Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда: правовой режим». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования и охраны воды как основы всего живого.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Правовой режим земель водного фонда
Земли водного фонда – это те земельные участки, которые находятся на территории водных объектов (море, пруд, реки, озера, водохранилища и прочие), а также различные водоохранные здания и сооружения, полосы отвода водных объектов, различные водно-технические объекты. Несмотря на то, что согласно Водному кодексу РФ водные ресурсы являются природными и возобновляемыми, они все равно остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляется государством.
Земли водного фонда делятся на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:
- сам водный фонд;
- акватории;
- объекты;
- ресурсы;
- хозяйство;
- режим.
Земли водного фонда (или водный фонд) – это все объекты, а точнее их совокупность, которые находятся на территории Российской Федерации. По сути, под понятием водного фонда понимаются все существующие его виды.
Акваторией же называют все водные просторы, которые находятся рядом, в пределах любого водоема, каким бы образом он не был создан: хоть естественными путем, хоть искусственным. Объектами водных земель называют все водоемы, которые обладают признаками, позволяющими признать их водными землями.
Под водными ресурсами в Водном кодексе РФ понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут быть использованы, используются, находятся под охраной государства. К ним, например, относятся подземные ключи с питьевой водой.
Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, которая имеет отношение к использованию, изучению, охране водных объектов и их ресурсов, а также ликвидации водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водоеме (любом водоеме, существующем на территории страны), который может изменяется в большую или меньшую сторону.
Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится на контроле у государства, ему же подведомственен.
Состав земель водного фонда условно подразделяет все водные земли на две больших категории:
- Общего пользования. Это те земли, которые находятся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут быть использованы всеми желающими в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещено осуществлять какую-либо деятельность коммерческого характера на объектах водных земель. Физические же лица должны иметь беспрепятственный доступ к землям такого вида, поскольку это указано в Водном кодексе России.
- Особо охраняемые. Это те земли, которые находятся на особом контроле у государства. На них обычно расположены объекты технического характера, которые осуществляют деятельность по водозабору, изучению вод, а также объекты, которые осуществляют деятельность научного, культурного, эстетического, рекреационного и другого значимого характера. Физические лица использовать такие земли для своих нужд не могут.
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Глава 18. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА
Впервые в истории развития земельного и водного законодательства водоохранные зоны включены в состав земель водного фонда. Само понятие «водоохранная зона» как правовой категории дано в ст. 65 ВК РФ. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Соблюдение специального режима в пределах территории водоохранной зоны является неотъемлемой составной частью комплекса природоохранных мер, направленных на улучшение гидрологического, гидротехнического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий. Размеры и границы водоохранных зон, равно как и правовой режим их использования и охраны, устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов.
В зависимости от вида водоема ширина водоохранных зон устанавливается:
- для рек стариц и озер — от средне-многолетнего уреза воды в летний период;
- водохранилищ — от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
- морей — от максимального уровня прилива;
- болот — от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).
Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
Минимальная ширина водоохранных зон зависит прежде всего от протяженности от их истока и устанавливается в следующих пределах:
- до 10 км — 50 м;
- от 10 до 50 км — 100 м;
- от 50 км и более — 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее 1 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 км2, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны оз. Байкал устанавливается в Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»1. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.
На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других населенных пунктов устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что значительная часть поверхностных водоемов (водотоков) в пределах границ городов и других поселений не учитывается в составе земель водного фонда, и тем не менее на водоохранных зонах должны соблюдаться все требования по установленным видам запретов хозяйственной деятельности, включая дополнительные ограничения и обременения как для граждан, так и для юридических лиц.
От водоохранных зон водных объектов необходимо отличать и другую установленную законодательством земельно-правовую категорию, а именно прибрежную защитную полосу. Если представить ее виртуально, то она находится в пределах границы водоохранной зоны вдоль береговой линии, имеет меньшие по ширине размеры, но с правовых позиций большие объемы (параметры) запретов, обременений и ограничений.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3о и 50 м для уклона 3о и более. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 м независимо от уклона прилегающих земель.
Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос исходя из практической целесообразности осуществляется одновременно в строгом соответствии с нормативно-методическими документами.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.
Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.
Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:
- моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
- проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
- водоемы и водохранилища;
- болота;
- природные родники и гейзеры;
- ледники, снежники.
Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:
- моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
- реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
- пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
- болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.
Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
К подземным водным объектам относятся:
- бассейны подземных вод;
- водоносные горизонты.
Как говорилось выше, земли водного фонда представляют собой земельные участки, занятые поверхностными водами, специальными конструкциями или участками, которыми пользуются в качестве полос отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Исходя из этого, земли водного фонда делятся на две группы:
- земельные участки, которые покрыты водой;
- земельные участки, которые прилегают к водоемам и рассчитаны для использования и охраны водных объектов.
На прилегающих к водоемам землях располагаются строения, которые обеспечивают
жителей питьевой водой, сооружения для бытовых, оздоровительных, водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и других потребностей населения и общества в целом. Помимо этого, в перечень объектов также входят строения, которые отвечают за охрану природы и производственных водных объектов, нуждающихся в особенной санитарной защите, сооружения ограждающие население от отрицательного влияния промышленных, транспортных и другого вида объектов. В последних случаях законодательство вводит санитарные зоны, на территории которых вступает в силу особый правовой режим использования земель.
Береговая полоса также относится к землям водного фонда, представляя собой объект общего и безвозмездного пользования. Ее ширина составляет 20 метров и берет свое начало от кромки воды, причем расчет ведется исходя из среднемноголетнего уровня воды на свободных реках. В отношении искусственно созданных внутренних водных путей при нормальном уровне воды их береговая полоса составляет 5 м.
Так как береговая полоса является общедоступным объектом, ей могут пользоваться все граждане как для передвижения, так и для пребывания. Не запрещается причаливать, заниматься любительской и спортивной рыбалкой. Что касается приватизации близлежащих земель и земель граничащих с прудами и обводненными карьерами, то в этом случае она не допустима.
Доступными для общественного пользования, также являются и поверхностные водные объекты. Существует ряд правовых норм, которые регулируют эксплуатацию водных объектов общего пользования, согласно правилам охраны жизни людей. Эти нормы устанавливает Правительство Российской Федерации. Относительно водных объектов для личных, а также бытовых нужд населения, правила эксплуатации устанавливают органы местного самоуправления.
Однако, к компетенции ВК РФ относиться только область эксплуатации и охраны водных объектов. Что касается вод окружающей среды не находящихся в их пределах, то они не относятся к области регулирования водного кодекса.
Водное законодательство регламентирует также отношения связанные с землей, лесами, недрами флоры и фауны и атмосферным воздухом, которые возникают в связи с использованием и охраной водных объектов.
Регулировать такого рода отношения необходимо для гарантии соблюдения ряда прав населения:
- относительно чистой воды и благоприятной среды поддержания условий ее использования;
- сохранения поверхностных и подземных вод в качественном состоянии по санитарным и экологическим критериям;
- охраны водных объектов от возможного загрязнения, засорения или истощения;
- устранения негативного влияния вод и поддержания биологического разнообразия водных экосистем.
Что касается имущественных отношений, то в случае с реализацией водных объектов они будут регулироваться гражданским кодексом РФ.
Помимо общего порядка использования земель водного фонда существует и специальный правовой режим, вызванный наличием особых целей назначения выделенной земли или водоема. К этим случаям можно отнести:
- реализацию водного объекта для потребностей энергетики предприятия. В данном случае гидросооружения, которые используют на водоемах, должны обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, учитывая всех водопользователей, находящихся в зоне их влияния;
- осуществление рыбохозяйственной деятельности. Здесь другие водопользователи могут быть ограничены в правах, исходя из интересов рыболовного хозяйства, но только если это не относится к питьевому водоснабжению;
- передача в пользование водоема для потребностей сельского хозяйства. Этот случай создает ряд обязательств по предотвращению попадания воды в мелиоративные системы из источников водозабора, а также по созданию благоприятного режима почвенной влаги.
Говоря о специальном правовом режиме, можно сделать вывод о том, что он определен естественной взаимосвязью природных объектов, которые оставляют свой след на правовом регулировании данных земель. Таким образом выходит, что режим хозяйственной деятельности в лесах водоохранных зон сосредоточен на сохранение природных свойств водных объектов, так как природная подпитка и защита водоемов реализуется через водоохранные леса. В данном случае отчетливо видно взаимодействие между водным и лесным пользованием.
Некоторые виды водоемов могут находиться сразу в нескольких регионах Российской Федерации, что говорит о невозможности их использования в локальном порядке. Но если эксплуатировать водный объект в одном районе, это может негативно сказаться на его общем состоянии.
Таким образом, решение этой проблемы нашлось в бассейновом принципе регулирования водных отношений. Такой порядок позволяет собственникам и пользователям эксплуатировать водные объекты исключительно для своих нужд, не нарушая права и законные интересы других лиц.
Как говорилось ранее, в собственности Российской Федерации находятся практически все водные объекты, исключением являются пруды или обводненные карьеры, которые находятся в пределах территории относящейся к собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица. Однако, право собственности на данные объекты прекращается сразу после того, как заканчивает свое действие право собственности на земельный участок, в границах которого они расположены. На основании гражданского кодекса, пруды и обводные карьеры могут изыматься, но это будет иметь силу только в случае отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Что касается раздела таких земель, то это будет невозможным, только если требуется раздел пруда или обводненного карьера.
Из сказанного выше следует вывод, что право собственности на земли водного фонда состоит в непосредственной связи с правом собственности на водные объекты.
Для водного, лесного фонда и земель запаса установлены в законодательстве отдельные правила, применяемые в случае перевода указанных категорий в другие. Говоря о правовом режиме таких участков, нужно отметить, что он определяется в зависимости от того, каково максимальное количество объектов находится на указанной территории. При этом на эти строения устанавливается правомочие собственности органов государственной власти. Это предусматривает то, что частные лица и предприятия, муниципальные органы могут владеть небольшими участками водоемов и наделами, которые прилегают к нему. Важно обратить внимание на то, что данный факт должен подтверждаться при помощи официальной документации.
В законодательстве отражена возможность относительно того, что водные объекты могут быть отчуждены. В данной ситуации предусматривается действие принудительного порядка. К примеру, это происходит, когда участки прибрежного типа находятся в собственности разных субъектов. Эти объекты имеют особенность, которая заключается в том, что отдельно друг от друга они не могут существовать.
ВАЖНО !!! Положения закона, разработанного на федеральном уровне, под № 172, указывают, что надел, который по документам принадлежит негосударственной организации, может на законных основаниях изыматься.
В данной ситуации реализуется перевод одной категории использования в другую. К примеру, можно сказать, что это происходит, если на официальном уровне земельный надел не имеет отношения к водному фонду. Это указывает на то, что государство может отнести надел к таким объектам, если возникает необходимость. Важно понимать, что в законах отражены правила о выплате гражданину компенсации, если произошло принудительное изъятие собственности.
Прежде чем принять такое решение, обязательно собственнику направляется уведомление.
Если говорить про основные аспекты правового регулирования, то потребуется отметить и про ситуации со сменой категорий наделов. Земельное законодательство говорит о том, что местные и федеральные власти могут возводить на указанных местностях разного рода объекты, в частности, речь идет про создание водоемов искусственного назначения. В данной ситуации не возникает необходимости выводить имущество из собственности граждан. Происходит это посредством использования реквизиции. Надел предоставляется во временное использование пока не будут завершены все работы.
Важно отразить, что в законодательных актах не отражаются конкретные сроки, в течение которых производятся такие работы. По этой причине временной промежуток может длиться пару лет, а может и два десятка. На данный момент влияет то, кто выступает в качестве собственника надела. Кроме того, скажется и то, каким будет основное назначение земельного участка. Не стоит забывать про масштабность, присущую планируемой деятельности. Гражданин должен понимать, что он не может доказать наличие у него правомочий собственности, если нет соответствующей документации. Если возникла ситуация, что государственный орган изымает земельный надел, то в автоматическом порядке будет изыматься водная территория.
Особенности применения положений водного законодательства заключаются в том, что участки и воды данного фонда и их использование, права собственности, охраняются государством. Как было указано ранее, в отношении указанных объектов может быть установлено правомочие собственности частного лица или предприятия. При этом, часто указанные зоны требуют хорошей охраны, в частности, затрагивает это источников воды, которые применяются в хозяйственных целях и для питья.
Данные объекты подразумевают, что устанавливаться будет специальный правовой режим использования. В качестве охраняемой водной территории можно указать зоны, которые имеют присоединение к водным объектам, где действует специальный режим охраны. Отражены такие положения в Водном кодексе. Рассматриваемый статус потребуется установить для того, чтобы сохранить территории в определенном состоянии. При этом учитывается соответствие нормам экологического значения.
ВНИМАНИЕ !!! В отношении территории охраняемого типа нужно установить защиту. Это касается укрепления прибрежной зоны, где будет действовать запрет на разделение участков, вырубку леса, применение грунта и строительство ферм. Также важно понимать, что можно делать на рассматриваемой территории, а что нельзя. В случае нарушения установленных правил гражданин может привлекаться к установленной ответственности.
Водный закон указывает на основные моменты, которые применяются при охране участка. На нем действует конкретный правовой режим. Для каждой водной зоны закрепляется перечень работ, которые допустимо проводить. Они связываются с обеспечением сохранности ресурсов и производством очистки.
Земли водного фонда: правовой режим
- Аренда и найм
- Аренда муниципальных нежилых помещений
- Пишем заявление лица, предоставившего жилое помещение
- Договор служебного найма жилого помещения: порядок заключения и расторжения
- Что такое и как составить договор безвозмездного найма жилого помещения?
- Продление договора аренды нежилого помещения
- Особенности возмещения коммунальных услуг арендатором
- Образец договора аренды комнаты в квартире
- Договор аренды квартиры с последующим выкупом
- Особенности заключения договора аренды квартиры между юридическими лицами
- Как составить договор аренды квартиры между физическими лицами
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.
К землям водного фонда относятся:
- участки с расположенными на них поверхностными водами;
- территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.
Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.
Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.
Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.
Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.
Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:
- нужды бытового характера;
- питьевые потребности;
- нужды оздоровительного характера;
- иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.
Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.
Понятие земель водного фонда. Определение земель водного фонда содержится в ст. 102 ЗК РФ. Это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, которые расположены на водных объектах.
Целевое назначение земель водного фонда заключается в том, что эти земли используются для удовлетворения потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических,
транспортных и прочих нужд, а также для строительства и эксплуатации гидротехнических и иных сооружений.
Структура земель водного фонда. Эти земли подразделяются на два вида: водопокрытые и предназначенные для эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, которые находятся непосредственно на водных объектах.
Особенности правового режима земель водного фонда
Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.
Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.
- Гидравлическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Полностью изолированные водоемы, например, бассейны, резервуары с водой вне зависимости от их объема и расположения не относятся к водным объектам.
- Постоянство. Временные скопления вод (например, в результате ливня, разлива рек, таяния снега) по закону не относятся к водным объектам.
- Входит в состав водного фонда. Водный объект должен быть включен (или должен подлежать включению) в государственный водный реестр. Например, если искусственный пруд для разведения рыбы зарегистрирован в качестве имущества, то он будет рассматриваться законом как объект не водных, а гражданских и иных правоотношений.
Только поверхностные водные объекты могут иметь в своем составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды, находящиеся в гидравлической связи, и вмещающие их горные породы, при этом участок земли, в недрах которого они сосредоточены, может относиться к другой категории земель, например, сельскохозяйственного назначения.
Поверхностные водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств.
Владелец земельного участка имеет право использовать в личных целях подземные воды или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит текущему законодательству или интересам других граждан.
О видах разрешенного использования различных категорий земель мы подробно рассказывали здесь.
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ.
В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Основным принципом управления водным фондом в РФ является бассейновый подход, который подразумевает выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (на данный момент их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейного округа формируется бассейновый совет, включающий представителей органов исполнительной власти, субъектов РФ и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и общин малочисленных народов.
Мониторинг земель водных объектов осуществляется государством и включает регулярные наблюдения за состоянием поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозирование возможных изменений состояния водных ресурсов.
Ведение государственного мониторинга осуществляется на нескольких уровнях:
- локальном (водопользователи);
- территориальном;
- региональном;
- федеральном.
Ведение Государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правовой режим земель водного фонда. Водное право
- Обратиться в соответствующее бассейновое водное управление для выяснения, внесен ли интересующий вас земельный участок в водный реестр.
Только после получения подтверждения можно приступать к следующему шагу, ведь если данный водный объект по какой-то причине не внесен в реестр, оформить на него право водопользования будет практически невозможно.
- Оформление пакета документов:
- кадастровый план акватории (составляется кадастровым инженером);
- проект планируемых построек с указанием их назначения и точных размеров (подойдет любая проектная организация);
- план водоохранных мероприятий на весь срок водопользования;
- схема водопользования;
- технические сведения об оборудовании, если таковое планируется к установке;
- заявление по форме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии России;
- копии удостоверяющих документов физлица или учредительного документа (устава) юрлица;
- доверенность (при осуществлении действий от имени заявителя).
- С подготовленными документами надо обратиться в водное бассейновое управление, которое должно выдать разрешение на строительство.
ВАЖНО! Разрешение на строительство не дает права водопользования.
- Заключение договора аренды. Водное бассейновое управление выставляет на аукцион выбранный вами участок. С победителем аукциона и заключается, собственно, договор аренды, дающий право пользования водоемом. Обязательными условиями договора являются:
- границы водного объекта;
- цели использования арендуемых земель;
- цена договора;
- срок аренды (максимальный срок — 20 лет, но по его истечении арендатор будет иметь преимущественное право на повторное заключение договора).
Договор аренды земель водного фонда подлежит обязательной регистрации в государственном водном реестре.
Вы можете взять в аренду и участок береговой полосы общего пользования (например, чтобы поставить гараж для лодки) при условии обеспечения свободного прохода граждан к водоему и отсутствия капитальных построек.
Предлагаем вам прочитать наши статьи о других категориях земель, а именно о землях лесного фонда, особо охраняемых территорий и объектов, населенных пунктов и участков специального, сельскохозяйственного и рекреационного назначения.
Как мы видим, государство существенно ограничивает возможности хозяйственного использования земель водного фонда, устанавливая особый правовой режим для водных объектов.
Однако учитывая стратегическую и социальную значимость водных ресурсов в современном обществе, не удивительно, что любые виды деятельности, чуждые водному хозяйству, допускаются лишь в качестве второстепенных либо временных при условии сохранения преимущественно публичной формы собственности на земли водного фонда и контроля за их использованием со стороны органов власти.
[reklama]
Земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах – особенности правового режима земель водного фонда, предназначенных для размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, определяются правовым статусом данных сооружений.
Земли водного фонда — это дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как природного, так рукотворного происхождения.
Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, вод, покрывающих его, и земель, прилегающих к береговой линии.
Понятие, состав и характеристика правового режима земель водного фонда
Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.
Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:
- Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
- Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
- Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
- Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).
Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.
Земельный кодекс РФ в ст. 102 относит к водному фонду помимо земель, занятых непосредственно водными объектами, также примыкающие к ним земли, необходимые для рационального использования водных ресурсов или защиты от вредного воздействия вод.
К ним относятся водоохранные зоны и территории, занятые под специальные гидротехнические сооружения и комплексы: насосные станции, очистные сооружения, плотины, дамбы, судоподъемники, причалы (пирсы), молы, водосбросы, водозаборы, мосты, судоходные шлюзы, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, берегозащитные и другие конструкции.
Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!
Задать вопрос
К землям лесного фонда принято относить территории, покрытые лесной растительностью и не относящиеся при этом к землям других категорий.
Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.
К землям водного фонда относят территории рек, озёр, прудов, и прочих водоёмов, расположенных на территории РФ с прилегающими к ним территориями.
Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.
Итак, в составе водного фонда можно выделить земли двух видов:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют водопокрытыми). Составляют около 99% земель водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как бухты, заливы, лиманы и т.д.), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундровой и лесотундровой природных зон).
- Земли, прилегающие к водным объектам. Береговые полосы, полосы отвода каналов и водоемов, охранные зоны, прилегающие к водоемам земельные участки, выделенные для установления водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных конструкций.
Справка! Водный объект во взаимосвязи с установленным на нем гидротехническим комплексом образует единую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
Статья 102 ЗК РФ. Земли водного фонда (действующая редакция)
Правовой режим земель водного фонда устанавливают с учётом того, чтобы как можно больше таких территорий было в федеральном владении. Частному или аналогично юридическому лицу, а также муниципалитету можно передавать в собственность только небольшой водоём или пруд с прилегающей территорией, если она принадлежит данным лицам на частной основе.
В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства.
Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.
Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.
Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.
Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:
- Водный Кодекс РФ;
- Земельный Кодекс РФ;
- Гражданский Кодекс РФ;
- ФЗ 68;
- ФЗ 155;
- ФЗ 172;
- Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
- региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.
В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.
Остальные:
- находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
- обособленные – на балансе регионов;
- территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.
К федеральной собственности всегда относятся:
- курортные зоны;
- заповедники, заказники, нацпарки;
- территории, предназначенные для нужд обороны.
Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:
- для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
- строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
- краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
- полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.
Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.
В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.
Что разрешено и что запрещено?
В статьях Водного кодекса определены основные понятия охраняемых водных зон, характерных объектов и хозяйств с установлением особого правового режима. В пределах каждой такой территории осуществляется соответствующая деятельность по фактическому сохранению и проведению необходимой очистки учётного ресурса, включая в себя совершенствование технологий, чистку поверхностей, контроль эксплуатации и многое другое. Ссылаясь на это, можно назвать деятельность, которая в охраняемых зонах категорически запрещена. Запрещено:
- Использовать стоки для водного снабжения почвы;
- Размещать отходники, отстойники, кладбища, скотомогильники;
- Осуществлять авиационно-химические опыления;
- Организовывать нерегулируемое движение транспорта, стоянки, если для этого нет специально оборудованных мест;
- Размещать горючие, смазочные вещества, ремонтировать и мыть транспортные средства;
- Нелегально устанавливать и эксплуатировать судостроительные организации, неутверждённые верфи, сооружения внутреннего водного пути;
- Хранить и использовать полезные ископаемые;
- Незаконно добывать полезные ископаемые;
- Организовывать свалки;
- Вести некоторые виды хозяйственной деятельности.
В свою очередность, земли, относящиеся к земельному водному фонду, разрешено использовать для проектирования, последующего ведения строительства, эксплуатации разрешённого хозяйственного и иного сооружения, если оно оснащено специальным оборудованием, а именно:
- Центральной канализацией;
- Системой водоотвода;
- Техникой для сбора отхода и фильтрования сточной воды.
К гидроучастку водного фонда относятся земли:
- с неглубокими водами, располагающимися в водных объектах;
- с размещенными на них сооружениями и другими зданиями, расположенными на водных объектах;
- относящиеся к охраняемой территории.
Все гидроучастки, занятые неглубокими водами, невозможно разделить на участки. Допустим, если требуется возвести искусственные водоемы в этой местности, то в этом случае производится обычная реквизиция земли. Правовой режим эксплуатации и охраны территориальных участков водного фонда регламентируется ЗК РФ и ФЗ о водной сфере.
ВК (Водный Кодекс) РФ гласит, что воды считаются одним из самых важных компонентов природы. Они имеют свойство возобновляться, однако их объем всегда ограничен, поскольку они являются уязвимым природным ресурсом.
К водным отношениям относятся разнообразные водные территории или их определенные гидроучастки. Например, неглубокие воды, части земель, покрытые ими, пограничные зоны, расположенные возле берега и дно водоема.
Каждый из эксплуатируемых гидроучастков может быть рассмотрен, как основной элемент, который обеспечивает нормальную жизнь российского населения, то есть создает благополучные условия со стороны экономики, социума и экологии.
К составляющим водного фонда относят комплекс разных гидроучастков, добавленных в водный кадастр, который является главной информационной базой, содержащей в себе сведения о водных территориях, данных оих эксплуатации и пользователях.
Правовой режим участков земли, которые относятся к водному фонду, устанавливается с обязательным учетом того, чтобы максимальное количество объектов находилось в собственности у государства. Это значит, что частные лица, организации и муниципалитет могут получать во владение только небольшую часть водоема или пруд, соответственно, с прилегающей к нему территорией. Это должно быть подтверждено документально. Законом РФ в настоящее время предусмотрена возможность отчуждения объекта воды в принудительном порядке, например, когда прибрежные участки земли, находясь во владении у разных лиц, существовать отдельно друг от друга не могут.
В соответствии с ФЗ №172, участок земли, документально находящийся во владении у негосударственных субъектов, может быть законным путем изъят и переведен в другую категорию собственности. Например, если земля официально не была отнесена к водному фонду, то она может быть на законных основаниях причислена к нему и изъята по первому требованию государства. Естественно, для тех собственников, у которых изымаются земли, предусмотрена денежная компенсация. Перед принятием решения владельцу поступит официальное уведомление согласно ФЗ.
При рассмотрении основных моментов правового режима, важно учитывать и смену категорий участков земли водного фонда.
ЗК РФ позволяет властям, как местного, так и федерального уровней приступать к строительству и созданию искусственных водоемов, не отбирая при этом землю у ее собственников. Делается это путем ее реквизиции во временное использование до момента окончания всех работ. Однако законодательством РФ не предусмотрены конкретные сроки на эти работы, поэтому временные рамки могут быть установлены в пределах от 2 до 20 лет. Это зависит от того, кем является собственник участка, и каким будет основное назначение гидроучастка, а также масштабность планируемых работ.
Кроме того, важно учесть, что иметь право собственности на участок земли невозможно в случаи отсутствия документально подтверждающих прав. Ведь если государством изымается земля, то автоматически забирается и водная территория.
ВК РФ определяет основные моменты охраняемых гидроучастков с установкой специального правового режима. На каждой такой зоне воды производятся работы, которые связаны с сохранением ресурсов и проведением их очистки. По этой причине на строго охраняемых гидроучастках водного фонда запрещены:
- Эксплуатация слива для водоснабжения земель.
- Созданиехозбытпромстоков, отстойников, мест захоронений, отходников и т. д.
- Осуществление опыления вредными веществами и составами.
- Организация нерегулируемого движения автомобилей, парковок без специального созданного места.
- Размещение ГСМ, осуществление помывки и ремонтных работ ТС.
- Противозаконные добыча, хранение и эксплуатация полезных ископаемых.
- Противозаконное создание и эксплуатация сооружений, относящихся к водному пути, судостроительных учреждений.
- Организация пищеотходников и свалок.
- Ведение некоторых разновидностей хоздеятельности.
Однако, участки земель, относящиеся к водному фонду, разрешено по закону эксплуатировать для проектирования с последующей постройкой и использованием под разрешенный вид хоздеятельности. Это возможно только в случае, если строящееся здание будет снабжено специальным оборудованием:
- Централизованнымиканализационными ответвлениями.
- Системами водоотводов.
- Техническими возможностями для полноценной уборки отходов и фильтрации воды из стока.
Право владения на участки земли водного фонда можно получить физлицу, муниципалитету, организациям, если объект:
- Обладает обособленной территорией, имеющей замкнутые границы.
- Имеет небольшой размер.
- Не обладает протоками.
- Никак не связан с другими водоемами.
В свою очередь, к территориям водного фонда, которые не подлежат передаче в собственность третьим лицам, относятся участки:
- находящиеся на территории сразу нескольких регионов РФ;
- отвечающие за потребности федерального назначения;
- на которых обитают редчайшие разновидности рыб;
- расположенные на границах морей;
- относящиеся к курортам, специально охраняемым зонам, лечебно-оздоровительным комплексам федерального назначения.
Земли водного фонда: понятие, виды, состав и правовой режим
Данная категория включает несколько типов земель:
- Это территории, на которых располагаются поверхностные воды водоемов. К ним относятся и природные, и созданные человеком.
- К землям относятся, на которой были построены различные гидротехнические сооружения водных объектов.
Отведение и выделение отдельных участков земли, на которой находятся водные объекты, законом не предусмотрено. Когда нужно построить, например, искусственный водоем, необходимо выполнить процесс земельного резервирования.
Они считаются владением федеральным. Собственниками водных объектов являются субъекты Российской Федерации, различные муниципальные образования. Также это может быть собственность юридического или физического лица, если такое владение не противоречит нормам законодательства:
- Водный объект отчуждается вместе с землей, на которой он располагается.
- Участок с водным объектом не может быть разделен, если при этом требуется и разделение объекта (например, пруда, обводненного карьера).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель из одной категории в другую может осуществляться в отношении следующих земель следующими органами[21]:
- земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности[22]. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путём установления или изменения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны[23].
Более точное представление о категории и ее особенностях можно понять, если рассмотреть состав земель, которые в нее включаются:
- Это земельные площади, на которых находятся водные объекты (природные и искусственные).
- Территории, которые считаются по закону водоохранными зонами.
- Объекты гидротехнического плана, имеющие значение для водного хозяйства.
- Земли, предназначенные для отводных полос и секторов водоразбора.
- Также в категорию включены земли болотной местности.
Такие земли, покрытые и непокрытые водой, являются самостоятельными объектами и составными водного фонда. Фонд включает много земель, непокрытых водой, они могут выполнять и важную роль в восстановлении запасов природного ресурса.
ВНИМАНИЕ! К ним могут относится площади сельскохозяйственного назначения, лесные площади, участки под дорожным полотном. Их включение в состав водного фонда имеет охранные цели.
Еще одно разделение земель фонда — по наличию на поверхности воды. Выделяется группа земель, которые покрыты водой различных водоемов (рек, морей, озер, искусственных прудов, заполненных водой бывших карьеров). Такие земельные площади покрыты жидкостью хотя бы большее время года.
Относительно воды морей – к фонду относится та часть моря, которая считается внутренней или территориальной водой РФ. Внутренние воды окружены берегами, которые полностью являются территорией государства.
Вторая группа, также достаточно большая – земли, которые примыкают только к таким водным объектом.
Они также имеют большое значение, используются для водопользования.
Что относится к водным объектам? Это вода, которая размещается на поверхности земли и повторяет ее рельеф. Объект имеет конкретные границы, он измеряется объемом и границами водного режима. Включается в понятие объекта водного берег, дно и сама вода.
Водного фонда землями считаются те, на которых располагаются воды, пребывающие в постоянном движении, и те, которые участвуют в замедленном водообмене. Последняя группа – это ледники, снежники, водохранилища, болотные местности, пруды. Ледники имеют свойство двигаться, что отличает их от снежников, находящихся статическом положении.