Удельный Показатель Кадастровой Стоимости Земельного Участка 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удельный Показатель Кадастровой Стоимости Земельного Участка 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Полученный УПКС для группы земельных участков утверждают органы местного самоуправления. Его можно применять для расчета стоимости земельных наделов определенного вида разрешенного использования по формуле:

КС = площадь земельного участка х УПКС

Если участок по своим характеристикам относится к нескольким группам, для расчета берется удельный показатель с большим значением.

Средний удельный показатель – это стоимость 1 м2 земельного надела. В зависимости от разрешенного использования этот показатель может занизить или увеличить КС и ставку налога. Самая распространенная ошибка, существенно увеличивающая УПКС, – неправильная классификация земель по группам разрешенного использования. Своевременно заметив ее, собственник может в административном или судебном порядке обжаловать результаты кадастровой оценки.

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:
  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке. Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Нормативные положения РФ определяют, что кадастровая стоимость (КС) объектов рассчитывается, в основном, для целей налогообложения по итогам анализа информации об экономических свойствах предмета исследований. После применения методов оценки выявляется цена, за которую объект может быть приобретен в данный момент в существующих рыночных условиях для соответствующего разрешенного использования.

Для недвижимости, имеющей сходные характеристики, КС исчисляется с помощью массового метода. Такие объекты объединяются в единые оценочные группы, с утверждением единой оценочной формулы. Далее, после подстановки в нее значимых показателей, влияющих на цену, вычисляется удельный показатель кадастровой стоимости на единицу измерения, обычно площади. Таким образом, УПКС — единая котировка объектов внутри оценочной группы.

Для определения кадастровой стоимости методом массовой оценки УПКС умножается на площадь недвижимого объекта. Если формирование единой оценочной группы невозможно из-за отсутствия рыночной информации, производится индивидуальный расчет КС.

Расчет кадастровой стоимости с применением УПКС относится к методам массовой оценки со сравнительным подходом. Удельный показатель используется, когда регрессионное, типовое или индивидуальное моделирование неприемлемо или нецелесообразно. Этот способ предполагает построение статистических моделей на основе ценообразующих факторов. Они выявляются оценщиком бюджетной организации, имеющей право на проведение таких действий по закону.

Этапы расчета КС объекта недвижимости с помощью УПКС:

  1. Анализ местоположения по субъекту РФ, муниципальному образованию, населенному пункту, кварталу кадастра.
  2. Формирование оценочной группы со сходными объектами.
  3. Вычисление среднего значения УПКС в зависимости от факторов ценообразования на единицу значимых характеристик для оценочной группы.
  4. Расчет кадастровой стоимости: перемножение полученного показателя и величины значимых характеристик.

Состав факторов ценообразования в формуле расчета удельного показателя кадастровой стоимости определяется по усмотрению оценщика. К ним он относит характеристики объекта, которые влияют, по его мнению, на рыночную стоимость. Это могут быть количественные и качественные параметры, включая удобство местоположения, расстояния до элементов инфраструктуры, наличие инженерных сетей.

О том, как изменится проведение кадастровой оценки в 2021 — 2023 годах

Исчисление удельного показателя кадастровой стоимости ведется на основании объективных факторов, но ввиду применения обобщенных статистических методов их обработки и субъективности выбора, полученные значения могут превышать допустимые. В итоге рассчитанный налог на имущество может вызывать несогласие собственника.

Владельцам недвижимости, получившим очередное платежное поручение, где сумма налога явно не соответствует предполагаемой, мы рекомендуем на первоначальном этапе воспользоваться нашим бесплатным сервисом «КТОТАМ.ПРО» для быстрого онлайн-определения кадастровой стоимости. После внесения в форму данных об объекте, достаточно указания его подробного адреса — так вы сможете узнать размер налогооблагаемой базы. Сервис без промедления также выдает сведения о соседних объектах. Получить можно информацию о квартире или земельном участке в любом регионе Российской Федерации.

Далее размер кадастровой стоимости можно оспорить. Но для этого потребуется обратиться в суд или комиссию по рассмотрению споров по результатам определения КС. Там истцу придется доказать, что оценочные действия велись на основании недостоверных данных либо не были применены существующие понижающие поправочные коэффициенты.

Для граждан, решивших оспаривать кадастровую стоимость, сервис «КТОТАМ.ПРО» формирует выписку из ЕГРН. Документ имеет юридическую силу для представления в государственных инстанциях. Выписка высылается на электронную почту заявителя и содержит данные об объекте споров, заверена электронной цифровой подписью, имеет уникальный номер запроса от Росреестра.

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в результате государственной оценки рыночная цена недвижимой собственности. Определяется она методами массовой оценки или в индивидуальном порядке. В первом случае оцениваемые объекты распределяются на группы по принципу подобия. К примеру, территории под многоквартирными домами в пределах одного города.

Для отдельной группы разрабатывается модель оценки, по которой и осуществляется расчет кадастровой цены участков, вошедших в категорию. Модель оценки – это единая формула, уравнение, составляемая оценщиком и включающая различные переменные, оказывающие влияние на итоговый показатель. Например, за переменную может быть взято местонахождение объекта – район, инфраструктурные особенности.

По методам массовой оценки цена земли рассчитывается посредством подстановки различных значений переменных, характерных для данной территории, в модель, сформулированную оценщиком. В итоге выходит удельная стоимость имущества, т.е. цена по Кадастру в расчете на 1 кв. м. (единицу земельной площади).

Переменные – это факторы ценообразования. Они представляют собой качественные или количественные характеристики земельного участка: месторасположение, коммуникационные особенности, расстояние до инфраструктурных объектов и пр. Данные факторы оказывают влияние на итоговую стоимость имущества. Сбор и выбор их значений осуществляется самим оценщиком.

При отсутствии достаточной информации для формирования модели оценки оценить земельный участок можно индивидуально. По итогам расчетов необходимо составить отчет с отражением использованной методики. Документ становится структурной частью общего отчета о кадастровой оценке.

Еще один важный показатель, применяемый оценщиком, — поправочный коэффициент. Он необходим для нивелирования колебаний модели по отношению к отдельным ценообразующим факторам (переменным). К примеру, в случае принадлежности оцениваемого объекта к фонду ветхого жилья может использоваться коэффициент, понижающий стоимость.

Федеральный закон № 237, введенный в действие в 2021 году, внес в порядок расчета и оспаривания кадастровой цены недвижимого имущества ряд корректив. Теперь проводить оценку могут только специализированные бюджетные организации.

Важно знать, что в полную силу нормативные требования вступят с 1 января 2021 года. Данный период предусмотрен для перехода на новые правила. Поэтому в течение этого времени новые положения законодательства будут применяться параллельно со старыми нормами.

Основные изменения состоят в тщательной регламентации порядка и отдельных операций по определению цены недвижимых объектов по Кадастру.

Кроме действия новых правил по осуществлению расчетов, в течение переходного периода ситуация будет следующей:

  • применяется стоимость, установленная на январь 2014 года или позже, если она меньше;
  • регионы могут устанавливать новые параметры кадастровой цены только при наличии специализированной бюджетной организации и комиссии, уполномоченной в регулировании спорных ситуаций по данным вопросам;
  • до открытия в регионах специализированных бюджетных организаций берется наименьшая величина цены по Кадастру за 2014-2016 годы.

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в 2021 году – это котировка территории в калькуляции на единицу площади надела. Данный показатель участвует в определении кадастровой цены земельных наделов и имущественных налоговых платежей.

Значения УПКС разнятся по российским регионам. Причем их значения могут быть существенными. Возможно, в будущем данный вопрос будет урегулирован. Но на сегодняшний день государственные органы и частные владельцы земель применяют показатели, установленные в их субъекте РФ.

Для расчета стоимости надела по кадастру применяется формула:

Сз = УПКС*Пл

Где:

Сз Стоимость территории.
УПКС Удельный показатель цены по Кадастру.
Пл Размер площади надела, в кв. м.

УПКС используется в разных случаях:

  • при образовании новых земельных наделов;
  • при необходимости перевода территории из одного разрешенного вида эксплуатации в другой;
  • при необходимости изменения целевого назначения территории.

При определении цены по Кадастру важно понимать, что УПКС одной территории может изменяться по кварталам и в случае трансформации разрешенной эксплуатации. На каждый квартал рассчитывается УПКС в разрезе по регионам и их населенным пунктам.

Аналогичный порядок предусмотрен для определения минимального УПНС для промышленных и специальных площадей. Меньше этих пороговых значений фактический показатель не может быть установлен. Минимальные пределы определяются по специальной методике средневзвешенных параметров по конкретному административному округу.

Удельный показатель кадастровой стоимости

Законодательством предусмотрен двухэтапный порядок установления УПКС. Для начала определяется показатель сельскохозяйственных земель в пределах всего субъекта РФ. Далее отрабатывается нормативная база, необходимая для реализации второго этапа.

Второй этап включает установление УПКС сельскохозяйственных земельных объектов недвижимости и отдельных землевладений в рамках конкретных административных единиц в регионе.

УПКС рассчитывается по следующему правилу: расчетный дивиденд с 1 га территории умножается на период капитализации, составляющий 33 года.

Перед расчетом индивидуальной цены земельного надела нужно собрать необходимую информацию из межевого дела и кадастрового паспорта:

  • общую площадь участка;
  • целевое назначение земли;
  • УПКС территории;
  • сведения об объектах недвижимости, имеющихся на земельном участке.

Далее необходимо запросить выписки из государственных учреждений о состоянии кадастрового квартала: кадастровый план, отражающий особенности инфраструктуры и указание зон построек из межевого проекта.

Порядок установления кадастровой стоимости земель предусмотрен Методическими рекомендациями № 226 от 2021 года:

  1. Объединение земельных участков в единые оценочные группы в пределах конкретного региона.
  2. Исчисление УПКС по каждой группе.
  3. Расчет кадастровой стоимости для каждого участка.

Участки группируются по принципу идентичности ценообразующих факторов. В случае схожести показателей группы подлежат объединению.

Обособляются территории, представляющие собой:

  • личные хозяйства с разрешенной застройкой;
  • объединения огородников и садоводов;
  • дачные товарищества;
  • жилые дома: индивидуального строительства, средней этажности, многоквартирные, многоэтажные, блокированные.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков после группировки производится в следующей последовательности:

  1. Для каждой группы выявляются ценообразующие факторы.
  2. Выделяется эталон – участок с типичными характеристиками.
  3. Создается подгруппа из эталонных объектов, похожих по показателям.
  4. Для подгрупп собирается и анализируется рыночная информация.
  5. Осуществляется статистическое моделирование, выявляются зависимости рыночной цены от ценообразующих факторов.
  6. Рассчитывается УПКС для эталона.
  7. Определяется кадастровая стоимость всех земельных участков группы с эталоном посредством умножения УПКС на их площади.

В расчет стоимости по Кадастру могут добавляться поправочные коэффициенты для снижения суммы при наличии у участка особых характеристик, к примеру, близкое нахождение паводковой зоны.

При обнаружении владельцем земли явного несоответствия кадастровой стоимости, ее можно оспорить. Для этого необходимо обращение в суд или уполномоченную комиссию с представлением доказательств, что оценка проведена по недостоверным данным или не были использованы понижающие коэффициенты.

Изменения, внесенные ФЗ-237, вступившим в силу в 2021 году, несколько корректируют порядок расчета и методы оспаривания кадастровой цены недвижимости.

Касается это всех, кто имеет в собственности квартиру, дом, дачу, участок, а именно:

  1. Правом проводить оценку теперь наделяются только специализированные бюджетные организации. Ранее эту процедуру проводили частные оценщики, отбираемые на конкурсной основе местными властями. При этом критерий «цена – качество» соблюдался не всегда.
  2. За работу оценщиков теперь будут отвечать бюджетные учреждения, устанавливается надзор Росреестра за осуществлением кадастровой оценки. Ранее деятельность оценщиков не подлежала никакому контролю. Исправлять их «погрешности» приходилось самим владельцам недвижимости, заказывая альтернативную оценку из личных средств и оспаривая расчеты.
  3. Законом установлена также ответственность за ошибки оценщиков: нанесенные собственникам недвижимости убытки должны быть возмещены за весь период, в котором применялась неправильная кадастровая стоимость.
  4. Нововведения касаются и исправления ошибок в кадастровой стоимости. К примеру, если ошибка была допущена в многоэтажном доме или товариществе, и кто-то один заметил эту ошибку, то исправить ситуацию должны одновременно всем участникам.
  5. Региональным властям дается право заказывать внеочередную оценку, если цены на недвижимость в данном регионе упали более чем на 30%.
  6. В новом законе остается возможность оспаривать стоимость в специальной комиссии или через суд. Но, кроме этого, теперь можно запросто выразить претензии самим оценщикам.В данном случае они обязаны дать разъяснение обратившемуся гражданину, как они провели расчеты. Если в ходе разбирательства обнаружена ошибка, оценщики сразу же ее исправляют.

В полной мере закон вступит в силу в 2021 году. До этого момента период считается переходным, старые правила действуют одновременно с новыми.

В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.

Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.

Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.

А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.

После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Кадастровая оценка изменится

Если вы уже успели снизить кадастровую стоимость вашей земли — вам можно только позавидовать: ведь теперь экономить на земельных платежах вы будете на целых два года дольше, чем планировалось изначально.

Если же ранее вы отказались от оспаривания кадастровой стоимости из-за незначительной экономии — самое время пересмотреть свое решение!

Не секрет, что суды неохотно взыскивают компенсацию расходов на оспаривание в пользу владельцев земли, поэтому до начала процесса всегда необходимо считать, окупит ли экономия на налогах или арендной плате затраты на оценку и услуги юриста. Оспаривая кадастровую стоимость сейчас, вы гарантированно получите два дополнительных года экономии, что вполне может окупить все расходы.

Важно:

Собственники земельных участков после оспаривания кадастровой стоимости могут вернуть излишне уплаченный земельный налог за последние 3 года.

Арендаторы публичной земли могут пересчитывать арендную плату с 1 января года, в котором они обратились за оспариванием кадастровой стоимости. Чтобы иметь возможность вернуть часть платежей за 2020 год, арендаторам необходимо до 31 декабря 2020 года собрать необходимый пакет документов и обратиться за оспариванием кадастровой стоимости в Комиссию или суд.

Другим вариантом посмотреть кадастровую стоимость земельного участка в режиме онлайн является сервис «Публичная кадастровая карта» на сайте Росреестра.

Пошаговая инструкция:

Закон РФ от 03.07.2016 № 237-ФЗ предусматривает утверждение результатов кадастровой оценки органами Росреестра, о чем размещается информация на официальном сайте. Каждый собственник или землепользователь имеет право обжаловать КС в суде либо комиссии.

Удельный показатель, примененный при расчете кадастровой стоимости, содержится в отчете. Но только специалист может обнаружить несоответствие УПКС и основных характеристик, на основании которых объект был отнесен к определенной группе.

По запросу правообладателей Росреестр может предоставить сведения о значениях, примененных при кадастровой оценке, и данные, позволяющие сверить характеристики объекта.

В соответствии со ст. 21 закона, несоответствие удельного показателя виду разрешенного использования можно считать единичной методологической ошибкой, которая повлияла на величину КС.

Требование об исправлении рассматривает бюджетное учреждение, уполномоченное проводить оценку. По результатам рассмотрения обращения орган принимает решение о внесении изменений либо отказе.

Ст. 22 вышеупомянутого ФЗ № 237 устанавливает общий порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в комиссии или в суде. Доказательством в данном случае будет рыночная оценка участка.

Владельцы объектов недвижимости уже знают, что кадастровая стоимость объектов — будь то здание или земельный участок — является основополагающим фактором при налогообложении, и уделяют процедуре Государственной кадастровой оценки (ГКО) пристальное внимание. По новым правилам ГКО стала проводиться с введением в действие закона «О государственной кадастровой оценке» (N 237 — ФЗ). И с момента переоценки кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости возросла в несколько раз.

Сейчас в данный закон внесены очередные изменения. Прежде всего увеличена ответственность государственных оценщиков.

В законе государство расширяет полномочия государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающихся ГКО, в области сбора информации об объектах для формирования кадастровой стоимости и ужесточает контроль.

В частности, вводятся дополнительные основания для увольнения директоров ГБУ. Так, в случае принятия судом в соответствующем календарном году ста и более решений, вступивших в законную силу, которыми были удовлетворены иски об оспаривании решений бюджетного учреждения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, директор ГБУ может быть уволен.

При этом в законе есть оговорка, что доля таких судебных решений не должна превышать 20 процентов от общего количества решений, принятых по оспариванию кадастровой стоимости данным госучреждением.

Еще одним нововведением в закон «О кадастровой оценке» станет изменение периодичности проведения ГКО.?При этом в отношении городов федерального значения периодичность сохранится, и здесь кадастровая оценка будет проводиться один раз в два года. В других регионах ГКО будет проводиться раз в четыре года.

Уточнив по среднему арифметическому периоды проведения ГКО, закон говорит о том, что регионам не следует затягивать с проведением кадастровой оценки и к концу 2021 года должно быть завершено проведение ГКО всех земельных участков, а к концу 2021 года — всех зданий, строений, сооружений и других объектов недвижимости.

Это приведет к тому, что примерно к 2021 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости. Сейчас только торговые и офисные здания или помещения облагаются налогом «по кадастру», а складские и промышленные объекты — по остаточной балансовой стоимости.

Не обошли поправки в закон и срок принятия решения о проведении кадастровой оценки. По новым требованиям законодательно закрепляется правило о том, что «решение о проведении очередной ГКО принимается субъектом не позднее чем за полгода до 1 января года будущей оценки». То есть до 1 июля текущего года субъект должен определиться с проведением процедуры кадастровой оценки в году следующем.

Кроме того, расширен спектр источников информации для оценки. ГБУ получили право запрашивать сведения об оцениваемых объектах, на основании которых делалась кадастровая оценка, не только из официальных источников, но и в организациях, управляющих многоквартирными домами, ресурсоснабжающих компаниях, организациях, осуществлявших до 2021 года технический учет (ПИБ, ГУИОН).

К 2021 году в России произойдет полный переход на расчет налогов на имущество организаций по кадастровой стоимости

Данные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию безвозмездно в течение 20 дней. Также ГБУ вправе запрашивать информацию о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В случае невозможности дальнейшего использования по назначению того или иного объекта недвижимости, находящегося в зоне с особыми условиями, собственник данного объекта вправе требовать от предприятия выкупа такой недвижимости. Также данные об этом должны быть предоставлены в ГБУ, так как они напрямую влияют на кадастровую стоимость объекта и обязаны быть учтенными при проведении ГКО.

Следующая поправка в закон прописывает ценообразующие факторы, влияющие на кадастровую стоимость объектов недвижимости. Местоположение, год постройки, материал стен, серия многоквартирного дома, пребывание объекта в ветхом или аварийном состоянии, а также ряд других факторов теперь обязательно будут учитываться при проведении кадастровой оценки. Неучет таких факторов является безусловным основанием для пересмотра кадастровой стоимости в случае обращения того или иного заинтересованного лица в ГБУ.

Срок рассмотрения предварительного отчета о кадастровой оценке сокращается с 50 до 30 дней с момента его опубликования. При этом расширяется спектр каналов по предоставлению информации об объекте недвижимости. С вводом новеллы закона разветвленная сеть МФЦ будет вправе принимать подобного рода замечания и комментарии.

И, пожалуй, самые важные поправки. После вступления новых норм в действие у собственников останется меньше возможностей для установления рыночной стоимости недвижимости в качестве кадастровой.

Во-первых, закон прописывает, что если кадастровую стоимость снижать путем исправления ошибок, то ее исправленная величина будет применяться с момента установления оспариваемой. А за весь срок действия новой кадастровой оценки собственник может получить возврат или зачет всех излишне уплаченных имущественных налогов. Изменение кадастровой стоимости путем исправления ошибок, допущенных при ГКО, имеет ретроспективный характер в части налогов.

Во-вторых, исправить ошибку в ГКО может любое заинтересованное лицо, независимо от права собственности и даты подачи замечаний в ГБУ.?Установить же ры��очную стоимость в качестве кадастровой может только собственник объекта недвижимости.

Изменения 2021 по земельному налогу

Кадастровая оценка имущества является одним из наиболее важных показателей среди характеристик земельного участка. Определение этого показателя необходимо для решения следующих задач:

  • справедливый расчет налоговых сборов для владельцев частной недвижимости, точное определение рыночной стоимости имущества для аренды, купли-продажи и инвестирования в участки земли;
  • для рационального распределения участков земли муниципальными властями: приватизации, перераспределения, оформлении разрешений на строительство и других управленческих моментов;
  • на уровне государственных властей это позволяет создать и поддерживать функционирование единой системы обложения налогами земель, находящихся в частной и федеральной собственности, благодаря чему можно точно высчитывать налоги, пополнять казну государства, а также прогнозировать изменения в налоговых сборах.

Важно! Не нужно искать, как рассчитать кадастровую стоимость по формуле, достаточно просто купить выписку из ЕГРН на нашем сайте.

Перед тем как рассчитать кадастровую стоимость, необходимо собрать пакет документации:

  • документы, подтверждающие право владения объектом;
  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • чек или квитанция об оплате госпошлины в размере 250-400 рублей.

Владельцам или представителям организаций потребуется предоставить доверенность.

Расчеты суммы налогового сбора на земельные наделы осуществляются на основании ЗК РФ, утвержденного муниципальными властями. Окончательная сумма зависит от параметров земельного участка и включается в себя категорию, предназначение, количество квадратных метров надела и т. д.

Цена земли по кадастровому паспорту представляет собой денежную сумму, которой выражается реальная стоимость территории. Чаще всего цена по кадастру выше рыночной, так что собственникам приходится оплачивать сборы по более высокой ставке.

Определяются всего два случая, когда реальная цена земельного участка может быть завышена:

  1. Достаточно часто цена по кадастру повышается для участков определенных видов использования. Это связано с тем, что владелец неправильно указал информацию об эксплуатации надела. Выявить неточности можно изучив технический паспорт. Исправить ошибку можно путем обращения в Росреестр.
  2. Стоимость по кадастру может превышать рыночную. В такой ситуации в работу включается специальная комиссия, изучающая документы на имущество.

Расчет УПКС для земельного участка

Наиболее востребован метод исчисления кадастровой стоимости с применением удельного показателя для расчета налогооблагаемой базы земельных участков. Методические положения Минэкономразвития № 226 от 12.05.2017 года так регламентируют порядок установления КС для этих объектов:

  1. Земельные участки (ЗУ) объединяются в единые оценочные группы внутри субъекта РФ.
  2. Исчисляется УПКС для каждой группы.
  3. Рассчитывается КС для каждого объекта.

Группировка участков происходит на основании идентичности факторов ценообразования. При схожести таких параметров отдельные группы объединяются. Обособляются наделы, составляющие:

  • дачные товарищества;
  • объединения садоводов и огородников с разрешенным строительством;
  • личные хозяйства с разрешенным строительством;
  • жилые дома (ЖД) индивидуальной застройки;
  • ЖД блокированные;
  • ЖД средней этажности;
  • ЖД многоквартирные многоэтажные;
  • ЖД многоквартирные иные.

Этапы определения УПКС после группировки:

  1. Выявление факторов ценообразования для каждой группы.
  2. Выделение эталона — участка с типовыми характеристиками.
  3. Создание подгрупп из эталонных наделов, схожих по параметрам.
  4. Сбор и анализ рыночной информации для подгрупп.
  5. Статистическое моделирование, выявление зависимости рыночной цены от факторов ценообразования.
  6. Формирование формулы исчисления УПКС на единицу площади.
  7. Вычисление УПКС для эталона.
  8. Расчет кадастровой стоимости для всех наделов группы с эталоном путем умножения УПКС на площадь.

В формулу исчисления КС для земельных участков могут добавляться понижающие поправочные коэффициенты при наличии особенных характеристик, наподобие близкого расположения санитарно-защитной, паводковой зоны.

Кадастровая переоценка земель с 1 января 2021 года отменяется

Расчет кадастровой стоимости с применением УПКС относится к методам массовой оценки со сравнительным подходом. Удельный показатель используется, когда регрессионное, типовое или индивидуальное моделирование неприемлемо или нецелесообразно. Этот способ предполагает построение статистических моделей на основе ценообразующих факторов. Они выявляются оценщиком бюджетной организации, имеющей право на проведение таких действий по закону.

Этапы расчета КС объекта недвижимости с помощью УПКС:

  1. Анализ местоположения по субъекту РФ, муниципальному образованию, населенному пункту, кварталу кадастра.
  2. Формирование оценочной группы со сходными объектами.
  3. Вычисление среднего значения УПКС в зависимости от факторов ценообразования на единицу значимых характеристик для оценочной группы.
  4. Расчет кадастровой стоимости: перемножение полученного показателя и величины значимых характеристик.

Состав факторов ценообразования в формуле расчета удельного показателя кадастровой стоимости определяется по усмотрению оценщика. К ним он относит характеристики объекта, которые влияют, по его мнению, на рыночную стоимость. Это могут быть количественные и качественные параметры, включая удобство местоположения, расстояния до элементов инфраструктуры, наличие инженерных сетей.

Исчисление удельного показателя кадастровой стоимости ведется на основании объективных факторов, но ввиду применения обобщенных статистических методов их обработки и субъективности выбора, полученные значения могут превышать допустимые. В итоге рассчитанный налог на имущество может вызывать несогласие собственника.

Владельцам недвижимости, получившим очередное платежное поручение, где сумма налога явно не соответствует предполагаемой, мы рекомендуем на первоначальном этапе воспользоваться нашим бесплатным сервисом «КТОТАМ.ПРО» для быстрого онлайн-определения кадастровой стоимости. После внесения в форму данных об объекте, достаточно указания его подробного адреса — так вы сможете узнать размер налогооблагаемой базы. Сервис без промедления также выдает сведения о соседних объектах. Получить можно информацию о квартире или земельном участке в любом регионе Российской Федерации.

Далее размер кадастровой стоимости можно оспорить. Но для этого потребуется обратиться в суд или комиссию по рассмотрению споров по результатам определения КС. Там истцу придется доказать, что оценочные действия велись на основании недостоверных данных либо не были применены существующие понижающие поправочные коэффициенты.

Для граждан, решивших оспаривать кадастровую стоимость, сервис «КТОТАМ.ПРО» формирует выписку из ЕГРН. Документ имеет юридическую силу для представления в государственных инстанциях. Выписка высылается на электронную почту заявителя и содержит данные об объекте споров, заверена электронной цифровой подписью, имеет уникальный номер запроса от Росреестра.

Закон РФ от 03.07.2016 № 237-ФЗ предусматривает утверждение результатов кадастровой оценки органами Росреестра, о чем размещается информация на официальном сайте. Каждый собственник или землепользователь имеет право обжаловать КС в суде либо комиссии.

Удельный показатель, примененный при расчете кадастровой стоимости, содержится в отчете. Но только специалист может обнаружить несоответствие УПКС и основных характеристик, на основании которых объект был отнесен к определенной группе.

По запросу правообладателей Росреестр может предоставить сведения о значениях, примененных при кадастровой оценке, и данные, позволяющие сверить характеристики объекта.

В соответствии со ст. 21 закона, несоответствие удельного показателя виду разрешенного использования можно считать единичной методологической ошибкой, которая повлияла на величину КС.

Требование об исправлении рассматривает бюджетное учреждение, уполномоченное проводить оценку. По результатам рассмотрения обращения орган принимает решение о внесении изменений либо отказе.

Ст. 22 вышеупомянутого ФЗ № 237 устанавливает общий порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости в комиссии или в суде. Доказательством в данном случае будет рыночная оценка участка.

Земельный рынок России не однороден по своему составу. Все участки подразделяются на категории, принадлежность к которым значительно влияет на стоимость.

Самые дорогостоящие наделы – земли населенных пунктов. Это объясняется тем, что такие участки обладают большим диапазоном целевого использования, который отражается в .

При группировке земель для определения УПКС стоимости важное значение имеет разрешенное использование.

После разделения на виды разрешенного использования оценщик определяет основные ценообразующие факторы. Если речь идет о землях населенных пунктов, стоимость повышается за счет:

  • привлекательного ландшафта и формы участка;
  • расположения вблизи водоемов, лесов;
  • удаленности от магистралей;
  • низкого уровня шума;
  • однородного социального окружения;
  • будущей доходности.

К факторам, понижающим стоимость, относится небольшая площадь надела, изрезанная нестандартная форма, расположение вблизи промышленных предприятий и свалок, неудобные подъездные пути.

На следующем этапе выделяется эталон – участок с наиболее выраженными характеристиками, формируется группа похожих объектов. Для каждой их них специалист собирает и анализирует информацию о сделках и создает формулу вычисления УПКС. После этого он рассчитывает удельный показатель для 1 м2 участка-эталона.

Государственная кадастровая оценка: изучаем нововведения

Средний удельный показатель – это стоимость 1 м2 земельного надела. В зависимости от разрешенного использования этот показатель может занизить или увеличить КС и ставку налога. Самая распространенная ошибка, существенно увеличивающая УПКС, – неправильная классификация земель по группам разрешенного использования. Своевременно заметив ее, собственник может в административном или судебном порядке обжаловать результаты кадастровой оценки.

Изменения, внесенные ФЗ-237, вступившим в силу в 2018 году, несколько корректируют порядок расчета и методы оспаривания кадастровой цены недвижимости.

Касается это всех, кто имеет в собственности квартиру, дом, дачу, участок, а именно:

  1. Правом проводить оценку теперь наделяются только специализированные бюджетные организации. Ранее эту процедуру проводили частные оценщики, отбираемые на конкурсной основе местными властями. При этом критерий «цена – качество» соблюдался не всегда.
  2. За работу оценщиков теперь будут отвечать бюджетные учреждения, устанавливается надзор Росреестра за осуществлением кадастровой оценки. Ранее деятельность оценщиков не подлежала никакому контролю. Исправлять их «погрешности» приходилось самим владельцам недвижимости, заказывая альтернативную оценку из личных средств и оспаривая расчеты.
  3. Законом установлена также ответственность за ошибки оценщиков: нанесенные собственникам недвижимости убытки должны быть возмещены за весь период, в котором применялась неправильная кадастровая стоимость.
  4. Нововведения касаются и исправления ошибок в кадастровой стоимости. К примеру, если ошибка была допущена в многоэтажном доме или товариществе, и кто-то один заметил эту ошибку, то исправить ситуацию должны одновременно всем участникам.
  5. Региональным властям дается право заказывать внеочередную оценку, если цены на недвижимость в данном регионе упали более чем на 30%.
  6. В новом законе остается возможность оспаривать стоимость в специальной комиссии или через суд. Но, кроме этого, теперь можно запросто выразить претензии самим оценщикам.В данном случае они обязаны дать разъяснение обратившемуся гражданину, как они провели расчеты. Если в ходе разбирательства обнаружена ошибка, оценщики сразу же ее исправляют.

В полной мере закон вступит в силу в 2021 году. До этого момента период считается переходным, старые правила действуют одновременно с новыми.

Рассчитать среднюю стоимость надела можно, используя формулу:

Стоимость = УПКС * площадь участка.

Кадастровая стоимость определяется в порядке, установленном Методическими рекомендациями № 26, которые были разработаны в 2018 году:

  • В каждом регионе земельные наделы объединяют в группы, подлежащие оценки;
  • Внутри такой группы исчисляется УПКС;
  • Проводиться растет кадастровой стоимости для каждого объекта.

Стоимость по кадастру может быть изменена путем применения понижающих коэффициентов при наличии у земельного участка особых характеристик.

Ставки налога на землю регулируются установлением верхних границ: от 3% до 10-15%. Муниципальные органы власти имеют право уменьшать эти границы.

Метод расчета кадастровой стоимости земельных наделов при помощи удельного показателя считается наиболее востребованным, так как с его применением можно произвести массовую оценку объектов.

Сам УПКС отличается в зависимости от региона. В каждом субъекте РФ государственными органами применяются те показатели, которые установлены в них.

Нормативные положения РФ определяют, что кадастровая стоимость (КС) объектов рассчитывается, в основном, для целей налогообложения по итогам анализа информации об экономических свойствах предмета исследований. После применения методов оценки выявляется цена, за которую объект может быть приобретен в данный момент в существующих рыночных условиях для соответствующего разрешенного использования.

Для недвижимости, имеющей сходные характеристики, КС исчисляется с помощью массового метода. Такие объекты объединяются в единые оценочные группы, с утверждением единой оценочной формулы. Далее, после подстановки в нее значимых показателей, влияющих на цену, вычисляется удельный показатель кадастровой стоимости на единицу измерения, обычно площади. Таким образом, УПКС — единая котировка объектов внутри оценочной группы.

Для определения кадастровой стоимости методом массовой оценки УПКС умножается на площадь недвижимого объекта. Если формирование единой оценочной группы невозможно из-за отсутствия рыночной информации, производится индивидуальный расчет КС.

Удельный показатель кадастровой стоимости участка в 2021 году

Расчет кадастровой стоимости с применением УПКС относится к методам массовой оценки со сравнительным подходом. Удельный показатель используется, когда регрессионное, типовое или индивидуальное моделирование неприемлемо или нецелесообразно. Этот способ предполагает построение статистических моделей на основе ценообразующих факторов. Они выявляются оценщиком бюджетной организации, имеющей право на проведение таких действий по закону.

Этапы расчета КС объекта недвижимости с помощью УПКС:

  1. Анализ местоположения по субъекту РФ, муниципальному образованию, населенному пункту, кварталу кадастра.
  2. Формирование оценочной группы со сходными объектами.
  3. Вычисление среднего значения УПКС в зависимости от факторов ценообразования на единицу значимых характеристик для оценочной группы.
  4. Расчет кадастровой стоимости: перемножение полученного показателя и величины значимых характеристик.

Состав факторов ценообразования в формуле расчета удельного показателя кадастровой стоимости определяется по усмотрению оценщика. К ним он относит характеристики объекта, которые влияют, по его мнению, на рыночную стоимость. Это могут быть количественные и качественные параметры, включая удобство местоположения, расстояния до элементов инфраструктуры, наличие инженерных сетей.

Наиболее востребован метод исчисления кадастровой стоимости с применением удельного показателя для расчета налогооблагаемой базы земельных участков. Методические положения Минэкономразвития № 226 от 12.05.2017 года так регламентируют порядок установления КС для этих объектов:

  1. Земельные участки (ЗУ) объединяются в единые оценочные группы внутри субъекта РФ.
  2. Исчисляется УПКС для каждой группы.
  3. Рассчитывается КС для каждого объекта.

Группировка участков происходит на основании идентичности факторов ценообразования. При схожести таких параметров отдельные группы объединяются. Обособляются наделы, составляющие:

  • дачные товарищества;
  • объединения садоводов и огородников с разрешенным строительством;
  • личные хозяйства с разрешенным строительством;
  • жилые дома (ЖД) индивидуальной застройки;
  • ЖД блокированные;
  • ЖД средней этажности;
  • ЖД многоквартирные многоэтажные;
  • ЖД многоквартирные иные.

Этапы определения УПКС после группировки:

  1. Выявление факторов ценообразования для каждой группы.
  2. Выделение эталона — участка с типовыми характеристиками.
  3. Создание подгрупп из эталонных наделов, схожих по параметрам.
  4. Сбор и анализ рыночной информации для подгрупп.
  5. Статистическое моделирование, выявление зависимости рыночной цены от факторов ценообразования.
  6. Формирование формулы исчисления УПКС на единицу площади.
  7. Вычисление УПКС для эталона.
  8. Расчет кадастровой стоимости для всех наделов группы с эталоном путем умножения УПКС на площадь.

В формулу исчисления КС для земельных участков могут добавляться понижающие поправочные коэффициенты при наличии особенных характеристик, наподобие близкого расположения санитарно-защитной, паводковой зоны.

Исчисление удельного показателя кадастровой стоимости ведется на основании объективных факторов, но ввиду применения обобщенных статистических методов их обработки и субъективности выбора, полученные значения могут превышать допустимые. В итоге рассчитанный налог на имущество может вызывать несогласие собственника.

Владельцам недвижимости, получившим очередное платежное поручение, где сумма налога явно не соответствует предполагаемой, мы рекомендуем на первоначальном этапе воспользоваться нашим бесплатным сервисом «КТОТАМ.ПРО» для быстрого онлайн-определения кадастровой стоимости. После внесения в форму данных об объекте, достаточно указания его подробного адреса — так вы сможете узнать размер налогооблагаемой базы. Сервис без промедления также выдает сведения о соседних объектах. Получить можно информацию о квартире или земельном участке в любом регионе Российской Федерации.

Далее размер кадастровой стоимости можно оспорить. Но для этого потребуется обратиться в суд или комиссию по рассмотрению споров по результатам определения КС. Там истцу придется доказать, что оценочные действия велись на основании недостоверных данных либо не были применены существующие понижающие поправочные коэффициенты.

Для граждан, решивших оспаривать кадастровую стоимость, сервис «КТОТАМ.ПРО» формирует выписку из ЕГРН. Документ имеет юридическую силу для представления в государственных инстанциях. Выписка высылается на электронную почту заявителя и содержит данные об объекте споров, заверена электронной цифровой подписью, имеет уникальный номер запроса от Росреестра.

Кaдacтpoвaя cтoимocть yчacткa — этo cтoимocть, ycтaнoвлeннaя пo peзyльтaтaм гocyдapcтвeннoй кaдacтpoвoй oцeнки. Taкжe кaдacтpoвyю cтoимocть мoгyт ycтaнaвливaть:

  • кoгдa ocпapивaют peзyльтaты пpeдыдyщeгo oпpeдeлeния cтoимocти;
  • в cлyчaяx, пpeдycмoтpeнныx cт. 24.19 Ф3 «Oб oцeнoчнoй дeятeльнocти в Poccийcкoй Фeдepaции» — пpи измeнeнии кaчecтвeнныx и/или кoличecтвeнныx xapaктepиcтик oбъeктa.

Кaдacтpoвyю oцeнкy пpoвoдят пo pядy пpичин:

Результаты государственной кадастровой оценки

Чтoбы yчитывaть вce измeнeния, кoтopыe пpoxoдят нa yчacткe, и пoддepживaть cтoимocть oбъeктa нa aктyaльнoм ypoвнe, coтpyдники Гocкaдacтpa пpoвoдят peвизию, инвeнтapизaцию и пepeoцeнкy зeмeль в cooтвeтcтвyющeм мaccивe.

Пepeoцeнкa cтoимocти зeмли мoжeт пpoвoдитcя:

Плaнoвo Bнeплaнoвo (пo тpeбoвaнию coбcтвeнникa)
в интepвaлe oт тpex дo пяти лeт c мoмeнтa пocлeднeй инвeнтapизaции; ecли выявлeны кaдacтpoвыe и тexничecкиe oшибки в дoкyмeнтax нa зeмлю;
ecли пpи пocлeднeй peвизии нe yчтeны вce ocoбeннocти зeмeльнoгo yчacткa;

в peзyльтaтe cтиxийнoгo бeдcтвия зeмли были yничтoжeны, пoвpeждeны или измeнилиcь иx кaчecтвeнныe xapaктepиcтики;

плoдopoдный cлoй пoчвы был пoвpeждeн из-зa зaбoлaчивaния, paзpacтaния oвpaгa, измeнeния pycлa peки;

ecли зeмля былa пepeвeдeнa из oднoй кaтeгopии в дpyгyю, нaпpимep pacпpocтpaнeнный cлyчaй, кoгдa coбcтвeнник дoбилcя пepeвoдa yчacткa из CНT в ИЖC.

Пpoцeдypy пpoвoдит yпoлнoмoчeннaя кoмиccия нa ocнoвaнии aдминиcтpaтивнoгo pacпopяжeния в cлyчae плaнoвoй пepeoцeнки, или пo зaявлeнию coбcтвeнникa. B кoмиccию вxoдят нaзнaчeнныe peгиoнaльными влacтями лицeнзиpoвaнныe oцeнщики, в тoм чиcлe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe oкaзывaют кoммepчecкиe ycлyги пo oцeнкe cтoимocти зeмли. Пopядoк пpoвeдeния пpoцeдypы peглaмeнтиpyeтcя пoлoжeниями Фeдepaльнoгo зaкoнa № 135-Ф3, oт 29.07.1998 гoдa.

Peзyльтaты вычиcлeний — cвeдeния o кaдacтpoвoй cтoимocти 3У — paзмeщaют нa oфициaльнoм caйтe Фeдepaльнoгo aгeнтcтвa кaдacтpa oбъeктoв нeдвижимocти. B peзyльтaтe peгyляpнoй пepeoцeнки и тщaтeльнoгo фикcиpoвaния peзyльтaтoв пpoцeдypы cocтaвляeтcя eдинaя инфopмaциoннaя бaзa, дaнныe из кoтopoй дocтyпны вceм гpaждaнaм. Блaгoдapя этoмy, мoжнo лeгкo yзнaть peaльнyю cтoимocть oбъeктa, пoдaв зaпpoc в мecтнoe oтдeлeниe кaдacтpa и кapтoгpaфии. Пo зaпpocy вaм выдaдyт cпpaвкy, или выпиcкy из EГPН, гдe бyдeт yкaзaнa кaдacтpoвaя cтoимocть yчacткa. Cpoки пoлyчeния выпиcки дo тpex paбoчиx днeй.

Кpoмe этoгo, мoжнo yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть пo кaдacтpoвoмy нoмepy зeмeльнoгo yчacткa нa oфициaльнoм caйтe PocPeecтpa, или пoлyчить интepecyющиe cвeдeния из кaдacтpoвoгo пacпopтa: 12 cтpoкa этo кaдacтpoвaя cтoимocть в pyбляx, 13-я — yдeльнaя cтoимocть.

Coглacнo cт. 394 НК PФ, вeличинa зeмeльнoгo нaлoгa зaвиcит oт кaдacтpoвoй cтoимocти (КC) oбъeктa и cocтaвляeт:

  • дo 0,3% oт КC — для зeмeль ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния, дaчныx кooпepaтивoв, caдoв, зeмeль нaceлeнныx пyнктoв, кoтopыe пpeднaзнaчeны пoд cтpoитeльcтвo жилыx дoмoв, a тaкжe тeppитopий, oтвeдeнныx пoд гopoдcкyю инфpacтpyктypy и жилищнo-кoммyнaльныe xoзяйcтвa;
  • дo 1,5% — для вcex ocтaльныx кaтeгopий 3У.

Пopядoк pacчeтa cтaвки нaлoгooблoжeния peглaмeнтиpyeт cтaтья №394 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ. 3eмeльный нaлoг oбязaны плaтить титyльныe влaдeльцы yчacткoв: coбcтвeнники, пpaвooблaдaтeли нa ocнoвaнии пocтoяннoгo (бeccpoчнoгo) пoльзoвaния или пoжизнeннo нacлeдyeмoгo влaдeния. Удepжaннaя c влaдeльцeв cyммa пepeчиcляeтcя в бюджeт aдминиcтpaции нaceлeннoгo пyнктa.

Cтaвкa нaлoгooблoжeния — paзмep нaлoгoвыx плaтeжeй, paccчитaнный oтнocитeльнo нaлoгoвoй бaзы, тo ecть cyммы, кoтopyю oблaгaют нaлoгoм. B дeнeжнoм эквивaлeнтe итoгoвaя cyммa нaлoгa мoжeт мeнятьcя в peзyльтaтe пepeoцeнки cтoимocти зeмeльнoгo yчacткa. Этoт фaкт мoтивиpyeт нaлoгoплaтeльщикoв кoнтpoлиpoвaть пpoцecc пepeoцeнки и иcкaть пyти, чтoбы yмeньшить кaдacтpoвyю cтoимocть 3У.

Пo зaкoнy зaинтepecoвaнныe лицa мoгyт ocпopить итoги кaдacтpoвoй oцeнки чepeз cпeциaльнyю кoмиccию пpи Pocpeecтpe или чepeз cyд. Ocнoвнoй пpичинoй для ocпapивaния кaдacтpoвыx дaнныx cтaнoвитcя pocт итoгoвoй cyммы зeмeльнoгo нaлoгa. Coбcтвeнникy выгoднo, чтoбы cтoимocть 3У пo кaдacтpy былa кaк мoжнo нижe, пoтoмy чтo yмeньшeниe кaдacтpoвoй cтoимocти зeмeльнoгo yчacткa вeдeт к cнижeнию нaлoгa. Чтoбы coкpaтить pacxoды и нe пepeплaчивaть нaлoг зa влaдeния, влaдeлeц мoжeт ocпopить peзyльтaты paбoты coтpyдникoв Pocpeecтpa.

Пoмимo этoгo, пpи oпpeдeлeнии кaдacтpoвoй cтoимocти зeмeль пpимeняют мaccoвыe мeтoды oцeнки. Пo этoй пpичинe ycтaнoвлeннaя цeнa мoжeт cyщecтвeннo пpeвышaть pынoчнyю и зaтpyдняeт пpoцecc пpoдaжи.

Инициaтopoм cпopa мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa, a тaкжe opгaны гocyдapcтвeннoй и мecтнoй влacти. Чтoбы ocпopить дaнныe нaциoнaльнoгo кaдacтpa нyжны вecкиe ocнoвaния:

❌ дoкaзaнa нeдocтoвepнocть инфopмaции, кoтopaя былa иcпoльзoвaнa пpи пpoвeдeнии oцeнки;

❌ выявлeны oшибки в дoкyмeнтax, кoтopыe пpивeли к зaвышeнию cтoимocти;

❌ в peзyльтaтe пpиpoдныx, тexнoгeнныx или coциaльныx пpoцeccoв измeнилиcь xapaктepиcтики yчacткa, чтo пpивeлo к cнижeнию КПД yчacткa и, cooтвeтcтвeннo, eгo цeннocти.


Похожие записи:

Добавить комментарий