Руководитель высшего учебного заведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Руководитель высшего учебного заведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Шеф вуза

Начальник университета

Начальник института

Лицо,стоящее во главе управления высшим учебным заведением

Руководитель высш. учебного заведения

Университетский глава

Глава университета

Главком ВУЗа

Руководитель высшего учебного заведения

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. rector ≈ правитель, руководитель), руководитель высшего учебного заведения. В эпоху Возрождения Р. назывались главные учителя и заведующие многоклассными школами. Во Франции Р. называется также лицо, возглавляющее учебный округ («академию»).

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
(от лат. rector — управитель) — название руководителя высшего учебного заведении. В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июля 1996 г. непосредственно управляет высшим учебным заведением. Р. государственного или…

Ректор в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, избирается из числа кандидатур, согласованных с аттестационной комиссией соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительно-распорядительного органа городского округа, тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок, не превышающий 5 лет, по результатам обсуждения программ претендентов (претендента).

Порядок выдвижения кандидатур на должность ректора, сроки и процедура проведения выборов ректора определяются учёным советом высшего учебного заведения. Порядок выдвижения кандидатур должен предусматривать возможность самовыдвижения.

После избрания ректора между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок, не превышающий 5 лет.

  1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. — N 1н. — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), 22.12.2010.

Руководитель высшего учебного заведения, 6 букв

Деятельность главы вуза регламентирована законами, уставом и другими нормативными документами. Обязанности ректора университета четко прописаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Основная задача главы вуза – управление образовательной деятельностью внутри учебного заведения. Ректор издает приказы, устанавливает правила приема абитуриентов, утверждает структуру вуза, а также расписание занятий. Будучи главой организации, он отвечает за прием и увольнение педагогов и других сотрудников, отслеживает ведение административной и хозяйственной деятельности. Руководитель следит за подготовкой финансовых и прочих отчетов о работе вуза, решает вопросы безопасности труда внутри учебного заведения. Кроме того, именно ректор занимается стратегическим планированием и определяет, в каком направлении учреждение будет развиваться. Традиционно у этого человека есть несколько заместителей, которые помогают ему.

Специалист, претендующий на пост ректора университета, обязан соответствовать определенным условиям. Он должен иметь высшее образование в сфере управления, экономики или педагогики, а также ученую степень. Согласно правилам, достаточно кандидатской, однако у докторов наук со званием профессора, члена-корреспондента или академика будет преимущество. Кроме того, потенциальный глава вуза должен иметь как минимум пятилетний стаж работы в качестве педагога или управленца, четко знать государственные образовательные стандарты, методы руководства вузом, законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность высшего учебного заведения. Существует и ограничение по возрасту – не старше 65 лет. Все эти правила описаны в квалификационных требованиях к работе ректора вуза.

Существует несколько способов смены ректора университета или института. Он может быть избран на заседании, организованном Ученым советом в соответствии с уставом учреждения. Подготовительную работу ведет специальная комиссия. Кандидатуры на место руководителя обязательно согласуются с аттестационной коллегией Министерства науки и высшего образования РФ. Затем проходит голосование. На собрании по выборам ректора претендент должен набрать не менее, чем две трети голосов присутствующих. Если это произошло, то далее кандидатуру утверждает Минобрнауки или учредитель учебного заведения, если вуз частный. Если ни один из претендентов не набрал достаточного количества голосов, назначается второй тур.

Наделить ректора полномочиями могут в Правительстве России, если речь идет об учебном заведении федерального уровня. Кроме того, право назначения имеет лично Президент страны. Например, действующие руководители МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета заняли свои посты именно по инициативе главы государства. Назначать ректора вправе и учредитель коммерческого вуза.

Процедура и порядок избрания прописаны в ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:

  • организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);

  • руководство образовательной деятельностью;

  • выработка стратегии развития вуза;

  • руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;

  • издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;

  • прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;

  • утверждение расписания, структуры вуза;

  • обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;

  • подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.

Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.

Руководитель высш. учебного заведения

Как и любая должность, профессия «ректора» имеет свои плюсы и минусы. К положительным моментам работы по этой специальности относятся:

  • высокая заработная плата;

  • почетная, уважаемая профессия;

  • многочисленные связи с людьми, занимающими высокие должности.

К минусам профессии относятся:

  • постоянная напряженная работа;
  • ненормированный рабочий день, командировки;

  • высокая ответственность;

  • частые стрессовые ситуации.

