Повышение пенсионного возраста в беларуси последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсионного возраста в беларуси последние новости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.

— Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

Как изменится пенсионный возраст в Беларуси в 2022 году

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

Новости по теме «Повышение пенсионного возраста в Беларуси»

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

Новости по теме

Головченко анонсировал пенсионные изменения в Беларуси

С 2021 года введут новый вид пенсии. Кто сможет получить эти выплаты и сколько они составят

«К государству было мало доверия, теперь — еще меньше». Эксперт — об анонсированных изменениях по пенсиям

Для мужчин:

  • С 1 января 2021 года – 62 года и 6 месяцев;
  • С 1 января 2022 года – 63 года.

Для женщин:

  • С 1 января 2021 года –57 лет и 6 месяцев;
  • С 1 января 2022 года – 58 лет.

Дальнейшего повышения пенсионного возраста законом «О совершенствовании пенсионного обеспечения», принятым в 2016 году, не предусмотрено.

Стоит отметить, что власти планируют внести кое-какие изменения в пенсионные начисления. В первую очередь это касается работающих пенсионеров.

Работающие пенсионеры смогут отказаться от получения пенсии. Пенсионер, который откажется на время от получения пенсии в пользу зарплаты, в будущем будет получать большую пенсию – ее размер увеличится в 1,7-1,8 раза.

Работающим пенсионерам повысят пенсии. Как известно, работающие пенсионеры продолжают отчислять деньги в пенсионный фонд. Власти задумались, что это неправильно. Пенсии работающих пенсионеров планируют перерассчитывать.

Возможен и другой вариант – работающие пенсионеры не будут платить 1 % от зарплаты в фонд социальной защиты населения.

Система «3 плюс 3» для развития дополнительного пенсионного страхования. Это нововведение также планируется ввести для работающих белорусов. Предполагается, что работать система будет следующим образом: работник будет отчислять со своей зарплаты 3 % в пенсионный фонд и наниматель также будет отчислять за работника 3 % в пенсионный фонд.

Таким образом будут формироваться пенсионные накопления, на которые будет распространяться право наследования.

Стоит отметить, что сроки вступления в силу вышеперечисленных нововведений в Минтруда не называли.

Ранее отмечалось, что некоторые из этих предложений находятся в стадии практической проработки.

  • Президент
  • Александр Лукашенко
  • пенсионеры
  • Министерство труда и социальной защиты
  • пенсии
  • Беларусь
  • Главные новости

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.

Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

В Беларуси подняли пенсионный возраст, и он продолжает расти

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.

— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.

Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

Чтобы получить пенсию по возрасту у человека обязательно должен быть страховой стаж. В настоящее время он составляет 17,5 года, однако в 2025 году его планируют повысить до 20 лет.

Страховой стаж – общая продолжительность всех периодов трудовой деятельности, за которые уплачивались взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

В настоящее время в страховой стаж не входят:

  • обучение на дневных отделениях в средних специальных и высших учебных учреждениях;
  • служба в армии;
  • декретный отпуск;
  • периоды получения пособия по безработице;
  • отпуск по уходу за инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом), лицом старше 80 лет.

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина – на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая таблица выхода на пенсию:

Дата рождения Возраст выхода на пенсию Срок выхода на пенсию
Ж М Ж М
1-я половина 1962 1-я половина 1957 55,5 60,5 2-я половина 2017
2-я половина 1962 2-я половина 1957 56 61 2-я половина 2018
1-я половина 1963 1-я половина 1958 56,5 61,5 2-я половина 2019
2-я половина 1963 2-я половина 1958 57 62 2-я половина 2020
1-я половина 1964 1-я половина 1959 57,5 62,5 2-я половина 2021
2-я половина 1964и младше 2-я половина 1959и младше 58 63 2-я половина 2022

Повышение пенсионного возраста прекратится во втором полугодии 2022: с 1-го июля 2022 все женщины в Беларуси смогут оформить пенсию по достижении 58, а мужчины – 63 лет.

В Белоруссии пенсионный возраст увеличили на шесть месяцев

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более 10 лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на 5 лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии — до минимальной пенсии по возрасту (с 129,06 рубля до 272,57 рубля).

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодня. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, могут претендовать на социальную пенсию.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2021

Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.

Все деньги, которые поступают в пенсионный фонд, сразу же распределяются между ныне живущими пенсионерами. Такая система называется солидарной или распределительной.

— Наша пенсионная система — это не уникальный пример Беларуси, да и не ее вина, — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Лев Львовский. — Солидарная пенсионная система создавалась очень давно, в середине XX века, когда население росло большими темпами и в развитых странах, и в развивающихся. В таких случаях солидарная система выглядит довольно привлекательно.

Существующая пенсионная система не устраивает ни руководство страны, ни самих белорусов. Власти видят, что в фонд приходится выделять все больше и больше денег из бюджета. Судите сами: если в 2014-м бюджет давал фонду 1,5% от всех поступлений, то на этот год запланировано уже 8,5%. Дальше, по прогнозам ООН, ситуация будет только ухудшаться: работающих будет все меньше, а пенсионеров — все больше.

Самих белорусов больше всего не устраивают размер средней пенсии и уравниловка при ее начислении — когда зарплата может отличаться в разы, а пенсия — всего на 20—30%.

В настоящее время в мире существует три типа пенсионных систем: распределительная (солидарная), накопительная и смешанная. Для Беларуси, как и для других стран со стареющим населением, солидарная система не подходит по вышеописанным причинам. Накопительная система в чистом виде не всегда может противостоять экономическим потрясениям и далеко не во всех случаях выполняет социальную функцию.

Несмотря на увеличение страхового стажа, введение добровольного страхования и повышение пенсионного возраста, ситуация с минусом в ФСЗН остается острой. Это одна из главных причин, по которым нужна глубокая пенсионная реформа. Но что будет, если ничего не предпринимать? Нужно будет все больше и больше средств на выплату пенсии. Откуда брать деньги? На первый взгляд, есть несколько вариантов.

Вариант первый — сократить расходы из бюджета на ненужное и направить на пенсии. Но не тут-то было. В этом году Минфин запланировал бюджет с минусом в 5,6 млрд рублей. При этом ожидается, что в этом году в ФСЗН бюджет перечислит 1,63 млрд рублей. Дальше будет больше. И в конце концов нам постоянно придется что-то урезать, чтобы платить пенсии.

Можно, конечно, понадеяться на супервзрывной рост белорусской экономики в ближайшее время, но пока особенных предпосылок ни МВФ, ни Всемирный банк, ни само белорусское правительство не видят.

В Белоруссии пенсионный возраст повышается еще на полгода

За последние четыре года в органы по труду, занятости и социальной защите за помощью в трудоустройстве обратилось 862,2 тыс. граждан, зарегистрировано безработными 533 тыс. человек. При содействии специалистов службы занятости трудоустроено 620,4 тыс. человек, в том числе 375,4 тыс. безработных.

Отмечается улучшение показателей трудоустройства безработных. Уровень трудоустройства зарегистрированных безработных увеличился с 52,1% в 2015 году до 64,7% в 2019-м. Для рынка труда Беларуси характерно сокращение продолжительности периода поиска работы с 4,1 месяца в 2015 году до 2,8 месяца в 2019-м и трудоустройства — с 1,9 до 1,4 месяца соответственно. В 2016—2019 годах обеспечена временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ 186,5 тыс. человек, в том числе более 131 тыс. безработных.

officelife.media

1.04.2021 Нацбанк
USD 1 Доллар США 2.6231BYN

EUR 1 Евро 3.0789BYN

RUB 100 Российских рублей 3.4694BYN

UAH 100 Гривен 9.4196BYN

PLN 10 Злотых 6.5974BYN

  • Ужасный (45%, 1 642 Голосов)
  • Посмотрим, каким ещё 2021-й будет… (37%, 1 338 Голосов)
  • Невероятный (18%, 649 Голосов)

Всего проголосовавших: 3 629

Если у Вас есть интересная история или негативный опыт который хотите предать огласке — обращайтесь.

Телефон для связи с редакцией:

+375 (25) 640-22-40

Принимаем Пресс релизы и приглашения на освещение мероприятий.

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

С 1 января 2021 года повысится пенсионный возраст в Беларуси

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: «Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста — государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии».

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: «Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет». Назначат, — потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: «К моему среднемесячному заработку в 300 долларов — это не роскошь, а необходимость».

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: «Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад». При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу — минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет «даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста».

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

В Белоруссии увеличили пенсионный возраст на полгода

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Уже после того, как повышение пенсионного возраста началось, чиновники не раз говорили о том, что им, вероятно, дело не ограничится. В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. Вместе с тем в январе этого года замминистра труда Валерий Ковальков сказал FINANCE.TUT.BY, что о дальнейшем повышении пенсионного возраста после окончания нынешней реформы речи пока не идет.

— Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

— Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

С тем, что пенсионный возраст повысить следует, но только для женщин, согласна и Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН.

— Учитывая нашу ситуацию с огромным провалом в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, конечно, трогать мужчин уже не стоит, — комментирует эксперт. — Оценки показывают, что если мужчинам установить возраст выхода на пенсию как у женщин, а женщинам — как у мужчин, то женщины все равно на пенсии проживут дольше. Поэтому двигаться в сторону дальнейшего повышения со стороны женщин кажется мне достаточно безболезненным вариантом. Это соответствует и программам гендерного равенства. А если посмотреть, сколько у нас работающих женщин-пенсионеров, особенно в первые годы после наступления пенсионного возраста, то с помощью такого повышения мы просто назовем вещи своими именами.

Задумываться о том, как будет осуществлено это следующее повышение, нужно уже сейчас, подчеркивает Анастасия Боброва.

