Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Осуждая отсталость феодального строя, физиократы требовали отмены крепостного права. Благодаря реформам, крепостничество, пусть и формально, было отменено в Австрии.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма условны, обычно приводится период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол прусского короля Фридриха II до французской революции.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

Просвещённый абсолютизм охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

В России политику просвещённого абсолютизма проводила Екатерина II (1762—1796).

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Жозе I
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1808) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую политику династии Гогенцоллернов, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь государственный строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований просвещённого абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить церковно-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые абсолютные монархи обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы захватывали область администрации, финансов, суда, интеллектуальной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации просвещенный абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства, был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность просвещенного абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых абсолютных правителей меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, просвещенный абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство, обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную услугу оказал просвещенный абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководствовался просвещённый абсолютизм. В уголовном процессе были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшен порядок отправления правосудия. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил чёткий порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от исполнительной власти и обеспечить независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал над составлением свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Но в целом эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно там, где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. У папских булл было отнято юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные суды, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя массу прихожан церкви.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности просвещенный абсолютизм тоже оказал значительное влияние. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что их решения могли быть пересмотрены в порядке апелляции в королевском суде. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

Общая черта, отличающая представителей просвещенного абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность. Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не окончила начатую просвещённым абсолютизмом ликвидацию старого феодального порядка.

  • Суперпрезидентская республика
  • Авторитаризм

Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:

В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье,
Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.

Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон».
Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым — «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию.
Причем привилегии — это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое, отведенное ему место.

Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх
— отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».
Следить же за тем, чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать жизнь населения — одна из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна функция государства — забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.

Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении — дело разумного, понимающего границы своей власти монарха.
Такова была государственная идея нового, правового, или «просвещенного», абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия — часть Европы и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.

Просвещенный абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового феодального строя в пользу рыночных отношений.

Основные мысли данной концепции были сформулированы французскими просветителями:

  • Д. Дидро;
  • М. Вольтером;
  • Ш. Монтескье;
  • Ж. Руссо.

Концепция получила широкое распространение в европейских державах XVIII века. Достижению свободы, равенства и братства, по мнению философов, должны были способствовать монархи, которые своей властью просвещали бы общество и восстанавливали в нём справедливость.

Екатерина II поддерживала мысли Ш. Монтескье, описанные в его работе «О духе законов». Идеей просветителей было создание конституционной монархии с разделением власти на:

  • судебную;
  • исполнительную;
  • и законодательную ветви.

Императрица же стремилась создать и обновить самодержавную монархию, которая основывалась бы на законах. Её правление характеризуется:

  • укреплением бюрократического аппарата;
  • реорганизацией и централизацией системы управления;
  • усилением самодержавия.

Деятели-просветители ратовали за уничтожение феодального строя, свободу и равенство людей. Однако, поддерживая на словах идеи о свободах, в реальности Екатерина II осыпала привилегиями только дворянское сословие. В силу чего росло неравенство и ухудшалось положение крестьян.

Сущность просвещенного абсолютизма основывалась на нескольких ключевых моментах и признаках:

  1. Улучшение уровня жизни граждан путем развития медицины, искусства, науки, использования новых технологий.
  2. Повышение уровня грамотности (всеобщее образование).
  3. Реализация управленческих функций представителями, которых избирало общество.
  4. Экономический либерализм выражался в уменьшении налоговых сумм, в отмене монополии на производство, торговлю и добычу полезных ископаемых.
  5. Все граждане равны перед законом, независимо от профессии, сословия, связей.

Претворяя свои просветительские концепции в жизнь, Екатерина II провела ряд значимых реформ.

В 1763 году преобразования коснулись и Сената. Возглавлял его генерал-прокурор. Структурно Сенат подразделялся на 6 департаментов, во главе которых стояли обер-прокуроры. Законодательные полномочия перешли к императрице и Сенат остался высшим органом судебной власти.

Департаменты были наделены полномочиями в конкретных сферах:

  • государственные и политические дела Санкт-Петербурга;
  • судебные дела в Санкт-Петербурге;
  • образование, искусство, медицина, транспорт и наука;
  • военно-сухопутные и военно-морские направления;
  • государственные и политические дела в Москве;
  • судебный департамент Москвы.

Сущность политики «Просвещенного абсолютизма».

Укрепляя самодержавие, Екатерина II ликвидировала вольности и привилегии территорий национальностей, которые были в составе Российской империи. Органы управления прибалтийских российских земель (Новгородские земли, Смоленск, Лифляндия) были реорганизованы по принципу российских.

В 1764 году ликвидации подверглось гетманство в Украине, должность генерал-губернатора в тех землях получил П. А. Румянцев. От вольностей и казачьих привилегий не осталось и следа. Указом от 1783 года Екатерина II запретила переход украинских крепостных от одного помещика к другому, чем укрепила крепостничество.

В 1791 году для еврейской национальности были установлены определенные места проживания и территории, за границами которых евреи не имели права селиться.

Просвещенный абсолютизм придерживался позиции равенства людей, независимо от должности и сословия. Однако, система Екатерины II поставила дворян выше остальных. На дворянские земли был наложен запрет конфискации, имения могли передаваться по наследству, дворяне не подвергались телесным наказаниям.

Система местного самоуправления способствовала зарождению взяточничества и бюрократии. Данная реформа была направлена на недопущение повторения крестьянской войны.

Ряд реформ был направлен на реанимирование экономики Российской империи (запрет на монополию, снижение налогов, разрешение предпринимательства). Однако, феодальный строй очень сильно укоренился в России. Помещикам было выгоднее использовать крестьянский труд, чем оснащать свои хозяйства техникой, которая хоть и ускоряла процесс, но была более затратной.

Контраст идей просветительства и политики Екатерины II выразился в гонениях на Радищева и Новикова, которые выступали с критикой позиций императрицы. Еще один минус: образовательные и культурные реформы были недоступны для крестьянства, которое составляло основную часть населения России.

Период просвещенного абсолютизма Екатерины II не стал кардинальной реформаторской деятельностью. Однако, он имел большое значение для будущего и заложил фундамент для дальнейших изменений в государстве.

feniks.help — Скорая помощь студентам

Необходимо отметить, что проведение политики просвещенного абсолютизма наблюдалось в разных странах: в Пруссии, Дании, Испании, Португалии, Швеции и так далее. Это было очень популярный феномен, который довольно много и охотно обсуждали, на самых разных уровнях. Причем далеко не везде провести соответствующие реформы стремились короли, в некоторых странах этим занимались министры. И внимательное изучение истории показывает, что естественнее всего такие преобразования в итоге получились в Великобритании, возможно, потому что там к ним относились как к необходимой части жизни, а не просто как к увлечению модной теорией. Кроме того, там, где политика просвещенного абсолютизма воплотилась успешнее всего, удалось сохранить монархию и обойтись впоследствии без серьезных потрясений.

Если говорить вкратце, то абсолютизм просвещенный это идея, делающая главной центральную власть, обладающую не только правами, но и обязанностями, активно заботящуюся о собственном народе, его развитии, благополучии, об эмансипации личности. Впервые в истории определение дает Томас Гоббс, и его же в дальнейшем развивает Вольтер. Несмотря на многочисленную критику, значение этой теории для политической жизни трудно переоценить. Фактически, речь шла о добровольном ограничении абсолютистской власти, которое исходило от самого монарха и (или) от правящего класса.

Одновременно с этим в центре внимания оказывались науки, искусства, права личности. Разумеется, особенности просвещенного абсолютизма были в каждой стране. Особенно яркой оказалась разница между католическим и протестантскими странами.

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.

Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.

«>

Пётр

Как видим, даже цари не могут встать на пути у капитала, что ни говори, но даже главы государств являются винтиками в системе, а несовпадение интересов монарха с интересами крупных капиталистов, может закончиться для первого весьма печальными последствиями.

«>

Дмитрий

Пертр: вспомните Кеннеди (хоть и не монарх, но президент). Поплатился за отклонение от линии партии (капитала).

«>

Кира

Неограниченная власть всегда будет негативно влиять на тех людей, которые вынуждены ей подчиняться. Человек, даже самый просвещенный, не может быть абсолютно объективен.

Кроме того, научно доказано, что любая власть, особенно абсолютизм, негативно влияют на психику правящего. Это приводит к деформации личности. В развитых странах даже учителям нужно через время менять профессию, так как это тоже форма власти.

Социально‑экономическая политика государства отличалась крайней противоречивостью.

3.1. Крепостническая система еще более укрепилась, что проявлялось в:

широкой практике раздачи государственных крестьян и земель в руки крепостников;

ликвидации остатков прав крепостных крестьян: помещикам было разрешено без суда отдавать их на каторжные работы (1765), сажать в тюрьму (1775), крепостным крестьянам запретили жаловаться государыне на помещиков, принимать присягу в суде, брать откупа и подряды;

увеличении зоны крепостничества, которое в 1783 г. окончательно оформилось на Левобережной Украине;

расширении привилегий дворян, которые получили право не служить, если этого не желали (Манифест о вольности дворянства 1762 г.), а также монопольное право на владение землей, недрами и крепостными крестьянами (по Жалованной грамоте дворянству 1785 г.).

3.2. Причины укрепления крепостничества.

– В суровых природно‑климатических условиях России, при ее общей отсталости и активной внешней и внутренней политике эта крепостническая система обеспечивала получение минимального, но гарантированного продукта для обеспечения нужд государства и дворян.

– Любое ущемление прав дворянства, превратившегося в мощную силу и не видевшего вне крепостнической эксплуатации крестьян иных источников доходов, могло привести к новому перевороту.

– Абсолютистское государство, усиливая крепостничество в стране, укрепляло и свое могущество.

3.3. Меры либерального характера.

Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало «раскрепощение» дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в сословие, располагавшее определенными правами и свободами.

• Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями «городских обывателей», разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина II преследовала цель укрепить позиции «третьего сословия» в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивавшую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.

• Наиболее значимыми в этом направлении стали меры «экономического либерализма». (см. тему 25). Помимо достижения чисто экономических целей, они были направлены на снижение остроты социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.

– Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

– Оживилась общественная жизнь.

– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

– Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.

– Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

– Политика «экономического либерализма» способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

– Некоторые негативные последствия политики «просвещенного абсолютизма», неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформаторской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

Зарождение русско-китайских отношений Скачать 92141 0 0

… угнетенным сословием, но одновременно оно не было однородным и могло менять свое положение. Феодалы вели свою политику в отношении к крестьянам и их земли. В этом имеется сходство с русским государством. Китай был страной закрытой от иностранцев, так как правительство китайское предпочитало именно такую политику. Глава II. Первые взаимоотношения русских с китайцами на рубеже XVI – XVII вв. …

Шпоры по истории древнего мира Скачать 184905 13 0

… . Новое царство. Реформа Эхнатона Египет был освобожден, и гиксосский этнический конгломерат перестал существовать. Начался период Нового царства — самый блестящий период в истории Древнего Египта. Была создана крупнейшая по территории египетская держава. Активизируется внешняя завоевательская политика по старым направлениям, для этого проводится коренная реорганизация армии, в …

Шпоры по Истории Казахстана 182117 0 0

… М. Хайдара «Тарих-и-Рашиди», в XIX в обстоятельный труд написал Левшин «История киргиз-кайсачьих орд и степей». 19.Исторические предпосылки и этапы формирования казахской народности. Этноним «казах». Историю Казахстана можно разделить на 2 этапа: индоевропейсий и тюркский. Изучение проблемы образования казахской народности было начато русскими учёными с XV111 в. (Татищев, Рычков и др.). В XIX …

Шпора по истории и культурологии Скачать 119980 0 0

… главное внимание появлению новой формы общества (капиталистического, индустриального, модернизированного), другой — формированию человека нового типа. К первому тяготеют многие историки, ко второму — культурологи и философы, большинство современных исследований и описаний Нового времени стремится дать его многомерное изображение, используя различные научные традиции. Немало трудностей возникает …

Для просвещенного абсолютизма характерна неограниченная власть монарха, которая опирается на мощный аппарат чиновников, суд и регулярную армию. Даже церковь полностью зависима от самодержца, без его согласия и благоволения не проходит не одно мероприятие. Духовенство проповедует среди подданных мысль о том, что власть государю дана от Бога.

Верховный правитель, наделенный абсолютной властью, имеет обязанности перед своим народом и стремится сделать его жизнь качественно лучше. Образованный мудрый монарх на троне – залог процветания страны. Его политика основана на справедливом правлении, а не на применении грубой силы для установления нужного порядка. Родоначальником данной теории считают английского философа-материалиста Томаса Гоббса.

Просвещенный абсолютизм был направлен на устранение пережитков феодального строя эпохи Средневековья в пользу развития рыночных отношений. Главными признаками данной политики были:

  • появление прослойки капиталистов-мануфактурщиков;
  • появление зажиточных крестьян в деревне;
  • усовершенствованная система управления без устаревших ее элементов;
  • увеличение роли чиновничьего аппарата;
  • второстепенное значение феодальной знати;
  • модернизация армии;
  • заинтересованность купечества и промышленников в сильной централизованной власти.


Похожие записи:

Добавить комментарий