  • Поступление 2020
  • Карантин
  • Рейтинги
  • ЕГЭ, ОГЭ
  • Профориентация
  • Студентам
  • Куда поступать
  • Бизнес образование
  • Дистанционное образование
  • Новости

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Ректор: суть его работы в вузе

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Ректор отвечает за осуществление всех видов деятельности в учебном заведении. В его обязанности входит:

  • руководство образовательной и научной сферами вуза;
  • управление финансовыми операциями;
  • ведение административно-хозяйственных дел;
  • определение задач развития университета;
  • разработка структуры вуза;
  • утверждение педагогического состава и штата других работников;
  • организация и руководство деятельностью ректората, учёного совета, научно-исследовательской и учебной отраслей;
  • издание приказов;
  • создание приёмной и государственной аттестационной комиссии;
  • составление ежегодных отчётов для учёного совета;
  • планирование деятельности учреждения на будущий год;
  • представление своего вуза на мероприятиях государственного уровня.

Ректоры возглавляют вузы разных уровней аккредитации, широкой и узкой специализации. Это могут быть институты, академии и университеты.

Специализация, карьера и перспективы

Ректора можно назвать руководителем широкого профиля. Он является учёным и педагогом в одном лице. К тому же главе учебного заведения следует быть хорошим менеджером и экономистом. Он управляет сотнями сотрудников и тысячами студентов, различными проектами и материальными средствами своего университета.
Должность ректора — вершина карьерной лестницы в высшем учебном заведении. Но перспективы для роста всё же есть. Можно развиваться в направлении науки, образования и политики.

Заработная плата ректоров разных вузов отличается. На её размер влияет то, в каком регионе находится заведение, а также уровень его развития. Ежемесячный ректорский доход в разных регионах страны составляет от 29 тыс. до 70 тыс. руб. Руководители московских университетов получают 35–90 тыс. руб. Главы некоторых престижных университетов зарабатывают ещё больше.

Знаете ли вы? Болонский университет считается одним из самых старых университетов мира, действующих до сих пор. Он был основан ещё в XI веке. Среди его выпускников — 3 римских папы.

Возглавить университет или институт можно несколькими способами:

  • быть избранным конференцией или общим собранием педагогов, научных и других сотрудников и студентов заведения;
  • получить это назначение от учредителя вуза;
  • быть назначенным Президентом страны;
  • быть назначенным Правительством Российской Федерации (для федеральных вузов).

Важно! Участниками ректорских выборов могут быть и те, кто не является сотрудником этого заведения. В дополнение к обычному пакету бумаг они должны предоставить копии документов о высшем образовании, учёной степени, учёном звании и выписку из трудовой книжки.

Чаще всего ректоры получают свою должность первым способом. Каждый, кто желает стать участником выборов, подаёт необходимые документы:

  • заявление о том, что он намерен поучаствовать в выборах;
  • протоколы заседаний коллективов учебного заведения, которые выдвигают кандидатуру и поддерживают её;
  • автобиографию с перечислением научных достижений и трудов;
  • другие важные бумаги, необходимые по мнению кандидата.

Кто главнее: проректор, декан или заведующий

Глава вуза избирается только из тех желающих, которые имеют:

  • высшее и послевузовское образование по менеджменту и экономике, руководству персоналом и управлению проектами;
  • учёную степень и учёное звание;
  • пятилетний стаж в научной или педагогической сфере;
  • возраст до 65 лет.

Важно! Возглавлять вуз не может человек, у которого есть судимость, и тот, кто судом лишён права вести педагогическую деятельность.

Стать главой университета сразу после его окончания невозможно. Но стремиться к этой цели может каждый выпускник вуза, обладающий хорошими личностными данными. Несколько лет усердной работы и самосовершенствования в своей научной сфере помогут возглавить тот или иной вуз.

  1. Ректорат, во главе которого находится ректор. Именно его принято считать главным в ВУЗе, как директора в школе. Кроме ректора принимать решения в ректорате могут его помощники (проректоры). Это могут быть специалисты по хозяйственной части, учебно-воспитательной работе и т.п.
  2. Деканат, во главе которого находится декан, занимает главную должность на факультете (начальник). Именно деканат факультета является тем местом, куда студент может обратится для решения своих вопросов (академический отпуск, задолженность, свободное посещение, перевод на другую специальность).
  3. Факультетом считается подразделение университета, объединяющее сразу несколько кафедр. Специализируется на подготовке студентов по нескольким или одной похожей специальности. Пример: Экономический факультет включает в себя такие кафедры как экономика предприятий, финансы и кредит, бухгалтерский учет, менеджмент.
  4. Заведующие кафедры руководят отдельными кафедрам, насчитывающих по 30 дисциплин. Им могут помогать заместители, которые отвечают за процесс обучения по дисциплинам. Название кафедры аналогично специальности, по которой студенты получают дипломы.
  5. Профсоюзная организация полезна студентам. На каждом факультете присутствует свой профорг. Систематически проводятся заседания, в ходе которых профоргами обсуждается вопрос распределения дополнительных выплат, социальных стипендий, льготных путевок малоимущим студентам.

Всем, кто поступил в университет не стоит бояться перемен. Здесь вас будет ждать совершенно новая, интересная и всегда насыщенная событиями жизнь, позволяющая делать первые самостоятельные шаги к взрослению.

Слово из 6 букв, первая буква — «Р», вторая буква — «Е», третья буква — «К», четвертая буква — «Т», пятая буква — «О», шестая буква — «Р», слово на букву «Р», последняя «Р». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Звал меня царь, Звал государь К ужину, к обеду: — Я человек не такой, По земле хожу, На небо не гляжу, Звёзд не считаю, Людей не знаю. Показать ответ>>

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке — летом. Показать ответ>>

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Показать ответ>>

Случайная загадка:

Название какого дерева состоит из четырёх предлогов?

Случайный анекдот:

— Я смотpю — глаза у тебя сонные и спина вся исцаpапанная.
— Да, всю ночь не спал. спину себе цаpапал.

Знаете ли Вы?

Больше всего йода содержится в горохе (211 микрограмм на 1 кг. сухой массы), за ним следуют перец (135), лук (19), салат (17).

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Слово из 6 букв, первая буква — «Р», вторая буква — «Е», третья буква — «К», четвертая буква — «Т», пятая буква — «О», шестая буква — «Р», слово на букву «Р», последняя «Р». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

У какого молодца капля капает с конца? Показать ответ>>

У какого молодца утром капает с конца. Показать ответ>>

У какой буквы «оторвало ноги»? Показать ответ>>

Руководитель высшего учебного заведения — слово из 6 букв

Должностная инструкция руководителя ВУЗа

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция руководителя (ректора, директора) ВУЗа

[наименование образовательной организации высшего профессионального и дополнительного профессионального образования]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1.1. Руководитель ВУЗа (далее — ректор) относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность ректора принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики, а также ученую степень и ученое звание и стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.

1.3. На должность ректора в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Ректор должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— приоритетные направления развития научной деятельности в Российской Федерации;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— методические и нормативные документы, касающиеся сферы подготовки специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

— основы налогового, экономического и экологического, трудового законодательства;

— научные достижения и передовой опыт зарубежных образовательных организаций в области высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Ректор [избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации/назначается на должность учредителем образовательной организации].

2.1. Осуществляет руководство образовательной организацией.

2.2. Определяет цели и стратегию развития образовательной организации.

2.3. Руководит учебной, научной, организационно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью ученого совета образовательной организации.

2.4. Организует работу и взаимодействие структурных подразделений образовательной организации, направляет их деятельность на совершенствование образовательного и научного процесса с учетом социальных приоритетов и потребности в специалистах в экономике страны (региона).

2.5. Обеспечивает качество и эффективность образовательной, научной и воспитательной работы образовательной организации, уровень ее материально-технической базы.

2.6. Обеспечивает выполнение образовательной организацией обязательств перед федеральным (региональным) бюджетом, государственными внебюджетными фондами, кредиторами.

Ректор несет ответственность за:

4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

4.2. За нарушение устава образовательной организации.

4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Учреждения высшего образования в Белоруссии могут быть следующих видов:

  • Академия:
  • Университет:
  • Институт:

По форме собственности они могут быть как государственными, так и частными. Академия — только государственной формы собственности.

Старейшим высшим учебным заведением на территории Республики является Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (основана в 1840 году).

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[12], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[13], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[14]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет и другие).

Руководитель высшего учебного заведения.

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его учёный совет.

  • Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.
  • Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определённой специализации. В российских вузах кафедра традиционно представляет собой основную ячейку учебной и научной деятельности, также «субстрат» научно-педагогической школы в вузе по данной специализации[15].
  • Аспирантура и докторантура.
  • Подготовительное отделение для абитуриентов.

Также при вузе могут существовать колледжи (в этом случае их выпускники получают диплом вуза, но не о высшем образовании, а о среднем профессиональном). В структуру высшего учебного заведения могут входить библиотеки, вычислительные центры, опытные производства, сельскохозяйственные угодья, клиники, НИИ и др. Многие высшие учебные заведения издают собственные газеты.

При ведущих высших учебных заведениях ВАК организует диссертационные советы по присуждению учёных степеней.

  • Бизнес-школа
  • Втуз
  • Школа права
  • Военные высшие учебные заведения России
  • Филиалы
  • Список университетов
  • Вузы Белоруссии
  • Вузы Германии
  • Вузы Израиля
  • Вузы Казахстана
  • Вузы Нидерландов
  • Вузы Польши
  • Вузы России
  • Вузы Таджикистана
  • Вузы Франции
  • Вузы Чехии
  • Вузы Швейцарии
  • Вузы Эстонии
  • Вузы Японии

РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины.

Уровни аккредитации высших учебных заведений

Устанавливаются такие уровни аккредитации высших учебных заведений :

  • высшее учебное заведение первого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;

  • высшее учебное заведение второго уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавра;

  • высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;

  • высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации — высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.

Типы высших учебных заведений

В соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения таких типов :

1) университет — многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность.

2) академия — высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

3) институт — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной отрасли науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно-методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

4) консерватория (музыкальная академия) — высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в отрасли культуры и искусства — музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

5) колледж — высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебный научно-производственный комплекс) или по нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;

6) техникум (училище) — высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответству��щий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры, факультеты, институты, филиалы, библиотека и тому подобное.

Кафедра — базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), которое проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенным направлениям. Кафедра создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, что в ее состав входит не меньше чем пять научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не меньше чем три из которых имеют научную степень или ученое звание.

Факультетосновное организационное и учебно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, которое объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Факультет создается решением Ученого совета высшего учебного заведения при условии, что в его состав входит не меньше чем три кафедры и на нем учится не меньше чем 200 студентов дневной (очной) формы обучения.

Филиалотдельное структурное подразделение, которое создается с целью обеспечения потребностей в специалистах местного рынка труда и приближения места обучения студентов к их местожительству. Филиал возглавляет директор, который назначается в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.

Руководитель высшего учебного заведения

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет его руководитель — ректор (президент), начальник, директор и тому подобное.

Руководитель высшего учебного заведения в пределах предоставленных ему полномочий:

  • решает вопрос деятельности высшего учебного заведения, утверждает его структуру и штатное расписание;

  • выдает приказы и распоряжения, обязанности для выполнения всеми работниками и структурными подразделениями высшего учебного заведения;

  • представляет высшее учебное заведение в государственных и других органах, отвечает за результаты его деятельности перед органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение;

  • является распорядителем имущества и средств;

  • выполняет смету, заключает соглашения, дает поручение;

  • принимает на работу и увольняет с работы работников;

  • обеспечивает охрану труда, соблюдения законности и порядка;

  • определяет функциональные обязанности работников;

  • формирует контингент лиц, которые учатся в высшем учебном заведении;

  • отчисляет и восстанавливает лиц, которые учатся в высшем учебном заведении, по согласованию с органами студенческого самоуправления;

  • контролирует выполнение учебных планов и программ;

  • контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины;

  • обеспечивает соблюдение служебной и государственной тайны;

  • осуществляет контроль качества работы преподавателей, организацией учебно-воспитательной и культурно-массовой работы, состоянием физического воспитания и здоровья, организовывает бытовое обслуживание участников учебно-воспитательного процесса и других работников высшего учебного заведения;

  • вместе с профсоюзными организациями подает на утверждение высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения правила внутреннего распорядка и коллективный договор и после утверждения подписывает его.

Руководитель факультета

Руководство факультетом осуществляет декан. Декан факультета может делегировать часть своих полномочий своим заместителям.

Ученые советы

Продолжают терять позиции традиционные лидеры платного приема – это менеджмент, юриспруденция, экономика, муниципальное и госуправление. Абитуриенты предпочитают выбирать креативную индустрию и цифровые технологии. Такие данные предоставляет НИУ Высшая школа экономики. При этом менеджеров разных профилей выпущено столько, что в сфере, несмотря на снижение спроса со стороны абитуриентов, остро ощущается нехватка вакансий управленческих должностей. Правда, вопросы с трудоустройством возникают не от количества специалистов, а от качества образования.

Теория без практики и ориентации на рынок

Программы по специальности менеджмент и управление в вузах теоретизированы и не заточены на отработку практических навыков, специалистов-практиков не хватает, а разноформатные занятия мало практикуются. Мотивировать команду, проводить совещания, ставить задачи, контролировать исполнение – управленческие компетенции приходиться нарабатывать уже на месте или искать дополнительные образовательные курсы. Здесь можно добавить субъективный набор дисциплин без учета потребностей рынка.

Еще в нулевых менеджер считался универсальным служащим без выдающихся профильных знаний и навыков. Сегодня разработаны десятки направлений и специализаций: набор персонала, управление проектом, развитие, аналитика, планирование и многое другое. Невероятное количество профилей для решения глобальных и точечных задач бизнеса.

В начале рейтинга располагаются профильные университеты менеджмента и управления, далее вузы со специальностью менеджмент.

Кто такой ректор и что он делает

В мае текущего года были приняты крайне важные изменения в федеральном законодательстве. Эти изменения в самое ближайшее время позволят существенно скорректировать порядок управления государственными и муниципальными учреждениями в сфере высшего образования и науки.
Рассмотрим наиболее актуальные поправки в законодательстве.

Федеральным законом от 25 мая 2020 г. № 157-ФЗ 1 в Трудовой кодекс РФ введена статья 332.1, а также внесены изменения в статью 336.2. Эти поправки призваны регулировать в государственных, муниципальных организациях высшего образования и науки особенности заключения и прекращения трудового договора с руководителями организаций и их заместителями.
С 1 июля 2020 г. должности руководителей, заместителей руководителей могут быть замещены лицами в возрасте не старше 70 лет, независимо от срока действия трудовых договоров. Лиц, замещающих такие должности и достигших возраста 70 лет, с их письменного согласия переводят на иные должности, соответствующие их квалификации. Также установлено, что одно и то же лицо не может замещать должность руководителя организации более трех сроков, если иное не установлено законодательством.

Федеральным законом от 25 мая 2020 г. № 159-ФЗ внесены изменения 2 в некоторые федеральные законы.

Так, в частности, статья 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 3 дополнена пунктом 7.1, согласно которому в научной организации может быть учреждена должность руководителя научного направления и (или) научного руководителя научной организации. Определено, что руководитель научного направления обеспечивает формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации.

Обратите внимание! Научный руководитель направления (научный руководитель научной организации) не вправе осуществлять административные полномочия руководителя научной организации и его заместителей4 .

Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5 . В частности, согласно новой редакции статьи 51 в образовательной организации теперь разделены должности руководителя и президента образовательной организации высшего образования. Полномочия президента определены частями 15 и 16.

В части установления предельного возраста до 70 лет для руководителей учреждений высшего образования и науки рассматриваемые изменения лишь зафиксировали сложившуюся практику. На должностях руководителя учреждения и его заместителей и прежде могли находиться лица в возрасте до 70 лет, но «отсчет» был несколько иной: предельный возраст составлял 65 лет, а затем допускалось продление трудового договора еще на 5 лет. Такие положения содержались в статьях 332 и 336.2 ТК РФ прежней редакции.

В законодательстве ранее не содержалось указаний на должности научных руководителей научных учреждений или руководителей научного направления. Однако руководители научных направлений фактически уже давно существуют в крупных научных коллективах, но при этом до сих пор они не обладали какими-то конкретными полномочиями. Очевидно, научные руководители смогут больше времени и сил уделять организации научных исследований, предоставив административные полномочия руководителю организации.

В свою очередь, законодательно президент вуза не был наделен отдельными полномочиями. Хотя в некоторых вузах президентом могли называть ректора или председателя попечительского совета образовательного учреждения. Теперь такая должность получила более определенный законный статус, а полномочия по управлению деятельностью учреждения теперь распределены между ректором и президентом вуза.

Программа реализуется при участии Департамента образования и науки города Москвы. Программа направлена на формирование компетенций, необходимых для руководителей образовательных организаций новой формации — готовность управлять процессами, технологиями и работами по жизнеобеспечению и развитию образовательной организации в условиях города Москвы и современных требований к руководителю образовательной организации.

Кто может поступать?

Выпускники программы работают:

Директорами школ

Заместителями директора школ

Руководителями подразделений

Заведующими отделений


20

мест в 2021 году.

90

мест в 2021 году.

Все профессии

  • Методист
  • Библиотекарь
  • Методист ДОУ
  • Педагог


Похожие записи:

Добавить комментарий