Налог На Имущество Автомобиль Для Юридических Лиц 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог На Имущество Автомобиль Для Юридических Лиц 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)

Новый порядок налогообложения имущества организаций

  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Если раньше конкретный срок уплаты этих налогов устанавливали регионы, сейчас он один по всей России — 1 марта года, следующего за отчётным. Срок для авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.

Поэтому с 1 января 2021 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).

За автомобили могут начисляться два вида налога: транспортный и имущественный, при рассматривании машины как движимого имущества.

Транспортный налог обязателен к уплате для граждан, проживающих на территории РФ вне зависимости от региона, где зарегистрирован транспорт. Это регламентируется 357 ст. НК РФ. Это же правило касается и организаций, в составе основных средств которых имеются транспортные средства.

Компании должны самостоятельно производить расчёт суммы налога и авансовых платежей по нему. За физических лиц это делают сотрудники ФНС, основываясь на информации государственных регистрационных служб.

Изменения в законодательстве по имущественным налогам в 2021 году

Имущественный налог взимается за движимые и недвижимые активы:

  • находящиеся в использовании, временном владении, постоянном пользовании, доверительном управлении;
  • используются для ведения совместной деятельности;
  • полученные после заключения концессионного соглашения;
  • числящиеся во владении физического лица или на балансе основных средств предприятия.

С подробным перечнем налогооблагаемых объектов можно ознакомиться в ст. 401 НК РФ.

Определение понятию движимого имущества дано в Гражданском кодексе РФ, статья 130. Согласно ей, все объекты подразделяются на недвижимые и движимые.

К первому типу можно отнести землю и имущество на ней расположенное, которое нельзя переместить без нанесения его целостности значительных повреждений. Сюда же относятся суда для плавания по внутренним водным путям, которые прошли регистрацию в государственных реестрах. Все остальные объекты относятся к движимым.

Вопросы уплаты налога на имущество регламентируются главой 30 и главой 32 НК РФ.

Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц обязателен к уплате, если имущество было оформлено до 1 января 2013 года.

В связи с принятием поправок в законодательстве после указанной даты многие организации пытались уклониться от уплаты имущественного налога путем прекращения использования техники, приобретенной ими до января 2013 года. Однако налоговые инспекторы решительно пресекают такие попытки.

Для физических лиц расчетом суммы налога занимаются сотрудники ФНС. После произведения данной операции гражданину по почте должно прийти уведомление, в котором содержится информация о сроках и сумме уплате налога.

Если уведомление не пришло, человеку следует в самостоятельном порядке обратиться в ближайшее налоговое отделение и уточнить информацию по данному вопросу.

В противном случае гражданин может получить пени за просрочку или быть привлеченным к налоговой ответственности.

Гражданин может проверить правильность расчетов налоговой инспекции, предварительно уточнив кадастровую стоимость объекта налогообложения и налоговую ставку, действующую в данном регионе.

Какие налоги обязательны для уплаты на «упрощенке»?

На основании статьи 346.19, а также пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса, уплата налога по УСН предполагает отчисление авансовых платежей в установленные законодательством сроки:

  1. до 25 октября текущего года – за 9 месяцев.
  2. до 25 июля текущего года – за полугодие;
  3. до 25 апреля текущего года – за 1 квартал;

Конечную сумму налога по УСН за 2021 год нужно будет перечислить в бюджет государства не позднее, чем 31 марта 2021 года.

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.
Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2020 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2019 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:

  • реорганизации юрлица;
  • передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
  • ликвидации юридической компании.

Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2020 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.

Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2020 году, будет зависеть от нескольких нюансов. Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации. Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

  • стоимость авто;
  • год выпуска.

Размер коэффициентов следующий:

  • если автомобиль был выпущен более трех лет назад, а его стоимость составляет 3-5 миллионов, то размер ставки – 1,1;
  • если выпущен два года назад и стоимость 3-5 миллионов – 1,3;
  • если выпущен до одного года назад и стоит 3-5 миллионов – 1,5;
  • если машина произведена до 5 лет назад и ее стоимость 5-10 миллионов, тогда используется увеличивающая ставка – 2;
  • если авто произведено в срок до 10 лет и стоит от 10-15 миллионов, тогда коэффициент будет 3.

Ставка 3 это максимальный коэффициент он используется и для авто цена которых 15 миллионов и больше выпущенных до 20 лет назад.

Облагается ли автомобиль налогом на имущество организаций

Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов. Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.

Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?

В отношении этого вопроса комментарии Минфина России были весьма противоречивы. С одной стороны, ведомство неоднократно подчеркивало, что если комплектующие, без которых движимое имущество не может использоваться, были приобретены у взаимозависимых лиц, то льготы в отношении него применяться не могут. Вне зависимости от того, было ли оно приобретено до 01.01.13 или позже этой даты.

С другой стороны, в некоторых официальных письмах, направленных для ознакомления в налоговые органы на местах, отмечалась кардинально противоположная позиция.

Соответственно, можно сделать вывод, что конечная резолюция по спорному моменту будет в каждой отдельной ситуации своя. Если при экспертном анализе документов выяснится, что движимое имущество было банально разобрано с целью последующей передачи взаимозависимому лицу и уклонения от уплаты налогов, то избежать выплат не удастся. Если же будет видно, что целью покупки у взаимозависимого лица было действительно приобретение комплектующих для дальнейшей самостоятельной сборки транспортного средства (например, какой-то спецтехники), то, возможно, отстоять свое право на получение льготы организации удастся.

Допускается ли налоговая льгота, если движимое имущество было приобретено после 1.01.13 через взаимозависимое лицо — комиссионера?

По заявлению Минфина, льгота при покупке движимого имущества по договору комиссии с взаимозависимым комиссионером возможна. Но только в том случае, если сам поставщик не будет выступать как взаимозависимое лицо ни в отношении комиссионера, ни в отношении самого заказчика. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, то льгота действовать не будет.

Большинство автовладельцев в результате приобретения машины задаются вопросом, а нужно ли им платить налог на имущество помимо ключевой пошлины – транспортного налога?

Ответ прост, платить ничего не нужно. Все физические лица с началом 2013 года освобождены от уплаты налога на имущество в отношении автотранспорта.

От данной пошлины были освобождены все автомототранспортные средства, которые зарегистрированы как до даты принятия распоряжения, так и позднее 1 января 2013 года. Это, что касается физических лиц.

С физическими лицами проблем не возникает, все предельно просто транспортные средства налогом на имущество в 2020 году не облагается.

А вот по поводу юридических инстанций возникает много вопросов, кто и за что обязан платить налог на движимое имущество, а кому предоставлены льготы или освобождение от уплаты пошлины. Давайте обо всем по порядку.

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 года налог на имущество организаций и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов. Это минимизирует риск возникновения выпадающих налоговых доходов.

Также внесены изменения в правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. С 2021 года ее изменение в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством о кадастровой оценке и ст. 378.2 НК РФ. Например, к таким случаям относятся:

внесение изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, которые ее уменьшают;

корректировка кадастровой стоимости из-за установления рыночной стоимости объекта. Это влечет применение новой стоимости за период, с которого для целей налогообложения применялась изменяемая кадастровая стоимость.

При определении налоговой базы используется постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П. Оно признает не противоречащими Конституции РФ нормы ст. 378.2 НК РФ, но при этом налоговая база не может определяться по кадастровой стоимости здания, строения или сооружения только в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В таком случае необходимо учитывать назначение и (или) фактическое использование такого здания, строения или сооружения.

В 2021 году предельные налоговые ставки для железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, остаются на уровне налогового периода 2020 года и не могут превышать 1,6%.

Также начиная с представления декларации за налоговый период 2020 года в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Эта норма направлена на оценку объема выпадающих бюджетных доходов в связи с выведением движимого имущества из-под налогообложения.

Налог на имущество организаций — основные изменения с 2021 года


ФНС прокомментировала поправки к НК РФ, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.

Если у объектов административно-делового и торгового назначения, включенных в региональный перечень объектов, налоговая база по которым определяется по кадастровой стоимости, таковой нет, то с 2021 г. налог и авансовый платеж по нему в текущем налоговом периоде должен исчисляться исходя из среднегодовой стоимости таких объектов.

Указано, в каких случаях изменение в течение налогового периода кадастровой стоимости не будет учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих периодах.

Начиная с подачи декларации за налоговый период 2020 г. в нее включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств.

Подлежит налогообложению любое недвижимое имущество, согласно статье 374 НК РФ.

При этом каждый объект должен находиться на балансе юридического лица в разделе «Основные средства». Сюда же включается и то, что передано на условиях договора временного пользования и доверительного управления.

На балансе юридического лица могут учитываться основные средства, которые переданы ему в управление оперативного или хозяйственного ведения. Они также подлежат учету при расчете суммы налога. Его платит балансодержатель.

С начало налогового периода в 2019 году, движимое имущество организаций не признается налогообложению.

В список необлагаемого имущества входят объекты (п. 4, ст. 374 НК РФ):

  1. Имеющие официальный статус и отнесенные к культурному наследию народов России (произведения живописи, скульптуры, памятники культуры и истории, и иные, перечисленные в Федеральном законе от 25.06.2002 года № 73-ФЗ).
  2. Находящиеся в управлении оперативном органов исполнительной власти Федерации, а также судам, поименованным в международном реестре судов.
  3. Все объекты природопользования (природные ресурсы, в том числе водные объекты).
  4. Ядерные хранилища.
  5. Атомные суда и установки, ядерные установки, космические объекты, ледоколы.
  6. Основные средства на балансе организации, относящиеся к 1 и 2 группам амортизации.
  7. Суда и воздушные суда, получившими статус в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года № 291-ФЗ.

Устанавливают ставку налогового сбора на имущество законы субъектов Российской Федерации, но она не может превысить предельную величину 2,2%. Такое ограничение отражено в статье 380 НК РФ.

Ставка может быть ниже ее или равной в разных территориях страны. Точную цифру, применяемую непосредственно к своей территории, можно уточнить в налоговой инспекции или официальном сайте ФНС.

Чтобы правильно определить сумму аванса, нужно определить среднегодовую стоимость имущества.

Налог на имущество = Средняя квартальная стоимость × Ставку налога / 4.

Берется кадастровая оценка недвижимого объекта, которая устанавливается на 1 января отчетного года.

Налог на имущество = Кадастровая стоимость × Ставка налога

Если говорить об авансовой системе, то платеж будет равен годовой сумме, деленной на 4.

Организация, не обязанная платить авансы, вносит полную сумму по итогам года. При уплате авансов, в итоге следует вычесть из годовой суммы ранее уплаченные предварительные взносы.

Налог на имущество организаций

В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.

∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13

Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.

Пример расчета:

ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2020 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:

  • 1 февраля 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 марта 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 апреля 2021 года – 1 250 000 руб.;
  • 1 мая 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 июня 2021 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 июля 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 августа 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 сентября 2021 года – 810 000 руб.;
  • 1 октября 2021 года – 710 000 руб.;
  • 1 ноября 2021 года – 910 000 руб.;
  • 1 декабря 2021 года – 1 050 000 руб.;
  • 31 декабря 2021 года – 1 150 000 руб.

Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества ООО «Инифити»

за 2021 год: (3450000 + 3110000 + 2430000 + 3110000) / 13 = 930 000 руб.

Налоговая База = 930 000 × 2,2% / 4 = 5 115 рублей

  1. Подается до 30 апреля после истечения налогового года — 30.04.2021 года.
  2. Если применяются в регионе промежуточные периоды отчетов и авансовая система платежей, то следует предоставить до:
  • 30 апреля 2021 года;
  • 30 июля 2021 года;
  • 30 октября 2021 года.

Самым непростым может стать вопрос, куда следует предоставить эту декларацию. Сразу оговоримся, если ваше предприятие является крупным налогоплательщиком, то такой вопрос волновать не должен. Как и тех, у кого нет обособленных подразделений. Однозначно в орган, где встали на учет.

Другое дело, если есть филиалы со своими балансами, а также те, чьи объекты недвижимости находятся в разных территориях. Они будут предоставлять:

  • в первом случае по месту нахождения филиала. Хотя тут головное отделение может пойти на договор с налоговиками и сдавать отчет в свою инспекцию;
  • во втором случае – отчетность сдается, согласно местонахождению каждого из объектов.
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.

От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.

Стоимость объекта и ставка налога

Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Как следует из самого термина, кадастровая цена устанавливается по кадастровым (реестровым) записям. Соответственно, вычисляется она по результатам государственной оценочной деятельности и соответствует рыночной цене, установленной массовым методологическим способом.

Установленные таким образом цены вносятся в государственную кадастровую книгу с присвоением каждому объекту недвижимости собственного номера.

  • земельные участки и прочие объекты природопользования;
  • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
  • объекты культурного наследия народов РФ;
  • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
  • ледоколы и прочие суда;
  • объекты космической отрасли;
  • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
  • имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д.

Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий, перечисленный в статье 381 НК РФ.

  • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
  • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
  • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации, получивших статус участников “Сколково”;
  • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
  • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

Раздел состоит из двух граф:

  • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

  • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.

Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Мы рассказывали в нашей консультации, что с 01.01.2019 вступают в силу изменения в гл. 30 «Налог на имущество организаций», которые предусматривают исключение движимого имущества из состава объектов налогообложения по налогу на имущество (п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ ). С указанной даты объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. А что понимается под недвижимым имуществом и чем отличается движимое имущество от недвижимого?

Налог на имущество организаций в 2021 году для юридических лиц

Гл.30 НК РФ даже в редакции, действующей с 01.01.2019, не дает понятия недвижимого имущества и его отличий от движимого. Поэтому налогоплательщику необходимо руководствоваться порядком, указанным в п. 1 ст. 11 НК РФ. Так, если иное не предусмотрено НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Что относится к движимому и недвижимому имуществу, указано в ст. 130 ГК РФ. Отмечается, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Также к недвижимости относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

К недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в порядке, установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Один лишь факт того, что имущество является недвижимым, не значит, что оно в обязательном порядке будет облагаться налогом на имущество. Так, не облагается налогом на имущество ни в 2018 году, ни с 01.01.2019, в частности, следующее недвижимое имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • объекты, признанные объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

В 2018 году объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций в общем случае признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое в бухгалтерском учете организации в составе объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).

В отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве объектов основных средств с 01.01.2013 (кроме полученных от взаимозависимых лиц или в результате реорганизации или ликвидации), НК РФ предусматривает налоговую льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ). При этом с 01.01.2018 эта льгота действует в конкретном субъекте РФ только в том случае, если она предусмотрена соответствующим законом субъекта (п. 1 ст. 381.1 НК РФ).

Так, к примеру, в Москве налог на движимое имущество 2018 предусматривает указанную выше льготу (п. 31 ч. 1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64). А, скажем, в Тверской области льгота на движимое имущество не действует (Закон Тверской области от 27.11.2003 № 85-ЗО).

Конечно, льгота на движимое имущество может быть предусмотрена в отношении объектов 3-10 амортизационных групп. Ведь движимые объекты основных средств, включенные в 1 или 2 амортизационные группы, вообще не являются объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 01.01.2019 вступает в силу пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Изменения вносятся в п. 1 ст. 374 НК РФ, где дается понятие объекта налогообложения. Из определения объекта налогообложения налогом на имущество исключено слово «движимое». То есть с 2019 года облагаться налогом на имущество может только недвижимое имущество.

Таким образом, с 01.01.2019 налог на движимое имущество отменен по отношению к таким объектам независимо ни от даты их приобретения, ни от способа или источника поступления движимого имущества.

Обращаем внимание, что до 01.01.2019 льготируемое движимое имущество, хотя и не облагается налогом, но отражается в декларации (расчете) по налогу на имущество в разделе 2 в подразделе, посвященном расчету среднегодовой (средней) стоимости имущества. Кроме того, льготируемое движимое имущество и даже движимые основные средства I-II амортизационных групп (которые в принципе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество) справочно отражаются в декларации, расчете по строкам 270, 210 соответственно. С 01.01.2019 ни в расчетных, ни в справочных целях стоимость движимого имущества в декларации (расчете) по налогу на имущество показываться не будет.

Вопрос

Добрый вечер!В марте 2014 годау ОАО приобрело автомобиль, в ноябре 2014 года произошла реорганизация с ОАО в ООО.
Облагается ли автомобиль налогом на имущество в ООО?

Ответ

Налогом на имущество облагается движимое имущество, которое (п. 1, пп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ, Письма Минфина от 06.07.2016 N 03-05-05-01/39563, от 27.05.2016 N 03-05-05-01/30592):

1) учтено на балансе в составе основных средств (на счете 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности»);

2) относится в соответствии с Классификацией ОС к амортизационным группам с третьей по десятую;

3) принято на учет:

— или начиная с 01.01.2013 в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица;

— или до 01.01.2013.

Таким образом, автомобиль принятый на учет в результате реорганизации облагается налогом на имущество организаций.

Согласно НК РФ, основные средства организаций в виде движимого и недвижимого имущества являются объектом налогообложения. Имущественный налог обязаны уплачивать в региональный бюджет российские и иностранные компании. Неважно, имеют ли они представительства в РФ или —нет, но, если своё имущество они зарегистрировали здесь, то и налоги должны платить в РФ. Но всё ли имущество подлежит налогообложению? Нужно ли сдавать налог на имущество если на балансе автомобиль?

На сегодняшний день законодательство не ввело никаких изменений относительно первой и второй амортизационных групп, поэтому в этом случае все остается так, как было.

Однако начиная с третьей амортизационной группы порядок исчисления налога и его уплаты несколько меняется. С января наступившего года все решения относительно того, кого освободить от уплаты налога на движимое имущество, принимают исключительно региональные власти.

Помимо этого, с января текущего года принимается дополнение к закону, которое гласит, что теперь большее количество граждан могут частично или полностью освободиться от выплаты налога на движимое имущество.

К ним относятся такие категории оборудования, как:

  • движимое имущество, которое на федеральном уровне было причислено к категории высокоэффективного материального средства;
  • движимое имущество, с момента регистрации которого прошло не больше трех лет.

Налог на недвижимое имущество измениться

Тем не менее, многие главы регионов решили не пользоваться возможностью продлить или расширить льготную категорию.

В настоящее время региональные власти во многих субъектах оставили все в таком положении, как оно было в прошлом году.

Несмотря на то что предприятия могли выиграть тем, что заплатили бы меньше налогов, и эти деньги пошли на расширение экономических возможностей, регион вынес решение не предоставлять им такой выгоды.

Начиная с января текущего года, все внесенные и ранее рассмотренные поправки были внесены в текст действующего законодательства и уже действуют на территории всей страны. Именно из-за данных поправок все полномочия по распоряжению льготами были переданы в руки региональных властей. В том числе на откуп региональным властям были переданы и энергоэффективные объекты.

Это означает, что если конкретный регион нашей страны не внес соответствующее постановление, на основании которого энергоэффективные объекты будут пользоваться определенными льготами, то они будут облагаться налогом в установленном законом порядке.

Налог на имущество организаций – обязательный платеж, уплачиваемый в госказну за движимое имущество или любого рода недвижимость, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ, а также локальными законодательными актами субъектов РФ. Базой для исчисления данного налога в большинстве служит среднегодовая цена имущества, однако для некоторых объектов в этой роли выступает их кадастровая стоимость.

В качестве налогоплательщиков выступают организации, владеющие имуществом, входящим в категорию объектов налогообложения в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий