Ндфл Распределение По Бюджетам В 2021 Году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ндфл Распределение По Бюджетам В 2021 Году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Совокупность налоговых баз по НДФЛ для резидентов РФ будет формироваться из следующих доходов:

  • от долевого участия;
  • в виде выигрышей, полученных участниками лотерей и азартных игр;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценными бумагами;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС;
  • в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
  • прочие доходы, в отношении которых применяется ставка 13 % (основная налоговая база).

Повышенная ставка 15 % также будет действовать для доходов нерезидентов, превышающих 5 млн рублей. Перечень таких доходов закрепят в п. 2.2 ст. 210 НК РФ.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

Налоговый агент должен удержать налог при выплате дохода и перечислить НДФЛ в ИФНС по месту своего учёта. Если на момент уплаты налога его сумма, исчисленная и удержанная с начала года, превысила 650 000 рублей, платить надо в следующем порядке:

  • отдельно уплатить налог, который не превышает 650 000 рублей и относится к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно;
  • отдельно уплатить часть налога, который превысил 650 000 рублей и относится к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей.

Минфин уже направил на регистрацию в Минюст новый КБК для уплаты налога сверх 650 000 рублей — 182 1 01 02080 01 0000 110. Отдельный код нужен, чтобы выделить налог по повышенной ставке и передать его на лечение детей, как и указал Президент.

В 2021 году расчёт НДФЛ усложнён тем, что появились две налоговые базы для расчёта НДФЛ:

  • основная;
  • совокупная.

В основную налоговую базу включаются такие доходы, как:

  • зарплата;
  • отпускные;
  • больничные;
  • выплаты по гражданским договорам.

Совокупную базу по НДФЛ составляют доходы:

  • в виде выигрышей от азартных игр и участниками лотерей;
  • от операций с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО с ценными бумагами;
  • от займа ценными бумагами;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте;
  • в виде прибыли КИК;
  • по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса.

С 1 января 2021 года вступят в силу изменения, касающиеся НДС. Большую часть компаний и предпринимателей правки обойдут стороной, так как касаются они только специфичных операций.

Перестает действовать ст. 26.3 Федерального закона от 05.08.2020 № 118-ФЗ. Теперь при передаче племенного скота и птицы в лизинг с правом выкупа, НДС начисляйте по ставке 20 %. Ранее действовала ставка 10 %.

Планировалось, что для внутренних воздушных перевозок ставка НДС изменится с 10 % до 20 %. Однако действие 10%-й ставки продлили до 1 января 2022 года (ст. 4 Закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Льготная ставка 0 % сохраняется для авиаперевозок:

  • пункт назначения или вылета которых находится в Крыму или Севастополе;
  • пункт назначения или вылета которых находится в Калининградской области или Дальневосточном федеральном округе;
  • маршрут которых, не связан с Москвой и Московской областью.

НДФЛ-2021 по новым правилам: налог для богатых 15%

В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

  • конкурсная масса;
  • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.

Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:

Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ

Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.

С 2021 года начнет действовать новая форма 6-НДФЛ, которая закреплена приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753. По сути 6-НДФЛ теперь объединена с формой 2-НДФЛ.

Так как форму 2-НДФЛ с 2021 года отменили, информацию о доходах и удержанных налогах выдавайте сотруднику по форме из Приложения № 4 к Приказу ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753.

На муниципальные облигации до конца 2020 года аналогичным образом распространяется освобождение от налогообложения. Но, как и для ОФЗ, с 01.01.2021 льгота по НДФЛ на купонный доход по ст. 217 НК РФ по муниципальным облигациям аннулируется, и налогообложение купонного дохода будет происходить по общим правилам для доходов физлиц, предусмотренных НК РФ: 13% для российских резидентов и 30% для иностранцев.

Доля иностранных инвесторов в этом сегменте рынка российских облигаций заметно ниже. Поэтому сильных колебаний стоимости и спроса по облигациям, выпущенным региональными и местными властями, ждать не стоит.

Важно помнить, что момент приобретения федеральной или муниципальной облигации при этом роли не играет. Как и дата, на которую объявлен расчет по купону. Главным критерием для налогообложения является то, что выплата дохода состоялась в 2021 году.

Инвестор, налоговый резидент, в 2020 году приобрел облигации, подпадающие под льготу, предусмотренную действующей редакцией ст. 217 НК РФ. Купонный доход выплачивается каждые полгода, в течение 7 дней после указанных дат: 30 июня, 31 декабря.

То есть выплата купона на 31.12.2020 состоится уже в 2021 году. С этой суммы тот, кто выплачивает доход, обязан будет удержать НДФЛ 13%.

Допустим, у инвестора 500 облигаций номиналом 1000 руб. за бумагу, по каждой из которых подлежит выплате 50 руб.

НДФЛ составит: (50 × 500) × 13% = 3 250 руб.

Общая сумма инвестиций: 500 000 руб.

Фактический доход инвестора с инвестиций: 50 × 500 – 3 250 = 21 750 руб. (4,35%).

Купивших российские корпоративные облигации также ждут изменения при получении купона. По правилам, действующим до конца 2020 года, если купон облигации меньше 11%, то налог при его получении не платится. Исключение составляют облигации с купоном свыше 11% (превышает ключевую ставку Центробанка более чем на 5 процентных пунктов). Таким образом, при купоне в 12% с владельца будет удержан НДФЛ по ставке 35% с разницы, то есть с 1%. Но это должна быть облигация с очень высоким риском — таких ставок купона почти нет на рынке.

Со вступлением в силу изменений по закону № 102-ФЗ для резидентов, держателей корпоративных российских облигаций, налог на купонный доход составит 13% со всей суммы купона. В результате будет менее выгодно вкладываться в облигации российских компаний с целью получения купонного дохода.

Налог на облигации с иностранным происхождением в 2021 году по-прежнему существенно не отличается от НДФЛ, уплачиваемого по российским ценным бумагам.

Российские резиденты платят 13% от купонного дохода или разницы между ценой приобретения и продажи.

Важным нюансом при расчете налога на такие облигации до 2021 года и далее является возможность исключить двойное налогообложение. Дело в том, что в некоторых странах удерживается свой аналог налога на доходы. Если у Российской Федерации со страной эмитента есть соглашение об избежании двойного налогообложения в части доходов физлиц, то на уплаченный в другой стране налог можно уменьшить НДФЛ к уплате в РФ.

Инвестор купил облигацию за 1000 долл. США в тот момент, когда курс был 60 руб. за 1 долл. США. А продал за те же 1000 долл. США, но курс на дату продажи поднялся до 70 руб. за 1 долл.

Доход инвестора для целей налогообложения в РФ составит:

1000 × 70 — 1000 ×60 = 10 000 руб.

НДФЛ к уплате = 10 000 × 13% = 1 300 руб.

О каких изменениях в НДФЛ с 2021 года нужно знать инвестору?

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) чем-то похож на банковский вклад. Но на таком счете можно «хранить» еще и ценные бумаги и биржевые финансовые инструменты.

Есть ограничения! Операции по ИИС могут вестись только с ценными бумагами, торгующимися в России. Счет открывается на минимальный срок три года, и внесенные средства не должны сниматься в течение этого срока.

Петров О. П. открыл ИИС в 2020 году. В течение года он положил на счет 500 000 руб. На эти средства он приобрел ценные бумаги с доходностью 7% в год. У Петрова есть официальная зарплата, с которой работодатель удерживает НДФЛ 13%. За 2020 год Петров получил на работе 600 000 руб., с которых работодатель удержал НДФЛ.

Посчитаем результат от использования Петровым ИИС с типом вычета «А».

Показатель

Инвестиция (руб.)

Доход по ИИС (ценным бумагам)

Налоговый вычет

Итого доходность по ИИС

Взнос в 2020 году

500 000

35 000

52 000

87 000

Примечания

500 000 × 7%

400 000 × 13%

17,4%

Чтобы получить возврат НДФЛ по типу «А», Петрову понадобится сдать в ИФНС:

  • декларацию 3-НДФЛ, в которой показан вычет по инвестиционному счету типа «А»;
  • справку от работодателя о суммах выплаченной зарплаты и удержанном НДФЛ;
  • договор об открытии ИИС (он заключается с управляющим или брокером, часто право быть брокером оформляют банки);
  • подтверждения о зачислении на ИИС денег (платежные поручения, выписки);
  • заявление о возврате НДФЛ с указанием реквизитов, куда вернуть (не на ИИС, на предпочтительный банковский счет).

Важно! Если Петров закроет ИИС до истечения трех лет, полученный ранее по вычету НДФЛ, придется вернуть в бюджет, а также уплатить налог с дохода от ценных бумаг на счете.

Сейчас тоже налоговый агент ведёт отдельно налоговые базы по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Кроме того, отдельная налоговая база ведётся по доходам от долевого участия (по дивидендам). Это значит, что по доходам, облагаемым по ставке 13%, нужно вести 2 налоговые базы.

По новому порядку количество налоговых баз по доходам, облагаемым по ставке 13%, увеличивается для налоговых резидентов РФ до 9, а для нерезидентов — до 8. Вот какие налоговые базы предусмотрены для налоговых резидентов РФ новым пунктом 2.1 статьи 210 НК РФ:

  • налоговая база по доходам от долевого участия;

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте;

  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — основная налоговая база).

Понятно, что большинства таких доходов у многих налоговых агентов не будет, поэтому изменение почувствуют только те предприятия, у которых выплачиваются эти доходы.

Обратите внимание на новый термин «основная база», в неё будут включаться большинство доходов сотрудников: заработная плата, отпускные, больничные, материальная помощь и другие.

Налоговые вычеты всех видов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные — будут применяться только к доходу, отражённому в основной базе.

3. Исчисление НДФЛ

А вот исчисление НДФЛ будет производиться не по каждой отдельной налоговой базе, а по совокупному доходу во всех налоговых базах, облагаемых по одной ставке.

Это значит, в 2021 году для налоговых резидентов мы не будем исчислять отдельно налог с зарплаты, а отдельно с дивидендов, а будем исчислять с суммарного дохода начисленной зарплаты и других выплат, связанных с работой, и дивидендов. Исчисление налога будет по-прежнему производиться в каждый момент времени получения дохода налогоплательщиком, нарастающим итогом с начала года с зачётом ранее удержанной суммы налога.

Исчисление НДФЛ с доходов налоговых нерезидентов будет производиться в прежнем порядке: отдельно дивиденды по ставке 15%, отдельно другие доходы по ставке 30%.

Прогрессивная шкала НДФЛ устроена очень просто. Пока облагаемый доход налогоплательщика с учётом вычетов всех видов нарастающим итогом с начала года не превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ исчисляется по ставке 13%. Как только облагаемый доход превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ рассчитывается как 650 тысяч рублей плюс 15% с суммы превышения 5 миллионов рублей.

В бюджет уплачивается разница между исчисленным НДФЛ нарастающим итогом и перечисленным налогом в бюджет за предыдущий период года. Уплата налога с сумм дохода, облагаемых по разным ставкам, будет производиться разными платёжными поручениями и, скорее всего, по разным КБК.

Изменение правил исчисления НДФЛ потребует изменений всей налоговой отчётности. Возможно, ФНС придумает новые формы отчётности или упразднит существующие. Будем готовиться.

Стоит заметить, что здесь обсуждается законопроект, не прошедший даже первого чтения. Не исключено, что в процессе обсуждения в него будут внесены изменения. После принятия закона в окончательной редакции мы намерены вернуться к его обсуждению.

НДФЛ вырастет до 15 % — прогрессивная ставка с 2021 года

В налоге на прибыль появилось важное нововведение. Законодатели закрепили в НК РФ порядок распределения прибыли при обособленных подразделениях и разных ставках налога на прибыль. Данные меры отражены в п. 9 ст. 1 Закона от 13.07.2020 № 195-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ организации с обособленными подразделениями, которые вправе по ряду операций платить налог на прибыль по пониженной ставке, для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должны распределять между обособленными подразделениями. В письме Минфина от 14.05.2020 № 03-03-07/39124 говорится о применении аналогичного порядка.

Наряду с НДС IT-компании получили льготы и по налогу на прибыль. Теперь для данной сферы деятельности установили льготные налоговые ставки: 3% — для налога, поступающего в федеральный бюджет, 0% — для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Льготные ставки вправе применять те, кто работает в сфере информационных технологий, в том числе сопровождает собственные компьютерные продукты и разработчики изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Однако следует обратить внимание, что льготы вправе применять IT-компании, у которых доля доходов от реализации программных продуктов и услуг в IT-сфере (работ и услуг, связанных с проектированием и разработкой электронных изделий) не менее 90% от общего объема доходов и среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

Также п. 6 ст. 259 НК РФ, который позволял не амортизировать электронно-вычислительную технику, отменили (Закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

Одной из главных изменений в сфере бухучета стало объединение отчетности 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2021 г. Теперь сведения о доходах физлица будут подаваться в отдельном приложении расчета 6-НДФЛ (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Также законодатели утвердили новые перечни медицинских услуг по медицинской эвакуации, паллиативной помощи и дорогостоящего лечения по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов и услуги, оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи для социального вычета по НДФЛ (Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458).

Законодатели установили единые сроки уплаты налога и авансовых платежей. За истекший год организации обязаны заплатить налог не позднее 1 марта следующего года. Срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Это закреплено в п. 68 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Также, как и с транспортным налогом, для земельного установлены новые сроки уплаты — не позднее 1 марта следующего года, а срок перечисления авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (подп. «б» п. 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Согласно закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ по УСН установлены новые ставки и увеличены лимиты по упрощенке. УСН теперь смогут применять те организации, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников.

Также на упрощенке организации смогут применять налоговые каникулы до 2024 года согласно Закону от 31.07.2020 № 266-ФЗ. Обязательные условия — в регионе принят закон о каникулах, а ИП ведет деятельность в льготной отрасли и зарегистрирован после принятия данного закона.

Сейчас тоже налоговый агент ведёт отдельно налоговые базы по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Кроме того, отдельная налоговая база ведётся по доходам от долевого участия (по дивидендам). Это значит, что по доходам, облагаемым по ставке 13%, нужно вести 2 налоговые базы.

По новому порядку количество налоговых баз по доходам, облагаемым по ставке 13%, увеличивается для налоговых резидентов РФ до 9, а для нерезидентов — до 8. Вот какие налоговые базы предусмотрены для налоговых резидентов РФ новым пунктом 2.1 статьи 210 НК РФ:

  • налоговая база по доходам от долевого участия;

  • налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

  • налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

  • налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

  • налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

  • налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

  • налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте;

  • налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;

  • налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (далее в настоящей главе — основная налоговая база).

Понятно, что большинства таких доходов у многих налоговых агентов не будет, поэтому изменение почувствуют только те предприятия, у которых выплачиваются эти доходы.

Обратите внимание на новый термин «основная база», в неё будут включаться большинство доходов сотрудников: заработная плата, отпускные, больничные, материальная помощь и другие.

Налоговые вычеты всех видов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные — будут применяться только к доходу, отражённому в основной базе.

А вот исчисление НДФЛ будет производиться не по каждой отдельной налоговой базе, а по совокупному доходу во всех налоговых базах, облагаемых по одной ставке.

Это значит, в 2021 году для налоговых резидентов мы не будем исчислять отдельно налог с зарплаты, а отдельно с дивидендов, а будем исчислять с суммарного дохода начисленной зарплаты и других выплат, связанных с работой, и дивидендов. Исчисление налога будет по-прежнему производиться в каждый момент времени получения дохода налогоплательщиком, нарастающим итогом с начала года с зачётом ранее удержанной суммы налога.

Исчисление НДФЛ с доходов налоговых нерезидентов будет производиться в прежнем порядке: отдельно дивиденды по ставке 15%, отдельно другие доходы по ставке 30%.

Прогрессивная шкала НДФЛ устроена очень просто. Пока облагаемый доход налогоплательщика с учётом вычетов всех видов нарастающим итогом с начала года не превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ исчисляется по ставке 13%. Как только облагаемый доход превысил 5 миллионов рублей, НДФЛ рассчитывается как 650 тысяч рублей плюс 15% с суммы превышения 5 миллионов рублей.

В бюджет уплачивается разница между исчисленным НДФЛ нарастающим итогом и перечисленным налогом в бюджет за предыдущий период года. Уплата налога с сумм дохода, облагаемых по разным ставкам, будет производиться разными платёжными поручениями и, скорее всего, по разным КБК.

Изменение правил исчисления НДФЛ потребует изменений всей налоговой отчётности. Возможно, ФНС придумает новые формы отчётности или упразднит существующие. Будем готовиться.

Стоит заметить, что здесь обсуждается законопроект, не прошедший даже первого чтения. Не исключено, что в процессе обсуждения в него будут внесены изменения. После принятия закона в окончательной редакции мы намерены вернуться к его обсуждению.

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Каким будет новый федеральный бюджет на три года

Принят Государственной Думой 26 ноября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 18 315 272 293,1 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2022 года в сумме 72,0 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на 2023 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 124 223 млрд рублей и 132 822 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2022 года к декабрю 2021 года) и 4,0 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 20 637 497 128,9 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 702 650 667,8 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 22 262 676 600,8 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 787 335 156,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год в сумме 21 884 992 095,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 547 124 802,4 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 23 671 297 852,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 183 564 892,6 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 20 519 245 962,7 тыс. рублей и на 1 января 2024 года в сумме 22 946 941 124,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2023 года в сумме 73,2 млрд долларов США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2024 года в сумме 73,6 млрд долларов США, или 60,9 млрд евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2022 год в сумме 1 247 494 967,0 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 1 408 621 251,8 тыс. рублей.

Статья 2. Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в бюджет Архангельской области по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджет Ненецкого автономного округа по нормативам согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территориях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом нормативам, за исключением налоговых доходов от налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджет Тюменской области по нормативу согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

?

Как работодателю в 2021 году рассчитывать НДФЛ?

Объем финансирования работы Президента составит 42,7 млрд. Что касается администрации, то на ее планируется потратить 13,85 млрд. На финансирование Управления Делами Президента запланировано 9,1 млрд. Председатель правительства и аппарат Кабмина получат 7,278 млрд. Уровень оплаты труда премьера и его заместителей также увеличится. Ориентировочная сумма – 197 млн.

В данном направлении также запланирован рост финансирования. На выплату пенсий потратят 2,3 трлн. р. Остальные цифры следующие (в млрд. р.):

  • материнский капитал – 316;
  • пособие на детей до 3 лет – 150;
  • повышение зарплат в бюджетной сфере – 100;
  • выплаты опекунам инвалидам – 85;
  • пособие за третьего и последующих детей – 46;
  • реабилитация инвалидов – 33;
  • социальные службы – 19;
  • жилье для молодых семей – 5;
  • обучение пенсионеров новым профессиям – 3.

Анализируя расходную часть закона, можно сделать вывод о том, что он более социальный, чем бюджеты последних нескольких лет. Расширен объем инвестиций на реализацию ключевых национальных проектов и развитие экономики. Вместе с тем увеличиваются траты на оборону, правоохранительную систему и госаппарат, что предполагает рост уровня доходов у военных и чиновников различных категорий.

Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

— налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин шампанских , винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и или спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и или винного дистиллята, и или фруктового дистиллята. Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина шампанские , винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и или спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и или винного дистиллята, и или фруктового дистиллята.

Что ж, попробуем собрать воедино всю известную на сегодняшний день информацию о планах по реформированию НДФЛ в 2021 году и спрогнозировать, к чему приведут эти новшества.Последний, как раз готовящийся сейчас к рассмотрению законопроект от этой же фракции, предлагает с начала 2021 года внедрить прогрессивную шкалу НДФЛ, причем все, кто получает ниже ста тысяч в год, будут пользоваться льготной ставкой в 5%.

Рассчитывая НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых физлицам после 31.12.2020, бухгалтеру нужно иметь в виду:

  • необходимость посчитать налог по ставке 15% с суммы дивидендов свыше 5 млн руб.;
  • новый порядок зачета в счет НДФЛ налога на прибыль, уплаченного с дивидендов, которые получила сама организация.

Подробнее смотрите наш материал.

С 2021 года не облагаются НДФЛ (закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ):

  • матпомощь в сумме до 50 тыс. руб., выплачиваемая работодателем работнику в случае установления опеки над ребенком;
  • возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, жилья, топлива, стоимости натурального довольствия, а также соответствующие доходы в натуральной форме (освобождение применяется к компенсациям, установленным законом или НПА местных властей);
  • оплата работодателем работнику и неработающим членам его семьи из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей проезда или перелета (включая стоимость провоза до 30 кг багажа) до пункта пропуска через границу РФ, в том числе международного аэропорта — при заграничном отпуске;
  • компенсация курортного сбора сотруднику, направленному в командировку.

В позапрошлом году изменения были более существенные. В прошлом (2020 году) тоже были, но не очень существенные.

Поговорим об изменениях, введенных в 2021 году.

Первое изменение: С 1 января введена прогрессивная шкала НДФЛ. Теперь по обычной ставке 13% нужно платить НДФЛ, пока доходы не превысят 5 млн рублей. Превышение облагается по ставке 15% и перечисляется по отдельному КБК — 000 1 01 02080 01 0000 110. То есть НДФЛ платится по ставке 13%, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн рублей. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тыс. рублей плюс 15% от превышения.

Второе: справки о доходах за 2021 год работодатель должен выдавать сотрудникам по обновленной форме. По сравнению с прошлой версией в форме, к примеру, появился номер по КНД. Существенных изменений нет. Тем не менее, работодатель должен пользоваться обновленной версией справки.

Изменился перечень необлагаемых НДФЛ доходов. С 1 января в перечень необлагаемых доходов добавлены:

  • оплата проезда к месту отпуска и обратно работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Прежде эти выплаты в перечне прямо не были названы;
  • оплата дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом. Правило распространяется на доходы, полученные не ранее 2019 года.

Третье изменение. Не позднее 30 апреля организация должна сдать 6-НДФЛ за I квартал по новой форме. Измененная форма теперь состоит:

  • из титульного листа;
  • раздела 1 (для сведений за прошедший квартал);
  • раздела 2 (для сведений с начала года).

В форме предусмотрено приложение N 1 (справка о доходах и суммах налогов физлица), но в 2021 году его сдавать не нужно.

Четвертое изменение. Для применения прогрессивной шкалы НДФЛ введены понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение 5 млн рублей и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности налоговых баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы:

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой. Зарплата должна относиться как раз к этой базе.

Каждую из этих налоговых баз работодателю нужно рассчитывать отдельно.

НДФЛ-2021: приятные бонусы и суровая реальность

Налоговый кодекс предусматривает пять ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Применяемая ставка зависит от вида дохода гражданина, а также от его налогового статуса. Наиболее распространенной является ставка 13 процентов. Однако в определенных случаях применяются также ставки 9, 15, 30 и 35 процентов. Эти перечисленные ставки используются и в 2021 году. Ниже мы рассмотрим более подробно случаи использования указанных ставок НДФЛ.

Основная ставка налога 13 процентов используется для обложения доходов граждан, являющихся налоговыми резидентами РФ, то есть граждан, фактически находящихся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Однако для налогообложения граждан (налоговых резидентов) используются и другие ставки.

По ставке НДФЛ 35 процентов в 2021 году облагаются следующие доходы граждан, являющихся резидентами.

Стоимость выигрышей и призов. Ставка 35 процентов используется в части превышения суммы 4000 рублей при условии, что указанные доходы получены гражданином в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг (эти мероприятия являются стимулирующими). Если мероприятие не преследовало перечисленных целей, то налог с полной стоимости выигрыша или приза уплачивается по ставке 13 процентов.

Также в некоторых случаях по ставке 35 процентов уплачиваются налоги на доходы, полученные от процентов по вкладам в банках.

Банк удержит НДФЛ по ставке 35 процентов с начисленных процентов по вкладам в случаях:

  • превышения суммы процентов по рублевому вкладу, если проценты, начисленные исходя из увеличенной на 5 процентов ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода начисления процентов;
  • превышения суммы процентов по вкладам в иностранной валюте величины 9 процентов годовых.

Указанные доходы в виде процентов по рублевым вкладам не учитываются, если превышение возникло вследствие изменения ставки рефинансирования в период действия договора вклада, и при этом размер процентов по договору не повышался, и с момента превышения прошло не более трех лет.

По ставке 35 процентов подлежат доходы в виде процента по облигациям российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 01.01.2017, в части превышения выплаченной суммы процентов над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и увеличенной на 5 процентов ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

Но при этом доходы в виде дисконта, получаемые при погашении указанных облигаций, НДФЛ не облагаются.

По ставке 35 процентов облагается материальная выгода:

  • в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами в рублях, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования на дату получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Датой получения дохода является последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные средства;
  • в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Это правило, установленное с 01 января 2018 года, позволяет признать суммы экономии на процентах за пользование займом (кредитом), полученные до указанной даты, доходом гражданина в виде материальной выгоды при наличии хотя бы одного из следующих условий:

  • заем (кредит) получен от организации или ИП, признанными взаимозависимыми лицами с гражданином либо с которыми он состоит в трудовых отношениях;
  • такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения заимодателем обязательства перед заемщиком.

По ставке 35 процентов облагаются выплаты членам кредитного потребительского кооператива, а также процентов за использование с/х кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от его членов. Налогообложение производится в части превышения размеров платы, процентов, рассчитанных исходя из увеличенной на 5 процентов ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Данные доходы не облагаются НДФЛ, если указанное превышение возникло вследствие изменения ставки рефинансирования Банка России в период действия договора, но при этом на момент заключения (продления) договора превышения не было, размер процентов по договору не повышался, и с момента превышения прошло не более трех лет.

По данной ставке облагаются доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемые лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями НК РФ.

Исключением являются следующие случаи (то есть, в этих случаях налогообложения нет):

  • доходы по таким ценным бумагам не облагаются налогом в соответствии с Налоговым кодексом РФ или международным договором РФ;
  • доходы по таким ценным бумагам облагаются по ставке 0 процентов;
  • налоговый агент не исчисляет и не удерживает сумму налога с таких доходов в соответствии с НК РФ.

Есть еще две ставки налога НДФЛ. Это ставки (9 и 15 процентов) .

Ставка 9 процентов установлена в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.

Под ставку НДФЛ 15 процентов попадают доходы, входящие в состав совокупности налоговых баз, при превышении порогового значения 5 млн рублей а также доходы, полученные в виде дивидендов по российским ценным бумагам. При этом есть исключения, при которых доходы в виде дивидендов не облагаются налогами. Это возможно, когда:

  • доходы по таким ценным бумагам не облагаются налогом в соответствии с Налоговым кодексом РФ или международным договором РФ;
  • доходы по таким ценным бумагам облагаются по ставке 0 процентов;
  • налоговый агент не исчисляет и не удерживает сумму налога с таких доходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Изменения в налоговом законодательстве в 2021 году

В данном направлении также запланирован рост финансирования. На выплату пенсий потратят 2,3 трлн. р. Остальные цифры следующие (в млрд. р.):

  • материнский капитал – 316;
  • пособие на детей до 3 лет – 150;
  • повышение зарплат в бюджетной сфере – 100;
  • выплаты опекунам инвалидам – 85;
  • пособие за третьего и последующих детей – 46;
  • реабилитация инвалидов – 33;
  • социальные службы – 19;
  • жилье для молодых семей – 5;
  • обучение пенсионеров новым профессиям – 3.

Анализируя расходную часть закона, можно сделать вывод о том, что он более социальный, чем бюджеты последних нескольких лет. Расширен объем инвестиций на реализацию ключевых национальных проектов и развитие экономики. Вместе с тем увеличиваются траты на оборону, правоохранительную систему и госаппарат, что предполагает рост уровня доходов у военных и чиновников различных категорий.

Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

— налог на операции с ценными бумагами;— налог на рекламу;— сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний Утрачен статус налогов (сборов);— таможенная пошлина;— платежи за пользование природными ресурсами;— сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

→ → Актуально на: 13 апреля 2017 г. Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными.

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ. То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДС;
  • на прибыль;
  • водный;
  • госпошлина;
  • специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты);
  • страховые взносы;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за пользование объектами животного мира.

Региональные

  • на имущество организаций;
  • транспортный;
  • на игорный бизнес.

Местные

  • на имущество граждан;
  • земельный;
  • торговый сбор.

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

> > 25 сентября 2021 Федеральные налоги, а также региональные и местные налоги и сборы перечислены в Налоговом кодексе РФ. Классификацию налогов — федеральных, региональных и местных — с указанием номера регулирующей их нормы мы рассмотрим в данной статье. В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ.

Налог на облигации в 2021 году: что поменялось, как и в каком размере платить

  • Исследование методологии распределения налогов по уровням бюджета на основе весовых показателей 2015 / Чеснокова Л.А.
  • Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации 2013 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Моделирование взаимосвязи уровня налоговой нагрузки и поступлений от налога на прибыль для регионов Российской Федерации 2013 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Оценка эффективности государственного контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль организаций 2016 / Яшина Н.И., Александров Е.Е.
  • Факторное моделирование поступлений налога на прибыль в региональный бюджет 2016 / Яшина Н.И., Малышев С.А., Чеснокова Л.А.
  • Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы 2017 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы 2016 / Малкина М.Ю., Балакин Р.В.
  • Распределения доходного потенциала по территории страны: влияние на вертикальную сбалансированность региональных бюджетов 2013 / Широбокова Вера Алексеевна
  • Дифференциация регионов и проблемы асимметрии налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского федерального округа 2012 / Доржиева В.В., Чимитдоржиева Е.Ц.
  • Оценка эффективности налогового контроля с учетом риска исполнения налоговых обязательств 2016 / Яшина Надежда Игоревна, Александров Евгений Евгеньевич

Если вы перечисляли или будете когда-нибудь сами перечислять налоги или пошлины, вы увидите, что получателем всех налоговых отчислений является территориальное Федеральное Казначейство. При этом, в квитанции или в платежном поручении вы обязательно должны будете указать код бюджетной классификации, по которому и будет определяться, какой вид налога вы уплатили.При заполнении платежного поручения или квитанции на перечисление того или иного налога важно правильно указывать код бюджетной классификации, чтобы ваши деньги поступили в тот бюджет, для которого они предназначены.

По сравнению с 2019 годом нефтегазовые доходы должны упасть на 400 млрд. руб. При общем сохранении примерных цифр доходной части по текущему и следующему году произойдет небольшое перераспределение в их структуре – на сколько процентов снизится выручка от продажи нефти и газа, настолько вырастут прочие поступления. В том числе учитывались доходы от увеличения НДС – 8 трлн. против прошлых 5,9.

Фонд национального благосостояния увеличит свои резервы на конец 2021 года на 7,6 трлн. руб., по сравнению с 2019 годом (3,8 трлн.). А доходы от деятельности госкомпаний вырастут почти на 38 млрд. Разница с доходностью Пенсионного фонда составит 1,1% не в пользу 2020 года.

Сперва разберемся в основах. Поскольку государственный бюджет – это экономический фундамент любого современного государства, он выполняет 4 функции:

  1. Осуществляет абсолютно законный контроль над действиями правительства;
  2. Регулирует рамки экономических операций, выполняемых чиновниками;
  3. Связывает все субъекты данного государства в единую экономическую систему;
  4. Помогает основателям малого и среднего бизнеса общаться и узнавать о нововведениях правительства, а также делать выводы о том, каким образом конкретные изменения будут влиять на их бизнес.

\n\n

Начиная с уплаты налога за периоды 2021 года, действует измененный порядок. Все будет зависеть от суммы налога по каждому физлицу.

\n\n

В случае, когда ни у одного работника компании (обособленного подразделения) или сотрудника ИП суммарная база не превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить одной платежкой.

\n\n

Если же суммарная база хотя бы одного работника превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить двумя платежками. В первую включить НДФЛ, относящийся к базам 5 млн. и менее. Во вторую — НДФЛ, относящийся к базам свыше 5 млн.

\n\n

Если в первом квартале 2021 года налоговый агент допустит нарушения при уплате НДФЛ по новой ставке «650 тыс. руб. + 15%», инспекторы не станут его штрафовать и начислять пени. Но есть одно условие. Нужно самостоятельно перевести в бюджет недостающую сумму в срок до 1 июля 2021 года. Сделать это можно за счет собственных средств организации или ИП (п. 4 и 5 ст. 2 комментируемого Закона № 372-ФЗ).

Начиная с уплаты налога за периоды 2021 года, действует измененный порядок. Все будет зависеть от суммы налога по каждому физлицу.

В случае, когда ни у одного работника компании (обособленного подразделения) или сотрудника ИП суммарная база не превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить одной платежкой.

Если же суммарная база хотя бы одного работника превысила с начала года 5 млн руб., налог следует перечислить двумя платежками. В первую включить НДФЛ, относящийся к базам 5 млн. и менее. Во вторую — НДФЛ, относящийся к базам свыше 5 млн.

Есть три вида доходов, для которых комбинированная ставка «650 тыс. руб. + 15%» не применяется независимо от суммы выплаты. К ним относятся:

  • доходы от продажи недвижимого имущества (кроме ценных бумаг) или долей в нем;
  • доходы в виде стоимости имущества (кроме ценных бумаг), полученного в порядке дарения;
  • подпадающие под налогообложение страховые выплаты по договорам страхования и выплаты по пенсионному обеспечению.

Распределение налогов по бюджетам 2021

Если в первом квартале 2021 года налоговый агент допустит нарушения при уплате НДФЛ по новой ставке «650 тыс. руб. + 15%», инспекторы не станут его штрафовать и начислять пени. Но есть одно условие. Нужно самостоятельно перевести в бюджет недостающую сумму в срок до 1 июля 2021 года. Сделать это можно за счет собственных средств организации или ИП (п. 4 и 5 ст. 2 комментируемого Закона № 372-ФЗ).

С 2021 года облагаются НДФЛ по ставке 13% проценты по депозитам и вкладам свыше 1 млн рублей. Причём в целом по разным счетам и банкам. ФНС сама будет собирать всю информацию по каждому вкладчику и исчислять налог.

Также с 2021 года отменены все налоговые льготы по доходам от облигаций: теперь НДФЛ придется уплачивать со всех полученных по облигациям доходов (дисконт), а также с процентов по государственным ценным бумагам.

РАЗМЕР СТАВКИ НДФЛ 2021 ВИД ДОХОДА ФИЗЛИЦА

Доходы резидентов РФ

Проценты по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия. При условии, что данные сертификаты выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий