Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховая занизила выплату по ОСАГО что делать в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
При наступлении страхового случая одна и сторон ДТП обязана вызвать сотрудника ГИБДД, с целью регистрации аварии. В рамках правил можно самостоятельно оформить ДТП, если сумма ущерба не превышает утвержденного лимита по региону.
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Законные причины занижения выплаты
Среди законных причин опытные эксперты выделяют три. Рассмотрим их детально:
- Износ деталей. Это самая актуальная причина, почему финансовые компании снижают сумму компенсационной выплаты. Если изучить судебную практику, то практически 80% автолюбителей отстаивают права именно по этой причине. Начиная с 2014 года, Центральный банк установил максимальный предел снижения заменяемых деталей, который составляет 50% от их реальной рыночной цены.
- Вычитание повреждений из итоговой сметы. В данном случае страховщики просто не принимают к учету расходы, которые необходимы для восстановления лакокрасочного покрытия (ЛКП), если на транспортном средстве повреждено более 25%. Также не учитывается повреждение при наличии коррозии на поврежденном элементе.
- Расчет ущерба без учета УТС. Это также «больная тема», по поводу которой ведутся частые разбирательства в судебном порядке. Согласно закону каждая компания обязана компенсировать утерю товарной стоимости. На практике дела обстоят иначе, и страховщики удерживают сумму.
Почему СК уменьшает выплату
Расчет страховки по ОСАГО осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Центробанком РФ. Несмотря на это нередко возникают расхождения в оценке причиненного ущерба, исчисленного СК, и реальной стоимостью ремонта.
На результат расчета оказывают влияние:
- профессиональная подготовка эксперта;
- невозможность доступа к скрытым повреждениям;
- условия осмотра – низкий уровень освещения, загрязнение автомобиля и др.
Существуют законные основания занижения размера возмещения:
- исключение некоторых повреждений из расчета – в расчете не учитываются затраты на восстановление лакокрасочного покрытия, если площадь повреждения составляет более 25%;
- износ заменяемых деталей – по данному критерию сумма компенсации может быть уменьшена до 50% от цены новой детали;
- утеря товарной стоимости – по закону СК должна учитывать этот показатель в расчете, но на практике добиться этого получается только в суде.
Что делать если страховой выплаты не хватает на ремонт?
Есть несколько способов решить сложившуюся проблему, когда страховая компания слишком сильно занизила стоимость выплат и их не хватает на осуществление ремонта. Сначала можно попробовать все решить через страховую компанию, для этого вы должны написать в нее заявление, далее за свой счет провести экспертизу в независимой компании и с ее результатам отправиться в суд, чтобы уже он вынес решение о доплате в вашу сторону компанией.
Еще может произойти так, что вас не будет устраивать ремонт по ОСАГО, в таком случае нужно тоже провести независимую экспертизу, далее грамотно составить заявление-претензию, а позже отправить ее страховщику на подписание и согласие с определенными положениями документа. Если на вашу претензию не поступает ответа длительное время, то здесь нужно задуматься об обращении в судебный орган, для решения проблемы через него непосредственно.
Если вы не согласны с суммой выплаты, то нужно составить письменное обращение в компанию, далее провести за свой счет экспертизу, чтобы она определила точную стоимость нанесенного ущерба. Данные действия нужно совершать только в том случае, если вы на 100% уверены, что стоимость была занижена и вы должны получить больше. Если доказать это не получится, то все расходы на осуществление экспертизы вам придется взять на себя, а это достаточно дорого.
Страховщик зачастую просто отказывается выплачивать страховку, ссылаясь при этом на различные нюансы в договоре или еще на что-либо. Когда вы понимаете, что его действия противозаконны, то можно составлять и отправлять компании претензию, в которой вы должны самостоятельно определить срок рассмотрения обращения. Также стоит отметить, что если вам поступит отказ или документ не будет принят к сведению, то вы дальше направляйтесь в суд, где уже будете отстаивать свои права в индивидуальном порядке.
Еще один способ получить большее количество средств на ремонт, если страховая компания занизила его стоимость – это лично обратиться к виновнику происшествия, только в письменной форме. На бумаге будет нужно описать требования в возмещении средств, приложить доказательства. Если вам придет согласие на оплату, то сразу возьмите расписку о выплате, чтобы быть уверенным, что это не просто слова.
Компания специально занижает сумму
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.
Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.
Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.
При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.
Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.
Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.
Законные причины занижения выплат по ОСАГО
Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.
В основном это делается по следующим причинам:
- Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения — в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
- Износ деталей, подлежащих замене — данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
- Занижение стоимости деталей при расчете суммы выплаты — поскольку стоимость запчастей берется из утвержденного справочника РСА, отсюда разница в цене.
- Так называемая экспертная погрешность — на ее основании страховщик может занижать возмещение на 10%.
- Расчет возмещений без учета УТС — утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.
- Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы надписью «исправленному верить» и печатью.
- Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
- Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
- Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе — страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.
Как формируется выплата по полису?
Полис ОСАГО страхует гражданскую ответственность водителя по отношению к другим участникам дорожного движения. То есть в случае ДТП, ущерб, причиненный имуществу, жизни, здоровью пострадавшего, должна покрывать страховая компания, в которой был оформлен полис.
Практика применения данного вида страхования во многом себя оправдывает, ведь порой, виновник аварии не в состоянии ни оплатить лечение пострадавшим, ни возместить стоимость ремонта транспортного средства. В этом случае полис ОСАГО гарантирует пострадавшему страховую выплату.
На сегодняшний день страховая выплата по ОСАГО – это:
- денежная компенсация, которой застрахованное лицо может воспользоваться для ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП;
- оплата ремонтных работ напрямую автомастерской.
Сколько она составляет?
По состоянию на 2018-й год максимально возможные выплаты составляют:
- в части возмещение ущерба, причиненного имуществу одного потерпевшего в аварии, предельная сумма денег составляет 400 тысяч рублей;
- в части причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего – 500 тысяч.
Возмещение ущерба, нанесенного имуществу нескольких потерпевших, может осуществляться в отношении каждого из них, для реализации возможности покрытия расходов на ремонт автомобиля. Сумма в этом случае составит максимум 400 тысяч рублей.
В случае возникновения ДТП со смертельным исходом:
- максимальная выплата в качестве возмещения ущерба для близких родственников составит 475 тысяч рублей, плюс 25 тысяч на погребение;
- если расходы, связанные с погребением несут дальние родственники – им СК выплачивает 50 тысяч рублей.
Если в результате ДТП причинен вред исключительно имуществу – транспортному средству и участники аварии обоюдно приняли решение оформить Европротокол без вызова сотрудников ГИБДД, максимальная выплата по данному страховому случаю составит 50 тысяч рублей. При этом уведомить страховую компанию и предъявить необходимые документы нужно не позднее пяти дней.
Суммы выплат только на первый взгляд могут показаться внушительными, но стоит учитывать, что это максимально возможный вариант покрытия страхового риска. На деле, при получении реальных выплат, будет учитываться множество факторов, таких как износ транспортного средства, характер полученных повреждений, рыночная стоимость автомобиля и пр.
В итоге, страховые выплаты по ОСАГО значительно отличаются от обозначенных выше сумм, поэтому для того, чтобы рассчитывать на хорошую компенсацию, необходимо соблюдать все требования, предъявляемые Вашей страховой компанией.
Стоимость нормо-час ов
Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.
Автовладельцу, имеющему право на денежную выплату по ОСАГО, придется найти адекватную СТО для ремонта своего автомобиля. А оплаты может не хватить на ремонт, так как нормо-час на выбранной автомобилистом СТО может стоить больше расчетной фиксированной ставки.
Со стороны СТО это не является нарушением закона, поскольку они вправе устанавливать стоимость своих услуг в индивидуальном порядке, не ориентируясь на методику расчета ЦБ.
Обратитесь к страховщику с причиной ДТП по ОСАГО, и он направит ваш автомобиль к независимому специалисту, который определит степень повреждения и направит вас на ремонт.
Затем автомобиль передается в мастерскую, где производится ремонт. Если требуются запасные части, они всегда должны быть новыми. Если предполагается установка бывших в употреблении запасных частей, необходимо заключить соответствующий договор со страховщиком ОСАГО. Как правило, они редко соглашаются на такие условия.
Стоимость ремонта рассчитывается по оригинальной методике, которая имеет свои особенности. Например, стоимость покраски автомобиля может быть не включена. В качестве альтернативы можно покрасить только поврежденную поверхность, а не весь аксессуар.
Стоит также помнить, что цены на запасные части для ремонта от KTEO Insurance основаны не на фактических данных, а на специальных справках по средним ценам. То же самое относится и к автосервисам. Даже если окончательная цена доказана, никакие данные из нее не берутся.
Если окончательная стоимость ремонта превышает максимальный порог страховки, водитель возвращает разницу.
Мало выплатила страховая
Если причиной повреждений авто в аварии стала вина застрахованного по ОСАГО водителя, можно смело предъявить страховой требования возместить ущерб.
Для этого необходимо подать страховщику заявление и все документы, доказывающие наличие страхового случая. После этого в течение 5 дней предоставленное страховщику разбитое ТС или то, что от него осталось осматривается представителем страховой или проводится независимая техэкспертиза (п. п. 1, 10 ст. 12 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Следует помнить! При участии в аварии сразу двух автомобилей, когда ДТП случилось после 25.09 2017 г. и вред причинен только транспорту, предъявить требования о в прямом возмещении убытков можно и нужно непосредственно вашему страховщику. При других обстоятельствах потребовать выплаты денег нужно у страховой, с которой у виновника ДТП заключён договор (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 14.1 Закона N 40-ФЗ; п. 3 ст. 3 Закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ).
Практика оформление страховки в таких случаях говорит о том, что страховщики немедленно делают экспертизу авто и занижают стоимость возмещения. В этом случае необходимо действовать, придерживаюсь описанных ниже правил.