Прогрессивный налог на доходы физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прогрессивный налог на доходы физических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

НДФЛ надо исчислять на дату фактического получения дохода. Налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Это применимо ко всем доходам, начисленным физлицу за налоговый период, если в отношении них действует прогрессивная ставка. При этом зачитывается сумма налога, удержанная в предыдущие месяцы текущего года.

При исчислении суммы налога не нужно учитывать доходы, которые налогоплательщик получил от других налоговых агентов.

Богатые заплатят НДФЛ в 15%

Согласно утвержденным изменениям, которые начнут действовать с 2021 года, ставка налога на доходы физических лиц увеличивается на 2%, но только для доходов, которые превысят 5 млн. рублей за год. Эта предельная сумма дохода будет считаться по всем доходам, которые войдут в совокупность налоговых баз – новый термин главы 23 НК РФ. Доходы можно будет уменьшить на налоговые вычеты, но с учетом некоторых изменений.

Со следующего года налоговые базы для НДФЛ будут считаться раздельно и для резидентов РФ они будет формироваться из следующих доходов:

  • от долевого участия, то есть дивидендов
  • в виде выигрышей, полученных участниками лотерей и азартных игр
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
  • по операциям займа ценными бумагами
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемыми на ИИС
  • в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании
  • прочих доходов, в отношении которых применяется ставка 13 %. Прочие доходы будут называться основной налоговой базой (заработная плата, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, а также договоры ИП по основной системе налогообложения и другие)

Объединение всех этих баз как раз и будет называться совокупностью налоговых баз, превышение по которой повлечет увеличение налога.

Для нерезидентов налоговые базы сформируются также раздельно, но только из следующих доходов:

  • в виде выигрышей, полученных участниками лотерей и азартных игр
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
  • по операциям займа ценными бумагами
  • по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС
  • от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения
  • прочие доходы, в отношении которых применяется ставка 30 %

Утвержденные изменения содержат обязанность расчета налоговых баз отдельно. Так, для налоговых резидентов при подсчете доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами можно будет применить только 2 налоговые вычета:

  • в размере прибыли по операциям с ценными бумагами, находившихся в собственности более 3-х лет по пп.1 п.1 ст. 219.1 НК РФ
  • налоговый вычет при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами по ст. 220.1 НК РФ

Остальные налоговые вычеты применить нельзя. В связи с этим многие инвесторы, имеющие доходы только от операций с ценными бумагами на зарубежных рынках, а также владеющими ИИС, не смогут со следующего года воспользоваться вычетом по типу А для ИИС с зарубежных инвестиционных доходов.

Законодатели не забыли про ИИС. Так, при расчете доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами можно будет применить налоговый вычет по типу Б (пп.3 п.1 ст. 219.1 НК РФ), что достаточно логично. Но указание там же вычета по убыткам прошлых периодов по ст. 220.1 НК РФ заставляет сомневаться. Или в Законе опечатка, или ввели норму, о которой ранее не заявляли, но которая улучшает положение инвесторов.

Как считать НДФЛ по ставке 15 % и кого это касается

Для чего такие сложности с раздельной уплатой налога? Дополнительный налог имеет целевую статью расходования. Предполагают, что дополнительно в бюджет поступят более 60 млрд. руб. за 2021 год. Эти средства пойдут на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

Идея введения налога «для богатых» не нова. Во многих зарубежных странах повышенный налог на доходы обеспеченных людей давно существует. «Приживется» ли у нас повышенная ставка, покажет время, но законодатели считают, что обеспеченные граждане не станут менять свое резидентство или пытаться скрыть свои доходы ради 2%.

Хочется надеяться, что после признания таким образом нашим правительством своего «бессилия» перед назревшей социально-значимой проблемой в стране, таким способом начнется решаться вопрос лечения больных детей с серьезными дорогостоящими заболеваниями.

Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тыс. руб. плюс 15% от превышения (пп. «а» п. 10 ст. 1 проекта).

Для налоговых резидентов РФ, например, предусмотрены и иные ставки:

  • доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нем, стоимость имущества, полученного по дарению, а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств (пп. «б» п. 10 ст. 1 проекта);
  • для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях сохранится ставка 35%; останутся прежними и специальные положения для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (ставка 9%), для доходов по ценным бумагам российских организаций (ставка 30%).

Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз. Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы (пп. «б» п. 1 ст. 1 проекта):

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами, которые учитываются на ИИС;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли КИК;
  • иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой.

Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно.

По общему правилу стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе (пп. «в» п. 1 ст. 1 проекта). Однако возможны исключения. Так, доходы по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами можно уменьшить на положительный финрезультат от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков.

Есть и другая особенность для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год (пп. «е» п. 1 ст. 1 проекта).

Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 тыс. руб.

Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить (пп. «в» п. 12 ст. 1 проекта):

  • налог в части, которая меньше или равна до 650 тыс. руб.;
  • налог, сумма которого превышает 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

По остальным ставкам налоговый агент рассчитывает и перечисляет налог без особенностей.

Обращаем внимание, что Минфин уже направил на регистрацию в Минюст специальный КБК для новых правил перечисления НДФЛ.

Прогрессивная шкала НДФЛ как результат технического прогресса

Какие налоги сейчас платят физические лица? На данный момент следующие:

  1. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – 13%, для нерезидентов – 30%.
  2. В пенсионный фонд – 22% (с доходов свыше 1,15 млн руб. в месяц – всего 10%!).
  3. В фонд медицинского страхования – 5,1%.
  4. Социальное страхование – 2,9% (с доходов свыше 865 тыс. руб. – 0%!).

В сумме взносы социального страхования составляют 30% – для менее обеспеченных и 15,1% – для более обеспеченных, то есть, условно, богатые платят в 2 раза меньше бедных.

Но и это еще не все. Владельцы ООО получают не зарплату (если они не оформлены в своих же предприятиях как директора), а дивиденды с прибыли: 13% для резидентов и 15% для нерезидентов. Если же получателем дивидендов является юридическое лицо, доля которого в ООО более 50%, то оно не платит ничего с этих доходов. 0% также платят некоторые международные холдинговые компании.

И, самое главное, с дивидендов физических лиц не уплачиваются страховые взносы, то есть владельцы условных ООО платят всего 13% со своих личных доходов. До этого, правда, предприятие должно уплатить налог на прибыль 20%. Однако этот налог уплачивается в любом случае: получает ли владелец доход в виде зарплаты или в виде дивидендов.

Для того чтобы посчитать фискальную нагрузку на зарплаты в целом, нельзя просто сложить проценты по страхованию и НДФЛ, так как отчисления в фоны идут от ФОТ (фонд оплаты труда), а налог считается от начисленной зарплаты.

Предположим, что работнику начисли 50 000 руб.

Тогда в фонды он заплатит 50 000 х 0,3 = 15 000 руб.

НДФЛ составит 50 000 х 0,13 = 6500 руб.

Итого, государству работник отдаст 15 000 + 6500 = 21 500 руб.

На руки он получит 50 000 х 0,87 = 43 500.

Таким образом, всего на 1 человека затрачено 21 500 + 43 500 = 65 000.

Соответственно, фискальная нагрузка составила 21 500 / 65 000 = 33%

Общая формула для последующих расчетов (данные в процентах

(НДФЛ + Соцстрах) / (1+Соцстрах) = Фискальная нагрузка

Таким образом, в России по факту реализована регрессивная шкала налогообложения: чем богаче, тем меньше платишь! Низкая и средняя заработная плата – 33%; выше средней – 24% и высокие доходы – 13% (см. рисунок 1).

В большинстве развитых стран введена прогрессивная шкала налогообложения. При этом есть страны с необлагаемым минимумом, а есть без такого. В большинстве стран часть взносов в разные фонды вносят сами работники. В России за них это делают работодатели, поэтому мы даже не чувствуем, что государство изымает у нас 30% нашей зарплаты (не говоря уже об НДС, который мы оплачиваем).

При расчете фискальной нагрузки взносы, которые выплачивают сами работники, приплюсовываются к НДФЛ. Тройка лидеров по налогам и сборам на доходы физических лиц – это Бельгия, Франция и Швеция, которая длительное время являлась самой социально благополучной страной в мире. И это логично, поскольку чем больше налогов с богатых собирает государство, тем больше оно может помогать малообеспеченным гражданам.

Самые низкие налоги – в Чили, так как экономика данной страны целиком завязана на инвестиции США, то есть, чем ниже там уровень налогов, тем интереснее предпринимателям туда вкладывать свои капиталы.

Ну и, наконец, что это за яркая красная линия, которая поперек всех государств стремится вниз? Конечно же, это Россия, олицетворяющая собой особый третий путь: выжать последние соки из бедных и отдать все самым богатым.

Прежде всего, необходимо убрать НДФЛ с доходов ниже реального прожиточного минимума. Это же логично: если людям едва хватает на жизнь, то какие еще налоги они должны платить?

Для начала давайте посмотрим, как обстоят дела в мире с прогрессивным НДФЛ. В среднем максимальная ставка прогрессивного НДФЛ в развитых странах равна примерно 40%, и применяется она при доходах около 1 млн руб. в мес. Теперь нам надо рассчитать возможную ставку НДФЛ для upper-middle класса с учетом того, что социальные взносы они должны были бы платить так же, как и все остальные, т.е. 30%, а максимальная фискальная нагрузка составляет 40%.

Напомню формулу, которую мы выводили в начале: (НДФЛ + Соцстрах) / (1 + Соцстрах) = Фискальная нагрузка в %.

Отсюда, НДФЛ = 0,4 х 1,3 — 0,3 = 22%. Что касается самых богатых, то надо учесть, что общая фискальная нагрузка на доходы по кривой Лаффера не должна превышать 50% (кривая Лаффера – графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума).

Поэтому НДФЛ для богачей будет = 0,5 х 1,3 — 0,3 = 35%.

Итак, у нас получилась красивая теоретическая модель прогрессивного ИНДФЛ для России (см. таблицу 2).

Таблица 2. Теоретически возможная модель прогрессивного НДФЛ для России

Доход в мес., тыс. руб.

до 22,4

22,4–150

150–1000

от 1000

НДФЛ (% свыше предыдущей ступени)

0,0%

13,0%

22,0%

35,0%

Страх. взносы

30,0%

30,0%

30,0%

30,0%

Фискальная нагрузка

23,1%

33,1%

40,0%

50,0%

Для большей наглядности представим это на графике (см. рисунок 3).

Основной контраргумент, который я постоянно слышу от либералов против введения прогрессивного налогообложения на доходы физических лиц, это то, что все доходы начнут уходить в тень. В отличие от европейских капиталистов, привычных к высокому налогообложению своих доходов, российские олигархи скорее удавятся, чем согласятся отдать половину своих доходов в казну.

Даже если предположить, что к власти в России когда-нибудь придут социал-демократы (сторонники прогрессивного налогообложения), то олигархи найдут массу способов, чтобы уйти в тень. И здесь важно рассмотреть основные способы ухода и борьбы с ними.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

Предположим, что индивидуальный предприниматель решил схитрить и купил не себе лично, а оформил на свое ИП какую-нибудь машиину за 10 млн руб. Тем самым, он не только скрыл свой личный доход, но и прибыль предприятия уменьшил, снизив тем самым еще и налог на прибыль. Т.е. одним ударом убил двух зайцев.

Но что мешает взимать доходы с богатых не в момент их получения, а в момент, когда они расходуются? Что мешает ввести прогрессивный налог на элитную недвижимость, автомобили, ювелирные украшения и прочую роскошь? Ведь даже если олигарх купит виллу не на Рублевке, а в Ницце, это все равно станет известно. И не важно, приобретет ли он ее на свою фирму или оформит на жену, он должен будет заплатить налог государству! Конечно, вместо одной яхты предприниматель мог бы купить сотню катамаранов, чтобы не попадать под прогрессивное налогообложение, но зачем они ему вместо белоснежного корабля?

Разумеется, здесь необходимо избегать двойного налогообложения. И еще масса возникающих вопросов, но о системе прогрессивного налогообложения на элитные расходы и роскошь – в следующей статье.

  • 1 Технологии процессного управления. Часть 1 Одной из важных задач современного менеджмента я�… 15.02.2021 • Сергей Ковалев
  • 2 Технологии процессного управления. Часть 3. Одной из важных задач современного менеджмента я�… 20.02.2021 • Сергей Ковалев
  • 3 Учет и анализ затрат: что нужно знать руководителю Руководителю нет нужды разбираться в хитросплетени�… 05.03.2021 • Ольга Воробьева
  • 4 Будущее за гибридными командами? Часть 2 Пандемия и кризис изменили многое. В том числе �… 10.02.2021 • Константин Зимин, Мария Шантаренкова
  • После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше налога он платил.

    В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей — 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

    Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки — ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

    В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе «северные надбавки». В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году — до 10 млн рублей, в 1996 году — до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

    К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) — с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

    С 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ — 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и др.). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и т. д.

    Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению «черных» зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и «Справедливой России», но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

    14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите «Группы двадцати» в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века», хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

    Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года. 30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменении ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога «оказалась очень удачной».

    В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат — до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: «фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно».

    20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

    23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2020 года повышенную ставку налога на доходы физлиц для граждан с доходами более 5 млн рублей в год — 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей. Глава государства подчеркнул, что дополнительные средства от повышения НДФЛ будут направлены на лечение детей с тяжелыми хроническими и орфанными (редкими) заболеваниями.

    Соответствующий законопроект правительство РФ внесло в Госдуму 17 сентября 2020 года.

    В ходе обсуждения поправок комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил скорректировать перечень доходов, подпадающих под 15%. В частности, прежняя ставка в 13% сохранится для доходов от продажи имущества и долей в нем, страховых выплат, выплат по пенсионному обеспечению и др.

    11 ноября 2020 года закон был принят Госдумой, 18 ноября — одобрен Советом Федерации. Ожидается, что поступления от увеличенного НДФЛ должны составить в 2021 году 60 млрд рублей, а к 2023 году достичь 68,5 млрд рублей.

    • Сутки
    • Неделя
    • Месяц

    Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо различать системы налогообложения, понимать разницу между пропорциональной, прогрессивной и регрессивной системой. Разберем несколько заданий из тестов прошлых лет.

    Задание 1
    ​Выберите вер­ные суж­де­ния о на­ло­го­об­ло­же­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
    1) Пропорциональное на­ло­го­об­ло­же­ние означает, что ставка налога за­ви­сит от ве­ли­чи­ны дохода.
    2) При про­пор­ци­о­наль­ном на­ло­го­об­ло­же­нии с вы­со­ких до­хо­дов взи­ма­ет­ся боль­ший процент, чем с низких.
    3) При про­грес­сив­ной си­сте­ме по мере воз­рас­та­ния до­хо­да уве­ли­чи­ва­ет­ся став­ка налога.
    4) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии семья с мень­ши­ми до­хо­да­ми пла­тит боль­ший про­цент от своих доходов, чем семья с вы­со­ки­ми доходами.
    5) При ре­грес­сив­ном на­ло­го­об­ло­же­нии могут взи­мать­ся оди­на­ко­вые ставки на­ло­га со всех налогоплательщиков.
    Правильный ответ: 34
    При прогрессивной системе ставка налога действительно увеличивается по мере возрастания дохода. При регрессивной системе семьи с низкими доходами правда платят больший процент в виде налогов.
    Пропорциональная система означает, что ставка не зависит от величины доходов, с высоких доходов взимается такой же процент, как и с низких. Регрессивный налог не означает одинаковой ставки налога — это уже пропорциональная система.

    Задание 2
    В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла прогрессивная шкала ис­чис­ле­ния налога с до­хо­дов физических лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьезные на­ре­ка­ния состоятельных людей. Ряд граждан, не же­ла­ю­щих уплачивать налог на сверхдоходы, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли гражданство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство провело на­ло­го­вую реформу, уста­но­вив пропорциональную шкалу налогообложения.
    В чем за­клю­ча­ет­ся сущность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния налога? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о ее преимуществах.
    Правильный ответ:
    Сущность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии единой став­ки налога вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня дохода.
    Преимущества пропорциональной системы налогообложения:
    1. Простота расчета и сбора налога
    2. Легализация доходов, вывод из тени, рост собираемости налога
    3. Поощрение граждан в по­ис­ке дополнительных доходов

    Задание 3
    В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивная шкала.
    В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
    Правильный ответ:
    Сущность прогрессивной шкалы заключается в повышении налоговой ставки для граждан с высокими доходами и в снижении ставки для граждан с низкими доходами.
    Преимущества прогрессивной системы налогообложения:
    1. Бюджет получает дополнительные средства за счет обеспеченных граждан и может перераспределять доходы на социальные нужды.
    2. Прогрессивная шкала сглаживает социальное неравенство, снижает напряжение в обществе.

    Этой тенденции уже много лет. Гендиректора и владельцы крупных бизнесов получают все больше, а зарплаты простых работников стоят на месте. Так, если в 1980-х руководитель компании получал примерно в 30 раз больше, чем простой работник, то теперь это соотношение выросло в 10 раз — до 1 к 300. И чем больше компания, тем выше пропорция. К примеру, простой сотрудник Макдоналдса получает в 3000 раз меньше, чем глава компании. Об этом говорится в недавнем докладе Американского исследовательского центра Pew.

    — Последние 10 лет неравенство усугубляется во всех странах по принципу «богатые богатеют, бедные беднеют». Так, за последний год богатство самых богатых выросло на 12%, а бедные стали беднее на 11%, — утверждает Любовь Храпылина, директор научно-образовательного центра социального развития Института государственной службы и управления РАНХиГС.

    Писатель, политик, депутат Госдумы первого созыва Евгений Гусаров высказывается по этому же поводу совсем не дипломатично:

    — Соревнование по обеднению народов и масс, уничтожению среднего класса приняли хищническую форму. Эти процессы происходят одновременно по всему миру и по заданной формуле: средний класс загоняют в бедный класс, бедный в нищий, а нищий под «списание».

    По мнению либеральных экономистов, неравенство стимулирует людей лучше работать и стремиться больше зарабатывать. Увидел, что у соседа появилась хорошая машина — вот и захотелось его перещеголять. Но вопрос в справедливости распределения доходов. Одно дело — победить в равных условиях и при равных возможностях. И совсем другое — воспользоваться блатом или нелегальными методами. Тогда растущее неравенство становится тормозом для развития.

    — Если ты предприниматель, выращиваешь свой бизнес, но в какой-то момент государство или группы с властным или силовым ресурсом его отбирают, это не стимулирует мотивацию действовать, рисковать и достигать. Так вместо экономики и бизнеса рождается симбиоз «ренты» и «промыслов», — считает Дмитрий Агеев, исполнительный директор Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы Сколково. — У тех, кто стремится повысить свое благосостояние, должна быть уверенность, что есть возможности заработанное сохранить, что сохранение — только лишь вопрос собственных знаний, смекалки, профессионализма.

    По мнению экспертов, слишком большая разница между богатыми и бедными провоцирует недовольство в обществе. В таких условиях сложно рассчитывать на высокий экономический рост. Поэтому, как и во всем, здесь нужна мера. А задача государства — найти нужный баланс.

    НДФЛ-2021 по новым правилам: налог для богатых 15%

    Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах. В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было. От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

    В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

    В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

    Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения.

    В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%. Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

    В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.

    В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей. Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей. Правительство не поддержало данный законопроект. «В настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», — говорится в заключении Кабмина.

    Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

    • обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;
    • необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;
    • уклонение от налогов, возврат к «серым» зарплатам и «теневому» бизнесу;
    • увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

    Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

    — Достаточно вспомнить, как платился этот налог, когда была прогрессивная ставка налогообложения. Какое использовалось количество «конвертов», серых схем. После перехода к плоской шкале все налоги стали платить, – заявил премьер.

    — Такое налогообложение наиболее затруднительно не для тех, у кого сверхдоходы, а для тех, у кого средние доходы. Как раз бьет по среднему классу. При возникновении «прогресса» мы входим в иную реальность, связанную с уплатой НДФЛ. А именно: необходимо будет снова подавать налоговые декларации. Часть налогов, очевидно, уйдет в серую зону, – сказал Медведев.

    В июне 2018-го на заседании Российской трехсторонней комиссии глава ФНПР Михаил Шмаков задал вопрос руководству Минфина, почему в качестве источника для пополнения бюджета Пенсионного фонда не используется введение прогрессивной шкалы налогообложения. Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов ответил, что этот способ даже не рассматривался.

    — Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

    Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

    — Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

    Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

    — Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

    Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

    • наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;
    • стабилизируются региональные бюджеты;
    • установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;
    • появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

    В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

    — Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, — сказала Голодец.

    Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

    Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

    Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

    Аргументы Минфина о том, что бизнес в случае введения прогрессивной шкалы налогообложения уйдет в «тень», прокомментировал секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков:

    — Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация. А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно. А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

    Прогрессивный подоходный налог в России

    Кстати, высокооплачиваемые чиновники не очень и пострадают даже в случае принятия закона о повышенном НДФЛ, так как, во-первых, в большинстве своём номинальные зарплаты у них ниже порогового значения (по данным Росстата, средняя зарплата обычного россиянина в этом году 47,5 тыс. рублей, а средняя зарплата федерального чиновника более 120 тыс. рублей) и помимо прямого дохода в виде зарплат чиновники имеют ряд льгот, которые им оплачивает государство (лечение в спецклиниках, служебный транспорт, госсубсидии на приобретение жилья и т.д.), а во-вторых, чиновники регулярно получают индексацию своих заработных плат, которая нивелирует инфляционные и прочие потери.

  • Курс валют
  • Каталог банков
  • Курс криптовалют
  • Финансовые графики
  • Займы онлайн
  • Кредит наличными
  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Банки
  • Кредит
  • МФО
  • Финансы
  • Бизнес
  • Вклады
  • МФЦ
  • Инвестиции
  • Крипто
  • ЭПС
  • Основным преимуществом прогрессивной системы – по мнению экспертов, является большая степень справедливости в плане налогообложения. Люди с высоким доходом платят налоги по более высокой ставке, нежели граждане, получающие меньше. Данный способ налогового обременения позволяет государству получать больший доход с обеспеченной части населения и снизить финансовую нагрузку на средний класс и людей с небольшими доходами.

    Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

    • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.
    Страна Прогрессия (модель налогообложения) Необлагаемый
    годовой минимум
    Налоговые ставки Год-й доход, когда действует макс. ставка
    Австралия (2014) 4-ступенчатая 18.200 AUD 19; 32,5; 37; 45 % 180.000 AUD
    Австрия (2014) 3-ступенчатая 11.000 € 36,5; 43,2; 50 % 60.000 €
    Бельгия (2014) 5-ступенчатая 8.680 € 25; 30; 40; 45; 50 % 37.750 €
    Великобритания 3-ступенчатая 10.600 £ 20, 40, 45 % 150.000 £
    Германия (2014) комбинированная
    5 зон
    8.354 € 14÷24; 24÷42; 42; 45 %
    + 5,5 % налог солидарности
    250.730 €
    Греция (2014) 8-ступенчатая 12.000 € 18; 24; 26; 32; 36; 38; 40; 45 % 100.000 €
    Израиль (2014) 7-ступенчатая 0 NIS 10; 14; 21; 31; 34; 48; 52 % 811.560 NIS
    Испания (2014) 7-ступенчатая 0 € Федеральные + региональные
    ≈ 24; 29; 39; 47; 49; 51; 52 %
    300.000 €
    Италия (2014) 5-ступенчатая 0 € 23; 27; 38; 41; 43 % 75.000 €
    Канада (2014) 4-ступенчатая 0 $ Федерал.: 15; 22; 26; 29 %
    + региональные от 5 до 21 %
    136.270 $
    Китай (2014) 7-ступенч.(на зарплату)
    5-ступенч. (на ИПД)
    0 ¥
    0 ¥
    3; 10; 20; 25; 30; 35; 45 %
    5; 10; 20; 30; 35 %
    960.000 ¥
    1.200.000 ¥
    Люксембург (2014) 18-ступенчатая 11.265 € 8 % ÷ 40 % 100.000 €
    Нидерланды (2014) 4-ступенчатая 0 € 5,1; 10,85; 42; 52 % 56.532 €
    Новая Зеландия(2013) 5-ступенчатая 0 $ 10,5; 17,5; 30; 33; 45 % 70.000 $
    Польша (2014) 2-ступенчатая 0 € 18; 32 % 85.528 PLN (19.906 €)
    Словакия (2013) 2-ступенчатая 0 € 19; 25 % 34.402 €
    Кипр (2014) 4-ступенчатая 19.500 € 20; 25; 30; 35 % 60.000 €
    Финляндия 4-ступенчатая 13.099 € 25,6, ?, ?, 49,1 % 64.500 €
    Франция (2014) 7-ступенчатая 6.011 € 5,5; 14; 30; 41; 45; 48; 49 % 500.000 €
    США (2014) 7-ступенчатая 0 $ федеральные:
    10; 15; 25; 28; 33; 35; 39,6 %
    + региональные до 11 %
    для одного — 406.751 $
    для суп. пары — 457.601 $
    родителя-од. — 432.201 $
    Швейцария (2014) 10-ступенч. (для одного)
    14-ступенч. (для суп. пары)
    14.500 CHF
    28.300 CHF
    0,77 0,88 2,64 2,97…11,50 %
    1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 …11,50 %
    755.200 CHF
    895.900 CHF
    ЮАР (2013) 6-ступенчатая 0 ZAR 18; 25; 30; 35; 38; 40 % 617.000 ZAR

    На данный момент у нас работает плоская шкала, по которой вне зависимости от дохода. Плевать сколько человек зарабатывает, он заплатит в государство 13% подоходного налога.

    Но в связи с нехваткой средств в бюджете, государство вводит все новые налоги, увеличивает акцизы и повышает пенсионный возраст.

    А почему бы просто не заставить платить больше тех, кто больше зарабатывает? Таким вопросом все чаще задаются люди, которые зарабатывают мало.

    Так давайте разберемся, какие главные аргументы против того, чтобы вводить прогрессивную систему?

    1.Действующая система стабильна

    2.Угроза среднему классу

    3.Угроза большого оттока богатого населения.

    После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше налога он платил.

    В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ в 12% на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей – 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

    Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки – ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

    В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе “северные надбавки”. В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году – до 10 млн рублей, в 1996 году – до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

    К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) – с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

    С 1 января 2001 года в России вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ – 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и др.). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и т. д.

    Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

    Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

    Прогрессивная система налогообложения

    Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

    Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

    Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

    За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

    Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

    В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

    Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

    В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

    В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

    Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

    Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

    Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

    Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции «Справедливая Россия», был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

    Равномерная прогрессивная шкала из 5-ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

    1. 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (заработок менее 18 тысяч руб. до вычета налогов);
    2. 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка;
    3. 20 % — 15 %, 100—150 % от среднего заработка;
    4. 23 % — 10 %, 150—400 % от среднего заработка (40-100 тысяч руб.);
    5. 27 % — 5 %, 400 %+.

    Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё порядка 500 млрд руб. (из дополнительно собранных 1300), но возникает вопрос, при чём тут справедливость? Просто это будет ещё один налог на проживание в столице.

    Неравномерная прогрессивная шкала из 2-x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 %, выглядит примерно так:

    1. 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100 тысяч руб. до вычета налогов);
    2. 48 % — 5 %, 400 %+.

    Это приведёт к тому, что больше 100 тысяч руб. в России официально практически никто не будет получать. Также, чтобы уйти от налогов, люди будут стараться как можно реже продавать квартиры, машины и прочую собственность, что может отрицательно сказаться на экономической активности в стране.

    В итоге, равномерное увеличение налога резко ударит по интересам жителей Москвы и, отчасти, других крупных городов; а неравномерное увеличение приведёт к тому, что никто такие налоги платить не будет.

    [1]

    Одним из элементов налогообложения являются налоговые льготы (ст. 56 Налогового Кодекса РФ). Согласно данной статье льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.

    Данные МинФина РФ на 2011 год, в млрд руб.:

    • НДФЛ — 1 995.81
    • Страховые взносы — 3 528.33
    • НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
    • Акцизы — 603.88
    • Бюджет — 20 855.37

    Можно подсчитать, что уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.

    При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.

    Письмо от 10.03.2021 № СД-4-11/3065@

    Преимущества очевидны для людей, не имеющих возможности зарабатывать много, но они же (преимущества) могут быть рассмотрены как недостатки, с точки зрения людей обеспеченных. Фактически, государство демотивирует граждан, работающих на высокооплачиваемых должностях, более высоким процентом по подоходному налогу. Экономисты уверены, что после введения прогрессивного налога, искать способы ухода от налога начнут богатые граждане. Таким образом, государство потеряет больше чем приобретет.

    Новая волна сокращения налоговых отчислений разрушит российскую экономику, буквально так выразился о возможности введения прогрессивной ставки президент В.В. Путин. Попытки уклонения от уплаты резко возросших налогов приведут к повсеместному дефициту бюджета и вызовут повальный отток капитала на заграничные счета. Также правительство учитывает коррупционную составляющую, актуальную в виду отсутствия единой налоговой ставки. Такая система не подходит для российских реалий по причине высокой степени субъективности и неоднозначности.

    — Какой странный налог. Как он, вы говорите, называется?
    — Прогрессивный. От слова паралич.
    Аркадий Аверченко.

    В последнее время со стороны политических деятелей все чаще слышатся отнюдь не досужие разговоры о том, что налоги, существующие в государстве, должны быть не только эффективными и собираемыми, но еще, как минимум, отражать в себе представления налогоплательщиков о социально-правовом равенстве и справедливости.

    1. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
    2. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
    3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
    4. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

    Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

    • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

    Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

    Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

    Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

    Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий