Предметом земельного права являются

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предметом земельного права являются». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Земельное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях. Земельное право можно рассматривать как совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

Основу земельного права образуют нормы гражданского, административного и экологического права.

Необходимо разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Как закреплено в ст. 9 Конституции РФ, земля – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст. 1 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) термин «земля» рассматривается как: «осно­ва жизни и деятельности человека», «важнейший компонент окружающей среды», «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», «недвижимое имущество» и т.д. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Предметом отрасли земельного права являются общественные отношения по поводу земли, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Земельные правоотношения – отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями. Определение понятия «земельные правоотношения» приведено в ст. 3 ЗК РФ, где под этим видом правоотношений признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Земельное право как отрасль права

Субъектами (участниками) земельных отношений являются: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица также могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ. Субъекты определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ.

В п.3 ст.5 ЗК РФ приведены следующие понятия и определения: 1) собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков; 2) землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; 3) землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; 4) арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; 5) обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); 6) правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в п.1 ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферы и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам. Способ воздействия — это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный. Императивный метод исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Метод земельного права содержится в самой нормативно-правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

Система принципов земельного права: а) непосредственно регулирует земельные отношения; б) выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения; в) определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения; г) обеспечивает системность земельно-правового регулирования; д) служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ): 1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека; 4) участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю; 5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

2) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

3) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;

4) федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;

5) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

6) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

7) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Понятие и предмет земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права. Институты Общей части включают: 1) право собственности и иные вещные права на землю; 2) управление земельными ресурсами РФ; 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; 4) правовая охрана земель; 5) управление в сфере использования и охраны земель; 6) правовое регулирование платы за землю; 7) ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Земельное право — отрасль права, регулирующая отношения по использованию и охране земельных ресурсов. Предметом права являются общественные земельные отношения, которые складываются, изменяются под влиянием намерений и волеизъявления людей. (Что такое Право)

Данное право регулирует отношения по поводу земли, в отношении которой установлен определенный правовой режим, с учетом выполняемых социальных, хозяйственных и иных функций. Земля выступает в качестве ограниченного территориального базиса — как место расположения, размещения людей, жилья, производства, железных и автомобильных дорог, космодромов, аэродромов и иных сооружений.

Социальная функция выражается в «том, что земля, равно как и другие природные ресурсы (ее недра, воды, растительный и животный мир), — основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Экологическая функция выражается в том, что земля выступает средством жизнеобеспечения различного рода живых организмов, необходимой основой и стимулятором роста растений, представляет собой неотъемлемую часть единой глобальной экологической системы.

Земля может выступать самостоятельным объектом права собственности, вещных и иных прав государства, юридических лиц, отдельных граждан. Экономико-производственная функция заключается в использовании ее как ничем не заменимого средства производства в сельском, лесном хозяйстве.

Как объект хозяйствования (хозяйственный объект) она участвует не только в чисто земельных отношениях, но и в отношениях, регулируемых лесным, правом, (лесовосстановление, защита и охрана лесов, организация рационального использования земель лесного фонда), гражданским правом (купля-продажа, дарение, мена, залог, наследование, аренда и т.п.), а также трудовым и аграрным правом (организация деятельности сельскохозяйственных предприятий).

Совокупность земельных общественных отношений, выступающих предметом З.п., включает:

  • отношения по поводу собственности, вещных и иных прав граждан и юридических лиц на землю (земельные участки);
  • управленческие отношения, возникающие в сфере осуществления государством и уполномоченными им органами государственного контроля, учета земель и регистрации землепользования, земельного кадастра, землеустройства, земельного мониторинга и т. п.;
  • договорные земельные отношения, возникающие по поводу разнообразных сделок с землей;
  • земельно-процессуальные отношения (земельный процесс);
  • отношения по консервации, деградации земельных территорий (по созданию особо охраняемых территорий, природных комплексов);
  • отношения, возникающие в сфере восстановления и улучшения плодородия почв, охраны земель от ветровой и водной эрозии и т.п.;
  • охранительные земельные отношения, связанные с применением мер юридической ответственности за земельные правонарушения.

Система З.п. представляет собой внутреннюю структуру построения отрасли, порядок и четкую последовательность расположения ее правовых институтов. Общая часть З.п. объединяет:

  • общие положения З.п.;
  • право собственности, вещные и иные права на землю;
  • управление земельными ресурсами;
  • право землепользования;
  • земельный процесс;
  • правовая охрана земель;
  • юридическая ответственность за земельные правонарушения.

В особенной части З.п. устанавливаются правовые режимы:

  • земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, т.е. расположенных в пределах черты поселений;
  • земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения (к ним относятся земли, отведенные в установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач);
  • земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (к ним в первую очередь относятся земли особо охраняемых природных территорий);
  • земель лесного фонда, т.е. покрытых лесом (лесной растительностью) и не покрытых ею, но предназначенных для ее восстановления, нужд лесного хозяйства и лесной промышленности;
  • земель водного фонда, т.е. занятых водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земель, выделенных под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов;
  • земель запаса, т.е. не предоставленных в собственность, владение, пользование и аренду.

Для З.п. последних лет характерен метод экологизации, выражающий возрастающее влияние экологии, закрепляющий в земельно-правовых нормах требования по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, экологических принципов и нормативов в использовании земель, защите ее от негативных последствий производственной и иной деятельности.

Не менее важное значение, чем предмет регулирования, для характеристики земельного права имеет метод, посредством которого осуществляется регулирование земельных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае — земельных отношений. Метод земельного права соответствует его предмету. Точно так же, как и предмет земельного права, его метод имеет комплексный характер. Имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно проявление принципа «власть — подчинение». Участники таких отношений неравноправны, предписания одного являются обязательными для исполнения, а обязанностью другого является неукоснительное следование этим предписаниям. Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно
увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Система принципов земельного права:

  1. непосредственно регулирует земельные отношения;
  2. выступает средством преодоления пробелов и противоречий при регулировании конкретного земельного правоотношения;
  3. определяет основные направления, служит ориентиром для нормотворчества и совершенствования правоприменения;
  4. обеспечивает системность земельно-правового регулирования;
  5. служит правовым индикатором соответствия земельной политики социально-экономическим интересам субъектов земельных правоотношений.

К общеправовым принципам относятся: признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ); юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле); принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан и объединений; принцип гуманизма; принцип законности в земельных отношениях; принцип интернационализма (с учетом международных и национальных интересов); принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями; принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за земельные правонарушения и др. Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые определены спецификой объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель (в ЗК РФ определены 7 категорий земель).

Анализ современного земельного законодательства позволяет выделить следующую систему принципов (перечень принципов закреплен в ст.1 ЗК РФ):

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, если это не наносит ущерб окружающей среде;
  3. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  4. участие граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
  7. платность использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;
  8. деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  9. разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
  10. дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.Федеральными законами могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципам.

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

  1. международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
  2. Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  3. международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;
  4. федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;
  5. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  6. законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
  7. нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовая охрана земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Предмет земельного права — это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Метод земельного права

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений.

Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод (метод власти и подчинения) и гражданско-правовой метод (метод дозволения).

  1. Принцип учета земельных отношений.
  2. Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.
  3. Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и не зависит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.
  4. Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.
  5. Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.
  6. Принцип приоритета особо охраняемых земель. Суть: изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.
  7. Принцип приоритета интересов народов, проживающих на определенной территории.
  8. Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Предметом земельного права являются две группы отношений:

  • o по использованию земель (включают предоставление земельных участков на различных правах и прекращение прав на них; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.);
  • o охране земель (связаны со специальными экологическими требованиями ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель).

Земля – это поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, на которой осуществляется суверенитет РФ.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта, так и недвижимого имущества.

Земельное право – это самостоятельная отрасль права.

Предмет правового регулирования – это земельные отношения, которые регулируются нормами права, возникают при использовании земельных участков, управлении земельными ресурсами, регулируют в целях сохранения и восстановления земельных свойств, охраны прав и законных интересов землеобладателей.

Предмет земельного права – это способ регулирования земельных отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством.

Земельные отношения – это особый вид имущественных отношений.

Особый вид имущественных отношений по поводу земли обусловлен особенностями земельных отношений. Природа земельных отношений определяет публично-правовой характер их регулирования.

Метод правового регулирования – это способ воздействия правовых норм на участников (субъектов) общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официальном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепляющей модели поведения участников общественных отношений.

Метод земельного права – способ регулирования общественных отношений, непосредственно связанных с землей.

В юридической литературе выделяют:

1) императивный метод, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и запретов (для ведения Государственного земельного кадастра собственники земли обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству).

При осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, давать предписания устранения нарушений земельного законодательства;

2) диспозитивный метод. Это способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода выбора своих действий. Собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продавать его, дарить, сдавать в аренду или закладывать. Собственники земли имеют возможность сами в определенных пределах), регулировать взаимоотношения друг с другом (например, путем установления сервитутов, т. е. применяя методы частноправового регулирования земельных отношений).

Российское право является одной из форм управления общественными делами, а данное управление успешно достигнет заложенной в нем цели только при условии адекватности этой формы особенностям управляемых общественных отношений.

Земельные правовые отношения хотя и обладают гражданско-правовой природой, но требуют особых (адекватных) правовых приемов регулирования, в которых административно-правовые методы переплетаются с гражданско-правовыми методами.

Поэтому как оборот, так и осуществление правомочий собственника земельного участка ограничиваются пределами, допускаемыми нормами земельного законодательства (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ), а право собственности и вещные права на землю ограничены рамками Земельного кодекса РФ. Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими земельными законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260—287 ГК РФ).

Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой земельного права.

Головным нормативным правовым актом земельного законодательства является Земельный кодекс РФ, нормы которого закрепили особые принципы земельного права (ст. 1), установили правила категоризации земель (ст. 7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77—103) и т.д.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданско-правовые нормы дополняют сферу действия земельно-правовых норм, что вызывает сложность в определении предмета земельного права.

Одновременно и нормы земельного права вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования. Например, глава 17 ГК РФ, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, содержит земельно-правовые нормы, регулирующие порядок использования земельных участков.

При таких условиях трудно отграничить предмет земельного права от смежных с ним предметов других отраслей права и для правильного определения данного предмета необходимо исходить из следующего.

1. Предметом земельного права являются земельные отношения, т.е. общественные отношения складывающиеся по поводу земли, а для этого необходимо уяснить вопрос о том, что понимается под термином «земля».

2. Термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах.

Во-первых, он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

Во-вторых, земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочки земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении она является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права.

В-третьих, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение.

П.3 ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.»

Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

  1. Экономическая

Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

  1. Социально-политическая (оздоровительная)

На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

  1. Экологическая

Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

Понятие, предмет и метод земельного права

“Право собственности и иные права на земельные участки”.

  1. Право пользования земельным участком состоит в возможности:

А) определять юридическую судьбу земельного участка (отчуждать в собственность другим лицам – дарить, продавать, обменивать, завещать);

Б) извлекать полезные свойства: выращивать сельскохозяйственную продукцию;

В) размещать на участке постройки и сооружения;

  1. Земельный участок является делимым, в случае:

А) если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует зависимый земельный участок;

Б) если он может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель другой категории;

В) в соответствии с ЗК РФ, земельный участок разделу не подлежит.

  1. Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с ЗК РФ 2001 г могут быть:

А) коммерческие организации;

Б) граждане;

В) федеральные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

  1. В чем заключается отличие постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от договора аренды земельного участка:

А) бесплатный характер пользования;

Б) не договорная основа;

В) установление срока пользования.

  1. Определите сходства постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и временного безвозмездного пользования земельным участком:

А) установление конкретного срока пользования;

Б) бесплатный характер пользования;

В) договорная основа.

  1. Предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение:

А) должно быть произведено до 1 января 2006 года;

Б) сроком не ограничивается;

В) рассматривается в каждом конкретном случае отдельно.

  1. Правомочия землевладельцев при пожизненном наследуемом владении включают:

А) сдачу земельного участка в аренду;

Б) предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование;

В) передачу по наследству.

  1. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с договором аренды, являются:

А) его собственностью;

Б) собственностью арендодателя;

В) совместной собственностью арендатора и арендодателя.

  1. Кто может являться арендодателями земельных участков:

А) собственники земельных участков;

Б) иностранные лица и лица без гражданства;

В) лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

  1. Не могут быть объектом договора аренды:

А) земельные участки, изъятые из оборота;

Б) доли в праве общей собственности на земельный участок;

В) земли сельскохозяйственного назначения.

  1. Не подлежат государственной регистрации договоры аренды и субаренды земельных участков:

А) заключенные на срок до пяти лет;

Б) заключенные на срок до одного года;

В) все договоры аренды и субаренды земельных участков подлежат государственной регистрации.

  1. Договор аренды земельного участка может быть заключен:

А) на срок менее одного года;

Б) без указания в договоре конкретного срока;

В) на срок более 5 лет.

  1. Земельный участок может быть передан в аренду на срок не более чем на один год:

А) для государственных или муниципальных нужд;

Б) для проведения изыскательских работ;

В) для проведения сельскохозяйственных работ;

Г) для строительства.

  1. Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или в муниципальной собственности устанавливается:

А) в договоре аренды земельного участка;

Б) Правительством РФ;

В) органом государственной власти субъекта РФ;

Г) органом местного самоуправления.

  1. Если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, арендодатель вправе потребовать от арендатора досрочного внесения арендной платы:

А) при финансовых затруднениях по собственному усмотрению;

Б) при любых чрезвычайных обстоятельствах;

В) в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы.

  1. Изменение условий договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на срок более чем пять лет:

А) не возможно;

Б) возможно с согласия арендатора;

В) возможно без согласия арендатора.

  1. В случае смерти гражданина, арендующего земельный участок, арендодатель:
  1. Право собственности на земельный участок прекращается в случаях:

А) отчуждения собственником своего земельного участка другим лицам;

Б) отказа собственника от права собственности на земельный участок;

В) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном законодательством;

Г) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

  1. Принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях:

А) обращения взыскания на земельный участок по обязательствам;

Б) отчуждения земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

В) реквизиции земельного участка;

Г) конфискации земельного участка;

Д) невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе;

Е) выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Ж) на основе договоренности сторон.

  1. Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, если это связано с:

А) выполнением международных обязательств РФ;

Б) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других возможных вариантов размещения этих объектов;

В) иных случаях, установленных органами государственной власти и органов местного самоуправления.

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайных характер производится:

А) конфискация земельного участка;

Б) реквизиция земельного участка;

В) выкуп земельного участка.

  1. Изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования:

А) не возможно;

Б) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение десяти лет;

В) возможно, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

  1. Факт отказа от постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения:

А) является основанием прекращения права;

Б) правообладатель может не платить налоги;

В) не является основанием прекращения права.

  1. Что является основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения:

А) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;

Б) использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

В) неустранение совершенных умышленно земельных правонарушений;

Г) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом;

Д) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

Е) конфискация земельного участка;

Ж) реквизиция земельного участка.

  1. В каких случаях договор аренды земельного участка может быть прекращен по требованию арендатора:

А) арендодатель не предоставляет земельный участок в пользование арендатору либо создает препятствия по пользованию земельным участком в соответствии с условиями договора;

Б) переданный арендатору земельный участок имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были заранее оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

В) только в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, земельный участок окажется в состоянии, непригодном для его использования.

  1. Основаниями прекращения права безвозмездного срочного пользования являются:

А) истечение срока, на который земельный участок был предоставлен;

Б) использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

В) использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Г) только конфискация земельного участка.

  1. Право на служебный надел может быть сохранено за работником и членами его семьи:

А) при переходе работника на пенсию по старости или по инвалидности;

Б) если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;

В) если работник поступил на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;

Г) если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей;

Д) при увольнении работника по собственному желанию.

“Землеустройство, земельный кадастр, контроль”.

  1. Землеустройство включает в себя мероприятия:

А) по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство);

Б) по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства,

В) по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

Г) ведение мониторинга состояния земель.

  1. С инициативой проведения землеустройства могут выступить:

А) уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления;

Б) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, суд;

В) только Министерство природных ресурсов.

  1. Сведения о землеустройстве:

А) носят исключительно открытый характер;

Б) имеют открытый характер, за исключением случаев, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов;

В) носят закрытый характер и могут предоставляться только по запросу правоохранительных органов и по решению суда.

  1. Основаниями для проведения землеустройства являются:

А) решения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Б) договоры о проведении землеустройства, судебные решения;

В)только письменные заявления граждан.

  1. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству:

А) имея только лицензию на проведение землеустроительных работ;

Б) без лицензии на землеустройство;

В) без лицензий на землеустройство, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  1. Государственный земельный кадастр:

А) свод документированных сведений только о местоположении земельных участков;

Б) систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;

В) система наблюдений за состоянием земельных участков и связанных с ними объектов.

  1. Государственный земельный кадастр ведется в целях:

А) государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

Б) государственного контроля за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

В) землеустройства, экономической оценки земель и учета стоимости земель в составе природных ресурсов;

Г) исключительно для установления обоснованной платы за землю.

  1. Наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден в условиях конкуренции – это:

А) кадастровая стоимость земли;

Б) рыночная стоимость земли;

В) нормативная цена земли.

  1. Основными принципами при ведении государственного земельного кадастра являются:

А) единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории РФ;

Б) непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;

В) открытость сведений государственного земельного кадастра;

Г) исключительно принцип установления обоснованной платы за землю;

  1. Бесплатно сведения о земельном участке предоставляются:

А) правообладателю земельного участка или уполномоченным им лицам, налоговым органам в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией;

Б) судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с данным земельным участком;

В) органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Г) лицам, имеющим право на наследование земельного участка по завещанию или по закону;

Д) всем организациям и физическим лицам.

  1. Нормативная цена земли представляет собой:

А) фиксированную, нормативно устанавливаемую цену на землю;

Б) цену, которая определяется исходя из соглашения сторон:

В) цену, которая установлена в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности».

  1. Контроль за состоянием земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется:

А) органами государственной власти;

Б) специально уполномоченными юридическими лицами;

В) органами местного самоуправления.

  1. Государственный мониторинг земель:

А) система наблюдений за состоянием земель;

Б) свод сведений о местоположении земельных участков и находящихся на них объектах недвижимости;

В) требования по использованию и охране земель.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Понятие и общая характеристика источников земельного права

Конституция РФ — главный источник земельного права. В ней сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений.

Статья 9 Конституции РФ

В пункте 1 этой статьи закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма является основополагающей для всего земельного права.

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю — государственной, муниципальной, частной и иных форм.

Статья 36 Конституции РФ

Эта статья определяет, что собственник земли вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.

Таким образом, Конституция РФ определила главное направление земельного законодательства — природоохранное, закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».

Статья 72 Конституции РФ

Эта статья устанавливает, что вопросы владения, пользования распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также само земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории.

Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

После принятия Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным.

В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:

  • Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;

  • Федеральный закон от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

  • Федеральный закон от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 10.01.1996 «О мелиорации земель»,

  • Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие.

  • Источниками земельного права можно также считать следующие федеральные законы, имеющие иной предмет правового регулирования, но тем не менее касающиеся земельных отношений:

  • Федеральный закон от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», Федеральный закон от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 и другие.

Наиболее многочисленная группа источников земельного права — это подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти:

  • Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации,

  • Постановления Правительства РФ, ведомственные акты (Приказы, Инструкции Министерств).

Самую обширную группу источников земельного права составляет земельное законодательство субъектов Российской Федерации. Сегодня субъекты РФ активно формируют собственную законодательную базу, регулирующую земельные отношения, а в некоторых случаях федеральные законы обязывают субъекты РФ регулировать те или иные вопросы и таких вопросов немало.

Однако важное правило для земельного права закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ:

  • законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам;

  • в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;

  • по правилам законотворческой техники законодательство субъектов РФ также не должно повторять нормы федеральных законов, а регулировать лишь те отношения, которые являются специфическими для их региона.

Земельное право не имеет присущего лишь ему, как отрасли права, метода правового регулирования. И потому применяются следующие методы регулирования земельных правоотношений:

  1. Императивный метод заключается в управлении и регламентации общественных отношений. Этот метод приводит к установлению для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для данного метода характерны отношения власти и подчинения и запретительные меры (запреты, предписания). Характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения. В земельном праве основное место занимает императивный метод. Это объясняется необходимостью регламентации и управления охраной земель, и важной общественной значимостью управления и охраны земель. Данный метод применяется в области государственного управления земл ёй. А именно при выявлении нарушений связанных с нарушением земельного права, установлению запретов и ограничений по использованию земли.
  2. Диспозитивный – заключается в управлении общественными отношениями. Это управление заключается в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для данного метода характерным моментом являются согласования и рекомендации. Этот метод широко используется при управлении и регулировании в вопросе земельных отношений.

. Методы правового регулирования — это такие способы, с помощью которых государство на основе существующей совокупности правовых норм обеспечивает необходимую ей поведение людей как участников правоотношений или внедряет те средства регулирования, в конкретных условиях (политических, экономических, социальных и т.п.) могут дать максимальный положительный результат в осуществлении земельных реформ, решении продовольственного кризиса, становлении рыночных отношений т. ОЩ.

Методы правового регулирования, применяемые в практике правового обеспечения общественных земельно-правовых отношений, содержащихся в законах и других нормативно-правовых актах, которые являются источником земель ьного права. Это правило не исключает использования в земельных правоотношениях правовых методов, свойственных другим отраслям права, в случаях однородности и родства общественных относин.

В юридической литературе высказывается мнение о существовании двух основных методов правового регулирования: императивный (устанавливает обязанности субъектов правоотношений и используется, как правило, в сфер ре управления использованием и охраной земель, а именно: при ведении государственного земельного кадастра, мониторинга, осуществлении землеустройства и др.) и диспозитивного (метода выбора определенной модели поведения, в земельном праве основывается на признании того, что каждый владелец масс право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, причем участник ки земельных отношений могут в определенных пределах регулировать взаимоотношения между собой самостоятельно.

диспозитивный метод правового регулирования в свою очередь делят на рекомендательный, санкционируя и делегируя

Рекомендательный метод предусматривает предоставление возможности альтернативной поведения субъектам земельных правоотношений зависимости от поставленной цели частности, в ст 140. ЗК Украины среди оснований прекращения права собственности на земельный участок закреплен добровольный отказ от этого права владельца участка, то есть владелец имеет право выбора: использовать земельный участок по назначению или отказаться от нееї.

санкционируя метод заключается в том, что участник земельных отношений может самостоятельно принимать решение о реализации земельных полномочий, но это решение вступает в силу только после утверждения его компетентным органом. Например, в ст 100. ЗК Украины предусмотрен порядок установления земельных сервитутов и указано, что сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основе догово ру или решения суда, но право сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участокку.

делегируя метод заключается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений в того или иного круга правомочий. Согласно ст 90. ЗК Украины владельцы земельных участков имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле ли, по своему усмотрению использовать ее полезные свойстваті.

Тема: Земельное право Вопрос 2 из 71:

Тема: Земельное право Вопрос 3 из 71:

Тема: Земельное право Вопрос 4 из 71:

Понятие и виды земельных правоотношений

Тема: Земельное право Вопрос 6 из 71:

Тема: Земельное право Вопрос 7 из 71:

Тема: Земельное право Вопрос 8 из 71:

  1. Земельное право как отрасль права: понятие, предмет метод земельного права
  2. ЛЕКЦИЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
  3. Понятие земельного npaea. Предмет и метод земельного npaea, соотношение публичного и частного в регулировании земельных отношений.
  4. Общая характеристика земельного права и земельного законодательства. 1. Предмет и система земельного права
  5. § 1. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права
  6. § 2. Понятие, принципы и методы земельного права
  7. Понятие уголовного права. Особенности уголовных правонарушений. Предмет уголовного права. Метод уголовного права. Задачи уголовного права. Функции уголовного права. Принципы уголовного права, их закрепление в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ)
  8. Предмет и метод исполнительного права
  9. Предмет и метод конституционного права
  10. Глава 1. Предмет и система земельного права
  11. § 4. Предмет, метод и система науки гражданского процессуального права
  12. § 2. Предмет, методы и принципы информационного права
  13. Предмет и методы теории государства и права

Объекты земельных правоотношений

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений.

Методы земельного права:

  • императивный;
  • диспозитивный (который выражается в рекомендательном, санкционирующем и делегирующим видах).

Принципы земельного права

Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений. В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены в Конституции РФ. Необходимо выделить следующие конституционные положения, которые являются основой для земельных правоотношений:

  1. конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. ч. 1, 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  2. конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 35);
  3. конституционные положения, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений (п. «д» ст. 71, п. п. «в», «д», «к» ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2, 5 ст. 76, п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы распространяют своё действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасающейся с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

  1. принципы, определяющие основы землепользования;
  2. принципы, определяющие основы управления и охраны земель.

Отраслевые принципы являются базисом при регулировании исключительно земельных отношений. На основе отраслевых принципов создаются и реализуются правовые нормы только земельного права.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

1.Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков ,определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения:

  • собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).


Похожие записи:

Добавить комментарий