Какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДС;
  • на прибыль;
  • водный;
  • госпошлина;
  • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
  • страховые взносы;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за пользование объектами животного мира.

Региональные

  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Местные

  • на имущество граждан;
  • земельный;
  • торговый сбор.
  • 1.1. Развитие теории налогообложения
  • 1.2. Принципы налогообложения
  • налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость
  • ответственность за нарушеия законодательства о налогах и сборах

Начнем с нескольких определений. Согласно ст.8 НК РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Объект налогообложения – денежные средства, имущество, материальные и природные ресурсы, подлежащие согласно НК РФ обязательному налогообложению. Налоговый период — период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и вычисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая база — это стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (выручка от реализации продукции или услуг, при­быль от экономической деятельности, доход физического лица, стоимость движимого или недвижимого имущества). Налогооблагаемая база – это часть налоговой базы, остающаяся после всех льготных вычетов, на ко­то­рую непосредственно применяется нало­говая ставка.

В зависимости от рассматриваемого фактора можно выделить несколько видов налогов. Во-первых, объектом налогообложения могут выступать либо доходы (зарплата, наследство, подарки, дивиденды и др.), либо имущество (недвижимость, земля, транспорт и т.д.).

Во-вторых, все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги мы платим в зависимости от уровня нашего дохода или стоимости имущества. Тут все довольно просто.

Вторая группа налогов – косвенные налоги, несмотря на то, что их уплачивают производители и продавцы товаров и слуг, конечными плательщиками косвенных налогов также выступают физические лица за счет того, что эти налоги включаются в стоимость практически любого товара. К таким налогам относятся: НДС, акцизы, пошлины.

В-третьих, в зависимости от уровня бюджета, в России выделяют 3 вида налогов: федеральные, региональные и местные. Каждый из этих видов налогов поступает в бюджет соответствующего уровня.

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги
1. НДС

2. Акцизы

3. НДФЛ

4. Налог на прибыль организаций

5. Водный налог,

6. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья,

8. Гос. пошлины, федеральные лицензионные сборы

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игорный бизнес

3. Транспортный налог

4. Региональные лицензионные сборы

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физ. лиц

3. Местные лицензионные сборы

4. Торговый сбор

Еще одной классификацией налогов является деление налогов на 3 вида в зависимости от изменения их ставок:

  1. Пропорциональные налоги – ставка налога не зависит от величины облагаемого налогом дохода или имущества,
  2. Прогрессивные налоги – ставка налога увеличивается с ростом налогооблагаемого дохода или имущества,
  3. Регрессивные налоги – ставка налога уменьшается с ростом дохода или стоимости имущества.

В России имущественные являются прогрессивными, а налоги с дохода пропорциональными. Однако не так давно Президент РФ высказал предложение повысить НДФЛ для более обеспеченных граждан РФ. Посмотрим, что с этого выйдет.

Плательщиками налогов являются совершеннолетние и несовершеннолетние граждане России (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев) и нерезиденты (граждане других государств, осуществляющих деятельность на территории РФ).

Далее подробнее поговорим про каждый вид налога, которые платят физические лица в нашей стране. Про налоги, которые платит бизнес, мы подробнее писали в других наших статьях.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. К объектам налогообложения по налогу на имущество относятся:

  • жилой дом;
  • квартира, комната;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговой базой в общем случае является кадастровая стоимость всех объектов, принадлежащих налогоплательщику. Если местные власти не приняли решение о переходе на «кадастровый» способ расчета, то до 01.01.2020 налог на имущество можно исчислять на основе инвентаризационной стоимости. Рассмотрим отличия в исчислении налога для кадастровой и инвентаризационной стоимости.

Инвентаризационный способ производит оценку объектов на основании себестоимости материалов, из которых они построены, а также учитывая их износ. Таким образом, инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную цену недвижимости за вычетом износа. Этот метод был разработан в 60-е годы прошлого века и сейчас считается устаревшим. Эта система особенно выгодна для владельцев старой недвижимости, потому что её износ вместе с устаревшими материалами значительно уменьшает базу налогообложения. Кроме того, стоимость такого имущества может быть до 10 раз ниже его рыночной цены.

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровую стоимость любой недвижимости формирует множество различных параметров. К ним относятся: количество этажей здания или сооружения, удобство, местоположение, категория объекта, срок эксплуатации, инфраструктура, наличие парковки, охраны и т.д. Этот способ оценки увеличивает базу налогообложения и, как следствие, имущественный налог, т.к. кадастровая стоимость более приближена к рыночной, хотя и остается ниже её в 1,5 – 2 раза.

Налоговая ставка устанавливается на местном уровне в диапазоне от 0,1% до 2% (ст. 406 НК РФ). Размер ставки зависит от вида, способа расчета и стоимости недвижимости.

  1. Кадастровый способ

Налоговые ставки устанавливаются нормативно-правовыми актами каждого региона в отдельности, при этом они не должны превышать:

  • 0,1% (практически все виды недвижимости: дома, квартиры, гаражи, хозяйственные постройки и т.д.),
  • 2% (в отношении объектов налогообложения, предусмотренных п. 7 и 10 Ст. 378.2 Налогового Кодекса, а также для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн. руб.),
  • 0,5% (для прочих объектов налогообложения).

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований или городов федерального значения, то налогообложение производится по указанным в Налоговом кодексе налоговым ставкам.

  1. Инвентаризационный способ

При расчете налога с его инвентаризационной стоимости, учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов):

  • До 300 тыс. руб. включительно – не более 0,1%,
  • От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – от 0,1% до 0,3%,
  • Свыше 500 тыс. руб. – от 0,3% до 2%.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговой ставке – 0,1% (при суммарной инвентаризационной стоимости до 500 тыс. руб.) и 0,3% во всех остальных случаях.

Каждый регион имеет право на установление дифференцированных ставок в зависимости от суммарной кадастровой или инвентаризационной стоимости, вида объекта налогообложения и места его нахождения. Налог на имущество физических лиц рассчитывается за год и подлежит уплате до 1 декабря следующего года (ст. 409 НК РФ).

Льготами при уплате этого вида налога имеют право пользоваться некоторые категории граждан, среди них: герои СССР и герои России; инвалиды I, II групп и дети-инвалиды; пенсионеры; военные, принимавшие участие в боевых действиях или испытаниях ядерного оружия; ближайшие родственники военнослужащих, погибших при выполнении боевого задания и др. Местные органы власти могут установить дополнительные льготы граждан, не указанных в списке федеральных льгот.

В случае применения на территории субъекта Российской Федерации расчёта налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, применяются следующие налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом:

  • для квартиры или части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров, а для комнаты – 10 квадратных метров общей площади;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров площади (при этом, дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
  • для единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом кадастровая стоимость уменьшается на один миллион рублей;
  • при наличии трёх и более несовершеннолетних детей, кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта недвижимости уменьшается на 5 квадратных метров площади квартиры и на 7 квадратных метров площади дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Следующим налогом, которым также облагается ваше имущество, является земельный налог. Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них в безвозмездном пользовании, в том числе в безвозмездном срочном пользовании или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются участки, расположенные на территории муниципальных образований, на территории которых введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного и археологического наследия, заповедниками, музеями или объектами всемирного наследия,
  2. Земельные участки из состава лесного и водного фонда,
  3. Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома,
  4. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 НК РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет. Налоговым периодом по земельному налогу является год, заплатить налог нужно до 1 декабря следующего года.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и городов федерального значения и не могут превышать:

  • 0,3% кадастровой стоимости для земель сельскохозяйственного назначения, земель, приобретенных для личного подсобного хозяйства, не используемых в предпринимательской деятельности, а также земель жилищного фонда и их инфраструктуры,
  • 1,5% кадастровой стоимости прочих земельных участков.

Обратим внимание на некоторые особенности расчета земельного налога, описанных в ст. 396 НК РФ. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (бессрочного пользования, наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности или пользования произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права или пользования произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте. Аналогично рассчитывается срок владения и по другим имущественным налогам.

Список категорий граждан, которые имеют право на получение льгот по земельному налогу аналогичен льготным категориям по налогу на имущество. Для них налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков.

Также к этому списку добавляются коренные малочисленные народы России (отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов), которые освобождаются от уплаты земельного налога.

Транспортный налог является региональным налогом. Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили и другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Другими словами, если на вас зарегистрировано транспортное средство, которое ездит, летает или плавает, то вы автоматически становитесь плательщиком этого налога.

Освобождаются от уплаты налога следующие виды ТС: автомобили, оборудованные для использования инвалидами; промысловые суда; водные или воздушные суда, осуществляющие пассажирские или грузовые перевозки; транспортные средства, зарегистрированные на с/х товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Акциз – это косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, алкоголь и т.д.) внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран).

Акциз включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акцизы служат важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Подакцизными товарами в РФ являются: спиртосодержащая продукция, лекарственные средства, автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла, табак, виноград (используемый для изготовления вина) и другие. Сбор может устанавливаться за 1 литр, кг, тонну, штуку и т.д., в зависимости от вида товара. Более подробно про акцизные товары, расчёт налоговой базы и ставок акцизов можно прочитать в Ст. 181 – 191 НК РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Далее поговорим о других видах налогов, существующих в России. Некоторые из этих налогов относятся только к организациям, другие могут относиться и к физическим лицам. Скорее всего вы не столкнётесь с этими налогами, если не будете заниматься предпринимательской или специализированной деятельностью. Но, на мой взгляд, вам будет полезно знать о них.

Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является разница между доходами и расходами организации. Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка 0% предусмотрена для организаций в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие недвижимым имуществом, которое учитывается на балансе как основные средства. Не признаётся объектом налогообложения: движимое имущество, земельные участки и др. Стоимость имущества может рассчитываться как среднегодовая (остаточная) или кадастровая. Ставки этого налога не может превышать 2,2% при использовании среднегодовой стоимости имущества или 2% при кадастровой.

Торговый сбор. Ещё одним налогом для организаций является торговый сбор. Он устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества. К ним относятся: стационарные торговые объекты (с торговым залом или без него); нестационарные торговые объекты; складские помещения. Плательщиками торгового сбора являются только организации на УСН и ОСН, расположенные в Москве. Другие регионы также имеют право ввести этот налог, но пока им не воспользовались. Подробнее о торговом сборе можно прочитать в Главе 33 НК РФ.

Водный налог. Плательщиками водного налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые используют водные объекты, подлежащие лицензированию. Как правило, к плательщикам налога относятся компании, осуществляющие забор воды или использование акваторий водных объектов. Налог рассчитывается за 1 тыс. куб. воды, в зависимости от вида водного объекта.

Налог за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами. Этот налог платят граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые получили специальное разрешение на добычу определенных видов животных. Налогоплательщик обязан платить налог за каждый добытый объект животного мира или тонну объектов водного мира. Сумма сбора может варьироваться от 10 до 30 000 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых. Как понятно из названия, компании платят этот налог, если добывают полезные ископаемые на территории России. Ставки варьируются от 0 до 8%, в зависимости от вида добываемого сырья. Для нефти, газа и угля устанавливаются отдельные сборы за тонну (кубический метр – для газа).

Налог на игорный бизнес. Если организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, то становится плательщиком этого налога. Ставки налога рассчитываются за каждый объект, с которого компания может получать доход. Например, игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок букмекерской конторы и т.д. Ставки налога, как правило, варьируются от 5000 до 125 000 рублей, налоговым периодом является календарный месяц.

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Налоги физических лиц: полное описание всех налогов в РФ

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных — на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Все существующие пошлины разделяются на три категории (ст. 12 НК РФ):

  1. Федеральный уровень.
  2. Региональный уровень.
  3. Местный уровень.

Для большей ясности и понимания предмета разговора, охарактеризуем отдельно каждую из перечисленных категорий.

Федеральные пошлины, установленные действующим НК РФ, являются строго необходимыми к выплате по всей стране.

Какие федеральные, региональные и местные налоги действуют в России

Местными являются пошлины, которые установлены действующим Кодексом и законными актами муниципальных органов власти. Они необходимы к погашению на конкретных муниципальных территориях.

Налоги и сборы местного толка обычно начинают и прекращают действовать на территории каждого муниципалитета, причём в строгом соответствии с действующим НК РФ, а также всеми нормативными актами, принятыми органами муниципалитетов.

№/№

Налоговый уровень

Налоговый перечень

1.

Федеральные налоги

налог на добавленную стоимость;
акцизы;
НДФЛ;
налог на прибыль организаций;
налог на осуществление добычи полезных ископаемых;
водный налог;
пошлина за использование объектов флоры и фауны;
пошлина за эксплуатацию ресурсов воды;
государственная пошлина.

2.

Региональные налоги

имущественная пошлина организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес.

3.

Местные налоги

земельная пошлина;
налог на имущество физлиц;
торговый сбор.

В зависимости от назначения, все налоги можно разделить на две категории:

  1. Общий налог.
  2. Целевой налог.

Налоги общего назначения установлены в режиме общего порядка. К общим налогам относят множество взимаемых, причём в любой налоговой системе, налогов.

Они имеют отличительную особенность: после своего поступления в государственную казну они обезличиваясь расходуются на конкретные цели, которые определены соответствующим бюджетом.

Налоги целевого толка можно разделить на два вида: специальные и чрезвычайные.

Специальная налоговая пошлина призвана для финансирования определённых программ, имеющих целевую установку. Такая пошлина закрепляется за конкретным видом расходов. В отношении России:

  • это налоги на транспорт;
  • это налоги на воспроизведение сырьевой базы.

Чрезвычайная налоговая пошлина обычно устанавливается при чрезвычайных ситуациях.

В отношении принадлежности к бюджетному уровню все налоговые пошлины разделяются следующим образом:

  • Закреплённый налог – данный налог целенаправленно и полностью должен поступить в конкретную бюджетную «корзину», либо в фонд внебюджетного значения. В этой категории принято легко выделить пошлины, которые вливаются в бюджетные «корзины» разных уровней: федерального, регионального и местного.
  • Регулируемый налог – данный налог поступает одновременным образом в бюджеты самых разных уровней, но в таком пропорциональном соотношении, которое определено законом.

Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

Федеральные, региональные и местные налоги представляют все уровни системы налогообложения Российской Федерации. Это означает, что существует список обязательных платежей в пользу государства каждого уровня, который необходимо знать налогоплательщикам и налоговым агентам.

Верховное положение занимает федеральная система налоговых выплат и сборов. отличительная особенность заключается в том, что она регулируется исключительно НК Российской Федерации, устанавливается и отменяется им же. Перечисление таких выплат обязательно на всей территории РФ.

Полная сумма, перечисленная налоговым агентом или налогоплательщиком, поступает в федеральный бюджет.

Пунктом 7 ст. 12 НК РФ в 2021 году установлено, что в перечень федеральных не могут вводиться любые другие перечисления, которые не предусмотрены указанным кодексом. Окончательный список федеральных налогов устанавливается многочисленными статьями НК России и включает:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный.

Однако кроме перечисленных обязательных выплат, есть другие виды денежных отчислений в федеральный бюджет, а именно:

  • государственная пошлина;
  • акцизы;
  • сбор за использование объектов животного мира и водных ресурсов.

Порядок выплаты налоговых платежей в федеральный, бюджет субъектов и местный устанавливает обязанность указать в платежном поручении КБК (код бюджетной классификации).

Этот реквизит позволяет правильно отнести оплату и распределить денежные средства именно в тот бюджет, для которого они предполагались.

Таким образом, оплата обязательных перечислений в федеральный бюджет осуществляется при помощи указания верного КБК в соответствующем поле платежного поручения.

Такие налоги и сборы существуют в каждом субъекте Российской Федерации, так же, как и местные — в отдельном муниципальном образовании.

Перечень видов обязательных выплат устанавливается не на федеральном, а на региональном, а также местном уровнях. Они могут изменяться в зависимости от решений соответствующих органов, действующих на уровне субъектов или муниципалитета.

Однако НК РФ играет определяющую роль в формировании и установке порядка выплаты и этих налогов. К региональным налогам относятся:

  • на имущество организации;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

В перечень налоговых платежей местного уровня в 2021 году входят:

  • земельный;
  • на имущество физических лиц.

В этот же список включается торговый сбор, порядок начисления и уплаты которого установлен ст. 411, 412 НК РФ. Размер таких выплат определяется на уровне субъектов РФ и местном.

Например, ставку выплаты на имущество юридического лица регулируют региональные власти, руководствуясь положениям НК РФ.

Указанная ставка зависит напрямую от места регистрации той организации, имущество которой входит в перечень налогооблагаемого.

Краткое перечисление представлено в таблице:

На добавленную стоимость (НДС) На доходы (НДФЛ) Добыча полезных ископаемых Тем, кто задействует объекты из животного мира
Акцизы На прибыль компаний и организаций Водный сбор Госпошлина

Некоторые из них касаются только предпринимателей, но часть этого списка затрагивает каждого гражданина РФ. Например, НДС заложена во всей категории продовольственных товаров, стройматериалах, при покупке инструментов и другого инвентаря. НДФЛ – федеральный налог, который действует по всей стране.

Список их небольшой, но согласно таблице, они сохраняться и в 2021 году. Региональные налоги – это платеж, который устанавливается на территории определенных субъектов. Они также основаны на базе НК РФ. Но есть несколько ситуаций, когда инспекция сама может определять, как будут выполняться некоторые пункты.

Например, в этот список вошли даты, когда необходимо их погашать и каков порядок действий при этом, также его дополняют одинаковые ставки для транспортного сбора по месту жительства, список льгот вместе с основанием и порядком действий для граждан.

Как и в случае с федеральными налогами таблица региональных и местных распространяется на разные категории граждан.

Они делятся на три категории:

  • на землю;
  • на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.
  • Все, кто имеют землю, квартиры, дачи, гаражи должны будут оплатить налог согласно тем ставкам, которые установят местные власти. Торговый сбор коснется предпринимателей, которые ведут бизнес в сфере продаж.

    Те, кто проплатил патентную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог, не обязаны выплачивать местные сборы.

    Также в таком месте невозможно будет открыть бизнес с оплатой единого налога на вмененных доход.

    Федеральные, региональные и местные налоги в 2021 году остаются такими же, как указано в таблице. Ставки, сроки погашения, наличие дополнительных льгот рассматривается в отдельных случаях местными органами власти.

    Но погашать пришедшую квитанцию необходимо вовремя, иначе придется лишиться всей прибыли и некоторого имущества.

    Таковы единые требования для всех граждан: физических или юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Всё многообразие налогов в России можно классифицировать на федеральные, региональные и местные. Здесь можно узнать, какой налог на пенсию в России будет в следующем году. На странице https://investtalk.

    Налоговая система РФ

    Прежде всего следует уточнить, в чем заключается отличие между налогами и сборами. Тут все довольно просто. Налоги оплачиваются на безвозмездной основе, а при оплате сбора физическому лицу оказывается определённая услуга, предоставляемая только государственными органами (нечто подобное происходит при рефинансировании кредитов, например от ЦБ РФ).

    Регулируется порядок взимания, установления или отмены Налоговым кодексом и Конституцией РФ. В том же акте распределены региональные, местные и федеральные налоги.

    Для каждого такого взимания устанавливается определённый круг плательщиков. Это могут быть все категории лиц — юридические, физические или частные предприниматели.

    Законодательством также определяется, какие лица не могут быть плательщиками того или иного налога. Для правильного определения объекта сбора используются нормы налогового законодательства.

    Там же приписаны операции, которые не подлежат обложению.

    Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

    Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

    Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Налог на прибыль организаций
    (глава 25 НК РФ) Налог на имущество
    организаций

    (глава 30 НК РФ)

    Справка >>>

    Налог на имущество
    физических лиц

    (глава 32 НК РФ)

    Справка >>>

    Налог на игорный бизнес
    (глава 29 НК РФ)

    Справка >>>

    Земельный налог
    (Глава 31 НК РФ)

    Справка >>>

    Акцизы
    (глава 22 НК РФ)

    Акцизы >>>

    Транспортный налог
    (глава 28 НК РФ)

    Справка >>>

    Торговый сбор
    (глава 33 НК РФ)

    Справка >>>

    [2]

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
    (глава 23 НК РФ)

    Справка >>>

    Единый социальный налог (ЕСН)
    (глава 24 НК РФ)
    Утратила силу с 1 января 2010 года Налог на добычу полезных ископаемых
    (глава 26 НК РФ) Водный налог
    (Глава 25.2 НК РФ) Сборы за пользование объектами животного мира
    и за пользование объектами водных биологических ресурсов

    (Глава 25.1 НК РФ) Государственная пошлина
    (Глава 25.3 НК РФ)

    Справка >>>

    Страховые взносы
    (Глава 34 НК РФ)

    С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь возложены на налоговые органы.
    Напомним, что до 1.01.2010 г. вместо страховых взносов действовал единый социальный налог, исчисление и уплату которого контролировали налоговые органы.

    С 1 января 2005 года отменены следующие налоги (сборы):

    — налог на операции с ценными бумагами;
    — налог на рекламу;
    — сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);
    — таможенная пошлина;
    — платежи за пользование природными ресурсами;
    — сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
    — лесной доход.

    Статьей 18 НК РФ предусмотрено применение специальных налоговых режимов:

    — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    — упрощенная система налогообложения;
    — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Бюджетный кодекс РФ установил, что земельный налог зачисляется по нормативу 100 процентов в бюджеты:

    • городских округов;
    • муниципальных районов;
    • городских поселений;
    • городских округов с внутригородским делением;
    • внутригородских районов;
    • сельских поселений.

    Экономическая сущность налога на землю заключается в принудительном налогообложении, установленном действующим законодательством. Налог уплачивается каждый год, и его сумма зависит от площади и размера единицы земельного налогообложения. Это значит, что выплата не зависит от размера доходов собственника и прибыльности участка.

    Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

    Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

    Разделение налогов на федеральные региональные и местные

    Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

    Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

    • акцизы ;
    • НДФЛ ;
    • НДС ;
    • на прибыль ;
    • водный ;
    • госпошлина ;
    • специальные режимы ( УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
    • страховые взносы ;
    • на добычу полезных ископаемых ;
    • сборы за пользование объектами животного мира .

    Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

    Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

    Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

    Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

    Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены ст. 13-15 НК РФ. При этом в п. 7 ст. 12 НК РФ указывается, что помимо приведенных в ст. 13 НК РФ федеральных налогов к ним также относятся специальные налоговые режимы.

    То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

    А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

    В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

    [3]

    Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

    Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
    — НДС;
    — акцизы;
    — НДФЛ;
    — налог на прибыль организаций;
    — налог на добычу полезных ископаемых;
    — водный налог;
    — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    — государственная пошлина;
    — ЕСХН;
    — УСН;
    — ЕНВД;
    — СРП;
    — ПСН. —налог на имущество организаций;
    — налог на игорный бизнес;
    — транспортный налог. — земельный налог;
    — налог на имущество физических лиц;
    — торговый сбор.

    При этом необходимо иметь в виду, что зачесть между собой федеральные, региональные и местные налоги и сборы нельзя: зачет производится в рамках налогов одного вида (федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, а местные – в счет местных) (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

    В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

    Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

    О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

    Налоги в России 2018

    Региональные налоги: перечень

    Тарифы взносов в ПФР на 2019 год

    Режим налогообложения для ООО

    Страховые взносы для ИП в 2014 году

    Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

    Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

    Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

    Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

    Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

    Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

    Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

    Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

    Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

    По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

    Добавить комментарий