Правовое регулирование валютных операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Валютное регулирование в Российской Федерации

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)
  • Показать всеСвернуть
  • 26.12.2019 № ИН-014-12/102
  • 30.01.2019 № ИН-014-12/8
  • 23.01.2019 № ИН-014-12/2
  • 23.01.2019 № ИН-014-12/2 (приложение)
  • 22.05.2018 № ИН-05-47/30
  • 07.05.2014 № 44
  • 21.01.2014 № 43
  • 28.03.2013 № 42
  • 29.06.2012 № 41
  • 28.09.2011 № 40
  • 02.07.2010 № 39
  • 30.05.2008 № 37
  • 06.08.2007 № 36
  • 31.03.2005 № 31

По форме правовое регулирование валютных операций выделяется в единичное объединение, в котором осуществляется передвижение капитальных средств резидентами и нерезидентами.

Согласно правовому положению индивидуумов, следует выделить операции, выполняемые между:

  • двумя резидентами (сделка является валютной, если предметом получения или конфискации являются валютные ценности – инвалюта и внешние ценные бумаги – или валютные ценные бумаги, используемые как платежное средство);
  • резидентом и нерезидентом (сделка характеризуется как валютная, если ее предметом передачи или конфискации являются валютные ценные бумаги, отечественная валюта, а также если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство);
  • двумя нерезидентами (сделка характеризуется как валютная, если предметом ее передачи или конфискации являются валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги или же если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство).
Замечание 1

В результате, сделки между субъектами валютного права, которые не учитывают возможность передачи перехода права собственности на валютные ценности, отечественную валюту и внутренние ценные бумаги, не могут называться валютными. Допустим, не имеют отношения к валютным манипуляций соглашений, которые связаны с переводом в залоговые внешние ценные бумаги, с переводом в доверительное управление валютных ценностей, хотя сбыт внешних ценных бумаг, находящихся в залоге, называется валютной операцией.

Количество субъектов, участвующих в валютной сделке, определяет следующие виды:

  1. Валютные операции между двумя участвующими:
    1. валютные сделки между нерезидентами и резидентами;
    2. валютные сделки между резидентами;
    3. валютные сделки между нерезидентами;
    4. сделки на внутреннем валютном рынке внутри страны.
  2. Валютные соглашения, в которых участником становится один человек:
    1. импорт или экспорт на территорию, находящуюся под таможенным контролем Российской Федерации валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг;
    2. перевод инвалюты, отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, открытых за границей страны, на счета той же особы, открытых на территории РФ, и со счетов, открытых на территории РФ, на счета той же особы, открытых за пределами территории РФ;
    3. перечисление нерезидентом отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, которые были открыты в РФ, на расчетные счета той же особы, которые были ранее открыты в РФ.

Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.

Замечание 2

Перечисленные притеснения не дискриминируют участников, а в некоторых случаях могут быть расторжены уполномоченными представителями координации валюты сообразно ликвидации условий, которые вызвали их необходимость.

Валютные манипуляции между резидентами, выполняемые на основе правил, зафиксированных ч.1 ст.9 Закона о валютном регулировании, попадают под запрет. Но в правилах есть исключения, в которых перечислены условия, благодаря которым выполнение валютных сделок возможно на законодательном уровне. Подобные правила имеют собственную классификацию, поэтому разделены на несколько категорий.

Валютные сделки физических и юридических лиц-резидентов:

  • сделки, которые непосредственно связаны с расчетами в торговых беспошлинных точках, а также с расчетами при продаже товаров и предоставление услуг пассажирам, находящимся в пути при международном транзите;
  • сделки между участниками-представителями и потребителями при предоставлении посредниками предложений, которые связаны с соглашением и выполнением договорных обязательств с нерезидентами о перемещении имущества, осуществлении конкретных работ, предоставлении услуг, передачи информации или научных трудов, проектов и других итогов умственной работы, специальных разрешений на них, включая сделки по возвращению комитентам (доверителям и принципалам) денег (другого имущества);
  • сделки на основе договорных отношений транспортной экспедиции, фрахтования и перевозок при предоставлении экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком комплекса услуг, которые связаны с транспортировкой вывозимого из РФ или ввозимого на территорию страны груза, транзитной грузовой перевозкой по стране, а также по условиям страхования конкретных грузов;
  • манипуляции с внешними ценными бумагами, которые выполняются на организованных торгах, при выполнении договоренностей таксации полномочий на документы, имеющие ценность в депозитариях, которые контролируют соответствующие органы власти РФ;
  • сделки с внешними ценными бумагами при выполнении условий ведения учета прав на подобные ЦБ в депозитариях, которые созданы для контроля соответствующими органами РФ, и выполнение расчетов в государственной валюте;
  • сделки, которые связаны с выполнением обязательных платежей (сборов, налогов и других видов) в федеральный бюджет, бюджет лица РФ, местный бюджет в инвалюте;
  • сделки, которые связаны с осуществлением оплаты по внешним ценным бумагам (кроме векселей);
  • сделки, осуществляемые в случае оплаты или возмещения расходных средств физлица, которые связаны со служебной поездкой за границу РФ, а также сделки в случае погашения неиспользованных авансовых средств, которые были выданы в связи со служебной поездке;
  • сделки, тесно связанные с выполнением расчетов и переводов инвалюты при выполнении бюджетов бюджетной системы РФ сообразно с бюджетным законодательством РФ;
  • сделки, которые предусматривают расчет и перевод инвалюты для реализации деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, а также других официальных отечественных представительств, которые находятся за границей территории РФ, а также постоянных представительств страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
  • возможности перевести физлицом – резидентом инвалюты из РФ в пользу других физлиц – резидентов на их счет в банках, которые расположены за границей РФ, в количестве, которое не превышает в течение 24 часов через одно уполномоченное банковское учреждение суммы, которая равна 5 тыс. долларов США согласно официального курса, который установлен Банком РФ на момент перечисления денежной суммы со счетов физлица – резидента;
  • возможность перевести физлицом – резидентом инвалюты в РФ с расчетов, учитывающихся банковскимиу учреждениями за границей РФ, в пользу других физлиц – резидентов на их расчетный счет в поверенном банковском учреждении;
  • сделки по выплате или компенсация расходов, которые связаны с командировками за пределы РФ сотрудников компаний, рабочая деятельность которых связана с поездками или выполняется в процессе пути следования;
  • сделки, перечисленные выше, должны заключаться только доверительными управляющими.

Закон о валюте, контролирующий порядок действий счетов в отечественной и инвалюте резидентами и нерезидентами в уполномоченных банках на территории России, а также счетов в отечественной и инвалюте за пределами страны.

Резиденты и нерезиденты имеют полномочия открывать счета в отечественной и инвалюте в уполномоченных банковских учреждениях на территории РФ. Более того, резиденты имеют возможность открывать в уведомительном порядке расчетные счета в инвалюте в банках, которые расположены за границей страны. Правовой режим подобных расчетных счетов четко регламентирован в Законе о валютном контролировании и в правовых актах Банка России.

Физлица – резиденты могут открывать без каких-либо ограничений расчетные счета или вклады в инвалюте в банковских учреждениях, которые расположены на территории других стран, являющиеся членами ОЭСР или ФАТФ. Резиденты обязуются информировать налоговые органы по месту ведения счета о его открытии или закрытии не позднее 30 дней с момента заключения или расторжения договорных обязательств об открытии счета или вклада с банковским учреждением, который расположен за пределами РФ.

Физлица – резиденты имеют возможность осуществлять переводы на свои расчетные счета или вклады, которые открыты в банковских учреждениях за пределами РФ, денежные суммы со своих счетов или вкладов в уполномоченных банковских учреждениях или других своих счетов или вкладов, которые открыты за границей РФ.

Замечание 4

Вышеперечисленные субъекты имеют право без каких-либо ограничений принимать участие в валютных сделках, которые не связаны с передачей имущественных сбережений или предоставлением услуг на территории РФ, с применением финансовых средств, которые зачислены на счета или вклады, ранее открытых в банковских учреждениях за границей РФ.

Физические лица – резиденты обязуются предоставлять в налоговые органы по месту своего расчетного счета исключительно отчетную документацию относительно остатков денежных средств на счете или вкладе за границей РФ по состоянию на начало каждого календарного года.

Валютный контроль за внешнеторговыми операциями

Контрольная функция при совершении валютных операций в Российской Федерации возлагается на государственные органы валютного контроля. В первую очередь это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Кроме того, к контролирующему органу данной сферы относится Министерство финансов РФ.

Агентами, осуществляющими контроль, являются: уполномоченные банки, брокеры, дилеры, а также фискальные органы.

  • Об авторе
  • Недавние публикации
    Валютное право
    Валютные операции в Республике Беларусь
    Валютные операции в Российской Федерации
    Валютные операции в РФ (понятие, виды, лицензирование)
    Валютный контроль в Российской Федерации
    Основы валютного законодательства
    Правовое регулирование валютного контроля
    Правовое регулирование валютных операций
    Правовое регулирование валютных операций в РФ
    Рынок ценных бумаг. Валютный рынок
  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

Валютные операции в широком смысле — это ряд последовательных действий по оформлению и оплате документов и сделок, номинированных в иностранной валюте. В узком смысле — это сделки по покупке и продаже иностранной валюты. О критериях классификации валютных операций и их видах дает представление табл. 9.1.

Таблица 9.1

Классификация валютных операций

Критерий классификации

Вид валютных операций

По срокам исполнения

Текущие

Связанные с движением капитала

Кассовые

Срочные

По субъектам

Резидентами Нерезидентами Центральные банки Уполномоченные банки

По целевому назначению

Клиентские

Собственные

Товарные

Нетоварные

По характеру

Активные

Пассивные

Правовые основы регулирования валютного контроля в РФ определены Федеральным законом О валютном регулировании и валютном контроле.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными функциями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. К числу органов валютного контроля законодатель относит: Центральный банк РФ, уполномоченный определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издавать нормативные акты, проводить все виды валютных операций, устанавливать правила проведения операций с иностранной

валютой, выдавать и устанавливать порядок выдачи лицензий на осуществление валютных операций кредитным организациям и т. п.; Правительство РФ в лице таких органов, Министерство финансов РФ; Федеральную службу России по валютному и экс-портному контролю (ВЭК), которая контролирует соблюдение законодательства РФ и других нормативных актов, регулирующих проведение валютных операций и выполнение обязательств в иностранной валюте, осуществляет контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств; Государственный таможенный комитет, который осуществляет контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств; правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством РФ могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам относят: уполномоченные банки, иные небанковские организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

  1. 22.2. Валютная система Российской Федерации
  2. 6.4. Учёт валютных операций
  3. 2.5. Федеральные и муниципальные финансовые институты: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Центральный Банк, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи
  4. §1. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации
  5. § 2. Понятие и виды валютных операций
  6. § 3. Правовое регулирование валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
  7. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
  8. Международные валютно-финансовые и кредитные организации
  9. Валютная система и валютная политика Российской Федерации
  10. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  11. 1.Государственное валютное регулирование
  12. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  13. § 3. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов
  14. § 2. Понятие валютных операций и виды валютных счетов

Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЗ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:

  1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  3. приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  4. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  5. перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
  6. перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
  7. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  8. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
  9. перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.

Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.

Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства. Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.

Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.

Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.

  1. По субъектному составу:

    • между резидентами;
    • между нерезидентами;
    • между резидентами и нерезидентами.
  2. По объектному составу:

    • операции с валютой РФ;
    • операции с иностранной валютой;
    • операции с внутренними ценными бумагами;
    • операции с внешними ценными бумагами.
  3. По территории совершения:

    • внутренние — совершенные на территории РФ;
    • внешние — связанные с перемещением через границу РФ.
  4. По режиму правового регулирования:

    • разрешенные;
    • запрещенные.

Рассмотрим правовое регулирование порядка совершения отдельных валютных операций.

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса России. Статья 11 устанавливает требования к купле-продаже иностранной валюты и чеков (а также дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

При совершении валютных операций между резидентами и нерезидентами основная часть обязанностей возлагается непосредственно на резидента. Если сумма сделки равна или превышает эквивалент 50 тыс. дол. США резидент обязан оформить в уполномоченном банке паспорт сделки, требования по обязательному оформлению которого и порядок оформления которого установлен ст. 20 Закона № 173- ФЗ, а также Инструкцией Банка России № 138-И. Статья 19 Закона № 173-ФЗ накладывает на резидента обязанности по соблюдению требования репатриации иностранной валюты и валюты РФ. В случае перемещения товаров через таможенную границу по сделкам между резидентами обе стороны обязаны соблюдать и оформлять все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса <*>. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (ст. 6).

  1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
  6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
  7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
  9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
  10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
  12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
  14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
  15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
  16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте <*>.

<*> Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

  1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ <*>.
  2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте <*>.
  3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ <*>.
  4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) <*>.
  5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) <*>.
  6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица <*>.
  7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица <*>.
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности <*>.
  9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц <*>.
  10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте <*>.
  11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ <*>.
  12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте <*>.
  13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте <*>.
  14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ <*>.
  15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте <*>.

Глава 2. Валютное регулирование (ст.ст. 5 — 18)

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в банках за пределами территории РФ на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках. Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ (п. 1 — 4 ст. 13).

Списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет нерезидента осуществляются в порядке, который может предусматривать только:

  1. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней либо
  2. установление требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств и (или) стоимости ценных бумаг, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более года (п. 5 ст. 13) <*>.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 .Особенности предмета, метода и структуры валютного законодательства Российской Федерации

§ 1. Понятие, формы и методы правового регулирования валютных операций.

§ 2. Законодательство Российской Федерации в области правового регулирования валютных операций.

ГЛАВА 2. Эволюция форм и методов правового регулирования валютных операций за рубежом и в России

§ 1. Развитие системы правового регулирования валютных операций за рубежом.’.’fy.t/.:.’.-.

§ 2. История формирования и развития системы правового регулирования валютных операций в России.

ГЛАВА 3. Организационно-правовые формы и методы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации на современном этапе и пути их совершенствования

§ 1. Валютное регулирование, органы валютного регулирования в Российской Федерации.

§ 2. Валютный контроль, органы и агенты валютного контроля в Российской Федерации.

ГЛАВА 4. Проблемы и перспективы правового регулирования валютных операций в Российской Федерации.;.

  1. Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
  2. Глава 15 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
  3. § 3. Валютное регулирование и валютный контроль
  4. РАЗДЕЛ IV ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  5. § 63. Виды валютных операций
  6. § 4. Валютные условия и валютные оговорки во внешнеэкономических контрактах
  7. 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
  8. § 64. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
  9. § 62. Понятие и принципы валютного регулирования
  10. 9.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»[61]
  11. Раздел XII. Правовые основы экономического и валютного союза
  12. Статья 141. Валютные ценности
  13. § 2. Регулирование деликтных отношений в Российской Федерации
  14. § 3. Коллизионное регулирование отношений собственности в Российской Федерации
  15. § 65. Валютный контроль
  16. Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства
  17. Статья 23.60. Органы валютного контроля
  18. Статья 23.60. Органы валютного контроля

Уполномоченные банки открывают резидентам следующие виды специальных банковских счетов в иностранной валюте:

счет «Ф» (далее — специальный банковский счет «Ф») (код счета -11) — открывается физическому лицу-резиденту для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте и получении от нерезидента кредита и займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента и отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

счет «Р1» (далее — специальный банковский счет «Р1») (код счета -12) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при получении кредита и займа в иностранной валюте от нерезидента; для привлечения от нерезидента иностранной валюты, полученной от первичного размещения (выпуска) акций и облигаций, являющихся внешними ценными бумагами, эмитентом которых является резидент — владелец счета «Р1», от выдачи резидентом — владельцем счета «Р1» нерезиденту векселей, являющихся внешними ценными бумагами; для привлечения иностранной валюты от отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг, которые не были учтены на специальном разделе счета депо (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

счет «Р2» (далее — специальный банковский счет «Р2» (код счета — 13) — открывается резиденту (физическому лицу — индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу) для расчетов и переводов при предоставлении нерезиденту займа в иностранной валюте; для приобретения у нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами); для отчуждения в пользу нерезидента внешних ценных бумаг, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами, — п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ N 116-1/1).

Резиденты осуществляют иные валютные операции с нерезидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов, если на основании соответствующего кредитного договора или договора займа срок возврата основной суммы долга составляет более трех лет, осуществляются резидентами без использования специальных счетов. Расчеты и переводы между физическими лицами — резидентами и нерезидентами, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 000 долл. США в течение календарного года осуществляются физическими лицами — резидентами без использования специальных счетов (п. п. 2.2 — 2.4).

В случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении резидентом денежных средств в иностранной валюте со специального банковского счета и (или) на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета), в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании (п. 2.10). Такое требование о резервировании было установлено Указанием ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У «Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов» в редакции от 29.12.2004 <1>.

Юридические лица — резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ (п. 1 ст. 12 Закона) <1>. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ (п. 2 ст. 12) <2>. Юридические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами (п. 6 ст. 12). Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с Законом (п. 2 ст. 14).

<1> Данная норма начинает действовать по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Закона, т.е. 19 июня 2005 г.
<2> Данная норма начинает действовать с 1 января 2007 г.

В настоящее время действует разрешительный порядок открытия юридическими лицами — резидентами счетов в банках за границей, установленный Положением ЦБ РФ от 28.04.2004 N 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории РФ» <3>. Разрешение на открытие и использование или разрешение на использование банковского счета резидента в иностранной валюте (далее — разрешение) в организации за пределами территории РФ, являющейся банком или иным юридическим лицом, имеющим право по законодательству иностранного государства открывать банковские счета и осуществлять расчеты по этим счетам, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства (далее — банк-нерезидент), выдается:

  • федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов РФ — Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России;
  • иным резидентам — территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента (п. 1.1).

<3> Вестник Банка России, 2004, N 33. Настоящее Положение действует до 19 июня 2005 г.

Резидент обязан обратиться в Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России или территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента за разрешением:

  • до открытия валютного счета в банке-нерезиденте;
  • до осуществления операций по зачислению на валютный счет или списанию с валютного счета иностранной валюты, не предусмотренных выданным ранее разрешением на открытие и использование валютного счета;
  • до использования валютного счета, открытого в соответствии с иными нормативными актами Банка России.

Валютное регулирование и валютный контроль

Ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ (п. п. 1 — 2 ст. 15 Закона).

Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ (п. 3 ст. 15).

При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных выше, вывозимые иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).

Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (п. 5 ст. 15) <1>.

<1> В настоящее время порядок ввоза и пересылки в РФ, а также вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен.

В соответствии с Письмом ГТК России от 17.06.2004 N 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» в редакции от 01.10.2004 <2> единовременно вывозимая из РФ юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из РФ внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в РФ в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в РФ. Вывозимые из РФ физическими лицами ранее ввезенные, пересланные в РФ внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию.

Закон предусматривает несколько методов регулирования валютных операций, применяемых Банком России и Правительством РФ как главными органами валютного регулирования, которые носят экономико-административный характер и выражены в юридической форме предписаний. К числу таких методов регулирования относятся требование о резервировании), требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по валютным операциям (*), требование о предварительной регистрации, требование об использовании специального банковского счета и требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России(*) <3>. Рассмотрим отдельные методы валютного регулирования более подробно.

<3> Методы валютного регулирования, помеченные знаком (*), применяются Банком России до 1 января 2007 г.

Резервирование как экономико-административный метод регулирования применяется при совершении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций (валютных операций движения капитала), а также при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента и нерезидента. Орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте РФ. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в Банке России (п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона).

В одних случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом до осуществления валютной операции. В других случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании. До истечения срока резервирования не допускается осуществление валютных операций, указанных в четко обозначенных статьях Закона. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается.

На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков. При банкротстве уполномоченных банков суммы резервирования не включаются в конкурсную массу (п. п. 5 — 10 ст. 16). Сумма резервирования подлежит возврату Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. Досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования осуществляется:

  1. после исполнения обязательств нерезидентом — в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства;
  2. после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств, — в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления;
  3. в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции — в сумме, равной сумме резервирования;
  4. в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции — в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;
  5. в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы — в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;
  6. в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) — в сумме, пропорциональной сумме резервирования;
  7. в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования — в соответствующей сумме.

Досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного возврата полной суммы резервирования или ее части. В случаях если требование о резервировании установлено в отношении кредитных организаций, суммы резервирования вносятся кредитными организациями непосредственно на счет в Банке России. Резиденты, не являющиеся кредитными организациями, и нерезиденты могут внести сумму резервирования непосредственно на счет в Банке России только в случаях, если Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями. Уполномоченный банк обязан уплатить резиденту или нерезиденту пени за просрочку возврата суммы резервирования, произошедшую по вине уполномоченного банка, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки (п. п. 11 — 15 ст. 16).

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом при совершении валютных операций могут быть использованы:

  1. безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории РФ;
  2. банковская гарантия банка за пределами территории РФ, выданная в пользу резидента;
  3. договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;
  4. вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории РФ (п. 1 ст. 17 Закона).

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. <1> N 1410-У «О критериях, которым должен удовлетворять банк за пределами территории РФ для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом» устанавливается, что при обеспечении исполнения обязательств нерезидента перед резидентом банк за пределами территории РФ, исполняющий безотзывный аккредитив, выдающий банковскую гарантию или авалирующий вексель, должен удовлетворять одному из следующих критериев:

  1. иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией Moody’s, не ниже «ААЗ» или присвоенный рейтинговой компанией Standard & Poor’s/FITCH Ratings — не ниже «АА-«;
  2. входить в 1000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника «Бэнкерс альманах» <2> (п. 1).

<1> Вестник Банка России, 2004, N 24.
<2> Издательство Reed Business Information, UK. Используется любой выпуск справочника «Бэнкерс альманах», изданный в календарном году, предшествующем календарному году совершения сделки.

Правовое значение экономико-административного требования об использовании специального банковского счета резидентами при совершении ими валютных операций с иностранной валютой и внешними ценными бумагами, а также нерезидентами при совершении ими валютных операций с валютой РФ и внутренними ценными бумагами заключается в законодательном установлении особого правового режима таких счетов. Валютные операции, в отношении которых установлено требование об использовании специального банковского счета, могут осуществляться только с использованием такого счета. Виды специальных банковских счетов, их правовой режим, а также виды валютных операций, осуществляемых с использованием таких счетов, подробно регулируются в Инструкции ЦБ РФ N 116-И, рассмотренной нами ранее.

§ 2. Правовое регулирование валютных операций

Важное место в системе валютного регулирования занимает раскрытие понятия «валютные операции», которые включают в себя широкий круг вопросов. Первыми из них закон признает операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности. Отсюда вытекает, что в Российской Федерации валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Это положение закона является важнейшим условием наличия рыночных отношений в валютном регулировании. Вместе с тем следует признать, что пока это право государство ограничивает, вводит на него разрешительную систему.

Так, например, виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами РФ. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством.

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

  • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
  • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
  • требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
  • требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
  • лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

  • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
  • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

  • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
  • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
  • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
  • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
  • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля — Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

  1. § 3. Операции по продаже и покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
  2. Глава XI ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
  3. § 4. Правовые основы валютного контроля
  4. Статья 1073. Правовые последствия ненадлежащего выполнения банком операций по счету клиента
  5. § 1. Жилищные отношения и их правовое регулирование
  6. ГЛАВА 42. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ
  7. Глава VI ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
  8. Правовое регулирование и психология.
  9. 2. Влияние международно-правового регулирования
  10. 2. Источники правового регулирования.
  11. § 1. Понятие и правовое регулирование расчетных правоотношений
  12. 3. Метод гражданско-правового регулирования
  13. Правовое регулирование и психология.
  14. § 1. Источники правового регулирования
  15. 1. Услуги и их правовое регулирование.
  16. 3. Метод гражданско-правового регулирования

Банк России принимал участие в совершенствовании актов валютного законодательства, а также в работе по обеспечению передачи уполномоченными банками органам и агентам валютного контроля информации, необходимой для выполнения ими функций валютного контроля.

В целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности при активном участии Банка России был разработан и принят Федеральный закон № 406-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части упрощения процедур валютного контроля” (далее — Федеральный закон №406 -ФЗ).

Для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств Федеральным законом № 406 — ФЗ установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки, а также о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля. Разработка порядка представления резидентами указанной информации и после дующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля возложена на Банк России.

Кроме того, Федеральным законом №406-ФЗ сокращен перечень информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, оформляемом резидентом по внешнеторговому контракту. В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля, а при наличии информации о нарушении юридическим лицом-резидентом требований статьи 19 Федерального закона №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к такому лицу, ведомости банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения. Разработка порядка передачи уполномоченными банками указанной информации в электронном виде в соответствии с Федеральным законом № 406-ФЗ также возложена на Банк России.

  • Антимонопольная практика
  • Взаимодействие с государственными органами (GR)
  • Коммерческая практика
  • Разрешение споров и арбитраж
  • Государственно-частное партнерство
  • Корпоративная практика. M&A
  • Международные инвестиционные проекты
  • Налоги
  • Интеллектуальная собственность
  • Недвижимость. Земля. Строительство
  • Трудовое право
  • Реструктуризация и банкротство
  • Энергетика
  • Инвестиции
  • Противодействие корпоративному мошенничеству
  • Разрешение международных споров

Скачать файл

Файл добавлен 08.10.2018
Презентация .pdf (147 Кб)

Валютные операции: понятие, виды, классификации

Правовое регулирование банковских операций в РФ Скачать 79356 0 0

… Также важное значение для развития экономики страны имеет банковское кредитование, которое должно помогать развитию производства, других общественно важных сфер экономики. Заключение Правовое регулирование банковских операций в современных условиях имеет большое значение для совершенствования банковской деятельности, создания стабильной и эффективной банковской системы в Российской Федерации …

Валютные операции в Республике Беларусь Скачать 131679 1 0

… Республики Беларусь. В соответствии с п.29 Правил № 72 использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории Республики Беларусь разрешается: A. в отношениях между физическими лицами-резидентами — при проведении валютных операций, установленных Законом № 226-З, а также в иных случаях, установленных …

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации Скачать 128169 98 0

… — резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации 21. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»// СЗ от 30. 03 1998 г. №13 Ст.1463; 22. Федеральный Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле” от 9 Февраля 1992 года №3615-1( с изменениями на 27 февраля 2003 г.) …

Правовое регулирование валютного контроля Скачать 73156 4 0

… операций». Данный перечень расширительному толкованию не подлежит. Указанная операция относится не к текущим, а к операциям, связанным с движением капитала. В соответствии с п.2 ст. 6 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, т.е. при наличии у резидента соответствующего …

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

7. Положения настоящего Федерального закона и иных актов валютного законодательства Российской Федерации, устанавливающие права и обязанности уполномоченных банков и предусматривающие осуществление ими банковских операций со средствами в иностранной валюте, применяются к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» при осуществлении ею функций, предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

1. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

2. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации. (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ)

4. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

5. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений.

Глава XXIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров — со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статья, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров — со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.

4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 процентов определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.

Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.

1. Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, указанные в настоящей статье, регулируются Центральным банком Российской Федерации, который может устанавливать только требование об использовании специального счета. (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 N 131-Ф3)

Не допускается установление требования об использовании специального счета в случаях, прямо не установленных настоящим Федеральным законом.

2. Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.

3. Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Центральным банком Российской Федерации при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5) операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

6) операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

4. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке.

Части 1 — 4 статьи 8 не действуют с 01.01.2007 (часть 3 статьи 26)

5. Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 1, 3-5 части 2 и пунктах 1, 3, 4 и 6 части 3 настоящей статьи;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей статьи.

6. Центральный банк Российской Федерации может устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20 процентов суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года:

1) резидентами — в случаях, указанных в пунктах 2, 3 и 5 части 2 и пункте 3 части 3 настоящей статьи;

2) нерезидентами — в случаях, указанных в пункте 3 части 2 и пунктах 2, 3 и 5 части 3 настоящей статьи.

7. Центральный банк Российской Федерации не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи.

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

1) операций, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, частями 2 — 4 настоящей статьи, частями 6 и 6.1 статьи 12, абзацами десятым и одиннадцатым части 2 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.12.2017 N 427-ФЗ, от 02.12.2019 N 398-ФЗ)

2) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества); (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых на организованных торгах, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации или при условии осуществления расчетов, указанных в пункте 21 настоящей части; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 18.12.2018 N 474-ФЗ)

7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой; (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

Одна из функций государства – определение на конкретный временной период целей и задач налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Эта функция выполняется в пределах географической территории (экономического пространства), находящейся под юрисдикцией правительства данной страны, где могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал.

Составной частью денежно-кредитной является валютная политика, осуществляемая посредством валютного регулирования и последующего контроля за соблюдением установленного порядка совершения операций.

В данной работе исследуется система валютного регулирования в России, виды и формы валютного контроля, анализируются современные проблемы валютного законодательства.

Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

  • валютного контроля;
  • субъектов отношений;
  • объекта воздействия правительственной программы;
  • правового поля, обязанностей валютных агентов.

Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.


Похожие записи:

Добавить комментарий