Надзорное производство в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Контроль и надзор: к чему готовиться в 2021 году

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано:

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго.

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

  • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ВНЕДРЕНИЕ АСУ ЭКОЮРС
  • ВОЗМОЖНОСТИ
  • АВТОРСКИЕ ПРАВА
  • РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ОБУЧАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • ОБУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
  • ОБЩИЕ МОДУЛИ
  • СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
  • УПРАВЛЕНИЕ ДАННЫМИ
  • УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
  • ПРАВОВОЙ БЛОК
  • МОДУЛИ ISO 14001
  • МОДУЛИ «ПБ И ОТ»
  • ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

“Коронавирусный” мораторий на проверки – 2021

  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • СЛУЖБА КАЧЕСТВА
  • ВАКАНСИИ
  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 02 декабря 2020, 11:24

Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документом установлен запрет на проведение большинства плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятию указанного решения предшествовало обращение Генпрокурора Игоря Краснова о необходимости поддержки бизнеса в условиях распространения коронавирусной инфекции путем снижения административного давления со стороны контрольно-надзорных органов.

В целях недопущения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность прокурорам предстоит оперативно исключить соответствующие мероприятия из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год.

Вопрос законности планирования контрольно-надзорных мероприятий остается на контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Из-за быстро меняющейся обстановки, связанной с негативной эпидемиологической ситуацией, органы государственного надзора, после внесения корректировок в законодательство, заменят обычные выездные проверочные мероприятия компаний проверками с применением аудио- и видео-технологий. А с 1 июля 2021 года заменят их на инспекционные визиты.

Следует учесть, что данные изменения в законе имеют лишь рекомендательный характер и не требуют перехода именно к этой форме проверок. Закон от 3 апреля 2020 года гласит, что большую часть плановых проверок для малого бизнеса с апреля по декабрь 2020 года отменяют с некоторыми исключениями, а законопроект, внесенный 13 ноября прошлого года на обсуждение правительства, декларирует совершенно новые механизмы осуществления проверок.

Важно помнить, что, несмотря на мораторий, рассмотрение всей негативной информации по деятельности компании производится в рамках полных трех лет с момента нахождения недостатков в работе, по итогам которых применяются полагающиеся по закону виды административного наказания. Исходя из этого, если контролирующие органы обладают каким-либо компроматом в пределах разрешенного срока давности, то они с полным правом смогут проводить необходимую у него плановую ревизию в 2021 году, невзирая на наличие полного моратория. Понимание данного обстоятельства вполне сможет сыграть важную и ключевую роль в процессе определения дальнейшей стратегии для эффективной защиты бизнеса от произвола всевозможных чиновников различного ранга.

Новой особенностью законодательства является отмена проверок надзорными органами и их замена визитом инспектора, который обладает всеми полномочиями по ознакомлению с производством, документацией и иными важнейшими нюансами ведения бизнеса. Это решение надзорные органы принимают не позднее, чем за 20 дней до начала планируемой ревизии.

Однако в законе ни слова не сказано о том, прекратятся ли налоговые проверки, которых откровенно опасаются почти все бизнесмены.

Инспекционный визит отличается сроками проведения и количеством планируемых мероприятий. Так, визит продлится всего один день, а инспектор может проводить только осмотр, опрос, а также инструментальное обследование, запрос письменных объяснений и потребовать необходимые документы. А во время выездной инспекторской проверки производится лишь досмотр, отбор нужных проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

Существуют разночтения в плане предупреждения о визите инспектора. Одна из норм говорит, что предупреждение должно высылаться в письменном виде за 10 рабочих дней до проверки, а в другом положении декларируется, что подобная мера исключается, и приезд может стать полной неожиданностью для предпринимателей. Решать эти правовые сложности на практике будет очень непросто.

Плановые проверки в 2021 году не должны касаться субъектов малого бизнеса, что установлено нормами проекта постановления. Но имеются важные исключения:

  1. Инспекторы могут посетить компании категории высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класса опасности. Это коснется также производственных объектов, различных гидротехнических сооружений и производств, где осуществляется режим постоянного госконтроля.
  2. Плановые проверки сохранятся для предприятий, которые работают в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, а также энергетике. Не отменяется проведение проверок и для бизнеса, который работает с драгоценными металлами или же камнями.
  3. От проверок не освобождают компании, совершившие административное правонарушение, за которое суд назначил им дисквалификацию, временную приостановку деятельности или отозвал лицензию.
  4. Плановые проверки не отменяются для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
  5. Контроль не ослабляется за малым бизнесом в сфере реализации гособоронзаказов и атомной энергетики, при полноценном контроле защиты государственной тайны, при проверке качества работы всевозможных аудиторских организаций.

Согласно новому законодательству, инспекторы могут производить при помощи дистанционного способа лишь инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, подобный формат ревизоры смогут использовать в 2021 году.

Многие виды контроля и до этого проходили в дистанционном режиме. Без личного присутствия инспекторы могут проверить все интересующие документы. Налоговая служба занимается проверками в электронном формате уже достаточно давно.

Имеются все необходимые возможности и для дистанционного осуществления испытаний и нужных замеров. Если у данного предприятия имеется сертифицированная лаборатория, то она может проводить все испытания, зафиксировать их при помощи видео или фото, а затем высылать результаты проверяющему инспектору.

Закон не обязывает надзорные структуры делать это дистанционно, но лишь советует такую проверку в качестве важнейшей альтернативы.

Хоть государство пытается произвести корректировку надзорных органов в пользу предпринимателей, расслабляться точно очень рано по следующим причинам:

  • Мораторий 2021 года касается не всех компаний. Контролирующие структуры обладают богатыми опциями, чтобы эффективно «прошерстить» нарушителей по полной программе. За период трех последних лет подобных проверок будет очень много.
  • Осуществление дистанционного контроля и инспекторский визит — лишь потенциально возможные формы реализации контроля, но эти нормы могут и не действовать на остальных.
  • Реального послабления государственного контроля в 2021 году мы не дождемся. Нужно ждать от надзорных структур любых неожиданностей, которые могут сильно усложнить предпринимателям их размеренную жизнь.

Качественная реформа госнадзора началась ещё год назад, когда тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев объявил старт «регуляторной гильотины». Для начала разработали новый законопроект о госконтроле, который создал новую систему надзора и установил единые правила проверок во всех отраслях. Основными приоритетами стали профилактика нарушений и риск-ориентированный подход. «Приоритетной задачей контролёра станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов», — пояснял Максим Орешкин, возглавлявший тогда Министерство экономического развития.

Новые правила контрольно-надзорных мероприятий с середины 2021 года

В ряде случаев выездную проверку могут заменить инспекционным визитом, говорится в проекте постановления. Такое решение надзорные органы смогут принять не позднее, чем за 20 дней до дня ревизии.

Инспекционный визит отличается от выездной проверки сроками и набором контрольных мероприятий. Так, визит длится всего один день, и инспектор может провести только осмотр, опрос, инструментальное обследование, а также запросить письменные объяснения и истребовать документы. А во время выездной проверки могут проводиться также досмотр, отбор проб и образцов, испытание, экспертиза и эксперимент.

По закону, о грядущем инспекционном визите предпринимателей не должны извещать, тогда как выездную проверку предваряют уведомлением. Однако если проверку решили заменить на визит, инспекторы обязаны уведомить об этом предпринимателя.

Плановые проверки в 2021 году не коснутся субъектов малого бизнеса, установлено в проекте постановления. Но есть исключения.

  1. Инспекторы могут прийти на предприятия, которым присвоена категория высокого или чрезвычайно высокого риска, либо I или II класс опасности. Это касается также производственных объектов и гидротехнических сооружений и производств, где действует режим постоянного госконтроля.
  2. Плановые проверки сохранят для предприятий, работающих в социальной сфере, здравоохранении, образовании, теплоснабжении и энергетике. Не отменят проверки и для бизнеса, работающего с драгоценными металлами и камнями.
  3. Не забудут проверить малые предприятия, совершившие административное нарушение, за которое суд назначил дисквалификацию, временную приостановку работы или действия лицензии.
  4. Плановые проверки не отменят для компаний, чья деятельность подлежит лицензированию.
  5. Контроль не ослабят за малым бизнесом в сфере гособоронзаказа и атомной энергетики, а также при контроле защиты гостайны и проверке качества работы аудиторских организаций.

Согласно новому закону, инспекторы могут проводить дистанционным способом только инспекционные визиты и выездные проверки. Согласно проекту постановления, такой формат ревизоры смогут применять в 2021 году.

Многие виды проверок и до этого проводили в удалённом режиме, отмечал первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Во-первых, без присутствия на предприятии инспекторы могут проверять документы. «Налоговая служба, к примеру, их уже давно проводит в электронном формате», — сказал он «Парламентской газете».

Есть возможности и для дистанционного проведения испытаний и замеров, добавил депутат. «Если у предприятия есть сертифицированная лаборатория, она может провести все испытания, зафиксировать их на видео или фото, а затем выслать результаты инспектору. Никаких проблем нет, это всё уже отработано», — убеждён Гартунг.

Закон № 247-ФЗ регулирует вопросы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимателям. Он вступил в силу 1 ноября 2020 года.

Контрольные органы оценивают исполнение обязательных требований при проверках, выдаче лицензий, разрешений, аккредитации и привлечении лиц к административной ответственности. В соответствии с Законом № 247-ФЗ эти требования подлежат строгому учету и контролю.

Проверки 2021: к чему готовиться бизнесу?

  • Кто и как может проверить организацию?
  • План проверок на 2021 год – сайт прокуратуры
  • Планы проверок на 2021 год по ИНН: инструкция
  • Малый бизнес не будут проверять в 2021 году
  • План ФНС по проверке бизнеса
  • Как исключить себя из плана проверок
  • Сводный план проверок на 2021 год (скачать)

Стабильно, в конце года, на сайте прокуратуры публикуются сводные планы проверок по ИНН. Каждый предприниматель обязательно должен выяснить, есть ли он в списках. Это поможет заранее подготовиться к посещению контролирующих органов и, конечно, обезопасить себя от возможных штрафов. В нашей статье вы узнаете, как проверить вошли ли вы в план проверок на 2021 год по ИНН.

С проверкой может заявиться довольно большое количество контролирующих органов, среди которых: МЧС, пожарные, таможенные и налоговые органы, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роструд, Департамент образования и другие.

Опасаться проверок стоит, ведь даже за самое небольшое нарушение специалист надзорного органа может наложить на компанию штраф, приостановить деятельность и т.д. Поэтому и следует заранее выяснить, когда к вам наведаются проверяющие.

Цели проверки бывают разные: изучение отчетности, финансовый анализ, по “звоночку” от потребителей и т.д. Несколько слов о том, какие бывают проверки. Они делятся на плановые и внеплановые.

В первом варианте предпринимателя предупреждают заранее о том, что к нему приедет комиссия. Во втором варианте проверяющие появляются внезапно. Внеплановая проверка, чаще всего, инициирована по жалобе или для проверки устранения нарушений, выявленных в предыдущий раз.

Также проверки делятся на камеральные и выездные. По названию “выездная” понятно, что специалисты выезжают в саму компанию и проводят работу на месте. При камеральных проверках контролирующий орган запрашивает нужные ему документы и проверяет их на своей территории.

По официальным данным в текущем 2021 году должно быть проведено более 300 000 проверок. Поступивших предложений было в разы больше, но около 30 % отклонили. По словам представителей Генеральной прокуратуры, уровень плановых проверок не меняется уже последние пять лет, когда был введен мораторий для представителей малого бизнеса.

