Льготы чернобыльцам учавствовавшим в ликвидации последствий аварии в 89-90 г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы чернобыльцам учавствовавшим в ликвидации последствий аварии в 89-90 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.

Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Социальная защита граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС

Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.

Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).

Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.

Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).

Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.

Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.

Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.

Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.

Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?


В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).

Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).

Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г.860,25 грн.).

Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:

  • гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
  • гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.

Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

Пенсии чернобыльцам: перерасчет чернобыльских пенсий в Украине

В 1986 г. мужчина эвакуирован из г. Чернобыля. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию?


Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, эвакуированным из других территорий зоны отчуждения в 1986 г., — на восемь лет.

Распоряжением начальника Гражданской обороны Киевской области от 02.05.86 г. № 09 определена 10-километровая зона отчуждения, из которой провели эвакуацию населения в период с 27.04.86 г. по 03.05.86 г., и постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦРПС от 07.05.86 г. № 524-156 определена 30-километровая зона, из которой провели эвакуацию населения начиная с 02.05.86 г. и заканчивая 28.08.86 г., г. Чернобыль — 30-километровая зона.

Таким образом, право на пенсию по возрасту мужчина приобретет по достижении 52-летнего возраста (608).

К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г.два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г.пять дней и в сентябре 1989 г.15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?


В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (605).

Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия.

Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов.

Законом также предусмотрена льгота, связанная со снижением пенсионного возраста. Правом досрочного выхода на пенсию пользуются участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения с момента аварии до 1 июля 1986 г. – независимо от количества рабочих дней, а в период с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. – не менее 5 календарных дней.

Важно! Эти лица выходят на пенсию на десять лет раньше остальных.

Тем, кто работал в зоне отчуждения не меньше 14 дней на протяжении 1987 г., пенсионный возраст снижается на 8 лет. На 5 лет сокращен пенсионный возраст для тех, кто работал на ЧАЭС с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. меньше 5 дней, и не меньше 30 дней – в 1988 г., а также тех, кто трудился на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не меньше 14 календарных дней в 1986 г.

Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1 (мужчины – 10 лет и более, женщины – 7 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 3 года сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах.

Пострадавшие от Чернобыльской катастрафы Уменьшение ПВ
эвакуированные из 10-км зоны отчуждения в 1986 г. 10 лет
эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. 8 лет
лица, которые постоянно проживали или постоянно проживают или постоянно работали или постоянно работают:
  • в зоне безусловного (обязательного) отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет
4 года и плюс 1 год за каждый год проживания, работы, но не более 9 лет
  • в зоне гарантированного добровольного отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 3 лет
3 года и плюс 1 год за 2 года проживания, работы, но не более 6 лет
  • в зоне усиленного радиологического контроля при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет
2 года и плюс 1 год за 3 года проживания, работы, но не более 5 лет
лица, которые работали с момента аварии до 1 июля 1986 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев в течение 1986 – 1987 гг. за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (по радиационным факторам), связанными с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, которые выполнялись по правительственным заданиям 2 года

Что касается пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, то эти граждане также имеют пенсионные льготы:

  • лица, эвакуированные из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., получают снижение пенсионного возраста на 10 лет;
  • эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. – на 8 лет;
  • лица, постоянно проживающие или работающие в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет – на 4 года и дополнительно на 1 год за каждый год проживания, работы, но не более, чем на 9 лет.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.

Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке.

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Получите совет юриста за 15 минут!

В соответствии с Постановлением № 1210 пенсия инвалидности и в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы начисляется по формуле:

П = Зс * Кзс * Кв/100%, где

П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, из которой оплачены страховые взносы, за 2006 год;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, в свою очередь, рассчитывается таким образом:

Кзс = Ск/К, где

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (Кз1 + Кз2 + Кзn), за каждый месяц работы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;

К — количество месяцев.

Коэффициент заработной платы равен: Кз = Зв/Зсм, где Зв — сумма заработной платы за месяц Зсм — показатель среднемесячной заработной платы работников и служащих в отраслях экономики за соответствующий месяц (утверждены Постановлением КМУ от 20.11.2003 года № 1783).

По желанию лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого ставших лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется исходя из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, по формуле:

П = Зс*Кзс*Кв/100%,

где П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, которая определяется как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии (Кзс), определяется по формуле:

Кзс= (Зп(мин)*5)/Зс1,

где Зп (мин) — размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года;

Зс1 — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий соответствующему году.

Размер возмещения фактических убытков (Кв) определяется как процент потери трудоспособности, определенный органами медико-социальной экспертизы.

В случае изменения размера минимальной заработной платы производится перерасчет указанных пенсий исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года.

Ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» выплачивается в следующих размерах:

1) лицам, принадлежащим к категории 1:

из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

лицам с инвалидностью I группы — 474,5 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 379,6 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 284,7 гривны;

для других лиц с инвалидностью, в отношении которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой:

лицам с инвалидностью I группы — 341,64 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 227,76 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 170,82 гривны;

2) лицам, относящимся к категориям 2-4:

лицам, принадлежащим к категории 2 — 170,82 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 3 — 113,88 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 4 — 56,94 гривны;

3) детям с инвалидностью, а также больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью — 170,82 гривны.

Ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, который был на его иждивении, в размере 113,88 гривны.

Повышение пенсий нетрудоспособным пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения составляет:

  • тем, кто проживает в зоне безусловного (обязательного) отселения — 13,2 грн.;
  • тем, кто проживает в зоне гарантированного добровольного отселения — 10% грн.;
  • тем, кто проживает в зоне усиленного радио экологического контроля — 5,2 грн.

Вопрос: Мой муж ликвидатор аварии на ЧАЭС 2 категории. Сейчас он ожидает назначения инвалидности. Будут ли после назначения инвалидности какие-то изменения в пенсионном обеспечении?

Ответ: Лица, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и которые отнесены ко 2 категории, имеют право на уменьшение пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в зависимости от года, в котором проводились работы в зоне отчуждения и периода проживания в зоне безусловного (обязательного) отселения (статья 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее — Закон)).

Инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, относятся к 1 категории.

В соответствии со ст. 54 Закона, пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактического ущерба, который определяется в соответствии с законодательством.

Условия, порядок назначения и минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, определяются актами Кабинета Министров Украины по соответствующим вопросам.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» определен механизм исчисления пенсий, в частности, по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и установлены минимальные размеры пенсий по инвалидности.

Основанием для исчисления пенсии по инвалидности в соответствии с частью 1 статьи 54 Закона является справка о заработной плате, выданной предприятием, учреждением, организацией или их правопреемником. Указанная справка выдается на основании первичных документов: лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов, содержащих сведения о начисленной заработной плате, месте работы (населенный пункт, № зоны, кратность или объект), период работы в зоне отчуждения, конкретные дни работы или их общее количество, продолжительность рабочего дня. Копии первичных документов прилагаются к справке о заработной плате. Первичными являются те документы, которые составлены в период работы в зоне отчуждения.

В минимальном размере пенсия такой категории лиц назначается если нет указанной выше справки о заработной плате.

Учитывая указанное, органы Пенсионного фонда Украины определяют размеры пенсий в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами и с учетом других требований, предусмотренных действующим законодательством.

При этом, если инвалидность не связана с Чернобыльской катастрофой, то устанавливается надбавка на уход при соблюдении условий, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 № 654 «О повышении уровня пенсионного обеспечения граждан».

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

Льготы и компенсационные выплаты чернобыльцам

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

  • Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии

  • Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?

  • Перерасчет пенсии в Украине

  • Негосударственное пенсионное страхование

  • Условия выхода на льготную пенсию

  • Пенсии в связи с потерей кормильца

  • Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки

  • Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?

  • Пенсионная реформа в Украине

  • Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии

  • Гарантии и льготы для инвалидов

  • Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты

  • Пенсионный стаж

  • Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий

Статья актуальна на 2021 год

Права и льготы граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие других ядерных аварий, испытаний и военных учений, гарантируются в Украине Законом «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» 1991 года № 796-XII. Данный закон о чернобыльцах является действующим и на сегодняшний день.

Помимо указанного закона, правительством Украины принят целый ряд постановлений, которыми регулируются отдельные вопросы по предоставлению льгот чернобыльцам и их семьям в 2020 году. О них пойдет речь ниже в этой статье.

Прежде чем подробнее рассмотреть, какие именно льготы предусмотрены для чернобыльцев, и в том числе рассказать о повышении чернобыльских выплат на питание, напомним, какие категории граждан подпадают под этот статус.

Лицами, имеющими статус чернобыльца, считаются:

  1. непосредственные участники ликвидации аварии на ЧАЭС;
  2. потерпевшие от Чернобыльской катастрофы – граждане, в том числе дети, которые пострадали от радиоактивного излучения;
  3. граждане — непосредственные ликвидаторы других ядерных аварий и их последствий (ядерных испытаний, военных учений);
  4. граждане, пострадавшие от радиоактивного излучения вследствие других аварий, нарушения правил хранения и захоронения радиоактивных веществ, если это случилось не по их вине.

Далее вышеуказанные лица распределяются на 4 категории в зависимости от уровня причиненного им вреда, что устанавливается документально и даёт право на соответствующий перечень льгот:

1 категория: инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевших от ЧАЭС, больные лучевой болезнью.

2 категория: участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения: с момента аварии

  • до 1.07.86 – вне зависимости от количества дней
  • С 1.07.86 по 31.12.86 – не менее 5 календарных дней
  • В 1897 – не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие от ЧАЭС;
  • Лица, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения (в том числи дети, которые были зачаты на тот момент — после достижения ими совершеннолетия);
  • Лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного отчуждения с момента аварии и до принятия постановления об отселении (16.12.1992).

3 категория: участники ликвидации аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения:

  • с 1.07.86 по 31.12.86 – от 1 до 5 календарных дней;
  • в 1987 – от 1 до 14 календарных дней;
  • в 1988 – 1990 г. – не менее 30 календарных дней;

К этой же категории относятся лица:

  • работавшие на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или строительстве – не менее 14 календарных дней,
  • потерпевшие от аварии на ЧАЭС, которые постоянно проживали (постоянно проживают, работают или учатся состоянием на сегодняшний день) в зоне безусловного или гарантированного добровольного отселения на день аварии,
  • состоянием на 01.01.93 г. прожили в зоне безусловного отчуждения не менее 2 лет (на территории гарантированного добровольного отселения – не менее 3 лет) и отселенные или добровольно переселившиеся.

4 категория: лица, которые постоянно проживают/работают/учатся в зоне усиленного радиоэкологического контроля, при условии что в этой зоне они прожили, отработали, отучились состоянием на 01.01.93 не менее 4 лет.

Кроме вышеперечисленных лиц, льготы имеют также лица, которые работали с момента аварии до 01.07.86 г. – не менее календарных 14 дней или не менее 3 месяцев в течение 86-87 годов вне зоны отчуждения на работах с особенно вредными для здоровья условиями по радиационному фактору, связанными с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Больным лучевой болезнью, а также пострадавшим вследствие других ядерных аварий и испытаний, категории присваиваются в отдельном порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.12.1992 г. № 674.

Теперь мы остановимся на самых распространенных вопросах, касающихся льгот чернобыльцев, в том числе льгот вдовам чернобыльцев и детям чернобыльцев в Украине.

Чернобыльцы 1 категории имеют право на обеспечение продуктами питания с обязательным прикреплением к магазинам по месту проживания. Компенсируется 50% стоимости продуктов питания, исходя из установленных государством норм.

Чернобыльцы 2 категории имеют право на компенсацию 25% стоимости продуктов питания.

Точные размеры компенсации по чернобыльским выплатам на питание на 2020 год можно посмотреть в Приказе Министерства социальной политики Украины от 25.01.2017 № 111.

Если смерть чернобыльца 1 категории связана с аварией на ЧАЭС, за женой (мужем) такого чернобыльца остаются льготы в виде:

  1. преимущественного права сохранения рабочего места при увольнении сотрудников в связи с сокращением, получение 3-кратной среднемесячной заработной платы, а также на трудоустройство;
  2. выплаты помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты вне зависимости от страхового стажа;
  3. 50% скидки по оплате коммунальных услуг;
  4. внеочередного помещения в учреждения социальной защиты.

В мае 2017 году были внесены изменения в закон о чернобыльцах относительно льгот вдовам (вдовцам) чернобыльцев в Украине после смерти последних.

Так, Законом от 13.04.2017 г. № 2015-VIII было установлено, что пенсии мужьям и женам чернобыльцев из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1 категории, будет выплачиваться пенсия по потере кормильца, вне зависимости от того является ли смерть следствием Чернобыльской катастрофы.

  1. Закон Украины о чернобыльцах определяет, кто и к какой категории пострадавших относится, а также устанавливает основной перечень льгот чернобыльцам и условия их получения.
  2. В данной статье мы рассмотрели льготы чернобыльцам 1 категории, а также коснулись последних изменений в порядке предоставления льгот вдовам чернобыльцев, которые будут действовать с 1 января следующего года.

О перерасчете пенсий военнослужащим ликвидаторам последствий аварии ЧАЭС

Льготы, которые чернобыльцы пытались вернуть себе в течение трех лет, были отменены Верховной Радой в декабре 2014 года. Что потеряли пострадавшие от аварии на ЧАЭС?

Вторая категория чернобыльцев потеряла право на бесплатные путевки в санатории и бесплатный проезд в коммунальном транспорте и электричках. Третья категория лишилась бесплатных лекарств, а те, чей доход выше 1710 грн, — 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг.

Почти полностью были отменены льготы и компенсации для 4-й категории ликвидаторов, ограничено право на получение льгот по медобслуживанию для пострадавших 2-й и 3-й категории и детей-чернобыльцев. Отменена компенсация детям школьного возраста, эвакуированных из зоны отчуждения, и выплата детям, которые находятся на диспансерном учете или числятся как инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Кроме того, было аннулировало право на бесплатное питание для всех детей-чернобыльцев в детских садах и санаторные путевки для ликвидаторов третьей категории. Ну и плюс — тем гражданам, у которых кроме чернобыльских льгот были еще какие-то другие соцгарантии, предложили выбрать какой-то один вид льгот. Чтобы добиться возвращения своих льгот, чернобыльцы массово устраивали по всей стране акции протеста, а 50 народных депутатов обратились по этому поводу в Конституционный суд Украины.

Вердикт Конституционного Суда стал известен 17 июля 2018 года. В нем сказано, что суд признал незаконным урезание льгот чернобыльцам, которое произошло в конце 2014 года. По решению Суда положения о сокращении льгот теряют силу, поскольку льготы, компенсации и гарантии являются особой формой возмещения ущерба. А отмена или ограничение этих льгот, компенсаций и гарантий без равноценной замены будет свидетельствовать об отступлении страны от ее конституционного долга.

Суд, в частности, решил, что в законе о социальной защите чернобыльцев статьи 53 и 60 должны быть возвращены к их более ранней редакции. Статья 53 касалась дополнительной пенсии чернобыльцам и ежемесячной компенсации по утрате кормильца.

По решению суда, выплаты должны производиться вне зависимости от других доходов семьи, заработка или пенсии. А в последней редакции поставлено требование, чтобы дополнительная пенсия вместе с другими доходами не превышала 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Статья 60 ставила перед чернобыльцами требование выбрать одну категорию льгот и компенсаций, если законы предусматривали несколько видов таких выплат. В редакции Конституционного суда эта статья изменена и предполагает, что существующие льготы могут дополняться другими видами выплат.

Вердикт подытожен словами о том, что решение Конституционного Суда является обязательным, окончательным и не может быть обжаловано.

Раньше, до отмены льгот чернобыльцам в 2014 году, на соцзащиту граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, в гобюджет закладывалось финансирование в размере 2,623 млрд грн. А в этом году на нужды чернобыльцев в бюджете предусмотрено только 1,920 млрд грн. Минус 703 млн грн. Это как раз и есть те деньги, которые нужны на восстановление соцгарантий по решению Конституционного Суда.

И это именно те средства, которых не хватает для возобновления льгот чернобыльцам.

«Как только будут заложены в бюджете эти средства, они будут выплачены, — говорит зампредседателя правления Пенсионного фонда Ирина Ковпашко. – О сроках, когда это произойдет, мне трудно говорить. Но, к сожалению, до конца года таких средств в нашем государственном бюджете не заложено».

Проект внесения изменений в госбюджет, в котором предусмотрены 703 млн грн для чернобыльцев, зарегистрирован в Верховной Раде, но пока что в повестку дня он не попал. И не известно, попадет ли. Ведь Кабмин очевидно прежде чем что-то выплачивать, решил основательно почистить ряды чернобыльцев. И в июле этого года принял Порядок выдачи новых удостоверений чернобыльцам и гражданам, участвовавшим в ликвидации других ядерных аварий и испытаний или пострадавшим от их последствий. Новые «корочки» будут разными для участников ликвидации аварий и пострадавших от их последствий. Выдавать их будут в управлениях соцзащиты населения по месту регистрации на основании решений региональных комиссий. А после 1 января 2019 года все чернобыльские удостоверения старого образца станут недействительными. В Кабмине предполагают, что у нас очень много чернобыльцев – «липовых», и от них нужно избавляться. И это, конечно, правильно. Но не попадут ли под эту метлу настоящие ликвидаторы и те, кто пострадал от последствий аварии?

«Прошло более 32 лет после Чернобыльской трагедии, — говорит вице-президент организации «Союз Чернобыль Украины» Анатолий Лигун. — 117 тысяч чернобыльцев, в том числе 49 тысяч участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, имеют инвалидность бессрочно и статус 1 категории, остальные имеют 2 и 3 категории. Многие из них, по разным причинам, не сохранили документов, подтверждающих их участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Более того, что касается тех лжеликвидаторов, которых действительно нужно оставить без статуса чернобыльца, — в основном чиновники разного уровня, поэтому власть сделать этого не сможет, потому что они имеют идеальные справки. В первую очередь могут пострадать настоящие ликвидаторы».

Алла Рыбалко

1. В случае смерти участника ЛПА на ЧАЭС необходимо вызвать врача «Скорой помощи» (телефон 03). После подтверждения медицинской службой факта смерти сообщить о случившемся в полицию (телефон 02).

2. Узнать у врача «Скорой помощи» или сотрудника полиции адрес морга, куда будет отправлено тело умершего, телефоны.

3. Вы имеете право на бесплатное хранение тела в морге до 7 суток, по письменному заявлению близких -до 14 суток (Статья 8 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 г.).

4. Для лиц, имеющих инвалидность, связанную с участием в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обязательно провести вскрытие тела (бесплатно) для подтверждения связи причины смерти с инвалидностью. При отказе от проведения бесплатного вскрытия необходимо написать заявление и потребовать его зарегистрировать.

5. Обязательное получение в морге акта вскрытия, где желательно чтобы было указано, что смерть наступила вследствие одного из заболеваний, указанных при установлении инвалидности, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле.

6. По справке из медицинского учреждения получить в отделе регистрации актов гражданского состояния «Свидетельство о смерти».

7. Получить разрешение на захоронение тела на любом кладбище (в том числе закрытом для захоронения) — это в г. Москва. В других регионах может быть по разному. 8. Имея при себе акт о вскрытии, обратиться в поликлинику, где наблюдался умерший, для подготовки соответствующих документов и их отсылки в Межведомственный экспертный Совет с целью официального установления связи смерти с участием в ликвидации последствий аварии на ЧЭАС.

9. Обратиться в районную чернобыльскую организацию (по месту постоянного проживания участника ЛПА) с просьбой оказать помощь в организации и проведении похорон (по желанию)

10. Кто не хочет пользоваться по какой-то причине помощью региональной общественной организацией СЧР, то: Для оформления и отправки документов на МЭС для установления Причинной связи с Чернобылем умершего инвалида (ликвидатора) чернобыльца можно обратиться в Региональное Министерство (Управление) Здравоохранения в Отдел мобилизационной работы. (Это у нас в Рязани, в других регионах может быть по-другому или вообще не быть). Одним из обязанностей которого является: обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности. Там расскажут, какие нужно собрать копии документов и помогут отправить на МЭС.

11. Имея при себе Свидетельство о смерти, обратиться в районное Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту прописки умершего с письменным заявлением о выделении пособия на погребение: а) как рядового гражданина, б) как участника ЛПА на ЧАЭС. Получить пособие на погребение согласно Закону РФ № 1244-1 от 15. 05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 9910,37 руб. в 2015 г. (пункт15 Статьи 14) в) в случае потери кормильца обратиться за назначением денежной компенсации иждивенцам и детям.

12. Вдовам ЛПА на ЧАЭС необходимо письменно обратиться в группу учета ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС районного отдела социальной защиты для оформления удостоверения «Вдова участника ЛПА на ЧАЭС». Основание: Совместные приказы МЧС РФ № 727, Минздрава РФ № 83 и Минфина РФ № 165н от 08.12.2006 г. с учетом последней редакции «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС», п. 5. Это можно сделать одновременно с обращением (письменным) за пособием на погребение. Заключение МЭС необязательно. ПРИМЕЧАНИЕ. Если у умершего чернобыльца было удостоверение «Ветеран военной службы», то за пособием на погребение лучше обратиться в Военный Комиссариат, там сумма больше. Согласно Постановлению Правительства РФ № 460 от 6 мая 1994 г «О нормах расходов денежных средств на погребение…» они переведут на счет любого банка, который у вас имеется, 16258 рублей (такова сумма на сегодняшний день 26.03.2015 г. и она индексируется). Для этого нужно предъявить копии всех имеющихся документов. Так же нужно предъявить сумму расходов, затраченных на Ритуальные услуги. Например, в Рязани в фирме по оказании Ритуальных услуг выдают расходный чек на специальном бланке для Чернобыльцев для предъявления в Военкомат. Деньги перечисляют на банковский счет (вдовы или родственника) в течение 3-х месяцев. Так же в течение 3-х лет после кончины чернобыльца Военный Комиссариат гарантирует перечисление денежных средств на сумму 28099 рублей (по состоянию на 26.03.2015 г., тоже индексируется) на Памятник либо на банковский счет вдовы (родственника), либо безналичным расчетом на счет фирмы изготовителя. Затем представитель военкомата проверяет на кладбище затраченные средства. Одновременно пособие на погребение и в Военкомате и в Собесе недопустимо. Только на выбор одно.

13. Семьям, потерявшим кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере 26046,47 рублей (в 2015 году), родителям погибшего — в размере 13023,27 рублей (в 2015 г.). (Часть 4 Статьи 39). Суммы ежегодно индексируются. ПРИМЕЧАНИЕ. Эти суммы выплачиваются только при наличии заключения МЭС.

1. Направление органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (оригинал) на имя председателя Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию с указанием цели подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти) (образец в Приложении 1): — бывшим военнослужащим из Центральной военно-врачебной комиссии или Медицинского управления (оригинал). — работавшим в системе учреждений Росатома (Минатома) — из Федерального медико- биологического агентства (оригинал).

2. Личное заявление от граждан (копия), подвергшихся радиационному воздействию на имя руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации Центрального федерального округа по месту проживания (образец в Приложении № 2). Для ребенка, родившегося от граждан, подвергшихся радиационному воздействию: — ФИО родителей, данные на родителей, подвергшихся радиационному воздействию, указанные выше. — цель подачи заявления (установление связи заболевания, инвалидности или смерти).

3. Копия паспорта заявителя (только листы паспорта, имеющие записи).

4. Заверенная копия удостоверения Российской Федерации установленного единого образца, подтверждающего факт пребывания в зоне радиоактивного воздействия.

5. Документ, подтверждающий факт пребывания в 30-километровой зоне радиационного воздействия (копия справки из архива Министерства обороны РФ, военного билета и т.п.). Официальная справка о точных сроках пребывания в зоне радиационного воздействия и полученной дозе облучения. Для жителей, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварийной ситуации, подается копия документа пострадавшего и при наличии данные о полученной дозе облучения (если она определялась).

6. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения. Данные о полученной дозе принимаются только от организаций, проводящих дозиметрические исследования непосредственно на месте или официально занимающихся реконструкцией доз. При отсутствии данных Российский МЭС решает вопрос без учета дозовой зависимости заболевания на основании клинической картины имеющихся заболеваний.

7. Маршрутный лист (данные о характере выполняемых работ, заполняется заявителем в произвольной форме). Маршрутный лист (документ, составляемый лицом, подвергшимся радиационному воздействию; указывает о месте нахождения на работах или проживании и характере выполняемых работ в это время). Для ликвидаторов указывается время работы, адреса населенных пунктов или их названия, время работы в данных населенных пунктах, характер выполняемых работ 2 (непосредственно выполняемые работы и время их выполнения). Указывается место проживания (населенный пункт и характер жилого помещения). Место питания. Способ доставки от места проживания к месту работы. При отсутствии этих данных Российскому МЭС сложно определить и учесть факторы, которые могут оказать влияние на принятие решения.

8. Заключение военно-врачебной комиссии (ВВК) — при увольнении (для бывших военнослужащих, копия).

9.Копия трудовой книжки лица, подвергшегося радиационному воздействию.

10. Справка с места работы об условиях труда и характере работы (особо отметить работал ли с источниками ионизирующего излучения).

11. Справка с места жительства.

12. Выписка (только в отпечатанном варианте) из медицинской документации гражданина, подвергшегося радиационному воздействию (амбулаторная карта, медицинская карта стационарного больного), содержащая в полном объеме информацию:

12.1. О состоянии здоровья пострадавшего до и после воздействия радиационных факторов, начале заболевания, частоте обострений с описанием жалоб, данных объективного статуса, локального статуса, данных параклинических методов обследования, лечения, обоснования выставленных диагнозов.

12.2. О динамике состояния здоровья пострадавшего по годам обращений в медицинское учреждение с учетом частоты обострений заболевания и сведений о временной утрате трудоспособности и ее причинах с указанием дат и диагнозов.

13. Копии выписок из стационаров за все годы наблюдения, копии консультативных карт.

13.1. Выписки из истории болезни онкологического больного с данными гистологического исследования опухоли.

13.2. Если больной наблюдается у врача-психиатра — выписки из амбулаторной карты, стационара,

14. При наличии инвалидности:

14.1. Ксерокопии направления (посыльный лист) на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, вместе с «Обратным талоном» в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, выдавшую направление на медико-социальную экспертизу» (Форма № 088/у-06) — при первичном и всех повторных освидетельствованиях;

14.2. Ксерокопии Справок МСЭ при наличии инвали��ности.

Обжалованию не подлежит. Когда чернобыльцам вернут льготы по решению суда?

Перечень льгот:

  1. Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
  2. Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
  3. Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж. Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.
  4. Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации. Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.
  5. На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.
  6. Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.
  7. Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.
  8. Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
  9. Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
  10. Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.

В соответствии с Законом, гражданам РФ гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Взрыв на Чернобыльской АЭС признан страшнейшей техногенной катастрофой ХХ века и одной из наиболее масштабных трагедий в истории человечества.

На ликвидацию последствий были отправлены тысячи человек со всех уголков Советского Союза, которые героически сражались с «мирным атомом», оставляя свое здоровье.

На сегодняшний день ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС положены определенные льготы, о которых мы и поговорим далее более подробно.

В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.».

Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247.

К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах.

К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч.

в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение.

Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона.

Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах.

На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?

Точно также продолжат действие права чернобыльцев остальных категорий (работников зоны отчуждения, вынужденных переселенце и т.д.) Пенсионные льготы Особые привилегии в 2016 году есть у чернобыльцев и в отношении пенсионного обеспечения. Для них сохраняется право досрочного выхода на пенсию, но не более чем на 10 лет раньше срока, при наличии соответствующего стажа.

«Чернобыльские» выплаты: основания и компенсация

Начнем с плохого. Законом №68-ФЗ от 06.04.15г. законодатели на год отменили действие той части 5 статьи закона №1244-1, что предусматривает ежегодную индексацию всех выплат чернобыльцам. Таким образом, все льготы компенсационного характера будут предоставлены получателям в суммах, утвержденных соответствующими нормативными актами на 2014 год.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выплачивается гражданам, пострадавшим от радиации, вне зависимости от других выплат. С 1 февраля 2021 года размер ЕДВ для инвалидов-чернобыльцев равен 2678,31 руб. (в январе 2021 г. — 2590,24). За оформлением следует обращаться в отделение пенсионного фонда по месту жительтсва. Подробнее о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от радиации.

-преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с предоставлением иногородним общежития на время учебы. Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития;

: Мать Ветеран Переехала К Сыну Положены Ли Льготы На Жку

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Какие положены льготы чернобыльцам по закону?

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

Ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС им. В.И. Ленина

Льготы для участников ликвидации Чернобыльской АЭС.

Гражданам, принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

— военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

  • Возмещение денежных средств, потраченных ими для восстановления здоровья, а также на восстановление утраченного в результате переезда или эвакуации имущества.
  • Социальное сопровождение и поддержку.
  • Возмещение морального вреда за риск, которому они подвергали свою жизнь.
  • Налоговые льготы.
  • Хотелось бы отметить, что чернобыльцы имеют право пользоваться такими привилегиями:
  • Скидка по оплате стоимости коммунальных услуг (свет, газ, вода, стоимость квадратного метра жилой площади и пр.) в размере 50%.
  • Возврат 50% суммы, потраченной на приобретение топлива, необходимого на обогрев жилья (в том случае, если нет другой альтернативы обогрева).
  • Возможность без очереди получать квартиру, вступать в кооператив или получать земельный участок (для постройки жилья).
  • Чернобыльское удостоверение дает льготы на работе его владельцу быть уволенным в самую последнюю очередь (в случае ликвидации предприятия).
  • Чернобыльцы имеют законное право на предоставление им второго отпуска в срок, который для человека максимально приемлем.
  • В случае переезда на другое место проживания, он имеет право на первоочередное предоставление другой рабочей вакансии. При этом, условия работы и размер заработной платы не должны быть хуже, чем на предыдущем месте работы.
  • Возможность на бесплатное обследование в больницах и поликлиниках, протезирование зубов, лечение в стационарах.
  • Ежегодное и внеочередное получение возможности проходить лечение или восстановление состояния здоровья в пансионатах или домах отдыха.
  • Пенсионный возраст чернобыльцев ниже, чем у обычных граждан.

Граждане, принимавшие участие в 1957-1958 годах в ликвидации последствий аварии, произошедшей на ПО «Маяк», а также те, кто в 1949 — 1956 годах осуществлял защитные мероприятия и реабилитировал радиоактивно загрязненные территории вдоль р.

То есть, государство делает всё возможное для сокращения разрыва между разными группами граждан относительно обеспечения материальными благами, уровня жизни. Законодательное регулирование Предоставление льгот относится к мерам социальной поддержки для граждан государства. Право на получение помощи чётко прописывается в основном законе РФ.

Пенсионное обеспечение лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей производится с учетом норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).

Расчёт за коммунальные платежи со скидками. Государство даёт скидки, если расходы на это направление становятся слишком большими, превышают ранее установленные нормы.

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

[3]


Похожие записи:

Добавить комментарий