— Процесс оценки, согласований, расчетов, подготовки занимает время. И было бы хорошо, если бы мы, раз уже вступили в это реформирование, продолжили бы повышение сразу после завершения текущего. А для этого нужно начинать работу уже сейчас.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов

В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.

— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.

Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.

— Повышение пенсионного возраста — это единственное изменение, вероятность которого люди считают очень высоким. Но о других возможных элементах пенсионной реформы, связанных с развитием накопительной системы, изменением формулы расчета пенсий в пользу большей дифференциации, изменением принципов предоставления пенсий на льготных условиях, люди не имеют почти никакого представления. В их глазах дальнейшее развитие накопительной системы имеет такую же степень вероятности, как то, что пенсии полностью отменят или их размер резко уменьшится. Это говорит о том, что у населения нет представления о том, что может происходить с пенсионной системой в дальнейшем. Остается надеяться, что это представление есть у госорганов. На самом деле то, что его не доносят до населения, плохо: это важный аспект, от которого зависит доверие к государственной политике и пенсионной системе, — говорит Глеб Шиманович.

Исходя из этого белорусы плохо представляют, какие именно реформы пенсионной системы могли бы изменить ее к лучшему.

— Единственный пункт, который однозначно поддерживался, — это снижение требований по страховому стажу. Эта проблема очевидна большинству населения и ощущается остро. Около 17% респондентов говорили, что в будущем почти наверняка столкнутся с проблемой выработки страхового стажа, еще четверть опрошенных видят для себя такой риск. Идея включения в страховой стаж службы в армии, отпуска по уходу за ребенком тоже активно поддерживается населением, и такие изменения были бы однозначно позитивно восприняты обществом.

Также эксперты ИПМ спрашивали у людей, делают ли они накопления на будущую пенсию. Большинство ответили, что нет.

— Первая основная причина — низкий уровень дохода: у многих в принципе нет возможности что-то откладывать. Второй момент, о котором говорили люди — это отсутствие доверия к системе. На это повлияли и сгоревшие после распада Советского Союза сбережения, и все белорусские девальвации, — комментирует Глеб Шиманович. — Из-за недоверия к финансовой системе люди готовы делать сбережения на пенсию только в том случае, если их можно будет оперативно забрать, а это противоречит самой сути пенсионных накоплений. В этом я вижу большую проблему и одновременно пространство для развития: необходимо повышать доверие к финансовой системе, развивать ее инструменты.

Еще один вывод из проведенного исследования звучит так: отношение к пенсионной системе, накоплениям и реформам отличается у разных социальных групп. Глеб Шиманович рассказывает, что о функционировании пенсионной системы больше осведомлены те, кого можно назвать белорусским средним классом: люди с высшим образованием, востребованностью на рынке труда, доходом выше среднего.

— Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

В целом же, говорит Глеб Шиманович, с необходимостью реформировать пенсионную систему сейчас сталкиваются практически все страны. Это связано как со старением населения, так и с изменениями на рынке труда: развитием неформальной занятости, уходом в сторону роботизации.

— А это создает новые вызовы — конечно, очень долгосрочные, но однозначного ответа на них пока нет, что создает поле для экспериментов. Беларусь тоже может стать первопроходцем в чем-нибудь. Не обязательно опираться на чей-то опыт, которого может и не быть, нужно творчески подходить к этой проблеме, — считает эксперт.

// TUT.BY

Весной 2016 года Президент Белоруссии подписал Указ №137, призванный усовершенствовать пенсионное обеспечение. В течение 6 лет, пошагово, каждые полгода, повышают возраст выхода на заслуженный отдых.

Таблица от BBQcash, считаем вместе:

Год Минимальный стаж Пенсионный возраст Дата рождения Сроки выхода на заслуженный отдых
Муж. Жен. Муж. Жен
2020 17,5 62 57 С июля 1958 г. С июля 1963 г. С июля 2020 г.
2021 18 62, 5 57,5 С января 1959 г. С января 1964 г. С июля 2021 г.
2022 18,5 63 58 С июля 1959 г. и младше С июля 1964 г. и младше С июля 2022 г.

Интересное от BBQcash: Количество пенсионеров в 2019 году было около 2,6 млн. человек. Это составляет почти 28 % от 9,5 млн. жителей республики.

Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно. Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

Своеобразный переходный этап затронул мужчин 1957-1959 годов рождения и женщин 1962-1964 годов рождения — для них повышение будет проходить постепенно. Государство планирует повысить возраст выхода на пенсию для мужчин до 63 лет, для женщин — 58 лет.

То есть пенсионный возраст поэтапно повышают на 3 года. © Sputnik/ Повышение пенсионного возраста Кстати, в Польше в минувшем году приняли решение не повышать пенсионный возраст. Соответствующий закон обойдется бюджету соседней республики в текущем году в 240 миллионов евро, в 2018-м году — 2,3 миллиарда евро.


Похожие записи:

Добавить комментарий