Задолженность по налогам ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задолженность по налогам ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.

Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.

Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения

Нарушение

Административная ответственность

Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции.
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности.
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя.
Грубое нарушение требований к бухучету К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности.

К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.

Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).

Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Уголовная ответственность наступает только за умышленный уход от налогов (п. 3 и 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.06 № 64). К ней нельзя привлекать, если налоги занижены из-за неточностей в расчете, неверных трактовок законодательства, иных неумышленных ошибок. Нельзя говорить об уклонении от уплаты налогов, если они отражены в декларации, но не перечислены.

О неуплате налогов напрямую сказано в статьях 198 УК РФ — 199.2 УК РФ (см. таблицу 4). По данным Верховного суда, по указанным статьям в первом полугодии 2018 года осуждено 273 человека. Еще у 117 дела прекращены в связи с истечением срока давности.

Важно!

Срок давности зависит от преступления. К примеру, он составляет два года – при уклонении от уплаты налогов с физического лица. Обычно тот же срок действует при уклонении от уплаты налогов организацией. Но если у юридического лица уклонение в особо крупном размере, то срок давности возрастет до десяти лет.

Но уголовное преследование начинают чаще. Просто его нередко прекращают. Одно из оснований для прекращения – возмещен ущерб от преступления. То есть погашена задолженность по налогам, перечислены пени и штраф. Последний взимают по НК РФ. И зачастую он составляет 40% от неуплаченных налогов (штраф за намеренное занижение).

Так что оценивать вероятность уголовного преследования лучше по данным МВД. Из них видно: за девять месяцев 2018 года выявлено 6271 налоговое преступление (статистика взята из краткой характеристики состояния преступности, опубликованной на сайте МВД РФ).

Конечно, сведения за полугодие и девять месяцев несопоставимы. Да и приговор выносится не сразу. Тем не менее, разночтения в показателях существенны. Поэтому нельзя ориентироваться на незначительное количество приговоров.

Кроме того, возможна ответственность по тем статьям УК РФ, где налоги прямо не упомянуты. В первую очередь, эта статья 159 «Мошенничество». К нему могут отнести возмещение НДС с помощью недостоверных документов. Тут минимальное наказание – штраф в размере 120 000 руб. Но не исключено и лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание по статье 159 УК РФ может быть и строже. В возмещении НДС зачастую участвуют несколько человек (руководитель и главный бухгалтер юридического лица, лица, обеспечивающие недостоверные счета-фактуры и т.д.). Их могут счесть организованной группой. Здесь максимальное наказание – лишение свободы (на срок до десяти лет) с одновременным штрафом (до 1 млн руб.).

Таблица 4. Вопросы и ответы по статьям 198 — 199.2 УК РФ

Вопрос

Ответ (информация по уголовной ответственности)

Вопросы по статье 198 УК РФ

Когда могут наказать за уклонение от уплаты налогов со своих доходов? Если от бюджета сокрыто свыше 900 тыс. руб. за три года подряд (неуплаченные налоги должны превышать 10% от всех налогов и взносов, причитающихся с физлица). Или более 2,7 млн руб.
Кого накажут? В первую очередь, предпринимателей. Но могу и других: арендодателей, продавцы дорогостоящего имущества и т.д.
Как накажут? Штрафом (от 100 до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период от одного года до двух лет). Это наказание могут заменить принудительными работами или лишением свободы (на срок до года). Или арестом (на срок до шести месяцев).
Могут ли ужесточить наказание? Да, при уклонении от налогов в особо крупном размере. То есть когда неуплаченные налоги за три года превысили 4 500 000 руб. (и одновременно более 20% от причитающихся с физлица). Или превысили 13,5 млн руб.
И как именно ужесточат? Повышается возможный срок принудительных работ или лишения свободы (до трех лет). Это наказание могут заменить на штраф. Он тоже увеличен. И составляет от 200 до 500 тыс. руб. (или доход за 18 — 36 месяцев).

Вопросы по статье 199 УК РФ

Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.

Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.

Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.

Ответственность за неуплату налогов ООО и ИП

Налоговая ответственность – налогоплательщикам (организациям)

Самым распространенным налоговым нарушением является неуплата или неполная уплата сумм налогов, за что предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ).

Именно к этой ответственности в 90% случаев привлекаются компании (налогоплательщики) налоговым органом по итогам камеральных и выездных налоговых проверок. И здесь не имеет значения — было ли правонарушение совершено умышленно или по неосторожности.

Административная ответственность – должностным лицам

Налоговая административная ответственность в виде штрафов за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена главой 15 КоАП РФ, и применяется к должностным лицам налогоплательщика – генеральному директору, главному бухгалтеру, как правило, одновременно с ответственностью по Налоговому Кодексу РФ.

Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.

Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.

Однако, даже в этом случае, привлечение к ответственности за неуплату налогов не происходит моментально.

Правоохранительные органы должны пройти процедуру доследственной проверки, по ее итогам возбудить уголовное дело, передать материалы в суд и только затем суд может привлечь к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность наступает в виде существенных штрафов либо лишения свободы.

Круг лиц, которые потенциально могут нести уголовную ответственность достаточно широкий

  • должностное лицо — руководитель организации (генерального директора)
  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;
  • иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации;
  • лица, содействующие неуплате налогов (финансовый директор).

Порядок расчет недоимки по налогам для привлечения к ответственности

Каким образом будет рассчитана недоимка в ходе налоговой проверки – наглядно продемонстрируем на условном примере.

Предположим, было перечислено 10 000 000 рублей (в том числе НДС) на расчетный счет организации, которую налоговые органы в ходе налоговой проверки посчитали недобросовестным контрагентом («однодневкой»).

Для компаний на общей системе налогообложения (с НДС), размер доначислений составит:

  • НДС в размере 1 525 424 рубля (из расчета 10 000 000 /118 * 18)
  • Налог на прибыль в сумме 1 694 916 (из расчета (10 000 000 – 1 525 424 (НДС))* 20%
  • Штрафные санкции в размере 644 068 (Из расчета 1 525 424 + 1 694 916)
  • Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, или около 10% от суммы доначисленных налогов за год.

Итого размер неуплаченных налогов (недоимки): 3 220 340 рублей = 1 525 424 + 1 694 916

Учитывая итоговую сумму недоимки по налогам в размере 3 220 340 рублей. Таким образом, на рассмотренном примере действия должностных лиц компании (руководителя, главного бухгалтера) формально подпадают под признаки состава налогового преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к налоговой, административной и уголовной ответственности

Процедура привлечения лица к ответственности за неуплату налогов достаточно формализована, и носит строго регламентированный характер.

Так, до момента обжалования в суд результатов налоговой проверки, налоговые органы должны рассмотреть возражения налогоплательщика, вынести на их основании обоснованное решение, которое должно вступить в законную силу.

До вступления решения по итогам налоговой проверки в силу, налоговая инспекция не может направить материалы проверки в следственный орган, а также принять комплекс мер по принудительному взысканию налогов и сборов.

Таким образом, даже после получения первых результатов налоговой проверки, у налогоплательщика имеется возможность качественно подготовиться к предстоящим спорам с налоговым органом, представить обстоятельную позицию в следственный орган, проводящему проверку по материалам налоговой инспекции, а также предпринять комплекс мер по недопущению блокирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Обратитесь за квалифицированной помощью к налоговому адвокату. Чем раньше будут привлечены к процессу профессиональные налоговые юристы и опытные в таких вопросах адвокаты, тем эффективнее будет помощь: налоговая ответственность может быть снижена, либо вовсе Вас освободят от налоговой или уголовной ответственности.

Не пытайтесь решить данный вопрос самостоятельно. Зачастую, излишняя самоуверенность либо непродуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Обратитесь к нам, и мы бесплатно проведем анализ сложившейся ситуации, и предложим оптимальные и самые эффективные способы защиты Ваших интересов от претензий налоговых и следственных органов. С нами Вы сможете почувствовать себя уверенно!

Защита прав и интересов наших клиентов осуществляется налоговыми адвокатами и юристами по налоговому праву. Налоговые юристы и адвокаты ААБ «Абрамов, Рульков и партнеры» имеют долгий опыт работы в контролирующих и правоохранительных органах на руководящих позициях, и обладают соответствующими правовыми статусами (адвокатское удостоверение), что позволяет обеспечить наиболее эффективную и надежную защиту Ваших интересов во всех государственных органах.

В нашей компании ведущим специалистом по вопросам защиты прав налогоплательщиков (их должностных лиц), связанным с налоговыми правонарушениями и преступлениями, является Черненко Роман Васильевич.

Черненко Р. В. получил большой опыт работы в данной сфере, начав курировать еще деятельность налоговой полиции, затем службы по экономическим и налоговым преступлениям.

После многолетней работы в правоохранительных органах Черненко Р. В. успешно работает в Арбитражном адвокатском Бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» в качестве адвоката, профессионально защищая права и законные интересы руководителей компаний на стадии доследственных проверок, в предварительном следствии, а также в судах разных инстанций при уголовном преследовании за уклонение от уплаты налогов.

Информация об адвокатском удостоверении Черненко Р.В.: Удостоверение № 10703, выдано Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Москве. Дата выдачи 05.04.2010 г.

Его знания и опыт работы в правоохранительных органах обеспечивают наиболее эффективную защиту прав налогоплательщиков и надежное их представительство на всех стадиях уголовного преследования, зачастую делая невозможным направление дела в суд и привлечение к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность и ответственность за неуплату налогов полностью «лежит на плечах» налогоплательщиков, но доверяя нам Вы можете не переживать за безопасное исполнение налогового законодательства.

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

  • не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
  • не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

  • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
  • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

  • налоговая задолженность полностью погашена;
  • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
  • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

Последствия неуплаты задолженности по имущественным налогам

Законодательство о налогах и сборах, представляющее собой, по сути, административную отрасль права, и построено таким образом, что взыскание соответствующей налоговой задолженности с юридических лиц производится в бесспорном порядке. При несогласии налогоплательщика с таким взысканием, он вправе оспорить ненормативные акты налогового органа действия или бездействие их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ).

При этом в соответствии со ст. 79 НК РФ излишне взысканные налоговым органом с налогоплательщика денежные средства подлежат возврату с начислением процентов, что является компенсацией потерь налогоплательщика.

Вместе с тем, из этого правила о бесспорном взыскании налоговой задолженности с налогоплательщика, имеются исключения. Налоговый орган осуществляет взыскание такой задолженности через суд в следующих случаях:

— с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5.000.000 рублей;

— со счетов взаимозависимых компаний в случаях, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ;

— если налоговая задолженность возникла в результате переквалификации сделки;

— когда задолженность возникла по результатам проверки, проведенной ФНС России;

— если задолженность взыскивается с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

— когда налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет денежных средств налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);

— если налоговый орган пропустил срок на взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Прежде чем обратиться в суд, налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налоговым органом налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Тем самым, налоговый орган информирует налогоплательщика об имеющихся у него суммах недоимок, штрафов и пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Наиболее часто применяемым на практике случаем является ситуация, связанная со взысканием с налогоплательщика денежных средств, предусмотренная под. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, а именно: с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Включение в НК РФ указанной нормы направлено на защиту имущественных прав налогоплательщиков — юридических лиц и предпринимателей от неправомерных притязаний налоговых органов, связанных с произвольной квалификацией сделок по усмотрению налоговых органов.

Иными словами, налоговые органы при проведении налоговых проверок, изменив квалификацию совершенных налогоплательщиком сделок, не вправе взыскивать с налогоплательщика недоимки по налогам, штрафы и пени в бесспорном порядке.

Законодатель, предоставляя налогоплательщику дополнительную защиту при совершении налоговым органом такой переквалификации, посчитал, что основания подобной переквалификации сделок и доначисления налогоплательщику налогов, начисления пеней и привлечения к ответственности подлежат особой проверке, осуществляемой исключительно в судебном порядке, поскольку при вынесении налоговым органом ненормативного акта между сторонами уже существует спор, связанный с определением налоговым органом действительной сущности хозяйственной операции, совершенной налогоплательщиком.

Указанные отношения можно рассматривать, как некую дополнительную форму контроля за правомерностью действий налогового органа при проведении налоговой проверки юридических лиц, наряду с административным порядком обжалования ненормативных актов налоговых органов.

В НК РФ отсутствуют понятия «юридическая квалификация сделки» и «юридическая переквалификация сделки». Законодатель решил не стеснять себя в этом случае какими-либо рамками закона.

На основании ст. 431 ГК РФ можно сделать вывод о том, что квалификация сделки — это определение ее предмета и существенных условий и, исходя из этого, определения вида обязательства. Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2002 N 282-О разъяснил, что правовая квалификация сделок означает выяснение реальных отношений между сторонами сделки (была ли совершена купля-продажа, мена и т.д.). При этом вид сделки устанавливается исходя из предмета договора, его существенных условий и последствий, к которым она приведет.

В ГК РФ предусмотрена возможность переквалификации сделок, например в ст. 170 ГК РФ установлено право переквалификации притворной или мнимой сделки. Притворной является сделка, которая совершена с целью прикрытия другой сделки. Мнимая сделка — сделка, осуществленная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

В ситуации с притворной сделкой одна сделка выдается за другую. В случае, когда имеет место быть мнимая сделка, то совершенная сделка в налоговых целях является нереальной (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

При переквалификации сделки налоговый орган самостоятельно, по своему усмотрению, выбирает вид обязательства который, как ему кажется, наиболее соответствует данным правоотношениям, заменяя волю сторон своей волей.

Налоговый орган, переквалифицируя сделку, определяет, какая сделка должна быть совершена вместо той, которую заключили стороны.

С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.

Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:

  • ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
  • сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
  • налог не был уплачен в установленный срок.

Привлечение юридических лиц к ответственности происходит в четком соответствии с положениями НК РФ. Любое отступление от этих положений является поводом для обжалования действий налогового органа.

Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.

Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:

  • в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
  • если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.

Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.

В случае выявления налоговой инспекцией факта неуплаты налогов к правонарушителю применяются нормы, предусмотренные НК, УК и КоАП РФ.
Факты, свидетельствующие о неуплате налогов, выявляются в процессе специальных проверок, которые могут проводиться по результатам отчетного периода или по распоряжению ИФНС.

Для привлечения к ответственности за экономические преступления российское законодательство предусматривает следующий порядок действий:

  • проводится налоговая проверка;
  • составляется акт (в случае выявления правонарушений);
  • выносится решение о привлечении правонарушителя к ответственности;
  • выносится постановление о наложении штрафных санкций.

Налогоплательщик вправе заявить о нарушении своих прав и оспорить действия, предпринимаемые налоговый инспекцией, в любое время, вне зависимости от этапа производства.

В КоАП РФ содержится несколько статей, предусматривающих ответственность за неуплату налогов. Состав правонарушения образуется если:

  • налогоплательщик нарушает сроки, установленные законодательными нормами, для подачи декларации и других аналогичных документов;
  • налогоплательщик не согласился предоставить сведения, запрашиваемые налоговым органом.

В ситуациях, перечисленных выше, штрафные санкции налагаются на лицо, уклоняющееся от уплаты налогов, в любом случае, даже если по отношению к нему применяются другие виды ответственности.

Кто может ответить по налоговым долгам фирмы?

Наиболее серьезное наказание за экономические преступления предусматривает УК РФ. Стоит учитывать, что в качестве обвиняемых в подобных делах проходят должностные лица, допустившие возникновение противоправного деяния. Состав преступления, который предусматривается статьями УК РФ, образуется если будет доказано наличие умысла на совершение незаконных действий.

Например, уголовное дело в связи с уклонением ООО от налогов возбуждается только если присутствуют доказательства того, что должностное лицо имело возможность произвести платеж, но уклонилось от исполнения возложенных на него обязательств.

Основанием для возбуждения уголовного дела является только крупный размер (более 5 млн. рублей за три года) неуплаты налогов.

При возникновении проблем, связанных с неуплатой налогов, следует незамедлительно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на делах экономической направленности.

К организациям применяют все виды наказаний, что и к индивидуальным предпринимателям, за исключением административных. Деятельность предприятия, не оплачивающего налоги, рассматривается по 199 статье Уголовного кодекса.

Где сказано:

  • когда компания отказывается платить, подает сфальсифицированную информация, не вовремя сдает отчетность, с нее взимается штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
  • в отдельных случаях выносят более суровое наказание – лишение возможности занимать высокие должности и арест;
  • если преступление совершено в составе группы, а масштаб считается крупным, предусматриваются: штраф до 500 000 рублей, изъятие полученного за 1–3 года дохода, арест.

Срок уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц (налог на дома, квартиры и т.д.), в этом году, истекает 3 декабря 2018 года.
Уведомления об уплате налога, все собственники земли и зарегистрированных построек, уже должны были получить в свои почтовые ящики. Если в распечатанном виде уведомление не прислали, надо проверить своей личный кабинет на сайте налоговой службы.

Если уведомления нет и там, а зарегистрированное в Росреестре имущество у вас есть, необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию.

Неуплата или несвоевременная уплата земельного налога и налога на имущество физических лиц может повлечь негативные последствия в виде:

— взыскание задолженности по налогу, а также пеней через суд.

Пени представляет собой сумму, которая платиться ежедневно, учитывая праздничные и выходные дни с того момента, как физическое лицо пропустило срок уплаты налога. Пеня начисляется налоговой инспекцией помимо других штрафов или форм ответственности. Не платиться пени только по решению суда.

Предлагаем ознакомиться: Письмо в налоговую налоги оплатила другая организация

П=Нн*Кд*1/300 Ср,где Нн – неоплаченный налог; Кд – количество дней (согласно календарю); Ср – ставка рефинансирования, которая действует во время просрочки.

В день, когда пени оплачивается, оно не будет начислено. Начисление пени регулирует статья 75 Налогового кодекса РФ. Выплатить пени нужно только вместе с земельным налогом. Иногда, налоговая служба взимает пени в принудительном порядке с банковского счета или путем конфискации имущества.

Регламентация земельного налога содержится в главе 31 Налогового кодекса, а также в огромном количестве местных нормативно-правовых актов муниципалитетов, но неуплата земельного налога грозит санкциями именно из НК РФ.

Физические лица освобождены от обязанности самостоятельно рассчитывать этот платеж и заполнять и подавать декларацию — это вменено только организациям. За обычных граждан расчет производит ИФНС, формирует соответствующее уведомление и направляет его адресату за несколько месяцев до наступления срока уплаты.

Важно!

Если гражданин пользуется «Личным кабинетом налогоплательщика», он может настроить получение электронных писем от ИФНС, и уведомления будут приходить ему туда, а почтовые письма высылаться не будут.

Когда неуплата налогов грозит тюрьмой

Чем грозит неуплата земельного налога? Этот вопрос волнует тех, кто по различным причинам не успел или не смог выплатить пошлину в срок. Кроме пени и штрафа к гражданам могут применяться и иные штрафные санкции.
Санкции могут носить как административный, так и уголовный характер. Ответственность за неуплату возникает после того, как неплательщику было прислано уведомление об обязательности погашения пошлины, с уже начисленной пеней. Сумму, указанную в квитанции, в течение 8 дней следует перечислить на указанный счет.

В ст.59 НК РФ перечислены ситуации, при которых долги перед бюджетом «прощаются» и списываются. Для физических лиц это:

  • банкротство гражданина в судебном порядке — в части платежей, которые не удалось погасить после расчета по имеющемуся имуществу;
  • смерть гражданина;
  • решение суда о невозможности взыскать платежи принудительно из-за пропуска инспекцией срока для подачи иска (полгода) без возможности восстановить срок;
  • решение пристава о прекращении исполнительного дела, если с даты возникновения долгов прошло больше 5 лет, при условиях:
  • сумма долгов меньше 500 000 рублей;
  • или суд прекратил дело о банкротстве из-за невозможности гражданина оплатить расходы на процедуру.

При этом важны и другие сроки давности:

  • срок для привлечения к ответственности (т. е. для назначения штрафа) — 3 года со следующего дня после пропуска срока для уплаты; установлен ст.113 НК РФ.
  • срок давности взыскания недоимки по земельному налогу — 6 месяцев.

Если вина налогоплательщика все-таки доказана, для него наступает ответственность. Согласно Налоговому кодексу РФ, а именно статье 113, для физических лиц установлен срок давности притягивания к ответственности за налоговые нарушения. Он составляет 3 года со дня неуплаты долга.

Например, если владелец участка должен был заплатить налог до 1 мая 2020 года, но не сделала этого, то после 1 мая 2020 года, привлечь его к ответственности за неуплату по статье 122 НК РФ уже будет невозможно.

ВНИМАНИЕ! Работники налоговой инспекции имеют полное право заморозить протекание срока давности, после чего снова продолжить отсчет.

На это может быть только одна причина – физическое лицо, которое должно уплатить налог, постоянно мешает налоговой инспекции провести проверку. Для этого у них должен быть официально оформленный акт.

Когда возникнувшие обстоятельства устраняются, то это оформляется еще одним актом. Этот документ восстанавливает срок давности.

Узнайте, куда идет земельный налог, перейдя по ссылке.

Исковая давность по отношению к неуплате земельного налога равна трем годам. Этот срок закреплен в статье 113 НК РФ. Его исчисление начинается со дня установления просрочки. Для физических лиц это 1 декабря, для юридических лиц иные даты, поскольку организации производят выплаты каждый квартал. Если в течение трех лет налоговое учреждение не обратится в суд с исковым заявлением об истребовании обязательств или применения иных мер, то применить к должнику претензии позже уже не получится.

Следует обратить внимание, что обязанность каждого гражданина и компании производить взносы в налоговый бюджет страны. Это касается и тех случаев, когда речь идет об уплате сбора на землю.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Лица, для которых уплата налога на землю обязательна, вносят установленную сумму ежегодно. Главное условие – она производится в следующем налоговом периоде. Т.е. налог за 2020 год необходимо было внести в 2020 году.

Конкретные временные рамки, в которые следует уложиться при расчетах, на федеральном уровне не установлены. Сроки определяют в регионах местные органы власти. Уточнять даты внесения платежей необходимо на региональных сайтах ФНС. Сделать это также можно при личном визите в Налоговую службу или просто позвонив по телефону.

В ст.75 НК РФ указано, что пеня зависит от размера учетной ставки Центробанка на момент ее начисления. Учетная ставка меняется раз в несколько месяцев.

С 17.09.2018 года применяется значение в 7,5%. Но для пропустивших срок уплаты важно значение ставки на декабрь 2017 года, а тогда оно составляло 8,25.

Если пропущен срок и предыдущего года, то нужен размер декабря 2016 года — 10,5.

Пример 2

За каждый пропуск ему назначат штраф — 2 000 рублей за 2 года.

Процент пени на земельный налог 2020 года будет начисляться, пока нарушитель не расплатится с бюджетом. Если Шепелев до сих пор не погасил долг, то начисление пени по земельному налогу за первый пропущенный срок составит:

  • со 2 декабря 2020 года до 1 октября 2020 года — 664 дня;
  • сама пеня за этот период: 1 000 × 1/300 × 10,5% × 664 = 232 рубля.

По второму платежу действует та же схема, но количество дней на 364 будет меньше: 1 000 × 1/300 × 10,5% × 300= 105 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Не выплаченные долги по налогам ведут к нежелательным последствиям. Однако, налоговые структуры не задаются целью незамедлительно применить меры к принудительному взысканию через суд с последующей работой приставов.
Перед запуском процедуры изыскания долгов инспекторы направляют предупреждающие уведомления. В них говорится об обязательстве уплаты налогов в оговоренные сроки. При этом применяется автодозвон, в ходе которого налогоплательщика ставят в известность о факте задолженности. В некоторых случаях сотрудники совершают обход неплательщиков по адресам регистрации.
Если налоговая задолженность не была исполнена на добровольной основе, инспекторы приступают к процессу принудительного взыскания. При этом обычно инициируется процедура банкротства.

Предприятие может быть признано неспособным закрыть долговые требования кредиторов, если обязательные выплаты не осуществлялись на протяжении трех месяцев с момента крайнего срока погашения.
Дело о банкротстве возбуждается исключительно судебной инстанцией, при условии что итоговая сумма долгов юрлица составляет не менее ста тысяч рублей, либо имеются другие признаки банкротства , которые оговариваются в статье 3 Закона о Банкротстве.

Инициатором банкротства при непогашенных долгах перед государством выступает Федеральная налоговая служба, руководствуясь при этом постановлением Правительства РФ № 257.
Процедура запускается посредством оформления и передачи формы-заявления в судебный орган. В заявлении содержится требование о необходимости запуска процесса банкротства в отношении злостного неплательщика. В ходе этих процедур должник будет нести дополнительные издержки, связанные с судебными разбирательствами.
Помимо прочего, ФНС имеет основание применить к должникам меры по ограничению действий с имуществом неплательщика, блокировать счета, запретить выдачу загранпаспорта и закрыть выезд за пределы государства.

Игнорируемые долги перед налоговой ООО могут привести к запуску процедуры банкротства. Процесс стартует с подачи заявления в судебную инстанцию с требованием начать процедуру.
После одобрения судом назначается арбитражный управляющий, которого наделяют полномочиями исполнительного органа. В помощники к этому лицу прикрепляются юристы, бухгалтеры и финансисты.

В ходе процесса реализуются все официальные активы предприятия-должника. Это радикальная мера, которая позволяет быстро и эффективно удовлетворить все долговые требования перед государственными структурами и другими кредиторами. Кроме того, реализованное имущество послужит источником для покрытия судебных издержек.
Как правило, движимое и недвижимое имущество неплательщика в ходе банкротства распродается через электронные торги. В этих мероприятиях может принять участие любой желающий. В обязанности арбитражного управляющего входит контроль за тем, чтобы сделки осуществлялись в законном порядке и в рамках, предписанного судом решения. Этим порядком реализуется, как недвижимость, так и другое имущество. Реализуемые активы заносятся в специальный список и распродаются в законно принятом порядке.

Важно отметить, что очередь по погашению задолженности при банкротстве со стороны налоговой будет отличаться от правил, предусмотренных в гражданском кодексе. Все долги подразделяются на три вида. Среди них реестровые, текущие и зареестровые.

Во время процедуры банкротства арбитражный управляющий задается единственной целью – реализовать активы и удовлетворить долговые обязательства перед кредиторами. Он не несет ответственности за коммерческую деятельность бывшего директора предприятия и может отступить от соблюдения договоров, которые заключались в прошлом.

По завершению процедуры банкротства с налогоплательщика взыскивается вся задолженность перед государством и кредиторами. Для должника последствия такого оборота дела могут очень серьезными, поскольку все его имущество может быть реализовано в пользу долгов. На практике предприятия, прошедшие через банкротство, больше не возобновляют свою деятельность, поскольку у них не остается никаких финансовых средств.
Важно отметить, что инициатор процедуры банкротства получает преимущества в выборе арбитражного управляющего, который будет лоялен к заявителю.

При наличии больших долгов перед кредиторами и государством, предприятие может избежать негативных последствий, приступив к процедуре добровольного банкротства раньше, чем это сделают налоговые органы.
Банкротство ООО в добровольном порядке инициируется на основании единогласного решения собственников предприятия. При этом о своем решение нужно сразу уведомлять налоговую инспекцию. Добровольное банкротство может стать своеобразным спасательным кругом, который спишет все долги, включая налоговые обязательства. Одним из преимуществ такой стратегии является получение отсрочки на погашение основного долга, что может подарить несколько лет для выхода из кризисной ситуации с сохранением бизнеса. Если в ходе процесса добиться мирного соглашения, то кредиторы не смогут действовать в ущерб предприятию. Бизнес при этом продолжит функционировать под защитой моратория. Даже если все дойдет до конкурсного производства, у должника остается шанс выкупить собственные активы и сохранить предприятие.

Перед тем, как пройти через банкротство, учредители должны хорошо продумать всю ситуацию и оценить шансы на успех. Такие дела лучше всего доверить узко профильным юристам. Нужно напомнить, что данная процедура может реализоваться в отношении всех организационно-правовых форм бизнеса, включая ООО, ЗАО и ОАО. Если банкротство инициирует должник, то он обретает несомненное преимущество, поскольку за ним остается право продолжать коммерческую деятельность до полной ликвидации юрлица. Нужно добавить, что будущий банкрот имеет неплохие шансы вывести ценные активы, передав их заранее кому-нибудь из доверенных лиц.

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Ответственность за неуплату налогов

Как показывает практика, налоговики нередко вспоминают про старые долги граждан по сборам и требуют уплаты долга за прошлые года. Насколько правомерны подобные действия, и в течение какого времени инспекция может выдвинуть требование об уплате налога?

Срок исковой давности по налогам – допустимый период, в рамках которого возможно принудительное взимание задолженности. Процедура удержания с нарушителя денежных средств возможна на основании судебного документа и в том случае, если ФНС успела обратиться в суд до истечения срока давности.

Понятие давности срока взыскания налогов с физлиц в российском законодательстве весьма размыто. Порядок разбирательства с должником и сроки предъявления претензий зависят от ряда факторов:

  • статуса;
  • типа сбора;
  • величины долга.

На вопросы порядка решения споров по сборам и есть ли срок давности по налогам, могут ответить несколько статей Налогового Кодекса РФ – 113, 46, 47 и 70.

Согласно этим статьям, период привлечения к ответственности равен 3 годам. Данный период времени дается на то, чтобы в принудительном порядке истребовать с нарушителя неуплаченную им сумму сборов.

Не нужно путать этот срок с периодом, в течение которого ФНС имеет право на обращение в суд.

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Размер недоплаты Срок предъявления претензий
От 500 руб. 90 дней.
До 500 руб. 12 месяцев со дня просрочки.

Правом на принудительное взыскание через суд ФНС может воспользоваться в следующие сроки:

Размер недоплаты Срок предъявления претензий
От 3 тыс. 6 месяцев.
Если за 3 года величина недоплаты достигла суммы более 3 тыс. 6 месяцев с момента истечения 3 лет.

Трехлетний срок применим и к пеням. Сумму набежавших процентов могут истребовать также, как и основной долг – не позднее 3 лет с момента образования недоимки.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Порядок взыскания зависит и от вида налога:

  • Плата за имущественный и земельный налоги может быть взыскана только за три предыдущих года, следующих до даты получения неплательщиком письменного требования. Например, если ФНС требует оплатить в 2018 году задолженность за прошлые года, то имеет право взыскивать только те суммы, которые не были уплачены с 2015 по 2017 гг.
  • Аналогичные правила распространяются и на транспортный налог – ФНС может потребовать уплату сборов только за последние 3 года. Однако если ТС используется для сезонных работ, то его собственник имеет право на частичное освобождение от налогов, а значит требования ФНС об уплате задолженности за период вне сезона будут незаконными.

Следует учитывать, что пропущенный срок обращения в суд с заявлением может быть восстановлен. Таким образом, судебные тяжбы и принудительное взыскание в отношении должника могут затянуться на срок, превышающий три года.

Уплата налогов на прибыль

Временные рамки для истребования долгов по сборам такие же, как и для физических лиц – 3 года. Но сама процедура истребования недоимок отличается.

Порядок взыскания долгов с ООО и ИП начинается с выдвижения письменного требования. При неисполнении требований взыскание может проводиться как через суд, так и без судебных разбирательств.

  • В течение 2 месяцев с даты завершения времени, данного организации для оплаты долга, инспекция направляет в финансовое учреждение документ о списании средств.
  • В течение 6 месяцев при упущенном двухмесячном сроке. В этом случае инспекция имеет право обратиться в суд. Внесудебный порядок разбирательства в данном случае уже будет упущен.
  • При нехватке на счету денег для погашения долга налоговики имеют право в течение 12 месяцев после истечения срока требования взыскать необходимую сумму за счет имущества нарушителя.

Если ФНС выявила недоплату уже после того, как организация была закрыта, то это не является основанием ухода от внесения платежей. В этом случае за ИП и ООО также сохраняется обязательство по уплате долгов. Период такой же – 3 года.

Чем грозит уклонение от обязательств:

  • пеня;
  • штраф;
  • лишение свободы и арест;
  • принудительные работы;
  • ограничение передвижения и запрет на осуществление профессиональной деятельности.

Первое, с чем сталкивается неплательщик – это начисление пени. Их расчет зависит от статуса должника:

  • для физических лиц – 1/300 ставка ЦБ;
  • для юридических лиц – 1/300 ставка ЦБ в течение первого месяца, и 1/150 до даты уплаты долга.

Пени начинают начисляться с первого дня просрочки. У неплательщика есть возможность в любой момент внести необходимый платеж в полном объеме и, тем самым, избежать более суровых наказаний – штрафных санкций или уголовной ответственности.

Ответственность по НК РФ наступает в случае неуплаты лицом или организацией начисленного налога или его части:

  • Штраф 20% от задолженности при неумышленном деянии.
  • Штраф 40% от суммы долга при умышленном деянии.

Неплательщики также могут попасть и под уголовную ответственность

Статус нарушителя. Сумма санкций. Другие наказания.
Физические лица. В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей. Работы или лишение свободы до 3 лет, арест до полугода.
Организации. В размере дохода за последние 3 года, или от 100 до 500 тыс. рублей. Работы сроком до 5 лет, запрет на ведение предпринимательской деятельности или работу на определенных должностях в течение 3 лет, лишение свободы или арест до полугода.

Привлечение к ответственности невозможно, если истек трехлетний период давности. Если лицо обвиняется впервые, то оно может рассчитывать на минимальные наказания и санкции – пени, штраф.

Обязанность каждого гражданина — своевременная уплата налогов.

Неисполнение этого обязательства влечет наступление ответственности. Немаловажно знать, что предусмотрен срок давности по неуплаченному сбору, в течение которого ИФНС может назначить штраф неплательщику.

Правильно вести речь о сроке давности взыскания налога. Поскольку важно то, на протяжении какого периода с налогоплательщика имеют право потребовать неуплаченную сумму сбора.

В России имеются следующие категории налогоплательщиков, на которых законодателем возложена обязанность вовремя вносить деньги в казну:

  • физлица;
  • организации (юрлица) и ИП.

Определен срок уплаты задолженности — три года

Взыскание задолженности по налогам

Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).

Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.

Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.

Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.

Основными видами налоговых правонарушений, связанными с непоступлением налоговых платежей в бюджет, являются:

  1. деятельность ИП или организации без постановки на учет в ИФНС. По сути, это скрытая неуплата налогов, за это может наступить ответственность в виде санкции в размере 10% от дохода за неучтенный период (но не меньше 40000 рублей) – ч. 2 ст. 116 НК РФ.
  2. Существенные нарушения правил исчисления доходов и расходов по объектам налогообложения (штраф 10000-30000 рублей) – ст. 120 НК РФ.
  3. Непредоставление в ИФНС декларации и иных сведений, обязательных для налогового контроля. Это один из часто используемых способов не платить государству, штраф может быть в виде 5% от суммы, подлежащей декларированию, за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 рублей — ст. 119 НК РФ.
    Пример №4. Карпов Е.Н. продал свою машину, находившуюся в его владении менее 3 лет, но декларацию не подал. На основании решения ИФНС Карпов может быть привлечен к ответственности по указанной статье, если стоимость проданного автомобиля превышает 250000 рублей.
  4. Полная неуплата или незаконно уменьшенная уплата налогов. Назначается санкция в виде штрафа от 20 до 40% от неоплаченной суммы.
    Пример №5, в случае неуплаты транспортного налога (за 2020 год необходимо произвести оплату до 1 декабря 2021 года), налоговые органы начислят пени и могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. Если сумма налога, к примеру, составила 10000 рублей, то штрафная санкция может составлять 2000 рублей. При наличии доказательств прямого умысла налоговики могут наложить штраф в размере 4000 рублей.
  5. Нарушение налоговым агентом требований об удержании сумм из дохода (например, неуплата НДФЛ — за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц отчетного периода).
  6. Отказ предоставить налоговикам документы по запросу, а равно непредоставление сведений о налогоплательщике. Правонарушение такого рода может быть как в форме официального отказа предоставить истребуемые документы, так и в виде уклонения от исполнения запроса. Штраф для организаций и ИП в таких случаях составляет 10000 рублей, для физических лиц – 1000 рублей.

По характеру перечисленные нарушения налогового закона так или иначе связаны с неуплатой налогов и сборов. Так, если ИП предоставляет искаженный отчет о доходах в ИФНС, в большинстве случаев это и есть способ неуплаты налога. Тогда имеются основания для финансовой санкции.

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

  • презумпция невиновности;
  • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
  • все сомнения толкуются в пользу лица;
  • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.

Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган. Статьей 15.3 КоАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции. Но если нарушение срока постановки не превышает 2-3 недель.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС. Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое лицо, на кого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Кроме того, физические лица несут ответственность за те же действия и на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контрольных мероприятий налогового характера. Это статья 15.6 КоАП РФ со штрафом для должностных лиц в размере 300-500 рублей. Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КоАП РФ отдельно есть штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей в сумме 100-300 рублей.

Суть правонарушения в полном или частичном отказе предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В налоговом кодексе есть специальная процедура – налогоплательщику вручается требование о предоставлении сведений в срок 10 рабочих суток со дня его получения.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются меры ст. 15.6 КоАП РФ. Административное производство возбуждается даже когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

4. существенные нарушения ведения бухучета. Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении Закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» касаемо оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КоАП РФ. Если такие действия исказили отчетность более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КоАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос:
Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за предприятием в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КоАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ могут быть гражданин как физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). То есть субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых возникает налоговый долг.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы. Это крупный или особо крупный размер.

Вопрос:
С какой суммы наступает уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ?

Ответ: Крупным размером признаётся сумма неперечисленного налога свыше 900 000 рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 10 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 2700000 рублей) налоговых обязательств.

Особо крупным размером признаётся сумма свыше 4 500 000 рублей за три года, если эта сумма долга более 20% от общей в совокупности (или налоговая база превышает 13 500 000 рублей).

Если сумма неуплаченных налогов не достигает крупного или особо крупного размера, то в отношении лица наступает административная ответственности. Уголовного дела возбуждено быть не может. Хотя одновременно можно привлечь и к налоговой и к уголовной ответственности.

Для преступления по ст. 198 УК РФ, как и для других налоговых преступлений, важно установление периода для подачи декларации по тому или иному налогу. За неуплату можно привлечь по УК РФ, только если физическое лицо не исполнило перечисление на дату, следующую за таким периодом.

Пример №6. Согласно ч. 2 ст.346.23 Налогового кодекса, индивидуальный предприниматель обязан подать в ИФНС декларацию УСН (Упрощенная система налогообложения) до 30 апреля года, следующего за годом отчетности. Если на протяжении трёх лет подряд индивидуальный предприниматель такую декларацию подавал с ложными сведениями (или не подавал вовсе) и сумма неуплаты на 1 мая составляет более 900 тыс. рублей, он подлежит ответственности по ст. 198 УК РФ.

Отметим, что во внимание берутся те три года, которые следуют подряд один за другим перед годом возбуждения дела.

Сам долг должен быть выражен только суммой неуплаченных налогов. Штрафы, пени и прочее не суммируются.

Физическому лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или лишения свободы до одного года (по части 1 ст. 198 УК РФ, когда сумма налоговой задолженности соответствует крупному размеру);
  • штрафа в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или лишения свободы до 3-х лет (по части 2 ст.198 УК РФ – сумма неоплаты является особо крупным размером).

Пример №7. Примером уголовного дела по ст. 198 УК РФ могут служить следующая ситуация. На протяжении трёх лет Иванов К.Е. Сдавал собственную престижную квартиру в городе Москва, оплата в месяц составляла 250 000 рублей. Свой доход при этом Иванов не декларировал и налог не платил. ИФНС, в случае обнаружения такого факта, вправе произвести расчет неуплаты и вынести соответствующее решение. Затем последует требование уплаты не только основной суммы налога за сдачу квартиры, но и штрафов и пени. Если Иванов не сделает этого, он может быть привлечён к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 198 УК РФ, поскольку за три года неуплаченный налог (без пени и штрафов) составит 1 170 000 рублей (250тыс. руб. Х 12 мес. Х 3 года Х 13%), то есть свыше 900 000 рублей.

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа и за неуплату налогов с продажи квартиры или иной недвижимости, если все признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (период, сумма, умысел) подтверждены собранными доказательствами.

Если декларация подана в срок и содержит достоверный данные, но налог не уплачен, уголовная ответственность исключена. Здесь можно вести речь только о применении п.п. 1,3 ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% или 40% от общей суммы долга).

Исключается уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом, когда признаки состава преступления подтверждены, виновный уклонился от уплаты налогов впервые, но при этом полностью оплатил всё, включая пени и штрафы. Если к моменту полной оплаты дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Таким образом, законодатель даёт возможность избежать судимости лицу. Нужно раскаяться и согласитьсяь с предъявленным обвинением, погасив все налоговые долги.

Ответственность за налоговые правонарушения

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту. Им может быть индивидуальный предприниматель, а также руководитель организации, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика. То есть гражданин (например, её работник) получил от организации (ИП) доход (в виде зарплаты), но из личной заинтересованности директор фирмы не перечислил 13% НДФЛ за работника в бюджет в крупном размере. Это преступление налогового агента.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

В уголовном праве существуют общие нормы, которые регулируют вопросы давности привлечения к ответственности в зависимости от состава преступления. Как только срок давности прекращается, преследование лица более не осуществляется.

Так, статья 78 УК РФ подразумевает, что по делам небольшой тяжести давность должна равняться двум годам. Применимо к налоговым преступлениям течение давности отсчитывается от даты, которая следует за последним днем периода отчетности. Следует отметить, что обвинительный приговор, а также прекращение дела по амнистии не освобождает лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений.

Разумеется, один гражданин может написать заявление в налоговую инспекцию о неуплате налогов другим физическим лицом. Однако для подачи подобного документа заявителю необходимо четко аргументировать доказательную базу, поскольку налоговая инспекция должна проверить эту информацию в рамках прав, предоставленных им законодательством.

Так, право на запрос выписок по счетам физических лиц предоставлено в статье 86 Налогового кодекса. Если в ходе контрольных мероприятий по заявлению физического лица будут обнаружены признаки неуплаты налогов, это может привести к выездной проверке, начислению штрафов и к разбирательству в суде, куда должника привлекут в качестве ответчика.

Таким образом, юридические и физические лица обязаны вовремя оплачивать налоги, поскольку это правило прописано в законодательстве. Но если гражданин умышленно или случайно игнорирует выплаты, он считается правонарушителем и обязан понести наказание согласно НК, КоАП и УК РФ в зависимости от тяжести преступления или правонарушения.

Если речь идёт об уплате НДФЛ для официально неработающих граждан, то целенаправленно налоговая вряд ли будет отслеживать каждого, чтобы проверить, не утаил ли он три рубля, но иногда выборочно такие проверки проводятся, — говорит Полина Гусятникова.

По её словам, чаще всего основанием для проверок становится рассказ «доброжелателей» о ведении незаконной предпринимательской деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий