Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон О Розничной Нестационарной Торговле Торговле 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи.
В подтверждении должен быть указан номер заказа, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях.
Продавец должен информировать потребителя о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент это может сделать в любой форме и любым способом.
Новые правила розничной торговли с 1 января 2021 года
Новые правила накладывают на продавца определенные обязательства:
- Сообщить о себе информацию: наименование, ОГРН, место нахождения и адрес, режим работы, номер телефона, электронную почту.
- Ознакомить с правилами пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи.
- Довести до сведения порядок возврата денег, если товар не предоставлен потребителю.
При торговле на рынке даже в палатку необходимо поставить онлайн-кассу. Этот вид деятельности не относится к разносной (нестационарной) торговле, при которой можно не применять ККТ. Под исключение попали предприниматели-одиночки, реализующие товары собственного производства. Данное освобождение применяется до 1 июля 2021 года и действует в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ.
Садоводы-дачники, продающие по выходным плоды своих трудов, могут оформить самозанятость, чтобы избежать претензий от налоговых инспекторов.
Уже в некоторых областях стартовали отраслевые проверки с целью выявления хозяйствующих субъектов без онлайн-кассы. На языке налоговых инспекторов это звучит так:
«Проверки проводятся с учетом риск-ориентированного подхода и только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков. Для составления планов проверок проводится постоянный мониторинг расчетов, при осуществлении которых необходимо обязательное применение контрольно-кассовой техники».
То есть пойдут по отраслям: общественное питание, розничная торговля. Зайдут в торговые точки тех, кто, исходя из своего ОКВЭД и отчетности, обязан пробивать и выдавать онлайн-чеки. Информацию о не применении ККТ налоговики могут получить от обиженных клиентов и покупателей. Для подачи жалобы нужно мобильное приложение ФНС России «Проверка чека».
Суммируем причины для организации проверки:
- В регионе проводится сплошная проверка представителей определенной отрасли.
- По жалобе.
- Для знакомства с новой организацией.
- Когда не ждешь, обязательно придет.
В целях обеспечения продовольственной безопасности, стимулирования предпринимательской активности и самозанятости граждан, расширения возможностей сбыта продукции отечественных производителей товаров, увеличения доходов и роста благосостояния граждан в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
а) оказывать содействие в получении юридическими и физическими лицами необходимого количества мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, торговых мест на ярмарках и розничных рынках;
б) продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли без проведения торгов;
в) обеспечить максимальную доступность торговых объектов для населения, увеличение ассортимента и разнообразия товаров, предлагаемых к реализации юридическими и физическими лицами;
г) содействовать открытию юридическими и физическими лицами новых торговых объектов всех форм торговли, обращая особое внимание на необходимость увеличения количества ярмарок, розничных рынков, торговых мест на них, мест размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, а также предоставления компенсационных мест для размещения таких торговых объектов;
д) обеспечить крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, осуществляющим заготовку пищевых лесных ресурсов, возможность реализации указанной продукции в местах с высокой проходимостью, специально отведенных органами местного самоуправления, в том числе с использованием объектов для осуществления развозной торговли, для чего обеспечить выделение необходимого количества мест для осуществления торговли;
е) обеспечить развитие розничных и оптовых рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса, устранив излишнее администрирование их деятельности, в том числе ограничения по ассортименту реализуемой продукции.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при реализации пункта 1 настоящего распоряжения разработать и в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения принять соответствующие нормативные правовые акты, а также обеспечить широкое информирование населения и хозяйствующих субъектов о новых возможностях для розничного сбыта товаров.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) осуществлять координацию работы органов местного самоуправления при исполнении настоящего распоряжения;
б) представлять в Минпромторг России сведения о принятых нормативных правовых актах, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, в течение 10 рабочих дней со дня принятия нормативных правовых актов;
в) обеспечивать проведение мониторинга реализации нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения, со дня их принятия с последующим представлением информации о проведенном мониторинге в Минпромторг России до 1 апреля 2021 г. и далее ежеквартально.
4. Минпромторгу России до 1 мая 2021 г. представить в Правительство Российской Федерации доклад о проведении мониторинга реализации субъектами Российской Федерации настоящего распоряжения.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Региональным и местным властям рекомендовано:
— оказать содействие работе розничных рынков и ярмарок в многолюдных местах;
— выделять удобные места для торговли и продлевать договоры на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для развозной торговли без проведения торгов;
— обеспечить максимальную доступность торговых точек для покупателей, увеличить количество рынков, ярмарок и торговых мест на них;
— выделить места с наиболее высокой проходимостью для фермеров и лиц, продающих продукты со своего огорода;
— устранить излишние административные барьеры для развития розничных и оптовых рынков, в том числе ограничения по ассортименту продукции;
— информировать население и предпринимателей о новых возможностях розничной торговли.
Март
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В 2009 – 2010 годах я был финансовым директором сети SPAR Тула и параллельно руководил несколькими товарными категориями и деятельностью юридического департамента по вопросам, связанным с коммерцией и финансами. Так что принятие закона «О торговле» (381-ФЗ), что называется «пропустил через себя». Основным изменением, которое внес 381-ФЗ в отношение сетей и поставщиков — ограничил размер торговой премии за объем выборки 10 % и запретил «листинг» (плату поставщика за право поставлять товары в сеть). После принятия закона все ритейлеры изменили размер премии с 20 или 30% на 10, а все остальные выплаты поставщиков перевели в договоры об оказании услуг «по продвижению продукции».
Тогда с точки зрения распределения прибыли между поставщиком и сетью, если честно, мало что изменилось.
Елена Мехоношина
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
🥴 К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Новые правила торговли – с 1 января 2021 года
Спец. режим налогообложения ЕНВД будет отменен 1 января 2021 года. Другими словами, для того чтобы подготовится к переходу на новую СНО остался от силы месяц.
Важно понимать, что несмотря на то, что срок подачи заявления о переходе на другой режим НО можно подать теоретически до 31 декабря, подготовится лучше уже сейчас, не откладывая все до последнего дня. Почему?
Все очень просто. Ввиду того, что сайт ФНС каждый раз, когда вводится какое-то глобальное изменение перегружен, есть риск просто на него не зайти. Когда начнется этот наплыв, спрогнозировать сложно. К тому же есть решения, позволяющие произвести данную смену в автоматическом режиме. О данной возможности, речь пойдет дальше.
Многие предприятия особенно те, которые длительное время находились на ЕНВД не знают, что такое книга учета доходов и расходов (КУДиР) и для чего она нужна. Это специальный журнал, в котором налогоплательщик отражает все хозяйственные операции с целью формирования налоговой базы.
В связи с тем, что предприятия на ЕНВД платят налог, который не зависит от дохода предприятия, поэтому ведение КУДиР для них — не требуется. Так как сумма налогов для плательщиков других спецрежимов зависит от доходов или разницы между доходами и расходами, поэтому ведение КУДиР для них является обязательной.
На ПСН КУДиР ведут, чтобы контролировать доходы. При получении более 60 млн рублей дохода, предприятие теряет право на патент.
Маркировка одежды
С 1 января 2021 г. оборот немаркированных товаров будет запрещен
До 1 февраля 2021 г. все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, не реализованные до 1 января 2021 г
Маркировка духов и туалетной воды
До 30 сентября 2021 г. разрешается реализация немаркированных товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г.
1 марта 2021 – заканчивается эксперимент по маркировке упакованной воды.
Хорошая новость для пользователей ПО от Штрих-М. Все товарные группы, которые отслеживаются через систему Честный Знак поддерживаются на 100%.
*для полной поддержки работы с маркировкой лекарственных препаратов, может потребоваться дополнительная настройка товароучетной программы.
Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.
Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.
1. Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:
- детские, образовательные и медицинские учреждения;
- спортивные и культурные объекты;
- общественный транспорт всех видов и его остановки;
- АЗС;
- рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
- военные объекты.
2. Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:
- не менее 50 кв. м. в городах
- не менее 25 кв. м. в сельской местности.
При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.
3. Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.
4. Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):
- продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
- должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
- юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;
При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.
5. С 1 января 2017 года запрещено производство и оптовая торговля, а с 1 июля 2017 года – и розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.
Что нужно знать о правилах торговли в 2021 году
С 1 января 2016 года продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны вести журнал учёта объёма розничных продаж. Форма журнала и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164.
Журнал должен заполняться ежедневно, не позднее следующего дня после продажи каждой тары или упаковки алкоголя, в том числе пива. По итогу каждого дня заполняют данные о продажах: наименование, код вида продукции, объём и количество. Вот так выглядит образец журнала, размещённый на сайте государственной организации ФГУП «ЦентрИнформ», выдающей электронную подпись для подключения к ЕГАИС.
Сигареты и прочие табачные изделия — товар, подлежащий обязательной маркировке. А значит, для их реализации налоговое законодательство не разрешает использовать патентную систему (ПСН). К тому же, эти системы налогообложения планируется отменить в ближайшем будущем. Поэтому, регистрируя свой бизнес в налоговых органах, выбирайте либо УСН, либо основную систему налогообложения (ОСНО).
С 1 июля 2020 года введен запрет на продажу немаркированного табака и табачных изделий (сигарет и папирос). С 1 июля 2021 года будет запрещен оборот и остальных табачных изделий без маркировки.
-
Обмен документами (УПД — универсальными передаточными документами) с поставщиками маркированных сигарет должен вестись через системы электронного документооборота.Поэтому для того, чтобы заниматься реализацией табачных изделий по закону (для розничной торговли и оптовых продаж), необходимо использовать ЭДО.
-
Для реализации маркированного табака в розничной торговой точке вам понадобится:
-
онлайн-касса с кассовой программой, которая умеет распознавать код маркировки:
-
поддерживает тег 1162,
-
включает в чек код товара,
-
отправляет код вместе с фискальными данными в ОФД.
-
2D-сканер для считывания кодов маркировки (в некоторые модели онлайн-касс сканер уже встроен)
За торговлю нелегальным товаром (немаркированными табачными изделиями, продажу нелегальных сигарет), предусмотрена административная ответственность. Игнорируя этот запрет, можно получить административный штраф за продажу немаркированных пачек сигарет. Если сигареты или другая табакосодержащая продукция без маркировки поступила в продажу по вине конкретного должностного лица, например, продавца или товароведа, его оштрафуют на 10–15 тыс. руб. На юрлицо за такое нарушение торговли налагается штраф 200–300 тыс. руб.
В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, кроме сигарет входят сигары, сигариллы, папиросы, индийские биди и кретек, фасованный трубочный и кальянный табак, жевательный, нюхательный табак и т.д.
-
-
Для того чтобы начать работу с маркировкой табака и продавать подакцизный товар, нужно зарегистрироваться в системе маркировки “Честный знак”.
-
Заполнить анкету и зарегистрироваться системе цифровой маркировки “Честный знак”.
-
Внести в систему сведения о торговой точке через личный кабинет участника табачного оборота.
-
-
Кроме того, для приемки и подписания универсальных передаточных документов (УПД) на табачную продукцию от поставщиков в системе ЭДО, вам понадобится квалифицированная электронная подпись.
Переход на маркировку и электронный документооборот ставит перед розницей сразу несколько проблем:
-
Проблема 1: приемка тормозит работу магазина. У предпринимателей появилась необходимость принимать универсальные передаточные документы (УПД) на табачные изделия только через систему электронного документооборота (ЭДО). По сравнению со старыми бумажными накладными, это занимает больше времени. После этого товар сразу же надо ставить на баланс, а это тоже занимает время.
-
Проблема 2: нет уверенности в безопасности поставки. Хорошо, если поставщик давно известен, и нет нужды сомневаться в его добросовестности. В случае с новыми поставщиками убедиться, что полученный товар верно промаркирован и соответствует заявленной в УПД информации, нельзя при приемке напрямую через ЭДО. Графический код на сигаретных пачках сложно сверять с кодами в УПД.
-
Проблема 3: приемка ломает привычный процесс работы магазина. Обычно в торговой точке товар принимает продавец по накладной, сверяя данные в ней с полученным товаром. Для приемки маркированного табака придется устанавливать в каждую торговую точку отдельный компьютер с системой ЭДО, где продавец будет принимать УПД. Это и дорого, и затратно по времени: придется обучить продавца работе с ЭДО и дать ему доступ в систему.
-
Проблема 4: потеря контроля над продажами. Здесь вступает в силу человеческий фактор: товар могут принимать разные продавцы, они же и будут управлять ЭДО в магазине. Во время насыщенного рабочего дня кто-то может не закрыть УПД, кто-то принять товар, не сверив его в документами.
Как вести бизнес без магазина: нетипичная торговля
Для реализации табака и сигарет потребуется онлайн-касса с модулем маркировки и сканером для считывания кода Data Matrix.
Любая касса не подойдет. Например с автономной кнопочной кассой наладить работу с маркированными будет проблематично. Кассы требуют подключение к ПК, что дорого и нерационально. Поэтому при работе с маркированными товарами лучше рассматривать современные виды онлайн-касс — смарт-терминалы.
К выбору кассы для розничной торговли сигаретами нужно подходить крайне ответственно, чтобы потом не столкнуться с непредвиденными расходами на модернизацию кассы, на обновление ПО или сервисную поддержку.
До конца 2020 года бизнес и сферы торговли руководствовались документами: 55-м постановлением 1998 года, 569 постановлением 1998 года, и 612-м постановлением 2007 года. С начала 2021 года они утратят силу, так как Минпромторг выпустил новое Постановление, которое с осени 2020 года находится на экспертизе и будет принято аккурат к Новому году.
Покупатель всегда должен иметь возможность проверить вес и общую стоимость через измерительное оборудование.
Продавец не должен заставлять покупателя приобретать сопутствующие товары, только если речь о сложных товаров, которые должны быть подключены специалистами.
Согласно документу, покупатель имеет право сам проверить товар на качество.
Сами документы о качестве товара прописаны в 184 ФЗ. Речь о:
- сертификатах соответствия;
- декларации о соответствии.
Документы должны сопровождать не все, а только некоторые товары, которые прописаны в Постановлении 982 от 1 декабря 2009. Список огромен — начиная с электроэнергии и технически сложных товаров, заканчивая косметическими товарами. Продукты питания из перечня исключены.
Правила работы предприятий розничной торговли предполагают возможность продажи товаров по образцам. В этом случае продавец должен продать покупателю товар, который полностью соответствует образцу, представленному в каталоге, и той информации, которая донесена покупателю.
Если же потребитель получил товар после покупки по каталогу и считает, что продавец реализовал товар не того вида, то он может предъявить претензию не позже 20 дней после покупки. Этот пункт лишает покупателей многих возможностей смошенничать.
Розничная торговля и ПСН. Расчеты – в офисе, товар – со склада
Вне торговых объектов запрещена продажа продовольственных товаров, не расфасованных в упаковки. Исключения — саженцы для садоводства. В списке исключений на разносную торговлю:
- лекарства;
- оружие;
- драгоценные камни и другие ювелирные изделия.
У продавца должен быть бейдж с ФИО, а также названием магазина ООО или ИП.
Постановлением прописаны такие правила:
- При фасовке товара собственного производства (со сроком годности до 10 суток) его объемы не должны быть выше объемов этого же проданного товара в течение суток;
- Позиции на развес упаковываются, исключение составляют развесные позиции в тару покупателя или продукты, которые люди взвешивают самостоятельно.
- Единицы раздела гастрономии покупателю могут порезать, а затем в таком виде их продать, если он попросит.
- На полках с молочными продуктами должны быть пометки, где «продукты с заменителем молочного жира», а где без. Рекомендации по корректной выкладке единиц на прилавки можно получить у санитарно-эпидемиологического надзора.
- Установить ограничительные меры на распространение продукции, каких-либо товаров можно только на основании указа Президента Российской Федерации, постановлении Правительства РФ или на основании Федерального закона.
Основные правила следующие:
- Демонстрация прибора в итоговом, конечном результате происходит при наличии запроса от покупателя. Если нет особых условий подключения, то прибор включается, а затем демонстрируется его исправность во время работы.
- Проверка комплектации товара осуществляется продающей стороной по запросу. Если на кассе выдан чек на товар без его наименования, то покупателю выдается еще один, но уже товарный чек, на котором ставится подпись.
- При продаже нужно собрать и установить технически сложные товары на дому у приобретающего лица или же дать доступ к информации. В том числе контактные данные компании, которая осуществит сборку.
- Если сборка и установка входят в стоимость товара, то это надо сделать бесплатно.
Практически на любой торговой точке можно автоматизировать бухгалтерскую и налоговую отчетность при помощи товароучетной программы Класс365. Вы будете всегда в курсе взаиморасчетов с поставщиками, сможете контролировать денежные потоки в компании, а личный календарь напомнит о важных событиях. Попробуйте полный функционал программы для магазинов Класс365 прямо сейчас >>
- корректное и полное название товара;
- изготовитель с указанием его адреса;
- документация как подтверждение соответствия товара стандартам качества;
- сведения о свойствах и характеристиках продукции;
- правила хранения и использования;
- срок пригодности;
- цена продукции;
- данные о дефектах или заканчивающемся сроке годности.
Поэтому не стоит торопиться с открытием бизнеса, уделите должное внимание планированию и разработке бизнес-плана. В бизнес-проект лучше заложить больший объем расходов чем доходов, чтобы после не остаться с пустым кошельком.
Новички в предпринимательской деятельности часто опасаются устанавливать дорогую цену на товар. Конечно, глупо фиксировать большую стоимость на обычном товаре, который есть у соседа-конкурента. Но если ваша продукция на порядок качественнее, эксклюзивнее и, наконец, полезнее, только высокая отпускная цена укажет на особенные характеристики. Лояльность к покупателю должна быть избирательной и ни в коем случае не станет разорять ваше дело.
Правительство одобрило законопроект о развитии нестационарной торговли
Федеральным законом от 29.06.2021 № 182-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон №171 в плане подключения к ЕГАИС оптового и розничного звена, а так же производителей пива и пивных напитков. Законом предусматривается поэтапный порядок подключения к ЕГАИС: 1. До 1 октября 2021 года должны быть подключены к ЕГАИС производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, производящих более 300 тысяч ДКЛ в год; 1.1 До 1 января 2021 года должны быть подключены к ЕГАИС, в части отражения оборота, производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, производящих менее 300 тысяч ДКЛ в год;
С 1 июля 2021 года – организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях (в части розничной продажи); С 1 июля 2021 года – организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях (в части розничной продажи). С целью исключения ошибок по передачи сведений в систему ЕГАИС рекомендуем всем торговым точкам начать передавать данные по розничной реализации маркируемой алкогольной продукции не позднее 25.06.2021. Ответственность за непредставление сведений в ЕГАИС предусмотрена статьей.
Продажа алкоголя с 1 января 2021 года С 1 января 2021 года вступает в действие ряд изменений, которые отразятся на продаже алкоголя. Чиновники ограничили продажу пива в пластиковых бутылках, что окажет существенное влияние на представителей отрасли. При этом продажа алкоголя будет осуществляться в рамках ЕГАИС. Продажа алкоголя: ключевые изменения с 1 января 2021 года Законодатели запретили продавать алкогольную продукцию в ПЭТ-таре, объем которой превышает 1,5 литра.
Федеральный закон от 3 июля 2021 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Объем данного документа превышает нормы публикации материалов на страницах нашего сайта.
Онлайн-кассы внедряются постепенно. Это дает возможность избежать накладок в обработке данных, отладить систему и полностью подготовить ее к полноценной работе. Есть плюсы и для предпринимателей – они точно знают в какие сроки необходимо установить оборудование. При этом стоит сказать, что откладывать покупку в «долгий ящик» не нужно. О ней необходимо позаботится минимум за два-три месяца до окончания срока.
Для ЕНВД предусмотрены два срока внедрения онлайн-касс:
После приобретения онлайн-кассы предприниматель должен позаботится о ее правильном подключении. Сделать это можно самостоятельно, либо прибегнув к помощи сторонних специалистов.
Касса в обязательном порядке подключается к интернету, она настраивается и проверяется на работоспособность. Основная задача ее владельца – осуществить регистрацию прибора в налоговой. С этой целью можно лично посетить отделение ФНС, предоставив заявление и документы на аппарат, после чего ему будет присвоен уникальный идентификационный номер.
Не исключен вариант онлайн-регистрации. Предпринимателю достаточно войти на официальный сайт ФНС – и подать заявку удаленно. Это позволит сэкономить время на личное посещение налоговой службы.
Изменение, вступающее в силу с 1.07.2021, вносится в правила продажи товаров, не подлежащих обмену, перечень которых утвержден Постановлением Правительства №55 (Правила продажи отдельных видов товаров). Согласно Постановлению Правительства №50 от 28/01/19 г. правила размещения молочных и аналогичных им товаров изменятся. Выкладка товара должна будет производиться так, чтобы покупатель визуально отделять «настоящие» молочные продукты от иных. При этом выкладка должна сопровождаться надписью, подтверждающей отсутствие заменителей молочного жира.
Уличная торговля: нужно ли разрешение, онлайн‑касса и регистрация?
Правительство России постановлением от 31.12.2020 № 2463, которое вступило в силу с 1 января 2021 года (и будет действовать до 1 января 2027 года) ввело Правила продажи товаров в розницу, обязательные для применения, так или иначе, всеми хозяйствующими субъектами в сфере розницы — как ИП, так и юридическими лицами. В том числе:
- интернет-магазинами;
- продавцами товаров через вендинговые аппараты;
- продавцами комиссионных товаров, б/у товаров;
- продавцами отдельных категорий товаров по перечням, отраженным в п. 35 — 72 Правил, утвержденных постановлением № 2463 (к ним относятся продовольственные, технически сложные бытового назначения товары, автомобили, ювелирные изделия, животные, растения, аудиозаписи, программы, стройматериалы и иные).
Правила распространяются и на продуктовую розницу, и на продажу непродовольственных товаров.
К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:
- Возможность не предоставлять по требованию посетителя:
- книгу жалоб и предложений;
- товарно-сопроводительную документацию.
Отметим, что в сфере общепита (которая регулируется законом отдельно от розницы, но все же близка ко многим ее сегментам по существу, и потому действующие там правила всегда заслуживают внимания) применение Книги отзывов и предложение по-прежнему обязательно, несмотря на то, что там также приняты новые нормы по взаимодействию поставщика и потребителя — установленные постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1515. Как и случае с постановлением № 2463, данные нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.
- Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).
Конечно, магазин в целях повышения лояльности потребителей может соответствующую услугу также предложить. Понятное дело, для этого нужно будет заложить некие дополнительные средства и в фонд оплаты труда работников торгового предприятия — которым, так или иначе, придется отвлекаться от основной работы для оказания содействия покупателям при погрузке товаров.
- Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.
Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.
- Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.
Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.
Интернет-магазины в соответствии с новыми правилами торговли с 2021 года имеют право требовать от покупателя при возврате им ювелирных изделий, технически сложных товаров и средств транспорта (п. 41, 45, 51 Правил):
- представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
- предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.
И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.
В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:
- В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
- Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).
Если говорить о прочих новшествах Правил по постановлению № 2463, имеющих узкую направленность, то обращают на себя внимание, в частности:
- Положения п. 35 Правил, которые не требуют от продавцов, осуществляющих предпродажную расфасовку, обязательного указания на расфасованном товаре номера или фамилии весовщика.
Продавец не обязан:
- иметь книгу отзывов и предложений.
- знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией,
- бесплатно грузить крупногабаритный товар в транспортное средство покупателя, если доставка осуществляется силами последнего,
- обменивать технически сложные товары надлежащего качества, гарантия на которые равна или превышает один год. Ранее в правилах отсутствовало условие о сроке действия гарантии.
Разносная (нестационарная) торговля – торговля, осуществляемая вне торговых объектов бродячими торговцами путём непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
Теперь продавец не обязан:
- обеспечить наличие прейскуранта,
- предоставлять покупателю товарный чек,
- обеспечить каждого представителя личной карточки, содержащей сведения о продавце, фотографию представителя и его Ф.И.О.
Технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, теперь можно вернуть продавцу, даже если претензии к их качеству отсутствуют. Ранее позиции судов разнились.
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется обязанность безвозмездно предоставить покупателю по его требованию на период ремонта аналог или замену такого товара, расширен. В него включили ювелирные изделия и газовые и газоэлектрические бытовые приборы.
Изменения для ИП с 2021 года для розничной торговли также есть. ИП теперь при осуществлении продажи товаров обязаны сообщать следующие данные: фамилию, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер (номер, который присваивается в налоговой и содержится в свидетельстве), адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Есть изменения для ИП с 2021 года для розничной торговли по кассам (они касаются и юрлиц). Если информации в кассовом чеке недостаточно, по требованию покупателя продавец должен сформировать товарный чек (они могут быть составлены и направлены в электронном виде). Также с 1 июля 2021 года все предприниматели на любом режиме и даже при отсутствии работников обязаны перейти на кассовое обслуживание.
Власти решили взяться за наведение порядка в нестационарной и развозной торговле. В первую очередь, решено усовершенствовать юридическую сторону вопроса, поскольку на начало 2019 года правовое регулирование данной сферы носит довольно хаотичный характер.
В начале декабря 2018 года Правительство РФ одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ “Об основах госрегулирования торговой деятельности в России” и ст. 28 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».
Розничная торговля табачными изделиями
В Московской области 29 ноября 2018 года прошло заседание Правительства Российской Федерации под председательством Дмитрия Медведева. В совещании принял участие Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Одной из ключевых тем заседания стали поправки в Закон о торговле, которые предусматривают создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов – ларьков, киосков, павильонов и автомагазинов.
Говоря о необходимости развития в России малого и среднего бизнеса, Дмитрий Медведев заметил, что принятие поправок обеспечит необходимое сейчас правовое регулирование нестационарной и развозной коммерции.
– Одна из главных новелл гарантирует предпринимателям адекватную замену места для торговли, если прежний участок, где размещался павильон или автолавка, понадобился для государственных или муниципальных нужд. То есть мы сохраняем за бизнесом преимущества в случае изменения его местоположения. Бизнес должен сохраниться, – подчеркнул Председатель Правительства РФ.
Ещё один важный момент в предложенных изменениях – договор на размещение киоска или автолавки. По словам Дмитрия Медведева, теперь он будет заключаться на более длительный срок – не менее чем на пять лет.
– По заявлению предпринимателя договор может быть продлён без проведения торгов, чтобы были сформированы более надёжные, стабильные условия. При этом торговые сооружения должны будут содержаться в технически исправном состоянии и соответствовать архитектурным требованиям, которые установят местные власти, – отметил он.
Законопроект направлен на уточнение терминологии и приведение ее в соответствии с современными требованиями рынка, закрепление в федеральном законодательстве вариантов юридического оформления нестационарных торговых объектов (далее – НТО), закрепление принципа «меняется место – сохраняется бизнес», определение социально значимых (приоритетных) направлений розничной торговли, закрепления общих принципов оформления договорных отношений, защищающих добросовестных предпринимателей, наделение субъектов РФ рядом полномочий в сфере регулирования нестационарной торговли. Также предлагается выделить в отдельную категорию мобильные торговые объекты (далее – МТО).
В феврале 2016 года состоялись публичные обсуждения проекта, в которых СТПП принимала самое активное участие. По итогам детального изучения положений законопроекта в адрес разработчиков были направлены предложения и замечания :
1. Размещение объектов нестационарной торговли на территории земельных участков, сформированных под многоквартирными домами.
Требования СанПиН 2.1.2.2645-10 запрещают на территории дворов жилых зданий любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок кроме гостевых. Реализация требования приводит к существенному сокращению НТО преимущественно социально значимой направленности. Целесообразным будет исключение из перечня запрещенных к размещению на территории жилых зданий социально ориентированные НТО, которые, как правило, располагаются не на дворовой территории, а с уличной стороны здания. Также в качестве соблюдения баланса интересов и жильцов и предпринимателей вместо полного запрета установить дополнительные условия к размещению таких объектов, максимально гарантирующих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
2. Регламентация большинства вопросов, касающихся организации нестационарной и развозной торговли отнесена к компетенции органов государственной власти субъекта и органам местного самоуправления. Большая часть полномочий по регулированию рассматриваемых правоотношений закреплена за субъектами РФ, хотя логичнее перераспределить полномочия в пользу муниципалитетов, поскольку именно, местные власти способны учесть все особенности развития местной торговли. Необходима четкая регламентация таких принципиально важных вопросов как правила определения мест, где допускается и (или) исключается размещение НТО, правила предоставления мест размещения, предоставление компенсационных мест и др. на уровне федерального законодательства.
3. Изменение проектом назначения схемы размещения НТО и определение ее как общедоступного информационного ресурса в целях учета объектов и информирования потребителей и хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, целесообразно дополнительно в схеме отражать все допустимые места размещения НТО, что значительно бы помогло предпринимателям сориентироваться в выборе места ведения бизнеса.
Позиция Сургутской ТПП относительно проекта федерального закона разработчиками учтена, по итогам публичных обсуждений размещен [проект в новой редакции]. На данный момент законопроект находится на стадии подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
В настоящее время в законе «О государственном регулировании торговой деятельности» таких понятий – развозная торговля или разносная торговля – нет, в законе речь идет о нестационарной торговле. О развозной и разносной торговле говорится в других нормативных документах – налоговый кодекс, методические рекомендации, общепринятый деловой оборот и т. д.
Нестационарная торговая точка – это временное торговое сооружение, в том числе передвижное (развозная торговля), которое не связано прочно с земельным участком, то есть, это не капитальная какая-то торговая точка или магазин. Такое временное сооружение может быть подключено или не подключено к инженерным сетям. Например, временная палатка может быть подключена или нет к трубе с водой, к электрическим сетям.
Онлайн-сервис для автоматизации бизнеса
Разносная торговля – это когда есть непосредственный контакт между продавцом и покупателем так вне магазинов, а в тех местах, где находятся покупатели: в организации, в транспорте, на улице или на дому. Разносная торговля, другими словами, это когда не покупатель идет к продавцу за товаром, а продавец приходит к покупателю с товаром.
Нестационарные торговые объекты, то есть объекты развозной торговли размещаются на земельных участках и в зданиях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Например, на городских продуктовых рынках.
Размещаются они там по специально разработанной схеме. Схема расположения объектов развозной торговли утверждается местными органами власти – в мэрии городов, администрациях районов и т. д. С этими схемами можно ознакомиться там же или в администрациях рынков и в управляющих компаниях этих рынков.
Полезные документы для скачивания
По закону из общего числа объектов развозной торговли (палатки, непередвижные фургоны и др.) 60% должны принадлежать субъектам малого или среднего предпринимательства.
Если в действующую схему палаток и ларьков, например, на том или ином рынке, вносятся какие-то изменения, то эти изменения не могут коснуться тех палаток, фургонов и ларьков, которые уже работают. То есть, если по новой схеме в каком-то месте палатки стоять не должно, а до изменений палатка эта там стояла и работала, то перенести ее или убрать можно после того, как истечет срок аренды.
Если рынок (земельный участок), крытый рынок, торговый комплекс и т. д. находятся не в государственной, а в частной собственности, то порядок и правила размещения там объектов развозной и разносной торговли определяет уже собственник рынка или помещения. Естественно, эти правила должны соответствовать действующему российскому законодательству.