Разрешено ли строительство на землях лесного фонда и что можно там строить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешено ли строительство на землях лесного фонда и что можно там строить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со ст. 101 ЗК РФ землями лесного фонда считаются участки с лесом или лесополосы, земли для восстановления лесного массива и ведения лесохозяйственной деятельности.

Площади, не покрытые растительностью, относятся к нелесным и предназначены для нужд лесного хозяйства. Примером являются просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья и иные участки, находящиеся в пределах лесного фонда.

Согласно ЛК РФ земли лесного фонда рассматриваются как цельный объект вместе с растительностью, животным миром и прочими составляющими природной среды.

По целевому назначению такие участки подразделяются на:

  • эксплуатационные — необходимы для добычи древесины и иных природных ресурсов, продуктов их переработки;
  • резервные территории – используются для защиты насаждений от вырубки на протяжении ближайших 20 лет;
  • защитные — имеют защитную, водоохранную, оздоровительную и санитарно-гигиеническую функцию. Сюда же входят земли, расположенные на особо охраняемых территориях;
  • остальные площади, предназначенные для реализации защитных функций леса.

Нормами современного законодательства запрещено капитальное строительство на территориях, принадлежащих лесному фонду.

Разрешено ли строительство на землях лесного фонда и что можно там строить

На землях лесного фонда разрешается возводить только некоторые категории объектов, построенных с соблюдением установленных норм и правил, не наносящих вреда окружающей среде.

Это могут быть такие виды некапитальных объектов, как:

  • оздоровительные учреждения, санатории для больных туберкулезом и легочными заболеваниями;
  • временные строения, в том числе и временные жилища для лесников и прочих работников, контролирующих сохранность леса;
  • кемпинги, построенные в целях обеспечения отдыха и привлечения туристов при условии, что значительные лесные площади не будут вырублены;
  • детские лагеря отдыха;
  • физкультурные, оздоровительные и спортивные объекты для тренировок, стадионы;
  • временные здания для осуществления научных исследований, геологических работ, поиска месторождений.

Подобными некапитальными объектами станут строения из легких конструкций, без оборудования заглубленного фундамента и без подземных сооружений.

Жилищное строительство в лесополосах запрещено на законодательном уровне.

Однако есть возможность построить здание в населенном пункте, которое граничит с землями лесного фонда. Такой вариант наиболее приемлем также и для возведения госучреждений, деятельность которых не связана с эксплуатацией лесонасаждений.

Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.

Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

  1. аренды;
  2. концессии;
  3. на безвозмездной основе;
  4. не длительного пользования.

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.

Как по закону осуществить строительство на землях лесного фонда

Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:

  1. строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
  2. зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
  3. объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
  4. строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
  5. некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
  6. строения для ведения религиозной деятельности.

Запрещено строить на землях лесного фонда:

  • многоэтажные капитальные дома;
  • коттеджи, дачи, малоэтажные дома.

Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.

  1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
  2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
  3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
  4. кадастровый паспорт нужного участка;
  5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
  6. заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.

В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:

  • цель строительства;
  • проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
  • обоснование необходимости возведения;
  • подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.

Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.

Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:

  • желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
  • лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.

В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.

Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.

Собственность или аренда

Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».

Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).

Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:

  • не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
  • является пустырём хозяйственного назначения.

Строительство на землях лесного фонда

Под землями лесного фонда понимаются участки природного значения, которые предназначены для ведения хозяйственной деятельности. Чаще всего указанный территории можно рассматривать как сочетание разнообразных лесов. Кроме того, это местности, обладающие насаждениями и без таковых. Основные положения таких земель отражены в Лесном кодексе. Данные земельные наделы могут группировать все участки природного характера на территории страны.

Предусматривается, что допустимо передать эти земли под другую разновидность управления. На этом сказывается категория, к которой отнесены лесополоса. В частности, можно сдать участок в аренду. Также установлено, что леса, которые имеют отнесенность к первой группе, могут передаваться для реализации нужд потребительского значения муниципальных органов. При этом, важно понимать, что такие правила могут применяться только в качестве исключительных оснований. Нужно, чтобы в наличии была задача, которую требуется решить. Редко допускается выделение надела для установки и эксплуатации рекламной конструкции.

ВНИМАНИЕ !!! Важным моментом выступает то, что постройка любого частного помещения или предприятия в данной зоне, строго запрещено законодателем.

Установлено, что можно перевести указанные наделы, в отношении которых установлено не природное назначение, в другую категорию. В данном случае предусматривается необходимость соответствия установленным положениям законодательства.

Говоря о том, что можно строить рассматриваемой категории земель, нужно отметить, что запрещено действующими правовыми нормами создавать на подобных наделах строений капитального типа. Это касается всей территории, на которой находится лесополоса. В законодательных актах не установлено ограничение только в отношении строительных работ тех помещений, которые не противоречат установленным регламентам экологического значения. К примеру, это могут быть, сторожки, предназначенные для лесников или подобные строения, лагеря для туристов.

ВАЖНО !!! В данном случае предусматривается, что строительство должно осуществляться таким образом, что лесополоса не была уничтожена. Кроме того, возвести можно комплексы физкультурного типа. Они нужны для того, чтобы население могло заниматься спортом. На указанной разновидности наделов помимо прочего создаются строения восстановительно типа. Такие здания необходимы для того, чтобы люди отдыхали или проходили профилактические курсы от разного рода заболеваний.

В собственность граждан такие наделы переходить не могут. Устанавливается и то, что строительство жилого фонда в этой местности, находится под строгим запретом законодателя. Однако, могут предусматриваться и некоторые исключения из данного правила. Это касается того, что человек может построить сооружение на территории поселения. В данном случае предусматривается, что граница населенной местности совпадает с лесополосой.

Карта может свидетельствовать о том, что выбранный тип наделов может использоваться и для постройки зданий, в которых будут размещаться государственные органы. Размеры помещений в данном случае крупные. Это не связывается с использованием лесонасаждений восстановительного типа. Также законодательство говорит о том, что допускается возведение временных зданий, которые используются для ведения конкретной разновидности деятельности. К примеру, в безвозмездное срочное пользование участок может быть передан, если необходимо исследовать недра земли или хранилища воды. Аналогичные правила касаются поиска и добычи ископаемых и возведения дорог.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Строительство объектов на землях лесного фонда

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

  • Аренда земли
  • Инженерные изыскания
  • Кадастр
  • Категории земель
  • Межевание
  • Порядок застройки
  • Приватизация
  • Специальные программы
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Согласно п.1 статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью (статья 3 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»). Но право распоряжение этими землями, а именно — предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано субъектам РФ (пп.2 п. 1 статьи 83 Лесного кодекса), в каждом субъекте определен орган исполнительной власти выполняющий данные функции. В Свердловской области – это Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Вы можете заказать сведения государственного кадастра недвижимости, в частности КПТ, либо посмотреть на публичную кадастровую карту Росрестра. Если информации об участках нет – это значит, что они могут не стоять на кадастровом учете, или стоять, но без координат, поэтому на карте или в КПТ не будут отображаться.

Наиболее достоверной информацией будут сведения из государственного лесного реестра. Заявление на предоставление выписки из лесного реестра о предполагаемой трассе можно направить в Департамент лесного хозяйства Свердловской области, в МФЦ или подать на Портале государственных услуг (информация о порядке есть на официальном сайте Департамента в разделе Государственные услуги)/

Особенности строительства линейных объектов на землях лесного фонда

Нельзя размещать объекты капитального строительства:

· в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.3 Приказ МПР РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях»);

· в лесопарковых зонах (п.3 статьи 105 Лесного кодекса);

· в городских лесах (п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса;

· в особо защитных участках лесов (пп.5 п 2 статьи 107 Лесного кодекса).

В остальных категориях защитности лесов допускается размещение объектов капитального строительства под линейные объекты.

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня введения в действие Лесного кодекса, т.е. до 1 января 2007 года.

В целях строительства, реконструкции, эксплуатации, линейных объектов земли лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам:

1) в постоянное (бессрочное) пользование — органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, п.2 ст. 39.9. Земельного кодекса) – бессрочно.

2) в аренду (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса) заключается договор аренды лесного участка сроком до 49 лет (п.3 статьи 72 Лесного кодекса).

3) на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут) (п.3 ст. 45, п.1. ст. 9 Лесного кодекса, главы V.3, V.7. Земельного кодекса) на период строительства, на срок эксплуатации.

Согласно п. 1 статьи 88 Лесного кодекса, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса.

Согласно п. 10 статьи 74 Лесного кодекса порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и его заключения утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно 3 разделу, данного порядка, оформление земельных участков в аренду из земель лесного фонда проводится по следующему порядку:

1. Предварительное согласование предоставления земельного участка. Данный порядок указан в статье 39.15 Земельного кодекса. Согласно данного порядка заявитель должен подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно статье п. 2.1 ст. 11.3. Земельного кодекса образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с Департаментом, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с Рослесхозом.

2. Проведение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель гос. собственности, либо образование частей земельных участков, что так же не запрещено, а в некоторых случаях является даже более целесообразным. Данные документы разрабатываются в соответствии с ФЗ-221 от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Проведение государственного кадастрового учета в отношении образуемых земельных участков, либо внесение изменений в характеристики учтенных земельных участков, с целью образования части.

3. Заключение договора аренды на лесной участок.

4. Регистрация договора аренды в органах Росреестра, при сроке договора более 1 года и направление в Департамент экземпляра договора.

5. Подготовка проекта освоения лесов, согласно ст. 88 Лесного кодекса и Приказ Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

6. Подготовка и подача лесной декларации, согласно ст. 26 Лесного кодекса и Приказ Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».

Сейчас в России существует двойной учет. Одни и те же территории могут иметь разное предназначение — земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли сельхозназначения. По разным сведениям противоречия охватывают от 1,5 млн до 3,7 млн гектаров земли. Наложение границ происходит в 263 тысячах случаев по информации Рослесхоза. По данным Росреестра, такая ситуация характерна для более чем 377 тысяч владений.

Разрешение на строительство на землях лесного фонда

До недавнего времени суды были единственным местом решения земельных споров. Чаще всего Росимущество выступает истцом, требующим изъять спорные участки у их владельцев. Много исков, когда хозяева земли требуют признать право собственности в судебном порядке.

Судебная практика противоречива. Суд в настоящее время не является местом объективного и беспристрастного расследования, а представляет собой шахматную доску, победу на которой одерживает тот, кто знает, как правильно делать ходы.

Строго регламентированное судебное разбирательство не разбирается с существом вопроса, а зачастую уходит в выяснение порядка процедуры — проверки:

Неурегулированность земельных отношений привела к появлению законопроекта, получившего название «лесной амнистии». Нормативный акт призван узаконить спорные границы. Данные единого кадастра по закону должны получить приоритет перед данными лесного фонда. Добросовестные владельцы земель могут получить право вывести свои наделы из «лесных» земель и, таким образом, передвинуть границы.

Владельцы земельных наделов, граничащих с лесом, могут столкнуться с невозможностью распоряжаться своими участками и требованиями освободить территорию. В настоящее время решить вопрос о спорных границах можно только в судебном порядке. Подготавливаемый законопроект по лесной амнистии позволит узаконить участки добросовестным приобретателям. Однако многие проблемы так и останутся нерешенными.

Видео сюжет расскажет, что делать если ваш дом стоит на земле принадлежащей лесному фонду

Кадастровый учет земель лесного фонда – обязательная мера с 2015 года
Начиная с января 2020 года, проведение кадастрового учета лесного участка обязательно, если он предоставляется гражданину или юридическому лицу в ряде случаев:

  • безвозмездное срочное пользование;
  • аренда;
  • постоянное пользование;
  • купля-продажа лесных насаждений;
  • переоформление аренды.

Теперь, если арендуемый участок не поставлен на кадастровый учет, арендатор не может заключать договор субаренды, передавать свои права или обязанности в залог, по договору аренды, в качестве паевого взноса или вклада в уставной капитал.

Обязательность процедуры межевания для участков, относящихся к лесному фонду, появилась совсем недавно, в 2020 году.

То есть, если на таких земельных наделах осуществляются следующие виды работ, их границы необходимо обозначить:

  • выращивание растений;
  • разведение скота;
  • установка трубопровода;
  • прокладывание дорог;
  • добываются полезные ископаемые и др.

А полученные по результатам таких работ данные о границах ранее заносились в специальный Государственный лесной реестр, необходимый для учета и контроля за землями лесного фонда.

Как оформить землю под домом по «лесной амнистии»?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 декабря 2010 г. N Д 23-5232

В соответствии с обращением федерального государственного унитарного предприятия по вопросу о полномочиях органа местного самоуправления поселений в части выдачи разрешения на строительство на землях лесного фонда Департамент недвижимости сообщает.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что территорию поселения составляют земли различных категорий, в том числе земли лесного фонда. Указанное утверждение следует, в частности, из положений ст. ст. 23, 25 Градостроительного кодекса.

Частью 6 ст. 36 Градостроительного кодекса установлено, что градостроительный регламент не устанавливается в отношении земель лесного фонда. При этом ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. При этом, в связи с тем что основной задачей, которая решается при выдаче разрешения на строительство, является проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного регламента, необходимо вести речь о следующем. В случае когда выдается разрешение на строительство в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется, при выдаче разрешения должна проводиться проверка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, обеспечивающих безопасность строительства. При этом такая проверка органа местного самоуправления осуществляется с учетом его компетенции.

Решение вопроса о компетентности органа, осуществляющего выдачу разрешения на строительство, необходимо решать следующим образом.

В сфере лесных отношений уполномоченными органами власти в целом являются Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации, а также органы власти субъектов Российской Федерации (ст. ст. 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации). К полномочиям указанных органов в целях строительства на землях лесного фонда отнесена подготовка проекта освоения лесов, лесного плана и т.п. Выдача разрешения на строительство в смысле, определенном Градостроительным кодексом, к полномочиям органов управления лесным хозяйством не отнесена.

С учетом положений Градостроительного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не обладают такими полномочиями.

С учетом изложенного выдача разрешения на строительство возможна органом местного самоуправления сельского поселения.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что подразумевает возможность регулирования вопроса, указанного в обращении, законами субъекта Российской Федерации.

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Как оформить земли лесного фонда в собственность

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

В случае если понравившийся участок относится к землям лесного фонда, то его можно взять в аренду или безвозмездное пользование у муниципалитета на конкурсной основе. Чтобы построить там дом, необходимо перевести его из земель лесного фонда в земли другой категории (сельскохозяйственного назначения, земли поселений, промзона).

Если земля переведена под сельхозназначение, для того чтобы начать строительство, нужно будет зарегистрировать вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка «для садоводства» и организовать садоводческое товарищество, так как, по общему правилу, строить жилые дома на сельскохозяйственных землях нельзя, говорит кандидат юридических наук, доцент (агентство недвижимости Reprada) Вячеслав Щербаков. «Такой вариант достаточно часто использовался в последнее время для создания так называемых экопоселений, когда группа единомышленников объединялась и совместными усилиями реализовывала такой проект. Важно понимать, что вырубка лесных насаждений также должна согласовываться с местными органами власти, в противном случае даже собственнику земельного участка грозит штраф», — подчеркивает он.

Вполне может быть, что нужная земля входит в состав садового некоммерческого товарищества. Покупателю необходимо вступить в это товарищество, и тогда он имеет полное право приобрести землю, объяснил Юрий Паршиков. Подобные земельные участки распределяются только между членами СНТ. Для того чтобы стать владельцем этого участка, потенциальному покупателю необходимо обратиться к председателю товарищества, выяснить все подробности и договориться о стоимости.

Если участок уже относится к землям сельскохозяйственного назначения и не входит в границы населенного пункта, то, скорее всего, возможность постройки жилого дома будет зависеть от видов разрешенного строительства участка.

«Выкупить такой участок можно с торгов, если он в муниципальной собственности, или в обычном порядке, если он в частном владении. Некоторым счастливчикам удавалось найти заброшенные участки, выделенные еще в 1980–1990-х годах для создания садоводческих товариществ. В таких случаях назначение земель и ВРИ согласовать гораздо проще, права на землю приобретаются на основании решения местной администрации. Но в одиночку реализовать такой проект практически невозможно», — рассказал Вячеслав Щербаков.

Для того чтобы получить решение о возведении временных или восстановительных сооружений на территории лесополосы, сначала потребуется пройти подготовительный этап.

Важно Однако не следует слишком рассчитывать на какой-то определённый срок. При отсутствии конкретного перечня документов ваше заявление попросту не примут или примут, но первое уведомление будет об отсутствии необходимых бумаг.
Во втором варианте срок начинает своё исчисление с момента предоставления полного комплекта.

Для получения разрешения недостаточно лишь направить запрос, зачастую требуется организовать и, что немаловажно, оплатить проведение обследования удаляемого дерева или кустарника.

Специалисты определят породу, толщину и состояние растения.
На основании результатов обследования будет составлен план мероприятий по озеленению и рассчитаны компенсационные выплаты.

Взамен одной удалённой единицы обычно высаживают несколько новых.

Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

  • формирование природно-охраняемых участков, выделение природных памятников, исторических строений;
  • организация лечебных и оздоровительных учреждений, объектов быта и культуры или восстановительных сооружений.

Естественно, первый вариант больше всего подходит тем, кто создает отдельный коттеджный жилой комплекс, и имеет соответствующую документацию на право совершения строительства и создание нового поселка, территория которого возможно захватит часть леса, согласно проекту застройки.

Третий вариант выгоден индивидуальным предпринимателям, желающим возвести определенный объект, напрямую связанный с восстановительными возможностями и природными ресурсами.

Наиболее простой способ – это оформление в аренду территории, относящейся ко второй или третьей категории лесополосы.

На землях каких категорий можно строить, а на каких нельзя?

Построить на землях лесного фонда многоэтажный или частный дом, а так же развернуть промышленную деятельность нельзя без смены категории с леса на иную (сельхоз, земли поселений, промзона).

Примером являются просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья и иные участки, находящиеся в пределах лесного фонда.

Согласно ЛК РФ земли лесного фонда рассматриваются как цельный объект вместе с растительностью, животным миром и прочими составляющими природной среды.

По целевому назначению такие участки подразделяются на:

  • эксплуатационные — необходимы для добычи древесины и иных природных ресурсов, продуктов их переработки;
  • резервные территории – используются для защиты насаждений от вырубки на протяжении ближайших 20 лет;
  • защитные — имеют защитную, водоохранную, оздоровительную и санитарно-гигиеническую функцию.

К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено ЛК.

К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4.
5.

Рассматриваемой статьей КоАП не определены виды несанкционированной деятельности по использованию участков земель государственного лесного фонда, указаны лишь отдельные ее разновидности — возведение построек, переработка древесины и др.

Эта процедура нужна при планировании строительства:

  • санаторно-курортных строений;
  • посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
  • объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
  • сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.
  1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
  2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
  3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
  4. кадастровый паспорт нужного участка;
  5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории.
  • Договор аренды на землю, на которой будет производиться строительство.
  • Генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории, по которой пройдёт коммуникация.
  • Заключение экологической экспертизы на разработанный проект.
  • Заключение по дендрологической части на документацию.
  • Перечётная ведомость зелёных насаждений.
  • Подтверждение оплаты оформления и компенсационных выплат.
  • Копии договоров с фирмами, которые будут осуществлять вырубку или пересадку растений на указанной территории.
  • Акт пометки деревьев, предусмотренных к удалению.
  • Адреса пересадки зелёных насаждений, если пересадка предусматривается проектом.
  • Проект благоустройства указанной в заявлении территории.

Проект компенсационного озеленения территории (необязательно та же местность).

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий