Угон воздушного судна или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Угон воздушного судна или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Основной объект преступления — общественная безопасность. Дополнительный объект — отношения по охране жизни и здоровья, собственности граждан и юридических лиц.

Факультативный объект — отношения по охране жизни человека.

Угон воздушного судна является преступлением международного характера. Еще в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (г. Гаага, 16 декабря 1970 г.) отмечалось, что акты незаконного захвата или осуществления контроля над воздушным судном, находящимся в полете, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации <1>.

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

1) угон указанных транспортных средств;

2) их захват.

3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211).

4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон — с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель — угон судна.

6. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Под иными тяжкими последствиям (ч. 3 ст. 211) понимают:

— крушение;

— аварию транспортного средства;

— значительное повреждение груза, имущества;

— причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;

— значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

1. Предметом преступления выступают: а) воздушное судно; б) водное судно; в) железнодорожный подвижной состав.

Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.

Под водным судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки людей и грузов: морское, речное, озерное судно, буксиры, баржи и др.

К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемого на железнодорожных путях общего пользования. Железнодорожный подвижной состав включает механический рельсовый транспорт, за исключением трамвая: локомотивы, вагоны, открытые платформы, цистерны, дрезины. Метрополитен относится к железнодорожному, а не к городскому транспорту.

Спорным является вопрос об отнесении к предметам данного преступления маломерных морских и речных судов, а также дрезин. Некоторые авторы полагают, что их угон следует квалифицировать по ст. 166 УК РФ.

2. Объективную сторону составляет одно из следующих действий: а) угон соответствующего судна или состава; б) их захват.

Под угоном следует понимать самовольные действия по уводу (перемещению) судна или состава с места их нахождения. Угоном без захвата следует признавать случаи, когда: а) судно или состав, находящиеся без экипажа, машиниста либо охраны, уводится посторонними лицами; б) транспортное средство угоняется самим экипажем или машинистом; в) транспортное средство угоняется посторонними лицами по договоренности с экипажем, машинистом или охраной.

Захват — это насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом.

Способы совершения рассматриваемого преступления могут быть различными, вплоть до применения насилия, не опасного для жизни или здоровья. Насилие может применяться к членам экипажа, машинисту, лицам, осуществляющим охрану транспортного средства, пассажирам; в любом случае оно должно выступать средством захвата судна или состава.

3. В общей форме угон признается оконченным с момента изменения местонахождения судна, состава или изменения курса. Изменение местонахождения воздушного судна связано с началом полета.

Захват считается оконченным с момента выхода транспортного средства из законного владения и установления над ним неправомерного контроля.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Для захвата судна, состава обязательным признаком является цель их угона.

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

1) угон указанных транспортных средств;

2) их захват.

3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

  • 1) угон указанных транспортных средств;
  • 2) их захват.

3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211).

4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон — с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель — угон судна.

6. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Под иными тяжкими последствиям (ч. 3 ст. 211) понимают:

  • крушение;
  • аварию транспортного средства;
  • значительное повреждение груза, имущества;
  • причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;
  • значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) утратил силу;
  • в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Уголовный кодекс N 63-ФЗ / Статья 211 УК РФ

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона – наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) утратил силу;
  • в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Для начала, прежде чем характеризовать статью, посвященную всем этим вопросам рассмотрим сам предмет преступления. Им, безусловно, является транспорт, но самый главный вопрос кроется в том, какой именно?

Кодекс дает нас несколько категорий транспорта. Это воздушный, водный, и поезда.

  • К воздушным транспортам относятся самолеты, вертолеты, дирижабли, корабли космические (правда, прецедентов с их угоном еще не было);
  • К водному транспорту относятся корабли, теплоходы, яхты, моторные лодки. В общем все, что приводит в действие мотором. Даже водный скутер является предметом данного преступления;
  • К поездам относятся, безусловно, любые поезда, в том числе электропоезда.

Самое интересное при рассмотрении любого преступления – это состав.

Именно благодаря составу вы можете разобрать все, что является нюансами преступления и сделать свои выводы.

Так, например, самыми важными сторонами в составе являются объект, субъект, объективная и субъективная сторона.

Под объектом понимают, как правило, то, что подвергается нападению при данном преступлении. Как правило, это все общественные отношения.

Данные общественные отношения в рассматриваемом преступлении приводят к тому, что затрагиваются отношения в первую очередь имущественные.

Самым ярким примером из практики является случай у берегов черного моря. Именно там пытались угнать теплоход, все еще наполненный пассажирами. К счастью, злоумышленников удалось остановить.

Именно этот случай вошел в судебную практику сочинского районного суда и стал основополагающим при рассмотрении таких преступлений.

Как видите, данное преступление, предусмотренное статьей двести одиннадцатой еще раз напоминает нам о том, что просто необходимо помнить о простых мерах предосторожности в вопросах охраны любого имущества, пусть это даже судно.

Аппетиты у преступников весьма обширны и ваше достояние в виде судна может попасть в руки не самым добрым людям, которые претендуют на него.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41

      «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016)

      «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»

    Все документы >>>

    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «О противодействии терроризму»

    • Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 09.03.2021)

      «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.02.2021 N 25-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 24.02.2021)

      «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.02.2021)

      «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»

    Все документы >>>

    Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины, обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.

    Мужчина в состоянии алкогольного опьянения, захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега. Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мели. Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

    1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

    2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

    Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

    К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    Документы по законодательству Российской Федерации

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

      «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

    • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

      «О защите конкуренции»

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    • Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

      «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 227-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

      «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

      «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

      «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

      «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 263-ФЗ

      1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

      наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

      (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

      2. Те же деяния, совершенные:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) Признан утратившим силу Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ;

      в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

      г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

      наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

      (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

      наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

      (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

      4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

      наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

      (часть 4 дополнена Федеральным законом от 05.05.2014 № 130-ФЗ)

      Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

      Ч. 2 ст. 211 УК РФ

      Те же деяния, совершенные:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

      в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

      г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

      Полный текст статьи 211 Уголовного Кодекса РФ

      Комментарий под редакцией Рарога А.И.

      1. Предметом преступления являются:

      1) суда воздушного транспорта;

      2) суда водного транспорта;

      3) железнодорожный подвижной состав.

      Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

      Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

      Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества.
      Железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

      2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

      а) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

      б) захват такого судна или состава в целях угона.

      Угон — неправомерные самовольные действия по перемещению судна или состава с места их нахождения. Угон возможен и без предшествующего захвата транспортного средства (например, когда угон совершается самим экипажем или машинистом).

      Захват — противоправное насильственное установление контроля над указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предшествует угону и осуществляется с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозы применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК). Потерпевшими могут быть члены экипажа, машинист, пассажиры, а также иные лица.

      Угон и захват воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, государственной измены, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 211 УК и ст. ст. 275, 206, 322 УК.

      3. Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

      Угон является оконченным преступлением с момента отъезда или перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, либо изменения курса. Как покушение на угон транспортного средства следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел.

      Захват считается оконченным с момента, когда виновное лицо устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

      4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

      5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

      6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 211 УК) характеризуется совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору — п. «а» (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК); в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия — п. «в» (см. комментарий к п. «в» ч. 2 ст. 126 УК); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — п. «г» (см. комментарий к п. «г» ч. 2 ст. 126 УК).

      7. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 211 УК) характеризуется:

      а) совершением преступления организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК);

      б) причинением по неосторожности смерти человеку (см. комментарий к ст. 109 УК) или иных тяжких последствий.

      Иные тяжкие последствия означают: причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение транспортных средств, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.п.

      Редакция от 02.08.2019

      Дополнение статьи 138.1 примечаниями. // Изменение абзаца первого части первой статьи 228.2.

      Редакция от 26.07.2019

      Изменение пункта «в» части второй статьи 115. // Дополнение части второй статьи 115 пунктом «г». // Изменение абзаца первого части второй статьи 119. // Дополнение статьей 124.1. // Статья 327 — изложена в новой редакции.

      Редакция от 17.06.2019

      (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

      Изменение части второй статьи 72.1.

      Редакция от 17.06.2019

      Изменение части третьей статьи 15. // Изменение части четвертой статьи 15. // Дополнение статьи 263 частями первой.1 — первой.2. // Изменение абзаца первого части второй статьи 263. // Дополнение статьи 263 частью второй.1. // Изменение абзаца первого части третьей статьи 263. // Дополнение статьи 263 частью четвертой. // Изменение абзаца четвертого части второй статьи 264. // Изменение абзаца четвертого части четвертой статьи 264. // Изменение абзаца четвертого части шестой статьи 264. // Изменение пункта 2 примечаний к статье 264.

      Редакция от 29.05.2019

      Изменение части третьей статьи 76.1.

      Редакция от 23.04.2019

      Часть вторая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Часть четвертая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Часть шестая статьи 264 — изложена в новой редакции. // Изменение абзаца первого статьи 264.1.

      Редакция от 01.04.2019

      Изменение части пятой статьи 56. // Изменение части третьей статьи 64. // Изменение пункта «а.1» части первой статьи 73. // Часть первая статьи 210 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьи 210 частью первой.1. // Абзац второй части второй статьи 210 — изложен в новой редакции. // Изменение абзаца первого части третьей статьи 210. // Изменение абзаца второго части третьей статьи 210. // Часть четвертая статьи 210 — изложена в новой редакции. // Примечание к статье 210 — изложено в новой редакции. // Дополнение статьей 210.1.

      Редакция от 27.12.2018

      (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)

      Изменение части второй статьи 53.1. // Изменение части четвертой статьи 53.1. // Изменение части второй статьи 58. // Дополнение статьи 58 частью второй.1. // Изменение части третьей.2 статьи 72. // Наименование статьи 76.1 — изложено в новой редакции. // Изменение части второй статьи 76.1. // Изменение части первой статьи 80. // Изменение абзаца второго части 2 статьи 80. // Изменение абзаца третьего части 2 статьи 80. // Изменение абзаца четвертого части 2 статьи 80. // Изменение части третьей статьи 80. // Примечание к статье 145.1 — изложено в новой редакции. // Дополнение статьи 170.1 частями четвертой — пятой. // Изменение примечания к статье 170.2. // Статья 172.1 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьей 172.3. // Изменение абзаца первого части первой статьи 195. // Дополнение главы 22 статьей 200.6.

      Редакция от 27.12.2018

      Статья 282 — изложена в новой редакции.

      Редакция от 12.11.2018

      Изменение наименования статьи 322.3. // Изменение абзаца первого статьи 322.3. // Пункт 1 примечаний к статье 322.3 — изложен в новой редакции.

      Редакция от 03.10.2018

      (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

      Изменение наименования статьи 216. // Изменение абзаца первого части первой статьи 216. // Наименование статьи 217 — изложено в новой редакции. // Часть первая статьи 217 — изложена в новой редакции. // Статья 269 — исключена.

      Редакция от 03.10.2018

      Дополнение статьей 144.1.

      Редакция от 02.10.2018

      Статья 315 — изложена в новой редакции.

      Редакция от 29.07.2018

      Статья 171.2 — изложена в новой редакции. // Статья 215.3 — изложена в новой редакции.

      Редакция от 03.07.2018

      Часть третья статьи 72 — изложена в новой редакции. // Дополнение статьи 72 частями 3.1 — 3.4. // Изменение части четвертой статьи 72.

      Редакция от 27.06.2018

      Изменение абзаца первого части первой статьи 226.1. // Изменение пункта 2 примечаний к статье 226.1. // Статья 253 — изложена в новой редакции. // Изменение абзаца первого части первой статьи 256. // Изменение абзаца шестого части первой статьи 256. // Изменение абзаца второго части второй статьи 256. // Абзац шестой части первой статьи 258 — изложен в новой редакции. // Изменение абзаца первого части второй статьи 258. // Абзац второй части второй статьи 258 — изложен в новой редакции. // Дополнение статьи 258 примечанием. // Изменение абзаца первого части первой статьи 258.1. // Дополнение статьи 258.1 частью первой.1. // Дополнение статьи 258.1 частью второй.1. // Дополнение статьи 258.1 частью третьей.1.

      Редакция от 23.04.2018

      1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

      наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

      2. Те же деяния, совершённые:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

      в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

      г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

      наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

      наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

      4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

      наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

      1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

      2. Общественно опасное деяние описано в законе в виде двух альтернативных действий:

      1. угон указанных транспортных средств;
      2. их захват.

      3. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и место посадки.

      Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами в целях угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать его для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК).

      4. Преступление имеет формальный состав. Захват считается оконченным с момента, когда угонщик устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению; угон — с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда лицо получило возможность осуществлять управление транспортным средством или контролировать его.

      5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, и для захвата обязательна цель — угон судна.

      6. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

      7. Под иными тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 211 УК) понимают:

      • крушение;
      • аварию транспортного средства;
      • значительное повреждение груза, имущества;
      • причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц;
      • значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

      Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).
      Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

      Из-за угонщиков часто:

      • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
      • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
      • незаконно пересекаются границы страны;
      • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

      Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

      Законодательная база Российской Федерации

      Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

      1. Предметом преступления являются суда воздушного транспорта (ст. 32 Воздушного кодекса РФ), суда водного транспорта (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и иные законы), железнодорожный подвижной состав (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”).

      2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

      а) угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. их противоправным самовольным перемещением;

      б) захватом судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. противоправным завладением ими и установлением над ними контроля.

      Захват по времени предшествует угону. Способы угона и захвата могут различаться (прямое применение физического или психического насилия к экипажу (локомотивной бригаде), обслуживающему персоналу, пассажирам; отдаленное установление контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом с помощью технических средств и т.д.).

      3. Преступление признается оконченным: при захвате – с момента установления контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом, а при угоне – с момента начала движения либо (если захват произошел в движении) с момента получения контроля над направлением движения и возможности изменения последнего.

      4. При наличии цели хищения содеянное квалифицируется как хищение.

      5. Иные тяжкие последствия в ч. 3 представляют собой аварии, серьезный сбой графиков работы транспорта и т.п.

      6. Угон и захват с целью угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы РФ), квалифицируются по совокупности со ст. 211 УК. Угон и захват, выступающие в качестве способа совершения террористического акта либо осуществления иной террористической деятельности, образуют особо квалифицированный состав преступления (ч. 4) и квалифицируются по совокупности с этими преступлениями.

      Комментарий под редакцией Рарога А.И.

      1. Предметом преступления являются:

      1) суда воздушного транспорта;

      2) суда водного транспорта;

      3) железнодорожный подвижной состав.

      Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

      Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

      Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

      Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2020 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

      Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.

      Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

      Основной объект преступления – общественная безопасность. Дополнительный объект – отношения по охране жизни и здоровья, собственности граждан и юридических лиц.

      Факультативный объект – отношения по охране жизни человека.

      Угон воздушного судна является преступлением международного характера. Еще в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) отмечалось, что акты незаконного захвата воздушного судна, находящегося в полете, или осуществления контроля над ним угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации.

      Положения о преступности аналогичных действий с морскими судами содержатся в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в Риме 10 марта 1988 г.).

      Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

      1. Общественная опасность преступления выражается в нарушении контроля за передвижением транспортной единицы, влекущем возможность аварий и наступления тяжких последствий (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) <1>; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) <2>; Римская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 г.) <3>, и т.д.). ——————————— <1> Сб. международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218 — 225.

      Личный досмотр пассажиров

      На воздушных судах на большинстве коммерческих авиалиний устанавливаются в кабинах самолётов бронированные двери. В ряде государств (например: Великобритания, США, Канада, Франция, Австралия) на некоторых рейсах присутствуют вооружённые сотрудники служб воздушной безопасности в штатском, которые могут обезвредить захватчиков, и часто называемые «воздушными маршалами» (пример: агенты Федеральной службы воздушных маршалов США).

      • Побег группы Девятаева
      • Операция «Пенициллин» — угон истребителя МиГ-21 из Ирака в Израиль
      • Побег Беленко — угон новейшего истребителя Миг-25 в Японию
      • Зуев, Александр Михайлович — капитан ВВС СССР, в 1989 году совершил угон истребителя МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.
      • Список лётчиков-перебежчиков периода Холодной войны

      Основная статья: Угоны самолётов в СССР

      • Ленинградское самолётное дело — 15 июня 1970 года, попытка группы советских евреев-отказников захватить пассажирский самолёт с целью побега из СССР.
      • Угон самолёта Ан-24 в Турцию (1970) — первый в СССР успешный угон самолёта. Совершён Пранасом Бразинскасом и его сыном Альгирдасом 15 октября 1970 года с целью бегства из СССР.
      • Группа И. К. Церетели — захват самолёта в Тбилиси с целью бегства из СССР.
      • Семья Овечкиных — многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту-154 с целью побега из СССР.

      Назначение минимальной либо максимальной меры наказания определяется комплексом обстоятельств, которые характеризуют преступление. Начнем с перечня критериев, которые смягчают вину преступника. Эти положения содержатся в 61 статье Уголовного Кодекса.

      Среди типичных аспектов, встречающихся в судебной практике таких дел, перечислим явку с повинной, признание преступником вины и давление на обвиняемого извне.

      Кроме того, тут не исключено смягчение приговора из-за добровольной компенсации ущерба пострадавшему лицу либо первого зафиксированного факта нарушения законодательства.

      В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:

      • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
      • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

      Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

      Ими являются плавательные средства, которые приводятся в движение с помощью двигателя или силой ветра, а также иные ТС, предназначенные для перевозки грузов и людей по воде (под водой), буксировки, добычи ископаемых, проведения научных исследований, технических, строительных работ, культурных, спортивных мероприятий и пр.

      К водным, в частности, относят озерные, морские и речные суда (за исключением маломерных), корабли, теплоходы, паромы, баржи, подлодки, плавучие сооружения и так далее.

      [Уголовный кодекс] [Особенная часть] [Раздел IX] [Глава 24]

      1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

      наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

      2. Те же деяния, совершенные:

      а) группой лиц по предварительному сговору;

      б) утратил силу;

      в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

      г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

      наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

      3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

      наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

      4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

      наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

      Угон корабля, поезда или самолёта выделен в отдельную норму неслучайно. 211 статья Уголовного кодекса РФ включает довольно суровое наказание, ведь деяния подвергают риску многих пассажиров судна или поезда. Кроме того, такие объекты могут стать местом, где будет совершён террористический акт. Действия способны причинить серьёзный ущерб, стать причиной гибели людей. Именно поэтому состав ст. 211 ч. 2 или ч. 1 УК РФ чётко отделён от состава 166 УК РФ.

      Состав преступления образуют вполне конкретные действия лица.

      Они включены в описательную часть статьи 211 УК РФ:

      1. Речь идёт о завладении объектом, возможности управлять им, используя технические возможности. Угон принципиально отличается от хищения, ведь человек должен желать завладеть имуществом, использовать как своё. Объект хищения воспринимается именно как имущество, имеющее свою ценность, а при угоне лицо желает получить возможность управлять объектом и не намеревается присваивать его.
      2. Угон может заключаться в любых действиях. Например, лицо может тайно проникнуть на водный транспорт, запустить двигатель и начать движение. Угон будет состоять и в захвате перечисленных объектов: человек понуждает пилота, капитана или машиниста исполнять его указания относительно движения объекта. Как правило, речь идёт об угрозе со стороны преступника.
      3. Состав преступления образовывает и мнимые действия лица. Например, человек угрожает подрывом самолёта и требует изменить направление полёта. Взрывного устройства нет, он демонстрирует пилоту муляж. Несмотря на отсутствие реальной возможности осуществить подрыв, действия образуют ст. 211 УК РФ.

      Преступник должен понимать значение своих действий и осуществлять их с целью эксплуатации объекта. У него не должно быть умысла на хищение любого из перечисленных объектов.

      Ввиду опасности для окружающих и пассажиров за совершение перечисленных действий предусмотрено довольно суровое наказание.

      По первой части данной нормы возможно наказание до 8 лет изоляции от общества, а санкция по 166 УК РФ – не более 4 лет изоляции в местах лишения свободы. Разница обусловлена именно опасностью для людей.

      Если имеются квалифицирующие, то есть отягчающие признаки, то деяние следует относить к ч. 2 ст. 211 УК РФ. Это участие нескольких лиц, которые заранее об этом договорились друг с другом. Квалифицирующими признаками признаются применение насилия для захвата объекта и высказывание угроз использования оружия.

      Данная норма закона содержит ч. 3 и ч. 4, которые устанавливают наиболее строгое наказание. Так, по части 3 ст. 211 УК РФ расследуется дело по угону, повлёкшему смерть человека или другие тяжкие последствия. Например, разрушение жилых домов, уничтожение большого объёма имущества, экологическое бедствие. За это установлено наказание до 15 лет колонии. При этом минимальное наказание установлено в 8 лет. Это наименьший возможный срок. Для сравнения: за убийство нередко назначается срок в 6 или 7 лет изоляции.

      Наиболее суровое наказание определено ч. 4 ст. 211 УК РФ. Когда действия связаны с терактом, лицо может быть лишено свободы на 20 лет.

      Комментарий под редакцией Рарога А.И.

      1. Предметом преступления являются:

      1) суда воздушного транспорта;

      2) суда водного транспорта;

      3) железнодорожный подвижной состав.

      Воздушное судно – летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, планер, дирижабль, воздушный шар и другие летательные устройства).

      Судно водного транспорта (морские, речные и озерные суда) – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства для перевозок по воде (под водой) людей и грузов (теплоходы, корабли, паромы, морские яхты), а также суда специального назначения (буксирные, научные, добывающие и др.).

      Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, гребные весельные шлюпки и иные плавсредства, приводимые в движение за счет мускульной силы человека. Завладение такими предметами в целях обращения их в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение чужого имущества. Железнодорожный подвижной состав – локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

      2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями:

      а) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

      б) захват такого судна или состава в целях угона.

      Угон – неправомерные самовольные действия по перемещению судна или состава с места их нахождения. Угон возможен и без предшествующего захвата транспортного средства (например, когда угон совершается самим экипажем или машинистом).

      Захват – противоправное насильственное установление контроля над указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предшествует угону и осуществляется с применением насилия, неопасного для жизни или здоровья, или угрозы применения такого насилия (ч. 1 ст. 211 УК). Потерпевшими могут быть члены экипажа, машинист, пассажиры, а также иные лица.

      Угон и захват воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, государственной измены, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы), квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 211 УК и ст. ст. 275, 206, 322 УК.

      3. Преступление имеет формальный состав и является оконченным с момента совершения соответствующих действий.

      Угон является оконченным преступлением с момента отъезда или перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, либо изменения курса. Как покушение на угон транспортного средства следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным не зависящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел.

      Захват считается оконченным с момента, когда виновное лицо устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем и получает возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

      4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При совершении деяния в форме захвата обязательным признаком субъективной стороны является цель угона судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

      5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

      6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 211 УК) характеризуется совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору – п. “а” (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК); в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия – п. “в” (см. комментарий к п. “в” ч. 2 ст. 126 УК); г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – п. “г” (см. комментарий к п. “г” ч. 2 ст. 126 УК).

      7. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 211 УК) характеризуется:

      а) совершением преступления организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК);

      б) причинением по неосторожности смерти человеку (см. комментарий к ст

      109 УК) или иных тяжких последствий.

      Иные тяжкие последствия означают: причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение транспортных средств, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.п.

      Чаще статья выносит обвинительные решения, но применяется крайне редко. В 2017 по ней проходило всего 2 дела, и оба по первой части. 1 человека лишили свободы, второй получил условно.

      Отягчить меру наказания может совершение преступления по сговору, с применением насилия или оружия, организованной группой, с целью теракта. Смягчающие обстоятельства рассматриваются из общего списка для каждого случая в отдельности.


      Похожие записи:

Добавить комментарий