Защита прав несовершеннолетних детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав несовершеннолетних детей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Защита прав несовершеннолетних детей

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Как защитить свои права ребенку: судебная и внесудебная защита

Как было сказано выше, социальная политика российского государства в первую очередь направлена на защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Ведь именно с этого и выстраивается вся социальная составляющая российского общества.

Защита прав и интересов детей регламентируется несколькими НПА, которые действуют на территории России.

Так как международные договора считаются преобладающими над российским законодательством, то есть имеют приоритет, то первостепенную роль в данном случае имеет Конвенция о правах ребенка. Что же собой представляет данный нормативно-правовой акт?

Конвенция о защите прав ребенка — это правовой акт, принятый на международном уровне, который определяет собой права несовершеннолетних, проживающих на территории государств-участников. Конвенция признается как основополагающий правовой документ, исполнение норм которого считается обязательным для всех без исключения стран, кто ратифицировал международный правовой акт.

Конвенция подразделяется на 54 статьи, в каждой из которых прописаны особенности индивидуальных прав ребенка от самого рождения и до достижения 18 лет (если иное не предусматривает федеральный закон на уровне стран участников). В частности, Конвенция регламентирует основы, которые необходимы для воплощения детьми своих законных прав и интересов, что становятся возможным только в отсутствии злоупотреблений со стороны третьих лиц (жестокости, насилия, принуждения и пр.)

Конвенция была принята всеми участниками международного сотрудничества в рамках ООН, а также Святым Престолом и Палестиной. Единственной страной, где Конвенция не ратифицирована, считается США.

Что касается российской правовой системы, то приоритет играет Семейный кодекс РФ. Именно в данный правовой акт содержит ст. 56, в которой прописаны основы защиты несовершеннолетних, инвалидов, сирот, а также детей, проживающих в приемной или неполной семье, и обязанности родителей, направленные на воспитание и образование несовершеннолетних. Кроме того, данный правовой акт содержит и иные нормы (имеющие свои особенности), в которых прописаны основы благополучия детей, инвалидов и сирот.

Социальная политика государства направлена на то, чтобы максимально разрешить все проблемы, которые могут возникнуть в сфере семейных, имущественных и жилищных отношений. Это связано с тем, что отношения между родителями и несовершеннолетними возникают сразу же после рождения ребенка. Некоторые взаимоотношения регулируются исключительно моральными нормами, в других ситуациях приоритет имеет семейное законодательство. Федеральный или региональный закон, который принимается в России, лишь добавляет разъяснений по поводу условий проживания детей, инвалидов и сирот, осуществления имущественных и жилищных сделок и пр.

Кроме того, федеральный акт (СК РФ), а именно статья 56, фиксирует, что каждый ребенок в современных условиях, проживающий в семье или вне семейных отношений (неважно причисляется он к категории сирот, инвалидов или недееспособных) имеет право на защиту прав от злоупотребления со стороны родителей, усыновителей, опекунов. Согласно этому НПА, каждый ребенок может обратиться в уполномоченный на то орган (федеральный или региональный неважно), направив исковое заявление с целью защиты своих прав и интересов (судебная защита).

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Помимо этого, каждый субъект (гражданин), даже если он не имеет какого-либо отношения к семье, не является участником имущественных и жилищных правоотношений, должен направить исковое заявление в органы опеки и попечительства, если обладает информацией о том, что со стороны родителей осуществляется злоупотребление родительским правом.

Социальная составляющая семейного законодательства РФ имеет приоритет и в том, что каждый ребенок (будь он из категории инвалидов или сирот) наделяется правом высказать собственное мнение при решении имущественных, жилищных и иных важных вопросов, если они, так или иначе, затрагивают его интересы (воспитание и образование в том числе).

Понятие защиты имущественных и жилищных прав ребенка регламентируется ст. 60 СК РФ, а также гражданским законодательством. В том случае если со стороны родителей следует злоупотребление родительскими правами, в том числе при реализации недвижимого имущества, доля в котором принадлежит несовершеннолетнему, каждый ребенок (субъект правоотношений) имеет право направить исковое заявление в федеральный судебный орган (по достижении 14 лет) или уполномоченный департамент, чтобы разрешить возникшие проблемы.

В современных условиях все чаще в юридической практике всплывает понятие «жестокое обращение с детьми (в том числе из категории инвалидов и сирот) со стороны родителей или иных законных представителей. Именно поэтому способы, меры и проблемы защиты детей считаются одной из ключевых тем, которая имеет приоритет над другими вопросами, которые затрагивает социальная политика.

К сожалению, социальная политика государства имеет колоссальные проблемы, которые затрагивают собой защиту интересов сирот, инвалидов и несовершеннолетних детей, проживающих в неполной или асоциальной семье. В частности, как показывает практика, не осуществляется профилактическая работа по предотвращению злоупотребления родительскими правами со стороны родителей и иными законными представителями (это касается таких тем, в частности, как воспитание, образование, а также решение имущественных и жилищных вопросов). Зачастую субъект правоотношений нарушает права ребенка, не выполняет свои обязанности в семье, а также использует запрещенные меры и способы, направленные на воспитание чада. Поэтому исправить сложную ситуацию и решить все проблемы в семье становится крайне сложным.

Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы о том, что способы и меры по защите интересов сирот, детей-инвалидов и несовершеннолетних на территории РФ находятся не в оптимальном состоянии, несмотря на свое существование. В частности, в современном законодательстве до сих пор отсутствует четкое понятие, что можно понимать под защитой прав и интересов несовершеннолетних.

Если обратиться к практике, то органы ювенальной юстиции представляют собой один из самых действенных защитных механизмов детства, который имеет своих характерные особенности. Этот федеральный орган представляет собой систему правосудия, чье влияние в первую очередь имеет приоритет в сторону несовершеннолетних. Судебная система предполагает, что государство должно выступать в роли попечителя детей (сирот и инвалидов в том числе), что позволит защитить их не только от злоупотребления со стороны родителей, но и от вредного влияния со стороны общества.

Понятие ювенальная юстиция (судебная система) представляет собой федеральный механизм, который в первую очередь делает упор не на правонарушения, которые может осуществить субъект, а на внимание к личности правонарушителя. В частности, министерство направляет свои меры на защиту прав и воспитание детей (в частности, сирот и инвалидов), а также тех, кто рос в неблагополучной семье в плохих социальных и жилищных условиях.

Кроме того, социальная политика государства имеет приоритет и в поддержании и поступательном развитии гражданского общества, в рамках которого воспитание, образование становятся приоритетными направлениями. В частности, органы гражданского общества должны принимать меры и проводить мероприятия, которые позволят реабилитировать детей, росших в неблагополучной семье, тем самым уменьшая риски асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних в будущем.

Таким образом, способы и формы защиты прав ребенка, а также обязанности госорганов в данной сфере является одной из самых злободневных тем, которые должна решить социальная политика, в частности через официальные документы (НПА).

Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  • Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;
  • Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего (которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;
  • Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности.
Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав.
  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Понятие «социальная политика» государства подразумевает в первую очередь защиты прав и интересов всех граждан РФ, в особенности, несовершеннолетних детей, относящихся к категории риска.

Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов


Если вы стали свидетелем или узнали о нарушении прав ребенка, необходимо немедленно принять меры. Как и сам несовершеннолетний, права которого нарушены, любой гражданин имеет право обратиться в следующие органы:

  1. правоохранительные органы – сюда относят прокуратуру, органы внутренних дел и комиссия по делам несовершеннолетних;
  2. органы опеки и попечительства – основной государственный орган, уполномоченный защищать права и интересы детей, как проживающих в семье, так и оставшихся без попечительства.

В зависимости от выбранного пути, каждый орган проводит определенные мероприятия.


В полномочия прокурора с точки зрения защиты прав несовершеннолетних входит в первую очередь инициация судебного разбирательства по поводу лишения или ограничения родительских прав, а также по вопросам уголовной ответственности за уклонение от своих прямых родительских обязанностей. Прокурор также принимает активное участие в делах касающихся усыновления и отмены усыновления. Кроме того, на сотрудников прокуратуры возлагается ответственность в отношении защиты детей от информации и пропаганды, которая может оказать негативное влияние на их нравственное и психическое развитие.

Обращаясь в прокуратуру, каждый гражданин может быть уверен, что заявление будет рассмотрено соответствующими органами и при подтверждении фактов нарушения прав несовершеннолетних, последует возбуждение судебного разбирательства.


Комиссии по делам несовершеннолетних могут создаваться как высшими государственными органами власти, так и органами местного самоуправления. Являясь коллегиальным органом, основные задачи комиссии по делам несовершеннолетних заключаются в защите прав и интересов детей, надзоре за развитием, воспитанием и условиями проживания несовершеннолетних, а также в профилактике детской преступности и беспризорности.

Обращаясь в комиссию по делам несовершеннолетних, следует понимать, что данный орган имеет следующие полномочия:

  • разработка программ по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • осуществление мер профилактики беспризорности и правонарушений среди детей;
  • производит выявления и надзор за несовершеннолетними гражданами, которые вынуждены проживать в социально опасных условиях;
  • принимает непосредственное участие в судебных заседаниях, связанных с нарушениями прав детей и т.д.

Кроме перечисленных структур, которые играют ключевую роль в реализации законов о защите прав несовершеннолетних, эти функции выполняются также рядом других органов и общественных организаций. Так, став свидетелем нарушения прав ребенка, целесообразно также обратиться в Центр социальной помощи семье и детям, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.

Защита прав несовершеннолетних

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Поменять имя, фамилию и отчество
  • Жить за счет родителей
  • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
  • Общаться с родными после развода родителей
  • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
  • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
  • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
  • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
  • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
  • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
  • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
  • Учиться и лечиться за счет государства
  • Ходить в сад и школу рядом с домом
  • Учиться дома, а не в школе
  • Работать с 16 лет
  • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
  • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
  • Заниматься бизнесом и подрабатывать
  • Вступать в брак с 16 лет
  • Получать наследство, даже если завещание на других людей
  • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
  • Ездить за границу без сопровождения взрослых
  • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
  • Получить гражданство РФ
  • Защищать свои права и интересы
  • Требовать уведомления родителей при задержании
  • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.

Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.

Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.

Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.

Документы, которые закрепляют права ребенка и соответственно, на основании которых может производиться защита нарушенных прав ребенка, это, прежде всего, международные документы и нормативно-правовые акты РФ.

Среди международных документов можно назвать декларацию прав ребенка, Конвенцию ООН о правах ребенка, Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

На момент написания данного материала в основном законе нашего государства пока закреплено, что приоритет имеют нормы международного права, а если в Конституцию РФ будут приняты изменения, то данный принцип, возможно, перестанет действовать.

Среди актов нашего государства по защите права ребенка можно назвать такие, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка и др.

Весь перечень документов нет смысла приводить, поскольку определенные вопросы, касающиеся защиты прав детей, регулируются различными нормативно-правовыми актами, а какими конкретно – зависит от ситуации, при которой произошло нарушение прав.

При защите прав ребенка в суде, законные представители выступают в интересах ребенка без доверенности, подписывая иски, отзывы, давая пояснения.

Не может быть оформлена какая-либо доверенность и на представителей органов прокуратуры, органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних. Указанные лица выступают в защите прав ребенка напрямую, иногда защищая их даже от своих родителей.

При определенных условиях у ребенка могут в суде выяснить его мнение по тому или иному вопросу, поскольку это непосредственно касается его интересов, например, при определении места жительства ребенка с одним из родителей.

Непосредственно сам процесс, касающийся защиты прав ребенка в суде не отличается от иных процессов, за тем лишь исключением, что может быть заслушано мнение ребенка, ребенок может быть допрошен с обязательным участием педагога или психолога. При этом после выяснения мнения несовершеннолетнего, он должен быть удален из зала судебного заседания.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей (ст. 54 — 60)

Как Вы уже могли заметить, прочитав вышеизложенный материал, защиту прав детей могут осуществлять не только родители, но и определенные учреждения и органы, к которым относятся:

  • органы опеки и попечительства соцзащиты
  • территориальные комиссии по делам несовершеннолетних
  • подразделения полиции по делам несовершеннолетних
  • органы прокуратуры
  • детские дома
  • медицинские организации
  • реабилитационные центры для несовершеннолетних

И конечно помощниками в восстановлении нарушенного права могут быть наши адвокаты АБ «Кацайлиди и партнеры»

Не всегда законные представители знают, с чего начать и как вообще защитить права своего ребенка. В этом вопросе всегда помогут наши адвокаты по защите прав детей в г. Екатеринбурге, которые обладают необходимой квалификацией и знаниями в соответствующих вопросах.

Помощь наших адвокатов заключается:

  1. в консультировании по вопросам защиты прав детей
  2. в подготовке исков в суд о лишении прав второго родителя, о взыскании алиментов и др.
  3. в подготовке отзывов на иск, предъявленный вторым родителем или каким-либо учреждением или органом
  4. в сборе необходимых доказательств в обоснование позиции доверителя по делу
  5. в представлении интересов доверителя в различных учреждениях, в органах и в судах
  6. в оказании иной необходимой юридической помощи, связанной с защитой прав детей

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 71-ФЗ, от 03.06.2009 N 118-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 03.12.2011 N 377-ФЗ, от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 328-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 13.07.2015 N 239-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ, от 04.06.2018 N 136-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 16.10.2019 N 336-ФЗ, от 27.12.2019 N 514-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ, от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ)

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей; (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)

Права несовершеннолетних детей

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 71-ФЗ)

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 58-ФЗ)

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

Абзацы четвертый и пятый — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

Абзацы седьмой и восьмой — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет». (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 326-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 18.04.2018 N 85-ФЗ)

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Как законы защищают безопасность детей

Правовое регулирование всех возникающих вопросов касательно защиты прав ребёнка основывают на Конвенции. Именно это документ – основополагающий среди всех перечисленных законов. Другими словами, Конвенция служит гарантией прав ребёнка в РФ. Но это не всё: есть многие другие моменты, которые требуется упомянуть.

Декларация прав ребёнка содержит ещё многие пункты относительно защиты детей и их жизни. В ней упоминается о защите сиротства, правах детей-инвалидов, защите от сексуального насилия, жестокого обращения. Ещё Декларация прав ребёнка содержит следующие гарантии:

  1. Защиту жилого пространства.
  2. Тайну телефонных переговоров и переписки.
  3. Неразглашение личных сведений, в частности, об усыновлении, личной жизни и т.д.
  4. Возможность получить помощь в случае лишения семьи. В таких случаях права несовершеннолетних детей защищает государство.
  5. Защиту от принуждения работать на вредном производстве.

Соблюдение прав каждого малолетнего человека – обязанность государственных органов. В частности это задача учреждений, отвечающих за опеку и попечительство. При возникновении серьёзных конфликтных ситуаций могут вмешаться прокуратура и суд.

Для этого сам ребёнок (или его родители) могут заполнить специальную форму заявления и отправить его в прокуратуру. Далее дело перейдёт в суд, который и будет регулировать права ребёнка.

Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.

В 14 лет подросток становится несовершеннолетним. Права и свободы каждого ребёнка зависят от того, к какой категории он относится. Так до того, пока ему исполнится 14 лет, все вопросы решают его родители (опекуны, усыновители).

В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Глава 11. Права несовершеннолетних детей

Образование – важнейшее условие, от которого зависит не только карьера, но и благосостояние каждого гражданина. Поэтому в гражданском кодексе РФ говорится, что каждый ребёнок может бесплатно обучаться в школе. Причем государство законодательно регулирует так систему образования, чтобы она помогла каждому ученику:

  • культурно развиваться;
  • развивать личное суждение;
  • воспитывать моральную ответственность.

Всё это поможет каждому со временем приносит пользу обществу, давшему ему все эти возможности.

Ответственность за качество образования лежит не только на образовательных учреждениях, но и на родителях: ребёнку нужно обеспечить все условия для обучения, а также игр, цель которых – улучшение образования.

Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:

  1. Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
  2. Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
  3. Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
  4. Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.

Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Ответственность за защиту прав ребенка в России лежит на:

  • отце и матери;
  • органах попечительства;
  • на прокуратуре и судебных инстанциях.

Если малыш растет без родителей, и проживает в детском доме, то ответственность за него ложится на администрацию учреждения.

В защите прав несовершеннолетнего на законных основаниях могут участвовать:

  • школьный персонал;
  • социальные работники.

Если юный гражданин прошел процедуру эмансипации и считается дееспособным, он может реализовывать свои права без помощи взрослых.

Несовершеннолетний может принять самостоятельные меры, если его права не соблюдаются. Особенно это касается ситуаций, когда нарушителями прав являются его родители. В этом случае он самостоятельно обращается в суд или в органы опеки.

Если о нарушении прав стало известно постороннему, ему следует как можно скорее известить об этом органы опеки того района, где проживает пострадавший.

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций.

Основные способы защиты прав:

  • оформить заявление в органы опеки, полицейский участок или к прокурору;
  • оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Основные права несовершеннолетних детей в России

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.

Задачи комитета:

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

Цели комиссии:

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.

Как уже было отмечено основы правового регулирования по рассматриваемой теме заложены Конституцией РФ и международной Конвенцией.

Помимо указанных актов, на федеральном уровне принят Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ. В нем прописаны основные гарантии государства в отношении детей.

Кроме того, обозначенный список можно дополнить иными документами, которые в той или иной степени регулируют вопрос.

Защитим семью — защитим детей

Согласно нормам действующего законодательства, детьми считаются лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Именно на них распространяется действие главы 11 Семейного Кодекса РФ, ФЗ «О защите детей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеке и попечительств», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в России», а также Конвенции «О правах ребенка». Основным документом среди названных является последний в списке.

Основные права ребенка:

  • на жизнь и на семью (статья 54 Семейного Кодекса РФ);
  • на полное имя (статья 58 Семейного Кодекса РФ);
  • знать своих родителей и общаться с ними, если они проживают отдельно (статья 55 Семейного Кодекса РФ);
  • на общение с родственниками;
  • на воспитание и защиту (статья 56 Семейного Кодекса РФ);
  • на образование;
  • на имущество (статья 60 Семейного Кодекса РФ);
  • на свое личное мнение (статья 57 Семейного Кодекса РФ).

Если лицо до достижения им восемнадцати лет обретет статус эмансипированного, рассчитывать на правовую защиту детей со стороны государства не следует.

Защита прав и интересов детей может происходить любым способом, который не перечит нормам действующего законодательства. Федеральным Законом № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года определены основные принципы проведения государственной политики по защите прав ребенка:

  • обеспечение и защита прав детей на законодательном уровне;
  • поддержка территориальных органов по защите прав детей;
  • поддержка семьи, в которой воспитывается несовершеннолетний;
  • привлечение к ответственности лиц, посягнувших на права несовершеннолетнего.

Порядок действий, которые должны осуществляться в случае нарушения прав несовершеннолетних, определяется каждой отдельной ситуацией. Если это было допущено в сфере образования (садике, школе, ВУЗе), родители могут попытаться решить данный вопрос сами посредством обращения к директорам данных учреждений. При невозможности это сделать мирным путем, родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Что касается нарушения прав и интересов непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них, то о данном факте может сообщить любое заинтересованное лицо.

Органы, куда можно обратиться за помощью:

  • попечительские органы;
  • прокуратура;
  • органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
  • участковые уполномоченные полиции.

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 69 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

Защита прав ребенка в школе может быть осуществлена в несколько этапов. Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ.

Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Защита прав ребенка в Российской Федерации предполагает привлечение к ответственности всех виновных лиц. Законом в таких случаях предусмотрена дисциплинарная, административная, и уголовная ответственности.

Основания для привлечения к административной ответственности:

  • уклонение родителей от осуществления алиментных выплат;
  • отказ родителей забирать отпрыска из учреждений, где те временно пребывали ввиду определенных обстоятельств;
  • злоупотребление родительскими правами и т. д.

Как правило, родителям для начала делается предупреждение и накладывается штраф размером от ста до пятисот рублей. В случае повторения ситуаций суммы штрафов значительно увеличиваются.

Основания для привлечения к уголовной ответственности:

  • жестокое обращение (статья 156 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к преступной деятельности (статья 150 Уголовного Кодекса РФ);
  • привлечение несовершеннолетних к употреблению наркотиков, алкоголя прочее;
  • сексуальное растление и т. д.

Должностные лица за свою бездеятельность в ситуациях, когда нарушаются интересы несовершеннолетних, защищать которые является их прямой обязанностью, также могут быть привлечены к ответу перед законом.


Похожие записи:

Добавить комментарий