Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уточнить возможность смены ври и изменить вид разрешённого использования земельного участка 2021г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2021 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.
Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера. Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой. Но прописаться в нем будет невозможно.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.
Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.
В администрацию заявление с документами подается при необходимости:
- проведения публичных слушаний, в результате которых будет согласовано установление нового ВРИ;
- приведения имеющегося вида разрешения в соответствие с Классификатором.
Прикладываются следующие копии:
- паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
- выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр. лица или ИП;
- бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
- когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
- схема расположения земельного участка.
Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.
Администрация самостоятельно может запросить необходимые документы:
- кадастровый паспорт участка,
- выписку из ЕГРН,
- правоустанавливающие документы.
Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.
Сроки принятия решения составляют в зависимости от необходимости проведения слушаний 30-60 рабочих дней.
В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.
Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.
К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.
Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.
Некоторые примеры территориальных зон:
- жилая зона,
- деловая зона,
- промышленная зона,
- сельскохозяйственная.
В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.
Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.
Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.
Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:
- основные виды разрешенного использования,
- вспомогательные виды разрешенного использования,
- условно разрешенные виды использования.
Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.
Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.
Ответ прост.
Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).
Для справки.
В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.
Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.
На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.
Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.
В законе (статья 1 ГрК) дано определение.
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.
Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.
Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.
Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.
Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.
Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.
Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.
Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.
Управление законодательства в сфере регистрации недвижимости и кадастровой деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрело обращение Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» по вопросам, связанным с установлением (изменением) видов разрешенного использования земельных участков, и сообщает.
В соответствии с пунктом 5.26 (7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.
Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:
градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.
Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане.
Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) в текстовой части проекта межевания территории указывается в том числе вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; вид (виды) разрешенного использования лесного участка, (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).
Нередко собственники земельных участков в силу разных причин вынуждены менять разрешённое назначение использования участка земли (ЗУ). Сделать это можно после обращения в муниципальный орган власти и изменения вида разрешённого использования (ВРИ).
Градостроительное законодательство на апрель 2019 года предусматривало 13 видов ВРИ земельного участка, которые, согласно классификатору, объединены в три разные группы.
Земельные участки, входящие в эту группу, должны использоваться только в соответствии с их назначением. Изменять вид для таких земель можно только на основании предусмотренных классификатором кодов. В случае использования участка по другому назначению его собственник получит административное взыскание в виде штрафа.
Участки, входящие в эту группу, могут использоваться в соответствии с нормами ст. 37 ГрК РФ. Этот дополнительный вид может быть добавлен по инициативе собственника, который:
- обязан согласовать свои планы с местным муниципалитетом;
- должен соблюдать процедуры регламента, устанавливающего допустимое использование;
- обязан использовать ЗУ строго по назначению.
- Какие ВРИ существуют
- Какими нормами законодательства регулируются изменения ВРИ
- В каких случаях меняется ВРИ
- Сроки рассмотрения вопроса
- Случаи отказа в изменении ВРИ
Порядок изменения вида использования земельного участка
Нередко собственники земельных участков в силу разных причин вынуждены менять разрешённое назначение использования участка земли (ЗУ). Сделать это можно после обращения в муниципальный орган власти и изменения вида разрешённого использования (ВРИ).
Градостроительное законодательство на апрель 2019 года предусматривало 13 видов ВРИ земельного участка, которые, согласно классификатору, объединены в три разные группы.
Земельные участки, входящие в эту группу, должны использоваться только в соответствии с их назначением. Изменять вид для таких земель можно только на основании предусмотренных классификатором кодов. В случае использования участка по другому назначению его собственник получит административное взыскание в виде штрафа.
Вид разрешенного использования — вид деятельности, для которого используется земельный участок и размещенные объекты недвижимости.
Например:
- На земельном участке с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» можно построить жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи.
- На участках «для сельскохозяйственного использования» возможно выращивать и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию.
Какие виды ВРИ участка есть
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- Основное;
- Условно разрешённое;
- Вспомогательное. Допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
- Строительства
- Коммерческой деятельности
- Производства и промышленности
- Сельскохозяйственной деятельности
- Соответствия текущим нормам законодательства
- Устранения замечаний земельной комиссии
- Продажи, дарения и завещания земельного участка
- Изменения ВРИ только части участка
Изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости
- Неправильное заполненное заявление
- Отсутствуют границы земельного участка
- ВРИ не соответствует землеустроительной документации
- ВРИ не соответствует документации по планировке территории
- Непредставление заявителем согласия
- Непредставление заявителем документа, удостоверяющего личность
- Наличия охранных, санитарно-защитных и иных зон
Звоните для бесплатной консультации
+7 (812) 903-05-90
2. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется Департаментом городского имущества города Москвы с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования по формуле:
определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства
Далее нужно провести общественные слушания и получить одобрение. Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2021 году проводится с учетом публичных интересов. С организацией мероприятия муниципалитет поможет, но вот затраты придется взять на себя. Это правило установлено статьей 38 ГрК РФ.
Если ориентироваться на классификатор, то на одних территориях можно вести сельское хозяйство, на других — строить дома, на третьих — размещать коммерческую недвижимость. Изменение целевого назначения земельного участка — процедура сложная и не всегда приносящая положительный результат.
В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.
- Письменное обращение с внесенным в текст номером участка в кадастровом реестре земли;
- Паспорт гражданина РФ;
- Документы, позволяющие доказать права пользования и распоряжения в отношении территории у собственника, и правоудостоверяющие документы в том случае, если земля была приобретена до 2.03.1998 года, так как в отношении таких участков при запросе данных в ЕГРН будет выдана пустая справка.
Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка
- До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
- До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
- До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.
Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.
Смена вида разрешенного использования усложняется, если речь идет об условно разрешенных ВРИ. В этом случае потребуется организация публичных слушаний, только после их проведения можно получить разрешение на условно разрешенный ВРИ. Если ВРИ нет в списке условно разрешенных, смена невозможна.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
- Градостроительный кодекс РФ. Статья 37 определяет, какие направления использования земельных наделов существуют;
- Земельный кодекс РФ. Статья 7 устанавливает, какие земли существуют в РФ, а также содержит ссылку на Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 – классификатор ВРИ;
- Федеральный закон № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”. Закон определяет порядок смены ВРИ, основания для отказа в смене и ряд особенностей.
Инициировать замену вида разрешённого использования может только собственник участка. Лицо, являющееся арендатором, даже если арендует публичную землю, полученную на торгах, не вправе заявлять подобное требование. Предполагается, что при проведении торгов будущий арендатор должен предусматривать, что последующая эксплуатация будет возможна только в определённом направлении.
Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.
Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка можно подать через региональный портал оказания государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ) или офис МФЦ. Для получения услуги в личном кабинете портала РПГУ необходимо выбрать услугу «Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества», а затем — «Учет изменений вида разрешенного использования земельного участка».
Если нужного вам назначения не предусмотрено правилами, вы вправе инициировать рассмотрение вопроса об их изменении.
У этого действия также существует определенный порядок.
Вы можете в уполномоченную структуру направить следующие предложения:
- об изменении границ территориальной зоны;
- об изменении основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов в пределах конкретной зоны;
- установлении или изменении предельных размеров.
Услуга бесплатная, но к заявлению необходимо приложить:
- пояснительную записку о планируемом использовании территории;
- лист карты градостроительного зонирования с обозначением изменений;
- ситуационный план, на котором отображаются границы территории, в которые надлежит внести новые сведения.
В итоге комиссия либо подготавливает проект на внесение изменений в ПЗиЗ, либо письмо об отклонении вашего предложения с причиной отказа. Срок рассмотрения не больше 2 месяцев. Отрицательное решение возможно обжаловать в суде.
В Москве подавать заявление на внесение изменений в ПЗиЗ можно через портал Госуслуг, подписывая его электронной подписью заявителя.
Изменение разрешенного использования земельного участка
Чтобы избежать хаоса при выделении и пользовании землей, введены специальные ограничения и запреты по землепользованию. Они определяются по месту расположения участков, характеристик почвы, особенностям близлежащих территорий и строений, по множеству других параметров. Вот самые важные моменты, связанные с определением видов землепользования в России:
- собственники, арендаторы и иные владельцы земли не могут произвольно устанавливать ВРИ, так как это является прерогативой госорганов, муниципальных ведомств;
- виды землепользования и условия для их смены прописываются в ПЗЗ, которые обязательно утверждаются муниципальными органами;
- если на участок действуют предписания ПЗЗ и регламенты, изменение вида пользования допускается без публичных слушаний и дополнительных разрешений (кроме условно разрешенных видов).
На участки могут устанавливаться основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды пользования. Это важно, так как смена основного или вспомогательного вида обычно проводится без одобрения госорганов. Иная ситуация для условно-разрешенных видов. Они дают право строить или заниматься иными видами деятельности только при подтверждении определенных условий. Так как при смене ВРИ будет одновременно меняться и перечень условий для землепользователя, процедура включает согласования, слушания, корректировку ПЗЗ.
Очевидно, что смена разрешенного использования земельного участка требуется, если ранее утвержденный вид не отвечает целям собственника, арендатора. Вот наиболее распространенные ситуации, когда может потребоваться смена ВРИ:
- если вид землепользования определен до принятия ПЗЗ и не соответствует правилам, что может создать проблемы при оформлении документов;
- если владелец земли решил заняться другим видом деятельности (например, вместо производства решил строить торговый центр или офисное здание);
- если невозможно обойти ограничения по условно-разрешенному виду землепользования;
- если проводится объединение, раздел, выдел с участками с разными ВРИ.
Порядок изменения ВРИ земельного участка зависит от того, какие цели преследует заявитель. Их нужно указывать в заявлении при обращении в муниципалитет, в Росреестр. Например, если в ПЗЗ или регламентах для земли указано несколько основных видов, их можно менять на усмотрение собственника. Для этого достаточно указать текущий и планируемый вид пользования. Но если заявитель просит перейти на ВРИ, ранее вообще не указанный в документах зонирования и территориального планирования, цели изменения нужно подробно обосновать при обращении. Например, необходимость перевода земли под застройку торговым центром можно обосновать динамичным ростом жилищного строительства в районе, недостаточностью магазинов для населения.
Комментарий эксперта. Для земель под коммерческую застройку изменение ВРИ может требовать инвестор. В противном случае вложение средств в проектирование или строительство будет неоправданно, так как пройти согласования и ввод в эксплуатацию будет невозможно. Сложности могут возникнуть с определением точного вида землепользования, если в ПЗЗ или регламенте их сразу несколько. Для этого можно воспользоваться официальным классификатором по Приказу МЭР № 540.
Чтобы рассчитывать на положительное решение вопроса о смене ВРИ, нужно знать положения ПЗЗ вашего города или региона, текущий вид землепользования, ограничения и запреты. В перечень документов, которые могут потребоваться заявителю, обычно входит:
- заявление с указанием цели смены ВРИ, обоснованием просьбы;
- паспорт или регистрационные документы юр. лица (собственника, арендатора);
- правоподтверждающие документы на участок, объект (выписка ЕГРН, свидетельство, постановление, договор аренды и т.д.);
- ГПЗУ, содержащий информацию об участке из правил землепользования и застройки.
Ряд документов уполномоченный орган обязан запрашивать самостоятельно, поэтому заявитель подавать их не должен. Например, выписка ЕГРН или ГПЗУ обычно запрашивается в порядке межведомственного обмена.
Документы для скачивания:
№ п/п | Документ | Ссылка |
1 | Образец заявления о выдаче ГПЗУ | Скачать |
2 | Образец заявления о выдаче разрешения на строительство | Скачать |
3 | Образец заявления о вводе в эксплуатацию | Скачать |
4 | Бланк заявления об изменении вида землепользования | Скачать |
5 | Заявление о внесении изменений в ЕГРН | Скачать |
6 | Образец договора о выкупе земельного участка с ДГИ | Скачать |
7 | Образец заполнения заявления на изменение ПЗЗ | Скачать |
8 | Образец заявления о постановке участка на кадастровый учет | Скачать |
Изменение вида разрешённого использования и категории земельного участка
Наша компания оказывает полный комплекс услуг по оформлению документов и сопровождению согласований в сфере кадастра, строительства, землепользования. Вы можете не только заказать сопровождение по изменению ВРИ участка, но и следующие услуги:
- подготовку проектной, кадастровой и технической документации для любых видов работ;
- помощь в согласовании границ, объединения, раздела и выдела участков;
- сопровождение при урегулировании земельных споров в суде, при обжаловании действий и решений чиновников.
Примерные цены за наши документы и услуги можно посмотреть в таблице ниже. О точных условиях сотрудничества вам расскажут наши консультанты после изучения документов.
№ п/п | Услуга, документ | Стоимость |
1 | Сопровождение процедуры изменения вида землепользования | от 20 000 руб. |
2 | Оформление проекта на строительство | от 60 000 руб. (зависит от вида и характеристик объекта) |
3 | Сопровождение изменений в ПЗЗ через суд | от 30 000 руб. |
4 | Оформление межевого плана на новый участок | от 12 000 руб. |
5 | Помощь в согласованиях проектной документации | от 15 000 руб. |
В данном вопросе вам помогут правила землепользования РФ и застройки того поселения или муниципального образования, в границах которого расположен ваш земельный участок. Данный документ разработан, утвержден и практически у всех муниципальных образований в нашей стране и размещен для общего обозрения на сайтах администраций.
Кстати, данный документ должен в обязательном порядке быть обнародован на вышеупомянутых интернет ресурсах. Если же на сайте администрации вашего региона вы его не нашли, можете смело «пожурить пальчиком» местным органам власти и требовать соблюдения утвержденных законом порядков.
В разработанных правилах землепользования и застройки, в обязательно порядке, присутствует раздел с подобным названием «Градостроительные регламенты для территориальных зон». Как раз в данном разделе вы и найдете, на какие виды разрешенного использования возможно поменять характеристики вашего земельного участка. Так же в помощь вам неотъемлемая часть правил — «Графические материалы», по которым вы определите, в какой территориальной зоне расположена ваша земля.
Чтобы процедура прошла быстро, необходимо заблаговременно подготовить необходимый пакет бумаг. Список этот достаточно большой, причем помимо основных документов в каждом отдельно взятом муниципалитете он может быть увеличен. Прежде чем подавать бумаги, соответственно, лучше получить полный перечень документов, чтобы затем не терять время. В обязательном порядке должны присутствовать:
- заявление установленного образца на имя главы муниципалитета, заполненное самим собственником (арендатором);
- документ, подтверждающий личность землевладельца, для юрлица понадобится выписка из госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а если в процессе задействовано третье лицо понадобится нотариально заверенная доверенность;
- выписка из госреестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП), в которой указаны все характеристики ЗУ;
- документы, подтверждающие право владения, включая договор долгосрочной аренды;
- адресный (ситуационный) план, в котором указываются точные координаты ЗУ, определены границы соседних участков;
- если участок находится в аренде, а заявление подает арендатор, необходимо представить письменное согласование с арендодателем;
- документы, подтверждающие права на объекты капитального строительства, если последние присутствуют на участке.
Чаще всего пакет документов собирает и подает сам землепользователь, нередко от его имени выступают юристы или другие лица, действующие по доверенности. Помимо личной подачи документов, сделать это можно по почте. Получив документы, специалисты администрации выдают расписку в получении, в которой перечисляются все полученные документы. Хотя законом не предусмотрена госпошлина, в некоторых муниципалитетах за смену ВРИ могут потребовать некоторую сумму в пользу бюджета.
При смене «разрешенки» ВРИ, порой, возникают нестандартные ситуации. Может случиться так что, принимающая сторона не осведомлена об изменениях в законодательстве, либо вы не тщательно изучили регламенты или какие-либо обременения у вашего земельного участка.
Так что, лучше заранее подготовиться к этому, но не забывайте что, всем мы можем допускать ошибки. При возникновении нестандартных ситуаций или иных сложностей, лучше обратиться к профессиональным юристам в сфере недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Декларация об изменении ВРИ участка земли должна быть в качестве приложения к заявлению передана в администрацию вместе с заявлением. Такая декларация является основным документом, но разрешается ее заполнять в свободной форме.
Декларация подтверждает письменно право собственника выбрать вид разрешенного применения земли из существующих в отношении данного участка.
ВРИ после изменения выбирается собственником самостоятельно. Образцы декларации существуют в свободном доступе в интернете, допускается составить документ в своем варианте.
Главное, чтобы в тексте имели место следующие данные:
- Информация о государственной структуре, куда направляет заявитель декларацию;
- Название документа;
- Личные и паспортные данные заявителя;
- Перечень основных характеристик участка;
- Информация о категории землепользования;
- Описание документов, на основании которых участок приобретен собственником;
- Затем необходимо вписать фразу такого типа: «Разрешите внести изменения или поправки в кадастр, которые обоснованы сменой основного ВРИ ЗУ – на условно-разрешенный, по причине …»;
- Указать, что существует разрешение из администрации на смену ВРИ участка, соседи согласны с внесениями изменений и составили письменное согласие;
- В конце документа оставить подпись с расшифровкой, указать дату составления.
Знайте, что заявление и декларация отличаются друг от друга. В заявлении гражданин просит разрешить осуществить изменение ВРИ участка, а в декларации фиксируется разрешение по уже одобренному и подписанному заявлению. Фактически декларация вступает в силу после подписания заявления, далее, этот документ применяется для получения акта об изменении записи в кадастре.
Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.
Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.
Для людей, которые используют землю не в соответствии с ее назначением, предусмотрена административная ответственность. Так, может быть назначен штраф — до 1,5% кадастровой стоимости. Притом минимальная сумма 10 тыс. р. для физических лиц и 100 тыс. р. для предпринимателей.
Важно отметить, что наказание предусмотрено даже в том случае, если земля не используется в соответствии с прописанными в документах требованиями. Например, если у вас земля сельскохозяйственного назначения, и вы выращиваете на ней с/х культуры в течение 3 лет, то на вас также могут наложить штраф. Причем минимум тут еще больше: 20 тыс. р. для физических лиц и 400 тыс. р. для юридических.
Подготовка к решению задачи по изменению ВРИ начинается с выяснения градостроительных регламентов.
Способ №1
Сведения о возможных ВРИ для своего земельного надела можно получить, подав через МФЦ, на сайте Росреестра и ГКН или в отдел по архитектуре и градостроительству администрации заявление:
- о предоставлении Выписки из ПЗЗ о видах разрешённого использования участка с указанием его кадастрового номера
- о предоставлении градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) или справку о зонировании террритории, на которой находится участок
Способ №2
Каждая из групп ВРИ содержит перечни видов разрешённых использований. Самостоятельным порядком нужно выбрать из них тот, что более всего отвечает цели изменения ВРИ. Нужно учесть при этом, что в качестве выбирать в вид из состава вспомогательных ВРИ запрещено.
Когда планируемый вид соответствует одному из видов в перечне ВРИ, перечисленных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или справке о зонировании, к изменению ВРИ можно приступать обоснованно.
Наименование вида использования участка должно быть идентичным тому, что даётся в Классификаторе ВРИ (2019).
- в описании вида разрешённого использования указывается :
- допустимая деятельность на земельном участке
- виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ
- классификатор не различает:
- ни категории земель
- ни основные ВРИ ЗУ
- ни вспомогательные ВРИ
- ни условные виды разрешённого использования участков
- не всегда название ВРИ ЗУ, указанное в существующих на него документах или выбранного из перечней основных и условно разрешённых видов по ПЗЗ, соответствует ВРИ по Классификатору
В Классификаторе можно найти самый подходящий вариант. Виды использования в нём описаны подробно. Они включают вспомогательные виды деятельности, для которых не требуется установление ВРИ:
- вид «малоэтажное жилищное строительство» обеспечивает разведение плодовых и декоративных растений, но только при наличии на земельном участке жилого строения, а не вместо него
- любому ВРИ присуща возможность размещения:
- линии электропередач
- водопровода
- линии связи
- других подобных объектов, опять-таки, возводимых только совместно с основным объектом, но не отдельно него
Порядок решения вопроса зависит от ряда обстоятельств:
- действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ
- установлены или нет градостроительные регламенты
- в какой группе видов использования, указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка:
- в составе основных ВРИ
- В составе условно разрешённых видов
Изменение ВРИ будет производиться простым образом и без дополнительных согласований, когда ПЗЗ утверждены, градрегламенты установлены, вид использования участка «попадает» в основную группу ВРИ и соответствует наименованию в Классификаторе. Нужно лишь подать заявление в кадастровую палату или в МФЦ.
В случаях, когда выбранный ВРИ входит в состав условно разрешённых видов использования, для его присвоения будут проводиться публичные слушания.
Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.
Итог слушаний – выпуск постановления муниципалитета об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.
В общественных публичных слушанях принимают участие жители муниципального образования. Они высказывают свои соображения относительно изменения ВРИ. Не исключено, что присвоение участку нового ВРИ может быть отклонено большинством голосов участников слушаний. Этот факт будет отражён в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.
Изменением ВРИ ЗУ могут заниматься также правообладатели земельных наделов, получившие согласие их владельцев. Арендаторы ЗУ должны получить согласие арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет.
Если на участках уже построены объекты капитального строительства:
- индивидуальный жилой дом
- производственное здание
- торговый центр
- т.д.
и они зарегистрированы в ЕГГРН, изменение существующего ВРИ ЗУ будет происходить по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек.
Пример
В деревне на одной из улиц в окружении частных домов построен индивидуальный жилой дом. Собственник планирует реорганизовать его в магазин. Выбранный им по Классификатору вид «Магазины» с описанием вида:
«размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2».
Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка (есть же в любой деревне магазины!) и возможность изменения прежнего ВРИ кажется реальной, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.
Техрегламенты для магазинов устанавливают жёсткие требования:
- к проектной документации
- к удалённости объекта от жилых строений
- к безопасности магазина и прилегающей к нему территории
- к соответствию условий его эксплуатации
- к обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары
- к условиям приёма посетителей
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что попытка преобразования в магазин частного дома на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими застроенными участками, окажется тщетной.
Размещение или преобразование зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках при следующих условиях:
- строения должны примыкать к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования
- должны отсутствовать градостроительные нормы, запрещающие их размещение
Вывод
Приведённый пример – доказательство того, что к изменению ВРИ ЗУ нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации. Только так можно избежать ошибок и бездарных трат времени.
Зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются администрация, служба Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов использования, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:
- если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории, есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно
- в противном случае в изменении ВРИ будет отказано
- в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
- для основной группы ВРИ – без слушаний
- для группы условно разрешённых видов – проведение слушаний потребуется
- вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами
- наименование выбранного ВРИ ЗУ должен соответствовать наименованию в Классификаторе
При положительном результате анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.
Заявление в администрацию подаётся в случаях:
- при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка
- при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний
К заявлению должны быть приложены копии документов:
- удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя)
- свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица –для юридических лиц
- выписка из государственного реестра о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, являющимся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
- заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства
- в случае, когда заявителем является иностранное юридическое лицо
- правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок
- если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН
- согласие правообладателя участка на изменение ВРИ
- когда заявитель не является собственником участка
Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением документы:
- кадастровая выписка о земельном участке
- кадастровый паспорт земельного участка
- выписка из ЕГРН о праве на земельный участок
- имеющееся свидетельство о праве собственности
Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)
Через МФЦ или в электронной форме на ресурсе муниципального образования можно также сделать заказ услуги «Установление соответствия разрешённого использования земельного участка классификатору видов разрешённого использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.
Результат рассмотрения заявления – решение администрации об установлении соответствия. Это правовое основание для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) о разрешённом использовании земельного участка.
Решение направляется в территориальный орган Росреестра для проведения государственного кадастрового учёта изменений земельного участка. Другой его экземпляр выдаётся собственнику участка на бумажном носителе или пересылается в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.