Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внешнее управление как процедура банкротства: характеристика, цель и последствия ее введения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С даты введения внешнего управления:

  • прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  • требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

Внешний управляющий имеет право:

  1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
  2. заключать от имени должника мировое соглашение;
  3. заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона;
  4. подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
  5. осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

Последствия введения внешнего управления

Введение внешнего управления влечет определенные юридически значимые последствия.

С момента введения внешнего управления происходит отстранение руководителя организации — должника от занимаемой должности и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Данная норма, с одной стороны, корреспондирует со ст.38 Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), которая предусматривает возможность отстранения работника от работы (занимаемой должности) с приостановкой выплаты ему заработной платы в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. С другой стороны, последствия отстранения руководителя организации — должника от занимаемой должности, определенные Законом N 6-ФЗ, не соответствуют требованиям КЗоТ РФ.

Понятие плана внешнего управления (ПВУ)

Внешнее управление — обязательная составляющая дела о банкротстве. Если владелец компании довел вас до состояния, которое вынуждает вас объявить о неплатежеспособности, это означает, что вы не можете предпринять шаги, чтобы гарантировать свои долги. В интересах кредиторов необходимо ввести независимое управление, чтобы удовлетворить как можно больше финансовых обязательств.

Как только на предприятии вводится внешнее управление, менеджер, как и его органы управления, теряет те же полномочия. Арбитражный суд по делам о банкротстве назначает внешнего управляющего. Босс-банкрот должен в течение трех дней передать ему всю документацию компании, свободные средства, включая нематериальные активы, а также печати компании.

Основное отличие деятельности внешнего менеджера — это планирование. Закон обязывает представителя внешнего руководства действовать не по своему усмотрению, как это делало руководство, а в соответствии с заранее установленным и утвержденным планом, утвержденным и прошедшим процедуру утверждения заинтересованными сторонами — собранием кредиторов. Этот документ чрезвычайно важен и называется планом внешнего управления (OSP).

Помимо основных стадий, существует еще скрытая стадия отказа. Его главная особенность — начало незаметного снижения номинальной «цены» фирмы.

Это может произойти даже тогда, когда специальный учет еще не установлен. Причина наступления скрытой стадии банкротства юридического или физического лица — это явный вид внутренних и внешних тенденций, неблагоприятных для фирмы.

К внутренним причинам можно отнести снижение качества управленческих решений. Наиболее успешным примером внешних тенденций является ухудшение условий для предпринимательства и ведения бизнеса для данного юридического или физического лица.

Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к наступлению латентной фазы дела могут привести многие типы факторов.

Наиболее распространены следующие:

  • увеличение объема неподконтрольной задолженности;
  • резкое снижение или полное отсутствие спроса на отдельные виды продукции;
  • качественное снижение кредитных показателей;
  • расширение объема затрат организации.

В любой момент должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключении мирового соглашения. В дальнейшем компания продолжает работать и расплачиваться с долгами в соответствии с условиями, утвержденными собранием кредиторов.

Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно погасить долги.

Но если мировое соглашение не приводится в исполнение, кредиторы или Федеральная налоговая служба могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с того момента, когда было заключено соглашение, например, сразу после процедуры несостоятельности.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов большинством от общего числа голосов. Он составляется в письменной форме и должен содержать положения о порядке / сроках погашения денежных обязательств должника.

Мировое соглашение может содержать:

  • Положения, касающиеся урегулирования обязательств посредством предоставления компенсаций, обмена кредитов на доли уставного капитала и акций, облигаций или других ценных бумаг, новации обязательств, прощения долгов и т.д.
  • Положение об изменении условий и способов исполнения обязательных платежей, внесенных в реестр кредиторов.
  • Положения об уменьшении размера процентной ставки, более коротком сроке для расчета процентной ставки или освобождении от процентов.

Условия мирового соглашения для проголосовавших против его заключения не могут быть хуже, чем для проголосовавших за. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Права внешнего управляющего при банкротстве достаточно обширны, что обусловлено важностью, возложенной на него задачи по восстановлению финансовой рентабельности. Так, он вправе заключить мировое соглашение от имени должника. Управляющий получает доступ ко всей важнейшей бухгалтерской и управленческой документации.

Он вполне может отказаться от исполнения сомнительных сделок по выводу активов юрлица-банкрота или приносящих убытки предприятию. Для этого ему необходимо обратиться в суд в целях аннулирования контрактов и принятию дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества.

Управляющий вправе сам заключать новые контракты, а собственники не могут влиять на его решения. Но во избежание злоупотреблений с его стороны (например, исключения личной заинтересованности) сделки, цена которых превышает 20% величины активов компании заключаются только с одобрения кредиторов.

Привлечение со стороны арбитражного руководителя предприятия в такой сложный момент, когда на кону стоит само существование фирмы, должен быть действительно очень грамотным, причем не столько в отношении технологии производственных процессов, а и в юриспруденции, экономике, менеджменте.

Процедура назначения внешнего управляющего начинается после внедрения внешнего управления предприятия и регламентируется ст. 45 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Арбитражный суд извещает СРО внешних управляющих и требует предоставить информацию о лице, желающем получить должность временного руководителя разорившейся фирмы. Но одного желания мало, каждый из кандидатов на это место должен обладать рядом качеств, регламентированных арбитражным судом:

Членство в СРО арбитражных управляющих;

Опыт работы на руководящих должностях;

Наличие стажировки в роли внешнего руководителя фирмы-банкрота;

Отсутствие судимостей и запрета на работу в должности руководителя.

В п. 5 ст. 45 указано, что арбитражный суд, рассмотрев кандидатуру, может ее утвердить на должность внешнего управляющего, или же отказать. При отказе СРО арбитражных управляющих должно предоставить иную кандидатуру, а если никто желания не изъявил или нет подходящего специалиста, СРО об этом должно поставить арбитражный суд в известность, после чего суд вынужден отложить вопрос о назначении внешнего управляющего на 30 дней. Теперь сам должник и иные участники процесса о банкротстве юридического лица имеют возможность заявить о назначении внешнего руководителя из иной СРО. При отсутствии поступления ходатайств или в случае отсутствия кандидатуры, суд примет предложения от иных лиц.

Что такое внешнее управление?

При процедуре банкротства часто применяется внешнее управление. Под внешним управлением подразумевается передача полномочий должником управляющему вне компании. Цель делегирования полномочий заключается в восстановлении платежеспособности организации. Устанавливается новое управляющее лицо на основании общего собрания кредиторов.

В большинстве случаев, внешнее управление вводится на период равный 18 месяцев. Если финансовое оздоровление организации не наступило за данные полтора года, то в соответствии со 127 законом, срок может быть продлен еще на 6 месяцев. Более двухлетнего периода финансовое восстановление организации после признания ее неплатежеспособной, невозможно. Чтобы сократить данный отрезок времени, следует подать специальное прошение в уполномоченные государственные органы. Вправе подавать прошение только комитет кредиторов.


Похожие записи:

Добавить комментарий