Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец оформления инвентаризации по материальным запасам в новой форме в 2021г. Бюджетному учреждению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Форма ИНВ-5 является инвентаризационной описью товаров, принятых на ответственное хранение в складские помещения. Она является важным документом первичной отчетности, подтверждением сдачи и оприходования материальных ресурсов. Форма удобна тем, что с ее помощью сразу осуществляется сравнение данных о фактическом наличии ТМЦ на складе и информации относительно этого наличии в бухучете.
- Порядковый номер строки.
- Название и код по ОКПО поставщика либо получателя.
- Номенклатурный номер товара, его сорт, вид или группа, полное наименование.
- Место хранения (обычно указывается номер ячейки или места).
- Дата, когда был принят товар на ответственное складское хранение.
- Наименование, номер и дата документа, который свидетельствует о поступлении ТМЦ на склад (например, накладная 25 от 23.08.2021 года).
- Единица измерения оприходованного товара и код этой единицы по ОКЕИ (г, кг, л, шт. и пр.).
- Сколько фактически есть ТМЦ, общее количество и стоимость.
- Сколько товара имеется по данным ведущегося в настоящее время бухгалтерского учета.
Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?
Также на дату проведения инвентаризации в инвентаризационной описи отражается информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта, т.е целевая функция актива (графа 9):
Данные справочники (для заполнения графы 8 и графы 9) в программе 1С: БГУ ред.1.0 заполняются пользователем вручную. Необходимо добавить в справочники нужные значения статуса объекта и целевой функции актива, для дальнейшего выбора значения в инвентаризационную опись.
Принятие к учету материальных запасов (материалов, комплектующих, запасных частей, ветоши, дров, макулатуры, металлолома), остающихся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов
Для учета операций с нематериальными активами применяются счета аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы», предусмотренные приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (п. 11 Инструкции № 162н в новой редакции).
Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2020 г.
Принятие к учету пользователем (арендатором) объектов имущества, полученных в соответствии с договором аренды в безвозмездное (бессрочное) пользование, относящихся к объектам учета финансовой (неоперационной) аренды
Напомним, в силу п. 11.1 Порядка № 209н расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Стоит отметить, что Минфин России планирует внести изменения в Указания № 49. В результате данных изменений Указания № 49 больше не будут применяться для учреждений госсектора. Однако данный факт не повлияет на порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете, поскольку порядок проведения инвентаризации устанавливается учетной политикой учреждения.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Новые правила учета запасов с 2021 года. Применение ФСБУ 5/2019
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.
Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:
- реорганизация учреждения;
- смена или увольнение материально-ответственных лиц;
- составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
- подозрения по факту хищения или кражи;
- чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
[adinserter block=”1″]
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:
Этап |
Описание |
Подготовительный | Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия |
Фактический | Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи |
Сличительный | Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости |
Заключительный | Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников |
Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.
[adinserter block=”10″]
При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.
Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?
Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.
Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?
Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.
Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?
Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.
Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?
Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.
Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?
В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.
Инструкция: заполняем инвентаризационную опись
Результаты проведенной инвентаризации необходимо зафиксировать на бумаге. При заполнении инвентаризационной описи в специальной графе отображается реальное наличие МЦ и недостающие сведенья. На основании выявленных испорченных материалов в ходе проведения инвентаризации составляются акты. Если будут обнаружены материальные ценности, не отображенные в учете, комиссия обязана внести их в опись.
Если не удалось уверенно отнести материальные запасы на тот или иной счет, следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (ОКПД 2).
Например, продуктов питания, медикаментов. Данная единица учета позволяет отслеживать срок годности запасов, избежать убытков. Не применяется к уникальным товарам, к примеру, к автомобилям.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения.
В графе 5 отражается цена (оценочная стоимость) объекта инвентаризации. В порядке заполнения этой графы уточняется, что если проводится инвентаризация материальных ценностей, предназначенных для реализации, то указывается цена продукции, товара, при выявлении излишков – оценочная стоимость объекта.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
При принятии запасов к учету субъект учета самостоятельно выбирает единицу их бухучета в рамках формирования учетной политики.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
Ведение бухучета запасов осуществляется методом начисления, исходя из принципов равномерности признания доходов и расходов, допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни, осмотрительности в признании доходов (активов), расходов и обязательств, сопоставимости, а также принципа непрерывности деятельности субъекта учета.
Роль инвентаризации в учете — выявить соответствия или несоответствия между данными бухучета и фактическим состоянием дел по объектам имущества и обязательствам. То есть инвентаризация должна отвечать на вопросы не только экономического характера, но и соответствовать процессуальным законодательным процедурам.
При приобретении запасов с отсрочкой или рассрочкой платежа на период более 12 месяцев (если меньший срок не установлен в учетной политике) затратами на их приобретение признается сумма денежных средств (без НДС), которая была бы уплачена продавцу без отсрочки или рассрочки.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало.
За месяц в производство отпустили материалы на сумму 10 тыс.руб., чтобы произвести 10 единиц продукции.
Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:
- с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
- с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
- с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
- с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.
В связи с особенностями инвентаризации 2020 г. и вступлением в силу Стандартов, ответственным за ведение учета лицам и инвентаризационной комиссии следует:
1. Провести анализ учета на использование рабочих счетов и дополнительной аналитике к счетам, не отвечающим требованиям органа, которому подается отчетность и/или не соответствующих вступившим в силу изменениям в Единый план счетов.
Согласно новой редакции Инструкции № 157н, дополнительные забалансовые счета и/или аналитика к счетам Единого плана счетов должны быть не только закреплены в учетной политике учреждения, но и соответствовать требованиям органа власти, которому сдается отчетность.
2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.
3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.
4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.
Например, при инвентаризации расчетов по доходам следует уточнить показатели счета 205 00 в части видов валюты и правовых оснований возникновение доходов, идентификационных номеров расчетов по доходам, уникальным идентификаторам начислений (УИН) (при наличии). Если принято решение вести учет на счете не по плательщикам доходов, а в разрезе групп плательщиков доходов, то при инвентаризации необходимо уточнить состав таких групп и провести сверку с персонифицированным учетом расчетов с плательщиками доходов в разрезе контрагентов (плательщиков доходов).
При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.
5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).
Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.
Инвентаризации подлежат имущество, финансовые активы и обязательства учреждения. Перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, установлен п. 81 Стандарта 256н.
Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).
Непроведение инвентаризации не влечет штрафа, но является поводом для проверки имущества в рамках контрольных мероприятий. Выявленные излишки или недостачи в результате данных мероприятий свидетельствуют об искажении показателей учета и отчетности и является основанием для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.
Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.
Отсутствие отражения результатов проведенной инвентаризации в учете — это прямой повод для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.
Инвентаризация запасов с прицелом на новое ФСБУ
1. Инвентаризация проводиться на основании приказа (№ ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»).
2. Инвентаризационные ведомости формируются из бухгалтерской программы учета на дату инвентаризации, в количестве 3 экземпляров, по экземпляру для каждого члена комиссии.
3. Отпуск и приемка товара во время инвентаризации проводиться в присутствии членов инвентаризационной комиссии. На документах прихода ставиться виза — «принято во время инвентаризации», подписи МОЛ и председателя комиссии. На документах отгрузки ставиться виза «отпущено во время инвентаризации», подпись МОЛ и председателя комиссии.
4. Все документы за период, предшествующий инвентаризации, должны быть сданы в бухгалтерию.
5. Инвентаризация проводиться по местам хранения ценностей.
6. На весь период инвентаризации помещение опечатываются.
7. Ведомости всех членов комиссии сверяются и подписываются всеми членами.
8. Если председатель присутствует не постоянно, он проводит контрольные проверки.
Как правило, форма ИНВ-22 заполняется от лица директора предприятия (или его заместителя). Председателем инвентаризационной комиссии обычно выступает главный бухгалтер (его зам), однако в частных случаях ответственные лица могут изменяться. Количество членов может быть меньшим, чем предусмотренное документом количество полей.
Должности могут сокращаться, а ФИО приводиться в форме фамилии и инициалов. В постановлении Госкомстата нет никаких указаний на то, что расшифровывать подпись нужно с указанием полного имени и отчества.
Новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утвержден приказом Минфина от 15 ноября 2019 г. № 180н.
ФСБУ 5/2019 применяется в обязательном порядке с 2021 года (п. 2 Приказа № 180н).
Утрачивают силу:
- ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;
- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, спецприспособлений, спецоборудования и спецодежды, утвержденные приказом Минфина от 26 декабря 2002 г. № 135н.
В свете нового стандарта для целей бухучета запасами считаются активы, которые компания потребляет (использует) или продает в рамках обычного операционного цикла или в периоде не более 12 месяцев.
К запасам ФСБУ 5/2019 относит следующие активы.
- Предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг: сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты.
- Используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг:
- инструменты, инвентарь;
- специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование);
- тара;
- другие аналогичные объекты.
Исключение составляют объекты из перечисленных выше, которые считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами.
- Готовая продукция — активы, которые предназначаются для продажи в ходе обычной деятельности организации. Это конечный результат производственного цикла или активы, законченные обработкой (комплектацией).
- Товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации.
- Незавершенное производство:
- затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом;
- изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку.
- Объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи;
- Объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для продажи.
Что мы видим необычного в этом перечне? К запасам отнесены незавершенное производство, недвижимость для продажи, а также результаты интеллектуальной деятельности. Не относятся к запасам финансовые активы и не принадлежащие компании ценности — ТМЦ на хранении или в транспортировке. Что касается запасов, предназначенных для управленческих нужд, то к ним можно не применять ФСБУ 5/2019, а относить их стоимость в расходы периода, в котором понесены.
Порядок, сроки проведения и перечень объектов устанавливаются в учетной политике. На ее основе ежегодно составляется распоряжение. Перечислите в нем состав комиссии, наименование инвентаризируемых активов и обязательств, даты начала и окончания, сформулируйте причину:
«Необходимость составления годовой бухгалтерской отчетности».
Приказ допускается составлять и в произвольной форме. Но существует перечень сведений и реквизитов, которые обязательно указать в официальном документе:
- наименование фирмы;
- дата составления и номер документа;
- объекты и цель проведения проверки;
- перечень задействованных подразделений;
- период проведения;
- сроки предоставления результатов;
- состав комиссии с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей каждого ее члена;
- фамилия, имя, отчество и подпись руководителя.
Проверка заключается в сравнении и сопоставлении фактических объемов ценностей с теми, которые зафиксированы в первичных документах. Сначала члены комиссии знакомятся с описями имеющихся ценностей, товаров, запасов. Затем они сравнивают имущество в наличии с тем, что указано на бумаге.
По окончании процедуры подсчета и сопоставления члены комиссии оформляют документы, содержащие результаты проверки. Чаще всего это не один документ, а несколько. Так, выявленные расхождения фиксируются в ведомости учета результатов. В качестве шаблона такого документа используют форму № ИНВ-26 из постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26.
Документы для оформления результатов инвентаризации составляются после ее проведения. Например, если ваша организация проводила инвентаризацию перед составлением годовой отчетности в декабре 2020, то разрешается оформить документы по ее результатам уже в январе 2021. Если выявлено расхождение между фактическими данными и данными бухгалтерского учета, то их необходимо зафиксировать в сличительной ведомости. На объекты, находящиеся на ответственном хранении, или арендуемые объекты составляется отдельная сличительная ведомость.
Бухгалтер составляет сличительную ведомость в двух экземплярах. Один из них останется в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Позже итоги обсуждаются на специальном заседании постоянной инвентаризационной комиссии, которое является основанием для составления протокола. Утвержденной формы для протокола нет, поэтому главные требования — правильно указать данные из распоряжения об инициировании контрольных мероприятий, о членах комиссии, выявленных расхождениях. Если несоответствий нет, это надо задокументировать. Одновременно комиссия выдвигает предложения оприходовать, списать выявленные излишки (недостатки), отразить их в балансе. Кроме того, в протоколе допустимо зафиксировать иные инициативы, к примеру, усилить охрану, чтобы в будущем избежать хищений. Итак, в списке итоговых документов содержатся следующие документы:
- ведомость учета результатов;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации ценностей, находящихся в собственности организации;
- сличительная ведомость результатов инвентаризации арендуемых объектов;
- инвентаризационная опись;
- объяснительная записка.
После того как комиссия закончила проводить инвентаризацию, проводят заседание. Во время него определяют основные результаты и выявленные расхождения. Одновременно устанавливают причину несоответствий и способы исправления ситуации. По результатам составляется протокол заседания. Обычно этот документ имеет такую структуру:
- наименование компании с указанием организационно-правовой формы;
- название подразделения, где проводилась инвентаризация;
- наименование документа — протокол инвентаризационной комиссии;
- список членов комиссии с указанием фамилий, инициалов и должностей;
- описание результатов проверки;
- перечень выступавших на заседании;
- принятое решение;
- заключение комиссии;
- выявленные нарушения (если они есть);
- виновные в нарушении с указанием фамилий, инициалов и должностей;
- сведения о мероприятиях по устранению нарушений;
- подписи председателя и всех членов комиссии;
- приложения.
В качестве иллюстрации дадим вариант протокола.
В этом документе обязательно отражается «реакция» руководства на предложения членов комиссии и конкретные указания, что необходимо сделать: провести дополнительную проверку, наказать виновных, ввести дополнительные меры безопасности. Контроль за исполнением распоряжения руководитель иногда оставляет за собой. Остановимся подробнее на структуре приказа. Его, как и аналогичный распорядительный документ, составляют по определенным правилам. В его структуре обязательно содержатся следующие пункты:
- наименование организации и ее организационно-правовая форма;
- реквизиты (удобно использовать фирменный бланк);
- дата и номер приказа;
- преамбула, в которой идет перечисление всех документов, регулирующих проведение инвентаризации (акты инвентаризации, сличительная и учетная ведомости, протокол ревизии);
- приказная часть.
В последней части приказа отражают следующие пункты:
- результаты проверки подлежат утверждению;
- необходимо обозначить требование об урегулировании расхождений, выявленных в ходе инвентаризации и зафиксированных в соответствующих документах;
- назначается сотрудник, как правило, из бухгалтерии, который ответственен за исполнение требований настоящего приказа, связанных с устранением ранее выявленных в ходе проверки расхождений;
- назначается сотрудник, ответственный за контроль выполнения распоряжений, зафиксированных в положениях приказа о подведении итогов.
После подписания приказа первым лицом компании бланк передается ответственному сотруднику, уполномоченному ознакомить обозначенных сотрудников с положениями приказа под подпись.
Скачать образец приказа о проведении годовой инвентаризации 2021 года
Скачать образец распоряжения о проведении инвентаризации в бюджетном учреждении
Скачать образец приказа об инвентаризации основных средств
Скачать образец приказа об инвентаризации товарно-материальных ценностей при смене материально ответственного лица
Скачать образец приказа на проведение инвентаризации по новым стандартам
Скачать образец протокола по итогам инвентаризации
Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н[3]. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:
-
запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;
-
подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:
-
наименование и код бланков строгой отчетности;
-
единица измерения;
-
сведения о фактическом наличии (цена, количество);
-
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
-
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
-
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;
-
расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.
Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:
-
место проведения инвентаризации;
-
расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;
-
наименование и код объекта учета;
-
инвентарный номер;
-
единица измерения;
-
сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);
-
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
-
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
-
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:
-
сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);
-
сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
-
номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;
-
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:
-
сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;
-
наименование дебитора (кредитора);
-
данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);
-
номер счета бюджетного учета;
-
общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);
-
подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.
Как составить приказ о проведении инвентаризации
После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации. В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:
-
соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;
-
расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).
В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.
По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом).
Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:
- перед составлением годового отчета;
- при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
- после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).
Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.
Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2021 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.
- Внеплановая – проводится в срочном порядке, вне зависимости от ранее запланированного графика.
- Плановая – проводится на протяжении всего года по заранее составленному и согласованному руководством инвентаризационному графику.
- Контрольная – является своеобразной проверкой уже проведенной инвентаризации. На ней присутствуют члены комиссии и МОЛ (материально-ответственные лица) с целью удостовериться, что проверка прошла корректно.
- Повторная – проводиться после контрольной, если возникают подозрения в правдивости и правильности проведении первой.
- ТМЦ (товарно-материальных ценностей);
- расчетов;
- нематериальных средств;
- ОС — основных средств;
- денежных средств.
- Неполная – проводится опись только определенных видов имущества.
- Полная – описывается все имущество предприятия, которое можно отнести к ТМЦ.
- выборочная – проверяются только определенные виды ТМЦ;
- сплошная – проверяются все ТМЦ, расчеты и средства, принадлежащие предприятию.
- Отдельные структурные подразделения (касса, склады, бухгалтерия).
- Полностью все предприятие.
Для чего нужна и когда проводится?
Согласно Приказу МФ №49 от 1995г., проведение инвентаризации имеет следующие цели:
- Сверка полноты и корректности отображения в учете предприятия его обязательств.
- Выявления количества имущества, которое по факту имеется на предприятии.
- Сопоставление данных, указанных в бухучете с тем, что имеется по факту.
Если в организации работники несут коллективную материальную ответственность (КМО), то инвентаризация должна проводиться в следующих ситуациях:
- из бригады либо коллектива выбыло более 50% участников;
- происходит смена руководителя;
- от одного либо нескольких членов коллектива поступило требование провести инвентаризацию.
Независимо от формы предприятия, в обязательном порядке инвентаризация должна проводиться в таких случаях:
- Планируется составление ежегодной бухотчетности.
- Предусмотрена смена МОЛ.
- На предприятии были выявлены либо есть подозрения на злоупотребление сотрудниками своим положением, хищения, недостачи, факты порчи имущества.
- Имущество предприятия планируют передать в аренду, предстоит реорганизация, преобразование либо его полная ликвидация.
- Произошел форс-мажор – стихийное бедствие, пожар, авария и т.п.
Проведение такого мероприятия позволяет проверить и обнаружить:
- Насколько правильно хранятся ТМЦ.
- Присутствие недостачи и фактов хищения.
- ТМЦ, которые в процессе хранения, полностью либо частично утратили свою первоначальную стоимость.
- Наличие на хранении неиспользуемых либо превышающих нормативное количество ТМЦ, которые в последствии, будут подлежать реализации.
Ознакомиться с правилами и порядком проведения инвентаризации можно в Методических указаниях, утвержденных Приказом МФ РФ №49, принятым в 1995 г.
Также правила и порядок проведения инвентаризации на предприятиях содержатся в таких нормативно-правовых актах:
- Постановления Госкомстата №26 от 27.03.2000 и №88 от 18.08.98.
- ФЗ о бухучете №402 от 06.12.2011.
- Положения по бухучету №1/98 и по ведению бухучета и бухотчетности в РФ, утвержденное приказом МФ РФ 29.07.98, №34н.
Используется для фиксации информации об основных средствах (недвижимости, устройств машин передаточного типа и агрегатов, инвентаря для хозяйственных и производственных целей и прочее). Инвентаризация ОС выполняется при условии присутствия всех членов входящих в комиссию и человека, имеющего материальную ответственность.
После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов.
6.2. В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с поставщиками и покупателями проверяются акты сверки расчетов, суммы выплаченных авансов, а также начисленные и уплаченные суммы согласно налоговым декларациям, иным отчетным формам и платежным документам.
- Указывается номер фонда по порядку.
- Вводится наименование нефинансового актива.
- Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
- Вносится единица измерения.
- В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
- В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
- В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
- В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
- В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:
- В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.
В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета п. Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.
Разберемся, что такое инвентаризация, для чего она нужна и как проводится, а также предоставим образец приказа об инвентаризации в бюджетном учреждении года. Что представляет собой процедура инвентаризации Так называется процедура проверки количественных и качественных характеристик имущества учреждения и состояний ее финансовых обязательств на установленную дату, обеспечивающая контроль за сохранностью объектов основных средств.
Целью проверки является сравнение ценностей и сопоставление их настоящих объемов с теми, которые указаны в документах. Сначала комиссия проверяет описи товаров и ценностей на предприятии, затем сравнивают их с цифрами на бумаге.
- требуется составить годовой отчет;
- происходит назначение новых лиц, ответственных материально перед предприятием;
- перед передачей собственности другим гражданам;
- после любых чрезвычайных ситуаций, например, краж, пожаров, наводнений, т.д.
- выявление объектов ОС, не соответствующих критериям актива.
- выявление объектов, подлежащих согласно стандарту отражению в бюджетном учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшихся в составе основных средств и (или) отражавшихся на забалансовом учете;
При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права; материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»; субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод); материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.
Инвентаризация-2020: нюансы проведения и оформления результатов
Если во время инвентаризации поступили новые товары, оформите их отдельной описью и оприходуйте товары после инвентаризации. На сопроводительных документах сделайте отметку «после инвентаризации» и укажите реквизиты описи.
Инвентаризацию нужно проводить для того, чтобы проверить фактическое наличие имущества и его состояние на установленную дату с данными бухучета. А если при проверке обнаружены ошибки, исправить их в отчетном периоде. Инвентаризация бывает двух видов: обязательная и добровольная.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (акты инвентаризации), составленные не менее чем в двух экземплярах.Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может быть определено на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются к описи.Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризация – это один из методов бухгалтерского учета, представляет собой сверку фактического наличия имущества с показателями бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация — это оценка, контроль за правилами хранения и состояния средств и ценностей в целом. Фактическое наличие имущества определяется путем обязательного взвешивания, обмера и подсчета. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должна проводиться инвентаризация в бюджетном и казенном учреждениях, с целью проверки товарно-материальных ценностей и документального подтверждения их наличия.
Шаг 3. Указываем, что надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов, ценностей, товаров и указанных в документах. В нашем случае пример причины инвентаризации в приказе содержит формулировку:
Документ может разработать любой сотрудник, знающий требования бухучета и уполномоченный вести разработку соответствующей документации на предприятии. Кем утверждается положение о порядке использования инвентаризации? Непосредственным руководителем организации.
- Федерального закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ о бухучете;
- Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где прописана основная процедура;
- Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, которым утверждены методические указания по проверке наличия имущества и финансовых обязательств. Их обязательно надо учитывать, когда разрабатывается положение об инвентаризации в бюджетном учреждении. Для коммерческих структур этот документ необязательный, но его стоит изучить, поскольку в нем описаны все действия, которые надо совершить при проведении контрольных мероприятий по описи имущества, начиная количеством проверок и порядком формирования комиссии, заканчивая правилами оформления результатов инвентаризации.
- периодичность проведения проверок и случаи, когда может производиться внеплановый контроль (все ситуации перечислены в п. 1.5 Методических указаний Минфина);
- перечень материальных ценностей, которые подлежат проверкам. При необходимости можно выделить отдельно правила проверок финансовых вложений, нематериальных активов, незавершенного строительства, оценочных резервов;
- положение об инвентаризационной комиссии (кто назначает, сколько человек должно входить, кто из сотрудников может привлекаться к такой процедуре);
- правила проведения;
- порядок оформления результатов проверок. Здесь нужно учитывать, что результаты комиссия записывает в ведомости, акты и описи по формам, которые:
- содержатся в Постановлениях Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2021 № 26 (с 2021 года такие унифицированные формы не являются обязательными);
- или утверждены организацией и содержат все требуемые законодательством реквизиты.
1) пунктов 35 – 37 ФСБУ «Концептуальные основы», которыми установлено понятие актива. Из положений этих пунктов следует, что для целей ведения бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Материальные запасы учреждения – это активы;
Любое учреждение, входящее в состав силовых министерств и ведомств, при осуществлении своей деятельности использует материальные запасы учреждения . Какие объекты включаются в состав материальных запасов в 2021 году? Как изменятся критерии отнесения объектов к материальным запасам в 2021 году после вступления в силу ФСБУ «Запасы»? Каковы особенности учета объекты материальных запасов согласно требованиям данного стандарта? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.
В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).
Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.
Если на отчётную дату первая выше второй, значит, запасы обесценились — морально устарели, потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная стоимость и т. д. В этом случае нужно создавать резерв под обесценение.
Пример.
31.12.2020 организация приобрела 100 смартфонов, чтобы продавать их по 30 тыс. руб. За 2021 г. половину из них продали, 50 шт. остались на складе. Расходы на продажу одного смартфона — 3 тыс. руб.
В декабре 2021 г. вышла новая модель. Старую теперь можно продать не дороже 20 тыс. руб.
Рассчитаем чистую цену продажи, то есть из рыночной стоимости вычтем расходы на продажу:
20 000 РУБ. — 3 000 РУБ. = 17 000 РУБ.
Резерв под обесценение на один смартфон = 30 000 РУБ. — 17 000 РУБ. = 13 000 РУБ.
На 50 смартфонов: 13 000 РУБ. Х 50 ШТ. = 650 000 РУБ.
На сумму обесценения начисляем резерв: ДТ 91 КТ 14 — 650 000 РУБ.
Согласно п. 47 ФСБУ 5/2019 есть два варианта: пересчитать показатели прошлых лет или применять только к новым фактам хозяйственной жизни, то есть с 2021 года.
В учётную политику на 2021 год нужно внести изменения.
- Уберите упоминания устаревших нормативных актов: ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», методических указаний, утв. Приказом Минфина России № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г.
- Если вы оценивали незавершённое производство по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, утвердите другой метод из пп. 27 ФСБУ 5/2019.
- Приведите положения, касаемые запасов, в соответствие с нормами ФСБУ 5/2019.
- Пропишите вариант, который вы выбрали для начала применения нового стандарта — с 2021 года или с пересчётом прошлых лет.
Хотите автоматизировать 80 % работы бухгалтера и не допускать ошибок — подключайтесь к сервису «Моё дело». Вы избавитесь от рутины и будете успевать намного больше. По сложным вопросам учёта вы сможете бесплатно получать консультации экспертов сервиса.
Убедитесь лично в функциональных возможностях сервиса
Зарегистрируйтесь прямо сейчас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» и оцените все возможности системы в течение бесплатного пробного периода.
Шаг 1. Указываем название документа.
Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.
Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, а также перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества можно сокращать.
Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.
Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.
Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.
Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.
Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.
Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специальном журнале.
Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.
- Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
- Изменения с 1 января 2021 года
17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.
Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.
Инвентаризационная опись, или, как ее еще называют, сличительная ведомость по объектам нефинансовых активов, отражает оперативный результат проверки в государственных и бюджетных учреждениях. Реестр имеет унифицированную форму — ОКУД 0504087 инвентаризационная опись. Она утверждена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015. С 01.01.2018 применяется обновленный формат сличительной ведомости, бланк и регламент заполнения которой закреплены в Приказе Минфина РФ № 194н от 17.11.2017.
Вот так выглядит инвентаризационная опись, бланк скачать (форма ОКУД 0504087) можно бесплатно.
Шаг 3. Указываем, что надо проверить и в каком подразделении, объясняем причины, по которым необходимо провести сравнение реальных запасов, ценностей, товаров и указанных в документах. В нашем случае пример причины инвентаризации в приказе содержит формулировку:
Документ может разработать любой сотрудник, знающий требования бухучета и уполномоченный вести разработку соответствующей документации на предприятии. Кем утверждается положение о порядке использования инвентаризации? Непосредственным руководителем организации.
- Федерального закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ о бухучете;
- Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, где прописана основная процедура;
- Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, которым утверждены методические указания по проверке наличия имущества и финансовых обязательств. Их обязательно надо учитывать, когда разрабатывается положение об инвентаризации в бюджетном учреждении. Для коммерческих структур этот документ необязательный, но его стоит изучить, поскольку в нем описаны все действия, которые надо совершить при проведении контрольных мероприятий по описи имущества, начиная количеством проверок и порядком формирования комиссии, заканчивая правилами оформления результатов инвентаризации.
- периодичность проведения проверок и случаи, когда может производиться внеплановый контроль (все ситуации перечислены в п. 1.5 Методических указаний Минфина);
- перечень материальных ценностей, которые подлежат проверкам. При необходимости можно выделить отдельно правила проверок финансовых вложений, нематериальных активов, незавершенного строительства, оценочных резервов;
- положение об инвентаризационной комиссии (кто назначает, сколько человек должно входить, кто из сотрудников может привлекаться к такой процедуре);
- правила проведения;
- порядок оформления результатов проверок. Здесь нужно учитывать, что результаты комиссия записывает в ведомости, акты и описи по формам, которые:
- содержатся в Постановлениях Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 и от 27.03.2021 № 26 (с 2021 года такие унифицированные формы не являются обязательными);
- или утверждены организацией и содержат все требуемые законодательством реквизиты.
1) пунктов 35 – 37 ФСБУ «Концептуальные основы», которыми установлено понятие актива. Из положений этих пунктов следует, что для целей ведения бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Материальные запасы учреждения – это активы;
Любое учреждение, входящее в состав силовых министерств и ведомств, при осуществлении своей деятельности использует материальные запасы учреждения . Какие объекты включаются в состав материальных запасов в 2021 году? Как изменятся критерии отнесения объектов к материальным запасам в 2021 году после вступления в силу ФСБУ «Запасы»? Каковы особенности учета объекты материальных запасов согласно требованиям данного стандарта? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.