В соответствии со ст 13 323 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В соответствии со ст 13 323 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

5.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток». (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

9. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях инновационных научно-технологических центров, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Соблюдение врачебной тайны является обязательным требованием законодательства РФ и предметом государственного контроля.

Соблюдение данного требования оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Это следует из п. 11 Приложения к приказу Росздравнадзора № 12848 от 18.11.2016 г. «Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)».

За нарушение врачебной тайны законодательством РФ установлена:

  • административная ответственность;

  • уголовная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14. КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом». Ответственность наступает в виде штрафа. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 500 (пятисот) до 1 000 (одной тысячи) рублей. Для должностных лиц – от 4 000 (четырех тысяч) до 5 000 (пяти тысяч) рублей.

Уголовная ответственность наступает по ч. 2 ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

Ответственность наступает в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 (ста тысяч) до 300 000 (трехсот тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

  • в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 (двух) до 5 (пяти) лет;

  • в виде принудительных работ на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;

  • в виде ареста на срок до 6 (шести) месяцев;

  • в виде лишения свободы на срок до 4 (четырех) лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 (пяти) лет.

Статья актуальна на 28.12.16

При обращении к врачу пациент рассчитывает на сохранении информации, касающейся его лечения, перед остальным сообществом. Правила взаимодействия между доктором и человеком, обратившимся за помощью, укладываются в понятие «врачебная тайна» (федеральный закон 323, статья 13).

В указанном ФЗ прописано, что относить к этой категории, и в каких случаях допускается разглашение конфиденциальных сведений. Какие обязательства берет на себя медицинский работник? В каких случаях не запрещено разглашение врачебной тайны? Какое наказание предусмотрено в случае, если доктор не удержал в секрете сведения о пациенте. Эти и другие моменты рассмотрим ниже.

В ФЗ под номером 323 четко определены вопросы, касающиеся правовой категории, охраны здоровья граждан РФ, в том числе в отношении врачебной тайны. В федеральном законе прописаны права пациентов и обязательства в секторе здравоохранении, рассматриваются организационные аспекты, упоминаются полномочия государственных органов, а также раскрываются другие вопросы. Что касается врачебной тайны, этому аспекту уделена статья 13.

Согласно законодательству, врачебная тайна — информация, которую пациент предоставляет представителю медицинского учреждения (врачу) при получении помощи (обследовании, лечения и так далее). К категории врачебной тайны относятся сведения по сделанному диагнозу, самому факту обращения в больницу и состоянию здоровья. Сюда входят и прочие данные, касающиеся лечения и обследования человека.

В законодательстве (ФЗ 323, статье 13) прописана и другая ситуация, когда допускается разглашение врачебной тайны без оформления согласия со стороны пациента или представителя. Выделим случаи, которые упомянуты в Федеральном законе. Разглашение допускается:

  • Для проведения обследования и последующего лечения человека, если последний по тем или иным причинам не может озвучить соответствующее желание и оформить его в письменном виде. Иными словами, если человек не способен дать разрешение на разглашение информации, но это необходимо для проведения срочных лечебных процедур, допускается отступление от прописанных в законодательстве правил.
  • При поступлении запроса со стороны органов внутренних дел (следственных и дознавательных отделов). Передача необходимых сведений о пациенте производится в пределах расследования или разбирательства в судебном органе при получении официального запроса со стороны уполномоченного органа. Кроме того, персональные сведения передаются с учетом упомянутых правил для контроля поведения условно осужденного гражданина, а также лица, которое освобождается с МЛС условно-досрочно.
  • При появлении угрозы инфицирования (заражения) других людей с последующим распространением заболевания на широкий круг лиц. В такой ситуации законодательство можно нарушить и передать сведения о пациенте для принятия экстренных мер.
  • Для передачи информации органам МВД при поступлении в больницу гражданина, в отношении которого имели место противоправные действия, ставшие причиной телесных повреждений или ухудшения здоровья. Работник медицинского учреждения принимает решение с учетом косвенных признаков и наличия достаточных оснований для такого предположения.
  • В ситуации, когда в роли пациента выступает гражданин, не достигший 18-летнего возраста. При таких обстоятельствах сведения о поступлении человека в больницу и его диагнозе могут передаваться законному представителю, а также родителю несовершеннолетнего человека.
  • Когда требуется информация для составления картины событий при расследовании несчастного случай, произошедшего в рабочее время, а также появления заболевания, причиной которого стала трудовая деятельность человека.
  • В случае, когда проводится военно-врачебная экспертиза, а в роли заказчика выступает военный комиссариат или комиссия государственных органов власти, в которых по ФЗ предусматривается военная и иная (приравненная к этой категории) служба.
  • Для учета и контроля гражданина в системе соцстрахования на государственном уровне.
  • При обмене сведениями между разными больницами. Это касается всей информации, в том числе находящейся в медицинской системе. Цель передачи — предоставление медпомощи гражданину, а передача персональных сведений должна осуществляться с учетом действующих законов РФ.
  • Для контроля качества услуг в медицинской сфере, а также гарантий безопасности медицинской деятельности с учетом ФЗ под номером 323.

Из сказанного видно, что список увеличен и дополнен случаями, которые ранее относились к врачебной тайне и не могли раскрываться без получения одобрения со стороны самого пациента (гражданина РФ). Но некоторые трудности остались.

В частности, речь идет о ФЗ об адвокатской деятельности в РФ.

Работники юридической сферы получили право сбора информации в различных учреждениях, необходимой для оказания помощи клиенту. Речь идет о запросе справок, характеристик и прочей документации от органов госвласти, муниципального управления, общественных и других организаций.

По запросу адвоката упомянутые органы должны собрать информацию и передать ее в месячный срок. На этом фоне возникает вопрос, может ли работник юридической сферы обратиться в больницу и получить сведения об интересующем его пациенте, ссылаясь на упомянутый ФЗ. В запросах адвокатов часто нет четкого пояснения причины обращения, поэтому врачебная тайна не раскрывается. Это легко объяснить и с позиции законодательства.

Выше рассмотрены случаи, в которых работник медицинской организации вправе передать сведения, относящиеся к врачебной тайне, без письменного согласия лица (ФЗ №323, ст. 13). В этом списке нет пункта, позволяющего выдавать информацию адвокатам по любому из запросов.

Следовательно, при получении такого обращения можно отказывать. Исключением являются случаи, когда пациент на законодательном уровне назначил человека (адвоката) представителем, и этот факт закреплен на нотариальном уровне.

Другими словами, запрос со стороны адвоката не является достаточным событием для передачи конфиденциальных сведений, относящихся к категории врачебной тайны. Данные передаются лишь в том случае, если сотрудник юридической сферы передаст документы, подтверждающие его право получать такие сведения, а сам факт назначения представителя является волеизъявлением доверителя.

Правовой режим врачебной тайны

Закон о неразглашении врачебной тайны

Федеральный закон 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» регулирует правовые вопросы, связанные с отношениями в сфере здравоохранения. Учитываются организационные и экономические аспекты, а также права и обязанности граждан. Отдельно оговариваются полномочия и ответственность федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Предписываются права и обязанности медицинских учреждений. Одним из принципов данной категории является сохранение врачебной тайны, регулируемое статьей 13 ФЗ 323.

Статья 13 Федерального закона о врачебной тайне в части 1 указывает, что под такой информацией подразумеваются сведения:

  • об обращении гражданина за медицинской помощью;
  • о состоянии здоровья и поставленном диагнозе;
  • врачебная информация, полученная в результате обследования или лечения.

Разглашение указанных сведений не допускается и после смерти гражданина. Предписывается, что врачебную тайну по закону должны хранить все лица, которым она стала известна по тем или иным обстоятельствам – служащие, обучающиеся, иные граждане.

Если последовало нарушение данного закона, используйте свое право на подачу жалобы. Все нюансы данного вопроса, рассмотрены в 59 ФЗ об обращении граждан.

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

Скачать Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» можно тут. Документ представлен с изменениями, актуальными на август 2017 года. Положения о сохранении врачебной тайны можно найти в статье 13. Изложенная информация будет актуальна как для медицинских работников, так и для правозащитников.

Статья 13 фз 323 врачебная тайна 2021 год

Непосвященные лица считают тайной любую информацию медицинского характера, касающуюся их персоны. Однако это не совсем так. Закон определяет врачебную тайну как комплекс положений, включая правовые, социальные и этические тезисы. Не подлежащими к распространению сведениями считаются:

  • сам эпизод обращения пациента к специалисту;
  • диагноз и заключение об обследовании;
  • упомянутые аспекты личной жизни, полученные в процессе постановки диагноза и лечения;
  • факт пребывания в клинике.

Закон о государственной тайне с последними изменениями на 2018 год смотрите тут:

Статья 13 ФЗ 323 формулирует невозможность передачи подобной информации. Врачебная тайна будет считаться разглашенной, даже если ее суть стала известной одному постороннему лицу. Установленный факт знакомства или другой связи пациента с данным лицом не имеет значения. Закон предписывает сохранение врачебной тайны и после кончины гражданина. Его действие охватывает всех лиц, посвященных в подробности диагноза и состояния упомянутого индивида. Однако врач, который сообщил больному о состоянии его здоровья, не будет нарушать врачебную тайну, даже если в результате известия пациент пострадал морально.

Читайте о последних изменениях в законе 86 подробнее по ссылке:

Закон о медицинской тайне полезен для изучения не только специалистам, но и потенциальным клиентам медучреждений. Именно в нем содержится наиболее точная выжимка информации о порядке действий в случаях некомпетентного поведения сотрудников лечебных учреждений.

Актуальная информация об изменениях в Федеральном законе 143 здесь:

  • Формулировка термина «врачебная тайна»;
  • Постановление о невозможности распространения личных данных пациента среди третьих лиц;
  • Регламент процедуры потенциального разглашения врачебной тайны с дозволения пациента или его доверенных лиц. Мотив – в целях науки, аналитических целях и пр.;
  • Правовой порядок разглашения врачебной тайны без разрешения индивида.

ФЗ о нотариате читайте тут:

Законное регулирование процесса публикации персональных медицинских данных описано в пп. 1 – 10 п. 4 ст. 13 закона № 323:

  • Медицинские услуги
  • Версия для MS Word
  • Save as text
  • Версия для печати

Статья 13 Федерального закона о врачебной тайне в части 1 указывает, что под такой информацией подразумеваются сведения:

  • об обращении гражданина за медицинской помощью;
  • о состоянии здоровья и поставленном диагнозе;
  • врачебная информация, полученная в результате обследования или лечения.

Разглашение указанных сведений не допускается и после смерти гражданина. Предписывается, что врачебную тайну по закону должны хранить все лица, которым она стала известна по тем или иным обстоятельствам – служащие, обучающиеся, иные граждане.

Статья 13 Закона 323 об охране здоровья включает в себя следующие положения:

  • определение понятия врачебной тайны;
  • предписание о неразглашении посторонними лицами;
  • регулируются случаи, когда сведения могут быть разглашены – с письменного согласия пациента или его представителей в научных, обучающих или исследовательских целях;
  • регламентируются ситуации, когда информация может разглашаться по закону без согласия гражданина.

Согласно части 4 ст 13 Федерального закона 323 врачебная тайна может разглашаться без согласия пациента в следующих случаях:

  • для обследования или лечения гражданина, который по определенным причинам не может выразить свою волю доступными законом способами;
  • при наличии угрозы распространения инфекции или иных заболеваний в массовом порядке;
  • при проведении расследования и наличии запроса со стороны правоохранительных органов, судебных или иных уполномоченных инстанций;
  • при наличии предписания со стороны контролирующих учреждений о лечении от наркотической или иной зависимости предоставляется информация о состоянии пациентов;
  • оказание помощи несовершеннолетним требует информирования их родителей или иных законных представителей;
  • медицинские работники предоставляют сведения о пациенте в правоохранительные органы в том случае, если характер повреждений говорит о противоправных действиях по отношению к гражданину;
  • при проведении военно-врачебной экспертизы на годность гражданина к воинской службе;
  • по закону о медицинской тайне сведения могут разглашаться при расследовании несчастных случаев на производстве или в образовательных учреждениях;
  • при обмене информации между медицинскими учреждениями для оказания профессиональной помощи и обмена опытом;
  • для учета информации в системе обязательного страхования;
  • для обеспечения и улучшения качества предоставляемых услуг.

В иных ситуациях разглашение врачебной тайны по закону не допускается. За нарушение данного предписания налагается ответственность.

Вопрос, кто несет ответственность за неразглашение врачебной тайны, законом 323 ФЗ определяется статьей 98. Она указывает на общие нарушения положений, разглашение медицинской информации попадает под следующие предписания:

  • за соблюдение прав и свобод граждан ответственность несут органы государственной власти и местного самоуправления;
  • врачебные учреждения, медицинские и фармацевтические работники по закону несут прямую ответственность за нарушение предписанных норм в сфере охраны здоровья;
  • медицинская организация возмещает весь вред, нанесенный здоровью гражданина, под данное определение попадает и моральный ущерб, нанесенный в ходе разглашения врачебной тайны;
  • факт возмещенного вреда по Закону об охране здоровья не освобождает должностных работников от ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

В своей работе каждый врач должен соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

  • вопросы, касающиеся врачебной тайны;
  • ответственность врача за здоровье и жизнь пациента;
  • вопросы отношений между членами медицинского сообщества;
  • проблемы отношений между врачом и пациентом и его родственниками и близкими;
  • эвтаназию и отношение к неизбежной смерти пациента в случае неизлечимого заболевания;
  • вопросы интимных связей между медиками и пациентами.

Право человека на неразглашение врачебной тайны закреплено в статье 13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

ВАЖНО! Человек может отказаться от получения информации о состоянии своего здоровья. Подобное нередко происходит, если человек болен тяжелым неизлечимым заболеванием и не хочет знать правду о своем будущем. При этом сведения (с согласия больного) врач может сообщать родственникам и доверенным лицам пациента.

Конфиденциальная информация, являющаяся врачебной тайной, включает:

  • данные медицинского характера (сведения об имеющемся заболевании, диагнозе и ходе лечения);
  • данные немедицинского характера (сам факт обращения за помощью или вызова врача на дом, госпитализации и т. д.);
  • прочие сведения (контактные данные, антропометрические сведения, данные о личной жизни человека и т. д.).

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ

Во-первых, статья о врачебной тайне гласит, что с письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам. Если мы посмотрим на законодательство, то в нем нет прямых указаний на то, какие сведения о пациенте (какую именно часть информации и каким гражданам) может разглашать медицинская организация. Но есть Приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1177н. «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства», в приложении к которому имеется форма информированного добровольного согласия, в которую пациент должен вписать сведения о выбранных им лицах, которым в соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ может быть передана информация о состоянии здоровья пациента.

Пациент может вписать в эту форму любых лиц по своему выбору. Но необходимо четко прописать — какую именно информацию он доверяет передавать указанным им лицам, дозволяет ли знакомиться с медицинской документацией и в каком именно объеме.

Важно помнить, что разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается посте смерти человека. И одно из основаций прекращения действия доверенности от физического лица — наступление смерти гражданина, выдавшего такую доверенность (ст. 188 ГК РФ). Поэтому если пациент умер, то даже при наличии доверенности, выданной при его жизни, информацию выдавать запрещено на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Сегодня очень много идет запросов от различных инстанций в медицинские организации на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. И медицинские организации часто обращаются за консультацией — как ответить на запрос. Здесь есть немало тонких моментов.

Как гласит ст. 13 — предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия. Но, предоставляя информацию по такому запросу, важно помнить, что речь идет о предоставлении информации в рамках расследования уголовного дела. Например, есть органы дознания, сформированные при службе судебных приставов.
Так, недавно из службы судебных приставов-исполнителей пришел запрос на предоставление сведений о пациенте, который по их делу является крупным должником (по решению гражданского суда). Приставы хотели получить информацию о том, обращался ли в конкретные дни данный гражданин в эту организацию за медицинской помощью. И медицинская организация обратилась за помощью — как поступить в данном случае. Был отказ в раскрытии такой информации, так как служба судебных приставов не входит в закрытый перечень органов, для которых допустимо раскрытие такой информации. Вот этот перечень, который содержится в п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ:

  • по запросам органов дознания и следствия;
  • по запросу суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
  • по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществления контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно.

В этом четком списке нет гражданской системы приставов-исполнителей, которая работает по взысканию с граждан долгов.

Тем не менее когда пристав-исполнитель ознакомился с отказом, то он стал угрожать руководителю медицинской организации уголовным преследованием за препятствование исполнительской деятельности, на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительной системе».

Но никакого состава уголовного преследования руководителя по такому отказу быть не может. Руководитель отказывает по прямому требованию закона. Закон «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность приставов, к медицинской организации он не имеет никакого отношения. Для медицинской организации закон — Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а по этому закону даже факт посещения пациентом клиники не должен раскрываться, если нет согласия самого пациента. Приставы часто ссылаются на ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ как на обязательность исполнения своих требований.

Но статья гласит: «Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации».

То есть начинается со слов — «законные требования», таким образом, требования пристава не должны нарушать законодательства ни «своего», ни иного специального. В данном же случае приставы прямо требовали нарушить нормы о врачебной тайне, следовательно, такие требования перестают быть законными. Если бы медицинская организация раскрыла сведения по требованию пристава, то она могла бы понести административную ответственность по ст. 13.14 КоАП, и даже уголовную — по ст. 137 УК РФ, а также и гражданскую — пациент вправе подать гражданский иск о компенсации морального вреда за подобное раскрытие сведений, и будет прав.

Однако отметим, что если служба приставов делает запрос в рамках расследования уголовного дела, то такая информация обязана быть предоставлена медицинской организацией.

В своей работе каждый врач должен соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

Медицинская деонтология включает:

  • вопросы, касающиеся врачебной тайны;
  • ответственность врача за здоровье и жизнь пациента;
  • вопросы отношений между членами медицинского сообщества;
  • проблемы отношений между врачом и пациентом и его родственниками и близкими;
  • эвтаназию и отношение к неизбежной смерти пациента в случае неизлечимого заболевания;
  • вопросы интимных связей между медиками и пациентами.

Медицинская тайна — это информация, которая касается самого факта обращения пациента за помощью, а также состояния его здоровья, диагноза и других аспектов лечения и диагностики. Обращаясь за помощью, пациент должен быть уверен в том, что все сведения, которые он сообщает врачу, не будут разглашены третьим лицам.

Передавать сведения, составляющие медицинскую тайну, можно только с согласия самого пациента либо его представителей.

ВАЖНО! Пациент сам сообщает, кому можно передавать сведения о состоянии его здоровья и ходе лечения. Контактные данные доверенных лиц указываются в медицинской документации.

Право человека на неразглашение врачебной тайны закреплено в статье 13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Статья 61 ФЗ № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» дает гарантии на неразглашение сведений о наличии у человека ВИЧ-инфекции. Также статьи освящают случаи, когда эта информация может быть разглашена третьим лицам без согласия гражданина и его законных представителей.

ВАЖНО! Человек может отказаться от получения информации о состоянии своего здоровья. Подобное нередко происходит, если человек болен тяжелым неизлечимым заболеванием и не хочет знать правду о своем будущем. При этом сведения (с согласия больного) врач может сообщать родственникам и доверенным лицам пациента.

Конфиденциальная информация, являющаяся врачебной тайной, включает:

  • данные медицинского характера (сведения об имеющемся заболевании, диагнозе и ходе лечения);
  • данные немедицинского характера (сам факт обращения за помощью или вызова врача на дом, госпитализации и т. д.);
  • прочие сведения (контактные данные, антропометрические сведения, данные о личной жизни человека и т. д.).

Доступ к личным данным, касающихся диагноза и хода лечения, имеют право сам пациент и его близкие родственники. При этом близкие получают доступ к сведениям только в случае, если дееспособный пациент высказал на это свое согласие.

Если человек лишен дееспособности, доступ к его данным могут получить его законные представители или опекуны.

Закон «О врачебной тайне»: редакция 2021 года

Нарушение прав больного, в том числе и разглашение врачебной тайны, несет за собой дисциплинарную и уголовную ответственность.

Понести наказание за разглашение могут все медики: лечащий врач, медсестры, сотрудники регистратуры и т. д.

Виды ответственности следующие:

  • дисциплинарная (выговор с внесением в личное дело, увольнение);
  • гражданская (возмещение пациенту причиненного морального вреда);
  • административная (штраф в размере до 5 тысяч рублей);
  • уголовная (штраф, принудительные работы, лишение свободы на срок до 4 лет с запретом заниматься медицинской деятельностью на срок от 2 до 5 лет).

Разглашать сведения о гражданине медик не имеет право ни при каких обстоятельствах, в том числе и после смерти пациента. Речь идет обо всех предоставленных данных: личных, антропометрических, касающихся основного и сопутствующих заболеваний и т. д.

Разглашение данных возможно только в том случае, если согласие на это дали либо сам пациент, либо его законные представители.

Сотрудники, которые признаны виновными в разглашении врачебной тайны, несут за это ответственность. Они могут быть принуждены к выплате штрафа, возмещению морального вреда, исправительным работам и даже к лишению свободы.

Обращаясь к врачу, пациент должен иметь возможность безбоязненно сообщить ему все сведения, важные для постановки диагноза и назначения правильного лечения. Часть этих сведений может носить компрометирующий характер.

К тому же, иногда данные, составляющие медицинскую тайну, могут быть использованы во время пациента (речь идет о контактных сведениях, информации о месте жительства, особенностях работы и т. д.).

Знание об этическим принципе неразглашения врачебной тайны позволяет создать доверительные отношения между врачом и пациентом, что очень важно для позитивного исхода лечения.

Вступает в силу 23 ноября 2011 г.

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Права и обязанности пациента — одна из сфер, которые затрагивает закон «Об основах охраны здоровья в России».

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

  • Право на уважительное и гуманное отношение со стороны докторов и прочих медработников, обслуживающего персонала.
  • Проведение как обследования, так и лечения в надлежащих условиях, соответствующих актуальным санитарным и гигиеническим нормам.
  • Право на проведение врачебного консилиума, возможность консультации другого специалиста.
  • Облегчение сильной боли, что вызвана терапией, хирургическим вмешательством и проч.
  • Право на сохранение врачебной тайны о пройденной процедуре, лечении, общем анамнезе.
  • Собственное письменное согласие на врачебное вмешательство, а также информирование со стороны медиков о такой возможности.
  • Право на отказ от врачебной помощи.
  • Получение полной информации о состоянии собственного здоровья, правах и обязанностях пациента и врача.
  • Использование полного пакета медуслуг в рамках актуальной программы медицинского добровольного страхования.
  • Права на возмещение ему (пациенту) ущерба при причинении вреда здоровью со стороны медработников. Но только в случае, если вина врачей будет доказана в суде.

Отметим, что права и обязанности пациентов и медработников будут прямо взаимосвязаны. Что это значит? Права пациента — это обязанности врача, и наоборот.

Продолжаем разбирать законодательный акт.

А теперь перечислим обязанности пациента:

  • Соблюдать внутренний распорядок медицинского учреждения, где он (пациент) проходит обследование или лечение.
  • Заботиться о своем здоровье. Что значит утверждение? Не совершать действий, способных нанести вред здоровью — как собственному, так и других пациентов медучреждения.
  • Уважать права врачей, обслуживающего персонала, других пациентов.
  • Информировать лечащего специалиста о своем непонимании/неполном понимании смысла предстоящего врачебного вмешательства.
  • Соблюдать правила поведения, прописанные для пациентов в данном медучреждении. В частности, вовремя являться на назначенные процедуры, осмотры. В случае невозможности визита или опоздания необходимо своевременно предупредить о данном факте своего доктора или средний медперсонал (медсестру).
  • Выполнять предписания лечащего специалиста. Сообщать об обращении к другому доктору за помощью, прекращении назначенного лечения.

И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.

Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:

  • Предусмотренные российским Гражданским кодексом. Это будут базовые обязанности любого гражданина как заказчика, потребителя услуги в нашей стране.
  • Обязанности, предусмотренные законом «О защите прав потребителей». Тут рассматривается, что должен потребитель любой услуги. В частности, медицинской.
  • Обязанности, предусмотренные именно ФЗ №323, касающегося охраны здоровья российских граждан. Тут пациент рассматривается только как потребитель медицинских услуг.

А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.

Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 «Об охране здоровья в РФ».

Заботиться о своем здоровье — декларативная норма, которая иллюстрирует гуманность правовой системы. Поэтому никаких санкций за нарушение данной обязанности не прописано.

Еще раз отметим, что данная обязанность пациента в РФ — избирательная. Касается она только следующих категорий лиц:

  • Трудящиеся, занятые на вредных производствах, работники, чья деятельность связана с опасными для жизни и здоровья условиями труда.
  • Работники пищевой промышленности, торговой сферы, области общественного питания.
  • Лица, чья трудовая деятельность связана с любым типом транспорта.
  • Трудящиеся на водопроводных сооружениях.
  • Специалисты, занятые в детских и медицинских учреждениях.
  • Работающие в судебной системе.
  • Трудящиеся в области электроэнергетики.

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

  • Дополнительная обязанность педагога — проходить внеочередное медицинское обследование по направлению своего работодателя.
  • Работающие в сфере электроэнергетики обязаны проходить предсменные врачебные осмотры, направленные на выявление факта употребления алкоголя, психотропного или наркотического вещества.

Если пациент, относящийся к одной из указанных в списке категорий, отказывается от прохождения медосмотра, его не допускают к трудовой деятельности. Вернуться к работе он может только после удовлетворительного прохождения данного профилактического обследования — если оно подтвердит его профпригодность.

Весьма важная тема в общем рассказе об обязанностях пациента и профессиональной роли врача. Здесь мы будем опираться на Постановление российского Правительства №715 (2004 год) — «Перечень социально значимых болезней, патологий, что являются общественно опасными».

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

  • Пройти врачебное обследование.
  • Заниматься полноценным лечением патологии согласно рекомендациям своего доктора.
  • Не допускать рецидива, обострения путем принятия профилактических мер.

В Перечень входят следующие заболевания:

  • ВИЧ.
  • Гепатит формы В и С.
  • Туберкулез.
  • Дифтерия и проч. (всего 15 наименований).

Закон о неразглашении врачебной тайны

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

  • Соблюдать режим лечения. Даже если он предписывает их временную нетрудоспособность.
  • Не нарушать правила внутреннего распорядка конкретного лечебного учреждения (п. 3, ст. 27 ФЗ №323).
  • Обязательство выполнять рекомендации врача, принимать прописанные лекарства, проходить назначенные процедуры, предоставлять полную исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья. На практике же это обязательство имеет декларативный характер — пациента не ждет никакое наказание, если он забудет, скажем, вовремя принять таблетки. Или заменит дорогостоящее лекарство дешевым аналогом.
  • Обязательство содействовать медицинской организации в надлежащем и полном исполнении предоставляемых ему (пациенту) врачебных услуг. Основа для такого утверждения — положения о договоре подряда, что прописаны в ст. 718 Гражданского кодекса.
  • Соблюдать режим лечения, правила поведения пациента, утвержденные внутренними актами (распоряжениями, приказами и проч.) медучреждения — поликлиники, стационара и др.

(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

(выдержки)

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. – Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ.

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здоро��ого образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

  • Раздел Экология
    • Раздел 11 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
      • Раздел 11.020 Медицинские науки и условия по обеспечению охраны здоровья в целом

А также в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.160 Законодательство. Администрация

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативно-правовые документы
      • Раздел Безопасность

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее — в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ/Глава 2

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Номер документа: 323-ФЗ
Дата принятия: 21/11/2011
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 22/11/2011
Органы эмитенты: Парламент


Похожие записи:

Добавить комментарий