Инспекционные визиты: как ФНС обойдет мораторий на проверки в 2021 году

Представителей малого бизнеса можно поздравить, ведь в текущем году они освобождены от всех проверок, кроме налоговых. Проще говоря, представители ФНС по-прежнему будут приезжать с выездными проверками или организовывать камеральные. Стоит помнить, что на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Приведем пример. Ваш сотрудник обратился в надзорный орган с жалобой, что ему задерживают заработную плату. В этом случае ГИТ проверит ваше предприятие.

Какой малый бизнес не освобожден от проверок (неналоговые проверки):

  • те, кто используют упрощенную систему налогообложения и работают в сфере здравоохранения — это поликлиники, стоматологии, аптеки;
  • предприятия, оказывающие услуги в сфере образования. К ним относятся детские сады, школы, учебные центры, детские кружки и т.д.;
  • упрощенцы, оказывающие частные услуги, например, перевозки, сантехнические мастера;
  • компании и бизнесмены, которые ведут бизнес в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения;
  • также под мораторий не попадают компании, в биографии которых уже есть грубые нарушения за предыдущие три года. Представители надзорных органов вправе проверить устранение замечаний. Если нет, то предпринимателю грозит штраф или даже приостановка деятельности.

Отчетность организаций в Росстат: проверка по ИНН >>

Как мы уже писали, может случиться так, что организация случайно попадет в сводный план проверок на 2021 год. Например, составитель не учел ограничения для субъектов малого предпринимательства. Чтобы исключить себя из списка, нужно подать заявление в контролирующий орган. Существует специальная форма, утвержденная постановлением Правительства в 2015 году. Направить запрос можно как в бумажной, так и в электронной форме. Как правило, рассматривают заявление в течении двух недель, а результат сообщают в письменной форме. Представитель контролирующего органа может удовлетворить просьбу или отказать. Помимо заявления следует приложить:

  • оригинал выписки из реестра акционеров, если компания является акционерным обществом;
  • отчет о финансовых результатах. Он может быть за любой год из трех последних. Подписать документ должен директор;
  • заверенная руководителем копия документа о численности персонала, работающего в организации.

Если владелец бизнеса не согласен с решением надзорного органа, то он может обжаловать решение в суде.

Пикантная деталь 248-ФЗ: он одновременно и о контроле, и о надзоре.

Хоть понятия эти практически идентичные, законодатель настойчиво их разделяет. Как пример — на федеральном и региональном уровне возможен и контроль, и надзор, а на муниципальном уровне возможен только контроль. Но об этом подробнее ниже.

Само понятие государственного контроля и надзора закреплено в первом пункте первой статьи первой главы первого раздела закона. А в третьем пункте этой же статьи уточняется то, что не является ни контролем, ни надзором.

По сути, 248-ФЗ — это мощное российское горизонтальное законодательство. Не исключено, что виды контроля, которые сейчас не подпадают под него, в будущем под него перейдут.

А какие виды, собственно, подпадают? Если вкратце — все, кроме некоторых.

Подробнее об этом говорит вся вторая статья закона. Непосредственно перечни контролей и надзоров, которые не подпадают под 248-ФЗ, указан в четвёртом и пятом пунктах. Отличия в том, что в пятом пункте перечислены виды только государственного контроля, а в четвёртом — все прочие.

В четвёртом пункте всё той же третьей статьи указаны также федеральные законы о видах контроля, которые могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля. Собственно, мы уже практически целиком процитировали весь этот пункт:

4. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.

О чём гласит седьмой пункт третьей статьи закона:

7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Это тоже одно из нововведений в организации государственного контроля. Нельзя назвать этот подход каким-то ноу-хау — он уже длительное время применяется при таможенном оформлении. Но теперь его попробуют применить ещё и в обязательной оценке соответствия.

Конкретику по профилям риска также ждём в положениях и федеральных законах о видах контроля. Единственное, что выделяется из общей массы в 248-ФЗ: категория объектов контроля низкого риска.

Без конкретных положений, разумеется, сложно делать выводы, но пятый пункт двадцать пятой статьи звучит крайне оптимистично:

5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, не проводятся.

Посмотрим, как это прекрасная законодательная инициатива будет реализована на практике.

Законопроектом предлагается установить, что выбранное инспектором контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.
Проведение надзора с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же объекта контроля не допускается.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий — не менее одного, но не более двух мероприятий в год, если для постоянного государственного контроля (надзора) не установлено иное.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий, но не менее одного мероприятия в четыре года и не более одного мероприятия в два года.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий, но не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного мероприятия в три года.
Плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), не проводятся.

Для информирования контролируемых лиц о контрольно-надзорных мероприятиях, обеспечения их учета ведется единый реестр контрольно-надзорных мероприятий.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент их начала в едином реестре отсутствует, не допускается. В этом случае контролируемое лицо вправе отказаться от взаимодействия с инспектором контрольно-надзорного органа. Оператор единого реестра контрольно-надзорных мероприя-
тий — Генеральная прокуратура РФ.
Вообще положениям об использовании информационных технологий при проведении надзора уделено в законопроекте большое внимание. Фактически речь идет о полноценной цифровизации надзора, повышающей его эффективность и снижающей издержки граждан и организаций. Ожидается, что это позволит обеспечить прозрачность и достоверность проведения контрольно-надзорных мероприятий, не допустить злоупотреблений со стороны должностных лиц.
Законопроект предусматривает осуществление электронного документооборота между контрольно-надзорным органом и организациями.
Так, документы, составляемые контрольно-надзорным органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняются в форме электронного документа и подписываются уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорного органа усиленной квалифицированной электронной подписью.
Также через интернет организацией подаются ходатайства, жалобы, замечания, возражения, представляются доказательства, а также документы и сведения иного характера, для чего будет создан специальный личный кабинет. Контрольно-надзорные органы могут сообщать организациям о своих действиях и решениях не только через личный кабинет, но и через Единый портал государственных услуг. Возможность подачи документов в письменной форме (на бумажном носителе) сохраняется только для граждан.

Для оптимизации проведения контрольно-надзорных мероприятий надзорными органами формируются и утверждаются проверочные листы — списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Проверочные листы не подлежат государственной регистрации.
Проверочные листы применяются при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейда, выездной проверки.
Для применения инспектором при проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий проверочные листы разрабатываются по индикаторам риска причинения вреда (ущерба). Как сказано в законопроекте: в качестве индикаторов риска причинения вреда (ущерба) используются в том числе сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации и иных сведений об объектах контроля. Перечень индикаторов риска причинения вреда (ущерба) по видам контроля и порядок их выявления будут утверждаться дополнительно.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспектор заполняет проверочные листы в электронной форме и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью.

Контролируемое лицо при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия имеет право:
— присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения;
— получать от инспектора информацию, относящуюся к предмету профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, предусмотренную федеральными законами;
— получать от контрольно-надзорного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия, в том числе если мероприятие проводится по требованию прокурора;
— знакомиться с результатами контрольно-надзорных действий, контрольно-надзорных мероприятий, указывать о своем согласии или несогласии с ними;
— обжаловать действия (бездействие) инспектора в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорного органа с контролируемыми лицами).
Также законопроект закрепляет право проверяемого на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законопроект предусматривает возможность освобождения контролируемого лица от проведения контрольно-надзорных мероприятий в случае заключения контролируемым лицом со страховой организацией договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Инспектор не вправе:
— оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольно-надзорного органа;
— проводить контрольно-надзорные мероприятия, совершать контрольно-надзорные действия, не предусмотренные приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа;
— проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий контролируемого лица, за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемым лицом, а также случаев, когда оценка обязательных требований может быть проведена вне зависимости от присутствия контролируемого лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольно-надзорного мероприятия;
— отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами;
— требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольно-надзорного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
— требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
— распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольно-надзорного мероприятия;
— осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий;
— превышать установленные сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий;
— препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического, контрольно-надзорного мероприятия, фото- и видеосъемки, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Досудебное обжалование решений надзорных органов могут ввести в 2021 году

Законопроектом вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников регламентированы.
Так, установлено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства. Основаниями для открытия контрольно-надзорного производства являются:
— наличие в сведениях, являющихся поводом для проведения контрольно-надзорного мероприятия, индикатора риска причинения вреда (из информации в СМИ, госоргана, обращений граждан);
— наступление сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий, включенных в план проверок;
— поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
— требование прокурора о проведении контрольно-надзорного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Если в процессе проведения контрольно-надзорного мероприятия, не являющегося выездной проверкой, выявлены нарушения обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность, и данные нарушения не могут быть в полной мере оценены в рамках проведенного контрольно-надзорного мероприятия, инициируется дополнительное контрольно-надзорное мероприятие. Такое мероприятие проводится только по согласованию с прокуратурой.
При проведении дополнительного контрольно-надзорного мероприятия запрещается требовать от контролируемого лица представления документов, которые уже были представлены им в ходе предыдущего контрольно-надзорного мероприятия.
Согласно законопроекту контрольно надзорное производство может включать не более двух контрольно-надзорных мероприятий по одному основанию в отношении одного объекта контроля.

Законопроектом вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников регламентированы.

Законопроект устанавливает обстоятельства, исключающие участие в контрольно-надзорном производстве инспектора и эксперта.
Так, инспектор не может участвовать в контрольно-надзорном производстве, если он является близким родственником контролируемого лица или близким родственником лица, которому причинен вред (ущерб) деятельностью контролируемого лица, в отношении которого открыто контрольно-надзорное производство.
Инспектор в таком случае обязан заявить самоотвод. Отвод инспектору может быть заявлен по тем же основаниям контролируемым лицом. Самоотвод или отвод может быть заявлен на любой стадии проведения контрольно-надзорного производства.
Если будет установлено, что инспектор знал об основании для самоотвода, но не заявил о нем и проводил контрольно-надзорное мероприятие, результаты этого мероприятия будут признаны недействительными.

При этом надо учитывать, что инспекции нацелены именно на поиск нарушений даже там, где их нет. Так как выявленные нарушения необходимы для статистической отчетности, улучшения показаний работы ведомства. Представьте: к бизнесмену приходят пожарные, санэпидстанция, налоговая, прокуратура и многие другие, и всем необходимо найти нарушения, поскольку от этого напрямую зависят служебные показатели и карьера конкретного должностного лица.

Поэтому сейчас предлагается в целом изменить принципы: перейти на риск-ориентированный подход. Он предполагает, что контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учетом истории поведения хозяйствующих субъектов.По 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки.

Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований.

В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий

«, — подчеркнул российский премьер-министр.По его слова, это сложная задача, и для ее решения будет подготовлена дорожная карта.»

Я вчера, перед нашим форумом, собирал на совещание всех руководителей контрольных и надзорных органов. Они все высказались в пользу того, что на это пойти можно, — сообщил Медведев. — Но с предварительной подготовкой и с пониманием того, какой массив законодательства должен остаться.

Поэтому нужно будет создать специальную дорожную карту».»На выходе мы должны получить современные нормы, которые будут понятными как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

А результатом является прозрачная система контроля, которая нацелена и на решение задач безопасности

9 закона 294-ФЗ, в которой перечислены сферы здравоохранения, образования, электроэнергетики, теплоснабжения и т.д); 3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий