Какой Бухгалтерской Проводкой Отразить В Бюджетной Организации Излишне Начисленные Обязательные Страховые Взносы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой Бухгалтерской Проводкой Отразить В Бюджетной Организации Излишне Начисленные Обязательные Страховые Взносы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При начислении взносов (например, с выплат работникам) в бухгалтерском учете нужно сделать следующую запись:

Операция Проводка
Начислены страховые взносы на заработную плату Дебет счета 20 «Основное производство» (счета 23 «Вспомогательные производства», счета 25 «Общепроизводственные расходы», счета 26 «Общехозяйственные расходы», счета 44 «Расходы на продажу») — Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (с указанием субсчета соответствующего взноса)

Начисление страховых взносов: проводки

Перечисление взносов в бюджет отражается в бухгалтерском учете такой проводкой:

Операция Проводка
Перечислены страховые взносы Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (с указанием субсчета соответствующего взноса) — Кредит счета 51 «Расчетные счета»

За просрочку платежей в ИФНС и ФСС контролеры начислят пени и штрафы. Расчет пени по страхвзносам исчисляется в аналогичном порядке, как и по всем другим налогам и сборам. Размер пени зависит от продолжительности просрочки уплаты обязательств в бюджет. Например, если срок оплаты — 20 марта, а платеж перечислили только 29 марта, то расчет пени будет произведен за все 9 дней.

ВАЖНО! Новые правила расчета пени действуют с 28.12.2018. Исчисление продолжительности начинайте со дня, следующего за днем, в котором наступает срок оплаты. Например, с 21 марта. День, в котором платеж отправлен в бюджет, тоже включайте в расчет пени. Сумма пени, исчисленная за просрочку платежа по страхвзносам, не может превышать сумму самого взноса. Пени по взносам начисляют даже за один день просрочки. Такие нормы закреплены в п. 3 статьи 75 НК РФ, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ.

За первые 30 дней просрочки пени считайте в размере 1/300 от ключевой ставки рефинансирования. С 31 дня просрочки пеня начисляется в размере 1/150 от ставки рефинансирования. Если в течение периода расчета ставка менялась, то учитывайте изменения при расчете. По платежам, срок уплаты которых до 01.07.2017, исчисляйте пени по ставке 1/300 от ставки рефинансирования, независимо от продолжительности просрочки.

Пени по взносам на травматизм считаем по старым правилам, в размере 1/300 от ставки рефинансирования за каждый просроченный день, начиная со следующего за днем уплаты, до фактической уплаты пени в ФСС.

В июне Пенсионный фонд выставил требование на уплату пени по страховым взносам, проводки для учета будут такие:

Операция

Дебет

Кредит

Начислены пени по страховым взносам, проводка

ОПС, пени

0 401 20 290

0 303 10 730

Пени по ОМС

0 303 07 730

ВНиМ, пени

0 303 02 730

Травматизм, пени

0 303 06 730

Оплата пеней по СВ

0 303 ХХ 830

0 201 11 610

Возвращаем излишне уплаченные страховые взносы

Если вы работаете на ОСНО, то расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов. То же касается взносов, начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций на ОСНО. Аналогично действуют организации и предприниматели на УСН «Доходы минус расходы» и ЕСХН.

От 50 % до 100 % страховых взносов принимаются к уменьшению суммы налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима в следующих случаях:

  • УСН на ставке 6 %,
  • ЕНВД.

Если вы ИП без сотрудников, то уменьшить налог можете на всю сумму страховых взносов за себя. Организации и предприниматели с сотрудниками уменьшают налог только на половину. Стоимость патента страховые взносы не уменьшают.

При начислении взносов фирмы делают проводку по ним, относя начисленные суммы на те же затратные счета, на которые попадает относящаяся к ним заработная плата: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44). Если в организации используют для учета затрат несколько счетов, то страховые взносы будут распределены между счетами так же, как и заработная плата.

При начислении взносов в фонды делают проводки, в которых по дебету указывают счет учета затрат, а по кредиту – субсчета счета 69 для соответствующих взносов в каждый из фондов. Так, например, начисление взносов на ОПС отражается проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 69.2. Аналогично оформляют проводки и для других фондов.

В проводках не используют счет 70, поскольку страховые взносы с зарплаты сотрудников не удерживают.

Пример

В ООО «Смайлик» работает директор (зарплата 40 тыс. руб.), бухгалтер (зарплата 32 тыс. руб.) и 2 рабочих (с зарплатой 30 тыс. руб. каждому). Фирма включена в реестр МСП. По итогам каждого месяца бухгалтер рассчитывает зарплату и страховые взносы. Тариф на НС 0,2%. Страхвзносы за май 2021 бухгалтер рассчитал следующим образом:

Сотрудник

ОПС (руб.)

ОМС (руб.)

ВНиМ (руб.)

НС

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

Взносы в пределах МРОТ

Взнос с зарплаты свыше МРОТ

Директор

2 814,24 (12 792 × 22%)

2 720,80 ((40 000 — 12 792) × 10%)

652,39 (12 792 × 5,1%)

1 360,40 ((40 000 — 12 792) × 5%)

370,97 (12 792 × 2,9%)

0 ((40 000 — 12 792) × 0%)

80 (40 000 × 0,2%)

Бухгалтер

2 814,24 (12 792 × 22%)

1 920,80 ((32 000 — 12 792) × 10%)

652,39 (12 792 × 5,1%)

960,40 ((32 000 — 12 792) × 5%)

370,97 (12 792 × 2,9%)

0

64

Сотрудник 1

2 814,24 (12 792 × 22%)

1 720,80 ((30 000 — 12 792) × 10%)

652,39 (12 792 × 5,1%)

860,40 ((30 000 — 12 792) × 5%)

370,97 (12 792 × 2,9%)

0

60

Сотрудник 2

2 814,24 (12 792 × 22%)

1 720,80 ((30 000 — 12 792) × 10%)

652,39 (12 792 × 5,1%)

860,40 ((30 000 — 12 792) × 5%)

370,97 (12 792 × 2,9%)

0

60

Итого

11 256,96

6 353,10

2 609,57

4 041,60

1 483,88

264

Эти суммы бухгалтер отразила в бухучете следующим образом:

Дт 26 Кт 69.2 – 10 270,08 руб. (2 814,24 + 2 720,80 + 2 814,24 + 1 920,80) – страхвзносы на ОПС директора и бухгалтера отражены в затратах.

Дт 26 Кт 69.3 — 3 625,58 руб. – взносы на ОМС.

Дт 26 Кт 69.1 – 741,94 руб. – взносы на ВНиМ.

Дт 26 Кт 69.11 – 144 руб. – взносы от НС.

Дт 20 Кт 69.2 – 9 070,08 руб. – взносы на ОПС сотрудников.

Дт 20 Кт 69.3 — 3 025,58 руб. – взносы на ОМС.

Дт 20 Кт 69.1 – 741,94 руб. – взносы на ВНиМ.

Дт 20 Кт 69.11 – 120 руб. – взносы от НС.

Погашение задолженности по переплате зарплаты и отпускных при добровольном согласии работника производится либо посредством внесения наличных денежных средств в кассу или на лицевой счет учреждения; либо посредством удержания из последующих начислений заработной платы.

Обратите внимание, что общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% зарплаты, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

Суммы, списанные с балансового учета в связи с признанием судом виновного лица неплатежеспособным, отражаются по кредиту счета 0 209 30 000 и дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Следует произвести пересчет суммы страховых взносов, начисленных на данные выплаты, и НДФЛ. Необходимо сторнировать ошибочные начисления методом «красное сторно» и отразить в учете дополнительной записью суммы правильно начисленных обязательных платежей. Ввиду уменьшения суммы базы по НДФЛ происходит уменьшение и начисленного налога, который подлежит возврату налогоплательщику.

При отказе суда во взыскании с бывшего работника задолженности по переплате она списывается с баланса учреждения.

При списании суммы задолженности, признанной учреждением невозможной к взысканию, производится запись по дебету счета 4 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».

Типовые проводки по начислению страховых взносов для бюджетников

Все бухгалтерские проводки по начислению страховых взносов формируются на специальном счете бухучета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина № 94н).

Для детализации данных по каждому виду страхового обеспечения в плане счетов предусмотрены субсчета:

  • 69.1 — для отражения операций по социальному обеспечению граждан (ВНиМ и НС и ПЗ);

ВАЖНО!

Необходимо предусмотреть дополнительную аналитику по субсчету 69.1, например:

  • 69.1/1 — начисления в пользу ВНиМ;
  • 69.1/2 — данные о платежах в ФСС в пользу страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
  • 69.2 — для начисления страховых взносов в части ОПС;
  • 69.3 — информация о начисленных страховых взносах по ОМС.

По кредиту данных бухгалтерских счетов отражается начисление СВ, а по дебету — их оплата. Таким образом, проводка, если начислены страховые взносы во внебюджетные фонды, — ДТ 20 КТ 69.1.

Стоит отметить, что работодатель начисляет страховые взносы только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.

Напомним, что при создании резерва по отпускам в бюджете необходимо предусмотреть аналогичные отчисления в резервный фонд: особенности расчета — в статье «Как рассчитать резерв отпусков».

Рассмотрим ключевой алгоритм начисления СВ и отражения их в учете на конкретном примере.

ООО «ВЕСНА» — компания на ОСНО, применяет общеустановленные тарифы по страховому обеспечению граждан. Тариф взносов на травматизм — 0,2%. В январе 2021 года была начислена заработная плата основного персонала в сумме 1 000 000 рублей. Бухгалтер отразил в учете следующие действия:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

Примечание

Начислена заработная плата основного персонала

20

70

1 000 000,00

Документ-основание: зарплатные ведомости за январь

Бухгалтерская проводка, если начислены страховые взносы от заработной платы на временную нетрудоспособность и материнство

20

69.1/1

29 000,00

(1 000 000 × 2,9%)

Начисление СВ на ОПС

20

69.2

220 000,00

(1 000 000 × 22%)

Отражены СВ на ОМС

20

69.3

51 000,00

(1 000 000 × 5,1%)

Бухгалтерская проводка, если начислены взносы во внебюджетные фонды на травматизм (в ФСС)

20

69.1/2

2000,00

(1 000 000 × 0,2%)

Деньги перечислены в ФНС и фонды:

ВНиМ

69.1/1

51

29 000,00

Документ-основание: платежные поручения, выписка из банковской организации о состоянии расчетного счета

ОПС

69.2

220 000,00

ОМС

69.3

51 000,00

НС и ПЗ

69.1/2

2000,00

В феврале 2021 года ООО «ВЕСНА» получило от ФНС требование об уплате недоимки в сумме 5000 рублей и пени в сумме 135,55 рублей. Бухгалтер составил проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Начислена пеня

99 или 91 (в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике)

69 (по соответствующему субсчету)

135,55

Требование Федеральной налоговой службы

Отражена оплата пени

69 (по соответствующему субсчету)

51

135,55

Платежное поручение

Начислена недоимка

20 — если недоимка была начислена за текущий год;

91.2 — если недоимка выставлена за прошлые отчетные периоды

69 (по соответствующему субсчету)

5000,00

Требование Федеральной налоговой службы

Оплата недоимки

69 (субсчет)

51

5000,00

Платежное поручение

Страховое обеспечение индивидуальных предпринимателей (в отношении самих себя) существенно отличается от норм, предусмотренных для работодателей. Так, за 2021 год бизнесмен обязан перечислить в бюджет фиксированные платежи:

  • 32 448 рублей — на ОПС;
  • 8426 рублей — на ОМС.

Однако если его доходы превысят 300 000 рублей в год, то с суммы превышения придется дополнительно перечислить 1% в ФНС на обязательное пенсионное страхование. Подробнее об обязательных платежах ИП за себя: ИП: страховые взносы в 2021 году.

расход, связанный с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг: счет 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960213, 0109602210 — 10960226, 010960290, 010970213, 010970221 — 010970226, 010970290, 010980213, 010980221 — 010980226, 010980290, 010990213, 010990221 — 010990226, 010990290);

  1. От источника средств на выплату дохода работникам учреждения. В 18-м разряде бухгалтерского счета при отражении налогового обязательства обозначается соответствующий признак (аналогично выплатам по НДФЛ).
  2. От вида расхода, к которому отнесен выплачиваемый работнику доход (заработная плата). В соответствии с видом расходов используются счета бухгалтерского учета:

Как отразить обнуление страховых взносов в бухучете?

Стоит отметить, что работодатель начисляет СВ только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Если вы работаете на ОСНО, то расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов. То же касается взносов, начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций на ОСНО.

Недоимка по страховым взносам включается в состав прочих расходов и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2). Порядок отражения в бухучете доначисления страховых взносов при получении требования аналогичен порядку доначисления налогов по результатам налоговой проверки.

При начислении дополнительных взносов в бюджетных учреждениях используется схема бухгалтерских проводок, приведенная в пункте 131 Инструкции № 174н. Из анализа этой нормы можно сделать вывод, что счет 0 303 090 00 предназначен для отражения операций по начислению дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Взносы по доптарифам уплачиваются с выплат не всем работникам, а только тем, которые вправе уйти досрочно на пенсию. А именно трудящимся на видах работ, указанных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

И здесь возникает вопрос: можно ли взносы по доптарифам приравнять к дополнительным вносам? На наш взгляд, нельзя. Ведь взносы, начисляемые по дополнительным тарифам, направляются на финансирование страховой части пенсии. Следовательно, дополнительными страховыми взносами они не являются. Поэтому суммы должны отражаться на счете 0 303 10 000.

Базой для их налогообложения является фонд начисленной заработной платы, который помимо основной заработной платы может состоять из премиальных выплат, начисленных отпускных, компенсаций и доплат. Также под объект налогообложения попадают командировочные выплаты, выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа и лицензирования, отпускные, начисленные премии и компенсации, доплаты.

  • Социального страхования – процентное соотношение 2,9;
  • Пенсионного страхования – процентное соотношение 22%;
  • Обязательного медицинского страхования – процентное соотношение 5,1%;
  • Социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – устанавливается фондом индивидуально в зависимости от класса опасности основного вида эконом.деятельности.

После установления причин переплаты необходимо вспомнить о сроках, в течение которых можно удержать с работника излишне выплаченные суммы.

В силу положений ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из зарплаты работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для погашения неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Как отмечается в апелляционных определениях Московского городского суда от 28.02.2013 № 11-3853/2013, Свердловского областного суда от 22.05.2014 № 33-7209/2014, если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, то есть работник оспаривает удержание или истек месячный срок, то работодатель теряет право на удержание этих сумм и оно может быть осуществлено только в судебном порядке.

Корректировка сумм неверно начисленного страхового обеспечения

Поступления средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания следует отражать в плане ФХД в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» (раздел «Поступления финансовых активов») по строке 310 «Увеличение остатков средств» с указанием кода аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов 510 (п. 8.1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (утверждены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н) либо по соответствующей строке формы плана ФХД, утвержденной учредителем.

Поступление финансовых активов, всего:

из них:
увеличение остатков средств

К дебиторской задолженности относят имущественные требования компании относительно ее должников.

Рассматривая подробно: фирма предоставляет услуги в комплексе другой компании или физическому лицу по договору. А оплата по этому договору проходит, предположим, раз в квартал и независимо, когда были предоставлены услуги. Вот эти деньги, которые оплатят в будущем, и есть ДЗ. Именно так образуется дебиторской долг.

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 4

В редакцию поступила просьба разъяснить, как следует отразить в учете казенного учреждения возврат от поставщика дебиторской задолженности за ранее перечисленные авансы. В статье мы постараемся ответить на поставленный вопрос с учетом действующего законодательства РФ.

Согласно п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете 401 01 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ», для перечисления в доход соответствующего бюджета. В случае если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета 401 05, 402 01, 402 04, минуя счет 401 01, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения этих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) они подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.

Таким образом, на основании норм названного документа отражение в учете казенного учреждения операций, связанных с перечислением суммы дебиторской задолженности прошлых лет, будет зависеть от того, на какой счет поступила сумма от поставщика: на счет получателя бюджетных средств либо на счет учета доходов бюджета.

Кроме того, следует учитывать, что на отражение операции влияет также, наделено казенное учреждение правами администратора доходов бюджета или нет. Напомним, что в соответствии с нормами Инструкции N 162н если учреждение не является администратором доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, то расчеты, связанные с возвратом средств в бюджет, надо отражать в учете с использованием счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Если учреждение является администратором соответствующих доходов бюджета, поступившие средства надо отражать с использованием счета 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет».

Ниже рассмотрим варианты корреспонденции счетов по возврату сумм дебиторской задолженности прошлых лет за ранее перечисленные авансы.

Первый вариант — если казенное учреждение не наделено правами администратора доходов бюджета.

Рассмотрим на примере отражение возврата дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета в учете казенного учреждения, не наделенного правами администратора дохода бюджета.

Пример 2. В учете казенного учреждения имеется дебиторская задолженность прошлых лет по авансовым платежам за поставку материалов в сумме 5350 руб. В марте 2013 г. эта организация была признана банкротом, конкурсный управляющий перечислил сумму по неисполненным обязательствам путем перечисления на счет учреждения суммы задолженности. Казенное учреждение не наделено правами администратора дохода бюджета.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Пример 3. Изменим условия примера 2. Предположим, что поставщик сразу перечислил денежные средства в доход бюджета, минуя лицевой счет учреждения.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи.

Второй вариант — если казенное учреждение наделено правами администратора доходов бюджета.

Рассмотрим пример по перечислению дебиторской задолженности прошлых лет казенным учреждением, наделенным правами администратора дохода бюджета.

Пример 4. Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что казенное учреждение наделено правами администратора дохода бюджета.

В случае если поставщик окажется недобросовестным и не исполнит свои обязательства по договору поставки, по истечении срока исковой давности такая задолженность перейдет в разряд нереальной к взысканию (ст. ст. 196, 197 ГК РФ).

Для справки. Различают следующие сроки исковой давности:

  • общий, равный трем годам (ст. 196 ГК РФ);
  • специальный (ст. 197 ГК РФ): для отдельных видов требований он может быть короче или длиннее общего срока.

Несмотря на то что срок исковой давности имеет определенные границы, его течение может прерываться, а после перерыва вновь возобновляться (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности связано:

  • с предъявлением иска в установленном законодательством порядке;
  • с совершением должником определенных действий по признанию своего долга. Это может быть частичная оплата задолженности, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа, подписание акта сверки задолженности и т.д.

При этом срок исковой давности прерывается каждый раз при совершении указанных действий. Отсюда следует, что при прерывании в течение трех лет срока исковой давности хотя бы по одному из вышеуказанных оснований он может быть продлен. Прерывание срока исковой давности означает, что время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается, а исчисление срока исковой давности начинается заново со дня перерыва.

В соответствии с разъяснениями Минфина России, приведенными в Письме от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, дебиторская задолженность переходит в разряд нереальной к взысканию (кроме случая истечения срока исковой давности), если обязательство прекращено:

  • в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • из-за невозможности исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ).

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет в казенном учреждении 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В бухгалтерском учёте операции по начислению и возврату сумм дебиторской задолженности прошлых периодов отразите через счёт 209 «Расчеты по ущербу и иным доходам»: Уведомите администратора кассовых поступлений об ожидаемом поступлении. Для этого составьте Извещение ф. 0504805 и оформите проводку: Дебет КДБ.1.304.04.130 Кредит КДБ.1.303.05.730.

Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в этом случае применять нельзя.

Общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Но это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:

  1. Инструкция № 174н — для бюджетного типа учреждений.
  2. Инструкция № 183н — для автономных организаций.
  3. Инструкция № 162н — для казенного типа госучреждений.

Чтобы вести учет зарплаты в бюджетных учреждениях в 2021 году бюджетники обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».

Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:

  1. Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
  2. Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его включите в группу с кодом «2».
  3. Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.

Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:

  • 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
  • 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.

Собрали в таблице проводки по начислению зарплаты в бюджетном учреждении в 2021 году.

операцииДебетКредитПримечание
Начислена зарплата 4 401 20 211 4 302 11 730 Оплата труда — КВР 111Прочие выплаты — 112Пособия и больничные листы и страховые взносы — 119
Начисление больничного листа 4 401 20 213 4 302 13 730
Начисление прочих выплат 4 401 20 212 4 302 12 730
Начислена заработная плата работникам основного производства, проводка 4 109 61 211 (при включении ЗП в себестоимость)4 109 71 211 (накладные расходы)4 109 81 211 (общехозяйственные расходы) 4 302 11 730
Удержан НДФЛ 4 302 11 830 4 303 01 730
Удержан исполнительный лист 4 302 11 830 4 304 03 730
Выдана из кассы заработная плата, проводка 4 302 11 830 4 201 34 610
Перечисление на банковские карты 4 302 11 830 4 201 11 610
Невыданная зарплата депонирована 4 302 11 830 4 304 02 730
Страховые взносы 4 402 20 213 4 303 02 730 (ФСС — 2,9 %)4 303 06 730 (ФСС НС и ПЗ — 0,2 %)4 303 07 730 (ФФОМС — 5,1 %)4 303 10 730 (ОПС — 22 %)

Собрали в таблице проводки по зарплате в казенном учреждении в 2021 году.

операцииДебетКредитПримечание
Начислена заработная плата работникам 1 401 20 211 1 302 11 730 Для оплаты труда государственных и муниципальных служащих — КВР 121, для оплаты пособий и страховых взносов — 129
Больничные листы 1 401 20 213 1 302 12 730
НДФЛ 1 302 11 830 1 303 01 730
ЗП перечислена с расчетного счета 1 302 11 830 1 201 11 610
Выдана ЗП из кассы 1 302 11 830 1 201 34 610
Страховые взносы 1 402 20 213 1 303 02 730 (ФСС — 2,9 %)1 303 06 730 (ФСС НС и ПЗ — 0,2 %)1 303 07 730 (ФФОМС — 5,1 %)1 303 10 730 (ОПС — 22 %)

Как отразить в бухучете обнуление страховых взносов

Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Независимо от типа организации (некоммерческая, бюджетная, коммерческая) ведите учет начислений отдельно по каждому работнику. Не допускается внесение обобщенной информации по предприятию в целом либо записи по цеху, участку, отделу, смене.

Допустимо открыть соответствующие субсчета к счету 70. Например, чтобы детализировать информацию по цехам, отделам и прочим структурным подразделениям предприятия.

Если штрафные платежи начисляются компанией самостоятельно, то отразить их необходимо на дату расчета и уплаты в бюджет. При начислении по результатам проверки отразить их следует на дату вступления в силу решения по проверке. Учет расчетов с бюджетом по налогам организуется, в соответствии с планом счетов, на счете 68.


Если производится начисление пени по взносам, бухгалтерские проводки отражаются на счете 69. Для удобства контроля за начислением и уплатой неустоек по налоговым платежам следует организовать их аналитический учет в разрезе соответствующих налогов.

Например, при начислении пени по НДС проводки необходимо отразить на субсчете счета 68, открытого для учета начисления этого налога.

Признание расходов в бухучете не зависит от намерения получения дохода и формы осуществления расходов. В качестве наглядного примера рассмотреть можно ситуацию, когда в счет уплаты налога у организации конфисковано здание, впоследствии реализованное через аукцион.

Проводки по операции (без отображения конкретных цифр) будут такими: Дт 76 Кт 91-1 Отображение выручки от реализации здания Дт 91-2 Кт 68 Начислен НДС Дт 91-2 Кт 01 субсчет «Выбытие ОС» Списание стоимости здания по балансу Дт 68 Кт 76 Погашение долга по налогам Дт 91-2 Кт 76 Отображение исполнительского сбора Дт 91-2 Кт 76 Отображение затрат на аукцион и вознаграждение организатора Дт 91-2 Кт 76 Отображение суммы удержанного штрафа Дт 51 Кт 76 Поступление оставшейся от продажи здания суммы Особенности для бюджетных учреждений В бюджетных учреждениях бухучет осуществляется в соответствии с Инструкцией № 174н.

Не меняются ставки и у страхователей, получивших статус, дающий право на применение пониженных тарифов. К примеру, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и др. ( пп. 10-14 п. 1, пп. 4,5 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, а также организации и ИП, у которых есть соглашения с особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с 2021 должны платить взносы на ОПС по ставке 20%, а не по 13%, как это было в 2021 году (пп. 1,2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

Страховые взносы — это разновидность расходов, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), производимых организацией-работодателем. Начисление взносов, таким образом, показывается по дебету «производственных» счетов: 20, 23, 25, 26, 28, 29 (44 — в торговле) и кредиту счета 69, который выделен планом счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) специально для расчетов по взносам:

  • Дт 20 (23, 25, 26, 28, 29, 44) Кт 69.

При этом в отношении каждого взноса открывается отдельный субсчет на счете 69. Уплата взносов показывается в виде проводки по кредиту счета 69 и дебету 50 или 51 счета (сегодня — практически всегда это счет 51):

  • Дт 69 Кт 51 (50).

Рассмотрим, какие бухгалтерские записи по учету страховых взносов делают работодатели.

Пример

Иванову Н. М., работнику мебельного производства, начислена зарплата в сумме 30 000 рублей.

Работодатель исчислил с нее взносы:

  • в ПФР по ставке 22% (6 600 рублей);
  • в ФСС на временную нетрудоспособность по ставке 2,9% (870 рублей);
  • в ФСС на травматизм по ставке 0,9% (270 рублей);
  • в ФОМС по ставке 5,1% (1 530 рублей).

Условимся, что с зарплаты Иванова работодатель осуществляет добровольные отчисления в НПФ в максимально разрешенной сумме — 12% от заработной платы (п. 16 ст. 255 НК РФ) — 3 600 рублей.

В бухгалтерских регистрах работодателя будут зафиксированы (в части расчетов по взносам) проводки:

  1. По начислению платежей во внебюджетные фонды:
  • ДТ 20 КТ 69.21 — 6 600;
  • ДТ 20 КТ 69.11 — 870;
  • ДТ 20 КТ 69.12 — 270;
  • ДТ 20 КТ 69.3 — 1 530.
  1. По перечислению средств в бюджет:
  • ДТ 69.21 КТ 51 — 6 600;
  • ДТ 69.11 КТ 51 — 870;
  • ДТ 69.12 КТ 51 — 270;
  • ДТ 69.3 КТ 51 — 1 530.
  1. По начислению платежа в НПФ: ДТ 20 КТ 69.22 — 3 600.
  2. По перечислению платежа в НПФ: ДТ 69.22 КТ 51 — 3 600.

Если обязательные пенсионные взносы взносы не уплачены вовремя, то за каждый день просрочки начисляются пени — формирующие, в свою очередь, убытки организации, отражаемые на счете 99.

Отражение дополнительных страховых взносов

Актуально на

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

С 2020 года чиновники кардинально изменили порядок страхового обеспечения наемных работников. Теперь платить обязательные сборы нужно в ИФНС. Напомним, что страхование сотрудников является обязательным для всех категорий специалистов, как работающих по основному трудовому договору, так и внешних совместителей и работающих по гражданско-правовому договору.

Ключевые определения, нормативы и налоговые ставки мы раскрыли в отдельном материале «Кому теперь платить страхвзносы». Основные правила заполнения платежных поручений для перечисления платежей по страхованию имеют ряд отличительных особенностей. Чтобы не допустить ошибок, прочитайте статью о том, как платить бюджетной организации.

В отличие от бухучета некоммерческих организаций, у которых исчисленные и уплаченные сборы отражаются на одном счете БУ, в учете бюджетных организаций для отражения операций (например, начислены страховые взносы) проводки составляются по иным счетам.

В бюджет штрафы и пени перечисляйте по КВР 853 «Уплата иных платежей». А в бухучете такие расходы должны пройти по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать операции нужно на счетах, которые увязаны с этой статьей (401.20.290, 304.05.290). Это следует из разделов III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 № 65н.

Средства, которые поступили в возмещение затрат, будут неналоговым доходом бюджета. А значит, в полном объеме должны быть перечислены в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). При перечислении нужно указать код доходов 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства».

Сумма штрафа, которую сотрудник возмещает учреждению, это не что иное, как компенсация затрат работодателя (ст. 242 ТК РФ). Поэтому отражать такие расчеты нужно на счете 209.30 «Расчеты по компенсации затрат» (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Пени выплачивать придётся в любом случае, поэтому лучше это сделать самостоятельно, иначе налоговая инспекция сделает это за налогоплательщика, и, ко всему прочему, может взыскать в принудительном порядке за счёт денежных средств путём списания данной суммы с расчётного счёта организации или за счёт имущества организации-налогоплательщика, согласно пункту 6 статьи 75 НК РФ.

Еще в 2021 году страховое обеспечение граждан претерпело значительные реформации. Так, единым администратором поступлений стала Федеральная налоговая служба. Напомним, что ранее платежи по страховому обеспечению зачислялись напрямую во внебюджетные фонды (ПФРФ, ФФОМС, ФСС).

Теперь основной нормативный акт, регламентирующий порядок налогообложения и тарифы по страховым взносам (СВ) — это глава 34 НК РФ. Общеустановленные тарифы едины для всех экономических субъектов:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. Обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. Страхование от временной нетрудоспособности и по материнству — 2,9 %.

Однако чиновники предусмотрели льготы для некоторых категорий налогоплательщиков. Данные привилегии выражаются в сниженных тарифах на СВ. Подробнее: «Кому положены пониженные тарифы СВ в 2020 году».

Отметим, что страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (на травматизм) все также следует перечислять в Фонд социального страхования. То есть взносы на травматизм в ведение ФНС переданы не были. Размер платежей варьируется от 0,2 до 8,5 % в зависимости от класса опасности основного вида деятельности компании.

По СВ на ОПС установлен лимит (2020 г. — 1 115 000 рублей). Если сумма налогооблагаемых доходов по работнику превысила указанный предел, то тариф снижается до 10 %. Для ВНиМ также утвержден допустимый предел (2020 г. — 865 000 рублей). Однако при превышении данного лимита ставка снижается до 0 %, то есть СВ по ВНиМ при превышении лимита не платят.

Страховое обеспечение начисляется практически на все виды доходов трудящихся, которые получены ими в качестве вознаграждений за труд. К примеру, произведены отчисления на социальные нужды со следующих видов выплат:

  • заработная плата (должностной оклад или тарифная ставка);
  • стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, доплаты за переработку, ночные и праздничные);
  • районные и территориальные доплаты и коэффициенты;
  • оплата очередных трудовых отпусков, а также учебных и прочих;
  • иные виды выплат (например, командировочные, доплаты за совмещение и прочие);
  • выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа, подряда.

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.

*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление пени по налогу на прибыль в рассматриваемой ситуации подлежит отражению в бюджетном учреждении по дебету счета 2 401 20 290 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами: — Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения по платежам в бюджеты. Счет 303 00; — Энциклопедия решений. Финансовый результат госучреждения. Счет 400 00; — Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;

— Энциклопедия решений. Статья 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Пеня или, привычнее, пени – денежные средства, которые взыскиваются как штраф с плательщика за просрочку платежа в установленные законодательством сроки. Они могут взиматься по налогам и страховым взносам.

Их начисляют за каждый день, прошедший с даты, когда нужно было перечислить платеж, до дня погашения задолженности. Рассчитываются исходя из ставки рефинансирования.

В этой статье мы рассмотрим нюансы их учета и основные проводки по начислению и выплате пеней по налогам.

При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты.

Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны.

Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.

Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.

Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах.

В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.

Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль. Поэтому лучше использовать проводку Д99 «Налоговые санкции» К 68.4 «Налог на прибыль». Если же организацией принято решение учитывать их на 91 счете, проводка будет выглядеть: Д91 «Прочие расходы» К 68.4.

78540 х (1/300 х 8,25%) х 22 = 475,17 руб.

Проводки по штрафам:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
99.06 68.04.1 Начислены пени по налогу на прибыль 475,17 Бухгалтерская справка
68.04.1 51 Штраф перечислен в бюджет 475,17 Платежное поручение

Если учитывать пени на 91 счете нужно будет отразить ПНО в размере 95,03 руб. (475,17 х 20%), проводки по начислению и выплате налоговых штрафов будут выглядеть так:

Дт Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
91.02 68.04.1 Начислены пени по налогу на прибыль 475,17 Бухгалтерская справка
99 68.04.1 Отражено ПНО 95,03 Бухгалтерская справка
68.04.1 51 Уплачено в бюджет 475,17 Платежное поручение

Для НДС, НДФЛ и прочих налогов проводки будут идентичны. Меняться будет только субсчет по 68 счету. Для НДС – это 68.2, для НДФЛ – 68.1. Способ расчета пени для всех налогов идентичен.

«Альфа» перечислила страховые взносы в Пенсионный фонд по пенсионному обеспечению за апрель в сумме 39847 руб. 10 июня.

39847 х (1/300 х 8,25%) х 25 = 273,95

При учете штрафа на 99 счете:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
99.06 68.04.1 Начислены пени по страховым взносам по пенсионному обеспечению 273,95 Бухгалтерская справка
68.04.1 51 Оплата в бюджет 273,95 Платежное поручение

При учете на 91 счете ПНО равно 54,79 (273,95 х 20%):

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Поступившие от работника суммы являются компенсацией затрат государства и подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.

Доходы в виде компенсации затрат государства относятся к подгруппе доходов бюджета 113 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства» и отражаются с применением аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат».

Расчеты по компенсации затрат учитываются на аналитическом счете учета счета 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» с указанием в 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета 4-20 разрядов кода классификации доходов бюджета.


Похожие записи:

Добавить комментарий