Цена на бензин в 2018 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Цена на бензин в 2018 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа. Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее. Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином. По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года. Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки. Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр. По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение). Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля. Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске. Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО. Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции. Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%. По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го. С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина. Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

Что касается наименее подорожавшего в ПФО бензина — 95-го, то его средняя стоимость по городам выросла с 40,2 до 43,6 рубля, или на 8%. В зависимости от города цена на этот бензин варьируется от 43,05 до 44,38 рубля — разброс в 1,3 рубля, что заметно больше, чем в случае с 92-м бензином, где разброс составляет всего лишь около 50 копеек. Сказывается, видимо, то, что 95-й, хоть и довольно распространенный вид топлива, но все же не имеет такой социальной значимости, как 92-й, который в последнее время заменяет еще и почти повсеместно исчезнувший 80-й.

Дешевле всего 95-й бензин можно купить в Набережных Челнах. Однако при пристальном взгляде можно обнаружить, что стоимость почти по всем городам Татарстана примерно одинаковая — разница с Альметьевском составляет лишь 2 копейки, с Нижнекамском и Казанью — 3 копейки. То есть разница заключается лишь по конкретным заправкам: фактически бензин по всему региону стоит одинаково. Дороже всего 95-й стоит в Йошкар-Оле — 44,38 рубля за литр. Рост стоимости за год в городах ПФО составил 8—10%, как и в случае с 92-м бензином.

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Год Цена Год Цена
2002 7,58 2012 26,56
2003 9,06 2013 27,91
2004 12,46 2014 40,41
2005 14,32 2015 32,23
2006 15,75 2016 33,59
2007 17,01 2017 35,22
2008 17,41 2018 37,74
2009 19,16 2019 39,42
2010 20,09 2020 40,13
2011 24,65 2021 42,84

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 32,2.
  • В 2015 составляла уже 33,3 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2021 – 44.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2015 год – 34,9.
  • 2016 год – 36,8.
  • 2017 год – 38,7.
  • 2018 год – 39,34.
  • 2019 год – 44,14.
  • 2020 год – 46,3.
  • 2021 год – 49,4.

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

По мнению аналитиков, одним из важных факторов станут грядущие президентские выборы.

«Конечно, выборы могут сказаться на ценах на бензин. Если, скажем, они будут сопровождаться лихорадкой санкций или еще каких-то неординарных мер», — считает начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.

Президент США Дональд Трамп в августе подписал закон о расширении ряда секторальных санкций против экономики РФ. Ожидается, что новый пакет ограничительных мер США введут в конце января — начале февраля. Однако эксперты считают возможным ужесточение политики Запада и в связи с выборами в России.

Цены на бензин по данным Росстат

Представители власти, напротив, считают, что акцизы не окажут влияния на цену бензина. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин в октябре заявлял, что рост акцизов является одним из факторов, влияющим на цены, но он не окажет решающего воздействия. Такого же мнения придерживается и Силуанов.

По мнению аналитиков, цены на бензин в 2018 году неизбежно вырастут.

Подлевских считает, что в начале года возможен небольшой рост, но отмечает, что цены нормализуются в течение двух месяцев за счет инфляции. Говоря о средней цене за год, он предупреждает, что средняя цена на бензин пробьет отметку в 40 рублей за литр.

Оптовые цены на бензин во Владивостоке по состоянию на 29 марта превысили средние розничные (исходя из анализа цен на АЗС Независимой нефтегазовой компании, ННК), сообщил «Известиям» глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков. По данным союза, цена тонны бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) при покупке с Ангарской нефтехимической компании (АНХК) 29 марта составила 56 тыс. рублей. А с учетом ж/д тарифа до Владивостока (7,5 тыс. рублей) цена тонны топлива определена в 63,5 тыс. рублей, или 48,6 рубля за литр. Средняя розничная цена на АЗС ННК за литр Аи-92 составила 46,9 рубля за литр, что на 1,71 рубля меньше (или на 3,5%), чем в опте.

Сегодня темпы подорожания бензина практически не отличаются от уровня инфляции, сообщал ранее замглавы Минэнерго Павел Сорокин. По его словам, чтобы избежать больших колебаний цен, правительство в 2018 году разработало демпферный механизм. Когда нефть дорожает, добывающие компании получают повышенный доход и платят с него более высокие налоги. Когда нефть дешевеет, у НПЗ образуется сверхприбыль, и бюджет получает выплаты от них.

Владимир Чирсков уверен, что нынешняя динамика оптовых цен говорит о неэффективности демпфера. Изначально он создавался как механизм сохранения маржинальности розничной реализации топлива. И в итоге эту функцию не выполняет, согласен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Даже розничные цены сейчас растут выше инфляции, отметил эксперт.

Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа. Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее. Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином. По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года. Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки. Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

Весь 2018 год стал крайне неспокойным с точки зрения роста цен на топливо. Однако по большому счету за весь год цены на большинство видов топлива существенно изменились лишь один раз, но зато очень заметно, и повышение длилось довольно долго. Из графика видно, что основное подорожание бензина и дизеля пришлось на два месяца: с начала апреля по начало июня. 92-й бензин за это время, например, подорожал с 37,5 до 40,8 рубля. Тогда представители АЗС называли причиной рост закупочных цен. Они, в свою очередь, росли из-за сезонности и роста акцизов (как показал дальнейший год, «сезонность» прошла, а бензин к прежнему уровню цен уже не вернулся).

Потом, на протяжении всего второго полугодия, стоимость незначительно снижалась, но едва заметно — за все это время примерно на 10 копеек. В октябре, правда, был очередной повод всплеска интереса к теме стоимости топлива: один из крупнейших поставщиков спрогнозировал рост стоимости к январю 2019 года до 60,2 рубля за литр 92-го бензина. В ноябре правительство достигло договоренности с нефтяными компаниями о стабилизации на топливном рынке — оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, действовать они должны как минимум до марта 2019 года. А в конце декабря президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что надеется, что правительство не допустит скачка цен на бензин в 2019 году.

Из «традиционных» видов топлива динамика отличается только у дизеля: он начал резко и дополнительно дорожать в начале ноября, с тех пор стоимость увеличилась почти на полтора рубля за литр — с 44,24 до 45,51 рубля. Вероятно, это вновь можно связать с сезонностью. Несколько отличается динамика у стоимости газа — она медленно начала повышаться в середине апреля. Как можно заметить по графику (обратите внимание, для газа — отдельная, правая ось), скачок был не таким резким, как у бензина: пика он достиг примерно в середине октября. В итоге, однако, стоимость литра выросла больше, чем у бензина, — с 17,7 до 25,2 рубля. С октября стоимость снова медленно пошла вниз, дойдя до 23,7 рубля.

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр. По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение). Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля. Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске. Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО. Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции. Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%. По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го. С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина. Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

Помимо того, что стоимость дизеля стала дороже стоимости 95-го бензина, в 2018 году произошло и еще одно знаковое событие. Один из видов топлива «перевалил» за отметку в 50 рублей. Касается это, конечно, лишь одного, самого дорогого вида бензина — 98/100-го, и лишь в одном городе — Чебоксарах, однако раньше литр бензина еще нигде в ПФО не стоил больше, чем полсотни рублей.

Средняя цена 98-го бензина по городам округа, конечно, несколько меньше — 48,7 рубля. Однако, учитывая рост за 2018 год стоимости на 7%, можно догадаться, что повсеместный переход через отметку «50» не заставит себя долго ждать. Еще год назад литр 98-го бензина стоил 45,5 рубля. Отметим, впрочем, что в 2018 году стоимость этого бензина подскочила не так сильно, как в прошлом: тогда это премиальное топливо стало лидером роста с 11%. В лидерах оно было и в 2016 году — с 6%.

В зависимости от города стоимость литра такого бензина сейчас варьируется от 46,2 рубля (в Ульяновске) до 50,3 рубля в Чебоксарах — неоднородность еще большая, чем в случае с дизелем. Лидерами по годовому росту оказались столицы двух национальных республик — Уфа и Казань. В Уфе 98-й подскочил на 10% — с 42,8 до 47 рубля за литр, в Казани — на 9%, с 45,5 до 49,5 рубля. Отметим, что Уфа — прошлогодний лидер по дешевизне этого топлива, сейчас пропустила вперед только Ульяновск. А вот в Казани литр 98-го — один из самых дорогих в ПФО, дороже — только в упомянутых Чебоксарах. За три года 98-й бензин подорожал на четверть.

Два самых популярных вида бензина — 92-й и 95-й — за год подорожали примерно одинаково. Однако рост стоимости 92-го бензина был больше как в процентном, так и в номинальном отношении: он подорожал на 9%, или 3,43 рубля за литр. 95-й бензин вырос в цене лишь на 8% — 3,39 рубля.

Годом ранее в городах ПФО 92-й бензин в среднем стоил 37,2 рубля, а сейчас его стоимость перевалила за 40 рублей и вплотную подбирается к отметке в «41», что тоже является своего рода «психологической вехой». Сейчас в крупнейших городах округа этот вид бензина в среднем можно купить за 40,6 рубля.

Дешевле 40 рублей 92-й бензин сейчас не стоит вообще нигде в округе. В зависимости от города цена варьируется от 40,41 рубля (в Ульяновске) до 40,92 рубля (в Чебоксарах). Годовой рост по городам составил 8—10%. Психологическая отметка в 40 рублей была пройдена на неделе с 21 по 28 мая — тогда средняя стоимость этого вида бензина по городам ПФО подскочила разом на 80 копеек — с 39,6 до 40,4 рубля за литр. Можно заметить, что 92-й, в зависимости от города, различается по цене минимально, вероятно, дело в том, что это массовый и в некотором роде «социальный» продукт — большинство бюджетных автомобилей заправляются именно 92-м бензином.

В этом году динамика цен на бензин не выйдет за границы инфляции, прогнозировало Минэнерго в январе. Инфляция, напомним, уже вышла за пределы таргета Центробанка в 4%: в феврале темпы роста потребительских цен ускорились до 5,7% (в годовом выражении).

В Независимом топливном союзе (НТС) не исключают, что к концу года стоимость бензина при неблагоприятном сценарии может подскочить на 14%. Как пишет газета «Известия» со ссылкой на письмо Союза премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в НТС предлагают правительству принять дополнительные меры для стабилизации топливного рынка: снизить акцизы на бензин и дизель, отменить демпферный механизм и увеличить нормативы на бирже. В письме говорится, что биржевые и розничные цены на горючее прежде всего выросли из-за увеличения индексов экспортной альтернативы (их еще называют нетбэками).

По мнению аналитиков ФАС России, цены на бензин буду держаться в рамках уровня инфляции. Повышение ее уровня ожидается в пределах 4% в течение года. Истинное положение покажет практика.

На формирование стоимости влияет ряд факторов, к которым относят:

  • стоимость акцизов;
  • транспортные тарифы;
  • сложившиеся цены на мировых рынках сырья;
  • проводимую государством политику;
  • спекулятивные действия участников рынка.

Несмотря на вышеуказанные причины, специалистами ожидается дальнейшее постепенное сокращение уровня добычи нефти странами, являющимися членами ОПЕК. Это послужит поводом для увеличения цен на бензин, прогнозируемая стоимость которого ожидается на уровне от 51 до 53,4 рубля за литр. Что касается прогнозов по дизельному топливу, то оно может подорожать до 53,2 руб.

Цены на бензин снова стали обсуждаемой темой с начала этого года. Топливо уверенно дорожает. Появились прогнозы, предрекающие повторение тревожного сценария 2018 года. Такие опасения в середине марта высказали в Счётной палате. Кстати, ценники на заправках три года назад взлетели на 9–15%.

Подобного развития событий не исключают и в Национальном топливном союзе. По оценкам организации, темпы подорожания бензина могут превысить инфляцию, а в худшем случае цены вырастут на 14% до конца года. Как решение проблемы обсуждались снижение акцизов на топливо, отмена демпфера и увеличение нормативов продаж на бирже.

Вся система производства и реализации топлива, от добычи нефти до переработки и реализации готовой продукции, представляет собой весьма жёсткую вертикально интегрированную структуру. Соответственно, любые изменения в цепи хозяйственных связей неизбежно сказываются на розничной цене на бензин. Ключевую роль в формировании стоимости топлива для потребителя играет оптовая цена. По своей сути сложившаяся система нефтепереработки в нашей стране носит характер олигополии. Это предполагает ограниченную конкуренцию на рынке оптовых поставок топлива. В результате неизбежно возникает мощный драйвер роста цен. Сгладить негативное влияние инфляционных факторов на внутреннем рынке призван демпферный механизм, работа которого доказала свою эффективность, — рассказал преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.

Экономист отметил, что розничные цены на бензин в России одни из самых низких в Евразии. Однако, как всякий механизм, демпфер требует периодической настройки в соответствии с изменением внешних условий. Основа компенсационного механизма — индикативная цена. Это стоимость топлива в опте, которую устанавливает правительство. Как пояснил Анатолий Гожий, она была адекватна определённым экономическим реалиям, предполагающим стабильное развитие и предсказуемый уровень инфляции. Когда мировые цены растут, наличие экспортной альтернативы становится определяющим фактором ценового давления на внутреннем топливном рынке.

Цена на бензин в 2018 году: что дальше

Анатолий Гожий считает, что скачки цен вполне возможны. При этом механизм демпфера будет скорректирован. Соответственно, по результатам года заметного роста стоимости топлива быть не должно. Повышение будет в пределах инфляции.

Впрочем, чтобы кардинально решить проблему, нужно фундаментально перестроить систему налогообложения отрасли. Налоговая нагрузка на нефтепереработку ограничивает инвестиционные возможности отрасли. К тому же исключается вероятность появления новых производителей, тем самым ограничивается конкуренция. В результате механизм чисто рыночного регулирования цен становится негибким, — пояснил Анатолий Гожий.

С 1 мая заработает новый демпферный механизм. При этом бензин плавно продолжает дорожать за счёт некоторой активизации спроса. Из-за этого в апреле топливо может прибавить в цене ещё 1,5–3%. Такой прогноз даёт Анна Бодрова. По оценкам аналитика, бензин продолжит дорожать до конца весны. Затем летом возможен спад. В среднем же по итогам года, считает аналитик, стоимость топлива вырастет не более чем на 7%.

Видео 43448

22869

СМИ: оптовые цены на бензин в ряде регионов России превысили розничные

Видео 30327

32004

Фото 12110

Фото 10426

Согласно последним данным Росстата, опубликованным в среду, средняя цена литра бензина в России в апреле по сравнению с мартом выросла на 13% до 40,3 рубля. Таким образом, темпы роста втрое превысили аналогичный показатель 2017 года. Наибольший рост ведомство зафиксировало в Москве и Питере, где средние цены достигли 42,3 рубля и 41,5 рублей соответственно.

Более актуальную информацию опубликовала Московская топливная ассоциация. По ее данным, только за прошедшую неделю средняя стоимость бензина на московских АЗС подскочила почти на 1 рубль — до 42,2 рубля за литр АИ-92 и до 45,5 рубля за литр АИ-95. По России рост цен составил 70–80 копеек — до 40,8 и 43,6 рубля за литр соответственно. На сайте Ассоциации можно обнаружить шокирующие цифры: на некоторых АЗС Москвы с 28 мая появились ценники, где нарисовано 47 рублей за литр 95-го бензина.

В свою очередь, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, где заправщики в основном закупают топливо, рост оптовых цен за неделю составил более 3%: до 55,95 тысяч рублей за тонну АИ-92 и до 56,7 тысяч за тонну АИ-95. Это новые исторические максимумы, а с начала года рост оптовых цен составил уже более 30%.

Как уже неоднократно отмечалось, в бензиновых бедах автомобилистов виновата растущая нефть. Рост котировок европейской нефти Brent, к которой плотно привязана российская Urals, с начала года составил 20%, а относительно минимумов февраля — более 25%. В итоге, в мае цены достигали 3,5-летнего максимума на уровне $80 за баррель.

Причин для такого бурного роста было несколько: четкое выполнение соглашения ОПЕК и России по сокращению нефтедобычи, резкое падение поставок из Венесуэлы, возврат американских санкций против Ирана и все это на фоне растущего спроса со стороны Китая и других азиатских стран. В результате, на рынке «черного золота» был ликвидирован излишек запасов сырья и, более того, наметился даже некоторый дефицит.

А что же в это время делал российский рубль? А российский рубль, который традиционно растет вместе с нефтью, на этот раз неуклонно дешевел. Под влиянием американских санкций девальвация национальной валюты с начала года составила порядка 10%.

В итоге разрыв между внутренними ценами и ценами внешнего рынка очень существенно увеличился, то есть произошло резкое отклонение биржевой цены от экспортного паритета. Попытка обратного движения к экспортному паритету — это и есть тот мощный рывок цен на нефтепродукты, который мы наблюдали последние месяцы.

Для нефтяных компаний сильное отклонение внутренней цены от паритета означает, что продажа нефтепродуктов внутри страны становится абсолютно невыгодной, и тогда они всеми правдами и неправдами начинают увеличивать поставки за рубеж, игнорируя российских покупателей и тем самым создавая дефицит. Именно такая ситуация наблюдается на российском рынке в последнее время.

Федеральная антимонопольная служба РФ, конечно же, не смогла без слез смотреть, как от стремительно дорожающего бензина страдают несчастные автомобилисты. Ведомство выпустило заявление, в котором обвинило нефтяные компании России в монополизме и злостном снижении объемов продаж нефтепродуктов внутри страны.

По данным ведомства, в период с 9 января по 23 мая биржевой индекс цен на бензин вырос на 33%, а на дизельное топливо — на 23%. Следствием этого стал рост розничных цен. «Одной из причин резкого роста цен на автомобильные бензины и дизельное топливо является снижение нефтяными компаниями объемов реализации на внутренний рынок моторных топлив, в том числе на организованных (биржевых) торгах», — отмечается в информации ФАС. Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке топлива конечным потребителям.

Антимонопольная служба потребовала прекращения действий или бездействия, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства», призвав компании «обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок».

Начальник управления ФАС по регулированию ТЭК Дмитрий Махонин в среду констатировал, что цена начала расти «из-за проявления фактора доминирования на рынке, монополизма».

Это связано с определенным сокращением предложений товара на бирже и в мелкооптовом сегменте. Всем этим мы сейчас и занимаемся в плане увеличения объема продаж на российском рынке», — заявил Махонин в эфире телеканала «Россия 1»

Представитель ФАС видит необходимым обеспечить «приоритет внутреннего рынка». С этой целью в территориальных органах уже проводятся расследования, по которым возбуждено несколько антимонопольных дел. Кроме того, в Москве крупным нефтяным компаниям выданы «необходимые предупреждения и рекомендации», неисполнение которых будет означать возбуждение антимонопольных дел, добавил Махонин.

Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:

Динамика цен на бензин в последние недели беспокоит каждого, кто имеет дело с транспортом. Розничная стоимость литра топлива поднимается с космической скоростью — пожалуй, максимальной за всю историю новой России. Однако перспективы мрачные: бензин и дизель продолжат дорожать в силу совершенно объективных причин. Разговоры о том, что крупные нефтяные компании готовы удерживать розничные цены на бензин и дизель фактически имеют мало общего с реальностью. До мартовских президентских выборов топливо почти не дорожало — работал предвыборный фактор, в котором вся плоскость, так или иначе соприкасающаяся с кошельком избирателя, должна быть нейтральной.

В то же самое время оптовые цены на бензин и дизель росли активными темпами — нефть шла в разгон. Что происходило на розничном рынке? Все было очень просто: крупные компании продавали топливо себе в убыток, потому что в пересчете на литр оптовая цена была выше розничной. Мелкие топливные компании и дистрибьюторы на время «завязывали пистолеты» или приостанавливали работу заправочных комплексов, потому что не могли позволить себе работать без прибыли. Теперь цены на бензин отыгрывают четырехмесячный простой. За две майские недели стоимость литра Аи-95 поднялась в разных регионах на величину от 3 до 4 рублей и вплотную подошла к отметке 47 руб. Такими темпами и до 50 рублей — рукой подать. Есть несколько вопросов по поводу происходящего. Например, почему ФАС допустила столь масштабный рост стоимости топлива повсеместно? Почему розничные компании поднимают цену резко, скачками, а не плавным пересмотром цены: это было бы логично, население бы «проглотило» такую динамику спокойнее.

И финальный — почему финансовые ведомства не комментируют данные по инфляции, которая «бумажно» за майскую неделю росла на 0,1%, а фактически — на все полпроцента? Этот вопрос, впрочем, носит риторический характер. Решение властей снизить акцизы сокращения цены не принесет. Максимум, на что можно рассчитывать в данном случае — на стабилизацию стоимости. Новая волна подъема цены — если, конечно, глобальный рынок нефти не преподнесет сюрпризов в виде новых ценовых рекордов — придется на начало осени. Для того чтобы в России перестали расти цены на бензин, нужно, чтобы правительство перестало качать максимум из кошельков потребителей

Александр Сидоров, ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК «Велес Капитал»:

Решение о подобном поэтапном увеличении акцизов в течение нескольких лет было принято еще в 2018 году, но вскоре заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин резкого роста цен на топливо. В 2019 году был введен механизм демпфера на внутреннем рынке, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Суть работы механизма в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли. После внедрения такой схемы правительство вернулось к идее поэтапного роста акцизов.

Цены на топливо на бирже СПбМТСБ возобновили рост еще в конце прошлого года, что объясняется снижением предложения на внутреннем рынке (по данным исследований «Петромаркет»). Тренд на увеличение цен на бензин может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале года почти на 10%. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтяных компаний еще более выгодным.

Как отмечал вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, правительство не допустит роста цен на бензин и дизель выше инфляции. По словам Новака, демпфер позволяет сглаживать эффекты влияния мировых цен и сдержать рост цен на нефтепродукты на уровне не выше инфляции.

В Минэнерго объяснили рост цен на топливо на фоне дешевеющей нефти

Повышение акцизов привело к очередному увеличению цен на бензин в 2017 году. Средняя стоимость литра бензина превысила отметку 37 руб. (марка АИ-95 приблизилась к рубежу 40 рублей за литр). Для дизельного топлива соответствующие показатели превысили уровень 38 рублей за литр. Уже в апреле текущего года цены на бензин в России достигли показателей американского рынка. Причина подобной тенденции остается неизменной, подчеркивают эксперты – повышение акцизов.

Чтобы сгладить колебания цен на рынке представители Минэнерго выступили с инициативой отсрочить выплату акцизов на два месяца. Данная мера позволит нефтеперерабатывающим заводам сдерживать рост цен, считают чиновники. Однако подобные меры окажут краткосрочное воздействие на рынок топлива и только сместят сроки будущего подорожания.

Эксперты отмечают региональные особенности, которые влияют на стоимость топлива. Бензин традиционно дороже на Дальнем Востоке (в среднем литр стоит около 40 рублей). При этом стоимость литра бензина на заправках Грозного немного превышает отметку 35 руб. Данная тенденция связана с логистическими особенностями участников рынка.

Представители Федеральной антимонопольной службы уверены в стабильности цен на бензин в среднесрочной перспективе. Несмотря на повышение акцизов на топливо, итоговый рост цен не будет превышать среднего показателя инфляции. В таких условиях стоимость топлива будет ежегодно увеличиваться на 4-5%. С начала экономического кризиса цены на бензин прибавили 15-20%, что превратилось в устойчивую тенденцию.

Эксперты не уверены в столь оптимистичных прогнозах для топливного рынка на 2018 год. Несмотря на стабильность нефтяных котировок, цены на топливо будут расти заметно быстрее ожидаемой инфляции.

Падение цен на нефть и снижение темпов экономического роста нанесли существенный удар по отечественному бюджету. Правительство было вынуждено оптимизировать расходную часть и использовать существующие финансовые резервы. Кроме того, чиновники намерены увеличить доходную часть, в том числе за счет увеличения акцизов.

Акциз на бензин класса Евро-5 в следующем году достигнет 10,535 тыс. руб./т, что приведет к очередному повышению цен на топливо. Эксперты ожидают, что стоимость литра прибавит до 2,5 руб. Подобные тенденции будут наблюдаться и на рынке дизельного топлива. В результате чиновникам не удастся удержать цены в пределах инфляции.

Представители ФАС болезненно реагируют на подобные прогнозы. Участники рынка, которые открыто высказывались о будущем повышении цен, получили предупреждения со стороны контролирующего органа. В том числе подобные предупреждения получил Владимир Некрасов из «Лукойла» и представители некоторых независимых агентств. В ФАС считают, что подобные высказывания негативно отражаются на конкуренции и могут свидетельствовать о сговоре между участниками рынка.

Цены на бензин в следующем году не будут превышать отметку 38,5 руб./л, заверяют чиновники. Динамика роста стоимости топлива не будет превышать соответствующие показатели инфляции, которая заметно сократилась после окончания кризиса. Кроме того, представители ФАС намерены жестко контролировать ценовую политику участников рынка, что позволит минимизировать недобросовестную конкуренцию.

Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за повышение акцизов на бензин в 2018 году стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.

В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.

Почему так резко подорожал бензин в мае 2018 года? Первая причина – сезонная: топливо дорожает весной, поскольку растёт спрос из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей. Вторая — высокие цены на нефть: нефтяникам выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны. Третья причина — увеличение акцизов: по оценкам, сейчас цена на топливо могла бы быть ниже примерно на 10-15%.

Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.

При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории РФ.

Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.

К середине мая рост цен на бензин всерьёз обеспокоил не только рядовых автомобилистов, но и профильные ассоциации. Российский топливный союз обвинил в сговоре оптовых продавцов топлива. Лайф разбирался, кто виноват в росте цен на бензин и когда это закончится.

— Темпы роста цен на бензин стали увеличиваться как раз в то время, когда на дорогах традиционно растёт поток машин, — отмечает валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров. — В России есть большая категория водителей, которые передвигаются на автомобиле только в тёплое время года. Соответственно, на всех автозаправках стали действовать по принципу «грех не воспользоваться». Коммерческие затраты автоперевозчиков, вероятно, будут компенсироваться удорожанием их услуг. А вот рядовым автомобилистам придётся «проглотить пилюлю».

Действительно, цены на бензин фактически предоставлены сами себе. Если цены на продукты питания контролируются Роспотребнадзором, Федеральной антимонопольной службой и прочими госструктурами, то бензин может расти в цене фактически бесконтрольно. О чём и заметили в отраслевом союзе. Объясняется это очень просто: топливо не считается продуктом первой необходимости.

— Бензин дорожает из-за растущей нефти, — считает старший аналитик Альпари Роман Ткачук. — Цены на нефть вернулись к уровням четырёхлетней давности. За два месяца рублёвая стоимость барреля выросла на 35% — до 4935 рублей. Это приводит к росту расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупающих подорожавшую нефть. Они вынуждены увеличивать отпускные цены на бензин, чтобы сохранить рентабельность.

Тревожная для автолюбителей новость: нефть продолжает расти, поэтому на сколько подорожает бензин в 2018 году, можно только догадыватся. Не исключено, что в ситуацию вмешается государство. Например, оно может обязать нефтедобывающие компании делиться своей выросшей прибылью с НПЗ. Тогда удорожание бензина приостановится.

Будет ли снижение цен на бензин в 2018 году? Как отмечает ведущий аналитик Центра современных инвестиционных технологий Денис Владимиров, даже при коррекции барреля Brent в мире в России бензин дешеветь не начнёт и передышки, коррекции ждать не стоит. По его прогнозам, до конца года цена поднимется как минимум до 45 рублей. Аналитик связывает рост цены с общими сложностями в экономике из-за неблагоприятной ситуации с санкциями и внешнеполитическим фоном.

Впрочем, топливные кризисы случались в нашей стране и раньше. Были ситуации значительно более неприятные для потребителя, чем просто рост цен. Кроме дефицита бензина в 90-е, был сбой в поставках авиационного топлива в начале 2000-х. Как вспоминает руководитель группы анализа и исследований ICBF Павел Щипанов, каждый раз после решения проблемы цены неизменно повышались и выяснялось, что кризис был искусственный, как раз с целью оправдания повышения цен. Торговцы топливом очень чувствительны к различным изменениям в экономических условиях их работы. А сейчас как раз произошли такие изменения.

Аналитики рассказали, что будет с ценами на бензин в 2018 году

В начале ноября оптовые цены на бензин в России выросли сразу на два процента в течение всего лишь одной недели. Что характерно, как и в 2016 году, это случилось в нехарактерный для такой ценовой динамики период – в холодное время года, когда спрос на топливо снижается.

Причин ноябрьского повышения цен несколько:

  • дефицит бензина на рынке, связанный с ремонтом на крупном НПЗ “Газпромнефти” в Москве,
  • выгодный для российских компаний момент (дорогая нефть и сравнительно слабый рубль) для экспорта готовых нефтепродуктов, из-за чего те изымаются с внутреннего рынка и направляются за рубеж,
  • ожидание резкого роста акцизов с января 2018 года, из-за которого рынок нервничает уже сейчас, а АЗС стараются максимально заполнить запасами все доступные им резервуары.

Совокупность этих фактором и приводит к росту цен на бензин в России в ноябре, а за ростом цен на топливо неизбежен и рост цен на все остальные товары.

В 2018 году акцизы на топливо вырастут дважды, причём на довольно большой процент:

  • с 1 января 2018 года – рост акциза на бензин на 10,7%, на дизельное топливо – на 12,7%.
  • с 1 июля 2018 года – рост акциза на бензин на 6%, на дизельное топливо – на 8%.

Что характерно, процент повышения акцизов заметно превышает уровень инфляции, и российский Налоговый кодекс прямо запрещает увеличивать акцизы выше этого уровня.

Однако идея взвинтить цены на бензин и за счёт полученных благодаря этому дополнительным 40 миллиардам рублей профинансировать, в частности, инфраструктурные проекты в Крыму, на Дальнем Востоке и в Калининграде, настолько пришлась по душе правительству, что на запрет действующего Налогового кодекса решили внимания не обращать.

АЗС «Ирбис» на Автодороге №1 предлагает бензин АИ-92 за 41.99 рублей, 95-й стоит рекордные 43.99 рублей.

Напомним, вчера стало известно, что Правительство снизит акцизы на топливо с 1 июня 2018 года. Однако, как мы уже сообщали ранее, к существенному снижению цен на заправках это все равно не приведет.

  • Рекордный рост цен на бензин продолжается в России (14-21 мая 2018) — 29/05/2018
  • Почему снижение акцизов не уменьшит цену на бензин в 2018 году? — 28/05/2018
  • Когда перестанут расти цены на бензин? — 28/05/2018
  • За ночь в Татарстане вновь подорожал бензин (26.05.2018) — 26/05/2018
  • Цены на бензин превысили 40 рублей за литр — 25/05/2018


Похожие записи:

Добавить комментарий