Европейский суд по правам человека в страсбурге

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европейский суд по правам человека в страсбурге». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
  2. Идеология Европейского суда по правам человека
  3. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: основа существования и деятельности ЕСПЧ
  5. Состав Европейского суда по правам человека
  6. Полномочия Европейского суда по правам человека
  7. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
  8. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
  9. Статистические показатели работы Европейского суда по правам человека
  10. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
  11. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

  1. ЕСПЧ — высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

  2. ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

  3. ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

  4. Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

  5. Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

  6. Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно «решением» (decision);
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера — приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

  • 5 мая 1949 года Основание Совета Европы
  • 4 ноября 1950 года Принятие Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 3 сентября 1953 года Вступление в силу Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 21 января 1959 года Первые выборы членов Европейского суда по правам человека Консультативной Ассамблеей Совета Европы
  • 23-28 февраля 1959 года Первая сессия ЕСПЧ
  • 18 сентября 1959 года Принятие Регламента Европейского суда
  • 14 ноября 1960 года Вынесение Европейским судом первого постановления: Лоулесс против Ирландии
  • 1 ноября 1998 года Вступление в силу Протокола № 11 к Конвенции, учреждающего «новый Суд»
  • 18 сентября 2008 года Вынесение Судом 10 000-го постановления
  • 1 июня 2010 года Вступление в силу Протокола № 14 к Конвенции, целью которого является гарантия долгосрочной эффективности ЕСПЧ

Читайте подробнее о истории создания Европейского суда по правам человека

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу — 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

Страсбургский суд / Международный суд по правам человека

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств — участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган — Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.
    • Адрес, факс, телефон и официальный сайт ЕСПЧ

        • 25/03/2021

          In the case of Bivolaru and Moldovan v. France the Court held that there had been a violation of the Convention concerning Gregorian Moldovan, and no violation of the Convention concerning Codrut Bivolaru.

          The case concerned the applicants’ surrender by France to the Romanian authorities under European arrest warrants for the purpose of execution of their prison sentences. The case prompted the Court to clarify the conditions for application of the presumption of equivalent protection in disputes concerning execution of a European arrest warrant.

          30/03/2021

          Европейский суд по правам человека

          При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

          При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

          Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается. Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

          Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше. На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

          Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41). Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

          Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

          Если Вы отправляете факс в Европейский Суд по правам человека из России, то на факсимильном аппарате необходимо набрать следующий номер (непосредственно с момента поднятия трубки):

          8 (гудок) 10 33 388 412 730.

          По состоянию на начало 2019 г. ЕСПЧ просит временно, вплоть до соответствующего уведомления, использовать следующий номер факса в связи с участившимися проблемами с его обычным номером: 8 (гудок) 10 33 390 214 310

          8 – это выход на междугороднюю линию, 10 – выход на международную линию, 33 – код Франции, остальное – собственно номер.

          Очень часто можно встретить следующее написание номера факса Европейского Суда по правам человека: 33(0)388412730. Из-за ноля в скобках некоторые путаются и не понимают, какие именно цифры необходимо набирать. Указанный ноль не предназначен для звонков из России, его необходимо просто игнорировать.

          В Европейском Суде по правам человека установлена автоматическая многоканальная компьютерная система приема факсов, работающая круглосуточно без оператора. Подтверждение доставки факса может предоставить Вам только Ваш собственный факсимильный аппарат, отобразив соответствующую информацию на экране и (или) распечатав ее по запросу. Данная информация предоставляется Вашим факсимильным аппаратом в том случае, если система на другой стороне сообщает ему об успешном прохождении факса.

          В соответствии с принципами работы факсимильной связи, если в факсимильный аппарат вызываемого абонента введен идентификатор (какой-либо набор цифр/букв, например, название организации), то факсимильный аппарат вызывающего абонента отображает именно этот идентификатор, а не собственно телефонный номер. Так как в случае набора номера факса Европейского Суда по правам человека звонящий фактически переадресуется системой на один из свободных номеров (другими словами, речь идет о многоканальном номере), то на его факсимильном аппарате будет отображаться идентификатор того конечного факса, который принимает его сообщение. Идентификаторы факсов Европейского Суда по правам человека могут быть достаточно разными. Однако обычно они выглядят примерно так: “BC – 71** – 3333” или “COE – 71** – (r2730)”, где «**» обозначают какие-либо цифры, например, “05”, “06”, “07”. В последнее время используется идентификатор: “Fax Server” (“Факсимильный сервер”).

          Обратите внимание, что на отправку одной (каждой) страницы факсимильного сообщения в Европейский Суд по правам человека потребуется порядка полутора минут. Это связано с особенностями работы данной системы на стороне Страсбургского Суда, высокое качество телефонной линии на Вашей стороне не влияет на это время. Пожалуйста, будьте готовы к этому организационно и финансово. Например, Вам потребуется примерно полчаса, чтобы отправить факсимильное сообщение на двадцати страницах. Для оплаты услуг связи я рекомендую покупать специальные карточки для международных переговоров. В этом случае минута передачи факса в Страсбург обойдется Вам немногим дороже одного рубля.

          Обратите внимание, что подача жалоб по факсу не прерывает течение шестимесячного срока на обращение с ними в Европейский Суд по правам человека.

          Для ходатайств о применении обеспечительных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека существует отдельный номер факса [не используйте его для иных целей]: 8 (гудок) 10 33 388 413 900 (при звонке из России). По состоянию на начало 2019 г. ЕСПЧ просит временно, вплоть до соответствующего уведомления, использовать для этих целей следующий номер факса в связи с участившимися проблемами с его обычным номером: 8 (гудок) 10 33 390 214 350

          Время, в которое Вы можете позвонить в Секретариат Европейского Суда по правам человека: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 (страсбургского времени – московское минус два часа, а с последнего воскресенья марта до последнего воскресенья октября – московское минус один час) с понедельника по пятницу (за исключением праздничных дней).

          Несмотря на то, что каждый работник Европейского Суда по правам человека имеет официальный адрес электронной почты, данный способ связи практически не используется при работе с заявителями.

          Обратите внимание, что отправка жалобы в Европейский Суд по правам человека по электронной почте (по интернету) практически невозможна.

          Пересылка по электронной почте иных документов в Европейский Суд по правам человека, если она предварительно прямо не согласована с соответствующим сотрудником Секретариата Европейского Суда по правам человека или не инициирована им самим, также практически невозможна.

          Если Вы попытаетесь направить жалобу или какие-либо сообщения, связанные с жалобой, через специальную форму для связи на официальном сайте Европейского Суда по правам человека, Вы получите в конце следующее сообщение: “Your request was sent to the European Court of Human Rights. Please note that if your request concerns an application which you have brought before the Court or which you wish to bring before the Court, it will not be dealt with. If you wish to contact the Registry in relation to such an application, you must do it by fax or post…” (“Ваш запрос был отправлен в Европейский Суд по правам человека. Пожалуйста, обратите внимание, что если Ваш запрос касается жалобы, направленной в Европейский Суд по правам человека, или жалобы, которую Вы собираетесь отправить, он не будет рассматриваться. Если Вы хотите связаться с Секретариатом по поводу жалобы, Вы должны использовать факс или [бумажную] почту…”).

          Европейский Суд по правам человека

          В 2009—2018 годах был принят ряд нормативных актов, которые изменили порядок рассмотрения жалоб, правила их подачи, ввели приоритетность рассмотрения жалоб и ограничили право на обращение по незначительным делам.

          Во-первых, в июне 2009 года в Регламент ЕСПЧ были внесены изменения, установившие разбивку всех жалоб на шесть категорий (жалобы более высокой категории рассматриваются раньше, чем жалобы более низкой, хотя Председатель ЕСПЧ или Большая палата ЕСПЧ вправе отдать приоритет в рассмотрении любой жалобе):

          1. Срочные жалобы (если под угрозой поставлена жизнь или здоровье заявителя, заявитель из-за нарушения прав лишен свободы, имеют место иные обстоятельства, связанные с личной или семейной жизнью заявителя, особенно если под угрозой благополучие ребёнка, а также жалобы, по которым применены обеспечительные меры, предусмотренные Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека);
          2. Жалобы, поднимающие вопросы, способные оказать влияние на эффективность конвенционной системы (например, касающиеся системных и чрезвычайно распространенных ситуаций, которые ещё не были предметом рассмотрения ЕСПЧ, жалобы, по которым выносятся пилотные Постановления ЕСПЧ) или жалобы, в которых поднимаются важные вопросы, затрагивающие общие интересы (в частности, касающиеся вопросов, способных оказать значительное влияние на национальные или европейскую правовые системы);
          3. Жалобы, основными вопросами которых в соответствии с предварительной оценкой являются нарушения статей 2, 3, 4 и пункта 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, независимо от того, являются ли они повторяющимися, а также жалобы на непосредственные угрозы физической целостности и достоинству человека;
          4. Представляющиеся обоснованными жалобы на нарушения других статей Конвенции.
          5. Жалобы на нарушения, которые являлись предметом разбирательств, завершившихся вынесением пилотных или наиболее значимых Постановлений Европейского Суда по правам человека («повторяющиеся дела»)
          6. Жалобы, приемлемость которых вызывает сомнения.
          7. Очевидно неприемлемые жалобы.

          Во-вторых, с 1 января 2014 года были отменены так называемые «предварительные жалобы» (изменили Регламент Суда)[5]. Ранее в ЕСПЧ заявитель подавал жалобу в свободной форме, а потом по инструкциям Суда переоформлял её. При этом поданная «предварительная жалоба» прерывала шестимесячный срок на обращение. Вместо этого судом был опубликован формуляр (на языках стран Совета Европы), который заявитель должен заполнять, распечатывать и направлять по почте в ЕСПЧ. Днем подачи жалобы в ЕСПЧ стал считаться день направления по почте полностью заполненного формуляра с документами.

          В-третьих, от заявителя Формуляр жалобы стал требовать приложить качественные копии документов, подтверждающих доводы его жалобы.

          В-четвертых, решение о приемлемости жалобы стал принимать единоличный судья, а не тройка судей.

          В-пятых, с момента вступления в силу Протокола № 10 к Европейской конвенции, суд получил право отклонять жалобы в случае, если их податель не понес значительного ущерба от нарушения прав[6].

          С января 2019 года ЕСПЧ в порядке эксперимента (сроком на 1 год) ввел новый порядок рассмотрения признанных приемлемыми жалоб (за исключением жалоб, касающихся новых для ЕСПЧ вопросов права)[7]:

          • До начала рассмотрения жалобы заявителю и государству-ответчику обязательно предлагается заключить мировое соглашение. На переговоры о мировом соглашении отводится 12 недель;
          • В случае недостижения мирового соглашения ЕСПЧ предлагает государству-ответчику выступить с односторонней декларацией — признать нарушение прав заявителя и предложить заявителю компенсацию (исходя из практики ЕСПЧ);
          • В случае отказа правительства страны-ответчика выступить с односторонней декларацией, ЕСПЧ приступает к обычному состязательному процессу. На него отведено 12 недель.

          Ряд изменений в порядок работы ЕСПЧ вносит протокол № 15 к Европейской конвенции[8]

          • Лишение государства, в отношении которого подана жалоба, права возражать против уступки дела в Большую палату ЕСПЧ;
          • Сокращение срока обращения в ЕСПЧ для заявителя с 6 месяцев до 4 месяцев;
          • Запрет для ЕСПЧ признавать приемлемой жалобу, по которой заявитель не понес значительного ущерба. До протокола № 15 ЕСПЧ не мог отказать в приеме такой жалобы, если дело заявителя не было должным образом рассмотрено национальным судом. Со вступлением в силу протокола № 15 ЕСПЧ может принять к рассмотрению такую жалобу только из уважения к праву.

          По состоянию на 1 мая 2017 года Протокол № 15 ратифицировали 34 страны Совета Европы (включая Россию)[9]. По состоянию на 21 октября 2020 года Протокол № 15 ратифицировали 46 стран Совета Европы (не ратифицировала Италия)[10].

          В силу статьи 17 Европейской конвенции её покровительства лишены лица (группы лиц), действия которых направлены на подрыв (полное уничтожение) демократических ценностей, охраняемых Конвенцией[13]. Поэтому ЕСПЧ может на основании ст. 35 Конвенции отклонить любую жалобу, если сочтет, что её податель злоупотребил правом[14]. Из этого правила есть исключения (прописанные в практике ЕСПЧ)[15]:

          • Не рассматриваются как злоупотребление заявителем правом (по ст. 17 Конвенции) нарушения в отношении заявителя, предусмотренные ст. ст. 5 и 6 Конвенции. ЕСПЧ последовательно констатирует, что никто в правовом государстве не может быть лишен гарантий Конвенции на стадиях предварительного расследованиями и судебного разбирательства;
          • Не рассматриваются как злоупотребление правом сами мотивы заявителя при обращении в ЕСПЧ. В деле «Shamayev и 12 других против Грузии и России» власти стран-ответчиков утверждали, что, обращаясь в ЕСПЧ, заявители стремились уклониться от правосудия. ЕСПЧ эти доводы отклонил, отметив, что жалобу можно отклонить на основании злоупотребления правом, только если жалоба явно основана на вымышленных фактах. В жалобах же заявителей были описаны реальные события и власти не доказали, что факты были вымышлены. В деле «Frizen против России» заявительница жаловалась на конфискацию у неё автомобиля в связи с уголовным делом против её мужа. Власти России настаивали, что заявительница злоупотребляет правом, так как пытается вернуть имущество, конфискованное по приговору суда у мужа. Но ЕСПЧ отклонил эти доводы. В деле «Zhigalev против России» власти приобщили интервью заявителя, где говорилось: «Когда я только составлял заявление, „добрые люди“ посоветовали: мол, где ты видел, чтобы кому-нибудь удавалось обмануть государство?». На этом основании власти России обвинили заявителя, что он обратился в ЕСПЧ, чтобы обмануть государство и, мол, тем самым злоупотребил правом на подачу жалобы. ЕСПЧ эти доводы властей отклонил.

          ЕСПЧ отметил, что отклонение жалобы по причине злоупотребления заявителем правом — это исключительная мера («Mirolubovs и другие против Латвии»)[16].

          Примеры злоупотреблений правом (согласно практике ЕСПЧ)[17]:

          • Дезинформация ЕСПЧ со стороны заявителя путем искажения фактов при подаче жалобы («Варбанов против Болгарии»);
          • Подача жалобы от чужого имени (не по доверенности) — «Drijfhout против Нидерландов»;
          • Подделка документов, направленных в суд («Jian против Румынии» и другие);
          • Изначальное несообщение заявителем суду ключевой информации по его делу («Al-Nashif против Болгарии» и другие);
          • Несообщение заявителем ЕСПЧ о тех важных изменениях, которые произошли уже в ходе разбирательства по его жалобе.

          ЕСПЧ может признать жалобу неприемлемой, если заявитель не понес значительного ущерба в результате нарушения его прав со стороны государства ответчика. При этом критерии того, какой ущерб считать незначительным, не определены. 19 ноября 2019 года ЕСПЧ опубликовал решение по делу «Оботе против России», по жалобе Андрея Оботе, оштрафованного судом в России на 500 рублей (22 евро)[20]. Власти России указывали, что ущерб, понесенный Оботе, был незначителен и потому его жалоба должна быть признана неприемлемой[21]. ЕСПЧ признал, что штраф действительно был небольшим и заявитель не привел никаких аргументов, что штраф был для него значительным[21]. Однако ЕСПЧ указал, что Оботе получил из-за самого факта привлечения к административной ответственности такое воздействие, которое повлияет на его дальнейшую реализацию права на свободу собраний[21]. Поэтому ЕСПЧ отметил, что Оботе понес значительный ущерб в результате самого факта возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении[21]. Соответственно жалоба Оботе была признана приемлемой, установлено нарушение статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[21]. Оботе была назначена компенсация морального вреда в размере 4 тысяч евро[21].

          Любое договаривающееся государство в Европейской конвенции о правах человека может подать в суд на другое договаривающееся государство за предполагаемые нарушения Конвенции, хотя на практике это очень редко[2]. До 2020 года судом было решено только четыре межгосударственных дела[28]:

          • Ирландия против Великобритании (№ 5310/71), решение от 18 января 1978 года о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении в Северной Ирландии (статья 3);
          • Дания против Турции (№ 34382/97), решение от 5 апреля 2000 года о ратификации дружественного урегулирования 450 000 DKK в отношении датского гражданина, задержанного в Турции (статья 3);
          • Кипр против Турции (№ 25781/94), постановление от 10 мая 2001 года о лечении пропавших без вести (статья 2, 3 и 5), право на возвращение греков, которые бежали на юг (статья 8, 13 и P1-1), права греков, все ещё живущих на севере (статьи 3, 8, 9, 10, 13, P1-1, P1-2) и судебного разбирательства военными судами (статья 6). Последующее решение от 12 мая 2014 года присудило 90 миллионов евро «справедливой компенсации» (статья 41);
          • Грузия против Российской Федерации (№ 13255/07), решение от 3 июля 2014 года о коллективной высылке грузин из России (статьи 3, 5, 13, 38, P4-4).

          За 2017 год ЕСПЧ рассмотрел 86000 жалоб, из которых 70400 жалоб были признаны неприемлемыми или изъяты из рассмотрения (в том числе по 1500 жалобам заключено мировое соглашение, а по 754 жалобам принята односторонняя декларация)[7].

          Федеральный конституционный суд Германии в «деле Гергулю» поставил Конституцию Германии выше, чем Европейскую конвенцию: указал немецким судам принимать во внимание это решение ЕСПЧ, не нарушая Конституции Германии[64]. В итоге решение ЕСПЧ по «делу Гергулю» было исполнено, что в 2009 году констатировал Комитет министров Совета Европы[64].

          В Италии противоречия между Конституцией и решениями ЕСПЧ возникали дважды[65]:

          • «Скордино против Италии» от 29 марта 2006 года (право государства присваивать собственность человека без покупки).
          • «Маджо и другие против Италии» от 19 ноября 2012 года (трансграничные пенсионные выплаты). Конституционный суд Италии признал неконституционность тех национальных законов, которые привели к нарушениям, выявленным ЕСПЧ и постановил привести их в соответствие с той интерпретацией, которую дал ЕСПЧ.
          • 1 История возникновения
          • 2 Условия подачи жалоб
          • 3 Юрисдикция Европейского суда по правам человека
          • 4 ЕСПЧ и Россия
          • 5 Примечания
          • 6 См. также
          • 7 Ссылки

          Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

          Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

          С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

          Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

          Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

          Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

          Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под её юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается Конституцией Российской Федерации (статьёй 46, часть 3), в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

          Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Справка

          Согласно правилам ЕСПЧ, жалобу в суд может подать физическое лицо, НПО или группа частных лиц. На стадии подачи жалобы адвоката иметь не обязательно, однако в дальнейшем в Страсбург должен явиться или сам истец, или его представитель, т.е. адвокат.

          Жалоба должна подаваться только против действий государства и органов власти: министерств, ведомств, полиции, судов. Жаловаться в ЕСПЧ на нерадивого соседа нельзя. Также подавать иск можно лишь на нарушения тех прав и свобод, которые гарантирует Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

            Все специализации

            Все сотрудники

              Помощь для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге

              Все кейсы

              Помощь при обращении в Европейский суд по правам человека.

              Eвропейский Суд по правам человека – международный судебный орган, расположенный в Страсбурге. Он состоит из судей, число которых равно числу государств, являющихся членами Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод – в настоящее время их сорок cемь 1. Судьи ЕСПЧ независимы и не являются представителями государства. При рассмотрении

              жалоб Суду помогает Секретариат, который преимущественно состоит из юристов — граждан государств-членов Совета Европы (также называемых «правовыми референтами»). Они полностью независимы от того государства, гражданами которого они являются, и они не представляют интересы ни заявителей, ни государств. Хочу заметить: не все государства ратифицировали протоколы к конвенции и поэтому не все, что указано в конвенции обязаны соблюдать все члены – государства. И в этом есть некоторая сложность для юристов, которые читали конвенцию, но не читали протоколы. Впрочем, это зависит от собственной лени или самомнения и отношения к английскому языку, так как ознакомиться с протоколами и информацией о их ратификации можно в большинстве случаев на английском языке.

              ЕСПЧ применяет Европейскую Конвенцию по правам человека. Он призван следить за соблюдением Государствами прав и свобод, гарантированных Конвенцией. Суд выполняет эту задачу путем рассмотрения жалоб, поданных гражданами, а иногда и государствами. Если Суд приходит к выводу, что государство — член Совета Европы нарушило одно или несколько прав, то он выносит постановление. Постановление имеет обязательную силу: государство-ответчик обязано его исполнить.

              Правда и мифы про ЕСПЧ

              Конвенция запрещает, в частности:

              пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство

              обращение;

              незаконное задержание или заключение под стражу;

              дискриминацию при пользовании правами и свободами,

              гарантированными Конвенцией;

              высылку государством своих граждан или запрет на

              возвращение в страну;

              смертную казнь;

              коллективную высылку иностранцев.

              Несколько алчный вопрос) ЕСПЧ присуждает сумму налогов отдельной статьей. Проще говоря, если вам присудили 1 тыс. евро, вам добавят дополнительно сумму равную сумме налогов на 1 тыс. евро.

              Когда стоит обращаться в ЕСПЧ?

              Этот вопрос болезненный. Я об нем буду подробно говорить в следующей статье. Пока возьмите за правило: если вам нужно спасти человека от тюрьмы, если ему подбросили наркотики, если лишают родительских прав, выселяют их собственного жилья и т.п., т.е. происходит ситуация, требующая срочного вмешательства, нужно обращаться немедленно. В гражданском деле после ВС РФ, в уголовном после апелляции, в случае проведения следственных действий после явно незаконных действий правоохранительных органов. Если ваша задача получение денежной компенсации за перенесенные страдания, незаконный приговор и т.п., лучше обращаться тогда, когда использованы все мыслимые и немыслимые действия внутри страны-ответчика. В случае подачи иска на компенсацию дело может затянуться на несколько лет.

              Жалобу можно писать на своем родном языке. Я рекомендую писать на английском, так как при написании на своем языке (отличном от английского) вашу жалобу должны будут перевести на язык делопроизводства. Но, повторюсь, подача жалобы на своем языке только отсрочит ее рассмотрение, но не значительно.

              О том, что будет после получения жалобы, какие шаги предпримет государство ответчик и чем может помочь жалоба, я напишу в следующей рассылке через пару дней.

              Все свои вопросы можно присылать мне в личку или писать в комментариях.

              Удачи и благополучия!

              • Čeština
              • Español
              • Français
              • Italiano
              • Nederlands
              • Polski
              • Português
              • Русский
              • Türkçe
              • Norsk
              • Svenska
              • Dansk
              • Suomen kieli
              • Magyar
              • Română

              Юрисдикция суда эквивалентно государств — членов Совета Европы , которая все европейские государства , за исключением Беларуси , в Ватикане , и преимущественно в Центральной Азии Казахстан . Юрисдикция суда обычно делится на межгосударственные дела, жалобы физических лиц против договаривающихся государств и консультативные заключения в соответствии с Протоколом № 2. Заявления физических лиц составляют большинство дел, рассматриваемых судом. Комитет состоит из трех судей, палаты из семи судей и Большой палаты из 17 судей.

              Жалобы отдельных лиц против договаривающихся государств, утверждающие, что государство нарушает их права в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека , могут быть поданы любым лицом, неправительственной организацией или группой лиц. Хотя официальными языками суда являются английский и французский, заявления можно подавать на любом из официальных языков договаривающихся государств. Заявление должно быть подано в письменной форме и подписано заявителем или его представителем.

              После регистрации в суде дело передается судье-докладчику, который может принять окончательное решение о неприемлемости дела. Дело может быть неприемлемым, если оно несовместимо с требованиями ratione materiae , ratione temporis или ratione personae или если дело не может быть рассмотрено по формальным основаниям, таким как неисчерпание внутренних средств правовой защиты, по истечении шести месяцев с момента последнее обжалуемое внутреннее решение, анонимность, существенная идентификация с делом, уже представленным в суд, или с другой процедурой международного расследования.

              Если судья-докладчик решает, что дело может быть продолжено, дело передается в палату суда, которая, если не решит, что жалоба является неприемлемой, передает дело правительству государства, против которого подана жалоба, с просьбой Правительство представить свои замечания по делу.

              Затем палата суда рассматривает и выносит решение по делу о его приемлемости и по существу. Дела, которые вызывают серьезные вопросы толкования и применения Европейской конвенции о правах человека , серьезный вопрос общего значения или которые могут отклоняться от предыдущего прецедентного права, могут быть рассмотрены в Большой палате, если все стороны в деле согласны с решением палаты. суд уступил юрисдикцию Большой Палате. Коллегия из пяти судей решает, принимает ли Большая Палата обращение.

              Любое договаривающееся государство Европейской конвенции о правах человека может подать в суд на другое договаривающееся государство в связи с предполагаемыми нарушениями конвенции, хотя на практике это случается очень редко. По состоянию на 2019 год суд вынес решение только по четырем межгосударственным делам:

              • Ирландия против Соединенного Королевства (№ 5310/71), решение от 18 января 1978 г. о бесчеловечном и унижающем достоинство обращении в Северной Ирландии (статья 3)
              • Дания против Турции (№ 34382/97), решение от 5 апреля 2000 г. о ратификации мирового соглашения в размере 450 000 датских крон в отношении гражданина Дании, задержанного в Турции (статья 3)
              • Кипр против Турции (№ 25781/94), решения от 10 мая 2001 г. об обращении с пропавшими без вести (статьи 2, 3 и 5), праве на возвращение греков, бежавших на юг (статья 8, 13 и P1-1), права греков, все еще проживающих на севере (статьи 3, 8, 9, 10, 13, P1-1, P1-2), и рассмотрение военными судами (статья 6). Последующим решением от 12 мая 2014 г. было присуждено 90 миллионов евро в качестве «справедливой компенсации» (статья 41).
              • Грузия против Российской Федерации (№ 13255/07), решение от 3 июля 2014 г. о коллективном изгнании грузин из России (статьи 3, 5, 13, 38, P4-4) и России, не сотрудничающей с судом (статья 38)

              Выполняется по состоянию на 2020 год:

              • Словения против Хорватии , в связи с выплатой долгов перед Люблянским банком
              • Нидерланды против России (подано в 2020 г.), в связи с катастрофой рейса 17 Malaysia Airlines
              • Лихтенштейн против Чехии (подано в 2020 г.), имущественный спор, связанный с указами Бенеша
              • Армения против Азербайджана (подано в 2020 г.), в связи с нагорно-карабахским конфликтом

              Постановления ЕСПЧ имеют эффект erga omnes (то есть они потенциально являются обязательными для всех государств-членов), потому что суд «решает вопросы на основании государственной политики в общих интересах, тем самым распространяя судебную практику в области прав человека на все сообщество государств Европейской конвенции», хотя эффект erga omnes «не рассматривается всеми государствами-участниками как юридическое требование».

              Статья 35 Европейской конвенции о правах человека устанавливает в качестве предварительного условия для обращения в Европейский суд по правам человека исчерпание внутренних средств правовой защиты. Это условие является следствием субсидиарной юрисдикции наднационального суда. разработан как орган для контроля за применением конвенции. и для искоренения нарушений прав человека. Заявитель должен доказать неспособность национальных судов исправить нарушения, используя соответствующие эффективные и адекватные средства правовой защиты и, по сути, заявив о нарушении Конвенции.

              Основным методом судебного толкования ЕСПЧ является доктрина «живого инструмента» , означающая, что текст ЕКПЧ «должен интерпретироваться в свете современных условий», а не намерений его создателей . В деле « Маматкулов и Аскаров против Турции» (2008 г.) суд подчеркнул, что «защищает права личности как практические и эффективные, а не теоретические и иллюзорные средства защиты». Другой ключевой частью толкования Суда является Венская конвенция 1969 года о праве международных договоров . Одна из областей, в которой доктрина «живого инструмента» со временем изменила судебную практику ЕСПЧ, — это дифференцированное обращение, основанное исключительно на этнической принадлежности , поле, религии или сексуальной ориентации , что с большей вероятностью будет квалифицироваться как необоснованная дискриминация . Кроме того, с распространением альтернативных семейных отношений суд расширил определение семьи в соответствии со статьей 8, например, на однополые пары , как в деле Олиари и другие против Италии (2015). Хотя защитники утверждают, что доктрина «живого инструмента» необходима для того, чтобы суд оставался актуальным, а его решения — адаптироваться к реальным условиям, критики называют такие интерпретации чрезмерным или судебным активизмом .


              Похожие записи:

      Добавить комментарий